Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы: — динамические паузы, которые представляли собой комплексы из нескольких специально подобранных упражнений, направленные на активный отдых и снижение утомления. Комплексы упражнений для динамических пауз составлялся либо диссертантом, либо самостоятельно учителем. Данная форма физкультурно-рекреативной деятельности использовалась… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
    • 1. 1. Сущность и содержание физкультурно-рекреативной деятельности
    • 1. 2. Педагогический труд и физкулыурно-рекреативная деятельность в учительском коллективе: особенности взаимосвязи
    • 1. 3. Обоснование педагогических условий физкультурно-рекреативной деятельности педагогов
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Модель физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы
    • 2. 2. Технология организации физкультурно-рекреативной деятельности в коллективе учителей
    • 2. 3. Эффективность организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы

Педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В контексте охраны генофонда нации специального рассмотрения требует проблема здоровья учителя, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны. Известно, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

По данным некоторых исследователей до 50% учителей страдают гипертонической болезнью [178], ведущей причиной которой является гиподинамия. Непрерывное повышение интенсивности учебно-воспитательного процесса, преобладающая в массовой школе авторитарно-репродуктивная система сказываются и на здоровье самого учителя.

По результатам проведенного нами обследования выяснилось, что 59% учителей всегда или почти всегда чувствуют себя «усталыми, разбитыми» после трудового дня. Несмотря на отсутствие двигательного компонента в профессиональной деятельности педагогов, немногие из них используют в качестве восстановительного средства занятия физической культурой.

Анализ особенностей труда учителя школы, а также изучение литературных источников, в которых приводятся данные положительного влияния двигательной активности на организм человека, указывают на необходимость использования педагогами в режиме дня средств физической культуры.

Из всех видов физической культуры наиболее доступным и эффективным для взрослых является физическая рекреация, которая включает в себя различные формы двигательной активности, удовлетворяющие потребности в активном отдыхе (физические упражнения, игры, развлечения, элементы физического труда). Она составляет содержательную основу физкулыурнорекреативной деятельности, направленной на восстановления работоспособности, организацию активного отдыха и полезного досуга [52].

Содержание физкультурно-рекреативной деятельности включает: массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятиязанятия отдельными видами спорта с целью активного отдыха, оздоровления, переживания «мышечной радости», снятия нервно-эмоционального напряжения, повышения работоспособностисамодеятельные формы занятий физическими упражнениями, играми, туризмомрекреационные упражнения и мероприятия в режиме учебного или рабочего дня, сопровождающиеся положительными переживаниямимикросеансы отдельных упражненийсоревновательные формы занятий, не имеющие выраженной спортивной ориентации.

Физкультурно-рекреативная деятельность в режиме дня учителя обеспечивает нейтрализацию неблагоприятного воздействия педагогического труда на организм человекаформирует потребность в двигательной активностиспособствует ослаблению умственных и психических перегрузокрасширяет круг общения и интересов у занимающихсяположительно влияет на режим трудового дняповышает мотивацию учителей, классных руководителей к проведению физкультурно-рекреативной деятельности среди учащихся школы. Все выше сказанное обуславливает актуальность нашей работы.

Многие ученые разрабатывали вопросы, связанные с особенностями профессиональной деятельности педагогов (А.А.Вербицкий, М. Я. Виленский, В. Ю. Горшков, И. Ф. Исаев, Л. Ф. Колесников, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, И. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Л. АДдвиршис и др.). Проведен ряд исследований в области использования средств физической культуры работниками умственного труда (В.К.Бальсевич, П. А. Виноградов, В. Л. Кондаков, Л. И. Лубышева, Л. Н. Нифонтова, Т. В. Скобликова, А. С. Смородинов и др.). Активно разрабатываются теоретико-методологические основы физической рекреации.

Г. П.Виноградов, В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев, В. Н. Ирхин, А. В. Лотоненко, И. Н. Никулин, Л. М. Пиотровски, Л. Г. Рубис, Ю. Е. Рыжкин, Ф. И. Собянин, Э. Трощиньска, Г. Ф. Шитикова и др.) и медико-биологические основы влияния двигательной активности на организм человека (Н.М.Амосов, В. К. Бальсевич, Я. А. Бендет, А. А. Виру, Л. Л. Головина, Р. Ф. Дибнер, В. А. Запорожанов, А. В. Менхин, Ю. В. Менхин, Е. Г. Мильнер, В. Н. Селуянов, Э. М. Синельникова, Т. А. Смирнова, Б. Д. Френкс, Э. Т. Хоули, Т. А. Юримяэ и др.).

Однако вопросы физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы в современных исследованиях недостаточно разработаны.

Учитывая особенности профессиональной деятельности учителя и тот положительный потенциал, который несет в себе физическая рекреация, можно предположить, что физкультурно-рекреативная деятельность должна стать необходимым компонентом в режиме дня педагогов. Однако в настоящее время уровень двигательной активности учителей оставляет желать лучшего. Анализ состояния физкультурно-рекреативной деятельности в педагогических коллективах показал, что большинство учителей экспериментальной школы до начала эксперимента имели критический (38,6%) или низкий (50%) уровни развития данной деятельности. Очевидно противоречие между признанием необходимости осуществления учителями физкультурно-рекреативной деятельности и отсутствием теоретико-методического обоснования ее организации в педагогических коллективах общеобразовательных школ.

На основе сложившегося противоречия нами сформулирована проблема исследования: «Какие педагогические условия способствуют повышению активности учителей в физкультурно-рекреативной деятельности?».

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования — физкультурно-рекреативная деятельность учителя.

Предмет исследования — педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе общеобразовательной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру физкультурно-рекреативной деятельности учителя, систематизировать принципы ее организации.

2. Выявить педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе общеобразовательной школы.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития физкультурно-рекреативной деятельности учителя.

4. Разработать модель физкультурно-рекреативной деятельности учителей общеобразовательной школы.

5. Обосновать и апробировать технологию организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Эффективность организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы обеспечивается в процессе реализации модели данной деятельности при выполнении следующих педагогических условий: обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельностиформирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельностиличностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельностьучет индивидуальных особенностей учителей при организации физкультурно-рекреативной деятельностиразвитие самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать и анализировать ее результаты.

Методологической основой исследования являются теоретические положения системного (В.Г.Афанасьев, Б. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина и др.), культурологического (М.Я.Виленский, И. Ф. Исаев, Л. И. Лубышева, Т. В. Скобликова, Ф. И. Собянин, А. Н. Ходусов и др.), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, Л. Г. Татарникова и др.), здоровьецентристского (О.С.Васильева, В. И. Дубровский, В. Н. Ирхин и др.) подходовидеи и положения теории профессионального образования учителя (Е.П.Белозерцев, Н. И. Вьюнова, И. Ф. Исаев, Н. Е. Мажар, Л. М. Митина, Л. И. Мищенко, П. Е. Решетников, Т. В. Скобликова, В. А. Сластенин, М. И. Старов, А. И. Уман, Е. Н. Шиянов и др.) — положения теории физической культуры о месте и роли физической рекреации в жизнедеятельности человека (МЛ.Виленский, Г. П. Виноградов, В. М. Выдрин, А. В. Лотоненко, Л. П. Матвеев, Ю. Е. Рыжкин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников по проблеме исследования, изучение опыта работы педагогических коллективов школ, педагогическое наблюдение, анкетирование учителей, тестирование, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве школьного учителя и преподавателя вуза, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения констатирующего эксперимента явились следующие общеобразовательные школы города Белгорода: гимназия № 9 (участвовало в исследовании 37 учителей), гимназия № 10 (42 учителя), гимназия № 22 (57 учителей), гимназия № 32 (45 учителей), школа № 37 (34 учителя), школа № 41 (66 учителей), школа № 42 (20 учителей), школа № 45 (55 учителей), школа № 47 (85 учителей), школа № 48 (33 учителя). Всего в констатирующем эксперименте приняло участие 474 учителя общеобразовательных школ города Белгорода. Также в констатирующем эксперименте участвовали 52 учителя физической культуры из 40 школ города Белгорода. Формирующий эксперимент проходил на базе средней общеобразовательной школы № 47 города Белгорода. В исследовании приняло участие 70 учителей этой школы.

Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе (2001;2004 гг.) проводился анализ современного состояния исследуемой проблемы, изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая и методическая литература, осмысливались методологические основы, были сформулированы теоретические положения исследования и рабочей гипотезы.

Второй этап (2004;2005 гг.). На этом этапе был разработан и проведен констатирующий эксперимент. Разработаны материалы специального курса для педагогического коллектива школы «Двигательная активность учителя». Проводилась подготовка инструкторов к работе с учителями по наиболее популярным направлениям физкультурно-рекреативной деятельности. Была разработана модель физкультурно-рекреативной деятельности учителя и технология ее организации в педагогическом коллективе школы.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) проводилось опытно-экспериментальное исследование, направленное на создание выделенных условий в процессе реализации разработанной нами технологии организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы.

Четвертый этап (2007 г.). На этом этапе осуществлялись анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, ее научное литературное оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы;

— разработана модель физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе;

— обоснована технология организации физкультурно-рекреативной деятельности учителя в педагогическом коллективе школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие «физкультурно-рекреативная деятельность учителя», обобщены и систематизированы современные точки зрения на физкулыурно-рекреативную деятельность, дополнены и систематизированы принципы организации этой деятельности, определены критерии, показатели и уровни развития физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально апробирована технология организации физкультурно-рекреативной деятельности учителей в условиях общеобразовательной школы. Создан инструментарий диагностики уровня развития физкультурно-рекреативной деятельности учителя. Результаты исследования включены в содержание программы курса по выбору для студентов факультета физической культуры «Теория и методика физкультурно-рекреативной деятельности». Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах с целью развития физкультурно-рекреативной деятельности в педагогических коллективах, в системе профессионального образования будущих учителей-предметников на педагогических факультетах средних и высших учебных заведений, при подготовке студентов факультетов физической культуры к физкультурно-рекреативной деятельности со взрослыми, а также в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием исходных методологических позицийприменением различных методов исследования, соответствующих поставленной цели и задачамвозможностью повторения опытно-экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и статистической значимости экспериментальных данныхличным участием автора в экспериментальной и практической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Физкультурно-рекреативная деятельность учителя представляет собой добровольную двигательную активность с использованием средств физической культуры, направленную на восстановление работоспособности, организацию активного отдыха и полезного досуга, осуществляемую с учетом особенностей режима педагогического труда. Структуру данной деятельности составляют мотивационно-целевой, познавательно-проектировочный, действенно-практический и результативно-оценочный компоненты. Основными принципами организации данной деятельности являются: принцип добровольности и свободы самовыраженияпринцип направленности на получение удовольствияпринцип оздоровительной направленностипринцип опоры на достижения в сфере физической культурыпринцип учета особенностей профессиональной деятельности учителя.

2. Эффективность физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы обеспечивается совокупностью педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе физкультурно-рекреативной деятельностиформирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельностиличностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельностьучет индивидуальных особенностей учителей при организации физкультурно-рекреативной деятельностиразвитие самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать и анализировать ее результаты.

3. Оценка уровня развития физкультурно-рекреативной деятельности учителей осуществляется на основе выделенных нами критериев, обусловленных структурными компонентами данной деятельности. Первый критерий — вовлеченность учителей в самостоятельную либо организованную физкультурно-рекреативную деятельность. Второй критерий — мотивационно-ценностное отношение учителей к физкультурно-рекреативной деятельности. Третьим критерием выступает технологическая готовность учителей к физкультурно-рекреативной деятельности, представленная наличием и уровнем знаний и умений в организации данной деятельности. В качестве четвертого критерия выступает умение оценивать и анализировать результаты собственной физкультурно-рекреативной деятельности.

4. Модель физкультурно-рекреативной деятельности учителя представлена единством и целостностью ее элементов: цельсубъекты деятельностиее компонентысодержание, формы и методы работытехнология организации физкультурно-рекреативной деятельности учителяпедагогические условия, необходимые для ее эффективностикритерии оценки полученного результата.

5. Разработанная технология организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе представлена четырьмя этапами: диагностико-проектировочным, направленным на выявление особенностей педагогического коллектива и индивидуальных отличий каждого учителя, а также на разработку индивидуальных программ занятийтеоретическим, который включает в себя цикл лекций и семинаров, а также индивидуальные и групповые консультации, проводимые на базе школыпрактическим, в рамках которого осуществляется собственная физкультурно-рекреативная деятельность педагоговитоговым, который направлен на определение уровней развития компонентов физкультурно-рекреативной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных научно-практических конференциях «Методология и организация учебного и тренировочного процесса в физической культуре и спорте» (Белгород, 2002) — «Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях» (Белгород, 2003) — «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры в образовании» (Курск, 2004) — «Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития» (Белгород, 2004) — на Всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт в системе образования» (Красноярск, 2002, 2003) — «Современные проблемы физической культуры и спорта» (Санкт-Петербург, 2003) — «Проблемы демографии, медицины и здоровья населения.

России: история и современность" (Пенза, 2005) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях» (Ставрополь, 2003) — на региональной научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Белгород, 2006) — на Всероссийском научном семинаре «Профессионально-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения» (Белгород, 2007).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры теоретических основ физического воспитания и на итоговых научных конференциях Белгородского государственного университета. Материалы исследования используются в учебном процессе факультета физической культуры Белгородского государственного университета и в работе Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

При создании модели физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы мы остановились на включении в данную модель следующих элементов: цельсубъекты деятельностиее компонентысодержание, формы и методы работытехнология организации физкультурно-рекреативной деятельности учителяпедагогические условия, необходимые для ее эффективностикритерии оценки полученного результата.

Физкультурно-рекреативная деятельность учителя включает в себя такие структурно-функциональные компоненты как мотивационно-целевой, познавательно-проектировочный, действенно-практический, результативно-оценочный. Оценка уровня развития физкультурно-рекреативной деятельности учителей осуществлялась на основе выделенных нами критериев, обусловленных структурными компонентами данной деятельности и особенностями ее организации в педагогическом коллективе школы. Первый критерий — вовлеченность учителей в самостоятельную либо организованную физкультурно-рекреативную деятельность. Второй критерий — мотивационно-ценностное отношение учителей к физкультурно-рекреативной деятельности. Третьим критерием является технологическая готовность учителей к физкультурно-рекреативной деятельности, представленная наличием и уровнем знаний и умений в организации данной деятельности. В качестве четвертого критерия выступает умение оценивать и анализировать результаты собственной физкультурно-рекреативной деятельности.

В ходе нашего исследования была разработана технология организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе, которая включала в себя четыре этапа: диагностико-проектировочный, в рамках которого проводилось наблюдение за состоянием здоровья учителей, уровнем их физической подготовленности, влиянием физических нагрузок на организм педагогов и т. п., а также осуществлялась разработка индивидуальных программ занятийтеоретический этап, в рамках которого осуществлялась подготовка учителей по различным вопросам из области физической культуры, включал в себя цикл лекций и семинаров, а также индивидуальные и групповые консультации, проводимые на базе школыпрактический, который подразумевал включение учителей в самостоятельную физкультурно-рекреативную деятельностьитоговый, направленный на определение уровней развития компонентов физкультурно-рекреативной деятельности.

В рамках данной технологии реализовывались условия, которые по нашему мнению обеспечивают эффективность физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы. К этим условиям относятся:

— обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельностиформирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельности;

— личностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельность;

— учет индивидуальных особенностей учителей при организации физкультурно-рекреативной деятельности;

— развитие самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать и анализировать результаты данной деятельности.

Условия, созданные нами в экспериментальной школе, и мероприятия, проводимые в рамках эксперимента, позволили значительно изменить картину распределения учителей по уровням развития каждого компонента физкультурно-рекреативной деятельности. В результате проделанной нами работы ситуация изменилась следующим образом. До начала эксперимента средний и высокий уровни развития мотивационно-целевого компонента наблюдался у 65% учителей, после эксперимента — у 94%. Познавательно-проектировочный компонент на среднем уровне до эксперимента наблюдался у 17% учителей. Высокий уровень не был обнаружен. После эксперимента 70% учителей имели высокий или средний уровень развития познавательно-проектировочного компонента, из них около 30% - высокий уровень. Действенно-практический компонент на среднем и высоком уровне до эксперимента наблюдался у 20% учителей, после эксперимента — у 40%. Средний и высокий уровни развития результативно-оценочного компонента до начала эксперимента был отмечен у 8% учителей, и у 50% - после эксперимента. Математическая обработка подтвердила достоверность изменений, произошедших по каждому компоненту физкультурно-рекреативной деятельности.

Уровень физкультурно-рекреативной деятельности в целом изменился следующим образом. До эксперимента большинство учителей имели критический и низкий уровни физкультурно-рекреативной деятельности. При этом критический уровень отмечен у 38,6% педагогов (27 человек), а низкийу 50% (35 человек). Всего 8 человек имели средний или высокий уровень физкультурно-рекреативной деятельности. Из них 4 человека (5,7%) средний уровень и 4 человека (5,7%) — высокий. После проведения экспериментальной части работы данные показатели существенно изменились. Так, количество учителей, имеющих критический уровень, уменьшилось с 38,6% до 2,9% (с 27 до 2 человек). Количество учителей с низким уровнем сократилось с 50% до 31,4% (с 35 до 22 человек). Значительно выросло количество педагогов, имеющих средний и высокий уровни развития физкультурно-рекреативной деятельности. С 5,7% до 38,6% (было 4 человека, стало 27) и с 5,7% до 27,1% (было 4 человека, стало 19) соответственно.

Таким образом, выделенные нами педагогические условия обеспечили успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с организацией физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последовательное решение задач исследования, с использованием адекватных научно-педагогических методов, позволило провести содержательный анализ физкультурно-рекреативной деятельности учителя в условиях школы.

Анализ специальной литературы показал, что, во-первых, педагогический труд относится к умственной деятельности с высокой долей психоэмоциональной нагрузки. Во-вторых, в работе учителя ярко выражен недостаток двигательной активности, за исключением учителей физической культуры и технологии. В-третьих, педагогу требуется значительное время вне школы для подготовки к профессиональной деятельности, и в процессе этой подготовки структура деятельности мало отличается от уроков. Учитывая особенности педагогического труда, необходимо включить в деятельность учителя основные средства физической культуры — физические упражнения.

При организации двигательной активности взрослого населения ведущей является физкультурно-рекреативная деятельность, которая представляет собой добровольную двигательную активность с использованием средств физической культуры, направленную на восстановление работоспособности, организацию активного отдыха и полезного досуга.

На основе результатов констатирующего эксперимента, анализа специальной психолого-педагогической методической литературы, изучения опыта работы учителей общеобразовательных школ, данных экспертов, в числе которых были учителя, директора школ, преподаватели факультета физической культуры, имеющие опыт работы в школе, нами были выявлены и теоретически обоснованы следующие педагогические условия физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе:

— обеспечение мотивационной поддержки педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельностиформирование профессионально-педагогической компетентности учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельности;

— личностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельность;

— учет индивидуальных особенностей учителей при организации физкультурно-рекреативной деятельности;

— развитие самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать и анализировать результаты данной деятельности.

Учитывая то, что любая деятельность включает в себя такие компоненты как: мотив, цель, задачи, действия, операции и результат, мы выделили следующие структурно-функциональные компоненты физкультурно-рекреативной деятельности учителей: мотивационно-целевой, познавательно-проектировочный, действенно-практический, результативно-оценочный. Все выделенные компоненты взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. В качестве системообразующего компонента физкультурно-рекреативной деятельности мы выделяем действенно-практический.

Оценка уровня развития физкультурно-рекреативной деятельности учителей осуществлялась на основе выделенных нами критериев, обусловленных структурными компонентами данной деятельности и особенностями ее организации в педагогическом коллективе школы. Первый критерий — вовлеченность учителей в самостоятельную либо организованную физкультурно-рекреативную деятельность. Второй критерий — мотивационно-ценностное отношение учителей к физкультурно-рекреативной деятельности. Третьим критерием является технологическая готовность учителей к физкультурно-рекреативной деятельности, представленная наличием и уровнем знаний и умений в организации данной деятельности. В качестве четвертого критерия выступает умение оценивать и анализировать результаты собственной физкультурно-рекреативной деятел ьности.

Было выявлено четыре уровня физкультурно-рекреативной деятельности учителей — высокий, средний, низкий и критический. Эти же уровни были определены по каждому из компонентов физкультурно-рекреативной деятельности. Уровни физкультурно-рекреативной деятельности определялись с помощью выделенных нами показателей.

В ходе нашего исследования была разработана технология организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе, которая включала в себя четыре этапа:

— диагностико-проектировочный, в рамках которого проводилось наблюдение за состоянием здоровья учителей, уровнем их физической подготовленности, влиянием физических нагрузок на организм педагогов и т. п., а также осуществлялась разработка индивидуальных программ занятий;

— теоретический этап, в рамках которого осуществлялась подготовка учителей по различным вопросам из области физической культуры, включал в себя цикл лекций и семинаров, а также индивидуальные и групповые консультации, проводимые на базе школы;

— практический, который подразумевал включение учителей в самостоятельную физкультурно-рекреативную деятельность;

— итоговый, направленный на определение уровней развития компонентов физкультурно-рекреативной деятельности.

В ходе реализации первого этапа технологии — диагностико-проектировочного, осуществлялось выявление целей и мотивов занятий физическими упражнениями, определение состояния здоровья учителей, выявление уровня развития основных двигательных качеств каждого учителя, антропометрические измерения, наблюдение за динамикой изменений, происходящих в результате физкультурно-рекреативной деятельности. Для решения этих задач использовались анкетирование, метод экспертных оценок, врачебный и педагогический контроль, методы самоконтроля, тестирование. Также в рамках этого этапа осуществлялась разработка индивидуальных программ занятий.

Наблюдения за изменениями, происходящими в процессе физкультурно-рекреативной деятельности, проводились инструкторами открыто, при этом учителя овладевали основными приемами самоконтроля и тестирования своего физического и функционального состояния. Все это способствовало развитию самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать ее результаты. Положительные сдвиги в состоянии здоровья, объективное повышение работоспособности в результате занятий обеспечивали мотивационную поддержку педагогов в процессе физкультурно-рекреативной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей учителей при организации физкультурно-рекреативной деятельности осуществлялся в процессе составления программ занятий. При этом учитывались цели, которые ставит перед собой учитель, уровень физического развития, состояние функциональных систем организма, режим труда и отдыха, социальные факторы и многое другое.

Реализация второго этапа технологии — теоретического предусматривала решение задач, связанных с формированием у учителей комплекса специальных знаний, умений и навыков, необходимых для участия в физкультурно-рекреативной деятельности.

На решение этих задач были направлены специально разработанный теоретический курс «Двигательная активность учителя», индивидуальные и групповые консультации членов педагогического коллектива по вопросам, касающимся данной темы, которые проводил экспериментатор.

Курс «Двигательная активность учителя» представлял ряд теоретических занятий в виде лекций и семинаров. На этих занятиях рассматривались такие вопросы как: значение двигательной активности для полноценного функционирования органов и систем человеческого организмаопределение нагрузки во время физкультурно-рекреативной деятельностиосуществление врачебного, педагогического контроля и самоконтролясоставление комплексов утренней гигиенической гимнастики, динамических пауз, оздоровительных занятий физическими упражнениямианализ рациона питания, внесение в него корректив в зависимости от типа телосложения, содержания жира в организме и поставленных целей и др.

После окончания курса лекций и семинаров раз в неделю на базе тренажерного зала школы проводились индивидуальные и групповые консультации для всех желающих педагогов. В содержание этих консультаций входило: оказание помощи учителям по всем теоретическим, практическим, методическим и организационным вопросам, касающимся физкультурно-рекреативной деятельности и здорового образа жизнипроведение совместно с учителями анализа режима дняоказание помощи в постановке целей и задач физкультурно-рекреативной деятельностирекомендации по выбору форм, средств и методов занятий физкультурно-рекреативной деятельностью с учетом профессиональной загруженности, целей и предпочтенийобъяснение содержания индивидуальных программ занятийоказание помощи в составлении рационального режима питания, внесения в него корректив с учетом особенностей жизнедеятельности и целейпомощь в тестировании физических качеств, функционального состояния, оценке телосложения.

Во время проведения всех консультаций основное внимание уделялось оказанию помощи учителям в организации и проведении собственной физкультурно-рекреативной деятельности. Рекомендации по каждому вопросу подробно обсуждались, для того, чтобы формировать осознанность при занятиях физическими упражнениями и умение в будущем самостоятельно решать возникающие проблемы.

Сообщение на лекциях и семинарах теоретических сведений о влиянии двигательной активности на организм человека, о значении физических упражнений для работников умственного труда, о роли физкультурно-рекреативной деятельности в восстановлении физических и психических сил обеспечивало мотивационную поддержку педагогов в процессе формирования активного положительного отношения к физкультурно-рекреативной деятельности. Знания об особенностях организации двигательной активности, которые учителя получали в ходе лекций, семинаров и консультаций, способствовали формированию профессионально-педагогической компетенции учителей в области собственной физкультурно-рекреативной деятельности.

Третий этап разработанной нами технологии — практический, был направлен на включение учителей в физкультурно-рекреативную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога.

В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы: — динамические паузы, которые представляли собой комплексы из нескольких специально подобранных упражнений, направленные на активный отдых и снижение утомления. Комплексы упражнений для динамических пауз составлялся либо диссертантом, либо самостоятельно учителем. Данная форма физкультурно-рекреативной деятельности использовалась, как правило, во время перемен между уроками 1−2 раза в деньзанятия физическими упражнениями во время «окон» (продолжительных пауз между уроками) представляли собой игру в настольный теннис или индивидуальные занятия атлетической гимнастикой. Кроме этого учителя выполняли различные комплексы упражнений в соответствии с их индивидуальным планом занятий. Выполнение физических упражнений во время пауз между уроками позволяет более рационально использовать время с учетом профессиональной деятельностифизкультурно-спортивные мероприятия в вечернее время были представлены занятиями по атлетической и ритмической гимнастике, специально направленными на педагогов данной школы. Также на базе спортивного зала экспериментальной школы были организованны и проводились в течение всего учебного года занятия волейболом для учителей школы. Во время эксперимента на базе школы функционировал зал настольного тенниса, в котором в течение дня могли проводить свой досуг учителя.

При организации практических занятий инструкторы использовали наглядную агитацию (объявления, афиши) и индивидуальные приглашения членов педагогического коллектива, что обеспечивало личностно ориентированный характер вовлечения учителей в физкультурно-рекреативную деятельность. Учет индивидуальных особенностей при физкультурно-рекреативной деятельности обеспечивался дифференцированным и индивидуальным подходами. Это заключалось в том, что при комплектовании групп учитывались возраст, уровень здоровья и физической подготовленности учителей, а также индивидуальные особенности, потребности и цели каждого педагога. Во время занятий инструкторы помогали каждому следить за результатами данной деятельности, анализировать их и с учетом этого вносить необходимые коррективы в режим занятий, труда и отдыха. Давали рекомендации по планированию и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Это способствовало развитию самостоятельности педагогов в организации собственной физкультурно-рекреативной деятельности на основе умений оценивать и анализировать ее результаты.

Итоговый этап технологии был посвящен измерению уровней развития компонентов физкультурно-рекреативной деятельности у учителей, участвующих в эксперименте.

Анализ состояния физкультурно-рекреативной деятельности в педагогических коллективах показал, что большинство учителей экспериментальной школы до начала эксперимента имели критический (38,6%) или низкий (50%) уровни развития данной деятельности. При этом хуже всего были развиты результативно-оценочный (81,4% имеют критический и 10% -низкий уровни) и действенно-практический (64,3% имеют критический и 15,75 — низкий уровни) компоненты. Критический уровень развития познавательно-проектировочного компонента обнаружен у 42,9%, а низкий — у 40% учителей. Наиболее развитым можно назвать мотивационно-целевой компонент, где 32,9% учителей имеют средний и 32,9% - высокий уровни.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтвердили гипотезу настоящего исследования и эффективность разработанной технологии. Условия, созданные нами в экспериментальной школе, и мероприятия, проводимые в рамках эксперимента, позволили значительно изменить картину распределения учителей по уровням развития каждого компонента физкультурно-рекреативной деятельности. В результате проделанной нами работы ситуация изменилась следующим образом. До начала эксперимента средний и высокий уровни развития мотивационно-целевого компонента наблюдался у 65% учителей, после эксперимента — у 94%. Познавательно-проектировочный компонент на среднем уровне до эксперимента наблюдался у 17% учителей. Высокий уровень не был обнаружен. После эксперимента 70% учителей имели высокий или средний уровень развития познавательно-проектировочного компонента, из них около 30% - высокий уровень. Действенно-практический компонент на среднем и высоком уровне до эксперимента наблюдался у 20% учителей, после эксперимента — у 40%. Средний и высокий уровни развития результативно-оценочного компонента до начала эксперимента был отмечен у 8% учителей, и у 50% - после эксперимента. Математическая обработка подтвердила достоверность изменений, произошедших по каждому компоненту физкультурно-рекреативной деятельности.

Уровень физкультурно-рекреативной деятельности в целом изменился следующим образом. До эксперимента большинство учителей имели критический и низкий уровни физкультурно-рекреативной деятельности. При этом критический уровень отмечен у 38,6% педагогов (27 человек), а низкийу 50% (35 человек). Всего 8 человек имели средний или высокий уровень физкультурно-рекреативной деятельности. Из них 4 человека (5,7%) средний уровень и 4 человека (5,7%) — высокий. После проведения экспериментальной части работы данные показатели существенно изменились. Так, количество учителей, имеющих критический уровень, уменьшилось с 38,6% до 2,9% (с 27 до 2 человек). Количество учителей с низким уровнем сократилось с 50% до 31,4% (с 35 до 22 человек). Значительно выросло количество педагогов, имеющих средний и высокий уровни развития физкультурно-рекреативной деятельности. С 5,7% до 38,6% (было 4 человека, стало 27) и с 5,7% до 27,1% (было 4 человека, стало 19) соответственно.

Следовательно, выделенные нами педагогические условия обеспечили успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с организацией физкультурно-рекреативной деятельности в педагогическом коллективе школы.

Таким образом, поставленную цель в работе можно считать достигнутой, а само исследование — завершенным. Однако оно не завершает круг вопросов рассматриваемой темы. Дальнейшего исследования требуют: влияние социальных факторов на развитие физкультурно-рекреативной деятельности, организация управления и самоуправления данной деятельностью в педагогическом коллективе школы и др. Выполненная работа может служить педагогической основой для развития физкультурно-рекреативной деятельности в любом педагогическом коллективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Здоровый учитель здоровый ученик Текст. / Н. П. Абаскалова // Валеологические аспекты образования: материалы 2-й междунар. науч.-практич. конф. (1998, 8−9 янв.) / Барнаул, 1998. — С. 52−53.
  2. , Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз» Текст.: монография / Н. П. Абаскалова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 316 с.
  3. , Н.М. Физическая активность и сердце Текст. / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Здоров’я, 1984. — 232 с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-40 с.
  5. , H.A. Социокультурные факторы и социально-педагогические механизмы формирования рекреативно-оздоровительной деятельности женщин Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / H.A.Анашкина М., 1996.-24 с.
  6. , Ю.М. Двигательная деятельность как объект системного анализа теории физической культуры Текст. / Ю. М. Андреев // Теория и практика физической культуры 1978. — № 11.- С. 52 — 56.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX Текст. — М.: Педагогика, 1990. — 601 с.
  8. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В.Г.Афанасьев-М.: Политиздат, 1981.-219 с.
  9. B.А.Запорожанов Киев: Здоров’я, 1987. — 223 с.
  10. , A.B. Здоровье учащихся и здоровье педагогов Текст. / А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова // Здоровье и образование: материалы всероссийс. науч.-практич. семинара (1993 г., 7−9 дек.) / Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1994.1. C. 37−38.
  11. З.Белов, P.A. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства Текст. / Р. А. Белов. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. -239с.
  12. , Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1992. — № 1 — 2. — С. 61 — 65.
  13. , C.B. Физическая рекреация в формировании физической культуры личности студента Текст.: учеб. пособие / С. В. Березкина, О. В. Глухова. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2003 — 88 с.
  14. , М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы Текст. / М. Н. Берулава // Гуманизация образования. -1994. -№ 1. С. 3 — 11.
  15. , М.Н. Теория и практика гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава М., 2000. — 340 с.
  16. , Р.К. Здоровье педагога как образовательная ценность Текст. / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8 -С. 18−19.
  17. Большой энциклопедический словарь Текст. М., 1989. — Т. 21. — С. 617.
  18. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997,-№ 4.-С. 11−17.
  19. , В.И. Теоретико-методологические основы построения модели формирования потребности в здоровом образе жизни Текст. / В. И. Бондин,
  20. Британский энциклопедический словарь Текст. М., 1984. — Т.19.1. C. 15−16.
  21. , В.А. Учитель и общество Текст. / В. А. Буровихин // Педагогика.- 1996.-№ 5.-С. 60−65.
  22. , Я.С. Гигиена физического воспитания Текст.: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  23. , Д. А. Педагогические условия применения современных информационных технологий в физическом воспитании студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Д. А. Васильев. Курск, 2006. — 23 с.
  24. , О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов М.: Изд. центр «Академия», 2001. -352 с.
  25. Введение в теорию физической культуры Текст.: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Л. П. Матвеева. -М.: ФиС, 1983. 128 с.
  26. , С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя Текст. / С. Г. Вершловский.- М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  27. , М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя Текст. / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 6. — С. 18−20.
  28. , М.Я. Физическая культура учителя Текст. / М. Я. Виленский // Формирование профессиональной культуры учителя / Под. ред. В. А. Сластенина. М., 1993.-С. 116−159.
  29. ЗГВиленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования ЗОЖ Текст. / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 9.-С. 9−11.
  30. , М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей Текст.: учеб. пособие / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высш. шк., 1989. — 159 с.
  31. , Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту Текст.: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Я. Р. Вилькин, Т. М. Каневец. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  32. , Г. П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями Текст.: монография / Г. П. Виноградов СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.-163 с.
  33. , Е.А. Организационно-педагогические условия эффективного физического развития студентов вузов в системе дополнительного образования Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. А. Виноградов. -М., 2005. 173 с.
  34. , П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде) Текст. / П. А. Виноградов. М.: «Мысль», 1990. — 288 с.
  35. , A.A. Аэробные упражнения Текст. / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с. — (Наука — здоровью).
  36. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики Текст. / под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  37. , А.Ф. Педагогика досуга Текст.: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-240 с.
  38. , Н.Д. Педагогические условия развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии обучения в вузе Текст.: дисканд. пед. наук / Н. Д. Воронцов. Курск, 2006. — 148 с.
  39. Всемирная энциклопедия Текст. М., 1976. — Т. 2. — С. 2003.
  40. Выготский, C. J1. Педагогическая психология Текст. / С.Л.Выготский- под редакцией В. В. Давыдова. М., 1996. — 536с.
  41. , В.М. Введение в специальность Текст.: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. 2-е изд., перераб. / В. М. Выдрин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. -119с.
  42. , В.М. Физическая рекреация вид физической культуры Текст. / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. — 1983. — № 3. -С.24−30.
  43. , В.М. Методологические проблемы теории физической культуры Текст. / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 6. -С. 5−9.
  44. , В.М. Физическая культура и ее теория Текст. / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 5. — С. 7 -10.
  45. , В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект) Текст.: учеб. пособие / В. М. Выдрин. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — Л., 1988. -45 с.
  46. , В.М. Физическая рекреация вид физической культуры Текст. / В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. — 1989. -№ 3. — С. 2−4.
  47. , В.М. Физическая культура студентов вузов Текст.: учеб. пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. Воронеж: ВГУ, 1991. — 160 с.
  48. , В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры Текст.: учеб. пособие / В. М. Выдрин. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2001. — 76 с.
  49. , П.Я. Психология как объективная наука Текст.: избранные психологические труды / П.Я.Гальперин- под ред. А. И. Подольского. Москва: Изд-во института практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -480с.
  50. , A.M. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни Текст. / А. М. Гендин, Р. М. Майер, М. И. Сергеев. -Новосибирск, 1989.-216 с.
  51. Гимнастика Текст.: учеб. для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. А. Т. Брыкина. -М.: Физкультура и спорт, 1971.-351 с.
  52. Головина, JI. J1. Физиологические основы массовой оздоровительной физической культуры и производственной гимнастики Текст.: метод, разраб. для ин-тов и слушат. фак-тов повышен, квалификации ГЦОЛИФК / Л. Л. Головина. М., 1987. — 76с.
  53. , В.Ю. Социолого-педагогический анализ труда учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук/ В. Ю. Горшков. Ярославль, 2001. — 166 с.
  54. , Л.И. Формирование культуры здоровья педагогов как инновационная деятельность школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Гришкина. СПб., 2004. — 165 с.
  55. , Ю.А. Физическая рекреация по месту жительства детей старшего школьного возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук/ Ю. А. Джаубаев. Л., 1990. -237 с.
  56. , А.Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Д. Джумаев. -Чарджоу, 1989.
  57. , Р.Ф. Физкультура, возраст, здоровье Текст. / Р. Ф. Дибнер, Э. М. Синельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 80 с.
  58. , М.Б. Формирование ценности здоровья у студентов в процессе их профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Б. Доброрадных М., 2003. — 166 с.
  59. , В.И. Валеология. Здоровый образ жизни Текст. / В. И. Дубровский. М.: КЕТОМКА — А: Флинта, 1999. — 560 с. 64.3верев, И. Д. Человек. Организм и здоровье [Текст] / И. Д. Зверев. -М.:Вентана-Граф, 2000. — 300 с.
  60. , С.П. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионально образования Текст./ С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова, Т. В. Федорова // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 5. — С. 16 — 27.
  61. , Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры Текст. / Б. В. Евстафьев. Л.: ВДКИФК, 1985. — 132 с.
  62. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров М.: Издательский центр «Академия», 2002. -264с.
  63. , Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей Текст. / Г. К. Зайцев СПб.: Акцидент, 1998. -159 с.
  64. , Е.П. Некоторые психологические аспекты массовой физической культуры Текст. / Е. П. Ильин // Психологический журнал. М., 1987, — Т.8, № 5. -С. 11- 83.
  65. , В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья Текст.: монография / В. Н. Ирхин. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. — 279 с.
  66. , И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд. БГУ, 1997, — 145 с.
  67. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 208 с.
  68. , Р.Н. Силовой фитнес-тренинг как средство физической рекреации студенческой молодежи Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Н. Испулова. СПб, 2005. — 24 с.
  69. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  70. , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование Текст. /
  71. B.П.Казначеев М.: Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.-245 с.
  72. , Л.А. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества Текст. / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 8 — 11.
  73. , Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда Текст. / Л. Ф. Колесников. Новосибирск: Наука, 1985. — 264 с.
  74. , Л.Ф. Эффективность образования Текст. / Л. Ф. Колесников, В. И. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  75. , И.А. Основы андрагогики Текст. / И. А. Колесникова. М., 2003.-240 с.
  76. , A.K. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособ. для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2004. — 368 с.
  77. , O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. — № 1 — С. 5 — 12.
  78. , И.Б. Педагогическое взаимодействие Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д., 1997. — 112 с.
  79. , И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления Текст.: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / И. Н. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2007. -456 с.
  80. , К. Аэробика для хорошего самочувствия Текст. / К.Купер. М.: физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  81. , М.М. Технология профессионального педагогического образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. — 272 с.
  82. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.- 160 с.
  83. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1994.-364 с.
  84. , Ю.П. Здоровье человека социальная ценность Текст. / Ю. П. Лисицын, А. В. Сахно. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  85. , B.B. Малый толковый словарь русского языка Текст.: ок. 35 000 слов / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Рус. яз., 1990. — 704с.
  86. , A.B. Физическая рекреация в физкультурно-оздоровительной деятельности Текст.: учеб. пособие / А. В. Лотоненко, В. С. Зыков, А. С. Касицын, В. Н. Лотоненко. Воронеж: ВГПУ, 1996. — 36 с.
  87. , A.B. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребности в физической культуре Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.B. Лотоненко. Краснодар, 1998. — 40 с.
  88. , A.B. Физическая культура, оздоровительные технологии и экологическое образование в XXI веке Текст.: учеб. программа с методическими материалами / А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Н. К. Чуриков и др. Воронеж: ВГУ, 2000. — 136 с.
  89. , Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. И. Лубышева. М., 1992. — 476 с.
  90. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека Текст. / Л. И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992. — 120 с.
  91. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью Текст. / Л.И.Лубышева// Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10 -15.
  92. , Л.И. Социология физической культуры и спорта Текст. / Л. И. Лубышева. М.: Академия, 2001.-240 с.
  93. , В.И. Педагогическая антропология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. М.: Изд. центр „Академия“, 2001. — 208 с.
  94. , A.K. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М., 1993.
  95. , Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет Текст.: учеб. для высш. специальных физкультурных учеб. заведений / Л. П. Матвеев. 4-е изд., стер. — СПб.: Издательство „Лань“, М.: ООО Издательство „Омега-Л“, 2004. — 160 с.
  96. Ю.Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
  97. З.Мюллер, В.К. Англо-русский словарь Текст. / В. К. Мюллер. 23-е изд., стер. -М.: Рус. яз., 1990. — 848 с.
  98. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  99. И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Н. Никулин. Белгород, 2000. — 209 с.
  100. Овчинникова, J1.H. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Овчинникова. Екатеринбург, 2003. — 194 с.
  101. , A.C. Социология рекреации Текст. / А. С. Орлов. М.: Наука, 1995. -118с.
  102. , Л .А. Атлетическая гимнастика Текст. / Л. А. Остапенко, В. М. Шубов. М.: Знание, 1986. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия „Физкультура и спорт" — № 12).
  103. Очерки по теории физической культуры Текст.: труды ученых соц. стран / Сост. и общ. ред. Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 248 с.
  104. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мишенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2004.-512 с.
  105. Педагогическая технология Текст.: учеб. пособие для студентов пед. специальностей. Белгород: Изд-во Белгородского государственного университета, 1998. — 400 с.
  106. , Е.В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Перевозчикова. Шуя, 2001. — 190 с.
  107. , В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования Текст.: дис. д-ра пед. наук / В. А. Петьков. Армавир, 1999. — 362 с.
  108. , В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества Текст. / В. Я. Пилиповский. М., 1997. -112с.
  109. , JI.M. Физическая рекреация как часть физической культуры Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. М. Пиотровски. JI., 1980. — 167 с.
  110. , А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст. Кн. VIII. Платон. Протагор. Государство / А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971.-С. 19−33.
  111. , Г. Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления Текст.: монография / Г. Н. Пономарев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 262 с.
  112. , Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека Текст. / Н. И. Пономарев. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. -284 с.
  113. , М.М. Управление современной школой Текст. / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М., 1999. — 350 с.
  114. Психологические тесты Текст. В 2 т. Т. 1. / Под ред. А. А. Карелина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 312 с.
  115. Психология здоровья Текст.: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.- Питер, 2003. — 607 с.
  116. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / Автор-составитель В. А. Мижериков / Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: изд-во „Феникс“, 1998. — 544 с.
  117. , П. Здоровье и бодрость стиль вашей жизни Текст. / П. Радемахер, П.Кульбацки. — Пер. с нем. — М.: Интерэксперт, 1996. — 232 с.
  118. , И.П. НОТ учителя Текст.: книга для учителя / И. П. Раченко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  119. , Л.Г. Физическая рекреация молодежи средствами самодеятельного туризма Текст.: автореф. .дис. канд. пед. наук/ Л. Г. Рубис.- СПб., 1995.-22с.
  120. , Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей Текст. / Л. Я. Рубина // Социологические исследования. 1996. — № 6. — С. 63−75.
  121. , Л.Н. Трудности учительской профессии Текст. / Л. Н. Рыбакова, Е. С. Мороз, Е. И. Панова // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 59 — 65.
  122. , Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации Текст.: учеб. пособие / Ю. Е. Рыжкин. СПб.: Образование, 1997. — С. 36 — 39.
  123. , Ю.Е. Физическая рекреация вид социальной активности человека в сфере досуга Текст. / Ю. Е. Рыжкин. — СПб.: РГПУ им. A.M. Герцена, 1998.-С. 37−40.
  124. , Ю.Е. Основные категории теории физической рекреации Текст. / Ю. Е. Рыжкин // Матер, междунар. науч.-практ. конф. СПб, 2002. — С. 99 -101.
  125. , Ю.Е. Физическая рекреация и здоровье человека Текст. / Ю. Е. Рыжкин. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена „Образование“, 2003. — 96 с.
  126. , Е.А. Теоретические основы формирования нравственно-психологического климата в профессиональном педагогическом коллективе как фактора оптимизации образовательного процесса Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Сафронова. М., 2001. — 173 с.
  127. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  128. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: В 2 т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 е., Т.2. — 816 с. (Серия“ Энциклопедия образовательных технологий»).
  129. , В.Н. Технология оздоровительной физической культуры Текст. / В. Н. Селуянов. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 172 с.
  130. , В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологиям Текст. / В. В. Сериков // Проблемы обновления содержания общественного развития. Ростов н/Д, 1992. — С. 25 -32.
  131. , Т.В. Становление физической культуры студента в педагогическом вузе Текст.: дис.. д-ра пед наук / Т. В. Скобликова. Курск, 2001.-336 с.
  132. , Т.В. Становление физической культуры личности студента-важный социокультурный механизм Текст. / Т. В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. 2004. — № 1. — С. 32 — 34.
  133. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  134. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / В. А. Сластенин. М., 1993. — 175 с.
  135. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. -№ 10. — С. 79 — 84.
  136. Сластёнин Текст. М.: Издательский дом МАГИСТР ПРЕСС, 2000. -488с.
  137. Словарь иностранных слов Текст. 17-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. -608 с.
  138. , A.C. Физическая культура в режиме дня работников умственного труда Текст.: учеб. пособие / А. С. Смородинов. Воронеж, 1995. -85 с.
  139. , Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ф. И. Собянин. СПб., 2002. — 307 с.
  140. , Ф.И. Введение в акмеологию учителя Текст.: монография / Ф. И. Собянин. 2-е изд. — Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко. — Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2007. — 192 с.
  141. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж Текст.: учебник для техн. физкультуры / Под ред. С. Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1985.-351 с.
  142. , Е.В. Формирование валеологического самосознания будущего учителя на начальном этапе профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Степкина. Волгоград, 2001. — 20 с.
  143. , И.И. Общее физкультурное образование Текст.: учебник. В 3 ч. Ч. 1. Школьное физкультурное образование / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер, А. Б. Семина, И. П. Пуусепп. Омск: СибГАФК, 1999. — 68 с.
  144. , И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение Текст. / И. И. Сулейманов // Теория и практика физической культуры. 2001 — № 3. — С. 12 -16.
  145. , Т.К. Физическая рекреация в профессиональной подготовке будущих менеджеров Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. К. Суржок. СПб., 2004.- 137 с.
  146. , В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. Я. Суртаев. СПб.: СПбГАК, 1995. -33 с.
  147. , В. А. Разговор с молодым директором Текст. / В. А. Сухомлинский // Народное образование. 1963. — № 11. — С. 43 — 44.
  148. , Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы 1986. — № 3 — С. 10−14.
  149. , Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития Текст. / Л. Г. Татарникова. Изд. 2-е, перераб и доп. — СПб.: «Петроградский и К0», 1997.-416 с.
  150. Теория и методики физического воспитания Текст.: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.-287 с.
  151. Теория и методика физической культуры Текст. / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб.: СПбГАФК, 1999. — 324 с.
  152. Теория и методика физической культуры Текст.: учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  153. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов Текст. / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 480 с.
  154. , Э. Особенности физической рекреации в жизни школьников (на примере СССР и ПНР) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Э.Трощиньска. Л., 1982.-231 с.
  155. , А.П. О социально-экономическом содержании и особенностях использования педагогического труда Текст.: дис.. канд. экономических наук / А. П. Тубина. Свердловск, 1971. — 204 с.
  156. , А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход Текст.: учеб. пособие / А. И. Уман. Орёл, 1993. — 128 с.
  157. , В.Б. Введение в педагогическую профессию Текст. / В. Б. Успенский. Ярославль: ЯГПУ. — 1997. — 61 с.
  158. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х Текст. / В. Ф. Курлов, В. В. Тумалев и др.- под ред. Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд-во ГУПМ, 1995.-224 с.
  159. Физическая культура студента Текст.: учебник / Под ред. В. И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2000. 448с.
  160. Физкультура для всей семьи Текст. / Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 463 с. — (Межиздат, сер. Б-ка для родителей).
  161. , П. Ваш личный путь к здоровью Текст. / П. Френсис, Френсис. -Пер. с англ. Минск: Попурри, 1998.-224 с.
  162. , Ю.А. Умеете ли вы отдыхать? Текст. / Ю. А. Хайрова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 77 с.
  163. , А.Н. Методологическая культура учителя и условия её формирования в системе современного педагогического образования Текст. /
  164. A.Н.Ходусов. Москва- Курск, 1997. — 357с.
  165. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов,
  166. B.С.Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.
  167. , Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия публики и искусства Текст. / Н. А. Хренов. М.: Наука, 1994. — 128 с.
  168. , Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива Текст. / Р. Х. Шакуров. М: Знание, 1979 — 48 с.
  169. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда Текст. Т. 3. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.-С. 1830- 1831.
  170. , Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Ядвиршис. -Брянск, 2001.-302 с.
  171. М.А. Ориентация понятий «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация» в системе социологических понятий Текст. / М.АЛкобсон. Минск, 1971. — С. 228 — 233.
  172. , Т.А. Оптимизация нагрузок при рекреационных занятиях с отягощениями Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук / Т. А. Яшина. СПб., 1998.-24 с.
  173. Dumazedier, J. Sociology of leisure Text. / J.Dumazedier. Elsevier Scientific publ., 1974.
  174. H.Ken Cordell. The Evolution of Outdoor Recreation in America Text. / H. Ken Cordell. Athens, Georgia, USA, 1996. — 126 p.
  175. Iso-Ahola, S. The social psychology of leisure and recreation Text. / S. Iso-Ahola. Dubugue.: Brown in press, 1980. — P. 8.
  176. Kaplan, M. Leisure: theory and policy Text. / M.Kaplan. N.Y., 1975. — P. 19.
  177. Kelly, J.R. Freedom to be. A new sociology leisure Text. / J.R.Kelly. -N.Y., 1987.
  178. Kraus, R. Recreation and Leisure in Modern Society Text. / R.Kraus. (2nd) -Santa Monika, CA: Good Year Publishion Inc., 1984. — 60 p.
  179. Kunicki Bogdan, J. Spoteczne bariery recreacji fizyczej Text. / J. Kunicki Bogdan. Warszawa, 1984.
  180. Park S.Y. Theory and practice in leisure and recreation Text. / S.Y.Park. -Seoul: Ilsin publishing., 1994. 114 p.
Заполнить форму текущей работой