Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформы образования в середине XIX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпоха Великих реформ началась после поражения николаевского режима в Крымской войне. В 1855 г. умер Николай I, Александр II и его соратники приступили к осуществлению реформ. Освобождение крестьян от крепостного рабства открывало путь поступательному развитию России. К числу неотложных мер относилась перестройка университетов, возвращение автономии. Авторитарная модель высшей школы стала… Читать ещё >

Реформы образования в середине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпоха Великих реформ началась после поражения николаевского режима в Крымской войне. В 1855 г. умер Николай I, Александр II и его соратники приступили к осуществлению реформ. Освобождение крестьян от крепостного рабства открывало путь поступательному развитию России. К числу неотложных мер относилась перестройка университетов, возвращение автономии. Авторитарная модель высшей школы стала анахронизмом и привела к тяжелейшему кризису образования в 1850-х гг. Реформа означала отказ от казенных университетов, работающих «на заказ» государства и создание высшей школы, ориентированной «на рынок» общества. А. В. Никитенко отметил, что «образование сейчас в плену подьячих, министерство народного просвещения Ширинский-Шихматов сделал помрачающим, Норов — расслабляющим, Ковалевский — засыпающим, Путятин — отупляющим, а вот Головнин — развращающим»[1]. Политика в области образования находилась в прямой зависимости от смены охранительно-консервативного либеральным курсом, что выражалось в смене авторитарного и автономного режимов управления университетов. В силу обстоятельств, в том числе и личностных, концепции разных министров народного просвещения отражали преобладание то бюрократического, то демократического подхода. Однако в целом для министерства народного просвещения был характерен строго консервативный курс, не терпящий существенных отклонений от магистрального направления — этатизма и сословности в образовании.

  • [1] Никитенко А. В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 2. М.: Захаров, 2005. С. 310.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой