Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Как для любой страны проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права' и свободы, является весьма важной. Важность роли гражданского образования подрастающего поколения нашла подтверждение в обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева при принятии Концепции государственной политики России, в Государственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Историография исследуемой проблемы
    • 1. 2. Управление гражданским образованием школьников как педагогическая проблема
    • 1. 3. Системный подход к проблеме управления в условиях реализации региональных программ развития
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Особенности развития региональной системы общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия управления гражданским образованием школьников в процессе реализации региональных программ
    • 2. 3. Моделирование управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях эксперимента
  • Выводы по второй главе

Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Как для любой страны проблема воспитания настоящего гражданина, умеющего ценить и отстаивать демократические права' и свободы, является весьма важной. Важность роли гражданского образования подрастающего поколения нашла подтверждение в обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева при принятии Концепции государственной политики России, в Государственной программе «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006;2010 гг.». Для России она приобретает особую значимость. Активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Этот процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому необходимо изучить возможности реализации целей и задач гражданского образования учащихся на всех школьных ступенях: в учебном процессе, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования с учетом социокультурных особенностей регионального решения данной проблемы.

Такая конкретизация необходима, поскольку существующие в системе образования тенденции в региональной специфике во многом обусловлены особенностями жизни, где связи личности с обществом более многомерны и значительно более сложны, где социальная, экономическая, политическая инфраструктуры отличаются друг от друга, например, национальными особенностями. В этом плане наиболее ярко отражающим сложную региональную специфику России является Ямало-Ненецкий автономный округ, которому присущи наполненность культурной и политической жизни, активные и, вместе с тем, недостаточно управляемые миграционные процессы. При этом необходимо учитывать и тот факт, что округ приобрел черты постиндустриального за очень короткий промежуток времени. На Ямале, более чем в других регионах страны, появились условия для привлечения к гражданскому образованию школьников, помимо государственных и общественных организаций, представителей среднего и крупного бизнеса, влиятельных международных организаций, средств массовой информации. В округе накоплен достаточно значительный опыт гражданского образования в школах, колледжах, лицеях, в системе дополнительного образования детей, в детско-юношеских общественных организациях.

Как известно, система управления развитием гражданского образования школьников через реализацию региональных образовательных программ по своему содержанию охватывает целый набор проблем, требующих своего решения, и формирует значительную часть спектра педагогической практики. Проблематика управления гражданским образованием в школе включает в себя содержание разных дисциплин — психологии, педагогики, социальной инженерии, она характеризуется чрезвычайной многоаспектностью и разноплановостью. Решение указанных вопросов связанно с принятием компетентных управленческих решений в ряде смежных областей, включая рынки труда и занятости, региональную бюджетную и социальную политику.

В Ямало-Ненецком автономном округе, в частности, реализуется программно-целевой аспект управления, ориентированный на укрепление государственности, возрождение культурно-исторических традиций в системе общего образования. В этих условиях особую значимость приобретает задача готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, что непосредственно связано с развитием системы гражданского образования школьников в соответствии с новыми реалиями.

Отмеченные тенденции, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствуют о развитии гражданского образования школьников, однако, сегодня ощущается острая потребность в качественных изменениях, в создании эффективной системы управления развитием гражданского образования с выраженным региональным компонентом, где можно отметить ряд имеющихся противоречий:

— между потребностями общества, государства в формировании современного гражданина России и реальным уровнем качества гражданского образования школьников;

— между уровнем требований к результатам современного гражданского образования и темпами качественных изменений в его содержании;

— между разнообразием и значительностью опыта, накопленного педагогической наукой и практикой, и отсутствием в Базисном учебном плане общеобразовательной школы «Граждановедения», как учебного предмета;

— между активной разработкой на местах различных моделей гражданского образования и недостаточной их согласованностью с содержанием региональных образовательных программ, рекомендованных Минобрнауки РФ.

Применительно к ЯНАО речь должна идти об управлении развитием такой системы гражданского образования школьников, которая учитывала бы социокультурные особенности, образовательные интересы и потребности региона, учащихся и их родителей. Именно поэтому, на наш взгляд, актуальной представляется проблема управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ.

Необходимость решения этой проблемы обусловила цель данного исследования — на основе анализа современных концепций и моделей гражданского образования школьников определить новые региональные модели управления развитием эффективной системы гражданского образования в школах ЯНАО посредством реализации региональных программ развития.

Объект исследования — педагогическая система гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — управление развитием гражданского образования, школьников в социально-педагогических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа.

Гипотеза исследования. Эффективное управление развитием системы гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений региона предполагает необходимость отбора педагогических моделей и создания условий, обеспечивающих согласование ценностных ориентаций, сложившихся в конкретной местности с федеральными установками государственной власти, закрепленными Конституцией РФ и другими федеральными законодательными документами. Здесь следует, прежде всего, исходить из того обстоятельства, что федеральные акты имеют приоритетное значение при разработке региональных образовательных программ. В случае рассогласования федеральных и национально-региональных установок, которые неизбежны в многонациональном государстве, соответствующая система управления призвана обеспечивать приоритет федеральных ценностей не в ущерб национальным особенностям, а через трансформацию последних в границах общенациональных подходов. При этом управление развитием системы гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений региона должно строиться:

— на основе значимых концептуальных положений управления системой гражданского образования, разработанных в педагогической науке;

— на принципах согласованности позиций органов управления образованием различного уровня и с учетом специфики развития региональной системы образования в реализации региональных образовательных программ и проектов;

— на единстве и целостности содержания, структуры и форм гражданского образования и граждановедческой подготовки, направленных на формирование у учащихся российской идентичности;

— с учетом обеспечения условий региональной подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

— на основе ретроспективного анализа теоретических подходов и концепций управления развитием системы гражданского образования школьников, охарактеризовать ее роль и место в современной российской системе общего образования;

— изучить условия реализации моделей управления развитием системы гражданского образования, получивших наибольшее распространение в практике общеобразовательных учреждений российских регионов;

— проанализировать образовательную ситуацию, сложившуюся в регионе ЯНАО и выявить факторы, способствующие развитию системы гражданского образования школьников;

— разработать и апробировать функциональную модель управления гражданским образованием в условиях внедрения региональных образовательных программ;

— экспериментально проверить эффективность модели и выявить комплекс условий, обеспечивающих успешность ее реализации в условиях общеобразовательных учреждений Крайнего Севера.

Гражданское образование понимается нами как одна из составляющих общего образования, основная задача которой — сформировать и развить у молодого человека чувство принадлежности к обществу, в котором он живет и которая складывается из ряда элементов знания и понимания морали и законов общества: осознания совокупности своих прав и обязанностейумения отстаивать свои и чужие интересы. Мы исходим из того, что система гражданского образования в современном демократическом государстве сегодня начинает свое полноценное развитие.

Региональная образовательная программа — основной документ, определяющий содержание гражданского образования, объем знаний и умений, который предстоит освоить его участникам. Региональная образовательная программа формулирует цели и задачи по конкретным направлениям деятельности образовательных учреждений, их педагогических коллективов.

Методологическую основу исследования составили: междисциплинарный подход в изучении проблем образованияметоды и приемы социологииподходы практической психологииосновы теории управления. Кроме того, были применены: философские положения о смысле и направленности современного обучения и воспитания, как единстве общего, особенного и единичногоа также о деятельности, как способе самореализации человекавзаимосвязи теории и практикисистемного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процессаличностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.

Теоретическими источниками исследования явились положения материалистической диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о единстве исторического и общественного в педагогическом познании. Идеи философов, социологов, культурологов, педагогов, в работах которых рассматриваются комплексные проблемы истории образованияконцепции: развития образования в современном мире, содержания общего образования, воспитания учащихсяконцептуальные положения о сущности педагогических явлений (Л.И.Алпатова, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. И. Барбашова, Е. Л. Белкина, Б.М.Бим-Бада, Ю. К. Васильева, Р. Б. Вендровской, А. Н. Волконской, О. С. Газмана, О. Г. Грохольской, А. Н. Джуринского, З. Д. Днепрова, В. И. Загвязинского, А. В. Иванова, А. ИИванова, В. М. Кларина, Н. А. Константинова, В. В. Краевского,.

A.В.Луначарского, Н. В. Немовой, А. И. Пискунова, Н. Ф. Познанского, М. М. Поташника, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, С. В. Рождественского,.

B.В.Розанова, В. П. Симонова, М.Н.Скаткина/ В. А. Сластенина, В. З. Смирнова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и других). (6, 62, 71, 122, 130, 220 и др.).

Особое внимание уделялось работам специалистов вобласти-гражданского, исторического, правового образования Т. В .Болотиной, Е. Е. Вяземского, В. Ф. Кривошеева, В. О. Мушинского, А. Ф. Никитина, Е. А. Певцовой, А. С. Прутченкова, И. В. Суколенова, Я. В. Соколова,.

A.Н.Тубельского. (7, 66, 72, 101, 122 и др.).

На наше исследование существенное влияние оказали труды ученых в области воспитания и социализации школьников, гуманизации образования (Н.К. Баклановой, П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, Н. К. Крупской, А. Г. Кутузова, Е. Н. Леоновича, И. А. Липского, Л'.И.НовиковойС.Т.Шацкого) — работы по проблемам внеурочной деятельности и дополнительного образования (В.А.Березиной, А. К. Бруднова, Е.Б.Евладовой) — управления образовательными процессами в образовательных учреждениях (Ю.А.Конаржевского,.

B.С.Лазарева, А. Я. Черкасова, Т. И. Шамовой, и др.) — проблемы модернизации образовательного процесса, саморазвития личности (труды В. Ф. Кривошеева,.

A.А.Орлова, А. В. Усовой, П. И. Чернецова, Р. Х. Шакурова, Г. И. Щукиной и др.) — самоопределения личности (исследования К.А.Абульхановой-Славской,.

B.Г.Афанасьева, С. Я. Батышева, Л. И. Божович, И. С. Кона, Т. В .Чистяковой'и др.). (1,62, 101, 116, 22 и др.).

Проведенное исследование опиралось на законодательные, нормативные и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Правительства и Департамента образовании города Москвы1, а также на нормативные и.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 годаРешение коллегии Минобразования РФ от 28.12.1994 № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" — Письмо Минобразования РФ от 06.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации" — Приказ Минобразования РФ от 29.12.1994 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях" — Письмо Минобразования РФ от 07.04.1995 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования инструктивные документы Департамента образования ЯНАО.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, как теоретических (анализ психолого-педагогической, граждановедческой, философской, социологической литературы, программ и учебников по граждановедению), так и эмпирических (педагогическое наблюдение, изучение передового опыта, анкетирование, беседы).

Опытно-экспериментальную базу исследования представили общеобразовательные школы №№ 2 (гимназия), 3 г. Салехарда, общеобразовательные школы Лабытнанги, Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, гимназия № 1562 им. А. Боровика г. Москвы. На различных этапах исследованием было охвачено более 500 учащихся 9−11 классов, 27 руководителей школ, 25 учителей, 10 педагогов дополнительного образования.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2003;2005 гг.) — теоретический анализ философской, исторической, социологической, психолого-педагогической, краеведческой литературы, накопление эмпирического материала, изучение и осмысление отечественного и зарубежного опыта, уточнение понятийного аппарата по проблеме исследования.

Второй этап (2006;2008 гг.) — проведение формирующего педагогического эксперимента по реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, осуществление корректировки отдельных содержательно-технологических сторон исследуемого процесса в ходе реализации региональных образовательных программ. Организация экспериментальной работы. учащихся в сфере избира! ельного права н избирательного процесса" — Информационно-методическое письмо Минобразования РФ от 19 03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях" — Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ № 13−51−08/13 01 15 01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации и др." — Постановление Правительства Москвы № 445-ПП от 21 июня 2005 года- 402-ПП от 12 мая 2009 года.

Третий этап (2009;2010 гг.) — анализ и обобщение результатов «опытно-экспериментальной работы, проведение отсроченного контроляинтерпретация — полученных материалов, выявлениетеоретических ' и: практических результатов исследованияразработка научно-методических. рекомендацийоформление диссертации.. * Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:'.. ¦ ''¦.¦¦¦'¦. .. ¦¦•.,•':.'.

— доказано, что проблема управления развитием системы гражданского образования актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ— дополнены': основные компонентысистемы управления гражданским* образованием школьников (федеральный^ национально-региональный, государственно-общественный, государственного образовательного стандарта) во взаимодействии: школы, семьи и других институтов образования в условиях конкретного ретюна- < ' - управление системой. гражданского образования: всовременной российской: общеобразовательной, школе рассматривается как управление: социализацией и адаптациейнравственным воспитаниемосвоением правовой культуры И ' правовых знаний,, управлением ' развитием правосознанияпатриотическим воспитанием подрастающего поколения;

— на основании выделения факторов, сдерживающих динамику развития системы гражданского образования.- школьников, показано-, что наиболее эффективными моделями управления развитием гражданского образования являются предметно-тематическая, институциональная, проектная и межпредметная, системное объединение которых позволяет спроектировать... инновационную модель в условиях реализации региональных образовательных, программ- ;

— • разработаны ¦ концептуальные и процессуальные основания-, обеспечивающие создание инновационной, модели управления развитием системы гражданского образования школьников;

— выделен и апробирован комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса управления гражданским образованием (административно-организационные, образовательно-технологические, профессионально-кадровые);

— разработана и апробирована система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии (содержательный, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный) и раскрывающие каждый критерий показатели;

— обоснованы предложения и рекомендации в региональную программу развития общего образования (раздел управления развитием системы гражданского образования школьников) на основе принципов гуманизациид преемственности, позволяющих соотнести различные этапы развития системы общего образования Ямало-Ненецкого автономного округанасыщенности, включающего совокупность информации по важнейшим проблемам управления развитием системы гражданского образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы истории философии, и педагогикиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели и содержания исследования, разнообразием и полнотой привлеченных источников, широтой апробации выводов и результатов исследования в публикациях автора, в его выступлениях перед научно-педагогической общественностью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе анализа теоретических источников по проблеме исследования определены основные разделы в региональной образовательной программе, наиболее значимые для управления развитием системы гражданского образования школьниковвыделены факторы, оказывающие влияние на становление и развитие гражданского образованияуточнены особенности формирования образовательной среды, установление существующих, как внешних к образованию, так и внутренних ему присущих требований к системе гражданского образования школьниковобоснованны и раскрыты этапы проведения управленческих работпоказаны особенности использования современных управленческих технологий и методик при формировании и реализации комплекса работ в условиях реализации региональных образовательных программ развития.

Практическая значимость исследования заключается в гом, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке программно-методических материалов для управленческих решений, в системе повышения квалификации работников образования и профессиональной переподготовки работников образования, а также в разработке комплекса решений по развитию системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программв адаптации современных педагогических представлений, имеющегося опыта и методик управления развитием системы гражданского образования школьников в условиях конкретного региона.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Проблема управления развитием системы гражданского образования I актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ и его следует рассматривать как управление входящими в нее подсистемами: эффективной социализации и адаптации к условиям жизни в демократическом общественравственного воспитания, активного приобщения к гражданским ценностям, идеалам и принципам гражданственностиосвоения правовой культуры и правовых знаний, развития правосознаниярешения задач патриотического воспитания. Управление развитием системы гражданского образования школьников в условиях реализации региональных программ развития осуществляется как специально организованное, ресурсообеспечепное взаимодействие субъектов ряда педагогических процессов, направленное на выстраивание комплекса учебно-воспитательных работ в соответствие целям и задачам развития (ЯНАО), требованиям федеральных стандартов образования, современным представлениям о целях и задачах обучения и воспитания и включает в себя следующие технологические этапы: проблемно-ориентированный и рефлексивный анализмоделирование управления с учетом необходимости получения нового качественного состояния гражданского образования школьниковмониторинг полученных результатов и коррекцию;

2. Факторы, сдерживающие динамику развития системы гражданского образования школьников: рассогласованность федеральных и региональных программ развития образования, главным образом, по вопросу формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, а также инерцию самой системы и большинства ее элементовинновационное развитие воспитательной работы в школе в отсутствии четких идеологических установок, значимой поддержки общественных организаций, партий и движенийрассогласование, а зачастую, и противопоставление задач гражданского образования, сформулированных у различных социальных слоев населенияабсолютизация идеалов западного общества, осуществляющего гражданское образование в условиях многовековой демократической системы, их некритический перенос на российскую действительностьнеподготовленность педагогических кадров к решению достаточно размытых задач гражданского образования без наличия четких идеологических установокмногообразные и часто противоречащие друг другу подходы к задачам воспитания подрастающего поколения, как в самом обществе, так и непосредственно в педагогической среде в условиях многопартийной политической системыотсутствие четких установок по преподаванию общественно-значимых дисциплин даже в условиях стандартизированного содержания образованиявхождение педагогов в режимы постоянных обновлений содержания гражданского образования школьников.

3. Модель управления развитием системы гражданского образования школьников, включающая концептуальные основания (принятие управленческих решений с позиций комплексного рассмотрения гражданского развития личности, в первую очередь — гражданской компетентности и идентичности, а также субъектности в российской и мировой культуресовокупность принципов — системности, партисипативности, индивидуализации процесса обучения, ситуативности, диалогичности, единства и преемственности, регионализациипроцессуальные основания (модульное построение процесса управления, базирующееся на реализации содержательного, технологического и деятельностного-про ду ктивного моду л ей).

4. Комплекс социально-педагогических условий и система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии (содержательный, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный) и раскрывающий каждый критерий показатели.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на педагогических советах школ (в 2006;20 Югг,) №№ 3- 5- 7 г. Салехарда в Институте повышения квалификации работников образования ЯНАО (20 072 010гг.), на круглых столах департамента образования ЯНАО, в докладах автора с изложением материалов исследования на ученом совете ИОО МО РФ (2004;2005гг.), на заседании Управления научно-методической поддержки государственного общественного управления образования МГПИ ДОМ (2010 г.). Отдельные материалы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Социальное образование в контексте реформ» (Санкт-Петербург, 2007 г.), «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2008 г.), на окружных семинарах-совещаниях, посвященных гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи в ЯНАО (Ноябрьск, 2007, 2009 гг.). Результаты диссертационного исследования получили практическую проверку в образовательных учреждениях ЯНАО и в городе Ханты-Мансийске (20 072 010 гг.).

В целом, проведенное исследование позволило сделать следующие основные ВЫВОДЫ.

1. Исследование показало, что проблема управления развитием системы гражданского образования актуализируется в условиях реализации региональных образовательных программ. Ее решение по своей практической и теоретической значимости приобретает стратегический смысл в контексте новых требований к управлению региональной образовательной политикой.

2. Управление системой гражданского образования в современной российской общеобразовательной школе следует рассматривать как управление входящими в нее подсистемами: эффективной социализации и адаптации к условиям жизни в демократическом общественравственного воспитания, активного приобщения к гражданским ценностям, идеалам и принципам гражданственностиосвоения правовой культуры и правовых знаний, развития правосознаниярешения задач патриотического воспитания.

3. К числу факторов, сдерживающих динамику развития системы гражданского образования школьников, следует отнести, прежде всего, рассогласованность федеральных и региональных программ развития образования, главным образом, по вопросу формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, а также инерцию самой системы и большинства ее элементовинновационное развитие воспитательной работы в школе в отсутствии четких идеологических установок, значимой поддержки общественных организаций, партий и движенийрассогласование, а зачастую, и противопоставление задач гражданского образования, сформулированных у различных социальных слоев населенияабсолютизация идеалов западного общества, осуществляющего гражданское образование в условиях многовековой демократической системы, их некритический перенос на российскую действительностьнеподготовленность педагогических кадров к решению достаточно размытых задач гражданского образования без наличия четких идеологических установокмногообразные и часто противоречащие друг другу подходы к задачам воспитания подрастающего поколения как в самом обществе, так и непосредственно в педагогической среде в условиях многопартийной политической системыотсутствие четких установок по преподаванию общественно-значимых дисциплин даже в условиях стандартизированного содержания образования- (один из утвержденных учебников по истории нашей страны трактуют результаты Второй мировой войны как освобождение советского народа от немецко-фашистского ига странами антигитлеровской коалиции, что отметил Президент Д. А. Медведев на заседании Общественной палаты) — вхождение педагогов в режимы постоянных обновлений содержания гражданского образования школьников.

На этом фоне вполне логично, что основным содержанием программно-целевого управления развитием региональной системы образования, помимо укрепления материально-технической базы, является создание механизмов развития, инфраструктуры инновационной деятельности в образовании. Такой подход обеспечивает получение результатов деятельности в области управления развитием системы гражданского образования, воспроизводимость тех результатов, которые будут отвечать требованиям к системе образования и устойчивости данного процесса.

4. Показано, что наиболее эффективными моделями управления развитием гражданского образования являются предметно-тематическая, институциональная, проектная и межпредметная, системное объединение которых позволило спроектировать инновационную модель в условиях реализации региональных образовательных программ. В результате разработанная и апробированная модель управления развитием системы гражданского образования школьников включает в себя: теоретические концептуальные) основания (принятие управленческих решений с позиций комплексного рассмотрения гражданского развития личности, в первую очередь — гражданской компетентности и идентичности, а также субъектности в российской и мировой культуресовокупность принциповсистемности, партисипативности, индивидуализации процесса обучения, ситуативности, диалогичности, единства и преемственности, регионализациипроцессуальные основания (модульное построение процесса управления, базирующееся на реализации содержательного, технологического и деятельностного-продуктивного модулей).

5. В соответствии с особенностями развития региональной системы образования ЯНАО определен комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса управления гражданским образованием, включающий следующие составляющие: административно-организационные (соответствие организации гражданского образования требованиям региональных образовательных программорганизация подготовки и переподготовки преподавателей) — образовательно-технологические (приоритетность реализации лучших образовательных технологий по формированию гражданственностиреализация структурно-логических межпредметных связейактивизация различных дополнительного образовании детей и др.) — профессионально-кадровые условия (высокий уровень гражданственности учителяналичие у учителя мотивационной готовности к деятельности по формированию гражданственности у учащихся).

6. Разработана и апробирована система мониторинга эффективности управления развитием гражданского образования: критерии содержательный-, ценностно-смысловой, деятельностный, готовность к гражданскому становлению и саморазвитию, мотивационный, рефлексивный)' и раскрывающий каждый критерий показатели. .

7. Система взаимодействия органов управления и образовательных учреждений, округа в контексте реализации региональных образовательных программ должна работать в режиме постоянной коррекции и обновления, учитывать, с одной стороны, реальную педагогическую, практику, а с другой, потребности гражданского общества. Современная педагогическая практика. предполагает, что при интенсификации взаимодействия органов управления и образовательных учреждений в ходе реализации региональных образовательных программ происходит переход на. новый качественный уровень системы общего образования с учетом государственно-национальных и регионально-культурных особенностей.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение всего спектра проблем, связанных с вопросами управления развитием гражданского образования школьников: Его. прогностический и прагматический потенциалсвязан с необходимостью разработки комплексных методик сопровождения данного процесса. В развитие проблематики исследования целесообразной представляется разработка системно-динамических моделей управления развитием гражданского образования школьников в разных, звеньях образования,, изучение корреляций между творческим ростом педагогов и учащихся, механизмов влияния на формирование гражданственности школьников.

ЗАКЛЮЧЕ 11 И Е.

Практика управления развитием системы гражданскогообразования/ школьников — одна из наиболее актуальных проблемключевым образом определяющая ситуацию в современномроссийском школьном образовании: Опираясь на представленный анализ, выделяется три типа управления в сфере образованияотносительно конкретного региона (управление как нормативное руководствоуправление как сервисуправление как опережающая смена рамок, как образовательная политика, как управление развитием): В той мере, в какой общее образование все более мыслится как инвестиционнаясфера, постепенно выстраиваются и? представленные в настоящем исследовании-региональной образовательной программы развития"ЯЬ1АО.

Теоретической основой управления развитием системы гражданского образования школьников является понимание его как комплексного воспитательно-образовательного направления, которое призвано обеспечить учащихся широким кругом, социально-значимых знанийстать основой для формирования нравственных установок и навыков позитивного-участия в общественной жизнипризнание сущности гражданского образования в формировании ценностейзнаний и опыта гражданского участия, гражданственности как интегрального качества личности молодого человекапризнание целью гражданского образования — воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском^ обществеа его задачами — развитие гражданской компетентностиличности, становление общероссийскойгражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Исследование проблемы управления развития системы гражданского/ образования школьников в условиях реализации региональных образовательных программ позволяет отметить, что. раскрываются технологические особенности и возможности более, эффективного использования подхода в управлении современной системой общего образования. Результаты опытноэкспериментальной работы в ЯНАО доказывают, что решение многих проблем управления лежит в плоскости структурирования вопросов регионально-муниципального и федерального уровней.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что управление развитием системы гражданского образования в условиях реализации региональных образовательных программ ориентировано: прежде всего, на поступательное развитие общеобразовательных учреждений и построено на основе системного анализа всей совокупности содержания общего образования.

Управление развитием системы гражданского образования реализуется в конкретных моделях, наиболее разработанными из которых являются: предметно-тематическая, институциональная, проектная, межпредметная с учетом особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа как национально-отдаленного региона, обладающего рядом специфических социокультурных особенностей, позитивных и негативных факторов (полиэтнический состав населения, поликонфессиональность населения, сложная социальная структура населения.

Экспериментальная апробация подтвердила достоверность предложенных в исследовании подходов к управлению развитием гражданского образования, а также позволила выделить особенности образовательной ситуации в ЯНАО: устойчивые тенденции к улучшению всех показателей (доступность, качество, эффективность) в деятельности образовательных учрежденийусиление воспитательного потенциала системы общего образования с учетом, как общечеловеческих ценностей, так и национальных, использованием культурно-исторического наследиясоздание условий для развития детского социального творчества, творческого общениявосстановление детско-юношеских общественных организаций и др.

В дальнейшем в экспериментальном плане в качестве приоритетных направлений разработки проблемы управления развитием системы гражданского образования школьников в ходе реализации региональных образовательных программ нам представляется весьма важным создание региональной и муниципальной автономных систем развития гражданского образования школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологий личности // Психологический журнал. М, 1983. № 1, с. 15−21. .
  2. А., Новичков В. Образование, в контексте антикризисной политики // Народное образование. М., 1993. № 6- с.31−37. '• 3- Аверкин В.11. Социальный эксперимент и его роль в. управлении: Учебное пособие. М., Просвещение. 1986 204 с. ¦
  3. Аксиологические приоритеты в сфере: образования и воспитания. (История и современность): Материалы XVII сессии Научного- Совета по пробл. Истории образования и пед. науки (окт. 1997) — Иод ред. З. И. Равкина. М., ИТОиП РАО. 1997. 370 с.
  4. Актуализация проблем- воспитания детей- и молодежи. Модели- Программы. Проекты. Под ред. В. П. Моисеенко. М., Школьная книга. 2007. -478 с.
  5. Алексеев: Н. Г. Принципы и критерии: экспертизы программ развития образования. Вопросы методологии. М., 1994. .N"№ 1,2
  6. Ш. А. Размышления- о гуманной педагогике. М.: Педагогикал1996- 183 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2х т. Т.2. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М., Педагогика. 1980: — 288с.
  8. Андриенко В1К, Проблемы и перспективы демократизации управления общим образованием в России. М., Педагогика. 2004.- 124 с.
  9. Анисимов 0-С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. Уч. Пособие. М., Новгород. 2001. 184 с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль. 1998. -253 с.
  11. Антология педагогической мысли России XVII в. М.: Изд.дом. Амонашвили. 1986: с. 48.
  12. Антология педагогической мысли России XIX начала XX в. Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика. 1990. — 608 с.: .
  13. .Н. Самоуправление родителей в школе. М., Mill У. 2004. 171с.
  14. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. // Вопросы психологии. М., 1992. № 1 2. с. 6 -14.
  15. В.В. Особенности управления педагогическими системами в процессе их развития. М., АГСО. 2002. 126 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение. 1982. 219 с.
  17. A.B. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг. М., 1999, № 6, с. 11−33.
  18. В.П. Изучение ценностных ориентации молодых и опытных учителей. //Информационный бюллетень. СПб., 1995. № 4. с. 11−16.
  19. Г. И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. М., Педагогика. 1979. с. 94.
  20. А.Ю., «Проблемы реализации национально-регионального компонента в контексте формирования единого образовательного пространства», http://abelogurov.narod.ru/works/text7.html
  21. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. М., 1988. № 3. с. 30 -35
  22. H.A. Война и кризис интеллигентского сознания. // Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. с. 49.
  23. В.П. Персонифицированное образование // М., Педагогика. 1998. № 2 с. 12−23.
  24. Бестужев- Лада И. В. Школа XXI века: размышление о будущем // М., Педагогика. 1993. № 6. с. 103−112.
  25. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М. Изд. УРАО. 1988. 280 с.
  26. В.И. Некоторые аспекты проблемы целей воспитания в русской педагогике конца XIX начала XX веков. М., В-принт. 1998. 24 с.
  27. В.И. Проблема аксиологии воспитания в трудах П.Ф. Каптерева //В сб. научных статей: П. Ф. Каптеров и современная педагогика. М., В-принт. 1999. 42 с.
  28. В.И. Развитие образования в России в XVIII начале XX веков под влиянием изменения во взглядах на цели воспитания: Моногр. М., ТЦ Сфера. 2001.223 с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М., 1979. 400 с.
  30. И.Ф. О воспитании юношества. М, Просвещение. 1967.211с.
  31. M.B. Ценности образования и бесценность общения. М., Педагогика. 1995. № 5. с .122 123.
  32. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. М., Педагогика. 1996. № 3. с .72 75.
  33. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., Педагогика. 1983. 272 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение. 1968. 464 с.
  35. Ю.И. Воззренология: для • студентов: учеб. дисциплина XXI века: размышления об устойчивости личности, общества, цивилизации в условиях мирокультурного инновационного развития. М., Наталис. 2009. 320 с.
  36. Ю.И. Воззренология: словарь-глоссарий для студентов. М., Наталис. 2009. 472 с.
  37. Ю.И. Воззренология для всей семьи. Част I. Воззренология I: Семейная. М., Наталис. 2008. 200 с.
  38. Ю.И., Крупский А. Ю., Духвалова М. П. Инновационная Россия -создатель и лидер глобального рынка интеллектуальных стратегических услуг. М., 2009. 77 с.
  39. В.А., Серинов В. В. Компетентносная модель: от идеи к образовательной программе. М., МО РФ. 2003. 43 с.
  40. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогик. 1997. № 4. с.11−17.
  41. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (с учетом принципов культурно- и природосообразности). М., Педагогик. 1995 № 4. с.29−36.
  42. З.Д. Если руководитель демократ, работа осуществляется правильно. М., Просвещение. 2004. 54 с.
  43. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., Питер. 2000. 304 с.
  44. В.И. Демократизация управления образовательными учреждениями и системами: Проблемы и перспектива. М., ИОО МО РФ. 2004. 163 с.
  45. В.И., Гулько М. Н., Кузнецов А. И. Государственно-общественное управление школой. // Народное образование. М., 2003. № 7, с. 69−81.
  46. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Философские заметки). М., Знание. 1988. 64 с.
  47. А.М. Основные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя (аксиологический анализ). Уч.пособ. Комсомольск-на-Амуре. Изд. КГПУ. 2000. 87 с.
  48. Е.А., Черкизова М. В. О филологическом образовании вшколе 11 Педагогика. M., 1997. № 6. c. 43 49.
  49. Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и психологии): Дис. канд. пед. наук. Якутск. 1995. 157 с.
  50. Ю.В. Научные основы управления школой // Проблемы научной организации труда в школе. М., Педагогика. 1987. с. 51 57.
  51. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США. М., Педагогика. 1996. № 2. с. 102−108.
  52. Веселов Г. П. Общество будущего формирует школа. М., ИОО МО РФ. 2003.207 с.
  53. С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе. Материалы российско-польского семинара. Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шандриной. СПб., СГПУ. 2000. 242 с.
  54. И.Е. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе. Автореферат дис. на соискание уч. степени д.п.н. на правах рукописи. Тюмень, 2003.21с.
  55. О. Дидактика как теория образования. Т.2. М., 1908. 705 с.
  56. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М., МГПИ. 1979. 104 с.
  57. JI.B. Роль директора в государственно-общественном управлении образовательными учреждениями. М., Ml И У. 2004. 43 с.
  58. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи обсуждают. в Ханты-Мансийске, 05.12.2007, http://www.nefteaaz.ru/lenta/show/74 745
  59. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 2000. УрАО. 173 с.
  60. JI.C. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФСР. 1956. 480 с.
  61. P.P. Аксиологические императивы образования. Уфа. БИРО. 1999. 87 с.
  62. О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. http://www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro 25/uro 25 10. htm
  63. А. А., Кущенко И. Ю. Сотрудничество педагогического коллектива с родителями как фактор воспитания учащихся // Инновации в образовании. М., 2007. № 1. с. 95 99.
  64. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., Наук. 1966. с. 236−264
  65. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования. М., Просвещение. 2003. 201с.
  66. Е.П. Методы системного анализа при принятии управленческого решения. М., Наука. 1983. 175 с.
  67. В.А. Воспитательная система школы лаборатория № 26 // Классный руководитель. М., 2001. № 2. с. 7 — 11.
  68. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., Педагогика. 1996. 217 с.
  69. Ю.В. России нужна национальная доктрина образования. М., Народное образование. 1997. № 1. с. 32−34.
  70. П.С. Философия культуры. М., Аспект-Пресс. 1995. 123 с.
  71. В.В. Диалектико-материалистическая теория мышления // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. с. 96−111.
  72. В.В. Теория развивающего обучения. М., Интер. 1996. 541 с.
  73. А. Избранные педагогические сочинения. М, Учпедгиз. 1956.374 с.
  74. Э.Д. Пути обновления и развития российского образования на современном этапе. М., РАО. 2005. 35 с.
  75. В.И. Приоритетные национальные ценности духовной культуры и образования в трактовке отечественных философов и педагогических мыслителей конца XIX начала. XX вв. Под ред. З. И. Равкина. М, ИТОиП РАО. 1997. с. 18 — 60.
  76. Э. Социология образования. М., Педагогика. 1996. с. 17−18.Егоров С. Ф. Ценность общего образования. М., Педагогика. 1995. № 3. с. 90−93.
  77. В.А. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, Изд. АТУ. 1990. 127 с.
  78. Н.Ю. Современные технологии вовлечения участников образовательного процесса в принятие управленческих решений в школе и социуме. М., МДО. 2004. 49 с.
  79. Закон Российской Федерации «Образование» // Вестник образования. 1992. № 11.
  80. Закон ЯНАО от 01.03.2006 п 8-зао. Об окружной целевой программе «Комплексная программа развития системы Ямало-Ненецкого Автономногоl
  81. Округа на 2006−2010 годы» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого Автономного Округа 15.02.2006) года.
  82. JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика. 1975. 319 с.
  83. Западная философия от истоков до наших -дней. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., ТОО ТК «Петрополис». 1994. 354 с.
  84. М.В. Патриотическое воспитание сегодня: подходы к методологии. http://www.spbappo.ru/modiiles/xfsection/article.php?articleidz" 69
  85. И.Д., Максимова В. И. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 159 с.
  86. Л.М., Сидон Л. М. Философия образования и определение целей образования. М., Вопросы философии. 1995. № 11. с 47 54.
  87. В.П. «Гуманитаризация образования», http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=:4&-f=l 17
  88. И.А. Собрание сочинений. Т.1. М., Педагогика. 1993. 196 с.
  89. И.М., «Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений», http://vww.ilinskiv.ru/publications/sod/konts-vosp-5/php
  90. Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. М., Центр «Школьная книга». 2009. 208 с.
  91. Интегративное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., Образование. 1996. 143 с.
  92. Интегративные тенденции в современном мире и социальный процесс (В.И. Купцов, Г. Повельциг, Г. Штайнингер и др.). Под ред. М. А. Розова. М., Изд. МГУ. 1989.224 с.
  93. Итоги Единого государственного экзамена в Москве в 2008 году / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». М., Центр «Школьная книга». 2009. 288 с.
  94. М.С. Философская теория ценности. СПб., Петрополис. 1997. 204с.
  95. В.А. Ориентирование школьников на общечеловеческие ценности. // Теория и практика воспитательных систем. Кн. 2. М., ИТПиМИОРАО. 1993. с. 106−114.
  96. В.А. Школа гуманистического воспитания. // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. М., 1997. с. 46 -50.
  97. Н.М. О новом образовании народного просвещения в России //Сочинения. СПб., 1848.
  98. И.В. Патриотизм: «За» и «Против». http://www.magtu.ru/wm125l/chairs/philosophy/Sborniks/patriot2005cKHX
  99. Кирьякова A.B. Развитие аксиологических идей в педагогике на пороге
  100. XXI века. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия. Ориенбург, 2000. Ч.З. с. 32−37.
  101. Н.И. Построение учебно-воспитательной работы в школе наоснове принципов ненасилия педагогики К.Э. Циолковского. ГМИК им. К.Э.
  102. Циолковского. Секция «К. Э. Циолковского и проблемы образования. 2003. http://readings.Gmik.ru/lecture/2003-postroenie-uchebno-vospitateInov-raboti-vsiikole-na-osnove-printsipov-nenasiliya-pedagogiki-k-e-tsiolkovskogo
  103. ПО. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретическиевопросы. М., 1996. с. 67
  104. H.A. Роль учителя начальных классов в гражданском воспитании школьников. М., МДО. 2004. 84 с.
  105. H.A. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарное знание. М., 2001. № 3.C.13−17.
  106. О.Ю. Развитие идеи патриотического воспитания в трудах педагогов и общественных деятелей страны начала XIX века. http://nostalgiaeduc.ru/content/ docs/pdf/conf/past/200l/xxxi/06/0 l. pdf
  107. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., Просвещение. 1989. 225 с.
  108. Ю.А. Анализ урока. М., Центр «Педагогический поиск». 2000. 336 с.
  109. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., Педагогика. 1986. 307 с.
  110. М.И. Логический словарь-справочник. М., Наука. 1975. 720 с.
  111. Концепция социального государства Российской Федерации. М., АТСО. 2004. 43 с.
  112. Концепция демократизации управления общим образованием в России. Изд. 2-е. М., НОСО РАО. 2003. 53 с.
  113. С.Н. Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества. Авт.дис.к.п.н. М., РГСУ. 2009. 20 с.
  114. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., ИТПиМИО. 1993. 135 с.
  115. Коузова Е.П., Некоторые итоги и перспективы демократизации школ. М., МДО. 2004. 45 с.
  116. В.Ф. Управление модернизацией российского образования. М., 2004. ИОО МО РФ. 101 с.
  117. В.Ф., Киселёв Н. В. государственно-общественное управление образованием в городе Москве. (Организационно-педагогические условия становления и развития системы управления).
  118. Учебное пособие. М., МГПИ. 2009. 133 с.
  119. Н.Б. Содержание воспитания и задачи либерализации образования, http://valucs-educ.ru/readarticle.php7article id =1
  120. Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., РАО. 1993. 72с.
  121. А.И. О соотношении полномочий и ответственности в системе государственно-общественного управления образованием. М., МДО. 2004. 42 с.
  122. СВ. Организация инновационнойдеятельности педагогического кол http://www.pages.marsu.ru/iac/educatynauka/inov de. html
  123. Культурология XX века: Словарь. СПб., Университетская книга. 1997. 640 с.
  124. Л.Е. Технологии управления региональными программами развития общего образования. Дис. на соиск. уч.ст.д.п.н. М.: ИОО МО РФ. 2004. 346 с.
  125. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. // Психологический журнал. М., 2000. № 3. с. 73 87.
  126. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. М., Педагогика. 1983. 320 с.
  127. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. 84 с.
  128. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Прометей, 1992.528с.
  129. .Т. Философия воспитания. М., Педагогика, 1996. 316 с.
  130. Т.П. Интегративные методики и их роль в формировании целостного мировоззрения // Российское образование: традиции и перспективы. Н. Новгород, 1999. с. 322−323
  131. З.А. Актуализация проблем воспитания в США. М., Педагогика. 2000. № 7. с. 79−89.
  132. З.А. Сравнительная педагогика. М., Просвещение, 1996. 374 с.
  133. З.А., Новикова Л. И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе: Проект для обсуждения. М., НИИ ОП АПН СССР. 1991.31с.
  134. И.С. Проблемы методики исследования процесса идейно-политического воспитания школьников // Сов. Педагогика. М., 1972. № 11. с. 7−11.
  135. Материалы сайта представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге. http://www.yamal-spb.ru/fml.php7idgK348
  136. В.Л., Сластенин В. А. Проектирование содержания высшего педагогического образования: гуманистическая парадигма. // М., Известия РАО. 1999. № 12. с. 22−30.
  137. М.И. Современный урок. Вопросы теории. М., Педагогика. 1981. 192 с.
  138. Межрегиональная I научно-практическая конференция по художественному образованию «Детская школа искусств в условиях модернизации российского образования». 9.11.2007. Источник: Департаментпо культуре ЯНАО. http://mkrf.m/news/regions/detail.php?id=50 788
  139. Межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе» // Сб. научн. статей МИЭПП. М., Изд. МГОУ. 2009. 282 с.
  140. Мелик-Пашаев A.A., Новменская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., Педагогика. 1987. 144 с.
  141. И.И., Смолин о.Н. Реформирование образования в России: позиция парламентского комитета // Педагогика. М., 1998. № I.e. 5 9.
  142. И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия). М.: «Крокус» 2009. 38 с.
  143. A.B. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарное знание. М., 2001. № 3. с. 22.
  144. М., Шрагина JI. Основы культуры мышления // Школьная технология. 1997. № 5. с. 47−85.
  145. Михаэль Мертес Просвещенный патриотизм и национализм. http://opencity.hrworld.ru/arcliiv/6/5 .html
  146. Модернизация российского образования. Документы и материалы. М., ВШЭУ. 2002. 329 с.
  147. А.Г. Образование как социальный институт: историография проблемы, http://vestmk.ssu.samara.ru/gum/2002web3/phyl/200 230 502.html
  148. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение. 1986.160 с.
  149. Национальная доктрина развития российского образования // Народное образование. М., 1999. № 7. с. 4 15.
  150. Ю.В. Ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе, http://www.adm.yanao.ru
  151. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., Магистр. 1996. 99 с.
  152. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. М., Педагогика. 1998. № 4. с. 3−8.
  153. Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. М., Школа. 1999. № 4. с. 6 9.
  154. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры. М., Магистр. 1995. № 6. с. 3−10.
  155. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубежетысячелетий. М., РАО. 2000. 127 с.
  156. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., МИРОС. 1997. 140 с.
  157. И.Г. Научно-педагогические и организационные основны разработки системы профессионального самоопределения учащихся в системе образования города, http: //gcon .pstu.ru/pedsovet/pro gramm/-section= 13 4 .3 /him
  158. Р.И., Нигматулин Б. И. Кризис и модернизация России -тринадцать теорем. М., 2009. 47 с.
  159. Ю.В., губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе, http://www.adm.yanao, ru
  160. В.Б. Дидактика для московской «Школы будущего» (к новому содержанию общего образования): Учебно-методическое пособие. М., Центр «Школьная книга». 2009. 208 с.
  161. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сб. науч.тр. под. ред. П. В. Конаныхина. М., Б.и. 1996. 117 с.
  162. JI.B. Патриотизм как социально-культурный феномен.http://www.magtu.ru/winl251/chairs/philosophY/Sborniks/Patriot2005
  163. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. материалов. М., Политиздат. 1984. 275с.
  164. Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения, в Ямало-Ненецком Автономном
  165. Округе, http://www.standart.edu.ru/attachment.aspx7id-262
  166. О.Ю. Родители союзники педагогов в школе. М., ИОО МО РФ. 2004. 14 с.
  167. Т. Система современных обществ. Пер. с англ. Науч.ред. М. С. Ковалева. М., Аспект Пресс. 1997. 270 с.
  168. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., МГПИ. 1976. 77 с.
  169. A.A., «Личностно ориентированное образование. История и практика», Глава 6. Системное управление школой в модели личностно -ориентированного образования, http://www.rost507.ru/10.2пгт 1 нии
  170. И.П. ОПЫТ О просвещении относительно к России // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.227с.
  171. В.И. Региональная структура управления образованием // М., Советская педагогика. 1991. № 9. с. 27 34.
  172. М.С. Взаимодействие федеральной и региональных программ развития образования на современном этапе. М., ИОО. МО РФ. 2004. 14с.
  173. Н. Наследники традиций. Журнал УРФО от 20.12.2005. www.upmonitor.ru/monitoring/publication/2005−12−20/7083 7/138 221
  174. В.В. О политическом просвещении вообще // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. 217с.'
  175. М.М. Оптимизация управления школой. М., Знание, 1991. 48с.
  176. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования: Тез. докл. науч. конф. (17 19 окт. 1995). Волгоград. Перемена. 1995. 166 с.
  177. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы. Отв. редактор М. Е. Умрихина. М., Центр «Щкольная книга». 2009. 304 с.
  178. З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса. М., Сов. педагогика. 1986. № 5. с. 84 90.
  179. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Отв. редактор JI.E. Курнешова. М., Центр «Школьная книга». 2006. 176 с.
  180. В. Г. Тарасов JI.B. Развитие общего образования: Интеграция и гуманизация // Сов. Педагогика. М., 1988. № 7. с. 3−11.
  181. Ресурсосбережение в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. М., Центр «Школьная книга». 2009. 96 с.
  182. Реформы образования. Аналитический обзор. Под ред. В. М. Филиппова М., Центр сравнительной образовательной политики. 2003. 303 с.
  183. К.С. Философия гуманитарного, образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 1993.193 с.
  184. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М., Педагогика. М. 1973.416с.
  185. М.В. Чему учит история (как не надо реформировать содержание образования // Стандарты и мониторинг в образовании). М., 2001. № 3. с. 17−25.
  186. Н.В., Селезнев E.H. Педагогическая аксиологии и современный учебно-воспитательный процесс. Тирасполь, 1998. с. 18−19.
  187. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., Педагогика. 1999. 184 с.
  188. A.B. Управление процессом персонального образования учащихся общеобразовательной школы средствами учебных предметов. М., ИОО МО РФ. 2004. 34 с.
  189. Система образования для детей с проблемами в поведении и социализации. М., Центр «Школьная книга». 2009. 192 с.
  190. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Профильное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье. М., Центр «Школьная книга». 2008. 256 с.
  191. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещением. 1978.310 с.
  192. В.А. Современные подходы к подготовке учителя в вузе. // Пед. образование и наука. М., 2000. № 1. с. 44 51.
  193. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., Магистр. 1997. 221 с.
  194. В.А., Шиянов Е.Н Образование в 12-летней школе: аксиологические основания. М., ИР АО. 1999. № 4. с. 74 84.
  195. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., ИРО. 1995. 112с.
  196. С. А., Котова И. Б., Шиянов E.H. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. http://bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter5−23.php
  197. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности pi отношение к образованию: кроскультурный анализ, Москва-Амстердам. М., Центр социологии РАО. 1994. 151 с.
  198. Советский энциклопедический словарь. Ред. Прохоров A.M. Издательство Советская Энциклопедия. Издание 2-е М., 1981.
  199. Современный философский словарь. Под ред. В. Е. Кемерова. Лондон-Минск, Панпринт. 1998. 1064 с.
  200. Социальное управление. Курс лекций. М., Педагогика. 2000. 150 с.
  201. Г. Основания социологии. Т.2. // Спенсер Г. Сочинения. / Под общ.ред. H.A. Рубакина. В 7 т. Т.4. Спб., Издатель. 1898. 707 с.
  202. Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. Киев, Ника-Цетр.1997.511с.
  203. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Изд. 2-е. Под ред. И. А. Зимней. М., Издательский Сервис. 2004. 478 с.
  204. Л.Н. Собрание художественных произведений: В 12 т. М., 1948. Т.6. с. 281.214.- Третьяков П. И. Управление школой по результатам. М., Новая школа. 1998.50 с.
  205. С. М. Формирование целостного образовательного пространства в Гимназии на основе интеграции основного и дополнительного образования в работе центра «Открытие» г.Лабытнанги (ЯНАО), МОУ «Гимназия» http://pedsovet.Org/component/ temid. 118
  206. В.Н. Необходимость радикально нового подхода к стратегии развития российской системыобразования.http://www.inforimtika.m/text/magaz/pedagog/ 9/sts3/html
  207. Управление качеством образования: Практико ориентированная монография и методическое пособие // Под ред. М. М. Поташника. М., Педагогическое общество России. 2000. 448 с.
  208. В. М. Реформы образования. М., ЦСОП. 2003. 303 с.
  209. Г. Н. Воспитание личности школьника. М., Педагогика. 1985. 223с.
  210. Философия гуманитарного образования: ценностные основания. Сб. науч. трудов. М., Б.и. 1993. 135 с.
  211. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / О. С. Богданова, Буева Л. П. и др. / Под ред. Г. Н. Филонова. М., Педагогика. 1983. 256 с.
  212. A.B. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования, Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб., Санкт-Петербургское философское общества. 2003. с. 371−374.
  213. A.B. Школа как центр формирования ценностных ориентации подрастающего поколения. М., ДОМ. 1995. 84с.
  214. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., Знание. 1986. 80 с.
  215. А.Ю. Национальные ценности и человек: социально-философский аспект. Майкоп, Изд. Адыгейского ун-та. 1996. 166 с.
  216. В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., Исследовательский центр проблем кач.подгот.спец. 1993. 181 с.
  217. Т. Н. и др. Управление образовательными системами: Уч. Пособие. М., Академия. 2002. 208 с.
  218. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., Наука. 1974. 319 с.
  219. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Б.и.1992.52 с.
  220. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., Педагогика. 1979. 152 с.
  221. Р.Н., Болбока О. Н. Две стороны культуры в представлении учащихся // Вопросы психологии. 1996. № 3. с 53 62.
  222. Н.Е. Когда урок воспитывает. М., Просвещение. 1981. 128 с.
  223. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., Педагогика. 1980. 240 с.
  224. Parsons Т., Piatt G.M. Higher Education, Changing Socialization and Contemporary Student Dissent // Aging and Society/Ed. By M. Riley et al.N.Y, Russel Sage. 1971. p. 17−21.
  225. Power E. Philosophy of Education. N.Y. 1982. p.79
  226. Ward Leo R. Philosophy of Education. Chicago, 1963. p. 152.
Заполнить форму текущей работой