Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция «человеческого капитала» и образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Французский социолог Ж. Фурнье связывает необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, соотношении между рабочим и свободным временем и т. п. Фурнье считает возможным формулировать показатели требований к школе на основе анализа статистики финансирования образования и времени, затрачиваемого на приобретение образования. 1] См… Читать ещё >

Концепция «человеческого капитала» и образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогика целенаправленно изучает проблему социализации личности в контексте экономической отдачи образования. По суждениям индийского педагога Дж. Найка, образование и экономика «составляют восходящую спираль, различные части которой питают и поддерживают друг друга». Найк исходит из предположения, что образование определяет в конечном счете уровень экономического благосостояния общества: «Для достижения прогрессивных перемен без насильственной революции (но даже при ней это неизбежно) существует лишь один и только один инструмент — образование. Другие средства могут лишь помочь (в этом)»[1].

Французский социолог Ж. Фурнье[2] связывает необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, соотношении между рабочим и свободным временем и т. п. Фурнье считает возможным формулировать показатели требований к школе на основе анализа статистики финансирования образования и времени, затрачиваемого на приобретение образования.

В последние 30 лет в мировой педагогике растущей популярностью пользуется социально ориентированная концепция «человеческого капитала» (Г. Бейкер, П. Б. Уолтерс, II. Рубинсон — США, В. A. May и Е. Г. Ясин — Россия и др.). Предлагается изучать образование, опираясь на ряд показателей: объем и распределение валового национального продукта (ВНП) на образование; удельный вес занятых в экономике, имеющих образование того или иного уровня, численность учащихся школ и вузов и т. д.

В концепции «человеческого капитала» образованность, поведение личности расцениваются как товар, в получении которого заинтересованы государство и бизнес. Финансовые вложения в образование рассматриваются как наиболее эффективные инвестиции, «источник будущих благ и прибыли». Концепция предполагает необходимость активизации связи обучения с трудовой деятельностью. Интерес к концепции обусловлен растущим вниманием к проблемам экономической эффективности образования, пониманием, что инвестиции в образование — один из наиболее значимых факторов общественного прогресса. Знания и способности индивида провозглашаются особой формой капитала.

Проблема развития образования как отрасли «человеческого капитала», по мнению российских ученых В. A. May и Е. Г. Ясина, не сводится к недофинансированию. Ими выделены пять принципов успешного функционирования образования с точки зрения концепции «человеческого капитала»: 1) пожизненный характер; 2) индивидуализация образовательных траекторий; 3) глобализации образования, особенно в виде конкуренции; 4) рост частных инвестиций в образование; 5) активизация роли новейших информационно-коммуникационных технологий{.

  • [1] См.: Супрунова Л. Л. Опыт модернизации образования в Индии. М., 2008.
  • [2] СмДжуринский А. II. Школа Франции: пора перемен. М., 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой