Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ
Актуальность исследования. Как для любой страны проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права' и свободы, является весьма важной. Важность роли гражданского образования подрастающего поколения нашла подтверждение в обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева при принятии Концепции государственной политики России, в Государственной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Историография исследуемой проблемы
- 1. 2. Управление гражданским образованием школьников как педагогическая проблема
- 1. 3. Системный подход к проблеме управления в условиях реализации региональных программ развития
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Особенности развития региональной системы общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа
- 2. 2. Организационно-педагогические условия управления гражданским образованием школьников в процессе реализации региональных программ
- 2. 3. Моделирование управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях эксперимента
- Выводы по второй главе
Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Как для любой страны проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права' и свободы, является весьма важной. Важность роли гражданского образования подрастающего поколения нашла подтверждение в обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева при принятии Концепции государственной политики России, в Государственной программе «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006;2010 гг.». Для России она приобретает особую значимость. Активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Этот процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому необходимо изучить возможности реализации целей и задач гражданского образования учащихся на всех школьных ступенях: в учебном процессе, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования с учетом социокультурных особенностей регионального решения данной проблемы.
Такая конкретизация необходима, поскольку существующие в системе образования тенденции в региональной специфике во многом обусловлены особенностями жизни, где связи личности с обществом более многомерны и значительно более сложны, где социальная, экономическая, политическая инфраструктуры отличаются друг от друга, например, национальными особенностями. В этом плане наиболее ярко отражающим сложную региональную специфику России является Ямало-Ненецкий автономный округ, которому присущи наполненность культурной и политической жизни, активные и, вместе с тем, недостаточно управляемые миграционные процессы. При этом необходимо учитывать и тот факт, что округ приобрел черты постиндустриального за очень короткий промежуток времени. На Ямале, более чем в других регионах страны, появились условия для привлечения к гражданскому образованию школьников, помимо государственных и общественных организаций, представителей среднего и крупного бизнеса, влиятельных международных организаций, средств массовой информации. В округе накоплен достаточно значительный опыт гражданского образования в школах, колледжах, лицеях, в системе дополнительного образования детей, в детско-юношеских общественных организациях.
Как известно, система управления развитием гражданского образования школьников через реализацию региональных образовательных программ по своему содержанию охватывает целый набор проблем, требующих своего решения, и формирует значительную часть спектра педагогической практики. Проблематика управления гражданским образованием в школе включает в себя содержание разных дисциплин — психологии, педагогики, социальной инженерии, она характеризуется чрезвычайной многоаспектностью и разноплановостью. Решение указанных вопросов связанно с принятием компетентных управленческих решений в ряде смежных областей, включая рынки труда и занятости, региональную бюджетную и социальную политику.
В Ямало-Ненецком автономном округе, в частности, реализуется программно-целевой аспект управления, ориентированный на укрепление государственности, возрождение культурно-исторических традиций в системе общего образования. В этих условиях особую значимость приобретает задача готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, что непосредственно связано с развитием системы гражданского образования школьников в соответствии с новыми реалиями.
Отмеченные тенденции, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствуют о развитии гражданского образования школьников, однако, сегодня ощущается острая потребность в качественных изменениях, в создании эффективной системы управления развитием гражданского образования с выраженным региональным компонентом, где можно отметить ряд имеющихся противоречий:
— между потребностями общества, государства в формировании современного гражданина России и реальным уровнем качества гражданского образования школьников;
— между уровнем требований к результатам современного гражданского образования и темпами качественных изменений в его содержании;
— между разнообразием и значительностью опыта, накопленного педагогической наукой и практикой, и отсутствием в Базисном учебном плане общеобразовательной школы «Граждановедения», как учебного предмета;
— между активной разработкой на местах различных моделей гражданского образования и недостаточной их согласованностью с содержанием региональных образовательных программ, рекомендованных Минобрнауки РФ.
Применительно к ЯНАО речь должна идти об управлении развитием такой системы гражданского образования школьников, которая учитывала бы социокультурные особенности, образовательные интересы и потребности региона, учащихся и их родителей. Именно поэтому, на наш взгляд, актуальной представляется проблема управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ.
Необходимость решения этой проблемы обусловила цель данного исследования — на основе анализа современных концепций и моделей гражданского образования школьников определить новые региональные модели управления развитием эффективной системы гражданского образования в школах ЯНАО посредством реализации региональных программ развития.
Объект исследования — педагогическая система гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования — управление развитием гражданского образования, школьников в социально-педагогических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа.
Гипотеза исследования. Эффективное управление развитием системы гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений региона предполагает необходимость отбора педагогических моделей и создания условий, обеспечивающих согласование ценностных ориентаций, сложившихся в конкретной местности с федеральными установками государственной власти, закрепленными Конституцией РФ и другими федеральными законодательными документами. Здесь следует, прежде всего, исходить из того обстоятельства, что федеральные акты имеют приоритетное значение при разработке региональных образовательных программ. В случае рассогласования федеральных и национально-региональных установок, которые неизбежны в многонациональном государстве, соответствующая система управления призвана обеспечивать приоритет федеральных ценностей не в ущерб национальным особенностям, а через трансформацию последних в границах общенациональных подходов. При этом управление развитием системы гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений региона должно строиться:
— на основе значимых концептуальных положений управления системой гражданского образования, разработанных в педагогической науке;
— на принципах согласованности позиций органов управления образованием различного уровня и с учетом специфики развития региональной системы образования в реализации региональных образовательных программ и проектов;
— на единстве и целостности содержания, структуры и форм гражданского образования и граждановедческой подготовки, направленных на формирование у учащихся российской идентичности;
— с учетом обеспечения условий региональной подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
— на основе ретроспективного анализа теоретических подходов и концепций управления развитием системы гражданского образования школьников, охарактеризовать ее роль и место в современной российской системе общего образования;
— изучить условия реализации моделей управления развитием системы гражданского образования, получивших наибольшее распространение в практике общеобразовательных учреждений российских регионов;
— проанализировать образовательную ситуацию, сложившуюся в регионе ЯНАО и выявить факторы, способствующие развитию системы гражданского образования школьников;
— разработать и апробировать функциональную модель управления гражданским образованием в условиях внедрения региональных образовательных программ;
— экспериментально проверить эффективность модели и выявить комплекс условий, обеспечивающих успешность ее реализации в условиях общеобразовательных учреждений Крайнего Севера.
Гражданское образование понимается нами как одна из составляющих общего образования, основная задача которой — сформировать и развить у молодого человека чувство принадлежности к обществу, в котором он живет и которая складывается из ряда элементов знания и понимания морали и законов общества: осознания совокупности своих прав и обязанностейумения отстаивать свои и чужие интересы. Мы исходим из того, что система гражданского образования в современном демократическом государстве сегодня начинает свое полноценное развитие.
Региональная образовательная программа — основной документ, определяющий содержание гражданского образования, объем знаний и умений, который предстоит освоить его участникам. Региональная образовательная программа формулирует цели и задачи по конкретным направлениям деятельности образовательных учреждений, их педагогических коллективов.
Методологическую основу исследования составили: междисциплинарный подход в изучении проблем образованияметоды и приемы социологииподходы практической психологииосновы теории управления. Кроме того, были применены: философские положения о смысле и направленности современного обучения и воспитания, как единстве общего, особенного и единичногоа также о деятельности, как способе самореализации человекавзаимосвязи теории и практикисистемного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процессаличностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Теоретическими источниками исследования явились положения материалистической диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о единстве исторического и общественного в педагогическом познании. Идеи философов, социологов, культурологов, педагогов, в работах которых рассматриваются комплексные проблемы истории образованияконцепции: развития образования в современном мире, содержания общего образования, воспитания учащихсяконцептуальные положения о сущности педагогических явлений (Л.И.Алпатова, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. И. Барбашова, Е. Л. Белкина, Б.М.Бим-Бада, Ю. К. Васильева, Р. Б. Вендровской, А. Н. Волконской, О. С. Газмана, О. Г. Грохольской, А. Н. Джуринского, З. Д. Днепрова, В. И. Загвязинского, А. В. Иванова, А. ИИванова, В. М. Кларина, Н. А. Константинова, В. В. Краевского,.
A.В.Луначарского, Н. В. Немовой, А. И. Пискунова, Н. Ф. Познанского, М. М. Поташника, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, С. В. Рождественского,.
B.В.Розанова, В. П. Симонова, М.Н.Скаткина/ В. А. Сластенина, В. З. Смирнова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и других). (6, 62, 71, 122, 130, 220 и др.).
Особое внимание уделялось работам специалистов вобласти-гражданского, исторического, правового образования Т. В .Болотиной, Е. Е. Вяземского, В. Ф. Кривошеева, В. О. Мушинского, А. Ф. Никитина, Е. А. Певцовой, А. С. Прутченкова, И. В. Суколенова, Я. В. Соколова,.
A.Н.Тубельского. (7, 66, 72, 101, 122 и др.).
На наше исследование существенное влияние оказали труды ученых в области воспитания и социализации школьников, гуманизации образования (Н.К. Баклановой, П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, Н. К. Крупской, А. Г. Кутузова, Е. Н. Леоновича, И. А. Липского, Л'.И.НовиковойС.Т.Шацкого) — работы по проблемам внеурочной деятельности и дополнительного образования (В.А.Березиной, А. К. Бруднова, Е.Б.Евладовой) — управления образовательными процессами в образовательных учреждениях (Ю.А.Конаржевского,.
B.С.Лазарева, А. Я. Черкасова, Т. И. Шамовой, и др.) — проблемы модернизации образовательного процесса, саморазвития личности (труды В. Ф. Кривошеева,.
A.А.Орлова, А. В. Усовой, П. И. Чернецова, Р. Х. Шакурова, Г. И. Щукиной и др.) — самоопределения личности (исследования К.А.Абульхановой-Славской,.
B.Г.Афанасьева, С. Я. Батышева, Л. И. Божович, И. С. Кона, Т. В .Чистяковой'и др.). (1,62, 101, 116, 22 и др.).
Проведенное исследование опиралось на законодательные, нормативные и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Правительства и Департамента образовании города Москвы1, а также на нормативные и.
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 годаРешение коллегии Минобразования РФ от 28.12.1994 № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" — Письмо Минобразования РФ от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации" — Приказ Минобразования РФ от 29.12.1994 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях" — Письмо Минобразования РФ от 07.04.1995 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования инструктивные документы Департамента образования ЯНАО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, как теоретических (анализ психолого-педагогической, граждановедческой, философской, социологической литературы, программ и учебников по граждановедению), так и эмпирических (педагогическое наблюдение, изучение передового опыта, анкетирование, беседы).
Опытно-экспериментальную базу исследования представили общеобразовательные школы №№ 2 (гимназия), 3 г. Салехарда, общеобразовательные школы Лабытнанги, Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, гимназия № 1562 им. А. Боровика г. Москвы. На различных этапах исследованием было охвачено более 500 учащихся 9−11 классов, 27 руководителей школ, 25 учителей, 10 педагогов дополнительного образования.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (2003;2005 гг.) — теоретический анализ философской, исторической, социологической, психолого-педагогической, краеведческой литературы, накопление эмпирического материала, изучение и осмысление отечественного и зарубежного опыта, уточнение понятийного аппарата по проблеме исследования.
Второй этап (2006;2008 гг.) — проведение формирующего педагогического эксперимента по реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, осуществление корректировки отдельных содержательно-технологических сторон исследуемого процесса в ходе реализации региональных образовательных программ. Организация экспериментальной работы. учащихся в сфере избира! ельного права н избирательного процесса" — Информационно-методическое письмо Минобразования РФ от 19 03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях" — Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ № 13−51−08/13 01 15 01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации и др." — Постановление Правительства Москвы № 445-ПП от 21 июня 2005 года- 402-ПП от 12 мая 2009 года.
Третий этап (2009;2010 гг.) — анализ и обобщение результатов «опытно-экспериментальной работы, проведение отсроченного контроляинтерпретация — полученных материалов, выявлениетеоретических ' и: практических результатов исследованияразработка научно-методических. рекомендацийоформление диссертации.. * Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:'.. ¦ ''¦.¦¦¦'¦. .. ¦¦•.,•':.'.
— доказано, что проблема управления развитием системы гражданского образования актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ— дополнены': основные компонентысистемы управления гражданским* образованием школьников (федеральный^ национально-региональный, государственно-общественный, государственного образовательного стандарта) во взаимодействии: школы, семьи и других институтов образования в условиях конкретного ретюна- < ' - управление системой. гражданского образования: всовременной российской: общеобразовательной, школе рассматривается как управление: социализацией и адаптациейнравственным воспитаниемосвоением правовой культуры И ' правовых знаний,, управлением ' развитием правосознанияпатриотическим воспитанием подрастающего поколения;
— на основании выделения факторов, сдерживающих динамику развития системы гражданского образования.- школьников, показано-, что наиболее эффективными моделями управления развитием гражданского образования являются предметно-тематическая, институциональная, проектная и межпредметная, системное объединение которых позволяет спроектировать... инновационную модель в условиях реализации региональных образовательных, программ- ;
— • разработаны ¦ концептуальные и процессуальные основания-, обеспечивающие создание инновационной, модели управления развитием системы гражданского образования школьников;
— выделен и апробирован комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса управления гражданским образованием (административно-организационные, образовательно-технологические, профессионально-кадровые);
— разработана и апробирована система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии (содержательный, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный) и раскрывающие каждый критерий показатели;
— обоснованы предложения и рекомендации в региональную программу развития общего образования (раздел управления развитием системы гражданского образования школьников) на основе принципов гуманизациид преемственности, позволяющих соотнести различные этапы развития системы общего образования Ямало-Ненецкого автономного округанасыщенности, включающего совокупность информации по важнейшим проблемам управления развитием системы гражданского образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы истории философии, и педагогикиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержания исследования, разнообразием и полнотой привлеченных источников, широтой апробации выводов и результатов исследования в публикациях автора, в его выступлениях перед научно-педагогической общественностью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе анализа теоретических источников по проблеме исследования определены основные разделы в региональной образовательной программе, наиболее значимые для управления развитием системы гражданского образования школьниковвыделены факторы, оказывающие влияние на становление и развитие гражданского образованияуточнены особенности формирования образовательной среды, установление существующих, как внешних к образованию, так и внутренних ему присущих требований к системе гражданского образования школьниковобоснованны и раскрыты этапы проведения управленческих работпоказаны особенности использования современных управленческих технологий и методик при формировании и реализации комплекса работ в условиях реализации региональных образовательных программ развития.
Практическая значимость исследования заключается в гом, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке программно-методических материалов для управленческих решений, в системе повышения квалификации работников образования и профессиональной переподготовки работников образования, а также в разработке комплекса решений по развитию системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программв адаптации современных педагогических представлений, имеющегося опыта и методик управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях конкретного региона.
Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Проблема управления развитием системы гражданского образования I актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ и его следует рассматривать как управление входящими в нее подсистемами: эффективной социализации и адаптации к условиям жизни в демократическом общественравственного воспитания, активного приобщения к гражданским ценностям, идеалам и принципам гражданственностиосвоения правовой культуры и правовых знаний, развития правосознаниярешения задач патриотического воспитания. Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных программ развития осуществляется как специально организованное, ресурсообеспечепное взаимодействие субъектов ряда педагогических процессов, направленное на выстраивание комплекса учебно-воспитательных работ в соответствие целям и задачам развития (ЯНАО), требованиям федеральных стандартов образования, современным представлениям о целях и задачах обучения и воспитания и включает в себя следующие технологические этапы: проблемно-ориентированный и рефлексивный анализмоделирование управления с учетом необходимости получения нового качественного состояния гражданского образования школьниковмониторинг полученных результатов и коррекцию;
2. Факторы, сдерживающие динамику развития системы гражданского образования школьников: рассогласованность федеральных и региональных программ развития образования, главным образом, по вопросу формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, а также инерцию самой системы и большинства ее элементовинновационное развитие воспитательной работы в школе в отсутствии четких идеологических установок, значимой поддержки общественных организаций, партий и движенийрассогласование, а зачастую, и противопоставление задач гражданского образования, сформулированных у различных социальных слоев населенияабсолютизация идеалов западного общества, осуществляющего гражданское образование в условиях многовековой демократической системы, их некритический перенос на российскую действительностьнеподготовленность педагогических кадров к решению достаточно размытых задач гражданского образования без наличия четких идеологических установокмногообразные и часто противоречащие друг другу подходы к задачам воспитания подрастающего поколения, как в самом обществе, так и непосредственно в педагогической среде в условиях многопартийной политической системыотсутствие четких установок по преподаванию общественно-значимых дисциплин даже в условиях стандартизированного содержания образованиявхождение педагогов в режимы постоянных обновлений содержания гражданского образования школьников.
3. Модель управления развитием системы гражданского образования школьников, включающая концептуальные основания (принятие управленческих решений с позиций комплексного рассмотрения гражданского развития личности, в первую очередь — гражданской компетентности и идентичности, а также субъектности в российской и мировой культуресовокупность принципов — системности, партисипативности, индивидуализации процесса обучения, ситуативности, диалогичности, единства и преемственности, регионализациипроцессуальные основания (модульное построение процесса управления, базирующееся на реализации содержательного, технологического и деятельностного-про ду ктивного моду л ей).
4. Комплекс социально-педагогических условий и система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии (содержательный, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный) и раскрывающий каждый критерий показатели.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на педагогических советах школ (в 2006;20 Югг,) №№ 3- 5- 7 г. Салехарда в Институте повышения квалификации работников образования ЯНАО (20 072 010гг.), на круглых столах департамента образования ЯНАО, в докладах автора с изложением материалов исследования на ученом совете ИОО МО РФ (2004;2005гг.), на заседании Управления научно-методической поддержки государственного общественного управления образования МГПИ ДОМ (2010 г.). Отдельные материалы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Социальное образование в контексте реформ» (Санкт-Петербург, 2007 г.), «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2008 г.), на окружных семинарах-совещаниях, посвященных гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи в ЯНАО (Ноябрьск, 2007, 2009 гг.). Результаты диссертационного исследования получили практическую проверку в образовательных учреждениях ЯНАО и в городе Ханты-Мансийске (20 072 010 гг.).
В целом, проведенное исследование позволило сделать следующие основные ВЫВОДЫ.
1. Исследование показало, что проблема управления развитием системы гражданского образования актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ. Ее решение по своей практической и теоретической значимости приобретает стратегический смысл в контексте новых требований к управлению региональной образовательной политикой.
2. Управление системой гражданского образования в современной российской общеобразовательной школе следует рассматривать как управление входящими в нее подсистемами: эффективной социализации и адаптации к условиям жизни в демократическом общественравственного воспитания, активного приобщения к гражданским ценностям, идеалам и принципам гражданственностиосвоения правовой культуры и правовых знаний, развития правосознаниярешения задач патриотического воспитания.
3. К числу факторов, сдерживающих динамику развития системы гражданского образования школьников, следует отнести, прежде всего, рассогласованность федеральных и региональных программ развития образования, главным образом, по вопросу формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, а также инерцию самой системы и большинства ее элементовинновационное развитие воспитательной работы в школе в отсутствии четких идеологических установок, значимой поддержки общественных организаций, партий и движенийрассогласование, а зачастую, и противопоставление задач гражданского образования, сформулированных у различных социальных слоев населенияабсолютизация идеалов западного общества, осуществляющего гражданское образование в условиях многовековой демократической системы, их некритический перенос на российскую действительностьнеподготовленность педагогических кадров к решению достаточно размытых задач гражданского образования без наличия четких идеологических установокмногообразные и часто противоречащие друг другу подходы к задачам воспитания подрастающего поколения как в самом обществе, так и непосредственно в педагогической среде в условиях многопартийной политической системыотсутствие четких установок по преподаванию общественно-значимых дисциплин даже в условиях стандартизированного содержания образования- (один из утвержденных учебников по истории нашей страны трактуют результаты Второй мировой войны как освобождение советского народа от немецко-фашистского ига странами антигитлеровской коалиции, что отметил Президент Д. А. Медведев на заседании Общественной палаты) — вхождение педагогов в режимы постоянных обновлений содержания гражданского образования школьников.
На этом фоне вполне логично, что основным содержанием программно-целевого управления развитием региональной системы образования, помимо укрепления материально-технической базы, является создание механизмов развития, инфраструктуры инновационной деятельности в образовании. Такой подход обеспечивает получение результатов деятельности в области управления развитием системы гражданского образования, воспроизводимость тех результатов, которые будут отвечать требованиям к системе образования и устойчивости данного процесса.
4. Показано, что наиболее эффективными моделями управления развитием гражданского образования являются предметно-тематическая, институциональная, проектная и межпредметная, системное объединение которых позволило спроектировать инновационную модель в условиях реализации региональных образовательных программ. В результате разработанная и апробированная модель управления развитием системы гражданского образования школьников включает в себя: теоретические концептуальные) основания (принятие управленческих решений с позиций комплексного рассмотрения гражданского развития личности, в первую очередь — гражданской компетентности и идентичности, а также субъектности в российской и мировой культуресовокупность принциповсистемности, партисипативности, индивидуализации процесса обучения, ситуативности, диалогичности, единства и преемственности, регионализациипроцессуальные основания (модульное построение процесса управления, базирующееся на реализации содержательного, технологического и деятельностного-продуктивного модулей).
5. В соответствии с особенностями развития региональной системы образования ЯНАО определен комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса управления гражданским образованием, включающий следующие составляющие: административно-организационные (соответствие организации гражданского образования требованиям региональных образовательных программорганизация подготовки и переподготовки преподавателей) — образовательно-технологические (приоритетность реализации лучших образовательных технологий по формированию гражданственностиреализация структурно-логических межпредметных связейактивизация различных дополнительного образовании детей и др.) — профессионально-кадровые условия (высокий уровень гражданственности учителяналичие у учителя мотивационной готовности к деятельности по формированию гражданственности у учащихся).
6. Разработана и апробирована система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии содержательный-, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный)' и раскрывающий каждый критерий показатели. .
7. Система взаимодействия органов управления и образовательных учреждений, округа в контексте реализации региональных образовательных программ должна работать в режиме постоянной коррекции и обновления, учитывать, с одной стороны, реальную педагогическую, практику, а с другой, потребности гражданского общества. Современная педагогическая практика. предполагает, что при интенсификации взаимодействия органов управления и образовательных учреждений в ходе реализации региональных образовательных программ происходит переход на. новый качественный уровень системы общего образования с учетом государственно-национальных и регионально-культурных особенностей.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение всего спектра проблем, связанных с вопросами управления развитием гражданского образования школьников: Его. прогностический и прагматический потенциалсвязан с необходимостью разработки комплексных методик сопровождения данного процесса. В развитие проблематики исследования целесообразной представляется разработка системно-динамических моделей управления развитием гражданского образования школьников в разных, звеньях образования,, изучение корреляций между творческим ростом педагогов и учащихся, механизмов влияния на формирование гражданственности школьников.
ЗАКЛЮЧЕ 11 И Е.
Практика управления развитием системы гражданскогообразования/ школьников — одна из наиболее актуальных проблемключевым образом определяющая ситуацию в современномроссийском школьном образовании: Опираясь на представленный анализ, выделяется три типа управления в сфере образованияотносительно конкретного региона (управление как нормативное руководствоуправление как сервисуправление как опережающая смена рамок, как образовательная политика, как управление развитием): В той мере, в какой общее образование все более мыслится как инвестиционнаясфера, постепенно выстраиваются и? представленные в настоящем исследовании-региональной образовательной программы развития"ЯЬ1АО.
Теоретической основой управления развитием системы гражданского образования школьников является понимание его как комплексного воспитательно-образовательного направления, которое призвано обеспечить учащихся широким кругом, социально-значимых знанийстать основой для формирования нравственных установок и навыков позитивного-участия в общественной жизнипризнание сущности гражданского образования в формировании ценностейзнаний и опыта гражданского участия, гражданственности как интегрального качества личности молодого человекапризнание целью гражданского образования — воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском^ обществеа его задачами — развитие гражданской компетентностиличности, становление общероссийскойгражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.
Исследование проблемы управления развития системы гражданского/ образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ позволяет отметить, что. раскрываются технологические особенности и возможности более, эффективного использования подхода в управлении современной системой общего образования. Результаты опытноэкспериментальной работы в ЯНАО доказывают, что решение многих проблем управления лежит в плоскости структурирования вопросов регионально-муниципального и федерального уровней.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что управление развитием системы гражданского образования в условиях реализации региональных образовательных программ ориентировано: прежде всего, на поступательное развитие общеобразовательных учреждений и построено на основе системного анализа всей совокупности содержания общего образования.
Управление развитием системы гражданского образования реализуется в конкретных моделях, наиболее разработанными из которых являются: предметно-тематическая, институциональная, проектная, межпредметная с учетом особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа как национально-отдаленного региона, обладающего рядом специфических социокультурных особенностей, позитивных и негативных факторов (полиэтнический состав населения, поликонфессиональность населения, сложная социальная структура населения.
Экспериментальная апробация подтвердила достоверность предложенных в исследовании подходов к управлению развитием гражданского образования, а также позволила выделить особенности образовательной ситуации в ЯНАО: устойчивые тенденции к улучшению всех показателей (доступность, качество, эффективность) в деятельности образовательных учрежденийусиление воспитательного потенциала системы общего образования с учетом, как общечеловеческих ценностей, так и национальных, использованием культурно-исторического наследиясоздание условий для развития детского социального творчества, творческого общениявосстановление детско-юношеских общественных организаций и др.
В дальнейшем в экспериментальном плане в качестве приоритетных направлений разработки проблемы управления развитием системы гражданского образования школьников в ходе реализации региональных образовательных программ нам представляется весьма важным создание региональной и муниципальной автономных систем развития гражданского образования школьников.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологий личности // Психологический журнал. М, 1983. № 1, с. 15−21. .
- Абрамов А., Новичков В. Образование, в контексте антикризисной политики // Народное образование. М., 1993. № 6- с.31−37. '• 3- Аверкин В.11. Социальный эксперимент и его роль в. управлении: Учебное пособие. М., Просвещение. 1986 204 с. ¦
- Аксиологические приоритеты в сфере: образования и воспитания. (История и современность): Материалы XVII сессии Научного- Совета по пробл. Истории образования и пед. науки (окт. 1997) — Иод ред. З. И. Равкина. М., ИТОиП РАО. 1997. 370 с.
- Актуализация проблем- воспитания детей- и молодежи. Модели- Программы. Проекты. Под ред. В. П. Моисеенко. М., Школьная книга. 2007. -478 с.
- Алексеев: Н. Г. Принципы и критерии: экспертизы программ развития образования. Вопросы методологии. М., 1994. .N"№ 1,2
- Амонашвили Ш. А. Размышления- о гуманной педагогике. М.: Педагогикал1996- 183 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2х т. Т.2. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М., Педагогика. 1980: — 288с.
- Андриенко В1К, Проблемы и перспективы демократизации управления общим образованием в России. М., Педагогика. 2004.- 124 с.
- Анисимов 0-С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. Уч. Пособие. М., Новгород. 2001. 184 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль. 1998. -253 с.
- Антология педагогической мысли России XVII в. М.: Изд.дом. Амонашвили. 1986: с. 48.
- Антология педагогической мысли России XIX начала XX в. Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика. 1990. — 608 с.: .
- Архипов Б.Н. Самоуправление родителей в школе. М., Mill У. 2004. 171с.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. // Вопросы психологии. М., 1992. № 1 2. с. 6 -14.
- Афанасьев В.В. Особенности управления педагогическими системами в процессе их развития. М., АГСО. 2002. 126 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение. 1982. 219 с.
- Баранников A.B. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг. М., 1999, № 6, с. 11−33.
- Бездухов В.П. Изучение ценностных ориентации молодых и опытных учителей. //Информационный бюллетень. СПб., 1995. № 4. с. 11−16.
- Беленький Г. И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. М., Педагогика. 1979. с. 94.
- Белогуров А.Ю., «Проблемы реализации национально-регионального компонента в контексте формирования единого образовательного пространства», http://abelogurov.narod.ru/works/text7.html
- Белозеров Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. М., 1988. № 3. с. 30 -35
- Бердяев H.A. Война и кризис интеллигентского сознания. // Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. с. 49.
- Беспалько В.П. Персонифицированное образование // М., Педагогика. 1998. № 2 с. 12−23.
- Бестужев- Лада И. В. Школа XXI века: размышление о будущем // М., Педагогика. 1993. № 6. с. 103−112.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М. Изд. УРАО. 1988. 280 с.
- Блинов В.И. Некоторые аспекты проблемы целей воспитания в русской педагогике конца XIX начала XX веков. М., В-принт. 1998. 24 с.
- Блинов В.И. Проблема аксиологии воспитания в трудах П.Ф. Каптерева //В сб. научных статей: П. Ф. Каптеров и современная педагогика. М., В-принт. 1999. 42 с.
- Блинов В.И. Развитие образования в России в XVIII начале XX веков под влиянием изменения во взглядах на цели воспитания: Моногр. М., ТЦ Сфера. 2001.223 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М., 1979. 400 с.
- Богданович И.Ф. О воспитании юношества. М, Просвещение. 1967.211с.
- Богуславский M.B. Ценности образования и бесценность общения. М., Педагогика. 1995. № 5. с .122 123.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. М., Педагогика. 1996. № 3. с .72 75.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., Педагогика. 1983. 272 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение. 1968. 464 с.
- Бокань Ю.И. Воззренология: для • студентов: учеб. дисциплина XXI века: размышления об устойчивости личности, общества, цивилизации в условиях мирокультурного инновационного развития. М., Наталис. 2009. 320 с.
- Бокань Ю.И. Воззренология: словарь-глоссарий для студентов. М., Наталис. 2009. 472 с.
- Бокань Ю.И. Воззренология для всей семьи. Част I. Воззренология I: Семейная. М., Наталис. 2008. 200 с.
- Бокань Ю.И., Крупский А. Ю., Духвалова М. П. Инновационная Россия -создатель и лидер глобального рынка интеллектуальных стратегических услуг. М., 2009. 77 с.
- Болотов В.А., Серинов В. В. Компетентносная модель: от идеи к образовательной программе. М., МО РФ. 2003. 43 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогик. 1997. № 4. с.11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (с учетом принципов культурно- и природосообразности). М., Педагогик. 1995 № 4. с.29−36.
- Боранукова З.Д. Если руководитель демократ, работа осуществляется правильно. М., Просвещение. 2004. 54 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., Питер. 2000. 304 с.
- Бочкарев В.И. Демократизация управления образовательными учреждениями и системами: Проблемы и перспектива. М., ИОО МО РФ. 2004. 163 с.
- Бочкарев В.И., Гулько М. Н., Кузнецов А. И. Государственно-общественное управление школой. // Народное образование. М., 2003. № 7, с. 69−81.
- Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Философские заметки). М., Знание. 1988. 64 с.
- Булынин А.М. Основные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя (аксиологический анализ). Уч.пособ. Комсомольск-на-Амуре. Изд. КГПУ. 2000. 87 с.
- Быстрова Е.А., Черкизова М. В. О филологическом образовании вшколе 11 Педагогика. M., 1997. № 6. c. 43 49.
- Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и психологии): Дис. канд. пед. наук. Якутск. 1995. 157 с.
- Васильев Ю.В. Научные основы управления школой // Проблемы научной организации труда в школе. М., Педагогика. 1987. с. 51 57.
- Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США. М., Педагогика. 1996. № 2. с. 102−108.
- Веселов Г. П. Общество будущего формирует школа. М., ИОО МО РФ. 2003.207 с.
- Вершловский С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе. Материалы российско-польского семинара. Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шандриной. СПб., СГПУ. 2000. 242 с.
- Видт И.Е. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе. Автореферат дис. на соискание уч. степени д.п.н. на правах рукописи. Тюмень, 2003.21с.
- Вильман О. Дидактика как теория образования. Т.2. М., 1908. 705 с.
- Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М., МГПИ. 1979. 104 с.
- Воронина JI.B. Роль директора в государственно-общественном управлении образовательными учреждениями. М., Ml И У. 2004. 43 с.
- Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи обсуждают. в Ханты-Мансийске, 05.12.2007, http://www.nefteaaz.ru/lenta/show/74 745
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 2000. УрАО. 173 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФСР. 1956. 480 с.
- Габдулхаков P.P. Аксиологические императивы образования. Уфа. БИРО. 1999. 87 с.
- Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. http://www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro 25/uro 25 10. htm
- Гайков А. А., Кущенко И. Ю. Сотрудничество педагогического коллектива с родителями как фактор воспитания учащихся // Инновации в образовании. М., 2007. № 1. с. 95 99.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., Наук. 1966. с. 236−264
- Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования. М., Просвещение. 2003. 201с.
- Голубева Е.П. Методы системного анализа при принятии управленческого решения. М., Наука. 1983. 175 с.
- Голдберг В.А. Воспитательная система школы лаборатория № 26 // Классный руководитель. М., 2001. № 2. с. 7 — 11.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., Педагогика. 1996. 217 с.
- Громыко Ю.В. России нужна национальная доктрина образования. М., Народное образование. 1997. № 1. с. 32−34.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., Аспект-Пресс. 1995. 123 с.
- Давыдов В.В. Диалектико-материалистическая теория мышления // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. с. 96−111.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интер. 1996. 541 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М, Учпедгиз. 1956.374 с.
- Днепров Э.Д. Пути обновления и развития российского образования на современном этапе. М., РАО. 2005. 35 с.
- Додонов В.И. Приоритетные национальные ценности духовной культуры и образования в трактовке отечественных философов и педагогических мыслителей конца XIX начала. XX вв. Под ред. З. И. Равкина. М, ИТОиП РАО. 1997. с. 18 — 60.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., Педагогика. 1996. с. 17−18.Егоров С. Ф. Ценность общего образования. М., Педагогика. 1995. № 3. с. 90−93.
- Ельчанинов В.А. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, Изд. АТУ. 1990. 127 с.
- Загуменнов Н.Ю. Современные технологии вовлечения участников образовательного процесса в принятие управленческих решений в школе и социуме. М., МДО. 2004. 49 с.
- Закон Российской Федерации «Образование» // Вестник образования. 1992. № 11.
- Закон ЯНАО от 01.03.2006 п 8-зао. Об окружной целевой программе «Комплексная программа развития системы Ямало-Ненецкого Автономногоl
- Округа на 2006−2010 годы» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого Автономного Округа 15.02.2006) года.
- Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика. 1975. 319 с.
- Западная философия от истоков до наших -дней. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., ТОО ТК «Петрополис». 1994. 354 с.
- Захарченко М.В. Патриотическое воспитание сегодня: подходы к методологии. http://www.spbappo.ru/modiiles/xfsection/article.php?articleidz" 69
- Зверев И.Д., Максимова В. И. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 159 с.
- Зеленина Л.М., Сидон Л. М. Философия образования и определение целей образования. М., Вопросы философии. 1995. № 11. с 47 54.
- Зинченко В.П. «Гуманитаризация образования», http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=:4&-f=l 17
- Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.1. М., Педагогика. 1993. 196 с.
- Ильинский И.М., «Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений», http://vww.ilinskiv.ru/publications/sod/konts-vosp-5/php
- Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. М., Центр «Школьная книга». 2009. 208 с.
- Интегративное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., Образование. 1996. 143 с.
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный процесс (В.И. Купцов, Г. Повельциг, Г. Штайнингер и др.). Под ред. М. А. Розова. М., Изд. МГУ. 1989.224 с.
- Итоги Единого государственного экзамена в Москве в 2008 году / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». М., Центр «Школьная книга». 2009. 288 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., Петрополис. 1997. 204с.
- Караковский В.А. Ориентирование школьников на общечеловеческие ценности. // Теория и практика воспитательных систем. Кн. 2. М., ИТПиМИОРАО. 1993. с. 106−114.
- Караковский В.А. Школа гуманистического воспитания. // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. М., 1997. с. 46 -50.
- Карамзин Н.М. О новом образовании народного просвещения в России //Сочинения. СПб., 1848.
- Кашуба И.В. Патриотизм: «За» и «Против». http://www.magtu.ru/wm125l/chairs/philosophy/Sborniks/patriot2005cKHX
- Кирьякова A.B. Развитие аксиологических идей в педагогике на пороге
- XXI века. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия. Ориенбург, 2000. Ч.З. с. 32−37.
- Климова Н.И. Построение учебно-воспитательной работы в школе наоснове принципов ненасилия педагогики К.Э. Циолковского. ГМИК им. К.Э.
- Циолковского. Секция «К. Э. Циолковского и проблемы образования. 2003. http://readings.Gmik.ru/lecture/2003-postroenie-uchebno-vospitateInov-raboti-vsiikole-na-osnove-printsipov-nenasiliya-pedagogiki-k-e-tsiolkovskogo
- ПО. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретическиевопросы. М., 1996. с. 67
- Козлова H.A. Роль учителя начальных классов в гражданском воспитании школьников. М., МДО. 2004. 84 с.
- Колесникова H.A. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарное знание. М., 2001. № 3.C.13−17.
- Колпачева О.Ю. Развитие идеи патриотического воспитания в трудах педагогов и общественных деятелей страны начала XIX века. http://nostalgiaeduc.ru/content/ docs/pdf/conf/past/200l/xxxi/06/0 l. pdf
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., Просвещение. 1989. 225 с.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., Центр «Педагогический поиск». 2000. 336 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., Педагогика. 1986. 307 с.
- Кондаков М.И. Логический словарь-справочник. М., Наука. 1975. 720 с.
- Концепция социального государства Российской Федерации. М., АТСО. 2004. 43 с.
- Концепция демократизации управления общим образованием в России. Изд. 2-е. М., НОСО РАО. 2003. 53 с.
- Кононова С.Н. Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества. Авт.дис.к.п.н. М., РГСУ. 2009. 20 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., ИТПиМИО. 1993. 135 с.
- Коузова Е.П., Некоторые итоги и перспективы демократизации школ. М., МДО. 2004. 45 с.
- Кривошеев В.Ф. Управление модернизацией российского образования. М., 2004. ИОО МО РФ. 101 с.
- Кривошеев В.Ф., Киселёв Н. В. государственно-общественное управление образованием в городе Москве. (Организационно-педагогические условия становления и развития системы управления).
- Учебное пособие. М., МГПИ. 2009. 133 с.
- Крылова Н.Б. Содержание воспитания и задачи либерализации образования, http://valucs-educ.ru/readarticle.php7article id =1
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., РАО. 1993. 72с.
- Кузнецов А.И. О соотношении полномочий и ответственности в системе государственно-общественного управления образованием. М., МДО. 2004. 42 с.
- Кузьмин СВ. Организация инновационнойдеятельности педагогического кол http://www.pages.marsu.ru/iac/educatynauka/inov de. html
- Культурология XX века: Словарь. СПб., Университетская книга. 1997. 640 с.
- Курнешова Л.Е. Технологии управления региональными программами развития общего образования. Дис. на соиск. уч.ст.д.п.н. М.: ИОО МО РФ. 2004. 346 с.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. // Психологический журнал. М., 2000. № 3. с. 73 87.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. М., Педагогика. 1983. 320 с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. 84 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Прометей, 1992.528с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., Педагогика, 1996. 316 с.
- Любимова Т.П. Интегративные методики и их роль в формировании целостного мировоззрения // Российское образование: традиции и перспективы. Н. Новгород, 1999. с. 322−323
- Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США. М., Педагогика. 2000. № 7. с. 79−89.
- Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М., Просвещение, 1996. 374 с.
- Малькова З.А., Новикова Л. И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе: Проект для обсуждения. М., НИИ ОП АПН СССР. 1991.31с.
- Марьенко И.С. Проблемы методики исследования процесса идейно-политического воспитания школьников // Сов. Педагогика. М., 1972. № 11. с. 7−11.
- Материалы сайта представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге. http://www.yamal-spb.ru/fml.php7idgK348
- Матросов В.Л., Сластенин В. А. Проектирование содержания высшего педагогического образования: гуманистическая парадигма. // М., Известия РАО. 1999. № 12. с. 22−30.
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М., Педагогика. 1981. 192 с.
- Межрегиональная I научно-практическая конференция по художественному образованию «Детская школа искусств в условиях модернизации российского образования». 9.11.2007. Источник: Департаментпо культуре ЯНАО. http://mkrf.m/news/regions/detail.php?id=50 788
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе» // Сб. научн. статей МИЭПП. М., Изд. МГОУ. 2009. 282 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новменская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., Педагогика. 1987. 144 с.
- Мельников И.И., Смолин о.Н. Реформирование образования в России: позиция парламентского комитета // Педагогика. М., 1998. № I.e. 5 9.
- Металова И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия). М.: «Крокус» 2009. 38 с.
- Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарное знание. М., 2001. № 3. с. 22.
- Мирович М., Шрагина JI. Основы культуры мышления // Школьная технология. 1997. № 5. с. 47−85.
- Михаэль Мертес Просвещенный патриотизм и национализм. http://opencity.hrworld.ru/arcliiv/6/5 .html
- Модернизация российского образования. Документы и материалы. М., ВШЭУ. 2002. 329 с.
- Моргунова А.Г. Образование как социальный институт: историография проблемы, http://vestmk.ssu.samara.ru/gum/2002web3/phyl/200 230 502.html
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение. 1986.160 с.
- Национальная доктрина развития российского образования // Народное образование. М., 1999. № 7. с. 4 15.
- Неёлов Ю.В. Ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе, http://www.adm.yanao.ru
- Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., Магистр. 1996. 99 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. М., Педагогика. 1998. № 4. с. 3−8.
- Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. М., Школа. 1999. № 4. с. 6 9.
- Никандров Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры. М., Магистр. 1995. № 6. с. 3−10.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубежетысячелетий. М., РАО. 2000. 127 с.
- Никаидров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., МИРОС. 1997. 140 с.
- Никитин И.Г. Научно-педагогические и организационные основны разработки системы профессионального самоопределения учащихся в системе образования города, http: //gcon .pstu.ru/pedsovet/pro gramm/-section= 13 4 .3 /him
- Нигматулин Р.И., Нигматулин Б. И. Кризис и модернизация России -тринадцать теорем. М., 2009. 47 с.
- Неёлов Ю.В., губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе, http://www.adm.yanao, ru
- Новичков В.Б. Дидактика для московской «Школы будущего» (к новому содержанию общего образования): Учебно-методическое пособие. М., Центр «Школьная книга». 2009. 208 с.
- Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сб. науч.тр. под. ред. П. В. Конаныхина. М., Б.и. 1996. 117 с.
- Оринина JI.B. Патриотизм как социально-культурный феномен.http://www.magtu.ru/winl251/chairs/philosophY/Sborniks/Patriot2005
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. материалов. М., Политиздат. 1984. 275с.
- Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения, в Ямало-Ненецком Автономном
- Округе, http://www.standart.edu.ru/attachment.aspx7id-262
- Патрикеева О.Ю. Родители союзники педагогов в школе. М., ИОО МО РФ. 2004. 14 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. Науч.ред. М. С. Ковалева. М., Аспект Пресс. 1997. 270 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., МГПИ. 1976. 77 с.
- Плигин A.A., «Личностно ориентированное образование. История и практика», Глава 6. Системное управление школой в модели личностно -ориентированного образования, http://www.rost507.ru/10.2пгт 1 нии
- Пнин И.П. ОПЫТ О просвещении относительно к России // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.227с.
- Подобед В.И. Региональная структура управления образованием // М., Советская педагогика. 1991. № 9. с. 27 34.
- Попов М.С. Взаимодействие федеральной и региональных программ развития образования на современном этапе. М., ИОО. МО РФ. 2004. 14с.
- Попов Н. Наследники традиций. Журнал УРФО от 20.12.2005. www.upmonitor.ru/monitoring/publication/2005−12−20/7083 7/138 221
- Попугаев В.В. О политическом просвещении вообще // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. 217с.'
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., Знание, 1991. 48с.
- Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования: Тез. докл. науч. конф. (17 19 окт. 1995). Волгоград. Перемена. 1995. 166 с.
- Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы. Отв. редактор М. Е. Умрихина. М., Центр «Щкольная книга». 2009. 304 с.
- Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса. М., Сов. педагогика. 1986. № 5. с. 84 90.
- Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Отв. редактор JI.E. Курнешова. М., Центр «Школьная книга». 2006. 176 с.
- Разумовский В. Г. Тарасов JI.B. Развитие общего образования: Интеграция и гуманизация // Сов. Педагогика. М., 1988. № 7. с. 3−11.
- Ресурсосбережение в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. М., Центр «Школьная книга». 2009. 96 с.
- Реформы образования. Аналитический обзор. Под ред. В. М. Филиппова М., Центр сравнительной образовательной политики. 2003. 303 с.
- Розов К.С. Философия гуманитарного, образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 1993.193 с.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М., Педагогика. М. 1973.416с.
- Рыжаков М.В. Чему учит история (как не надо реформировать содержание образования // Стандарты и мониторинг в образовании). М., 2001. № 3. с. 17−25.
- Селезнев Н.В., Селезнев E.H. Педагогическая аксиологии и современный учебно-воспитательный процесс. Тирасполь, 1998. с. 18−19.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., Педагогика. 1999. 184 с.
- Симонова A.B. Управление процессом персонального образования учащихся общеобразовательной школы средствами учебных предметов. М., ИОО МО РФ. 2004. 34 с.
- Система образования для детей с проблемами в поведении и социализации. М., Центр «Школьная книга». 2009. 192 с.
- Система образования для детей с проблемами в здоровье. Профильное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье. М., Центр «Школьная книга». 2008. 256 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещением. 1978.310 с.
- Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя в вузе. // Пед. образование и наука. М., 2000. № 1. с. 44 51.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., Магистр. 1997. 221 с.
- Сластенин В.А., Шиянов Е.Н Образование в 12-летней школе: аксиологические основания. М., ИР АО. 1999. № 4. с. 74 84.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., ИРО. 1995. 112с.
- Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов E.H. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter5−23.php
- Собкин B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности pi отношение к образованию: кроскультурный анализ, Москва-Амстердам. М., Центр социологии РАО. 1994. 151 с.
- Советский энциклопедический словарь. Ред. Прохоров A.M. Издательство Советская Энциклопедия. Издание 2-е М., 1981.
- Современный философский словарь. Под ред. В. Е. Кемерова. Лондон-Минск, Панпринт. 1998. 1064 с.
- Социальное управление. Курс лекций. М., Педагогика. 2000. 150 с.
- Спенсер Г. Основания социологии. Т.2. // Спенсер Г. Сочинения. / Под общ.ред. H.A. Рубакина. В 7 т. Т.4. Спб., Издатель. 1898. 707 с.
- Спенсер Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. Киев, Ника-Цетр.1997.511с.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Изд. 2-е. Под ред. И. А. Зимней. М., Издательский Сервис. 2004. 478 с.
- Толстой Л.Н. Собрание художественных произведений: В 12 т. М., 1948. Т.6. с. 281.214.- Третьяков П. И. Управление школой по результатам. М., Новая школа. 1998.50 с.
- Трубина С. М. Формирование целостного образовательного пространства в Гимназии на основе интеграции основного и дополнительного образования в работе центра «Открытие» г.Лабытнанги (ЯНАО), МОУ «Гимназия» http://pedsovet.Org/component/ temid. 118
- Турченко В.Н. Необходимость радикально нового подхода к стратегии развития российской системыобразования.http://www.inforimtika.m/text/magaz/pedagog/ 9/sts3/html
- Управление качеством образования: Практико ориентированная монография и методическое пособие // Под ред. М. М. Поташника. М., Педагогическое общество России. 2000. 448 с.
- Филиппов В. М. Реформы образования. М., ЦСОП. 2003. 303 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М., Педагогика. 1985. 223с.
- Философия гуманитарного образования: ценностные основания. Сб. науч. трудов. М., Б.и. 1993. 135 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / О. С. Богданова, Буева Л. П. и др. / Под ред. Г. Н. Филонова. М., Педагогика. 1983. 256 с.
- Хорошенкова A.B. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования, Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб., Санкт-Петербургское философское общества. 2003. с. 371−374.
- Чистяков A.B. Школа как центр формирования ценностных ориентации подрастающего поколения. М., ДОМ. 1995. 84с.
- Чудиновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., Знание. 1986. 80 с.
- Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек: социально-философский аспект. Майкоп, Изд. Адыгейского ун-та. 1996. 166 с.
- Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., Исследовательский центр проблем кач.подгот.спец. 1993. 181 с.
- Шамова Т. Н. и др. Управление образовательными системами: Уч. Пособие. М., Академия. 2002. 208 с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., Наука. 1974. 319 с.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Б.и.1992.52 с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., Педагогика. 1979. 152 с.
- Щербаков Р.Н., Болбока О. Н. Две стороны культуры в представлении учащихся // Вопросы психологии. 1996. № 3. с 53 62.
- Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. М., Просвещение. 1981. 128 с.
- Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., Педагогика. 1980. 240 с.
- Parsons Т., Piatt G.M. Higher Education, Changing Socialization and Contemporary Student Dissent // Aging and Society/Ed. By M. Riley et al.N.Y, Russel Sage. 1971. p. 17−21.
- Power E. Philosophy of Education. N.Y. 1982. p.79
- Ward Leo R. Philosophy of Education. Chicago, 1963. p. 152.