Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать общественное мнение, способствующее повышению престижности экономической подготовки, т. е. развитию экономического мышления, обогащению его новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями. Это в свою… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Понятие «экономическое мышление у учащихся учебных заведений хореографического образования»
    • 2. Значение развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования
    • 3. Влияние гуманитарных направленностей экономических дисциплин на подготовку учащихся в учебных заведениях хореографического образования
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Информационные технологии — важный фактор совершенствования процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования
    • 2. Инновационные педагогические технологии — важнейший фактор совершенствования процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования
    • 3. Интеграционные педагогические технологии — важнейший фактор развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования

Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход общества на рыночные отношения, формирование демократических структур управления, изменение концептуальных подходов в развитии экономического мышления личности требует новых подходов и к развитию экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. Подготовка будущих специалистов предусматривает огромный объем творческой, духовной и физической энергии, ибо умения и навыки необходимо постоянно развивать, что, с одной стороны, существенно осложняет деятельность учебных заведений хореографического образования, а с другой — придает этому процессу особое социальное значение.

Именно эти обстоятельства усложняют деятельность учебных заведений хореографического образования по развитию экономического мышления у учащихся, что вызывает тревожные тенденции, имеющие место в реальной практике. Идет размывание процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, за счет недооценки значения дисциплин экономического цикла в подготовке специалистов соответствующей квалификации и специализации.

Отсюда главное противоречие между возможностями развития экономического мышления у учащихся в учебных заведений хореографического образования и недооценкой этого направления в подготовке специалистов среди педагогического состава, преподающего творческие дисциплины. Другое противоречие — между отрицательной мотивацией у учащихся к предметам экономического цикла и объективной потребностью этих знаний на практике.

Главная причина сложившихся противоречий состоит в отсутствии инновационных подходов к развитию экономического мышления учащихся, созданию новых моделей действия, учебных программ, рекомендаций в новых социокультурных условиях для учебных заведений хореографического образования. Для того, чтобы определить одну из конкретных целей учебных заведений хореографического образования — оптимальное использование одного из ведущих направлений — экономической подготовки, необходимо внесение новых смыслов в понимание реальности учебно-творческого процесса формирования.

Как показывает анализ, для развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования не используется имеющийся интеллектуальный потенциал, материальные средства, экономико-управленческие возможности обучения, ориентированные на знания по экономике.

Поэтому необходимо новое осмысление педагогической практики, определяющей актуальную значимость исследования как фактора развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. Это объясняется тем, что ориентация учащихся учебных заведений хореографического образования на ценности конкретного образа жизни может быть успешной лишь в том случае, если предварительно в их сознании будут заложены понятные экономические нормы общечеловеческого значения в условиях рыночных отношений.

Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в исследовании процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, в выработке целостной концепции и технологии ее реализации, находящей выражение в системе прикладных методик.

Степень научной разработанности проблемы. Разносторонний анализ философской, социологической, экономической, педагогической, управленческой литературы свидетельствует, что проблемы формирования экономического мышления личности косвенно рассматривались в философских трудах В. Г. Афанасьева, Э. М. Андреева, В. И. Болдина, Ю. Н. Бронникова, В. М. Григорьева, А. Г. Журавлева, К. Н. Иванова, Е. В. Косова,.

A.M. Омарова, Г. Х. Попова, B.JI. Чистякова, что оказало существенное влияние на исследование содержания, характера и природы этого феномена.

Данной проблемы касались и социологи: В. Г. Андреенков, И. И. Волков, В. Н. Иванов, В. В. Колбановский, B.C. Коробейников, Г. В. Осипов,.

B.П. Рожин, А. И. Ракитов, P.M. Рывкина, А. Г. Харчев, Ф. Р. Филиппов, попытавшиеся не только констатировать значимость экономического мышления, но и определить эффективные пути его формирования.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Н. И. Иванов, Б. М. Морозов, В. К. Платонов, Л. И. Рувинский, Г. Л. Смирнов, В. М. Соколов, В. М. Терещенко, Л. И. Уманский, В. Е. Фадеев, В. В. Шинкаренко, что способствовало раскрытию принципа детерминации развития личности системой общественных отношений, в которые она включена.

Среди ученых-экономистов, занимающихся вопросами развития экономического мышления в нашей стране: Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбелян, П. Г. Бунич, В. Г. Зинин, Н. Я. Петраков, И. А. Столяров, E.H. Соколов, С. С. Шаталин, С. В. Шишкин, которые довольно основательно раскрыли его основы функционирования в реформируемый период.

Деятельность учебных заведений хореографического образования в новых условиях хозяйствования раскрыта в трудах В. А. Бабенко, A.M. Беловой, И. М. Болотникова, K. J1. Борисевича, Р. Н. Вандяк, С. Н. Вознесенского, Г. И. Галуцкого, И. Е. Дагаева, К. Н. Измайлова, Н. П. Лапшина, Э. В. Новаторова, В. В. Суника, Г. Л. Тульчинского, которые проанализировали различные аспекты хозяйственного механизма для творческих и учебных учреждений.

Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, В. А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А. А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М. М. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю. П. Азаров, В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, В. И. Загвязинский, A.B. Мудрик, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.

Современная хореографическая педагогика базируется на трудах А. Я. Вагановой, С. С. Холфиной, М. Ф. Иваницкого, Н. П. Базаровой, В. П. Мей, Н. И. Тарасова, B.C. Костровицкой, A.A. Писарева, Р. В. Захарова, С. Н. Головкиной, A.M. Мессерера, Т. И. Васильевой, П. А. Пестова, H.H. Серебренникова, Н. А. Вихревой, Е. П. Валукина, Г. Н. Прибылова, A.B. Никифоровой, Б. Я. Брегвадзе, Л. М. Лариной, О. В. Жадиной, Н. В. Соковиковой, Т. Б. Нарской, А. П. Кириллова, Л. И. Ярмолович, на учебных фильмах, созданных под методическим руководством А. Я. Вагановой, Н. И. Тарасова, С. Н. Головкиной.

Большое внимание проблемам высшей школы, перспективам ее развития уделено в трудах A.A. Алферова, С. И. Архангельского, Л. М. Баженовой, Б. П. Беспалько, А. Ю. Бутова, К. Я. Гальперина, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, С. М. Оленева, В. А. Сластенина, B.C. Садовской, H.A. Слядневой, H.A. Паршикова, Т. К. Солодухиной, Т. В. Христидис, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования: технологический аспект».

Объект исследования — развитие экономического мышления в учебных заведениях хореографического образования.

Предмет исследования — процесс развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования: технологический аспект.

Цель исследования — научно обосновать, разработать и реализовать в учебно-творческом процессе целостных технологический процесс использования в учебно-творческом процессе развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

— определить понятие «развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования»;

— выявить теоретические основы развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— раскрыть сущностную характеристику и уточнить приоритетные направления развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— создать педагогическую модель технологического процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— разработать критерии оценки эффективности использования развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— экспериментально апробировать и внедрить в практику учебного процесса научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, ориентированных на динамичное освоение знаний по дисциплинам «Финансы, денежное обращение и кредит», и «Бухгалтерский учет и статистика».

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать общественное мнение, способствующее повышению престижности экономической подготовки, т. е. развитию экономического мышления, обогащению его новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями. Это в свою очередь позволит реализовать на практике потребность набора знаний, умений и навыков, позволяющих ориентироваться в привычных представлениях о собственности, свободе личности, реалий жизни. В этих условиях педагогам необходимо целенаправленно управлять вниманием учащихся для актуализации (развертывания и расширенного развития) ориентировочной основы построения экономического мышления, которыми они овладевают в ходе обучения в учебных заведений хореографического образования.

Методологической основой диссертации стали: педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности творчествасовременные положения психофизиологической теории построения сложнокоординированных действий, которые раскрывают суть, структуру, динамику основных аспектов процесса познания с целью развития экономического мышления и представляют теоретическую базу для разработки новых педагогических подходов, использующих общую информационно-пространственную среду для развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

Исходя из современных взглядов методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л. И. Анциферовой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к образованию в хореографических училищах.

С другой стороны — это принципы личностно ориентированной педагогики, раскрытые в трудах Б. Г. Ананьева, И. М. Андреевой, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, Ю. С. Борцова, Я. И. Ваграменко, A.A. Вербицкого, М. Г. Вохрышевой, В. В. Давыдова, В. А. Извозчикова, И. В. Роберта, В. В. Серикова, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.

Теоретическую основу исследования составили:

— теория деятельноститеория развития личностиличностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходыосновные положения теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков в контексте учебной программы;

— положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В. П. Беспалько, J1.C. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;

— теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызинойидеи контекстного обучения: A.A. Вербицкого,.

B.А. Слободчикова, Г. А. Цукермана, В. А. Возчикова и др.;

— эмпирически значимые труды: А. Я. Вагановой, Н. И. Тарасова, Р. В. Захарова, К. Я. Голейзовского, Ф. В. Лопухова, A.M. Мессерера, П. А. Пестова,.

C.Н.Головкиной, H.A. Вихревой, Е. П. Валукина, Н. В. Соковиковой, В. И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты хореографической подготовки;

— идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы использования различных технологий обучения для развития экономического мышления через приобретение знаний, умений и навыков, многофункциональной практики (Б.Г.Ананьев, A.M. Дикунов, C.B. Дмитриев, Д. Д. Донской, А. Ц. Пуни, А. В. Ширяев и др.).

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе преподавания экономических дисциплин в учебных заведениях хореографического образованиявозможность и доступность для использования в учебном процессе занятий по развитию экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. За этот период проанализированы программы обучения, результаты обучения, приемы и методы использованиях в учебном процессе экономических знаний, выявлена тенденция интенсификации учебного процесса, связанного с освоением новых знаний, умений и навыков в экономике в условиях рыночных отношений.

Базами исследования стали учебные заведения хореографического образования: Московская государственная академия хореографииэкспериментальное учреждение, Красногорское хореографическое училище и государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж искусств» Московской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006;2011 гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2006;2007 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической и экономической научной литературе. Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2007;2010 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по развитию экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. На этом этапе был проведен социально-педагогический эксперимент, цель которого состояла в поисках инновационных информационных, педагогических и интегративных технологий обучения на дисциплинах экономического цикла. В Московской государственной академии хореографии были в эксперимент включены две группы по 15 человек. Эксперимент проводился с 2007 по 2010 год. Методический анализ исполнения экспериментальных процедур по развитию экономического мышления у учащихся позволил разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу методологии, теории в системе экономического знания, педагогических идей, обеспечивающих развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

На третьем этапе исследования (2011 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые в педагогической науке с позиций единства педагогического и экономического, психологического рассмотрено развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования в технологическом аспекте;

— раскрыта и обоснована сущность экономического мышления как процесса, не допускающего подмены внутреннего развития личности учащегося, их творческого становления и обогащения внешними показателями. Диагностика изменений в развитии экономического сознания фиксирует репрезентативные движения тела, действия, слова, предметные результаты активности человеческого организма, а экономическое мышление скрыто и порой неподвластно педагогическому наблюдению, их состояние проявляется опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных условиях учебного процесса;

— сформулировано понятие «развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования» как ведущее профессионально значимое качество учащихся, как их способность обнаруживать и классифицировать основные опорные экономические понятия с позиций технологического процессаданный аспект рассматривает реализацию принципа последовательности действий в процессе развития экономического мышления новой ситуации, с использованием вариантных возможностей нового поколения учащихся, обеспечивающих управляемую педагогом технологию освоения экономических знаний, умений и навыков;

— обоснованы и экспериментально апробированы инновационные, информационно-педагогические технологии развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, последовательность их включения в учебно-творческий процесс в зависимости от этапов освоения экономических знаний, умений и навыков в сочетании с традиционными методами обучения на других дисциплинах и на основе межпредметных связей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию общей педагогики, истории педагогики и образования за счет выделения направлений и способов развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования как целостность, систему. Главный постулат здесь состоит в том, что система есть предполагающее единство взаимосвязи содержательного и деятельностного уровней в процессе развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, как важнейший элемент учебно-творческого процесса. При том, что последний состоит из элементов упорядочения, соединения по функциональному принципу независимых элементов развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

Раскрыто теоретическое значение условий, обеспечивающих прямую связь между развитием экономического мышления и общей подготовкой будущих специалистов хореографии владения непредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковыми являются общеучебные знания, умения и навыки на основе целостного технологического процесса.

Теоретически разработана иерархическая структура уровней развития экономического мышления, включающих содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно-результативный компоненты на основе целостного технологического процесса.

Разработана педагогическая модель целостного технологического процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, способствующая повышению эффективности реализации теоретических изысканий, развития знаний, умений и навыков. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов в развитии экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в работе дидактических мер могут быть использованы для различных уровней обучения экономическим знаниям, умениям и навыкам учащихся учебных заведений хореографического образования при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования в рамках учебных программ.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-творческом процессе учебных заведений хореографического образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачаморганизацией педагогических экспериментовпоискового, формирующего и контрольно-оценочногорепрезентативностью выборкикорректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методамии подтверждены актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

— процессе проведения занятий в Московской государственной академии хореографии по дисциплинам «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет»;

— выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых образовательным учреждением «Московская государственная академия хореографии», по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в образовательных учреждениях;

— выступлениях на кафедре гуманитарных, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительских искусств Московской государственной академии хореографии, на международных научно-практических конференциях;

— опубликованных тезисах, статьях (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

— внедрении теоретических разработок в учебный процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и спектаклей учащихся старших классов Московской государственной академии хореографии;

— диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой менеджмента и управления Московской государственной академии хореографии и кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 01 сентября 2011 года, протокол № 1.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности в обучении на экономических дисциплинах учащихся учебных заведений хореографического образования определяется следующими чертами:

— традиционными методами: лекции, семинары, самостоятельная работа учащихся;

— традиционным освоением знаний, умений и навыков экономических категорий развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— направленностью процесса освоения знаний на укрепление экономической теории, возможность ее применения, адаптированности к пространству и времени, воспитание сознательного подхода каждого к каждому экономически оправданному действию;

— анализом и синтезом на всех этапах развития экономического мышления у учащихся, что позволяет расширить представление о множестве субъективных картин мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), функционирующих экономических взглядов, и является средством ориентировки в решаемой учебной задачевозможностью демонстрации экономических знаний на практике.

2. Экономическое мышление у учащихся учебных заведений хореографического образования развивается под воздействием непосредственно окружающих их явлений и процессов экономической жизни, под влиянием микропроизводственной среды — состояния и организации учебно-творческого процесса, господствующих взаимоотношений в педагогическом коллективе, разносторонности развития сферы быта учебного заведения хореографического образования на основе целостного технологического процесса.

Субъектом развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования является педагог, обобщающий факты и преобразующий интеллект учащегося для развития экономического мышления, что не может ограничиться одним лишь познанием действительности. Знания педагога служат основой для принятия соответствующих практических решений. В обосновании высокоэффективных предложений и рекомендаций заключается главная, определяющая функция экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. В мышлении субъектов хореографического образования познавательные и творческие задачи подчиняются задачам преобразовательным и созидательным в ходе целостного технологического процесса.

Особенность экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования заключается в том, что оно непосредственно связано с их интересами, и особенно материальными. Интересы учащихся учебных заведений хореографического образования складываются в систему их мировоззрения, в которой основными принципами выступает конкурентоспособность в творчестве, индивидуализация, свобода, самовыражение.

3. Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования включает цели, задачи, дидактические средства, обеспечивающие собранность, последовательность, рациональную организованность учебной и творческой деятельности. Отсюда, управление процессом развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования возможно при соблюдении следующих педагогических условий: приобретение знаний, умений и навыков, научно обоснованной организации действий выполнения и контроля основных понятий экономической теории и практики у учащихся осуществляется при оптимальной мотивации формирования потребностей, интересов, психологических установок на основе целостного технологического процесса.

Для решения задач, благодаря которым развиваются экономические знания, умения и навыки, необходима совокупность взаимосвязанных мер для создания целенаправленного учебного процесса. Это осмысление вытекает из жизненной необходимости у учащихся учебных заведений хореографического образования, поскольку знание финансовых рынков, денежного обращения и денежной системы, инфляции, кредита и т. д. позволит им уверенно себя чувствовать в современной действительности. У учащихся учебных заведений хореографического образования повышается мотивация в учебно-творческом процессе, преодолевая психологический барьер, связанный с переключением художественного типа мышления на экономический.

Интенсификация учебно-творческого процесса, связанного с освоением новых знаний, умений и навыков экономического мышления в рамках учебной программы дисциплины «Бухгалтерский учет и статистика», «Финансы, денежное обращение и кредит», и есть системообразующий учебно-творческий процесс, позволяющий одновременно осуществлять профессиональную ориентацию и развивать информационную культуру учащихся учебных заведений хореографического образования в контексте будущей профессиональной деятельности.

4. Педагогическая модель развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования отражает динамику данного процесса: цели, задачи общепедагогические, научно-методические и технологические, обеспечивая развитие экономического мышления по показателям результата на основе целостного технологического процесса.

Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования находится в зависимости от интеграции экономических знаний, умений и навыков и развития творческих способностей в будущей профессиональной деятельности. Здесь понятие цели занятия, реализация основных теоретических подходов планирования всей деятельности осуществляется в рамках хореографического искусства. Это: создание атмосферы сотворчества, характеризующейся свободным творчеством, культурой взаимодействия учащихсявключение в содержание занятий образцов народной житейской мудрости, реализация развития творческого потенциала в свободно выбранном учащимся виде экономической деятельности. Наличие экономически ориентированных знаний, обеспечивающих осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала учащихся в сфере экономики, дает возможность самоуправления с элементами включенности семьи, позволяющего реализовать учащимся свои индивидуальные интересы, укрепить и развить экономические знания, обеспечить включение родителей в процесс обучения на договорной основе.

6. Каждый вид деятельности в учебных заведениях хореографического образования осуществляется как совокупность действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели, при этом роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель, конкретное развитие экономического мышления у учащихся.

Поэтому развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования есть целеполагание, которое состоит из множества частей, где каждая в свою очередь зависит от мотива деятельности. Это позволяет выделить, во-первых, отдельные формы учебной деятельности — по критерию различия побуждающих их мотивов, во-вторых, действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, в-третьих, совокупность действий, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной учебной цели: развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

Каждая форма учебно-творческой и общественной деятельности обладает большим формирующим потенциалом, является эффективным средством развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования в ходе целостного технологического процесса.

В условиях учащейся группы для трансформации целей совместной учебно-творческой и профессиональной деятельности, при условии систематического проявления действий, ведущих к дальнейшему развитию потребности, мотива у учащихся учебных заведений хореографического образования, зафиксирована вторичность экономического мышления, при первичности художественно-образного, творческого мышления в ходе целостного технологического процесса.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая содержание исследования развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографическаого образования можно сделать следующие выводы. Цель, поставленная в исследовании, достигнута, гипотеза подтвердилась. Проведенный эксперимент выявил и определил эффективность целостного единого технологического процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. Доказано, что эффективность разработанного технологического подхода к процессу развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, базирующихся на обобщении опыта выдающихся ученых в области педагогики и психологии, во многом зависит от напряженности и живости интеллектуальных процессов. Педагогическое мышление в своем развитии коснувшись экономических аспектов обучения и воспитания выявила, что учащиеся учебных заведений хореографического образования обладая большой способностью сосредоточить внимание в определенной области, т. е. обладая более совершенной апперцепцией, лучше воспринимают впечатления и претворяют их в представления и понятия в том числе и в экономических дисциплинах. Отсюда, в учебных заведениях хореографического образования первоисточником развития учащегося является его внутренняя активность, выражающаяся в стремлении к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

В исследовании обоснованы методологические и теоретические основы развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования: технологический аспект. Результаты исследования показали, что при реализации и внедрении технологического подхода в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования, если все его системообразующие элементы будут направлены к единой цели на развитие экономического мышления у учащихся, что позволит сохранить индивидуальность каждого. Соответственно знания детерминирующие эффективность этого процесса способствуют достижению следующих результатов:

— интенсивному развитию экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— эффективному использованию технологического процесса в развитии экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— развитие самостоятельности учащихся, применение приобретенных навыков экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования на практике.

Осмысление технологического процесса как единого системного целого позволило связать все основные виды деятельности педагогов и учащихся в единую объективную систему, выступающую разнообразными аспектами перед познающим субъектом.

В ходе нашего исследования выяснилось, что внедрение единого целостного технологического процесса позволит более эффективно обеспечить развитие:

— экономических знаний, умений и навыков;

— развитие творческого потенциала учащихся в целом;

— развитие умений в области педагогической, балетмейстерской, постановочной деятельности, о чем свидетельствует явная тенденция к повышению качества развития экономического мышления в учебных заведениях хореографического образования.

В ходе исследования определены объективные и субъективные факторы влияющие на технологический процесс развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

В результате исследования по всем параметрам полностью подтвердились эффективность применения информационных, педагогических и интегративных технологий обучения в технологическом процессе развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования. Определили необходимость и целесообразность использования в учебном процессе таких методов обучения как методы активного развития экономического мышления: выполнение учебных задач, совершенствование процесса выполнения педагогических задач, методы развития способностей самостоятельной работы (освоение учебного материала, решение профессиональных задач) — дальнейшее повышение самостоятельности учащихся.

В ходе исследования определены системообразующие элементы технологического процесса в условиях учебно-творческого процесса учебных заведений хореографического образования это: мотивационно-личностный, организационно-дидактический, практический (процессуальный) элементы и экономически-творческую среду. Мотивационно-личностный элемент характеризует процесс развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования включающий: целеполагание и ценностные ориентации, мотивацию обучения, профессиональную рефлексию.

Организационно-дидактический компонент процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, характеризуется ведущей ролью деятельности педагога, организующего учебно-творческий процесс. Его элементами являются: цель обучения, задачи, принципы методы. Технологический подход предполагает формирование знаний, умений и навыков хореографов в процессе организованного, координированного учебно-творческого процесса, где он не ограничивается созданием педагогических технологий подготовки будущих специалистов, а включает еще и специальное формирование системы содержания учебных планов, учебного, творческого и воспитательного процессов, общения личности, ее духовно-личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.

Межпредметная связь в процессе развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования является одним их важнейших принципов логического построения, организации и координации учебно-творческого процесса подготовки кадров в области хореографического искусства. Системообразующим элементом в процессе развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования является обмен учебной информацией, взаимосвязь специальных дисциплин с циклами общепрофессиональных и социально-гуманитарных учебных курсов. Систематическое использование межпредметных связей в учебно-творческом процессе учебных заведений хореографического образования обеспечит уникальные условия для формирования высококвалифицированных специалистов.

Развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования предусматривает взаимодействие всех процессов: учебного, воспитательного, исследовательского и видов практики. При их четкой организации и взаимодействии эффективность процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования на основе единого, целостного технологического процесса возрастает многократно.

Внедрение единого, целостного процесса позволит повысить потенциал профессиональной подготовки специалистов, гуманизирует весь процесс обучения и формирования высококвалифицированных кадров, будет способствовать моральной удовлетворенности результатами обучения.

Результатами развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования в нашем исследовании стали:

— высокий уровень самосознания, адекватная самооценка и наличие возможностей для развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— осознание творческой и духовной сущности процесса развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования;

— наличие системы знаний, умений, навыков и развитие экономического мышления у учащихся.

Оптимальное сочетание исполнительской, педагогической, организационной и научно-исследовательской деятельности учащихся учебных заведений хореографического образования соответствует умению вести здоровый образ жизни.

Итак, фундаментализация и логизация процесса обучения в развитии экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования на основе единого технологического процесса тесно связаны с проблемой совершенствования информационных, педагогических технологий, педагогических авторских технологий и интегративных педагогических технологий. Педагогические авторские технологии обучения хореографов, применяемые в учебно-творческом процессе учебных заведений хореографического образования, характеризуются совокупностью приемов и способов ведения занятий, а также методик преподавания дисциплин экономического цикла и их содержание:

1. Содержание курса «Финансы, денежное обращение и кредит» должно базироваться на общей единой программе при вариативности различных авторских методик, предлагаемые наиболее доступное изучение учебного материала.

2. Модернизация развития экономического мышления у учащегося учебных заведений хореографического образования по курсу «Бухгалтерский учет и статистика» осуществляется двумя способами: через структурирование учебного материала и обогащение его спецкурсами и факультативными занятиями, дающими представление об отечественной и мировой экономике.

3. Максимальное использование современных технологий на занятиях по экономическим дисциплинам по развитию экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

4. Постоянное взаимодействие в учебном процессе на дисциплинах экономического цикла всех видов практики: ознакомительной, учебной, производственной, педагогической.

Каждый этап освоения дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет и статистика» должны быть направлены на развитие самостоятельности учащихся и соответствовать определенному уровню полусамостоятельной активности с участием в поиске решения указанной и сформулированной педагогом проблемы. Приобретенные экономические знания закрепляются путем постепенного усложнения учебных задач.

Предлагаемые нами информационные педагогические и интеграционные педагогические технологии представляют собой системный комплекс, основанный на согласовании ведущих компонентов технологического подхода: целевого, включающего разработку целевых установок, окружающих требования к учащимся на каждом этапе развития их экономического мышления, содержательного, основанного на выявлении необходимого объема теоретических знаний и практических умений и навыков.

Поэтому инновационные педагогические технологии развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования включают в себя следующие этапы: целевые установки, содержание учебных курсов «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет и статистика», обеспечиваются совершенной организацией педагогического процесса, педагогической деятельностью, включающие в себя гностический, конструктивно-проектировочный, коммуникативный компоненты, и др., направленные на развитие экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования.

Таким образом, дидактические основы развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования: технологический аспект, обусловлены методами и формами обучения, содержанием учебных курсов, к которым относится весь арсенал имеющейся научно-методической литературы, специальных методических материалов, технических средств обучения, специализированной учебно-технической базы и др.

Одним из важнейших факторов развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического должен стать специфический перцептивно-коммуникативный процесс. Это, на наш взгляд, систематизирует весь процесс взаимодействия педагога-учащегося.

Вместе с тем, проведенное исследование, доказавшее эффективность применения технологического подхода не исчерпывает всех его возможностей развития экономического мышления у учащихся учебных заведений хореографического образования, а только представляет собой модель экспериментального построения учебного процесса на дисциплинах экономического цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989. С. 232.
  2. Азбука хореографии. М., Просвещение, 2000.
  3. Г. А. Художественное творчество в контексте взаимодействия культур (На материале хореографического искусства Азербайджана): Дис. .докт.культуры. М., 2002. — С.277.
  4. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — С. 208.
  5. .Г. О соотношении способностей и одаренности / Проблемы способностей. М.: Педагогика, 1961. — С. 327−328.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Избр. псих, труды. В 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1980.- С. 232.
  7. З.А. Организация деятельности педагогического коллектива по разработке программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса // Дополнительное образование. 2003. — № 5. -С.17−23.
  8. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, ИСПФО, 2001. — 256 с.
  9. К.Ш. Методологическая культура педагога. / Проблемы обучения и воспитания молодежи. Вып.6. Уфа: Изд-во БГПИ, 1996. — С. 36.
  10. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований / Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Уфа: Изд-во БГПИ, 1991. — С. 3−8.
  11. Н.Е. Языком танца. М.: Знание, 1975. — С. 56.
  12. М.Л. Индивидуальные особенности психической деятельности учащихся хореографических училищ в процессе специальных занятий: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1991. — С. 16.
  13. Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительных движений к «движению» смыслов: Дис. .канд.филос.наук. -Саранск, 2001.-С. 163.
  14. В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Просвещение, 1986.
  15. В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности / Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы). М.: Просвещение, 1982. — С. 192.
  17. Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей. / Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -С.365−378.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — С. 216.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. // Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989. С. 436−546.
  20. Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Тетрасистема, 2000. — С. 288.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. — С. 444.
  22. И.П. Организация социально-досуговой деятельности учащихся. // Состояние и проблемы социально-культурной и экономической сферы города. Выпуск 6. Часть 1. М.: Ассоциация
  23. ЗАТО Минатома РФ, 2000.-С. 12−20.
  24. И.П. О творческой личности педагога дополнительного образования // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. Челябинск, 2005.-Вып. 16(№ 1).-С. 3−8.
  25. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — С. 256.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-С. 192.
  27. В.Ф. Педагогические технологии в учебном заведении профессионального образования. Челябинск: ЮУНОЦ, 2001. — С. 31.
  28. Г. О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе: Дис. .канд.пед.наук. Черкассы, 1970. — С. 254.
  29. Г. Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. М.: ВМО, 1996.-С. 72.
  30. Г. Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Дис. .канд.искусствовед. М., 1988. — С. 170.
  31. Г. Ф. Самобытность русского танца. М.: МГИК, 2001. — С.221.
  32. Г. Ф. Урок русского народного танца. М.: ВМО, 1995. -С. 63.
  33. В.И. Введение в педагогическую технологию, Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. С. 232.
  34. В.И. Лекции по основам конструирования современныхпедагогических технологий Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. — С. 188.
  35. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов.педагогика. 1991. — № 9. -С. 121−128.
  36. М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М., 1986. — С. 93.
  37. М.С. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах. М., 1982. — С. 105.
  38. Л.В. Основы танцевальной культуры. М.: Нов. школа, 1993.-С. 78.
  39. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  40. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — С. 672. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  41. А.Д. Современные технологии: теория и практика. -Киев-Донецк: Виша школа, 1985. С. 171.
  42. А.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа: Дис. .кан.психол.наук. Самара, 2001. — С. 233.
  43. H.H. Педагогика и танец // Балет. 1988. — № 5. — С. 32−34.
  44. Я. Системное представление процесса обучения как предпосылка его анализа. Рига, 1985. — С. 67 .
  45. А.Г. Культура этноса, воплощенная в танце. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — С. 49.
  46. А.Г. Танцевальная культура в контексте духовности мордвы: Дис. .канд. культу рол. Саранск, 1998. — С. 156.
  47. А.Г. Традиционные элементы мордовской народной хореографии. Саранск, Изд-во Модов. ун-та, 1995. — С. 24.
  48. Г. В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 2001. — С. 145.
  49. Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис. .канд.пед.наук. Барнаул, 2000. — С. 178.
  50. К.Я. Модель саморазвития человека: Концепция, технологии. Н.-Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. — С. 256.
  51. М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Автореф. дис. на соик. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) // Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 1999. — С. 18.
  52. .П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов-хореографов и балетмейстеров // Психолого-педагогические аспекты обучения с театральных вузов. М., 1996. — С. 3−4.
  53. Е.П. Система обучения мужскому классическому танцу: Автореф.дис. .докт.пед.наук. М., 1999. — С. 52.
  54. Е. Танец. М.: Искусство, 1968. — С. 247.
  55. С.М. Выразительный человек. СПб., 1913. — С. 168.
  56. Вестник танцевальной жизни. М., 2000 — 2006. — С. 76.
  57. И.А. Внешкольное образование. // Дополнительное образование. 2000.-№ 10.-С. 11 13.
  58. Воспитание учащихся по месту жительства: Книга для учителя / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. Н. Плоткина и др. М.: Просвещение, 1987. — С. 192.
  59. Л.С. Педагогическая психология / Под. Ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991. — С. 480.
  60. В.А. Философия и технология образовательного процесса системного типа. Оренбург: ОИУУ, 1995. — С. 120.
  61. И.А. Философское понимание танца // Вопросыфилософии. 1998. — № 4. — С. 50−63.
  62. Ю.А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств. -М., 2007.-С. 231.
  63. В.В. Педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. — С. 208.
  64. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания -М.: Педагогика, 1989. С. 160.
  65. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — С.260.
  66. В.М. Взаимосвязь художественного и педагогического взаимодействия в детском хореографическом коллективе: Дис.. канд.пед.наук в форме науч.докл. JL, 1990. — С. 21.
  67. К.Я. Образцы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964.-С. 368.
  68. В.В. Искусство танца: Дис. .канд. Искусствовед. -Вильнюс, 1965.-С. 222.
  69. Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. СПб.: Ид-во СПбГУП, 197. — С. 225.
  70. А.И. Народное хореографическое искусство Украины: Дис. .докт.искусствовед. Киев, 1967. — С. 513.
  71. Г. Н. Методика преподавания народного танца. М.: Владос, 2003.-С. 206.
  72. З.А. Формирование художественных интересов младших школьников на занятиях хореографического кружка: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1986.-С. 153.
  73. Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества. -Ярославль, 1993.-С. 130.
  74. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: (В 4-х т.). -М.: Рус. яз.
  75. В.Н. Введение в педагогическую профессию. Смоленск, 1999.-С. 198.
  76. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высш.шк., 1990- С. 191.
  77. В. А. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с вьющим образованием. Ростов н/Д- Невинномысск: ИЭУП, 2003.-С. 234.
  78. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Ростов н/Д., 1995. -С. 39.
  79. И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Дис. .канд.филос.наук. М., 1984. — С. 189.
  80. Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия: (От истоков до начала XX века): Дис. .канд.филос.наук. М., 1996.-С. 163.
  81. С.Б. Основы профессионального самовоспитания бужущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — С. 143.
  82. М.Ю. Роман с танцем. СПб.: Созвездие, 1998. — С. 252.
  83. О.В. Теоретические и методологические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств: Дис. .канд.пед.наук. М, 2000. -С. 159.
  84. А.Д. Ассоциативное мышление и технология культурно-досуговой деятельности // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. Тез. научно-практ.конф. М., 1997. — 4.1. — С. 101−103.
  85. А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительской деятельности: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Л., 1990. -С. 41.
  86. А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник. М.: МГУКИ, 2007. — С. 347.
  87. А.Д. Формирование нового педагогического мышления в учебном процессе при подготовке специалистов досуга // Время культуры и культурное пространство: Сб.тез.докл.межд.науч.-практ.конф. М.: МГУКИ, 2000. — С. 87−88.
  88. JI.C. Организация деятельности учреждений культуры. Учебник. М., МГУКИ, 2010.
  89. Е.А. Формирование профессиональной устойчивости социального педагога в условиях обучения в вузе: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 2004. — С. 24.
  90. В.М. Вечно живой родник: (Региональная культура: обычаи, обряды, песня, танец): Дис. .канд.культурол. М., 2003. — С. 456.
  91. В.М. Радуга русского танца. М.: Сов. Россия, 1986. — С. 128.
  92. Р.В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. — С. 160.
  93. Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. -М.: Искусство, 1983. С. 224.
  94. Юб.Збаровский B.C. Технология профессионального обучения. СПб., 1993.-С. 52.
  95. В.Н. К анализу понятия «технология», «педагогическая технология» // Пути обновления педагогического образования: Труды СурГПИ. Вып.1. — Сургут, 2002. — С. 96−100.
  96. Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Дис. .докт.культурол. М., 1999. -С.559.
  97. Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе. Челябинск, 1997. — 86 с.
  98. Е.Ю. Технология профессионально-ориентированного обучения. Вел. Новгород: НГУ, 2002. — 67 с.
  99. Идеи дидактики и педагогической технологии в учебном процессе /
  100. Отв.ред. JI.Г. Вяткин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. — С. 112.
  101. С.П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф.дис. .канд.пед.наук. СПб., 2003. — С. 22.
  102. Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. — С. 126.
  103. Инновационные образовательные технологии / Гл .ред. В. М. Дюков. Красноярск, 1994. — С. 99.
  104. Т.А. О развитии творческих способностей студентов-хореографов // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат-лы Всерос.науч.конф. Пермь, 1989. — С. 146−149.
  105. Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области. Пермь: Звезда, 2002. — С. 109.
  106. A.A. Системный анализ образовательных технологий. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. С. 160.
  107. Н.К. Теоретические основы синтеза искусств' как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Ростов н/Д., 1995.-С. 43.
  108. Т.Г. Специфика образности в хореографическом искусстве: Дис. .канд.филос.наук. М., 1969. — С. 188.
  109. А.П. Языковые аспекты художественно-образной природы танцевального движения: Дис. .канд.искусствовед. М., 1988. — С. 176.
  110. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. — С. 134.
  111. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.-С. 223.
  112. A.A. Основы русского народного танца. М.: МГИК, 1994. -С. 320.
  113. П.Б. Ориентация на отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии: Дис. .канд.искусствовед. М., 1974.-С. 201.
  114. В.В. Формирование творческой активности студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис.. канд.пед.наук. М., 2003.-С. 180.
  115. Э.А. Ранние формы танца: Дис. .канд.искусствовед. -М. Кишинев, 1973.-243 с.
  116. Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. — С.215.
  117. Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования*// Сов.этнография. 1975. — № 3. — С. 147−155.
  118. И.Г. Субъект деятельности и информационные технологии: философско-методологический анализ: Автореф. дис. .докт.филос.наук. М., 1999. — С. 53.
  119. А.Н., Гончарова E.H. Психо-дидактическое проектирование учебного процесса. Барнаул: БГПУ, 1999. — С. 172.
  120. Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование: Дис. .канд.пед.наук. Пермь, 1992. — С. 156.
  121. B.C. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — С. 448.
  122. А.К. Теория и методика преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств: Дис. .канд.пед.наук. М., 2001.-С. 213.
  123. С.Н. Феномен танца: (Социально-философский и культурологический анализ): Дис. .канд.филос.наук. Ростов н/Д., 1994. — С. 131.
  124. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. — С. 344.
  125. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. — Воронеж: НПО МО ДЕК, 1998. — С. 288.
  126. А.И., Леоненко C.B. Учебно-методический комплекс хореографической специализации вузов культуры // Некоторые аспекты интенсификации учебного процесса подготовки кадров культпросветработников: Сб.ст. Улан-Удэ, 1989. — С. 75−80.
  127. МО.Лернер И. Я. Внимание технологии обучения // Сов.педагогика. -1990.-№ 3.-С. 139−141.
  128. Ли Ен Чжин. Танец как образно-пластическое воплощение национального характера (на примере русской и корейской культур): Автореф.дис. .канд.культурол. СПб., 2004. — С. 21.
  129. Т.Г. Формирование каракалпакского народного танца: Автореф. дис. .канд.искусствовед. Ташкент, 1987. — С. 17.
  130. А.Р. Теория и технология создания успеха в учебно-воспитательном процессе. Пенза: 11Г11У им. В. Г. Белинского, 2004. — С. 311.
  131. Е.К. Танец как предмет эстетического анализа: Дис. .канд.филос.наук. СПб., 1992. — С. 155.
  132. Л.Ф. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии: Дис. .канд.пед.наук. М., 2003. — С. 216.
  133. Л.П., Юрьева М. Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе. М: Тамбов: Тамбов.гос.ун-т им. Г. Р. Державина, 2001. -С. 190.
  134. Методика оценки качества вуза / Сост. Ю. С. Васильев и др. СПб.: Изд-во СПБГТУ, 2001. — С. 86.
  135. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: ПОР, 1999. — С. 288.
  136. И.М. Социально-педагогические проблемы формирования профессиональной направленности студентов институтов культуры. Казань, 1985. — С. 169.
  137. JI.П. Мифология и феноменология танца: Дис. .канд.филос.наук. СПб., 2003. — С. 191.151 .Мурашко М. П. Танцы марийского края. Йошкар-Ола: Марий. Кн. изд-во, 1995.-С. 295.
  138. Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.: Профиздат, 1976. — С. 64.
  139. В.М. Системообразующие связи как фактор целостности педагогического процесса: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Казань, 1996. — С. 42.
  140. В.Н. Формирование творческой активности студентов на хореографическом факультете МГУКИ // Время культуры и культурное пространство: Сб. тезисов межд.научно-практ.конф. М.: МГУКИ, 2000. — С. 205−207.
  141. В.Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический анализ: Дис.докт. пед. наук. М., 2007. — С. 462.
  142. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — С. 224.
  143. Т.А. Становление образа «Я будущий педагог» студента университета: Автореф. дис. .пед.наук. — Оренбург, 1999. — С. 19.
  144. Опыт словаря танцев / Авт. сост. Е. Ю. Асмолова и др. — М: МГУС, 2001.-С. 146.
  145. Г. П. Музыкально-хореографическая форма в структуре обрядово-праздничного комплекса братчина: (на мат-ле восточных районов Вологод. области): Дис.. .канд.искусствовед. СПб., 2002. — С. 158.
  146. H.A. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств. Автореф.дис. .докт.пед.наук. М, 1999. — С. 44.
  147. В.М. Волшебный мир танца. М., 1995. — С. 223.
  148. Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 2003.-С. 24.
  149. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / J1.A. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: ПОР, 2000. — С. 248.
  150. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Тандем: Роспедагентство, 1997. — С. 176.
  151. Н.М. Педагогика высшей школы: Технология обучения. -СПб.: Изд-во СПГУ, 1995. С. 82.
  152. Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Майкоп, 2000. — С. 46.
  153. A.B. Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца: Дис.. канд. иску сствед. М, 2002. -С. 161.
  154. О.В. Проектирование адаптационных технологий профессионального образования. Барнаул, 2001. — С. 130.
  155. Проблемы танцевальной педагогической деятельности. Сб.науч.ст. -Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. 126.
  156. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дис. .докт.пед.наук. -Екатеринбург, 1995. С. 39.
  157. Т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. -М.: Владос, 2003. С. 256.
  158. A.M. Способы оптимизации технологии обучения и оценка их эффективности: Автореф. дис. .канд.пед.наук. СПб., 192. — С. 16.
  159. А.З. Педагогические технологии творческого развития. -Уфа, 2003.-С. 142.
  160. Н.Э. Художественно-педагогическое проектирование. -Саратов: Слово, 2002. С. 144.
  161. A.M. Социокультурный потенциал спонтанного танца: Дис. .канд.филос. наук. Н.-Новгород, 2001. — 173 с.
  162. A.M. Танец длиною в жизнь. Н-Новогород: ННГАСУ, 2001.-С. 39.
  163. В.З. Традиционная танцевальная культура шорцев: (Проблемы самобытности, воссоздания, сценического применения): Дис.. канд.искусствовед.-М., 1983.-С. 174.
  164. Самодеятельное хореографическое искусство в клубе: Сб.науч.тр. / Сост. Громов Ю. И. Л., 1988. — С. 98.
  165. Секрет танца / Сост. Т. К. Васильева. СПб.: Диамант- Зол. век, 1997. — С. 480.
  166. Селевко Г-К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. Образование, 1998. С. 256.
  167. Г. К. Социально-воспитательные технологии. М.: Нар. обр-е, 2002.-С. 176.
  168. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. М: ИЦПК, 2001. — С. 79.
  169. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  170. В.В. Личностный подход к образованию: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 156.
  171. Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения. Челябинск: ЧПИ, 1982. — С. 241.
  172. М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. СПб., 1996. — С. 100.
  173. Г. Б. Основы технологии и коррекции педагогической деятельности преподавателя: Автореф. дис. .докт.пед.наук. Л., 1988. — С. 32.
  174. Н.В. Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей: Дис.. канд.психол.наук. -Новосибирск, 2003. С. 306.
  175. C.B. Формирование педагогического мастерства будущего преподавателя: Автореф. дис.канд.пед.наук. Волгоград, 2004. — С. 22.
  176. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска шк., 1974.-С. 288.191 .Сущенко О. Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. 1992. С. 183.
  177. Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания: Дис. .канд.искусствовед. Ярославль, 2001.-С. 21.
  178. Танцы для детей. М., Просвещение, 2000. С. 158.
  179. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М., 2000. С. 184.
  180. Н.Ф. Теория и технология образования. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1992.-С. 342.
  181. М.А. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессии: Дис.. канд.психол.наук. Казань, 2004. — С. 198.
  182. Технология развития педагогического творчества / Под ред. И.П. аченко. Пятигорск, 1994. — С. 149.
  183. Т.С. Народные танцы. М., 1975. — 351.
  184. Т. А. Беречь красоту русского танца М.: Мол. гвардия, 1959.-С. 112.
  185. Т. А. Избранное русского народного танца. М.: Искусство, 1996-С. 592.
  186. Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976 — С. 152.
  187. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.
  188. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.-С. 192.
  189. .Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: Автореф.дис. .докт.пед.наук. М., 2004. — С. 43.
  190. Ю.Н. Воздействие искусства на формирование культуры поведения у старших подростков (На основе музыки и хореографии) в условиях общеобразовательной школы: Дис. .канд.пед.наук. М., 1977. — С. 226.
  191. Д.Дж. Педагогическая технология: настоящее и будущее // Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО, 1983. № 2. — С.93−107.
  192. Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л. 1986.
  193. В.А. Профессионализм: социально-философский анализ: Автореф.дис. .докт.филос.наук. М., 2004. — С. 46.
  194. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Автореф.дис. .докт.пед.наук. Екатеринбург, 1998. — С. 37.
  195. Д.В. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М., 2002. — С. 145.
  196. В.И. Дидактика высшей школы: История и современность. М.: Вуз.кн., 2002. — С. 135.
  197. Ю.М. Хореографическое искусство Белоруссии (Основные этапы и проблемы развития): Дис. .докт.искусствовед. Минск, 1971. — С. 723.
  198. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — С. 185.
  199. О.В. Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры: Монография. М.: Изд-во МГУКИ, 2003 — С. 270.
  200. Е.Б. Интегральные технологии обучения как основа повышения качества образовательного процесса: Автореф. дис.канд. пед. наук. Карачаевск, 2003. — С. 26.
  201. И.В. Педагогическая теория, системы, технологии: педагогические технологии. Балашов- Николаев, 2001. — С. 59.
  202. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 7. — С.66−70.
  203. Н. Образы танца. М.: Знание, 1976. — С. 338.
  204. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Лабковская Г. С. М., 1983.
  205. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 3142.
  206. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш.шк., 1986. — С. 135.
  207. H.H. Духовно-творческое становление личности специалиста в процессе подготовки в вузе культуры: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1991.-С. 188.
  208. H.H. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: Дис. .докт.пед.наук. М., 2000. — С. 414.
  209. Н.П. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры в развитии самодеятельного хореографического творчества: Дис. .канд.пед.наук. М., 1994. — С. 197.
Заполнить форму текущей работой