Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение раннего периода формирования речи проходило с помощью анкетирования. Для исследования состояния устной речи была выбрана стандартизированная методика обследования устной речи Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, в которую дополнительно включены пробы, вызывающие особые трудности у детей с алалией. Пространственные представления исследовались с использованием методик А. В. Семенович, Л. С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современные аспекты изучения алалии у детей
    • 1. 1. Экспрессивная алалия, как сложная форма патологии речевой деятельности. д
    • 1. 2. Отражение в устной речи детей представлений о пространстве
    • 1. 3. Отражение в устной речи детей представлений о времени. зо
  • ГЛАВА 2. Организация, материалы и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Методы исследования периода раннего развития и состояния устной речи детей с экспрессивной алалией
    • 2. 2. Методы исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи пространственных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп
    • 2. 3. Методы исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп. 5 j
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования устной речи, пространственных и временных представлений у школьников с экспрессивной алалией
    • 3. 1. Анализ результатов исследования периода раннего развития и устной речи у учащихся с экспрессивной алалией
    • 3. 2. Результаты исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи пространственных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп
    • 3. 3. Результаты исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп
    • 3. 4. Результаты выявления взаимосвязей между нарушениями устной речи и особенностями пространственных и временных представлений у учащихся с экспрессивной алалией. j Об
  • ГЛАВА 4. Направления коррекционной работы по формированию пространственных и временных представлений и их вербализации у учащихся с экспрессивной алалией
    • 4. 1. Коррекция пространственных представлений у учащихся
    • 4. 2. Коррекция временных представлений у учащихся

Нарушения понимания и выражения средствами языка пространственно-временных отношений при экспрессивной алалии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из тяжелых и стойких форм детской речевой патологии является моторная алалия, которую исследователи иногда предпочитают называть экспрессивной алалией, акцентируя тем самым внимание на характерном для этого нарушения расстройстве экспрессивной стороны речи без конкретного указания на его механизм. На современном этапе развития логопедической науки экспрессивная алалия рассматривается специалистами как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств, оказывающий отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию, но и в определенной степени на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения детей в школе и их социализацию [111].

Несмотря на весьма убедительное количество разнообразных исследований в области изучения алалии, ряд основополагающих вопросов все еще продолжает оставаться дискуссионным, что скорее говорит о недостаточной разработанности данной проблемы, чем о ее изученности. Один из таких вопросов касается механизма экспрессивной алалии. Существующие концепции алалии можно разделить на три группы: моторные [22, 159, 161, 174, 219, 223], языковые [48, 71, 103, 105, 209] и психологические [21, 25, 131, 175, 220, 258]. Но пока ни одну из них нельзя назвать приоритетной, не только из-за отсутствия достаточной аргументации, но и из-за наличия порой прямо противоположных взглядов на природу одного и того же явления.

Экспрессивная алалия характеризуется языковыми и неязыковыми симптомами, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. Речеязыковые расстройства при алалии изучены наиболее подробно. Исследователи обращают внимание на патологическую структуру и особенности функционирования речеязыковой системы в целом и отмечают нарушение формирования всех сторон речи [48, 106, 174, 245, 247]. А. Н. Корневым обобщаются качественные феноменологические особенности, характеризующие экспрессивную алалию: резко выраженная диссоциация между изолированным произнесением звуков и произнесением тех же звуков в потоке речизначительное количество нерегулярных, нестабильных, контекстуально зависимых звуковых заментяжелые, стойкие нарушения слоговой структурывыраженная диссоциация между активным и пассивным словарем (последний относительно сохранен), большое количество вербальных заменнаряду с другими аграмматизмами значительное преобладание межпадежных заментяжелая и стойкая неполноценность линейного развертывания фраз, резко выраженная редуцированность структуры даже простого предложения: пропуск как служебных, так и знаменательных словнеавтоматизированность процесса порождения высказывания [122].

Помимо вербальных нарушений, в симптоматике экспрессивной алалии исследователи выделяют и невербальные расстройства: нарушения общей и мелкой моторики, неречевого чувства ритма, расстройство зрительного восприятия и памяти, неустойчивость внимания [131,133, 155,219,225,244].

Некоторые исследователи в структуру дефекта при алалии включают дефицитарность зрительно-пространственных и временных представлений, тормозящих овладение в устной речи категориями, обозначающими время и пространство. Однако их роль в картине нарушения определена не полностью, в связи с чем точки зрения специалистов оказываются полностью противоположными. Одни исследователи считают, что у детей с алалией нарушается исключительно выражение временных и пространственных отношений с помощью устной речи [109, 112], другие утверждают, что нарушается не только вербализация этих отношений, а оказывается несформированной, прежде всего, их чувственная основа [58,98,99,100].

Обнаруживаемые у детей с алалией языковые и неязыковые нарушения сохраняются у них в младшем и в среднем школьном возрасте, что говорит о необходимости специального комплексного систематического коррекционного обучения. Однако большинство исследований посвящено разработке методик логопедической работы по развитию отдельных компонентов речи и речи детей в целом [2, 48, 69, 87, 206, 224, 240, 246]. Менее разработанными остаются такие аспекты коррекционной работы, как формирование у детей с алалией невербальных психических процессов, нарушение которых у учащихся также носит устойчивый характер. Именно поэтому для современной логопедии изучаемая речевая патология остается одной из наиболее актуальных проблем.

Таким образом, в настоящее время не удается получить ясную картину структуры дефекта, прежде всего за счет различных теоретических разногласий и отсутствия выявления зависимости между языковыми и неязыковыми расстройствами. В частности, не известно состояние представлений о пространстве и времени и их связи с речевыми нарушениями у детей с алалией. Решение этого вопроса и явилось проблемой исследования, сформулированной следующим образом: «Каковы особенности развития пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией, и как они связаны с нарушениями их устной речи?».

Цель исследования — выявление особенностей развития пространственно-временных представлений и их отражения средствами устной речи у школьников с экспрессивной алалией.

Объект исследования — состояние устной речи и пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией.

Предмет исследования — процесс понимания и отражения в устной речи пространственно-временных отношений у учащихся с алалией.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нарушения понимания и вербализации пространственно-временных отношений у детей с экспрессивной алалией вызваны несформированностью у них субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Разработать концептуальные подходы к анализу проблемы экспрессивной алалии и отбору экспериментальных методик, направленных на ее исследование, на основе изучения и обобщения педагогической, логопедической, психологической, психофизиологической, нейропсихологической и психолингвистической литературы.

2. Осуществить анализ медико-психолого-педагогической документации и на его основе отобрать группу школьников с диагнозом «моторная алалия».

3. Изучить сведения о периоде раннего развития, а также состояние устной речи у отобранных детей на момент проведения обследованиясформировать экспериментальную и контрольную группы.

4. Провести анализ результатов экспериментального исследования восприятия пространства и времени, понимания вербальных средств, отражающих пространственно-временные отношения и способности их использования в устной речи у детей экспериментальной и контрольной групп.

5. Разработать и внедрить в логопедическую практику основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией.

Методологической основой исследования явились фундаментальные философские и естественнонаучные представления о неразрывности существования в нашей реальности пространства и времени (В.И.Вернадский, А. Эйнштейн) — концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, А. А. Леонтьев, А.Р.Лурия) — положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. НЛеонтьев, А.Р.Лурия) — принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С.Выготский, Р. ЕЛевина).

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ педагогической, психологической, психофизиологической, нейропсихологической, психолингвистической и специальной педагогической литературы по теме исследованияанализ медицинской, психологической и педагогической документацииэкспериментальный метод, включающий констатирующий психолого-педагогический экспериментанализ продуктов деятельности школьников в ходе экспериментаметоды статистической обработки полученных результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на современные достижения различных отраслей научного знания, учетом и использованием достижений современной психологопедагогической науки, применением научно обоснованных апробированных методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования. Статистическая достоверность полученных результатов обеспечивается значительным количеством учащихся, участвующих в эксперименте, и применением методов математической обработки данных.

Наиболее существенные результаты исследования: установлено, что несформированность пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения, и возможности оперирования ими в устной речивыявлены взаимосвязи между нарушением отдельных компонентов речеязыковой системы и особенностями пространственно-временных представлений у учащихся с алалиейобоснована необходимость осуществления специального обучения по развитию у детей с алалией пространственно-временных представлений, способствующего повышению эффективности преодоления нарушений отражения пространственно-временных отношений в устной речиопределены основные направления коррекционной работы по формированию представлений о времени и пространстве у данной категории детей.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для обследования детей с экспрессивной алалией использовалась теоретически обоснованная стандартизированная методика изучения устной речи, позволяющая объективно оценить степень нарушения каждого из изучаемых ее компонентовполучены новые данные о нарушениях пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалиейвыявлены стойкие нарушения не только употребления и понимания вербальных средств, обозначающих пространственно-временные отношения, но и расстройства восприятия этих отношенийустановлено, что пространственно-временные представления у школьников с алалией без специального коррекционного обучения практически не развиваютсяопределена взаимосвязь между нарушениями устной речи и особенностями формирования пространственно-временных представлений у детей с экспрессивной алалией.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены стойкие специфические показатели нарушений в понимании и использовании речеязыковых средств, применяемых для обозначения категорий пространства и времени у школьников с экспрессивной алалиейрасширены теоретические представления о патогенетических механизмах экспрессивной алалии, связанных с нарушениями субъективного восприятия пространства и времени, определяющих несформированность вербальных средств, отражающих данные категориитеоретически обоснованы и определены направления коррекционной работы по формированию категорий пространства и времени в устной речи посредством развития пространственно-временных ощущений на чувственной основе с их последующей вербализацией.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и опубликованы учебно-методические рекомендации по проведению коррекционной работы с учащимися начальных классов школ V видасистема работы по формированию пространственных и временных ощущений способствует повышению эффективности логопедической работы, направленной на развитие речеязыковых навыков, выражающих пространственно-временные отношения, и может являться базовой для педагогов специальных коррекционных школ, работающих с детьми, страдающими алалиейрезультаты исследования могут использоваться в лекционных курсах и материалах спецсеминаров для студентов педагогических вузов, изучающих логопедиюпрактическая ценность диссертации состоит также в применении результатов исследования в педагогической деятельности учителей-логопедов школы-интерната № 60, дефектологов и других специалистов, работающих с детьми с алалией.

Организация исследования. Исследовательская работа проводилась с 1999 по 2004 г. в условиях двух видов школ — общеобразовательных и специальных школ V вида г. Москвы, а также на базе детской психиатрической больницы. Экспериментальное изучение охватило 102 учащихся в возрасте 8−12 лет и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе в различных московских школах и клиниках было проанализировано более 1000 детских медицинских карт и на основании наличия у детей диагноза «моторная алалия» для проведения исследования осуществлен отбор 50 школьников.

На втором этапе было проведено подробное изучение периода раннего речевого развития и развернутое обследование устной речи у отобранных учащихся для уточнения правильности логопедического заключения, на основе которого далее и была сформирована экспериментальная группа. Для сопоставления была определена контрольная группа в составе 52 школьников того же возраста с нормальным речевым развитием.

На третьем этапе у детей экспериментальной и контрольной групп изучалось восприятие, понимание и отражение в устной речи пространственно-временных представлений.

На четвертом этапе определялась взаимосвязь между обнаруженными у детей экспериментальной группы нарушениями устной речи и выявленными у них особенностями пространственно-временных представлений.

Для математической обработки полученных данных применялись параметрические (t-критерий Стьюдента) и непараметрические (U-критерий Манна-Уитни, критерий знаковых ранговых сумм Уилкоксона для парных наблюдений) методы, метод ранговой корреляции Спирмена, а также методы описательной статистики. Использовался пакет статистических программ SPSS 11.0.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ.

1999;2006) — на общеуниверситетских научно-практических конференциях, проводимых в рамках дней науки в МГПУ: «Модернизация образования: исследования докторантов, аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2002) — «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2003) — на научно-практической конференции «Логопедическая помощь учащимся с ТНР в условиях специальной общеобразовательной школы V вида» (февраль 2001) — на педагогических советах школы-интерната № 60 для детей с ТНР (2000;2002) — на заседаниях ученого совета факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ и дефектологического факультета МПГУ (март 2004, ноябрь 2006).

По теме диссертации опубликовано 8 работ, список которых приводится в конце автореферата.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре речевого дефекта при экспрессивной алалии значительное место занимают нарушения понимания и применения вербальных средств, обозначающих пространственно-временные отношения.

2. Особенности понимания и обозначения в устной речи категорий пространства и времени у школьников с алалией связаны с нарушением восприятия пространства и времени.

3. Отсутствие спонтанного формирования пространственно-временных представлений у школьников с экспрессивной алалией требует создания методики логопедической работы по развитию представлений о пространственно-временных отношениях и их обозначения языковыми средствами.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 253 отечественные и 8 зарубежных работ. Общий объем диссертации составляет 156 страниц. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 21 рисунком.

Результаты исследования восприятия, понимания и отражения в устной речи временных отношений у учащихся контрольной и экспериментальной групп показал, что между детьми двух групп были обнаружены статистически значимые различия по всем имеющимся показателям (р<0,001). У школьников с алалией было нарушено понимание названий и логики последовательной смены основных временных единиц, а также отражение этой последовательности в словесной форме. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызывали задания, связанные с вербализацией представлений о месяцах и ориентировкой на часах со стрелкой. Проведенный анализ показал, что у школьников с алалией представления о временных единицах в 12 лет оставалисьсформированными, такими же, как у детей 8-ми лет.

У учащихся с алалией оказались также не сформированы субъективные ощущения длительности временного интервала в одну минуту. Школьники экспериментальной группы все пробы методики выполняли хуже, чем учащиеся контрольной группы (р<0,001), что проявлялось в более высоких показателях ошибок отмеривания и воспроизведения одной минуты детьми экспериментальной группы. Максимальные различия между экспериментальной и контрольной группами были обнаружены при воспроизведении детьми одной минуты сразу после предъявления эталона, при отмеривании одной минуты в процессе прослушивания ритмичной музыки и шагания ими на месте. Обучение не изменяло у детей экспериментальной группы субъективных представлений о минуте. Также ритмизированная музыка и движения в определенном ритме при ходьбе на месте не способствовали увеличению точности отмеривания минуты школьниками экспериментальной группы, как это наблюдалось у учащихся контрольной группы. Несформированность у школьников с алалией субъективных представлений о длительности одной минуты отрицательно сказывалась на планировании детьми своей деятельности в этом временном диапазоне. И самое главное, что характеризовало детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что показатели отмеривания 1 минуты и планирования ими своей деятельности во времени не соответствовали норме и были практически одинаково неверными у детей 8,9,10,11 и 12 лет.

В ходе анализа особенностей субъективного восприятия течения времени и пространства детьми с экспрессивной алалией были обнаружены корреляционные связи данных особенностей как с уровнем сформированности устной речи в целом, так и отдельных ее компонентов.

Особенности копирования фигур оказались связаны с нарушениями артикуляционной моторики, повторения цепочек слогов, называния предметов по картинкам, употребления предлогов, составления предложений из слов в начальной форме и программирования текста при рассказе по серии картинок.

Особенности субъективного ощущения течения времени у детей с алалией были связаны с нарушениями серийной организацией речевых движений, звукового анализа слов, повторения предложений, употребления предлогов, программирования текста при рассказе по серии картинок и смысловой адекватности пересказа.

У детей с алалией наблюдалась также отрицательная корреляция между уровнем сформированности их устной речи и показателями ошибок при временном планировании, то есть дети с высокими показателями ошибок при планировании обнаруживали более низкие показатели сформированности устной речи.

Стойкие нарушения субъективных представлений о пространстве и времени у школьников с алалией препятствуют овладению данными категориями в устной речи детей. Это обусловило необходимость разработки двух основных направлений коррекционной работы: формирования субъективных ощущений пространства и пространственных представленийформирования субъективных ощущений течения времени и временных представлений.

Коррекционную работу с детьми с алалией целесообразно начинать с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и целостного восприятия этих предметов в пространстве и времени. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственно-временных отношений.

Формирование пространственных представлений содержит несколько последовательно реализуемых этапов: развитие соматогностических, тактильных и кинестетических ощущенийформирование представлений о «схеме собственного тела" — развитие ориентировки в окружающем пространстверазвитие ориентировки в двумерном пространстверазвитие понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Формирование временных представлений предполагает следующую последовательность: развитие представлений об ощущаемых биоритмах собственного тела и ритмах окружающей средыразвитие субъективных ощущений длительности временных интервалов, формирование временных эталоновформирование способности планировать свою деятельность во времениразвитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализацииразвитие у учащихся понимания и выражения средствами языка отношений временной последовательностидальнейшее совершенствование понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения.

Специфика логопедической работы определяется программным материалом, условиями обучения школьников и осуществляться в групповой и/или индивидуальной форме. При групповой форме проведения коррекции может использоваться как отдельный блок занятий, так и любая составная часть коррекционного занятия (вступительная или заключительная), или отдельные приемы работы, которые могут быть включены в структуру каждого урока, сочетаясь с изучением программного материала.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. У учащихся с экспрессивной алалией в возрасте с 8-ми до 12-ти лет сохраняются стойкие нарушения понимания и употребления слов и конструкций, выражающих пространственные и временные отношения, что проявляется в неправильном выполнении инструкций, пропусках или неадекватном использовании в устной речи предлогов, наречий, прилагательных и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

2. Полученные экспериментальные данные демонстрируют то, что в процессе овладения речеязыковыми средствами, передающими пространство и время, у детей младшего школьного возраста с алалией, помимо социальных влияний, важную роль играют ощущения материального характера.

3. Нарушения понимания и обозначения речеязыковыми средствами пространственных категорий у школьников с алалией обусловлены несформированностью соматогнозиса, восприятия метрических, координатных и структурно-топологических отношений.

4. Нарушения понимания и использования словесной формы для обозначения временных категорий при алалии связаны с несформированностью временных интервалов в разномодальных ощущениях: зрительных, слуховых, мышечно-суставных.

5. У учащихся с алалией в 12-летнем возрасте показатели сформированности пространственно-временных представлений соответствуют показателям, обнаруженным у них в 8-ми летнем возрасте, что свидетельствует об отсутствии положительной динамики в их спонтанном развитии.

6. Преодоление нарушений в овладении категориями пространства и времени требует включения в коррекционный процесс, помимо традиционных приемов логопедической работы, специальных упражнений на развитие ощущений пространства и времени, лежащих в основе формирования пространственно-временных представлений.

Заключение

.

Актуальность изучения особенностей пространственно-временных представлений у детей с алалией обуславливается обнаруживаемыми у них нарушениями вербализации и понимания этих отношений, носящими выраженный и устойчивый характер и сохраняющимися у них в младшем и в среднем школьном возрасте, препятствуя полноценному речевому и психическому развитию детей.

В специальных речевых школах в коррекционном процессе делается акцент в основном на формирование устной речи детей с алалией и почти не уделяется внимание развитию чувственных процессов, на которых базируются все высшие психические функции. В частности, не отводится время на формирование у учащихся субъективных представлений о пространстве и времени, которые являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, в том числе и речи. А пространственно-временные функции у детей с алалией нарушены достаточно устойчиво, что не позволяет детям овладевать данными категориями в устной речи. Поэтому особенности нарушений пространственно-временного восприятия и представлений и их целенаправленная коррекция у детей с алалией могут и должны стать предметом тщательного анализа, что и составило цель данного диссертационного исследования.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что нарушения понимания и вербализации пространственно-временных отношений у детей с экспрессивной алалией вызваны несформированностью у них субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений.

Для проведения исследования осуществлялся отбор детей с алалией на основании медицинских показаний, у которых для уточнения правильности логопедического заключения был подробно изучен период раннего речевого развития и исследована устная речь. Это позволило сформировать экспериментальную группу детей со специфическими языковыми симптомами алалии, у которых позже изучались особенности пространственно-временных представлений. Для сопоставления результатов была набрана контрольная группа детей с нормальным речевым развитием.

Изучение раннего периода формирования речи проходило с помощью анкетирования. Для исследования состояния устной речи была выбрана стандартизированная методика обследования устной речи Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, в которую дополнительно включены пробы, вызывающие особые трудности у детей с алалией. Пространственные представления исследовались с использованием методик А. В. Семенович, Л. С. Цветковой и И. Н. Садовниковой. Представления об основных временных единицах (частях суток, временах года, месяцах, днях недели, часах и понятиях «вчера», «сегодня», «завтра») изучались с применением методики Т. Д. Рихтерман и Т. И. Тарабариной. Изучение субъективных представлений о времени осуществлялось по методике позволяющей исследовать у школьников ощущения временного интервала длительностью 1 минута, в основу которой были положены исследования Е. М. Гареева, А. С. Дмитриева, В. ИЛупандина, О. Е. Сурниной.

Изучение анамнестических данных учащихся экспериментальной группы выявило у всех детей наличие особенностей протекания пренатального, натального или постнатального периодов развития. Как правило, в анамнезе детей имелось сочетание нескольких вредоносных факторов. На первом месте по распространенности были патология беременности и родов. Многие дети рождались с малым весом и сразу проявляли беспокойство и плохой сон. Большинство детей до одного года перенесли различные заболевания. Почти все дети отставали в развитии моторных функций: позднее начинали сидеть, ходить. Абсолютно все дети с экспрессивной алалией имели задержку речевого развития: первые слова появлялись примерно к трем годам, фразовая речь — к 4 — 5 годам.

Анализ результатов исследования устной речи показал, что у детей с алалией были выявлены все специфические симптомы, характеризующие экспрессивную алалию, затрагивающие все стороны речеязыковой системы (фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую).

Фонетико-фонематические нарушения учащихся проявлялись в многочисленных нерегулярных заменах звуков, которые обнаруживали контекстуальную зависимость, что осложняло произнесение многосложных слов и фраз и указывало на диссоциацию между реализацией звуков в простых словах и звуков произносимых в речевом потоке. Артикуляционная моторика характеризовалась нарушением кинестетического звена, т. е. неполноценными ощущениями, идущими от органов артикуляции и затруднениями в динамическом оральном праксисе. Резко нарушенной у детей с алалией оказалась слоговая структура слова, в которой имелись пропуски и перестановки слогов, которые влекли за собой грубые искажения структуры слова.

Лексические нарушения у школьников с алалией отражались в трудностях нахождения нужных слов, приводящих к появлению многочисленных вербальных замен. Данные ошибки встречались при назывании предметов по картинкам, подборе обобщающих понятий, повторении предложений, составлении рассказа по картинкам и пересказе. Нарушения актуализации слов у детей с алалией были обусловлены нарушением выбора искомого слова из одновременно всплывающих слов одного семантического поля, протекающего на основе симультанных синтезов.

Словообразование детям с алалией было практически не доступно, им не удавалось правильно образовывать формы существительных с уменьшительным суффиксом, относительных, качественных и, особенно, притяжательных прилагательных.

Ошибки словоизменения обнаруживались, прежде всего, в нарушениях употребления падежных окончаний существительных, когда дети заменяли одно окончание на другое не только внутри падежа, но использовали окончания и других падежей, что свидетельствовало о неспособности ребенка выбрать соответствующую морфему при сохранности ее называния, и исключало моторный и фонетический характер данных ошибок.

У учащихся отмечались трудности создания внутренних схем высказывания и их развертывания в сукцессивную внешнюю речь. При повторении детьми предложений распространенной ошибкой был неправильный порядок слов и их пропуск. Детям было недоступно повторение предложений, состоящих более чем из пяти слов. Данное задание вызывало трудности удержания смысловой программы и ее развертывания во внешнюю речь, что в результате приводило к смысловым ошибкам. В основе синтаксических ошибок, обнаруживающихся у школьников, лежали также трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему — предложение, трудности объединения элементов в словесном ряду, то есть дефекты симультанного синтеза, проявляющиеся на языковом уровне.

Связная монологическая речь учащихся характеризовалась низким объемом высказывания, неправильной последовательностью изложения событий, их недостоверностью, тенденцией к использованию одной и той же конструкции и наличием персевераций. Неправильное структурно-грамматическое оформление высказывания, пропуски семантически значимых мыслей, отсутствие связующих элементов в тексте свидетельствовали о нарушении связности и целостности высказываний детей.

Все изученные компоненты устной речи были практически в одинаковой мере нарушены у всех обследованных детей с экспрессивной алалией в возрасте от 8 до 12 лет, о чем свидетельствует отсутствие статистически значимых различий между детьми восьмилетнего и 12-летнего возраста по всем показателям.

Проведенное исследование устной речи подтвердило правильность диагноза экспрессивная алалия, имеющегося у 50 детей до момента обследования, только у 45 учащихся, для которых оказались характерными следующие признаки: слабость серийной организации речевых движенийтяжелые, стойкие нарушения слоговой структуры словазначительное количество нерегулярных, нестабильных, контекстуально зависимых звуковых заменбольшое количество вербальных заменнаряду с другими аграмматизмами, замены окончаний существительных внутри и между падежаминесформированность навыков словообразованиятрудности понимания грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношениявыраженная и стойкая неполноценность линейного развертывания фраз, редуцированность структуры даже простого предложения: пропуск как служебных, так и знаменательных словнеавтоматизированность процесса порождения высказывания.

Помимо перечисленных устойчивых симптомов алалии, у всех 45 детей экспериментальной группы 8,9,10,11 и 12 лет в ходе обследования были обнаружены, проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственно-временных отношений. В связи с этим возникла необходимость более подробного изучения отражения этих отношений на понятийном и на гностическом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.О. Соотношение образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений у дошкольников / С. О. Абиджанова, Т. В. Лаврентьева // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. М., 1996.- С.71−77.
  2. З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович // Проблемы патологии развития и распада речевой функции.-СПб., 1999.-С. 16−24.
  3. .Г. Пространственное различение / Б. Г. Ананьев.- Л.: Изд-во ЛГУ им. ААЖданова, 1955.-188 с.
  4. .Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей / Б.Г.Ананьев- Отв. ред. Б. Г. Ананьев.- М.:АПН, 1956.- 222 с.
  5. .Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко.-М.: Просвещение, 1964 304 с.
  6. П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса / П. К. Анохин // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М-1978.-С.152−206.
  7. П.К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М — 1978.- С.3−26.
  8. П.К. Психическая форма отражения действительности / П. К. Анохин // Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М — 1978.- С.336−366.
  9. .А. Стратегия клинико-психологического сопровождения отклоняющегося развития / Б. А. Архипов, А. В. Семенович // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Тез. докл.- М., 1999.- С.14−17.
  10. Т.В. Использование виртуальных сред для развития пространственных функций у детей с церебральным параличом / Т. В. Ахутина, А. Н. Кричевец // Вестн. Моск. ун-та, Серия 14. Психология. 2002.- № 4.- С.77−85.
  11. Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян // Школьный психолог-2002.- № 23 С.8−10.
  12. Т.В. Копирование перспективного рисунка / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян // Школьный психолог. 2002. — № 16. — С.8−9.
  13. Г. В. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой / Г. В. Бабина, Т. С. Анищенкова // В сб. Научные труды МПГУ им. В. ИЛенина / М.: Прометей, 1997.- С. 192−202.
  14. Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком / Н. Д. Багрова.- JL, 1980 96 с.
  15. Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов ИФК. / Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова,
  16. B.А.Чистяков- Под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук М. В. Прохоровой.- СПб.: НИИХ СПбГУ, 2001.- 82 с.
  17. Т. Психическое развитие младенца / Т.Бауэр.- М.- 1979.- 319 с.
  18. Э.В. О хронотропных свойствах гиппокампа / Э. В. Бейер // Тезисы докладов XVII съезда физиологов России, Ростов-на-Дону, 1998.- С. 250.
  19. Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях / ЛЯ. Беленькая // Исследования по психологии восприятия. М., JL, 1948.- С.342−358.
  20. Белова-Давид Р.А. К вопросу о систематизации речевых расстройств у детей / Р.А.Белова-Давид // Нарушения речи у дошкольников / Сб. научных тр. / М.: Просвещение, 19 691. C. 10−46.
  21. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А.Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников.- М., 1972, С.32−81.
  22. Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн- М.: Наука, 1990 — 494 с.
  23. И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений человека об окружающем пространстве: Автореф. дис. канд. псих, наук / И. В. Блинникова.- МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. псих. М., 1995.- 16 с.
  24. Богданов-Березовский М. В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении / М.В.Богданов-Березовский.- СПб., 1909 296 с.
  25. Н.А. Пространственно-временные представления и их формирование у дошкольников и младших школьников / Н. А. Богданова, В. Ю. Коновалов.- Поронайск, 1995.-38 с.
  26. Н.Н. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека/ Н. Н. Брагина, Т.А.Доброхотова// Вопросы философии. 1978.- № 3.- С. 137−149.
  27. Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.- М.: Медицина,-1981.- 287 с.
  28. Н.Н. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.- М.: Медицина, 1988.- 237 с.
  29. М. Состояние вопроса о методах формирования лексической стороны речи у детей с экспрессивной алалией / М. Брыла // Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи: Сб. тр. / Л., 1989. С.57−64.
  30. И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова.- М.: Медпрактика М., 2002.- 128 с.
  31. И.В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи: Дис. канд. филолог, наук / И. В. Бурдина М., 1997.- 149 с.
  32. О.Р. Из опыта коррекционной работы с детьми, страдающими моторной алалией / О. Р. Быкова // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. тр.- СПб., 1991.- С.73−78.
  33. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: Дис. канд. псих, наук / И. Е. Валитова М., 1990.- 245 с.
  34. А. Психическое развитие ребенка / АБаллон.- М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
  35. Л.А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер.- М.: Просвещение, 1969.- 365 с.
  36. Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве / Л. А. Венгер // Хрестоматия по детсткой психологии / Под. ред. Г. В. Бурменской, М.: Институт практической психологии, 1996.-С. 133−146.
  37. Н. Формирование единых временно-пространственных представлений / Н. Веракса //Дошк. воспитание.- 1976.- № 5.- С.46−48.
  38. В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе / В. И. Вернадский.- М.: Наука, 1975.- 174 с.
  39. В.И. Проблема времени в современной науке / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.- С.228−254.
  40. Т.Г. Как вернуть речь / Т. Г. Визель.- М.: В. Секачев 1998. -216 с.
  41. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / М.В.Вовчик-Блакитная // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений: Сб. науч. тр. / М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.78−83.
  42. Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов / Г. А. Волкова М.: Владос, 2002.-269 с.
  43. Г. А. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией / Г. А. Волкова, Т. В. Смирнова // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. тр.- СПб., 1999.- С.37−45.
  44. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. К. Воробьева.- М, 1986,16 с.
  45. В.К. Методы и приемы организации семантического поля значений слов в речевой деятельности детей с моторной алалией / В. К. Воробьева // Ученые записки Тарт. ун-та. 1990.- Вып. 907, — С.124−132.
  46. В.К. Особенности создания замысла связного сообщения детьми с моторной алалией / В. К. Воробьева // Ученые записки Тарт. ун-та. 1990.- Вып. 874.- С. 108−117.
  47. Л.Г. Электрографические данные о работе «биологических часов» головного мозга человека / Л. Г. Воронин, В. Ф. Коновалов // Вопросы психологии.-1966.-№ 6-С.87−94.
  48. Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл- изд-во Эксмо, 2004.-512 с.
  49. Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл- изд-во Эксмо, 2004.-1136 с.
  50. О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования в первом классе / О.И.Галкина// Известия. М.: АПН РСФСР, Вып.86,1956.- С.129−148.
  51. О.И. Начальное обучение и формирование у детей пространственных представлений / О. И. Галкина // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М.: Изд-во АПН РСФСР- 1960-С.112−128.
  52. Е.М. Исследование оценки времени при различных видах деятельности человека / Е. М. Гареев //Журн. высш. нервн. деят.- 1973.- Т. 23, Вып. 5.- С.1077−1079.
  53. Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека / Е. М. Гареев // Вопр. психологии.- 1977.- № 5.- С. 114−119.
  54. Е.М. Изменение оценки времени в течение учебного дня / Е. М. Гареев // Физиол. человека.-1981.- Т. 7, № 6.- С.1052−1058.
  55. Е.М. Возрастные особенности оценки времени при различных видах деятельности / Е. М. Гареев, Л. Г. Осипова // Журн. высш. нервн. деят.- 1980.- Т. 30, № 2.- С.251−255.
  56. Ю.Ф. Некоторые вопросы диагностики и коррекции недоразвития речи у детей / Ю. Ф. Гаркуша // Гуманизация образования и проблемы развития личности.- Волгоград, 2000,-С. 149−159.
  57. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- 4.1. 267 е., Ч. 2. — 192 с.
  58. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 471 с.
  59. Н.И. Опыт изучения ориентировки ребенка в пространстве на первом году жизни / Н. И. Голубева // Известия.- М.: АПН РСФСР, Вып. 86.- 1956.- С. 19−36.
  60. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун // Нарушения речи и голоса у детей: Сб. науч. трудов, — М., 1975.-С.71−80.
  61. .М. Алалия / Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская // Логопедия. / Под ред. Проф. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.- С.262−308.
  62. Г. С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы: Сб. науч. тр. / МПГИ. -М., 1975.- С. 23−30.
  63. Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Дис. канд. пед. наук / Г. В. Гуровец.- М., 1974.- 142 с.
  64. JI.P. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Р. Давидович.- М., 1980.- 23 с.
  65. А.С. Физиологические основы восприятия времени у человека / А. С. Дмитриев // Успехи совр. биол.-1964.- Т. 57, — Вып. 2, — С.245−268.
  66. А.С. К вопросу о восприятии и оценке времени / А. С. Дмитриев // Восприятие пространства и времени-Л., 1969.- С.89−92.
  67. А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) / А. С. Дмитриев // Успехи Физиол. наук.- 1980.- Т. 11.- № 4.- С.47−67.
  68. А.С. Формирование субъективной оценки времени у человека / А. С. Дмитриев, З. В. Войтюкова // Журн. высш. нервн. деят.- 1973.- Т.23.- Вып. 4.- С.704- 710.
  69. А.С. К вопросу о восприятии и оценке времени / А. С. Дмитриев, Г. С. Карпов // Вопр. психологии.- 1967.-№ 4.- С.90−101.
  70. Т.А. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии.- 1975.-№ 5.-С. 133−146.
  71. Т.А. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н.Н.Брагина// Вопросы философии.- 1993.- № 4.- С. 125−135.
  72. Т.А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина.- М.: Книга, лтд, 1994.- 232 с.
  73. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис. канд пед. наук / З. М. Дунаева М., 1980.-23 с.
  74. Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Есечко // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970. — 142 с.
  75. Л.Б. О преодолении нарушения произношения слогового состава слова у учащихся с общим недоразвитием речи / Л. Б. Есечко // Герценовские чтения. XXIV. Дефектология: краткое содержание докладов / ЛГПИ. Л., 1972.- С.148−149.
  76. Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с недоразвитием речи / Л. Б. Есечко // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей / КГПИ.- Киев, 1979.- С.22−52.
  77. Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. И. Жаренкова.- М., 1967, — 20 с.
  78. А.В. Развитие восприятия и деятельность / А. В. Запорожец // Вопросы психологии -1967.- № 1- С. 11−16.
  79. А.В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды. Т. 1- М., 1986. — 297 с. 91.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман- под ред. В. К. Трутнева и С. СЛяпидевского М., Медгиз, 1962. — 299 с.
  80. О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. М.: Владос, 1998.- 280 с.
  81. О.Б. Основные теоретические представления о природе дислексии / О.Б.Иншакова// Онтогенез речевой деятельности: Сб. науч. тр.- М., 2005.- С. 264−271.
  82. Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / Е. И. Исенина.-Иваново: ИВГУ, 1983.-78 с.
  83. Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. Саратов: Изд-во СГУ, 1986.-162 с.
  84. В.Г. Время в процессе отражения и как фактор организации целенаправленных акустико-моторных реакций человека. Автореф. дис. док. психол. наук / В.Г.Каменская-М., 1995.-44 с.
  85. В.Г. Время в синергетике и как атрибут работы мозга / В. Г. Каменская // Синергетика и психология.- СПб.: Акцидент, 1997. С. 48−53.
  86. В.Г. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и в случае речевых нарушений / В. Г. Каменская, С. В. Зверева // Психологический журнал.- 1999.- Том 20. № 4 С.48−55.
  87. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М. Ю. Кистяковская.-М.: Педагогика, 1970.-244 с.
  88. В.А. О терминологии «моторной алалии» / В. А. Ковшиков // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. тр.- М., 1952 С.3−12.
  89. В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии / В. А. Ковшиков // Изучение аномальных школьников: Сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1981-С.83−107.
  90. В.А. Особенности артикуляторного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков // Нервно-психические и речевые нарушения: Сб. науч. тр.-Л., 1982- С.42−61.
  91. В.А. К вопросу о нарушении различных знаковых систем в речевой деятельности детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Сб. науч. тр.- Л., 1983 С.79−97.
  92. В.А. Экспрессивная алалия как языковое расстройство / В. А. Ковшиков // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Сб. науч. тр.- Л., 1983-С.61−79.
  93. В.А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В. А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч. тр.-Л., 1984.-С.96−104.
  94. В.А. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей: Сб. науч. тр.-Л., 1985.- С.3−10.
  95. В.А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией /
  96. B.А.Ковшиков // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция: Сб. науч. тр.-Л., 1988.-С.30−40.
  97. В.А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция.- СПб., 1991.- С.47−58.
  98. В.А. Экспрессивная алалия / В.А.Ковшиков- М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. 96 с.
  99. В.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Психические и речевые нарушения у детей: Сб. науч. тр.-Л., 1979.- С.44−70.
  100. В.А. Особенности порождения текста у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Е. Б. Кузьмина // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч. тр.-Л., 1984.- С.118−134.
  101. В.А. Экспрессивная алалия: задержка нормального развития или патологическое ее развитие? / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: Сборник науч. тр.- М., 1989.1. C.24−30.
  102. Кок Е. П. Зрительные агнозии / Е. П. Кок.- М.: Медицина, 1967.- 223с.
  103. М.М. Формирование сигнальных систем действительности у ребенка / М. М. Кольцова М.: Медицина, 1968.- 18 с.
  104. И. Знакомство детей со временем / И. Кононенко // Дошк. воспитание.-1981.-№ 7.- С.11−13.
  105. А.Н. О функциональной структуре фонологических нарушений при моторной алалии / А. Н. Корнев // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция.-СПб., 1991.- С.58−67.
  106. А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией / А. Н. Корнев // Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб, 1994.- С.3−12.
  107. А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей / А. Н. Корнев // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции С-ПбМУ, 1994.- С. 135−145.
  108. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев СПб.: ИД «МиМ», 1997.- 286 с.
  109. А.Н. Параалалическая форма тотального недоразвития речи у детей / А. Н. Корнев // Актуальные вопросы логопатологии / Под ред. д-ра псих. наук. проф. И. В. Королева.- СПб., 2004. С. 36−47.
  110. А.Н. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: гипотезы и факты / А. Н. Корнев // Логопед. 2005. — № 5. — С. 36−51.
  111. А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2006.- 380 с.
  112. И.В. Восприятие искаженных акустических сигналов и обеспечение помехоустойчивости в слуховой системе: Дис. докт. психол. наук: 19.00.02 / СПб., 2002.-411с.
  113. И.В. Биологические основы развития языка и речи / И. В. Королева // Изучение нарушений письма и чтения: итоги и перспективы: материалы I международной конференции российской ассоциации дислексии-М., 2004.- С.126−131.
  114. В.И. Мозг и пространственное восприятие (односторонняя пространственная агнозия) / В. И. Корчажинская М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.- 87 с.
  115. О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте / О. А. Красовская // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой: Сб. науч. тр. / МГУ.- М, 1980.-С.77−87.
  116. Т. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями / ТЛаврентьева // Дошк. воспитание.- 1983, — № 1-С.35−38.
  117. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. ЕЛевина- М.: Учпедгиз, 1951.-120 с.
  118. Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей / Р. ЕЛевина // Специальная школа.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- Вып. 4.- С.86−89.
  119. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. ЕЛевина М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-297 с.
  120. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев М.: Смысл, 1997- 287 с.
  121. А.Н. Автоматизация и человек / А. Н. Леонтьев // Психологические исследования М., 1970.- Вып 2, — С.3−12.
  122. ЛеушинаЛ.И. Зрительное пространственное восприятие / Л. ИЛеушина-Л., 1978.175 с.
  123. В.П. Значение парной работы больших полушарий головного мозга в отражении времени человеком / В. ПЛисенкова // Проблемы общей и инженерной психологии,-Л., 1964.-С.31−38.
  124. В.П. О некоторых индивидуальных особенностях отражения времени человеком / В. ПЛисенкова // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии.-Л., 1966.- С.52−56.
  125. В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком / В. ПЛисенкова // Психол. журнал.- 1981.- Т. 2, № 1, — С.113−119.
  126. Е.В. Сквозь призму телесного «я» ребенка / Е. ВЛисина // Дефектология.-2000.- № 6.- С. 15−22.
  127. Е.В. «Внутреннее тело» ребенка: формы его проявления и восприятия / Е. ВЛисина // Дефектология.- 2001.- № 3.- С.72−77.
  128. В.И. Психофизическое шкалирование / В. ИЛупандин- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.-240 с.
  129. В.И. Субъективные шкалы пространства и времени / В. ИЛупандин, О. Е. Сурнина Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.- 126 с.
  130. А.Р. Высшие корковые функции человека / А. РЛурия- М.: Академический проект, 2000.- 504 с.
  131. А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. РЛурия М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.
  132. А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Известия АПН РСФСР, Вып. 86 М., 1956.- С.47−62.
  133. Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис // Школа здоровья.-1997.- № 3, Том 4, — С.25−37.
  134. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н. Г. Манелис // Школа здоровья.- 1999.-№ 1, Том 6.- С.11−25.
  135. Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ / Н. Г. Манелис // Школа здоровья.- 2001.- № 1.- С.27−32.
  136. А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова // Материалы научной конференции по дефектологии.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- С.5−14.
  137. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дис. канд. пед наук / А. К. Маркова.- М., 1963 184 с.
  138. А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте / А. К. Маркова // Вопросы психологии.-1969.- № 5.- С.22−34.
  139. Е.М. Особенности психического развития и нервно-психических отклонений у детей, перенесших асфиксию при рождении: Автореф. дис. канд. мед. наук / Е.М.Мастюкова-М., 1965.- 11 с.
  140. Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е.М.Мастюкова//Дефектология 1976.-№ 1.- С. 13−17.
  141. Е.М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте- и перинатальным поражением мозга: Автореф. дис. докт. мед. наук: 14.00.09 педиатрия / Е. М. Мастюкова.- М., 1978. — 48 с.
  142. Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией / Е. М. Мастюкова // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской.- М., 1981.- С.50−55.
  143. Е.М. К вопросу о состоянии внутренней речи у школьников с моторной алалией / Е. М. Мастюкова // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: межвузовский сборник науч. тр./Под ред. доктора мед. наук Л. И. Беляковой.-М., 1985.-С.20−27.
  144. Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии / Г. В. Мациевская // Очерки по патологии речи и голоса: Сб. науч. тр.- М., 1967 Вып. 3.- С. 47−103.
  145. З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук / З. А. Меликян.- М., 2002, — 183 с.
  146. Л.В. Алалия / Л. В. Мелехова // Очерки по патологии речи и голоса: Сб. науч. тр. / Под ред. С. С. Ляпидевского.- М.: Учпедгиз., I960.- Вып. 1- С. 24−52.
  147. Т.А. О различных формах отражения времени мозгом / Т. А. Меринг // Вопросы философии.-1975.- № 7, — С. 119−127.
  148. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003.- 240 с.
  149. JI.M. Статистический анализ некоторых закономерностей восприятия пространства и времени / Л. М. Митина // Экспериментальные исследования по общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.- М., 1976.- С.21−29.
  150. Л.М. Влияние интенсивности стимула на оценку и отмеривание временных интервалов разной длительности / Л. М. Митина // Вопросы психологии 1977.- № 1.-С.64−73.
  151. С.С. Резидуальные нервно-психические расстройства у детей / С. С. Мнухин / Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С. С. Мнухина / Ленингр. педиатр, мед. ин-т.- Л., 1968 Т.51−268 с.
  152. В.А. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц / В. А. Москвин, Т. В. Попович // Хрестоматия по нейропсихологии М., 1999.-С.427−429.
  153. Т.А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова // Дошк. воспитание.- 1972.- № 2.- С.48−55.
  154. Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание.- 1973.- № 9.- С.39−43.
  155. Т.А. Ориентировка в пространстве / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание.- 1988.- № 8.- С. 17−25.
  156. Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей / Н. А. Никашина // Дефектология. 1969, № 4 — С.21−26.
  157. В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Дис. докт. пед. наук / В.К.Орфинская- Л., I960.- 627 с.
  158. В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии / В. К. Орфинская //
  159. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефект, фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: книга 3.- М.: ВЛАДОС, 2003. С. 81−121.
  160. И.П. Краткий очерк высшей нервной деятельности / И. П. Павлов // Поли. собр. тр.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.- Т.З.- С.391−411.
  161. И.П. Лекции о работе больших полушарий / И. П. Павлов // Полн. собр. тр.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.- Т.4.- 451 с.
  162. Л.П. Принцип доминанты и его современное развитие в области психофозиологии деятельности человека / Л. П. Павлова // Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология-Л.: Наука, 1990.- С.263−292.
  163. Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова.-СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000 240 с.
  164. А.В. О механизме субъективного отражения времени / А. В. Пасынкова, Ю. А. Шпатенко // Вопросы кибернетики.- М., 1980.- Вып. 66.- С.93−104.
  165. Л.А. Использования моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Дис. канд. пед. наук / Л. А. Пепик.- М., 2000.- 200 с.
  166. М.Ф. Об оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов / М. Ф. Пономарев, Н. В. Голубева, В. П. Лисенкова // Проблемы восприятия пространства и времени / Под. ред. Б. Г. Ананьева и Б. ФЛомова- Л., 1961.- С.161−163.
  167. В.В. Функциональные асимметрии человека и некоторые особенности психологического времени: Дис. канд. псих, наук / В. В. Попович.- Уфа, 2000.- 185 с.
  168. Пространство и время / М. А. Парнюк, Е. Н. Припечий, И. В. Огородник и др.- Киев: Наукова думка, 1984.- 294 с.
  169. О.С. Системный анализ точности воспроизведения человеком коротких интервалов времени / О. С. Раевская // Физиол. человека.- 1989.- Т. 15. № 5.- С. 10−15.
  170. Развитие восприятия в раннем и дошкольним возрасте / Под ред. А. В. Запорожца, М. И Лисиной.- М.: Просвещение, 1966.- 302 с.
  171. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман.- М.: Просвещение, 1991- 47 с.
  172. Н.Е. Статистический анализ психологических данных на компьютере: Учебное пособие / Н. Е. Рубцова.- Тверь: ТГУ, 2002.- 112 с.
  173. Е.Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций: Автореф. дис. докт. псих, наук / Е. Ф. Рыбалко.- Л, 1970. 39 с.
  174. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова.-М.: ВЛАДОС, 1997.-256 с.
  175. Ф.А. Вопросы логопедии / Ф. А. Самсонов // Сб. науч. тр. / Под. ред. Ф. А. Самсонова, С. Н. Шаховской.-М., МГПИ, 1978. 132 с.
  176. Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: Дис. канд. пед. наук / Н.Ю.Сафонкина-М., 2003.- 175 с.
  177. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я.Семаго// Дефектология.-2000.-№ 1.- С.66−75.
  178. Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: Дис. канд. псих, наук / НЛ.Семаго.- М., 2001.- 198 с.
  179. Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: демонстрац. материал: формирование пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Я. Семаго М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  180. Н.Я. Пространственные представления ребенка: Диагностика пространственных представлений ребенка / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 2000.- № 34, № 35, № 37 С.8−9.
  181. Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2003.- 208 с.
  182. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 232 с.
  183. А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович.- М.: «Генезис», 2005.- 268 с.
  184. А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей / А. В. Семенович. М.: Генезис, 2005. — 250 с.
  185. А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин.- М., 1998.- 50 с.
  186. И.М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.99 с.
  187. Э.Г. Доминантность полушарий / Э. Г. Симерницкая.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.- 95 с.
  188. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая.-М., 1985, — С.82−129.
  189. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е. Ф. Соботович.- Киев: КГПИ, 1981.- С.11−75.
  190. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович.- М.: Классике Стиль, 2003.- 160 с.
  191. Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии / Е. Ф. Соботович // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 2. — С.4−6.
  192. Е.В. Представления дошкольника о некоторых свойствах пространства и времени / Е. В. Субботский // Вестник Моск. ун-та- сер. 14, психология 1990.- № 1.- С.3−13.
  193. О.Е. Возрастная динамика субъективного отражения времени: Дис. докт. биол. наук: 03.00.13 / О. Е. Сурнина.- Екатеринбург, 1999.- 324 с.
  194. О.Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О. Е. Сурнина, В. И. Лупандин // Дефектология 2000.- № 4.- С.32−36.
  195. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник / Г. В. Суходольский СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 1998.- 464 с.
  196. Т.И. Детям о времени / Т.И.Тарабарина- Ярославль, 1996.- 240 с.
  197. О.В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями ДЦП: Дис. канд. пед. наук / О. В. Титова -М., 2002.- 178 с.
  198. О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП / О. В. Титова.- М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 56 с.
  199. Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией / Т. А. Титова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.-Л., 1987.- С.25−28.
  200. Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Н. Н. Трауготт // Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. М. Л. Шкловского,-Каргосиздат, 1940.- С.70−103.
  201. Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт СПб., 1994.-С.1−9.
  202. Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г. Я. Трошин. Школа-лечебница д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915.-Т.1−2.-959 с.
  203. Ю.Н. Анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. / Под ред. В. Э. Фигурнова.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 544 с.
  204. Дж. Естественная философия времени: Пер. с англ. / Дж. Уитроу- Общ. ред. М. Э. Омельяновского. Изд. 3-е, стереотипное М.: Едиториал УРСС, 2004.- 400 с.
  205. О.Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов. Сообщение № 1 «Основные виды персевераций» / О. Н. Усанова // Новые исследования в психологии и физиологии.-1970.- № 1.- С.188−200.
  206. О.Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Дис. канд. пед. наук / О. Н. Усанова М., 1 970 243 с.
  207. О.Н. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией / О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. докт. мед. наук Л. И. Беляковой.- М., 1985.- С.27−35.
  208. А.И. Восприятие, репродукция и оценка времени у школьников / А. И. Федотчев // Вопр. психологии.- 1984.- № 1.- С.80−86.
  209. Н.А. Функция отсчета времени как основа индивидуальной адаптивной деятельности нервной системы / Н. А. Фонсова, И. А. Шестова // Науч. докл. высш. школы Биол. науки.- 1988.- № 3.- С.59−72.
  210. Н. Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-х мерной среды, генерированной при помощи компьютера / Н. Форман, П. Вилсон // Ментальная репрезентация: динамика и структура М., 1998.- С.251−276.
  211. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова.- М.: АРКТИ, 2000.- 56 с.
  212. Т.А. Динамика функций приема, переработки и хранения информации у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием / Т. А. Фотекова // Школа здоровья.- 2002.- № 3, — С.27−35.
  213. Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина М.: АРКТИ, 2002.- 136 с.
  214. П. Восприятие и оценка времени / П. Фресс // Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса и Ж. Пиаже.- М., 1978.- Вып. 6.- С.88−135.
  215. Цветкова J1.C. Нейропсихология и афазия: новый подход / J1.C. Цветкова.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.592 с.
  216. Цветкова J1.C. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е исправленное и дополненное / Л. С. Цветкова М.: Педагогическое общество России, 2002.96 с.
  217. .И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта / Б. И. Цуканов // Психологический журнал -1991.- Т.12, № 3.- С.38−44.
  218. Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: Дис. канд. пед. наук / Е. А. Чаладзе.- Самара, 2001.- 172 с.
  219. Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. псих, наук / Н.Ю.Ченцов- М., 1983.- 20 с.
  220. Л.М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой, кн. Ш Системные нарушения речи: Алалия. Афазия, — М.: ВЛАДОС, 2003.- С. 66−80.
  221. Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание.- 1979.-№ 1.- С.24−29.
  222. С.Н. Развитие понимания реального значения единиц времени у школьников I-VII классов / С. Н. Шабалин / Уч. зап. Ленингр. Пед. ин-та, — 1954.- С.235−240.
  223. З.В. Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией: Дис. канд. пед. наук / З. В. Шарипова.- Екатеринбург, 1998.- 206с.
  224. С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Дис. канд. пед. наук / С. Н. Шаховская.- М., 1964.169 с.
  225. С.Н. Недоразвитие и утрата речи. Алалии / С. Н. Шаховская // Расстройства речи у детей и подростков.- М., Медицина, 1969.- С.156−176.
  226. С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко М., Всесоюзн. инст. переподг. и пов. кадров, 1992.75 с.
  227. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-298 с.
  228. С.Э. Биологические часы (краткий обзор хода исследований и современного состояния проблемы биологических часов) / С. Э. Шноль // Соросовский образовательный журнал.- 1996.- № 7.- С.26−32.
  229. М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 216 с.
  230. Д.Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин М., 1962.- 311 с.
  231. Д.Г. Роль парности больших полушарий в восприятии времени / Д.Г.Элькин-Доклады АПН РСФСР, 1962.- № 4.- С.81−84.
  232. Д.Г. Восприятие времени как моделирование / Д. Г. Элькин // Восприятие пространства и времени Д., 1969.- С.76−79.
  233. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И. СЯкиманская // Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  234. Ajuriaguerra J. Sprachstorungen beim Kind und Hemispharendominanz / J. Ajuriaguerra // Wiener Z. f. Nervenheilkunde und Deren Grenzgebiete. 1965. — 22,1. — P. 18.
  235. Edelstein R.R. Time perception as related to reading achievement / R.R.Edelstein // Percept. Motor Skills. 1971. — Vol.33.- P.899−905.
  236. Friedman E.R. Judgments of time intervals by young children / E.R.Friedman // Percept, a. Motor Skills.- 1977, — Vol. 45.- N.3.- Pt.l.- P. 715−720.
  237. Hoff H. Storungen der Lateralisation auf Grund schwerer hirnorganischer Schaden / H. Hoff // Beihefte zur Zeitschr. Psychiatr., Neurol. Und Med. Psychol. 1970.- 13/14.
  238. Liebmann A. Horstummheit / A. Liebmann // Deutsche Med. Wochenschr. 1930. — 56,22.
  239. Luchsinger R. Handbuch der Stimm- und Sprachheilkunde. / R. Luchsinger, G.E.Arnold. -Wien -N.Y., Springer, 1970. Bd. 2.- 896 p.
  240. Philbin T. Feedback and time perception/ T. Philbin, R.M.Seidenstadt // Percept, a. Motor Skills.- 1983.- Vol.57.- N.I.- P.308.
  241. Surwillo W.W. Time perception in relation to pulse rate in healthy maeles / W.W.Surwillo // J. Psychol.- 1982.- Vol.110.- N.I.- P.101−106.
Заполнить форму текущей работой