Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Программа социально-психологического тренинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. Корректировать… Читать ещё >

Программа социально-психологического тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Было проведено 12 занятий с периодичностью 2−3 занятия в неделю. Занятия проводились на базе коррекционного ДОУ № 5 г. Ейска Краснодарского края в подготовительной группе.

Цели. Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Возраст 6−7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Занятие 1. «Знакомство».

Приветствие.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),.

доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу),.

доброе утро, Ирина Михайловна, доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),.

доброе утро, небо (аналогичные движения руками),.

доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!

Игра «Мое имя».

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

  • — Тебе нравится твое имя?
  • — Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария» и т. д.

Игра «Угадай, кого не стало».

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Узнай по голосу».

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Рисование на тему «Автопортрет».

Расслабление.

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Домашнее задание.

С воспитателями и родителями дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.

Занятие 2. «Мое имя».

Приветствие.

См. занятие 1.

Беседа.

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Дети раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если дети испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение. После этого на автопортрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребенка. Психолог говорит: «Теперь наши имена всегда с нами».

Игра «Связующая нить».

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игра «Знатоки чувств».

Цель. Знакомство детей с чувствами и эмоциональном мире, обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний используются таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

Ведущий спрашивает детей, много ли они знают чувств. Дети берут мяч и начинают передавать его по кругу, тот у кого в руках мяч, должен называть одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. После чего ведущий переходит к творческому этапу, где детям предлагается нарисовать свое нынешнее настроение или свои чувства. Обсуждение.

Игра «Возьми и передай».

Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Домашнее задание Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, — назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т. п.).

Расставание. Шеринг.

Занятие 3. «Я люблю…».

Приветствие Беседа.

Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания об «истории» их имени. Психолог говорит, что для каждого человека его имя — самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем.

Игра «Переходы».

Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т. д.

Игра «Разыщи радость».

Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость.

  • — качества, которые нравятся в людях;
  • — дела, которые удается делать хорошо;
  • — вещи, которые люблю;
  • — любимые книги, фильмы, мультфильмы;
  • — любимые места;
  • — приятные сны;
  • — наши мечты.

Рисование на тему «Я люблю больше всего…».

Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд.

Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.

Танцевальный этюд «Подари движение».

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15—20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему — и так по кругу.

Расставание Занятие 4. «Настроение».

Приветствие Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?».

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения ведущий спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

Этюд «Солнечный зайчик».

Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Рисование на тему «Мое настроение».

Цели. Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.

Ведущий приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает детям:

  • а) нахмуриться как:
    • — осенняя туча,
    • — рассерженный человек;
  • б) позлиться, как:
    • — злая волшебница,
    • — два барана на мосту,
    • — голодный волк,
    • — ребенок, у которого отняли мяч;
  • в) испугаться, как:
    • — заяц, увидевший волка,
    • — птенец, упавший из гнезда,
    • — котенок, на которого лает злая собака;
  • г) улыбнуться, как:
    • — кот на солнышке,
    • — само солнце,
    • — хитрая лиса,
    • — будто ты увидел чудо.

Игра «Передай улыбку другому».

Цель. Ауторелаксация.

Расставание Занятие 5. «Настроение» (продолжение) Приветствие Беседа.

Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?».

Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т. п.

Разыгрывание сценки «Котята» (см. занятие 4).

Цели. Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умения выразить свое.

Дети, прослушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.

Рисование самого запомнившегося эпизода сценки «Котята».

Цели. Рефлексия с опорой на художественное изображение.

Под звучание спокойной мелодии дети рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.

Игра «Настроение и походка».

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Игра «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой свое настроение.

Занятие 6. «Наши страхи».

Приветствие Сценка по произведению К. И. Чуковского «Тараканище».

Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались «страшного» и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т. д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

Упражнение «Расскажи свои страхи».

Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то…» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.).

Рисование на тему «Нарисуй свой страх».

Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Цели. Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную — резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую — тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку — стоят без движения и «слушают» свое тело.

Расставание Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение) Беседа о страхах Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх „хорошим“? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».

Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!».

Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.

После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т. д.). или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.

Этюд «Стойкий оловянный солдатик».

Цели. Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Ведущий читает сказку Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Расставание Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

Занятие 8. «Я больше не боюсь».

Приветствие.

Этюд «Смелые ребята».

Цели. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

Дети выбирают ведущего — он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Игра «В темной норе».

Цель. Снятие страха перед темнотой.

В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3—5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

Комплекс «На лесной поляне».

Цель. Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.

Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки.

Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

Игра «Тень».

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т. п.

Игра «Слепой и поводырь».

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Обсуждение.

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если «нет», то почему?

Хоровод.

Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки, гладят, улыбаются.

Расставание Занятие 9. «Эмоции и чувства».

Приветствие.

Разминка Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д.

Беседа Ведущий спрашивает детей о чувствах, какие чувства им известны, что они чувствовали вчера, сегодня утром. Обращается к плакату с изображением чувств. Дети называют чувства и мимикой лица показывают и называют изображенные чувства.

Игра «Назови и покажи».

Цель. Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает — все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Страшный зверь».

Цели. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки -;

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится…

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул:

— Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

— Брысь!

Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети — все вместе изображают персонажей стихотворения.).

Рисование по приведенному этюду Цель. Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ.

Комплекс «Волшебный сон».

Цель. Саморасслабление.

Ведущий, читая стихи, просит детей закрыть глаза.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело (2 раза),.

Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Длительная пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза.

Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.

Занятие 10. «Общая история».

Сочиняем «Общую историю».

Цели. Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия — взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника.

Дети выбирают основную тему сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка, и т. п.

Инсценировка «Общей истории».

Цели. Коррекция поведения; снятие эмоционального напряжения; работа над выразительностью движений; сплочение детской группы.

Игра «Колдун».

Цель. Овладение неречевыми средствами общения.

Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Дети задают ему вопросы; отвечая на них, он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети «переводят» его рассказ.

Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории».

Цели. Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща.

Ведущий готовит лист мокрой бумаги (можно использовать рулон обойной). На этом листе каждый участник рисует деталь сюжета придуманной и разыгранной истории, затем дети отвечают на вопросы, что они ощущали в процессе коллективного рисования. Что больше всего запомнилось? Что вызвало большую радость?

Расставание Занятие 11. «Сказочная шкатулка».

Приветствие.

Игра «Сказочная шкатулка».

Цель. Формирование положительной «Я"-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса».

Цель. Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Этюд «Шарик».

Цель. Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

На веревочке у Вари Красный шарик с петушком.

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг Шарик выхватил из рук!

Улетает красный шарик Высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя:

Очень жаль ей петушка.

Подошла к подружке Таня, Стала Варю утешать:

— Шарик твой мы не достанем, Так давай с моим играть!

Зайчик беленький на нем, Будем с ним играть вдвоём!

После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.

Рисование по темам Упражнение «Танец».

Цель. Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

Занятие 16. «Волшебники».

Приветствие Игра «Взаимоотношения».

Цель. Привитие новых форм поведения.

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо В него позвонишь, то поверь, Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок. -;

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если Ты в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет Баба-Яга, И не слыхать тебе сказки И не видать пирога.

После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга, и инсценируют его.

Этюд «Солидарность».

Цель. Проявление сочувствия в конкретном действии.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».

За кота и за юлу Брат опять стоит в углу.

Плачет Леночка всерьез:

Жалко братика до слез.

Горько плакала сначала, Вдруг затихла, замолчала.

Лена плакать.

Перестала…

Рядом с братом В угол встала.

Дети отвечают на вопросы: какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны? Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку.

Далее дети разыгрывают этюд в парах.

Игра «Передай по кругу».

Цель. Достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т. п.

Игра «Комплименты».

Цели. Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.).

Этюд «Цветок».

Цель. Приобретение навыков в саморасслаблении.

Ведущий говорит: «Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».

Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Расставание В хороводе пройдись и друг другу улыбнись.

Глава 5. Работа с родителями детей с дизонтогенезом при отклоняющемся развитии Работая с такими детьми, необходимым является наладить контакт с семьей этих детей. Коррекционная и терапевтическая работа с детьми будет малоуспешной без поддержки и участия их родителей. Важно также проводить разъяснительную работу с родителями, что особенности поведения их ребенка связаны с закономерными процессами развития, а различные дезадаптивные экцессы свидетельствуют (помимо социо-культурных причин и характериологических особенностей) о незрелости тех или иных систем психической деятельности, что, в свою очередь связано, с индивидуальными особенностями работы его мозга.

Так как внешние проблемы выглядят одинаково — т. е. с трудом дается освоение чтения, письма счета. Они попадают в разряд «ленивых», «вздорных», «гиперактивных», «бестолковых», в связи с чем родителям этих детей важно разъяснить с чем это связано — с индивидуальными особенностями работы мозга. Сама по себе констатация этого факта, наряду с объяснением взрослым, как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой дезадаптации — первый шаг в коррекционной и реабилитационной работе. Ведь тем самым принципиально меняется образ собственного ребенка в картине мира взрослого. Я рекомендую родителям таких детей выполнять индивидуально в домашних условиях ряд определенных упражнений, которые направленные на формирование определенных психических сфер (см. приложение).

Работу с родителями можно обозначить в трех основных направлениях:

  • 1. Информирование о проблеме и специфике их ребенка
  • 2. Обучение эффективным способом общения с ребенком
  • 3. Необходимость родителям уделять дополнительное время их ребенку для выполнения ряда специальных упражнений, направленные на формирование ВПФ.

К сожалению, необходимо отметить, что мой контакт с родителями был минимизирован. Дошкольное учреждение, в котором я проводила работу, это ДОУ продленного дня (дети остаются на ночь). И, в основном это дети так называемых «неблагополучных семей». Родители не изъявляли особого желание встречаться с психологом, за редким исключением. В основном проводилась заочная форма работы с родителями. Я составляла список рекомендаций для родителей, где информировала родителей об особенностях их детей и рекомендовала проводить с детьми ряд специальных упражнений, направленные на формирование ВПФ, которые требуют систематичности (см. приложения).

Ко мне обратилась мама Васи К., 6 лет, с которым я проводила пролонгированные встречи Екатерина К., 29 лет. Она, после того как представилась, сразу начала говорить:

  • — (Е) Ой, помогите мне, пожалуйста. Я не знаю, что происходит с моим ребенком. Он становится совсем не управляем, мы ничего не можем с ним делать, муж ужесточает наказание, но ничего не помогает. Мы прямо не знаем, что нам делать. Его, как подменили последнее время. Я сильно беспокоюсь за него.
  • — (Т) А что именно вас беспокоит?
  • — (Е) Все. Он растет злым мальчиком, драчливым, очень агрессивный. Мы уже ему и фильмы эти современные смотреть запрещаем. Скажите, где мы могли упустить в воспитании?
  • — (Т) Скажите, вот вы перечислили то, как вы видите своего сына, а что вы при этом чувствуете? (обращаюсь к Id)
  • — (Е) То есть как что чувствую? А что тут можно чувствовать? Злость.
  • — (Т) И на что или кого вы злитесь?

Пауза, отмечаю, что клиентку фрустрировал мой вопрос.

— (Е) Ой, не знаю, на сына что-ли? Ну, он же ребенок…

Пауза, я тоже выдерживаю паузу.

— (Е) Знаете, а вообще я так устаю, мне совсем ни на что не хватает времени. У меня еще маленький ребенок 8-месячный, Я закрутилась как белка в колесе. Мне совсем никто не помогает, мужа уволили с работы, я не работаю, совсем не знаю, как мы жить будем…

Начинает плакать.

Я выдерживаю маленькую паузу.

  • — (Т) Не сдерживайте себя, не сдерживайте свои слезы — это наши чувства. Я понимаю, что вам очень тяжело и что вы испытываете большую усталость.
  • — (Е) Спасибо. Вы так поддерживаете меня. Я так устаю, что мне даже некогда поплакать, а так хочется иногда…

Даю обратную связь, которая служит поддержкой для клиентки:

  • — (Т) Я к вам испытываю большое сочувствие. Не сдерживайте себя. Вы можете плакать, делится своими переживаниями ровно столько, сколько нужно, чтобы почувствовать облегчение.
  • — (Е) Нет, спасибо, что-то я совсем… так нельзя. Мне уже легче.
  • — (Т) Я предлагаю вам не сдерживать себя, но вы можете делать то, что вы хотите. (возвращаю ответственность).
  • — (Т) Чтобы вы хотели сделать для себя еще? (обращение к Ego клиента, чтобы идти за ее потребностями, а не за своими, т. е. опасаюсь подменить Ego, так как, в принципе, клиентка терапию не заказывала).
  • — (Е) Мне уже лучше. Скажите я плохая мать, мне почему-то так иногда кажется? Почему у меня такой тяжелый ребенок, я что-то не так делаю?
  • — (Т) На первый вопрос я вам не буду отвечать. Я скажу лишь то, что, действительно вижу перед собой уставшую женщину (проекция терапевта).
  • — По поводу, того, что у вас «тяжелый ребенок» я вам могу сказать, что он не «драчун» или «злой мальчик», у него просто такое протекание психических процессов, которое связано с индивидуальными особенностями работы его мозга. Ужесточение воспитательного процесса, я думаю, совсем не помогут вам, а только лишь усугубят ситуацию. Здесь совершенно нечего бояться, а только стоит сказать себе, что у меня особый ребенок, которому нужно уделять больше времени, любви и внимания. Как вы заметили, ребенок стал более гиперактивным, или как вы выразились «неуправляемым», после рождения у вас второго ребенка Он, как и любой другой малыш нуждается во внимании со стороны близких его людей, возможно, он просто ревнует вас и пытается привлечь к себе ваше внимание. Я тоже хочу вас поддержать еще раз, что вы очень устаете, у вас совсем мало времени, и где-то не хватает терпения. Но вы должны помнить, что никто, кроме вас не поможет вашему ребенку так, как это сможете сделать вы.
  • — (Е) Да, наверное, вы правы.
  • — (Т) Как вы себя сейчас чувствуете?
  • — (Е) Мне хорошо сейчас, намного лучше. Спасибо
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой