Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Курс теоретической физики в системе профессиональной подготовки учителя физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические и практические основы подготовки учителя к || развивающему обучению на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности
    • 1. 1. Профессионально-педагогическая направленность высшего педагогического образования и психологические основы процесса обучения
    • 1. 2. Системный подход как методологическая и теоретическая основа сближения учебной и будущей профессиональной деятельности студентов
    • 1. 3. Проблема интенсификации профессиональной подготовки учителя и оптимизация учебного процесса
    • 1. 4. Теоретические предпосылки подготовки будущего учителя к инновационной деятельности
    • 1. 5. Роль специальных дисциплин в подготовке учителя к инновационному обучению в школе
  • ГЛАВА 2. Пути и способы решения проблемы подготовки учителя к творческой деятельности при изучении курса теоретической физики
    • 2. 1. Особенности изучения курса теоретической физики в педагогиче-ш ском вузе
    • 2. 2. Научно-методические основы использования электродинамических парадоксов при обучении физике
    • 2. 3. Развитие познавательной активности студентов при изучении курса теоретической физики
    • 2. 4. Роль курса теоретической физики в формировании профессиональных знаний будущих учителей физики
    • 2. 5. Педагогический эксперимент

Курс теоретической физики в системе профессиональной подготовки учителя физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическое образование будущего школьного учителя завершается в педагогическом институте курсом теоретической физики. В нем систематизируются и обобщаются накопленные студентом знания по физике, с единых позиций анализируются ведущие понятия, фундаментальные законы и общие принципы физики, наиболее полно обрисовывается современная физическая картина мира. Роль этою курса в подготовке высококвалифицированного специалиста огромна, а его функции многогранны.

Интерес студентов к изучению курса теоретической физики в последнее время резко упал. Это можно объяснить рядом причин: недостаточной подготовкой по физике абитуриентовстуденты не видят связи между курсом теоретической физики и тем как они будут применять эти знания в своей будущей работе учителемтрадиционная методика изложения материала (без использования парадоксов, элементов проблемного обучения) приводит к формированию негативного отношения студентов к изучению сложного курса теоретической физики.

Учить предмету нужно всегда хорошо это прописная истина. Но учить предмету студентов педагогических вузов нужно особенно хорошо, с повышенным чувством меры, с применением самых гибких и современных форм и методов обучения. По наблюдениям М. Н. Скаткина [219], начинающий учитель учит школьников так же, как учили его самого, он несет в школу те методы обучения, свидетелем и объектом которых являлся он сам. Отсюда и та особая ответственность преподавателей профилирующих специальных дисциплин в педагогических институтах. Следовательно, наряду с психолого-педагогической подготовкой будущего учителя физики, не менее важна роль его специальной подготовки.

Раздел теоретической физики, электродинамика, чрезвычайно важен с точки зрения принципа профессионально-педагогической направленности процесса обучения в педвузе, так как в максимальной степени способствует формированию современного научного мировоззрения. научно-теоретического способа мышления, представления о современной физической картине мира.

Электродинамика часть физики, изучающая поведение электромагнитного поля осуществляющего взаимодействие между электрическими зарядами, токами и постоянными магнитами. Среди всех известных видов взаимодействия электромагнитное занимает наиболее существенное и распространенное место по широте и разнообразию всевозможных проявлений. Это объясняется тем. что все тела состоят из электрически заряженных (положительных и отрицательных) частиц, электромагнитное взаимодействие между которыми, с одной стороны намного интенсивнее гравитационного и слабого, а с другой — оно дальнодействующее, в отличие от ядерного (сильного) взаимодействия. Электромагнитным взаимодействием определяется строение электронных оболочек в атоме, соединение атомов в молекулы, т. е. силы химической связи, а также межмолекулярные взаимодействия, в частности, приводящие к образованию в природе жидких и твердых тел.

Электродинамика есть учение об электрических и магнитных полях, их ист очниках, свойствах и взаимодействиях.

Строгой математической теорией классической электродинамики являются уравнения Максвелла. Эти уравнения служат дифференциальной характеристикой создаваемого зарядами и токами электромагнитного поля. Тем не менее, в электродинамике имеется большое количество сложных явлений и эффектов, которые вызывают у студентов недоумение или удивление. представляются им какими-то непонятными и удивительными парадоксами. К сожалению, в подавляющем большинстве учебников и монографий.

12. 13, 55, 65, 90, 92, 106, 111, 132, 156] не приводится ясного физического объяснения этих парадоксальных особенностей электродинамики. Не уделяется внимания обычно и сущности таких явлений на лекциях и практических занятиях.

По результатам нашего исследования (конкретные цифры приведены в параграфе «Педагогический эксперимент») это ведет к тому, что у большей части студентов знания по данному предмету оказываются формальными, существо же дела остается непонятым и, следовательно, нераскрытым.

Здесь для нас важную роль сыграли мысли профессора П. К. Рашевского, который в предисловии к своей известной книге «Введение в риманову геометрию и тензорный анализ» писал: «Можно делать установку на полноту изложения и стремиться осветить все существенное в данной области. и ограничиться изложением формальной оболочки фактов. Такая книга полезна для специалистов». И далее, «самая суть изучаемой отрасли (физико-математической науки), т. е. как она вырастает из материальной действительности все это. является обычно наиболее темным и требующим наибольшей работы мысли у начинающего изучать эту отрасль». Уяснение этого отнюдь не совпадает с усвоением определений, доказательств и вообще формальной стороны".

Следуя изложенным соображениям, мы стремились раскрыть физическую сущность электродинамических закономерностей, в частности разобрать ряд принципиальных и интересных эффектов, формально следующих из предыдущего материала, но в действительное! и далеко не элементарных и требующих глу бокого осмысления.

Последовательный анализ физических парадоксов при обучении физике является полезным условием для постановки физического образования на надежную методологическую основу, развития физическою мышления, уровня физического понимания и научно-значимых черт личности.

Цель изучения теоретической фишки в педагогическом институте, заключается не столько в овладении методами современных физических теорий, сколько в уяснении основных положений этих теорий. Будущий учитель физики должен иметь отчетливое представление о весьма широком круге вопросов. входящих в классическую и современную физику, уметь ориентироваться в ее новейших достижениях. Именно поэтому в работе особое внимание уделяется физической сущности явлений.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется:

• необходимостью поиска путей заинтересовать студентов при изучении сложного курса электродинамики.

• недостаточной связью курса теоретической физики с будущей творческой работой учителя в школе.

• необходимостью поиска эффективных методов формирования у будущих учителей физики ясных представлений о сущности электродинамических явлений.

• наличием вопросов, не получивших объяснений в учебной литературе по электродинамике, что приводит к получению поверхностных знаний по данному предмету у будущих учителей физики.

• неточным изложением в учебной литературе некоторых проблем, в результате чего у студентов, изучающих электродинамику, а, следовательно, у будущих учителей физики, складываются неправильные представления по ряду важных вопросов,.

• несовершенной методикой изложения некоторых вопросов электродинамики в курсе общей физики.

Это обусловило выбор темы исследования: «Курс теоретической физики в системе профессиональной подготовки учителя физики».

Цель исследования — состоит в разработке и научном обосновании целесообразности применения нестандартных методов обучения физике как эффективнейших средств активизации учебой деятельности студентов педагогических вузов.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов физиков в педагогическом институте.

Предметом исследования является процесс обучения теоретической м физике, способствующий формированию профессионально значимых качеств.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс обучения студентов теоретической физике будет более эффективным, если:

• наряду с традиционными методами изложения материала использовать примеры, в которых, казалось бы, правдоподобные ожидания не подтверждаются более тщательным анализом, результат вычислений вступает в противоречие с физической интуицией;

• наряду с математическими выкладками, разбирать физическую сущность явлений, не рассмотренную в учебных пособиях по электродинамике;

Г • на лекционных и практических занятиях рассматривать парадоксы, которые следуют из материала, неверно изложенного в учебной литературе;

• формировать у будущих учителей физики отчетливое представление об основных положениях современных физических теорий.

Исходя из сформулированной выше гипотезы, для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:

• установить степень разработанности данной проблемы в учебной литературена основе анализа физической, психолого-педагогической и методической литературы проанализировать дидактические и методические возможности и особенности целенаправленного изучения и последовательного использования анализа физических парадоксов, соотнести результаты анализа с практикой обучения;

• проанализировать содержание курса электродинамики в педагогическом вузе и выявить проблемы, требующие дополнительного физического пояснения,.

• рассмотреть целесообразность использования учебных физических парадоксов;

• разработать рекомендации по совершенствованию преподавания курса электродинамики;

• в ходе педагогического эксперимента проверить эффективность разработанной методики преподавания курса электродинамики. g. Психолого-педагогические основы подготовки учителя на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности изложены в работах Аниськина В. П. Бабанского Ю.К., Беленок И. Л., Бронниковой ЭЛ., Годника С. М., Давыдова В. В., Дробчака З. Д Захаровой Л. П., Исаева И. Ф.,, Кузьминой Н.ЕЗ., Кухарева Н. В., Лернера И. Я., Наумова А. И., Орлова А. Б., Петровского A.B., Салаватовой С. С., Щербакова А. И., Эльконина Д. Б. Подготовке будущего учителя к инновационной деятельности в школе гюсвяще-v ны работы Абушкина Х. Х., Бессараба Г. Д., Боткина Дж., Бургина М. С. Грановской P.M. Загвязинского В. И., Кагана В. И., Кан-Калика В.А., Кваша В.ГТ., Кругликова А. Г. Лапина П.И., Ляудиса В. Я. Матюшкина A.M., Мах-мутова М.И., Петровой Н. И., Сазонова Б. В., Тумалева В. В., Ходановича А. И., Хона A.M. Юсуфбековой Н. Р. Научно-методические вопросы развития познавательной активности студентов при изучении курса физики рассмотрены в работах Беджановой З. М., Бутикова Е. И. Быкова A.A., Кондратьева.

A.C., Володарского В. Б. Грязевой H.H., Журавской М., Лисачкиной В. Н., Наумова А. И., Орлова A.b. Пилипенко А. И., Ушачева В. П. Шитова В.М. Шаблыкина А. П. Работы этих авторов явились методологической основой исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• изучение Российскою и международных стандартов высшего физического образованияизучение и анализ специальной литературы и диссертационных исследований, имеющих отношение к теме работыизучение и анализ научной, педагогической, методической, психологической литературы;

• экспериментально-эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное) — диагностирование (тестирование, оценивание) — интервьюированиеанкетированиеэкспериментальные (констатирующий, поисковый, формирующий эксперименты);

• статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Научная новизна:

• дано научное описание системы формирования у студентов-физиков важнейших профессиональных качеств;

• обоснованы методологические и теоретические основы сближения учебной и будущей профессиональной деятельности студентов;

• исследованы эффекты и явления, не нашедшие своего отражения в учебной литературе по электродинамике, разработан новый метод анализа парадоксов;

• обоснована концепция последовательного использования нетрадиционных методов обучения физике студентов педагогических вузов;

• разработаны вопросы, способствующие активизации мыслительной деятельности студентов, буду щих учит елей физики.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке эффективных подходов при обучении студентов для преодоления формализма в изложении электродинамики, в разработке путей повышения фундаментального характера физического образования и целенаправленного использования нестандартных методов изложения материала, обеспечивающих понимание сути физических явлений, развитие физического мышления студентов.

Практическая значимость исследования состоит в определении разделов курса электродинамики, способствующих приобщению студентов к исследовательской деятельности, разрешению некоторых парадоксальных ситуаций, глубокому физическому пониманию изучаемых явлений, и рекомендации по их использованию, сформулированные теоретические положения доведены до уровня конкретных разработок и рекомендаций.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанных подходов при обучении физике студентов педагогических вузов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Фундаментальный характер физического образования и его адекватная методологическая направленность могут быть обеспечены путем использования при обучении физике разнообразных парадоксов, характерных для всего исторического развития физики.

2.Обучение физике, основанное на нестандартных методах, способствует развитию научного мышления обучаемых и повышению уровня физического понимания, характеризующегося способностью к реализации на практике физических теорий.

3.Скорректированное изложение важных тем курса электродинамики, которые способствуют включению студентов в самостоятельную лабораторную деятельность.

4.Формулирование принципиальных проблем и разрешение соответствующих парадоксальных ситуаций в курсе электродинамики.

5.Физическое объяснение явлений, не нашедших своего отражения в учебной литературе или изложенных формально.

Апробация полученных результатов. В период проведения исследования основные результаты докладывались автором и обсуждались: на научно-методических конференциях, проводимых кафедрой методики преподавания физики МПГУ (1998, 1999, 2000гг) — на научно-практической конференции, посвященной 50-летию Армавирского государственного педагогического института (1998г) — на международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» в г. Сочи (1998,1999гг) — на научно-практической конференции Армавирского государственного педагогического института (1999, 2000 гг) — на научно-методических конференциях, проводимых кафедрами общей и теоретической физики Ставропольского государственного университета (1998,1999гг), на съезде российских физиков-преподавателей в МГУ (2000.

1. Аль-Таравна Н. Некоторые вопросы методики изложения курса электродинамики.// Пре^ектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 2-й междунар. науч.-метод. конф. Сочи, 1999.

2. Аль-'Гаравна Н. Особенность методики изложения сущности производных электромагнитного поля// Новые технологии в преподавании фи:', ики: школа и вуз: Сборник аннотаций докладов 2-й междунар.науч.-метод, конф. МПГУ, 2000.

3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.

4. Аниськин В. Н. Совершенствование профессионально-педагогической деягельности преподавателя педагогического вуза в учебном процессе. Дисс. … канд.пед.наук. — Самара, 1996.

5. Арламов А. А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику. Дисс… канд.пед.паук. М., 1985.

6. Арцыбашев А. Курс физики. Ч.2-я. Электричество. Учеб пособие для пед. ип-гов. — М.: Учпедгиз, 1955. Ю. Архангельский СИ. Лекции по геории обучения в высшей школе. М. 1974.

7. Ахиезер А. И., Берестецкий В. Б. Квантовая электродинамика. 4-е изд., перераб. — М.- Наука, 1991.

8. Ахиезер А. И. Общая физика. Электрические и магнитные явления. Киев, 1981.

9. Ахиезер А. И., Ахиезер И. А. Электромагнетизм и элекгромагнишые волны: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш.шк.Д985.

10. Бабаиский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

11. Бабаиский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.

12. Бабаиский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.

13. Бабаиский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. — М.: Знание, 1981.

14. Беджанова З. М. Сисгема проблемных заданий по физике как средство формирования знаний и приемов учебной работы школьников. (На примере раздела «Электромагнетизм»). — Дисс… канд.нед.наук. М., 1977.

15. Беленок И. Л. Теоретические основы мегодической подготовки учителя физики к профессиональной деягельности как к творческой в условиях педвуза. — Дисс, … докт.пед.наук. — Челябинск, 1996.

16. Бергаланфи Л Общая геория систем М.: Высш. школа, 1971.

17. Берлинер А. Курс физики в элементарном изложении. Т.2, вып. 1-й. Электричесгво. / Пер. с нем.под.ред.П. Н. Беликова и Г. С. Ландсберга. Изд.2-е. М-Л.: Гостехиздат, 1933.

18. Бессараб Г. Д. Инновационные формы организации урока. Из опыта работы учителя физики. СПб, 1991.

19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений. — М., 1993.

20. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М., 1988.

21. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

22. Блонский П. П. Развитие мышления школьника. — М., 1935.

23. Богоявленская Д. Б. Интеллект} альная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.

24. Богоявленская Д. Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Психологическая сл’жба вуза: принципы, опыт работы. — М., 1993.

25. Большая Советская Энциклопедия. Т.19. — М.: Сов. энциклопедия, 1975.

26. Бори М. Эйнштейновская теория относительности. Изд.2-е, испр. / Пер. С англ. И. В. Мицкевича. М.: Мир, 1972.

27. Боровик E.G., Мильнер А. С., Еременко В. В. Лекции по магнетизму.Изд.2- е, перераб. и доп. — Харьков.: Изд-во Харьк. ун-та, 1972.

28. Боровой А. Д., Финкельштейн Э. Б., Херувимов А. Н. Законы электромагнетизма. М.: Наука, 1970.

29. Боткин Дж. и др. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция /Перснективьг Вопросы образования. Париж, 1983.

30. Браун У. Ф. Микромагнетизм. /Пер. с англ. А. Г. Гуревича. М.: Наука, 1979.

31. Бронникова Э. П. Формирование готовности будущих учи1елей к освоению передового педагогического опыта / На магериале естеств.-матем.факл — Авгореф.дисс. … канд.пед.наук. Уфа. 1997.

32. Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике //Советская педагогика.- 1989. -№ 12.

33. Бутиков ЕМ. Быков А. А., Кондратьев А. С. Физика в примерах и задачах. М.: Наука, 1989.

34. Вайскопф В. Ф. Физика в двадцатом столетии / Пер. с англ.канд.физ.- мат. наук А. Г. Беды. — М.: Атомиздат, 1977. — 39. Вейль Г. Избранные труды: Математика. Теоретическая физика. М.: I Наука Л 984.

35. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход.-М., 1991.

36. Власов А. А. Макроскопическая электродинамика. Учеб. пособие для госуниверс. М.: Гостехиздат, 1955.

37. Войнилович П., Албычев П. Источники энергии. М.: ГоскультпросветI издат, 1950. I 43. Володарский В. Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе. — Дисс… канд.пед.наук. М., 1979.

38. Высокие интеллекгуальные технологии образования и науки. Материалы.

39. Меж-21ународной научно-методической конференции. — СПб., 1996.

40. Волькенштейн B.C. Сборник задач по общему курсу физики. — М.: Наука, 1985.

41. Вонсовский СВ. Природа магнетизма. М.: Знание, 1964.. 47. Вонсовский СВ. Современное учение о магнетизме. — М.: Гостехиздат. ': 1953.

42. Гааз А. ГЗведение в теоретическую физику. Т.1 / Пер. сб-го нем.изд. А. А. Тумермана. М-Л.: Гостехиздат, 1933. 5. Галицкий В. М., Ермачеико В. М. Макроскопическая ':)лектродинамика. М.: Высш.шк., 1988.

43. Гампсон-Шефер Парадоксы природы. Одесса: 1970.

44. Геворкян Р. Г. Шепель В.В. Курс общей физики. Изд.2-е, перераб. М. .Высш.шк., 1966.

45. Гелъфер Я. М. Законы сохранения. М.: Наука, 1967.

46. Гершензон Е. М., Малое Н. Н. Курс общей физики. Элеюричсство и магнетизм. Учеб. пособие для пед.инст. — М.: Просвещение, 1980.

47. Гершензон Е. М., Малое Н. Н. Курс общей физики. Электродинамика. Учеб. пособие для пед.инст. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. 57. rjKrroBa Т. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Бжатеринбург, 1992.

48. Гмурман В. Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.

49. Годник СМ. О сущности профессионально-педагогической деятельности //Приобщение к педагогической профессии. — Воронеж, 1992.

50. Гоноболин Ф. Н. Книга об учите-гя. М., 1965.

51. Горелик Г. Е. Почему пространство трехмерно? — М.: Наука, 1982.

52. Горелик Г'.Е. Размерность просграиства. Историко-методологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1983.

53. Грабарь М. И., Красиянская К. А. Применение математической статистики Б педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1977.

54. Грабовский М. А. Магнетизм. — М-Л.: Госгехиздат, 1949.

55. Грабовский Г^ .И. Курс физики. — М.:Высш.1пк. 1966.

56. Гравитагщя и теория относительности. Сборник статей. Г^ып.14−15. Казань.- Изд-во Казан. ун-ia, 1978. к.

57. Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. 1993. 68. ." рибанов Д. ГГ Философские основания теории относительности. М.: Наука, 1982.

58. Григорьев В.Pi. Мякишев Г. Я. Силы в природе. М.: Наука, 1977.

59. Гуревич Л. Э., Глинер Э. Б. Пространство и время. — М.: Знание, 1974.

60. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

61. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.

62. Давыдов В. В. Развивающее обучение. М., 1989.

63. Данильчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. (Личностно-гуманитарная парадигма).: Монография. Волгоград: Перемена, 1996.

64. Дерябин В. М. Законы сохранения в физике. М.: Просвещение, 1982.

65. Детлаф А. А., Яворский Б. М. Курс Физики. — М.: Высш.шк., 1989.

66. Дробчак З. Д. Физические парадоксы как средство повышения интереса учащихся к изучению физики. Дисс… канд.пед.наук. — Киев, 1981.

67. Дудчеико B.C. Динамика ситуационных стр>'К1ур в инновационных процессах. — М., 1982.

68. Дуков В. М. Электродинамика. Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. М: Высшлнк., 1975.

69. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: ИздвоБГУ, 1981.

70. Елимова М. Ю. К определению понятия «инновационный потенциал» / Социальные проблемы информатизации обтцества. — М., 1988.

71. Журавлев В. И. Е^заимосвязь педагогической науки и пракгики. М., 1984.

72. Журавска М. Проблемы совершенствования школьного курса физики в ПНР. — Дисс. … докт. пед. наук. — М., 1988.

73. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука /' Инновационные процессы в образовании. Гюмень, 1990.

74. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактически. х исследований. -М., 1982.

75. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

76. Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород. 1993.

77. Зильберман Г. Е. Электричество и магнетизм. Учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1970.

78. Зиновьев СИ. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высш.шк., 1968.

79. Зисман Г. А., Тодес О. М. Курс общей физики. Т.2. Электричество и магнетизм. Изд.5-е, стереотип. М.: Наука, 1972.

80. Иванов Б. Н. Принципы современной физики. — М.: Наука, 1973.

81. Иванова Л. А. Активизация познавательной деягельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.

82. Ивин А. А. ИСКУССТВО правильно мыслить. — М.: Просвещение, 1990.

83. Измайлов СВ. Курс электродинамики. — М.: Учпедгиз. 1962.

84. Ильина Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: Знание. 1975. ! к М.: Просвещение, 1984.

85. Инновации в школе: характер и резулыаты 7 Народное образования. 1993. № 6 .

86. Инновационная деятельносгь учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы, опыт, решения. — Псков, 1992.

87. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.

88. Инновационные методы обучения в вузе: Сб. науч.трудов. — Мурманск, 1993.

89. Интенсификация творческой деятельности стлдентов ' Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхориа. -Казань, 1990.

90. Иос Г. Курс теоретической физики. М.: Учпедгиз Л 963.

91. Иоффе А. Ф. Основные представления современной физики. — Л.-М.: Гостехиздат, 1949.

92. Иродов И. Е. Основные законы электромагнетизма. — М.: Высш.шк., 1991.

93. Иродов И. Е. Савельев И.В., Замига И. О. Сборник задач по общей физике. Учеб. пособие для втузов. — М.: Наука, 1975.

94. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высоюй школы. — Москва Белгород, 1993.

95. Исихара А. Статистическая физика. — М.: Мир, 1973.

96. Коган В. И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе./ Е^диная методическая система института, теория и практика/. Науч.метод.пособие. — М.: Выспгшк., 1987.

97. Калашников Г. Электричество. М.: Наука, 1985.

98. Кашии II.В. Курс физики. Т.2. Электричество и магнетизм. Колебания и волны. — М.: Высш. школа, 1962.

99. Кваша В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс… канд.пед.паук. — Минск, 1994.

100. Киренский Л. В. Магнетизм. — М.: Наука, 1967.

101. Китайгородский А. И.

Введение

в физику. Учебное пособие д. г1я втузов. — М.: Физматгиз, 1959.

102. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.

103. КО6Е>1ЛЯЦКИЙ И.И., Рувинский Л. И. Основы педагогики.Учеб.пособие. М., 1985.

104. Ковнер М. А. Электронная теория и теория относительности. Саратов.: Изд-во Саратов ун-та, 1967.

105. Коган Б. Ю. Сто задач по физике.— М.: Наука, 1965.

106. Кольман Э. Я. Философские проблемы современной физики. М.: Знание, 1957.

107. Кондратьев А. С., Лаптев В. В., Трофимова КЗ. Физические задачи и индивидуальные пути образования. СПб.: Образование, 1996. J28. Коростылева Л. Л., Советова О. С. Психологические барьеры и ююв-ность к нововведениям. — СПб, 1995.

108. Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. — Волгоград, 1994.

109. Краевский В. В. Педагогическая наука и педагогическая пракгика как единая система Внедрение достижений педагогики в практику школ1>г М., 1981.

110. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. — М., 1977.

111. Королев Ф. Ф. В. И. Ленин и педапмика. М.: Педагогика, 1971.

112. Кринчик Г. С. Физика магнитных явлений. — М.: Из-во МГУ. 1985.

113. Кронеберг П. М. Элементы физики. Учебник. М.: Медгиз, 1950.

114. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М., 1991.

115. Кругликов Л. Г. Методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса/7 Инновационные процессы. М., 1982.

116. Кухарев П. В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.

117. Ланге В. Н. Физические парадоксы и софизмы. — М.: Просвещение, 1978.

118. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Механика. Электродинамика. Учеб. пособие для студентов физич.спец.вузов. — М.: Наука, 1969.

119. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Статистическая физика. М.: Наука, 1964.

120. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика. Учеб. Пособие для вузов в 10 т. Т.4. — М.-. Наука, 1989.

121. Ландау Л. Д., Румер Ю. Б. Что такое теория относитсльиосги. 2-е изд.М.: Сов. Россия, 1963.

122. Лапин Н. Pi. Актуальные проблемы исследования нововведений Социальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980.

123. Левич В. Г. Курс теоретической физики. Т.1. — М.: Физматгиз, 1962.

124. Левич В. Г. Вдовин Ю.А., Мямлин В. А. Курс теоретич.физики. Т.1. — М.: Физматгиз, 1962.

125. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М. 1980.

126. Лисачкина В. М. Теоретико-методические проблемы повышения квалификации преподавателей физики системы профессионально технического образования. Дисс. … канд.пед.наук. — Тольятти, 1996.

127. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.

128. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.

129. Макеева Т. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы. — Минск: Нар. асвета, 1968.

130. Максвелл Д. К. Избранные сочинения по теории электромагнит ного поля. Под.ред. П. С. Кудрявцева. — М.: Г’остехиздат, 1952.

131. Максвелл Д. К. Трактат об электричестве и магнетизме в 2-х т. М.: Наука, 1989.

132. Мандельштам Л. И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. — М.: Наука, 1972.

133. Мартинсон М. Л., Недоспасов А. В. О плотноеги зарядов внутри проводцшка с током, УФН. Т. 163, № 1. — М, 1993.

134. Матвеев А. Н. Механика и теория относительности. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Высш.шк., 1976.

135. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе.: Книга для учителей.- М.: Просвещение. 1977.

136. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. I.

137. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

138. Меретукова З. К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. — Дисс. … докт.пед.наук. М., 1998.

139. Методические рекомендации по разработке вопросов изучения и обобщения педагогического опыта в современных условиях. М., 1983.

140. Мирдель Г. Электрофизика / Пер. с нем. Под ред. В. И. Раховского. М.:Мир, 1972.

141. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.

142. Могильников B.C. Следствия теории относительности в электротехнике, Севасгополь, 1969.

143. Молчанов Ю. Б. Время в классической и релятивистской физике. М.: Знание, 1969.

144. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. — 1991. — № 10.

145. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

146. Мултановский В. В., Василевский Л. С. Курс теоретической физики. М.: Просвещение, 1990.

147. Мышление учителяличностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, ГС. С>особской. М., 1990.

148. Наумов А. И. Профессиональная направлешюсгь курса теоретической физики в педагогических инсгитутах: содержание и сгр>кгра. Учебное пособие. -МПГИ им. Ленина, 1987.

149. Некрасова Н. М. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. Калининград. 1989.

150. Несис Е. И., Несис СЕ. Магнитотемпсрагурные волны в электропроводящих средах. /У Инженерно-физический жлриал. Т.70, № 2. М., 1997. V.

151. Иесис Е. И., Падалка В. В. Электродинамика, ч.1. — Ставрополь.: СГУ, 1997.

152. Несис L.l. Методы математической физики. М.: Просвещение, 1977.

153. Николаенко В. Н. Федоиина О.И. Электреты и совершенствование преподавания раздела «Электростатика» курса общей физики. Межвузовский сборник науч. трудов. Роегов-на-Дону педаг.инст., 1983.

154. Новаку В.

Введение

в электродинамику. ' Пер. с pyMbHiCKoro Н. М. Остиану. М.: Изд.иностр.лит., 1963.

155. Носова В. А. Функции методологических задач в учебном процессе высшей школе. — Автореф. диссерт. на соиск. уч.степ. канд.пед.наук. М., 1981.

156. Орир Дж. Физика, М.: Мир, 1981.

157. Орлов А. Б. Проблемы перестройки пси. холого-педагогической поддготовки учителя //Вопросы психологии. 1988. № 1.

158. Орлов В. А. Проблемы содержания и методов проведения факультативных занятий по физике. — Дисс… канд.пед.наук. — М., 1972.

159. Основы педагогики и психологии высшей школы (под ред. Петровского, А. В .) М. , 1986.

160. Осухова И. Г. Становление творческой индивидуальности педаюга Педагогика. — 1992. — № 3−4.

161. Пайерлс Рудольф Е. Сюрпризы в теоретической физике. / Пер. с англ. М. П. Каганова. М.: Наука, 1988.

162. Иарселл Э. Берклеевский курс физики. Электричесгво и магнетизм М.: Наука, 1975.

163. Иарселл Э. Элекгричество и магнети: зм. / Пер. с англ. и под ред. А. И. Шальникова и Л. О. Вайсенберга. 3-е изд., испр. М.- Наука. 1983.

164. Педагогика. Под ред. Пидкасистого И. И. М., 1995. V.

165. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростовна-Дону: Феникс. 1998.

166. Пеннер Д. И. Лекции по электродинамике. Изд. 2-е. Владимир, 1967.

167. Пеннер Д. И. Угаров В.А. Элекгродинамика и специальная теория относительности. М.- Просвещение, 1980.

168. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982.

169. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика 1979.

170. Пилипенко А. И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления. Дис. …докт. пед.наук. -М., 1997.

171. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимое! и исследований // Советская педагогика. 1988. № 11.

172. Пономарев Я. А. Психология твор^гества. М., 1976.

173. Проблемы преподавания физики. — Сборник статей. -М.: 1968.

174. Проблемы теоретической физики. Сборник, посвященный Н. Н. Боголюбову в связи с QVO шестидесятилетием. — М.: Наука, 1969.

175. Проблемы теоретической физики. .: Изд-во ЛГУ, 1988.

176. Посталюк Н. Ю. Дидак1ическая система развития творческого сгиля деятельности студентов: Дисс… докт.пед.наук. — Казань, 1993.

177. Поташкин М. М. Как развивагь педагогическое творчество. — М. 1987.

178. Путилов К. А. Курс физики. 7 .2. Учение об элекгричестве. Учебное пособие для студентов втузов. — М.: Физматгаз, 1963.

179. Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: иаучн.тр. — Армавир: Изд. центр АГПИ, 1998.

180. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1991. I 1. цессе обучения физике. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975.

181. Ренне ВЛ Электрические конденсаторы. М.: Гос^нергиздат, 1952.

182. Роджерс Э. Физика для любознательных. В-З-х. — М.: Мир, 1970.

183. Рымкевич П. А. Курс физики. Изд.2-е.перераб.и доп. Учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Высш.шк., 1975.

184. Савельев И. В. Курс общей физики, т.2. Электричество. Изд.2-е Учеб. пособие для втузов. М.- Наука, 1970.

185. Савельев И. В. Курс общей физики. Учебное пособие. В 3-х т. Т.2-Й. Элеюричество и магнетизл! Волны. Оптика. — М.: Наука, 1982.

186. Савельев И. В. Основы теоретической физики. Т. 1-й. Механика. Электродинамика. М.: Наука, 1975.

187. Сазонов Б. В. Деятельностный подход к игптовациям /У Социальные факгоры нововведений в организационных системах. — М., 1980.

188. Салаватова С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности.^ Дисс… канд.пед.наук. Казань, 1991.

189. Сахаров Д. Р1. сборник задач по физике. М.: Просвещение, 1967.

190. Сборник задач по теоретической физике. Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 1984.

191. Семенов А. А.

Введение

в электродинамику изллчающи. к систем. М.: Изд. МГУ, 1963.

192. Сиву-хин Д. В. Общий курс физики. Т. З. Электричество. М.: Наука, 1977.

193. Сивухин Д. В. Общий курс физики. Электричество. Учебное пособие для физ.спец.вузов. 2-е изд.испр. М.". Наука, 1983.

194. Ситнова Е. В. Физические парадоксы в системе обучения физике. Дисс. … канд.пед.наук., Рос.пед.ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1997. (.

195. Соверпленствование преподавания физики и общетехнических дисциплин в педвузе.- Ростовский-на-Дону педагогический инстигут, 1981.

196. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989.

197. Скаткин М. И. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.

198. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993.

199. Сластенин В. А. Учитель и время //' Советская педагогика. 1990. -№ 9.

200. Сластенин В. А. Тамарин Н.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. — 1990. -№ 10.

201. Совершенствование преподавания физики и общетехнических дисциплин в педвузе. Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1981.

202. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школьг / Под ред. Кузьминой Н. В. Вып.З.Меж.вуз.сб. Л., 1985.

203. Сухотин А. К. Парадоксы науки. М.: Молодая гвардия, 1980.

204. Сухомлинский В. А. избранные произведения: В 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1979.

205. Тамм И. Е. Основы теории электричества. Учеб.пособие. -10-е изд., испр. М.: Пука, 1989.

206. Теория и практика педагогического эксперимента. — М., 1979.

207. Терлецкий Я. П., Рыбаков Ю. П. Электродинамика. Учеб. пособие для физич.спец.ун-тов. — М.: Высш.школа. 1980.

208. Терлецкий Я. П., Рыбаков Ю. П. Электродинамика. Учеб. пособие для ун-тов -2-е изд., перераб. М.: Высш. школа, 1990.

209. Термоэлектрические генераторы. Под ред. д-ра физ.мат.наук А. Р. Регсля, изд.2-е, перераб. и доп. — М.: Атоми: щат, 1976.

210. Тернов И. М. Далилов В.Р., Родионов В. Н. Взаимодействие 'заряженных частиц с сильным электромагнитным полем. Учеб. пособие для физ.спец.ун-тов. — М.: Изд во М1″ У, 1982.

211. Торопова Р. Н. Основы электродинамики. Учеб. пособие для студ.заочн., Новосибирск, 1972.

212. Тумалев В. В. Учительство в ситуации социально-политических перемен. Ч. З. Инновационный потенциал современного учителя. СПб, 1995.

213. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.- Педагогика, 1990.

214. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. Г. Вершловского. — Л., 1991.

215. Ушачев В. П. Формирование творческой активности личноеги пжольника в процессе обучения физике. Дисс. … докт.пед.наук. М., 1998.

216. Ушииский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Пед. соч. В 6-ти томах. Т.5. М., 1990.

217. Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. У. 1. Пер. с а1пл. Под ред.проф. Т. П. Кравца. — М-Л.: Изд. Акад. наук СССр, 1947.

218. Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Т.2./Пер.с англ. Под ред.проф. Т. П. Кравца.- Л.: Изд-во Акад. наз'к СССр, 1951.

219. Федотов И. П., Кулина И. Д. Изучение электромагнетизма в курсе физики средней пжолы. М: Просвещение, 1978.

220. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Вып.5-й. Электричество и магнетизм. М.: Мир, 1977.

221. Физика и методика физики. Ред.вып. Л. И. Копгкин. Куйбьппев. 1964.

222. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.

223. Физический энциклопедический словарь. М.: Совегская энциклопедия, 1962.

224. Физический словарь. Т.5. М.: ОНТИ НКТП. 1937.

225. Физическая энциклопедия. Т.2. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

226. Филонович СР. Кавендиш, Кулон и электростатика. — М.: 'iiianne, 1988.

227. Фок В. А. Теория Эйнштейна и физическая относи 1ельность. — М.: Знание, 1967.

228. Франкфурт У. И. Закон сохранения и превращения энергии. -М.: Наука, 1978.

229. Фриш Э., Тиморева А. В. Курс общей физики. Т.2. Электрические и электромагнитные явления. М.: Физматгиз, 1962.

230. Хадж Х. А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе. /Дисс. … канд.пед.наук./Удм.гос.ун-т. — Ижевск, 1996.

231. Ходанович А. И. Инновационное содержание обучения физике в структуре образования «Школе-вуз». Дисс. … канд.пед.наук. /Рос.господ.ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 1998.

232. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.

233. Хон A.M. Психологические барьеры при внедрении нововведений в школьную практику и некоторые пути их преодоления. — Алма-Ата, 1986.

234. Чертов А. Г., Воробьев А. А. Задачник по физике. — М.: Высш.шк., 1981.

235. Шакирова Н. М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Авто-реф.дисс…канд.лед.наук. — М., 1993.

236. Элементарный учебник физики. Под ред. Г. С. Ландсберга. Т.2. Изд.7-е. стереотип. М.: Наука. 1971.

237. Штрауф Е. А. Электричество и магнетизм. — М-Л.: Гостехиздат. 1950.

238. Шубин А. С. Курс общей физики. Изд.2-е. Учеб. пособие для студентов зккон. спец.вузов. — М.: Высш.шк. 1976.

239. Шитов В. М., Шаблыкин А. П. О педагогической направленности курса электродинамики в системе подготовки учителя физики.// Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики. — Л.: ЛГПИ. 1977.

240. Щербаков А. И. Практикум по общей психолохии. — М.: Просвещение, 1979.

241. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Под ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.акад., 1995.

242. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. 1989.

243. Юкава X. Лекции по физике / Пер. с яп. И. И. Иванчика. М.: Энерюиздат, 1981.

244. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

245. Юсуфбекова Н. Р. Педа1 огическая инноватика как новое направление фундаментальных исследований. Лкгуальные методологические проблемы развития педагогических наук в ЧССР и СССР. — Прага, 1989.

246. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования. — Вып.З. — М., 1990.

247. Adam R, Chen D. The Process of Educational Innovation. — Ijid, 1981.

248. Bassett G. Innovations in Primarv Education.. Lnd, 1972.

249. Beverly D., Shaklee D., Cushner K. Inquiiy Based Teacher Education / Педагогическое образование для 21 века. М., 1994.

250. Darling-Hammond L. Teacher Professionalism and Accountability The Education Digest. — 1989. Vol. 55, No.l.

251. Dickinson N. The Headteacher as Innovator. Lnd, 1975.

252. Kadanoff L.P. Greats Physics today, 1994, № 4 p.9−11.

253. Torrance E.P. Teaching creative and gilted learners // Handbook of research on teaching / Wittrock M.C.(ed.) N.Y., 1986.

254. Wold A. Can Creativiti Be Taught? !l Social education. Washington. 1977.-Vol. 41. 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой