Оценка сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин
Наглядный опыт реализации организационной основы обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций выпускника можно проследить, анализируя работу по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В настоящее время Калининградская область является пилотным регионом по реализации проекта… Читать ещё >
Оценка сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин
Ключевые слова: высшее учебное заведение., изучение дисциплины, преподаватель вуза, студент, сформированность компетенций, финансовые дисциплины Профессиональное образование в современных условиях является личностно-ориентированным и направлено на формирование профессиональных специалистов, способных к саморазвитию, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, готовых выполнять необходимые функции в профессиональной деятельности [1]. Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов [2].
Цель исследования — разработать методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин.
Задачи исследования:
- — исследование опыта оценки компетенций в области финансового менеджмента в практической сфере;
- — исследование концептуальных основ формирования компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин и оценки результатов их сформированности;
- — разработка компетентностной модели дисциплины «Финансовый менеджмент» по образовательной программе бакалавриата «Менеджмент организации»;
- — разработка оценочных средств и средств документирования оценочных процедур сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент».
Наглядный опыт реализации организационной основы обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций выпускника можно проследить, анализируя работу по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В настоящее время Калининградская область является пилотным регионом по реализации проекта. Правительством Калининградской области принята целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011;2016 годах». Одной из основных задач является: организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России [3].
Для оценки формирования опыта трансляции финансово-экономических знаний различным целевым аудиториям, был разработан ряд мероприятий с целью изучить уровень профессиональных компетенций студентов. Работа состояла из 2 этапов. На первом этапе было проведено анкетирование студентов. На втором этапе был проведен Круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера учебного заведения. В работе круглого стола активно принимали участие преподаватели экономических и юридических дисциплин и учебного заведения.
Разрабатывая и проводя Круглый стол, организаторам необходимо было спланировать работу заранее, провести подготовительную работу. Студентами были подготовлены доклады на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализировали тезисы и антитезисы. Решали практические ситуации, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Оценила сформированность профессиональных компетенций студентов и преподавателей представитель банка.
Научные публикации показывают, что на российских предприятиях имеется опыт оценки компетенций менеджеров и специалистов. Так, например, для оценки компетенций топ-менеджеров и уровня владения ими в организации ООО «Холдинговая компания «Яузские ворота» (г. Москва). Помимо традиционных методов, для сбора информации в организации используются задания — рабочие проекты или задачи. Исполняя их, сотрудник демонстрирует уровень своих компетенций в конкретных обстоятельствах. студент финансовый менеджмент Используемая в организации модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением персоналом. Каждая компетенция — это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков, в зависимости от смыслового объема компетенции [4]. Различают пять уровней развития компетенций:
Е — компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено).
D — компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие).
С — базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста.
А — лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента).
В настоящее время на российском рынке появилось достаточно изданий, где описаны технологии оценки персонала по компетенциям [5]. В холдинговой компании «Яузские ворота» для оценки топ-менеджеров применяются следующие компетенции: планирование, анализ, использование информации, работа в команде, руководство отношениями, ориентация на достижение результата, управление конфликтами.
При объявлении в прессе какой-либо вакансии современные компании представляют перечень требуемых к наличию компетенций у кандидатов на должность. Модели компетенций применяются для оценки эффективности работы менеджеров, при найме и отборе персонала, в процессе разработки программ обучения и развития, привлечения выпускников вузов, обучения преподавателей.
Мельникова Т.И. разработала модель ключевых компетенций финансового менеджера, которая включает следующие компоненты: группы компетенций и их составляющие или ключевые компетенции (таблица 1) [6].
Таблица 1 — Модель ключевых компетенций финансового менеджера.
Группы компетенций. | Составляющие (ключевые компетенции). |
1. Профессиональные и специальные. |
|
2. Компетенция в применении знаний. |
|
3. Управленческая компетентность. |
|
4. Управление информацией. |
|
5. Лидерские качества и способность к инновациям. |
заинтересованность в развитии и обучении персонала.
|
Данная модель предполагает наличие у человека, занимающего должность финансового менеджера, всех компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Процесс их формирования охватывает все стадии реализации образовательной программы (обучение во время занятий с первого курса и до защиты выпускной квалификационной работы, привитие навыков использования знаний во время прохождения всех производственных и учебных практик, участие в конкурсах научно-исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях, самооценка сформированности компетенций и ее документационное оформление в портфолио) [7, 8].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» у студентов должны сформироваться и развиться следующие компетенции:
- — умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-4);
- — владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-8);
- — владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-12).
В результате освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны:
знать.
- — теоретические и методологические основы управления финансовой деятельностью предприятий в рыночной экономике (З1);
- — методологические основы управления основным и оборотным капиталом предприятия (З2);
- — основные методы стоимостной оценки реальных и финансовых активов (З3);
- — принципы разработки и реализации инвестиционной политики предприятия и методы оценки инвестиционных проектов (З4).
уметь:
- — производить оценку финансовых и реальных активов (У1);
- — проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявлять основные тенденции в ее изменении (У2);
- — разрабатывать эффективные управленческие решения с учетом возможных финансовых результатов (У3);
- — использовать компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение для решения задач финансового менеджмента (У4).
владеть:
- — навыками финансового анализа организации и управленческих решений (В1);
- — навыками финансового планирования в организации в рыночной экономике (В2);
- — навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по финансовому менеджменту (В3).
Концептуальные основы построения компетентностной модели дисциплины и технологий оценки уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины разработаны преподавателями Омского государственного технического университета [9]. Используя эти методические подходы, нами была предложена компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент» в рамках образовательной программы бакалавриата по направлению «Менеджмент организации», которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 — Компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент».
Индекс компетенции. | Проектируемые результаты освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» и индикаторы формирования компетенций. | Средства и технологии оценки. | Технологии формирования компетенции. | ||
Знания (З). | Умения (У). | Навыки (В). | |||
ПК-4. | З1-З4. | У1-У4. | В1-В3. | Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен. | 1−3. |
ПК-8. | З1-З4. | У1-У4. | В1-В3. | Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен. | 1−3. |
ПК-12. | З4. | У1. | В3. | Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен. | 1−3. |
Технологии обучения:
- 1. Информационно-развивающие технологии:
- — лекционно-семинарский метод;
- — самостоятельное изучение литературы;
- — использование электронных средств информации.
- 2. Развивающие проблемно-ориентировочные технологии:
- — учебные дискуссии;
- — деловые игры;
- 3. Личностно-ориентированные технологии обучения:
- — диалоги, индивидуальные задания, анализ конкретных ситуаций [10].
Оценку уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» необходимо проводить поэтапно (по результатам изучения тем, модулей, курса), используя различные оценочные средства. Оценочные средства в соответствии с этим подходом необходимо формировать, исходя из соответствующего уровня оценки:
- — для оценки знаний — тематическое наполнение (контрольные вопросы, тесты, доклады, рефераты, эссе, зачет, экзамен);
- — для оценки знаний и умений — модульное наполнение (расчетные задачи, курсовые работы, индивидуальные комплексные расчетные работы);
- — для оценки знаний, умений и навыков — кейс-наполнение (нестандартные практические задания с самостоятельным конструированием студентом способа решения) [11].
Подобная оценка сформированнности профессиональной компетентности у студентов в процессе изучения финансовых дисциплин позволяет создать модель подготовки, обеспечивающую эффективное формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста [12, 13].
Библиографический список
- 1. Резник С. Д. Организационное поведение. Учебник по специальности «Менелджмент организации». — Москва, 2006. Серия Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)
- 2. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. — С. 57−61.
- 3. Сашнева О. А., Бакалова Л. В. Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности // http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/
- 4. Киселева Е. А. Уровни развития компетенций руководителей высшего звена // http://www.kadrovik.ru/
- 5. Резник С. Д., Васин С. М., Сазыкина О. А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / под общ. ред. С. Д. Резника. Программа Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». — Министерство образования Российской Федерации, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия. Пенза, 2003.
- 6. Мельникова Т. И. Модель компетенций финансового менеджера // cprsob.ru
- 7. Резник С. Д., Джевицкая Е. С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014, № 12−1 (40). — С. 125−135.
- 8. Резник С. Д., Мосичева И. А., Джевицкая Е. С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. — Пенза, ПГУАС, 2010.
- 9. Рабочая программа дисциплины «Финансы». ОМГТУ, 2013 // omgtu.ru
- 10. Резник С. Д., Джевицкая Е. С., Чаусова Ю. С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Моногр. — Пенза, ПГУАС, 2009.
- 11. Резник С. Д., Макарова С. Н., Джевицкая Е. С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: монография. Пенза: ПГУАС, 2013. 280 с.
- 12. Резник С. Д., Джевицкая Е. С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014, № 12−3 (44). — С. 93−101.
- 13. Джевицкая Е. С. Практика оценки сформированности компетенций студентов в российских высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015