Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с потребностями развития современного общества в педагогической теории и на практике ведутся поиски путей и средств социально-экономического образования школьников. В психолого-педагогических исследованиях рассмотрены теория и практика формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного социально-экономического образования, роль общеобразовательных предметов… Читать ещё >

Содержание

  • Д# Глава I. Теоретические предпосылки формирования основ экономической компетентности старшеклассников
    • 1. 1. Становление основ экономической компетентности
  • — 13старшеклассников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Профильное социально-экономическое образование как фактор формирования основ экономической компетентности старшеклассников
    • 1. 3. Педагогические условия формирования основ экономической ф компетентности старшеклассников
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Результаты опытно-поисковой работы по формированию основ экономической компетентности старшеклассников
    • 2. 1. Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования основ экономической компетентности старшеклассников. 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по главе II

Формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне вызвана противоречием между возросшим требованием общества к уровню основ экономической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его реальным уровнем. Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей познаниями в экономической сфере, стремящейся к целенаправленной реализации своих возможностей на рынке труда. В связи с этим возрастает потребность государства в решении проблемы социально-экономического образования школьников, формирования экономической культуры личности, что нашло отражение в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в статье 14 Закона «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., провозгласивших задачу формирования образованных, предприимчивых людей, способных совершать рациональный выбор и принимать решения, нести ответственность за собственную деятельность и социально-экономическое будущее страны. Молодые люди, окончившие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к решению этой задачи. В этой связи возникает необходимость в формировании основ экономической компетентности старшеклассников. Под основами экономической компетентности старшеклассника мы понимаем интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.

В соответствии с потребностями развития современного общества в педагогической теории и на практике ведутся поиски путей и средств социально-экономического образования школьников. В психолого-педагогических исследованиях рассмотрены теория и практика формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного социально-экономического образования, роль общеобразовательных предметов и всего образовательного процесса в экономическом образовании школьников, содержание, организация и методика экономической подготовки учащихся, проблемы социально-экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования, подготовка учащихся к труду в малом бизнесе. Несмотря на то, что многие вопросы социально-экономического образования признаются актуальными и представлены в широком круге исследований, проблема формирования основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования исследована недостаточно. Существует потребность в научном обосновании теоретической сущности, структуры и Ф содержания основ экономической компетентности учащихся старших классов, а также особенности ее формирования в процессе профильного социально-экономического образования. Таким образом, несоответствие между необхо-, Л димостью научного обоснования формирования основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования и степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке позволяет говорить об актуальности ее рассмотрения на научно-теоретическом уровне.

Изучение состояния практики преподавания экономики в условиях проФ фильного обучения свидетельствует о том, что существующий традиционный подход не дает возможности старшим школьникам овладеть достаточным уровнем основ экономической компетентности, так как получаемые ими экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. Современные школьники не знают элементарных основ хозяйственной жизни, не могут противостоять негативным явлениям рыноч-|" ной среды. Это обусловлено недостаточным уровнем их практической подготовки, слабой сформированностью ценностного отношения к знаниям. В связи с этим следует вести поиск соответствующих технологий, новых форм, мето-®дов и средств формирования основ экономической компетентности старшеклассника в условиях профильного обучения. Таким образом, на научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена противоположностью между прогрессивными тенденциями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности старшеклассников на основе ее теоретического осмысления, а с другой — недостаточным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.

Актуальность исследования, выявленные несоответствия, противоположности и противоречия обозначили проблему поиска и выбора педагогических условий, способствующих эффективному формированию основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-ф экономического образования.

Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Формирование основ экономической компетентности старшеклассников я в процессе профильного социально-экономического образования».

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентности старшеклассников.

Объект исследования: процесс профильного социально-экономического образования в средней школе. Ф Предмет исследования: формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования.

Гипотеза исследования: формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования предусматривает:

1) рассмотрение сущности понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловленного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально®экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта;

2) выявление содержания и структуры основ экономической компетентности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты;

3) определение педагогических условий, обеспечивающих формирование основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, вероятно, являются:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников, способствующей приобщению их к экономической деятельности;

— введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— организация проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности.

2. Выявить, определить и обосновать структуру и содержание основ экономической компетентности старшеклассников.

3. Опытно-поисковым путем проверить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, о единстве сознания и деятельности. При разработке теоретических аспектов исследования мы опирались на системный подход, рассмотренный в трудах.

В.Г.Афанасьева, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой, Г. Н. Сериковалично-стно-деятельностный подход, раскрытый в работах К.А. Абульхановой-Славской, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейнаценностно-ориентированный подход, разработанный Г. К. Ахаяном, М. Е. Дурановым, М. С. Каган, A.B. Кирьяковой, А. И. Мищенко, В. А. Сластениным.

Существенное значение в концептуальном плане для нашего исследования имели теория компетентностного похода в образовании (A.C. Белкин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской и др.) — теоретические основы экономического образования и воспитания (А.Ф. Аменд, B.C. Автономов, С. А. Днепров, JI.M. Кустов, A.C. Нисимчук, JI.H. Пономарев, A.C. Прутченков, Б. А. Разберг, В. К. Розов, Н. П. Рябинина, Б. П. Шемякин и др.) — концепция непрерывного социально-экономического образования молодежи (В.А. Поляков, И.А. Сасова) — концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе (JI.JI. Любимов) — концепция профессионального самоопределения личности (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова) — исследования по педагогике и психологии старшего школьного возраста (A.C. Белкин, Л.И. Бо-жович, И. С. Кон, A.B. Мудрик) — работы по использованию метода проектов в образовательном процессе (П.П. Блонский, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, М. Б. Павлов, С. Т. Щацкий и др.).

При разработке программы и инструментария опытно-поисковой работы были учтены требования к научному исследованию в области педагогики, которые изложены в работах В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, A.M. Новикова.

Нормативно-правовую базу исследования составили Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г., Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 г.

Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ философской, экономической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, классификация, систематизация, обобщение научных положений и фактовэмпирические — наблюдение, обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района Тюменской области. Всего в исследовании приняли участие 170 учащихся старших классов.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа с 2000 по 2006 г.

На первом этапе (2000;2002 гг.) — поисково-теоретическом — осуществлялось теоретическое исследование проблемы формирования основ экономической компетентности старшеклассниковизучались нормативные и методические документы, психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных авторовпроводился анализ существующих концепций и проблем по данной теме, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы. Намечена программа эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт формирования основ экономической компетентности старшеклассников. Практическая часть включала подготовку и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2002;2004 гг.) — опытно-поисковом — апробировались педагогические условия, способствующие эффективному формированию основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования. В ходе опытно-поисковой работы была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) — обобщающем — проводился анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлена структура основ экономической компетентности старшеклассников, включающая эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мо-тивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, и определено содержательное наполнение данных компонентов. Эмоционально-волевой компонент основ экономической компетентности — проявление настойчивости, воли, дополнительных усилий в освоении позитивного опыта в области экономической деятельности. Ценностно-смысловой компонентсистема смысловых представлений, ориентаций учащихся в области экономической деятельности, отношений к самому себе, к своим способностям и их развитию. Мотивацион-ный компонент — характеристика настроенности на усвоение социально-экономических знаний и умений. Когнитивный компонент — сумма знаний об экономической сфере общества и о себе как субъекте социально-экономических отношений. Поведенческий компонент — система умений и навыков рационального экономического поведения.

2. Определены, теоретически обоснованы и опытно поисковым путем проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;

— введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— организация проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта уточнена сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников», под которым понимается интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.

2.Уточнено понятие «профильное социально-экономическое образование», рассматриваемое как целенаправленный процесс формирования системы знаний о социально-экономической сфере общества, ценностей, соответствующих новым экономическим реалиям, включения в социально-экономические отношения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты опытно-поисковой работы по формированию основ экономической компетентности старшеклассников позволяют осуществить перенос и использование педагогических технологий в практику работы образовательных учреждений различных типов. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей, а также в системе курсов повышения их квалификации.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической наукиисходными методологическими позициямиприменением комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачамвоспроизводимостью полученных опытно-поисковым путем данных, проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работыобработкой результатов исследования методами математической статистики, реализацией методических материалов и рекомендаций исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

— участия в Международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе» (Новосибирск, 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования» (Москва, 2004 г.) — Всероссийской научной конференции «Северный регион: стратегия и перспективы развития» (Сургут, 2003 г.) — ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов СурГУ (Сургут, 2000;2006 гг.) — ежегодных августовских педагогических конференциях (Сургут, 2000;2005 гг.);

— обсуждения основных положений диссертационного исследования и результатов опытно-поисковой работы на заседаниях кафедры педагогики СурГУ;

— проведения семинаров и курсов повышения квалификации учителей в Сургутском филиале института повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югра (20 002 006 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность понятия «Основы экономической компетентности старшеклассников» определяется как интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.

2. В отличие от традиционного подхода формирования основ экономической компетентности старшеклассников, основанного на когнитивном уровне, мы предлагаем в процессе формирования данной компетентности предусматривать эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, содержательное наполнение которых способствует научению позитивному опыту экономической деятельности.

3. В противоположность традиции, сложившейся в практике формирования основ экономической компетентности учащихся старших классов в процессе профильного социально-экономического образования, когда акцент делается в основном на формирование обширных знаний, мало внимания уделяется использованию приобретенных знаний на практике, отсутствует целенаправленная работа по формированию системы ценностей, экономических качеств личности, мы утверждаем, что необходимыми педагогическими условиями эффективного формирования основ экономической компетентности старшеклассников как интегративного качества личности являются:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;

— введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— организация проектной деятельности, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

Выводы по главе II.

1. В первой главе настоящего диссертационного исследования было сделано предположение, что формирование экономической компетентности старшеклассников возможно при соблюдении таких педагогических условий, как:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;

— введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— организация проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы на базе гимназии № 4 г. Сургута проводилась опытно-поисковая работа с 2000 по 2006 гг.

2. Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, преобразующий, обобщающий. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали низкий исходный уровень основ экономической компетентности старшеклассников, что обусловлено неэффективностью традиционного подхода к осуществлению процесса формирования данной компетентности. Было выявлено, что 54% учащихся старших классов социально-экономического профиля имеют низкий уровень, 36,5% - средний уровень, а на высоком уровне — 9,5%. Диагностика учащихся показала значимость экономических знаний, умений и ценностных ориентаций для эффективного формирования основ экономической компетентности.

3. Выбранный комплекс методик опытно-поисковой работы позволил проследить динамику формирования основ экономической компетентности старшеклассников в процессе реализации педагогических условий.

4. На основе представления об основах экономической компетентности как системе эмоционально-волевого, ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, поведенческого компонентов определены адекватные показатели уровня сформированное&tradeэкономической компетентности старшеклассников.

5. Обобщая полученные данные опытно-поисковой работы, можно сказать, что в процессе апробации педагогических условий показатели сформированное&tradeэкономической компетентности старшеклассников проявляют тенденцию взаимообусловленности. Так рост ценностно-ориентационной мотивации обеспечивает положительную динамику экономических знаний и успешного их применения на практике.

6. Сравнительный анализ данных исходного и итогового срезов уровня сформированности основ экономической компетентности старшеклассников позволяет сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-поисковой работы количество учащихся, имеющих низкий уровень основ экономической компетентности, снизилось в ОГ-1 на 24%, в ОГ-2 на 26,1%. Количество учащихся, находящихся на среднем уровне увеличилось в ОГ-1 на 19,8%, в ОГ-2 на 19,1%, а на высоком уровне соответственно 3,8% и 10,1%.

7. Данные проведенной опытно-поисковой работы достоверно подтвердили гипотезу о необходимости и достаточности выявленных нами педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование основ экономической компетентности старшеклассников.

Заключение

.

В новых социально-экономических условиях жизни общества актуальность проблемы настоящего исследования определяется существующими про-I § тиворечиями между возросшим требованием общества к уровню основ экономической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его реальным уровнем, между необходимостью научного обоснования формирования основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования и степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке, между прогрессивными тенденциями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности старшеклассников на основе ее теоретическо-ф го осмысления, а с другой — недостаточным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация акцентирует вни-р мание педагогической общественности к вопросам формирования основ экономической компетентности у тех, кто, стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занимать активную позицию в социально-экономической сфере.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы учреждений общего образования, исследование на основе проведенного анализа сущности и причин возникновения проблемы формирования основ экономической компетентности старшеклассников в педагогической теории и практике позволили сформулировать цель исследования, которая состояла в выявлении, определении и обосновании педагогических условий, способствующих формированию основ экономической компетентности старшеклассников. I В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой сформированность экономической компетентности старшеклассника, возможно, обеспечивается:

1) рассмотрением сущности понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловленного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта;

2) выявлением содержания и структуры основ экономической компетентности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты;

3) определением педагогических условий, обеспечивающих формирование основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, вероятно, являются:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;

— введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— организация проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

Выделение предмета исследования привело нас к заключению, что в педагогике нет однозначного определения основополагающего нашего исследования — «основы экономической компетентности старшеклассников».

Анализ основных психолого — педагогических, социологических, экономических работ по проблеме формирования основ экономической компетентности старшеклассников, опора на системный, личностно-деятельностный, ценностно-ориентированный подходы, теорию экономического образования и воспитания позволили уточнить сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловленного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее приобретение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.

Выявлено, что формирование основ экономической компетентности отражено в содержании профильных социально-экономических дисциплин, в организации экономической деятельности учащихся.

Определено, что педагогические аспекты профильного социально-экономического образования являются основаниями для выделения экономических знаний, умений и ценностей, владение которыми определяет сформи-рованность основ экономической компетентности старшеклассника. В соответствии с этим в исследовании представлено обоснование того, что экономическая компетентность, являясь одним из ведущих показателей экономического образования и экономической деятельности старшеклассника, выступает системообразущим компонентом его профильного социально-экономического образования.

В процессе исследования установлено, что компетентность как педагогическая категория характеризуется интегративностью: соотнесенностью знаний, умений, навыков, опыта с ценностно-смысловыми характеристиками личности, практико-ориентированной направленностью.

Выбор теоретико-методологической стратегии исследования объясняется следующим: системный подход ценен для нас тем, что представляет исследуемый нами процесс как систему, следовательно, предполагает учет всех факторов, однако, как отмечают исследователи, системный подход имеет ограниченные возможности для целостного осмысления личности. Этим объясняется выбор личностно-деятельностного подхода. Личностно-деятельностный подход позволяет организовать совместную деятельность педагогов и учащихся в процессе формирования основ экономической компетентности, обеспечить единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности, учесть интересы и способности личности на каждом уровне ее развития, сформировать представления учащихся об экономической деятельности как личностно значимой. Поэтому опора на ценностно — ориентированный подход способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности учащихся старших классов. Это, на наш взгляд, способствует становлению личностного смысла, осознанию личного опыта, формированию соответствующих позиций и отношений к социально-значимым видам экономической деятельности в обществе. Это также отражает становление «единства личностного и социального смысла образования», что и определяет сущность компетентного подхода в образовании.

Обоснование цели, предмета, гипотезы и сформулированных на их основе задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволили определить основные концептуальные идеи нашего исследования:

— в условиях современных рыночных преобразований повышение качества образования учащихся социально-экономического профиля связано с формированием его экономической компетентности, синтезирующий когнитивный, предметно-практический и личностный опыт старшеклассника;

— формирование экономической компетентности учащихся старших классов социально-экономического профиля должно основаться на системном, ценностном и личностно-деятельностном подходах;

— формирование экономической компетентности старшеклассника является сложной системой, где в качестве главного компонента выступает взаимодействие учителей и учащихся при выборе содержания, форм, методов, средств его организации.

Изучение и научный анализ источников по проблеме, проведенная опытно-поисковая работа в целом подтвердили нашу гипотезу о том, что эффективность формирования экономической компетентности старшеклассника в процессе профильного социально-экономического образования зависит от ряда условий, базисными из которых является сама специфика профильного образования и психологические особенности данного возраста обучающихся. Названные условия послужили отравным моментом поиска педагогических условий формирования экономической компетенции старшеклассников, которыми выступают:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников, способствующей приобщению их к экономической деятельности.

— введение элективных курсов в учебный процесс, направленных на вырабатывание устойчивых представлений о процессах, связанных с экономической деятельности;

— организация проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности.

Вышеназванные положения выдвинутой гипотезы требовали проверки в ходе опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе гимназии № 4 г. Сургута в период с 2000 по 2006 гг., не нарушая естественного хода учебно-воспитательного процесса.

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствует о низком уровне сформированности экономической компетентности старшеклассников, что доказывает необходимость разработки и внедрения в систему профильной подготовки педагогических условий в целях повышения уровня сформированности экономической компетентности старших школьников социально-экономического профиля.

На преобразующем этапе опытно-поисковой работы апробировались педагогические условия. В процессе опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда экономической направленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников создается как ответ на запросы и потребности общества, учащихся, родителей. Имеет большое значение для учащихся, когда она становится субъектной, личностно значимой средой, пространством, где обучающиеся могут реализовать право в профессиональном самоопределении, выборе направления в учебно-исследовательской и проектной деятельности, уровня сложности изучаемого предмета, что дает возможность учащимся наиболее полно реализовать себя в познавательной и экономической деятельности.

В целом, на основе проведенного исследования мы можем утверждать, что в рамках информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников возможно:

— постоянное расширение познавательного диапазона экономических представлений и знаний ученика с опорой на его интерес к экономической деятельности;

— формирование системы знаний в ключевых областях прикладной экономики;

— обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов экономической компетентности;

— включение обучающихся в экономическую деятельность, направленную на раскрытие возможностей профильного социально-экономического образования в профессиональном самоопределении учащихся и дальнейшее их обучение по экономическому профилю либо их участие в экономической деятельности;

— организации постоянного общения и взаимодействия детей и взрослых на уровне их совместной экономической деятельности.

Разработанные нами элективные курсы позволили обучающимся увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов экономической компетентности и овладеть умениями экономической деятельности.

Исследования показали, что проектная деятельность старших школьников формирует субъект-субъектные отношения и способствует формированию наиболее значимых экономических качеств личности старшеклассника. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся оказываются в ситуации выбора, требующего определенной сформированности экономической компетентности. Процесс защиты собственного продукта проектной деятельности (отчета, бизнес-плана, исследовательского проекта) позволяет «включиться» нравственной рефлексии, обостряющей эмоциональное восприятие, преодолевающей отстраненность, усиливающей практическую значимость изучаемого, проработанного материала, что заставляет школьников стремиться к большей объективности и в оценке продуктов других учащихся и поступков людей.

Структура основ экономической компетентности старшеклассников в нашем исследовании представляет собой совокупность мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового и эмоционально-волевого компонентов. В исследовании выделены наиболее значимые экономические качества личности старшеклассника (инициативность, самостоятельность, ответственность, предприимчивость, разумный риск в деятельности, творчество, способность к самооценке), так как они касаются способности индивида принимать активное участие в экономической деятельности.

В соответствии с выделенными компонентами экономическая компетентность старшеклассников характеризуются критериями и показателями данных компонентов и тремя уровнями сформированности экономической компетенции (низкий, средний, высокий).

Сравнительный анализ данных исходного и итогового срезов позволяет сделать вывод, что в результате проведенной опытно-поисковой работы по формированию экономической компетентности старшеклассников количество учащихся опытной группы, имеющих низкий уровень указанной компетентности составило 28%, средней уровень — 56%, высокий уровень- 16%.

Обобщая полученные данные опытно-поисковой работы с помощью всего комплекса методик, можно сказать, что в процессе реализации педагогических условий показатели сформированности экономической компетентности старшеклассников проявляют тенденцию взаимообусловленного формирования. Так, рост ценностных ориентаций обеспечивает положительную динамику экономических знаний и умений.

На обобщающем этапе опытио-поисковой работы объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что выдвинутые положения гипотезы исследования подтвердились и поставленные в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования задачи, определяющие личный вклад диссертанта в разработку проблемы, решены, а именно:

1. Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил выявить системообразующую функцию исследуемого процесса по отношению к профильному социально-экономическому образованию старшеклассников, обеспечивающую личностное ценностное профессиональное самоопределение старших школьников.

2. Определена сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников», под которой понимается интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социально-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.

3. Структура экономической компетентности старшеклассника включает эмоционалыю-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, содержательное наполнение которых обусловлено выделением компетенций, характеризующих совокупность экономических качеств старшеклассника.

4. На основе системного, ценностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов выявлена и обоснована совокупность педагогических условий эффективного формирования основ экономической компетентности старшеклассников. К которым относятся:

— создание в школе информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентации старших школьников;

— введение в учебный процесс элективных курсов «Организация исследовательской деятельности», «Основы предпринимательства и проектирования», «Решение задач с экономическим содержанием», направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

— проектная деятельность учащихся, обеспечивающая приобретение практических навыков экономической деятельности старших школьников.

— систематическое диагностирование уровня сформированное&tradeоснов экономической компетентности старших школьников.

Результаты данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования основ экономической компетентности старшеклассников, так как рассмотрена лишь одна из ее сторон — поиск педагогических условий, при которых формирование основ экономической компетентности старшеклассников становится более эффективным. Исследование показало необходимость дальнейшего изучения этой многоаспектной проблемы.

Перспективными направлениями научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: изучение особенностей становления индивидуального стиля экономической компетентности личности старшеклассникаразработка методик диагностики сформированное&tradeэкономической компетентности старшеклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Моделирование и составление задач: — стандартные задачи-- нестандартные задач-- оригинальные задачи-4. Участие в олимпиадах: — информация о сроках и формах проведения олимпиад всех уровней-- требования к оформлению документов для участия в олимпиадах.
  2. Время отчета о проделанной работе и консультаций. Форма отчета: письменная.
  3. При разработке элективного курса «Решение задач с экономическим содержанием» использовались работы В. А. Автономова 4., И. В. Липсица [110], A.A. Мицкевича [130].
  4. При проектировании содержания разработанных нами элективных курсов учитывались экономические знания учащихся и по базисным предметам (табл. 7).
  5. , Л. И. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абалкин. — М.: Экономика, 1987. — 191 с.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1991. — 336 с.
  7. , В. А. Основы предпринимательства / В. А. Абчук. — М.: Вита-Пресс, 1995. —240 с.
  8. , В. С. Введение в экономику / В. С. Автономов. — М.: Вита-Пресс, 1999. —213 с.
  9. , А. И. Предпринимательство: проблемы современности и культуры / А. И. Агеев. — М.: Наука, 1991. — 112 с.
  10. , Н. А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н. А. Алексеев//Завуч. — 1999. —№ 3. —С. 113−125.
  11. , Л. Б. Преподавание экономики в школе: основные экономические понятия / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская, О. Ю. Макарова. — М.: Финансы и статистика- Рос. экон. журн., 1994. — 40 с.
  12. , А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4−5 (511) классов / А. Ф. Аменд. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 161 с.
  13. , А. Ф. Дидактические основы непрерывного экономического общего образования / А. Ф. Аменд. — Екатеринбург: 1997. — 368 с.
  14. , Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика Т. 1. 1980. — 121 с.
  15. , В. И. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр Инновац. технологий, 2000. — 608 с.
  16. , А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско- методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4. —С. 19−27.
  17. , Т. М. Социальная психология / Т. М. Андреева. — М.: 1980. — 386 с.
  18. , А. Г. Психология личности: Принципы общечеловеческого анализа. / А. Г. Асмолов. — М.: 2002. — С.8 — 9.
  19. , П. Р. Политехническое образование школьников / П. Р. Атутов. — М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  20. , А. А. Культурно-функциональный подход к экономическому образованию в средней школе: докл. на Междунар. конф. «Настоящее и будущее экон. образования в России», 25−29 апреля / А. А. Аузан и др. — М.: 1994.
  21. , К. Ш. Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики / К. Ш. Ахияров // Проблемы воспитания в период социальных перемен. — М., 1996. — С. 3−9.
  22. , В. С. Социально-философская антропология / В. С. Барулин. — М.: Онега, 1994. — 123 с.
  23. , М. И. Классификация обучающих сред / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник // Школ, технологии. — 2000. — № 3. — С. 135.
  24. , В. С. Настольная книга педагога-исследователя / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: изд-во Дома учителя, 2001. — 236 с.
  25. , А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
  26. , А. С. Витагенное образование. Многомерный голографический подход / А. С. Белкин, Н. К. Жукова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2001. — 108 с.
  27. , А. С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. — Екатеринбург: Учеб. кн., 2003. — 188 с.
  28. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. — Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд-во, 2004. — 176 с.
  29. , JI. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: дис. д-ра философ, наук / JI. А. Беляева. — Екатеринбург, 1994. — 249 с.
  30. , П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. — 2003. — № 4. — С. 41−45.
  31. , П. П. Избранные сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский — ред. А. В. Петровский. — М.: Педагогика
  32. Т. 1. —1979. —304 с. Т. 2. —1979. —399 с.
  33. , В. И. Информационно-образовательное пространство или информационно-образовательный хронотоп / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потёмкин // Наука и школа. — 2000. — № 5. — С. 41.
  34. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8−14.
  35. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  36. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божо-вич // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997. —С. 414−430.
  37. Большая советская энциклопедия / под. ред. А. М. Прохорова. — М.: Совет. энцикл. Т. 16: Мезия Моршанск. — 1973. — 615 с.
  38. Большой энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. М.: Большая Рос. Энцикл., 1997. — 1434 с.
  39. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11−17.
  40. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Учитель, 1999. —560 с.
  41. , П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг.—2003.—№ 1. —С. 58−61.
  42. , Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. — М.: ИНФРА — М, 1999. — 127 с.
  43. , Л. II. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. — М.: 1968. —68 с.
  44. , Н. К. Экономическое образование в школе (из опыта работы СШ № 35 г. Рязани) / Н. К. Бушкова и др. — Рязань: 2000. — 66 с.
  45. , Ю. К. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения / Ю. К. Васильев, И. А. Сасова // Совет, педагогика. — 1988. — № 1. —С. 89−96.
  46. , С. И. Психологические аспекты предпринимательской подготовки школьников / С. И. Вершинин // Предпринимательство и занятость юных. — 1998. — № 6−7.
  47. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — № 10. — С. 51—55.
  48. А. М. Деятельность: структура и регуляция: психол. анализ / А. М. Волков, Ю. В. Микадзе, Г. Н. Солнцева. — М.: МГУ, 1987. — 215 с.
  49. , Н. Н. Технология ценностного самоопределения старшеклассников: моногр. / Н. Н. Ворожищева. — Омск: 2002. — 164 с.
  50. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский- ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика Т. 2: Проблемы общей психологии. -1982.-504 с.
  51. , О. И. Формирование нравственно-экономических отношений учащихся в школьном малом предприятии: дис. канд. пед. наук / О. И. Гаврилова. — СПб.: 1992. — 179 с.
  52. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. — М., 1995. Вып. 2. — С. 91.
  53. , В. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры / В. С. Гершунский. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 127 с.
  54. , Л. Н. Социально-педагогические условия организации школьного кооператива: дис. канд. пед. наук / Л. Н. Горбунова. — Красноярск: 1993. —222 с.
  55. , Н. И. Школьникам о предпринимательстве / Н. И. Городецкая.
  56. М.: Моск. междунар. юнош. центр культуры и бизнеса, 1998. — 61 с.
  57. , Т. В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников (в системе повышения квалификации): дис. канд. пед. наук / Т. В. Грищенко. — М.: 1991. — 172 с.
  58. , Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Моск. акад. развития образования, 1996. — 545 с.
  59. , В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор шк. — 1995. — № 6. — С. 39−47.
  60. , Э. Н. Лекции о педагогии и педагогике / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — Смоленск: СОНУУ, 1997. — 164 с.
  61. , Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Логос, 2000. — 137 с.
  62. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: 1996. —240 с.
  63. , А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. —№ 2. —С. 42−47.
  64. , Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. — М.: Мир, 1986.45 с.
  65. , С. А. Социально-экономическая подготовка учащихся ПТУ к труду в подрядной бригаде: автореф. дис. канд. пед. наук / С. А. Днепров —
  66. НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР — Казань, 1989.—17с.
  67. , A. JI. Методические основы экономической подготовки девятиклассников как средства их профессионального самоопределения : дис. канд. пед наук / A. JI. Дрондин. — М.: 1995. — 205 с.
  68. , Г. Г. Социальные ценности и социальное поведение / Г. Г. Дубровина // Экономики: вопр. школ, эконом, образования. — 2003. — № 3.1. С. 20−24.
  69. , М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М. Е. Дуранов и др. — Магнитогорск: МаГу, 2001. — 362 с.
  70. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи — пер. с англ. Н. М. Никольской — под. ред. Н. Д. Виноградова. — М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  71. , JI. В. Учись самостоятельности / JI. В. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. —205 с.
  72. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
  73. В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. — Тюмень: Легион Групп, 2005. — 74 с.
  74. , Н. А. Методологические основы школьного экономического образования / Н. А. Заиченко // Экономика в шк. — 2000. — № 1. — С. 21−29.
  75. , Н. А. Методологические основы школьного экономического образования / Н. А. Заиченко // Экономика в шк. — 2000. — № 2. — С. 24−34.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая шк., 1992.48 с.
  77. , И. И. Формирование нравственно ценной мотивации в процессе усвоения экономических знаний / И. И. Зарецкая // Дидакт. — 1997. — С. 50−54.
  78. , Т. И. Социология экономической жизни : очерки теории / Т. И. Заславская, Р. В. Рыбкин. — Новосибирск: Наука, 1991.
  79. , А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомы-слов. — М.: Политиздат, 1986. — 230 с.
  80. , Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: 1998. — 126 с.
  81. , Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер — Рос. гос. проф. пед. ун-т — Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. — Екатеринбург: 2002. — 126 с.
  82. , Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высш. образование в России. — 2005. —№ 4. —С. 23−30.
  83. , Е. Н. Экономическое образование в школьной программе / Е. Н. Землянская // Нар. образование. — 2002. — № 10. — С. 220−228.
  84. , И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. —С. 16.
  85. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результат образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  86. , И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перараб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  87. , В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания / В. П. Зинченко // Теория познания: в 4 т. — М., 1991. — Т. 2.
  88. , Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д. А Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — Омск: изд-во ОМГПУ, 2003. — 102 с.
  89. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 502 с. 83.84,85,86,87,88
Заполнить форму текущей работой