Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В параграфе 2.3 мы показали результаты состояния образования в школе. полученные в результате внедрения условий дифференциации на основе индивидуальных харктеристик учащихся, которые мы представили в виде данных по приросту уровня образованности (обобщенный показатель) и приросту показателей компонентов, ее составляющих (осведомленность, умственное развитие, развитие познавательной сферы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Состояние проблемы дифференциации образования в школе. В
    • 1. 2. Уровень образованности, состояние здоровья и образовательные потребности учащихся как основание дифференциации образования
    • 1. 3. Условия дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Характеристика состояния образования в школе
    • 2. 2. Внедрение условий дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся
    • 2. 3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость разработки проблемы дифференцированного образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся обусловлена переходом к личностно-ориентированной модели образования, которая, в частности, предусматривает создание условий для индивидуализации образования с учетом склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья обучающихся.

Правовой основой перехода является Закон Российской Федерации «Об образовании», где в принципах государственной политики в области образования закрепляется «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Таким образом, задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятельности.

Проблема дифференциации образования рассматривается отечественными учеными на протяжении всего периода становления российской школы. Различные аспекты данной проблемы раскрыты М. М. Анцибором, Н. Ф. Бунаковым, П. П. Блонским, ААБударным, А. М. Гельмонтом, М. А. Даниловым, А. А. Кирсановым, С. М. Ривесом, А. Д. Розенталем, Г. Ф. Суворовой, Л. С. Славиной, Л. Н. Толстым, И. Э. Унт и др.

В то же время такой аспект, как дифференциация образования на основе индивидуальных характеристик учащихся, изучен в меньшей степени. В частности, не до конца исследованы индивидуальные характеристики учащихся, на основе которых целесообразно осуществлять дифференциацию образования, соответственно не разработаны педагогические условия дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Недостаточная разработанность проблемы является в определенной мере причиной того, что в массовой общеобразовательной школе, особенно в сельской малокомплектной, проблема дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся решается неэффективно.

Недостаточная теоретическая обоснованность проблемы, ее неудовлетворительное решение на практике определили противоречие между социально обусловленной необходимостью дифференциации образования, основанной на индивидуальных характеристиках учащихся, учитывающих природные свойства и личностное развитие, и состоянием решения данной проблемы в педагогической теории и практике.

Существующее противоречие определило тему нашего исследования: «Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся».

Цель исследования — выделить и экспериментально проверить педагогические условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Гипотеза исследования. Дифференциация образования в общеобразовательной школе будет успешной, если: а) в ее основание положены индивидуальные характеристики учащихсяб) в индивидуальные характеристики учащихся включены достигнутый уровень образованности, фактическое состояние здоровья, проявляемые образовательные потребностив) образовательные условия создаются с учетом индивидуальных характеристик учащихся.

Задачи исследования:

1. Выявить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Уточнить состав и структуру индивидуальных характеристик учащихся, на основе которых целесообразно осуществлять дифференциацию образования.

3. Выделить и классифицировать педагогические условия эффективного осуществления дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.

4. Экспериментально проверить выделенные условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.

5. Подготовить к изданию методические рекомендации по проблеме дифференциации образования в общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явились общенаучные принципы системного и деятельностного подхода к исследованию проблем развития образования, а также комплекс предпосылочного научного знания: 1) теория деятельности — Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.- 2) методология и теория педагогических исследований — Н. И. Загузов, В. И. Загвязинский, А. Я. Найн, Т. И. Шамова, и др.- 3) исследование педагогических систем — В. П. Беспалько, ААБратко, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, Л. М. Фридман и др.- 4) методология и теория педагогического управления — ЮАКонаржевский, А. Я. Найн, М. М. Поташник, А. Д. Сазонов, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.- 5) сущность и целостность педагогического процесса — П. П. Блонский, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, АС. Макаренко, И. Т. Огородников, ВАСухомлинский, И. Ф. Харламов, С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина, и др.- 6) системный подход и специфика системного анализа — AM. Арсеньев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, НХГончаров, МА Данилов, Г. Н. Сериков и др.- 7) индивидуализация и дифференциация обучения — П. П. Блонский, АА. Бударный, Л. С. Выготский, АМ. Гельмонт, МАДанилов, Е.С.РабунскиЙ, У. Д. Розенталь, И. Э. Унт, и др.- 8) личностная ориентация в образованииШААмонашвили, Л. И. Божович, Ю. М. Орлов и др.- 9) теоретические исследования в области физиологии человека, психолого-педагогические подходы к осуществлению здоровьесбережения участников образования — В. М. Бехтерев, И. И. Брехман, Ю. Е. Вельтшцев, С. М. Громбах, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, С. Г. Сериков, А. А. Ухтомский, Н. А. Фомин и др.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы:

1. Теоретические: анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, научно-методический анализ учебной, программно-методической, нормативной документации в рамках задач исследования, синтез, аналогии, моделирование, системный подход и др.

2. Экспериментальные: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, метод независимых характеристик, экспертной оценки, изучения результатов учебной деятельности учащихся, педагогический мониторинг, статистическая обработка экспериментальных данных и обоснование выводов по результатам исследования, анализ собственного опыта автора в качестве директора школы в системе сельского муниципального образования.

Исследование осуществлялось в три этапа с 1992 по 1998 гг.

На первом этапе (1992;1993 гг.) проводился анализ состояния решения проблемы в области, регионе, стране. Изучался опыт решения проблемы дифференциации образования в педагогической теории и практике, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме, разрабатывались условия дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся, необходимая нормативно-правовая документация.

На втором этапе (1994;1996гг.) проводилась опытно-экспериментальная проверка условий дифференциации образования в общеобразовательной школе, исследовалась эффективность условий дифференциации образования, корректировалась система управления.

На третьем этапе (i997-i 998гг.) завершена опытно-экспериментальная проверка гипотезы эксперимента, уточнены условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся, проведена экспертиза выполнения программы исследования по критериям результативности. Завершалось диссертационное оформление работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие индивидуальных характеристик учащихся;

2. Определен комплекс педагогических условий дифференциации образования;

3. Указаны признаки содержания образования вариативно-индивидуального компонента государственного образовательного стандарта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В индивидуальные характеристики учащихся, являющиеся основанием для дифференциации образования в общеобразовательной школе, целесообразно включить уровень образованности, состояние здоровья, образовательные потребности.

2. В педагогических условиях выделить дидактические и воспитательные (индивидуальные и групповые): организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управленческие, итогово-прогностические.

Теоретическая значимость исследования проявляется в уточнении личностных характеристик учащихся как основы для определения условий дифференциации образования.

Практическая значимость исследования: Целенаправленное проведение эксперимента на протяжении 6 лет (1992;1998гг.) показало, что дифференциация образования на основе индивидуальных характеристик учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы позволяет существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Выделенные педагогические условия дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся являются содержательным основанием деятельности школы, реализующей дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Методические материалы могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, работой автора диссертационного исследования в качестве руководителя образовательного учреждения.

Апробация н внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийском семинаре — совещании «Луш развитая профессионального сельскохозяйственного образования в регионе в условиях реформирования: опыт, перспективы» (г.Кемерово, 1998 г.), межрегиональной конференции «Оценка эффективности трудового и профессионального образования» (г.Курган, 1996 г.), межрегиональной конференции по проблеме профессиональной направленности молодежи (г.Челябинск, 1997 г.), на итоговом заседании областной школы педагога-исследователя (г.Курган, 1997 г.), на заседании кафедры педагогики Курганского государственного университета, заседании областного экспертного совета, областных семинарах по проблеме дифференциации образования.

Результаты исследования внедряются в образовательную практику школ районных центров области.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по второй главе.

Содержание второй главы «Экспериментальное исследование эффективности условий дифференциации образования в школе» представлено в следующих трех параграфах: параграф 2.1 «Характеристика состояния образования в школе»: 2.2 «Внедрение условий дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся" — 2.3 «Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы». Логика построения второй главы предполагает определенное состояние образования в школе до и после внедрения условий дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся. После оценки состояния образования общеобразовательной школы (параграф 2.1) мы делаем вывод о недостаточном учете индивидуальных характеристик учащихся для определения комплекса условий дифференциации образования. Затем мы отслеживаем эффективность условий дифференциации образования в общеобразовательной школе (параграф 2.2) и анализируем полученные в ходе опытно-экспериментальной проверки результаты состояния образования в школе. Предложенная логика j изложения диссертационного материала второй главы позволила представить ' результаты констатирующего, формирующего и итогового этапов эксj перимента. |.

В параграфе 2.1 мы в проблемно-ориентированном анализе дали общие проблемы образования в образовательной школе, затем показали состояние I компонентов образования (уровень образованности, состояние здоровья, образовательные потребности), которые определяют общее состояние, 1 образования, что позволяет нам сформулировать следующий вывод по втоj рой главе диссертации: недостаточная эффективность образовательного процесса в общеобразовательной школе детерминирована низким уровнем ! внедрения условий индивидуальной и групповой дифференциации j i образования. Из выделенных нами условий дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся по оценке экспертов ни одно из них не реализуется полностью, только третья часть реализуется частично и 70% выделенных нами условий дифференциации в общеобразовательной школе не реализуются.

J причины этого мы видим в том, что.

J. При определении условий дифференциации недостаточно учитываются индивидуальные характеристики учащихся;

2. Низка готовность педагогических кадров к работе в условиях дифференцированного образования. Обобщенный средний показатель, выделенный на основе самооценки и оценки экспертов профессиональной квалификации (компетентность, нравственность, инициативность, педагогическое мастерство) педагогических кадров, составил 2.46 балла, что незначительно выше показателя «данные частично отвечают требованиям».

В параграфе 2.2 мы показали, как условия дифференциации, обоснованные нами в теоретической главе диссертации, внедрялись в практику работы общеобразовательной школы в ходе формирующего эксперимента, который осуществлялся в три этапа: организационный, содержательный, итоговый.

В ходе организационного этапа внедрялся комплекс групповых и индивидуальных дидактических и воспитательных условий, обеспечивающих перевод школы в режим учебного заведения, реализующего идею индивидуальной и групповой дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.

На втором, содержательном этапе, были реализованы процессуально-содержательные и управленческие условия дифференциации образования, обеспечивающие ее содержательный компонент.

На третьем этапе были внедрены условия, определяющие положительные и от рицательные тенденции в образовании при его дифференциации.

Все это позволило нам сделать второй вывод: в рамках общеобразовательной школы возможно внедрение условий дифференциации на основе индивидуальных характеристик учащихся.

В параграфе 2.3 мы показали результаты состояния образования в школе. полученные в результате внедрения условий дифференциации на основе индивидуальных харктеристик учащихся, которые мы представили в виде данных по приросту уровня образованности (обобщенный показатель) и приросту показателей компонентов, ее составляющих (осведомленность, умственное развитие, развитие познавательной сферы, сформированность учебных умений и навыков), состояния здоровья и образовательных потребностей учащихся (потребностей в углубленной подготовке в аспекте предполагаемой профессиипотребность в углубленном знакомстве с отдельными образовательными областями, предметами без ориентации на будущую профессию, в повышении общей культуры, эрудиции, расширении кругозора).

Все эти данные показывают положительную тенденцию в образовании и эффективность выделенных нами условий дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Так, при общей положительной тенденции уровня образованности учащихся в результате реализации условий дифференциации образования в ходе опышо-эксперименталъной работы на 3,2% увеличилось число учащихся, имеющих высокий уровень осведомленности, и на 6,2% снизилось количество школьников с низким уровнем осведомленности при увеличении на 6,3% сформированчости познавательной сферы (память, внимание). При этом значительно (на 10.9%) снизилось число учащихся с низким уровнем сформированности мыслительных процессов (умение устанавливать аналогии, умение логически классифицировать, умение логически обобщать), а также на 6% увеличился общий показатель сформированности учебных умений и навыков школьников.

Положительную динамику мы констатируем и в сохранении здоровья школьников, сформированности у них потребности в здоровом образе жизни. Так, число учащихся, имеющих первую и вторую группы здоровья (практически здоровые дети), увеличилось на 1,6%.

При положительной тенденции сформированности образовательных потребностей мы наблюдаем положительную динамику роста образовательных потребностей в углубленной подготовке в аспекте предполагаемой профессии и потребностей в повышении общей культуры, эрудиции, расширении кругозора.

Исходя из этого, мы делаем третий вывод. Условия дифференциации образования в общеобразовательной школе, определенные на основе индивидуальных характеристик учащихся, реализуемые в комплексе, способствуют эффективности образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, происходящие в российском обществе в 90-х годах 20 века, охватили экономику, политику, социальную и духовную сферы и оказали существенное и неоднозначное влияние на российское образование, в том числе и на общеобразовательную школу, которая является гарантом культурного, нравственного развития народа. Несмотря на возрождение элитарных учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей — массовой остается общеобразовательная школа, которая призвана обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта с учетом личностных и индивидуальных особенностей каждого учащегося. Эффективно решить задачу целостного развития личности ребенка может школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» (186, с.5). Реализацию этих задач мы предлагаем в рамках общеобразовательной школы дифференцированного образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Актуальность проблемы дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся получила свое подтверждение в ходе проведенных исследований.

Объективные условия, обеспечивающие свободное развитие личности, готовность ученика к вхождению, адаптации и преобразованию современного мира с учетом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ставят общеобразовательную школу перед необходимостью нового омыс-ления образовательной деятельности.

Предлагаемый нами подход решения проблемы заключается в организации дифференцированного образования на основе индивидуальных характеристик учащихся и предполагает: i. Выделение индивидуальных характеристик как основания для дифференциации образования.

2. Выделение и внедрение условий дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.

Реализация выделенных нами условий возможна при соответствующей подготовке педагогических кадров к работе в условиях дифференцированного образования, что может стать темой отдельного диссертационного исследования.

Интересным продолжением исследования данной проблемы явились бы изыскания, связанные с особенностями воспитания в условиях дифференцированного образования.

Требует более глубокого научного обоснования технология психолого-педагогического мониторинга на основе диагностики индивидуальных характеристик учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амонашвили 1.I. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петоровского. — М. Просвещение, 1983.-208 с.
  2. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987, — 208 с.
  3. Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  4. М.М. Индивидуализация обучения задача сегодняшнего дня. — Тула: Тульский гос. пед. институт им. Л. Н. Толстого, 1971.- 65 с.
  5. ВТ. Об управлении процессами формирования и жизне-дея 1'сльности личности // Вопросы философии. -1976. № 11. — С.3−15.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  7. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1995.- 208 с.
  8. Г. А. Школа и здоровье / Здоровье и образование: Матер. XIV Всемирной конф. по сан. просвещению. Л.: ЗИМ, 1991. — С.9−13.
  9. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Дис. .докт. пед. наук. 1995.- СПб. -4)8 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, — 192 с.
  11. А.С. Основы педагогических технологий / Краткий толковый словарь. Екатеринбург, Сред.-Урал. кн. из-во, 1995.
  12. П.П. Избранные педагогические произведения.- М.: Из-во1. АПК РСФСР, 1961.- 694 с.
  13. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Фельдштейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1995,-212 с.
  14. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  15. Д.А., Сыдыкбекова Д. Т. Знак, как средство коммуникативного воздействия. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983.-96 с.
  16. Е.А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. М.: Мин. обр. РФ, 1992.-128 с.
  17. А.А. Индивидуальный подход в обучении//Советская педагогика. 1965.- N 7.- С.70−83.
  18. А.А., Розенталь У. Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. 1966. — N 7. — С.56−63.
  19. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Из-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.
  20. Н.Ф., Журова JI.E. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: Кн. для родителей / Под ред. А.Г.Хрипковой- Ассоциация пед. помощи родителям. М.: Просвещение, 1992. — 16 с.
  21. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера: Дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996. — 164 с.
  22. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / Под ред. П. Н. Груздева, Ш. И. Ганелина.- М-Л.: Из-во АПН РСФСР, 1949. 355 с.
  23. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского. Л. И. Новиковой, II. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой.- М.: Сентябрь, 1997.-112 с.
  24. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  25. JI.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  26. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984.- т. 1−6.
  27. С.В. Влияние дифференциации обучения на интеллектуальное развитие первоклассников с различной готовностью к школе: Дис. .канд. пед. наук. М., — 1996. — 157 с.
  28. A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Из-во АПН РСФСР, 1954. — 91 с.
  29. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989.-80 с.
  30. Ю.З. Учитель и психологическая служба. Киев: Институт психологии АГШ Украины, 1993.- 142 с.
  31. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика. 1979. — 160 с.
  32. П.К. Еще раз о дифференциации обучения в старших классах общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1963. — N2. — С.39−49.
  33. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  34. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 84 с.
  35. Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995. -155 с.
  36. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: 1978. — С. 180−205.
  37. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Из-во АПН РСФСР, 1957. -518 с.
  38. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровского. М.: Педагогика 1991.-368 с.
  39. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  40. М.Е., Жернов В. И. Педагогические проблемы воспитания шажданственности. Магнитогорск: МГПИ, 1994.
  41. Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховай / Научи, ред. В. С. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
  42. Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. 1995. — N 6. — С. 15−17.
  43. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961. 240 с.
  44. Л.Е. Дифференциация обучения в начальной школе: Методические рекомендации о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности школьника. М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1990. — С.3−7.
  45. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. трудов. Тюмень, 1990. — С.8−9.
  46. В.И. О движущих силах учебного процесса // Советская педагогика. 1973.- N 6.- С.66−74.
  47. Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  48. Игры бучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  49. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Лхаян. М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  50. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. -240 с.5<*. Индрс К. Попытка исследовать эффективность обучения в условиях гомогенного класса // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1970. — С.40−42.
  51. Инновационные учебные заведения в России: Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ / Под общ. ред. ').М.Никитина. М.: Республ. инст. повыш. квалиф. работа, образ. МО РСФСР, 1992. — 105 с.
  52. Кабанова-Мсллер Е. К. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Педагогика. 1981.-95 с.
  53. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Педагогика, 1968. — 285 с.
  54. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1968. — N 6. — С.38- 45.
  55. В. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников. — 1993.- N 2.-С.4−7.
  56. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Из-во Казанского университета, 1982. — 224 с.
  57. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань: Татарское книжное из-во, 1966. — 95 с.
  58. Кирсанов А. А, Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся // Советская педагогика. 1963. — N 5. — С.27−34.
  59. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -159 с.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Из-во Феникс, 1996. — 512 с.
  61. Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т- Т.1. -М.: Педагогика, 1982, — 656 с.
  62. А.Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  63. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Образовательный центр «педагогический поиск», 1997. — 96 с.
  64. Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 77с.
  65. Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришколь-ного управления. Курган: Кург. обл. институт усоверщ. учителей, 1989. -114с.
  66. А.И. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  67. И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  68. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Из-во АПН РСФСР, 1948.-360 с.
  69. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  70. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  71. Т. М. Воспитание нравственности: Задания и упражнения. Мн.: Нар. асвета, 1983. -144 с.
  72. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников // Советская педагогика. 1981. — N 8.- С.85−91.
  73. А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 391 с.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  75. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1946. — вып.7. — С.3−41.
  76. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  77. М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: Учебное пособие. Курган: Из-во Кург. гос. пед. ин-та, 1994.- 82 с.
  78. Г. Г. Организация учебной деятельности старшеклассников с повышенной обучаемостью: Дис. .канд. пед. наук. Киев, 1990. — 160 с.
  79. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.1. / Сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов.- М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  80. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. / Сост. М. Д. Виноградова, ААФролов. М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  81. А.С. Методы воспитания // Собр. соч. в 7-ми т. М., 1958.-Т. 5.-С.116−391.
  82. Л.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  83. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  84. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  85. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Из-во ЛГУ, 1980. — 193 с.
  86. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. ГУПТО Адм. Челяб. обл., Фил. ИПОМО РФ, 1995. — 228 с.
  87. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Юж.-Урал, из-во, 1993. — 218 с.
  88. Народное образование: Основные постановления, приказы и инструкции / Сост. А. М. Данев. М.: Госуд. учебно-педагогич. из-во Мин.Прос. РСФСР, 1948.- 479 с.
  89. Начальная школа: поиск оптимального варианта (методический материал по организации функционирования школы 1 ступени). М.: научн. метод. Объединение «Творческая педагогика», 1992. — 81 с.
  90. Р.С. Психология: В 3-х кн.: Кн.2.: Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  91. Р.С. Психология: В 3-х кн.: Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995,-512 с.
  92. Образцовые школы Москвы / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1985. -120 с.
  93. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.-119 с.
  94. Общее среднее образование России: Сб. нормат. документов 19 921 993гг.: в 2 кн.: Кн. 1 / Министерство образования РФ. М.: Просвещение, 1993.- 286 с.
  95. Общее среднее образование России: Сб. нормат. документов1992−1993гг.: в 2 кн.: Кн. 2 / Сост. М. Р. Леонтьева. М.: Просвещение, 1993.- 223 с.
  96. Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: программа «Твоя профессиональная карьера» / Общ.ред. С. Н. Чистякова. М.: Просвещение, -127 с.
  97. И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 376 с.
  98. И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 1996.-N 6.- С. 45−50.
  99. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году // Вестник образования. 1996. — № 4. -С. 27−72.
  100. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.208 с.
  101. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  102. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. — 360 с.
  103. Педология и школа / Под ред. П. П. Блонского. М.: Гос. из-во, 1929. -223 с.
  104. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 658 с.
  105. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  106. Е.Б. Социально-педагогический аспект гуманизации школь- | ного образования : Дис. канд. пед. наук.- СПб, 1995. 201 с. I
  107. М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвеще- j ние, 1991.-191 с. I
  108. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М.: Педагогика, 1992.- 126 с.
  109. М.М. В поисках оптимального варианта: Из опыта работы народных учителей СССР. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  110. Психологическая служба школы: Учебное пособие для студентов / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-222 с. !
  111. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера: пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 184 с.
  112. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  113. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко и др. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 222 с.
  114. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. М.: Гос. рекл.-коммерч. предпр. «Олимпик», 1990. — 123 с.
  115. Пути достижения высокой успеваемости в школе / Под ред. Н. К. Гончарова. М.: АПН РСФСР, 1954.- 323 с.
  116. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А. А. Деркач. М.: Издат. дом «Красная площадь». — 1996. — 400 с.
  117. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). -М.: Педагогика, 1975. 184 с.
  118. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  119. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.704 с.
  120. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск: ЧГПУ, 1974. — 334 с.
  121. А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  122. Сборник руководящих документов о школе .- М.: Из-во АПН РСФСР, 1952. 307 с.
  123. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  124. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд-во «Зауралье», 1997 — 464 с.
  125. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография. Челябинск: Изд-во ЧППУ «Факел», 1998. — 664 г.
  126. Г. Н. Системный подход в управлении образованием. Курган: ГлавУНО, 1996. — 131 с.
  127. С.Г. Направленность педагогического образования на укрепление здоровья учащихся // Актуальные проблемы управлени образованием в регионе. Вып. 1(5). Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998. — С. 65−72.
  128. С. Г. Организационно-педагогические условия здоровьесбе-режения учащихся // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Вып. 3(7). Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998. — С. 43−49.
  129. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  130. О.А. Необходимое условие индивидуализация // Народное образование, 1996. -N 8. — С. 24−25.
  131. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах // Вестник образования. 1995. — № 6. — С.54−82.
  132. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1880.-96 с.
  133. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Из-во АПН РСФСР, 1958.- 214 с.
  134. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.- 16 000 с.
  135. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Из-во АПН РСФСР, 1954. — 397 с.
  136. Г. Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке // Нач. Школа. 1987.-N 4. — С. 54−59.
  137. Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении младших школьников // Нач. школа. 1986. N 11. — С. 54−58.
  138. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. — 205 с.
  139. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988, — 175 с.
  140. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961.-536 с.
  141. Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Вестник образования. 1998. — № 1. — С. 63−80.
  142. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997.-288 с.
  143. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-192 с.
  144. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие (Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  145. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева, М.: Новая школа, 1995.- 464 с.
  146. К.Д. Избранные педагогические сочинения: Т.2.-М.: Гос. уч.-педагог, из-во наркомпроса РСФСР, 1939.- 470 с.
  147. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования, 1996. № 7 -С. 3−57.
  148. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  149. Философская энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1964.-584 с.
  150. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: пер. с фр. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
  151. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  152. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  153. И.Ф. Педагогика. М.* Высшая школа, 1990. — 576 с.
  154. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  155. И.Ф. Как активизировать учение школьников: Дидактические очерки. Мн.: Нар. асвета, 1975. — 208 с.
  156. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика?: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1987.-159 с.
  157. Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1978. — 608 с.
  158. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Просвещение, 1977.- 120 с.
  159. П.И. И «текущая помощь» и «расширение горизонта» // Нар. Образование. 1996.-N 8. — С. 29−31.
  160. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Из опыта работы школ Латвийской ССР. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  161. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.- 208 с.
  162. С.М. О сущности человека и целях воспитания / Проблемы человека и его воспитания: Философский аспект: Сб. научн. тр. Курган: Из-во Курганского гос. пед. института, 1993. — С. 3−22.
  163. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  164. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПН ЦИТП, 1992. — 64 с.
  165. С.Т. Педагогические соченения. М.: Просвещение, 1965.328 с.
  166. Ю. Синергетика и творчество: Некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода // Школа. 1996. — N 4. — С. 4751.
  167. С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержнию, коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. Школа. -1997. N 10. — С. 71−87 .
  168. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.
  169. Школа 2000.: Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под ред. А. А. Леонтьева: Вып.1. М.: Баллас, С-инфо, 1997. — 208 с.
  170. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988, — 272 с.
  171. С., Безбородова Н. От игр к самовоспитанию: сборник игр-коррекций, — М.: Новая школа, 1993.- 80 с.
  172. Г. Й. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  173. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  174. Н.Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьников: Методическое пособие для педагогов школы. Смоленск: Смоленский обл. инст.усоверш. учит., 1995. — 63 с.
  175. Н.Е. Когда урок воспитывает: нравственный аспект. М.: Педагогика, 1981.-128 с.
  176. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М.: Из-во Инст. практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.
  177. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.- 64 с.
  178. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 326 с.
  179. Е.А. Разработка и запуск новой модели школы. Первые шаги / Народное образование. 1991. — N 2. — С. J. 7- 31.
  180. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 396 с.
Заполнить форму текущей работой