Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия использовании сказки как средства формирования толерантного отношения к народам мира у старших дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга — это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. Формирующий… Читать ещё >

Педагогические условия использовании сказки как средства формирования толерантного отношения к народам мира у старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирующий эксперимент предполагал работу с детьми экспериментальной группы № 13 по формированию у последних толерантного отношения к народам мира. Для этого были подобраны сказки разных народов, чтение которых и обязательное обсуждение было организовано как во время занятий, так и в повседневной жизни группы (перед обедом, после сна, в любое другое свободное время):

  • 1. «Воробей и лиса» (болгарская сказка)
  • 2. «Обезьяна и конфета» (бразильская сказка)
  • 3. «Дедов совет» (латышская сказка) и другие [Приложение 3].

Кроме названных, с детьми читали хорошо известные сказки как русских, так и зарубежных детских писателей: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Карлик Нос» И. Гауфа, «Репка», «Теремок».

После прочтения каждой сказки с детьми велась беседа о том, какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.

А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё — любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность — они тоже люди и имеют право на жизнь.

Сказка «Репка» же является, на наш взгляд, сказкой вовсе не про репку, а про дружную совместную работу.

Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден — вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда?

После проведения данной работы с детьми был подведен итог: чему наc учат сказки.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка!

  • — Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
  • — Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
  • — Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
  • — Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга — это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
  • — Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка — Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках — отрицательный персонаж.
  • — Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
  • — Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу».
  • — Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
  • — Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
  • — В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
  • — Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

— И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Таким образом, сказки могут многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Ценности могут переоцениваться, и от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей. Так был завершен формирующий эксперимент. Далее следовала итоговая диагностика сформированности толерантного отношения к народам мира у воспитанников старших групп № 3 и № 7 (контрольный эксперимент).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой