Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические особенности использования географических моделей на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования туристских кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что проблемы использования моделей и метода моделирования в обучении исследовались и исследуются весьма односторонне. С одной стороны создана философско-методологическая основа теории моделей, которая непосредственно не может быть применена в теории и методике преподавания. С другой стороны, методики традиционно рассматривают использование моделей, прежде всего, как средство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние и проблемы. Теория и практика вопроса
    • 1. 1. Модели в научном знании: сущность, типологии
    • 1. 2. Модели в научной и учебной географии
    • 1. 3. Анализ практики использования моделей в преподавании географии
  • Глава II. Теория и методика использования моделей в географической подготовке обучающихся
  • П. 1 Психолого-педагогическое обоснование
  • П. 2 Связь изучаемого содержания с типами используемых моделей
    • II. 3 Самостоятельная работа учащихся с географическими моделями
  • Глава III. Педагогический эксперимент: организация, содержание, результат
    • III. 1 Организация и содержание экспериментальной работы
    • III. 2 Результаты опытно-экспериментальной работы

Методические особенности использования географических моделей на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования туристских кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление отечественной системы образования, интегрированной в мировые образовательные процессы, характеризуется существенным обновлением содержания образования, управления им, изменениями в теории, методике и практике учебно-воспитательного процесса. Формируется система непрерывного образования (или г образования в течение всей жизни") как ее часто называют в последнее время (R.H.Dave, P. Cuttance, J. Dumaredir, G. Jobert, B. Suchodolski, В. Д. Никандров, В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, В. А. Сластенин, С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский и др.). Одна из ведущих парадигм концепции непрерывного образования «Образование как форма досугадосуг как форма образования» определяет совершенно новые аспекты деятельности учреждений общего образования. Школа становится естественным и необходимым звеном, обеспечивающим допрофессиональный этап профессиональной подготовки для широкого круга работников массовых профессий.

Аналогично системе образования серьезные изменения происходят в сфере туризма. Фактически отрасль формируется заново, на рыночных основах, с изменением инфраструктуры, направленности, ростом числа реализуемых функций, с изменением сети предприятий туризма и рекреации и т. д. Происходит переориентация отечественного туризма на социальную и въездную формы. Развитие социального туризма в значительной мере определяется разработанностью рекреационных ресурсов, подготовленностью профессиональных туристских кадров к созданию туристских маршрутов, их продвижению на рынок туристских услуг и создание комфортных условий их потребителям. Это определяет изменение требований к профессиональной подготовке специалистов в отрасли, которые сегодня далеко не всегда соответствуют современной жизни, что отрицательно сказывается на развитии этого важного направления российской экономики (В.А.Квартальное, И. Д. Солодухин, Е. Н. Ильина, И. В. Зорин, Г. И. Зорина, В. И. Жолдак и др.).

Особую актуальность приобретают вопросы территориального планирования, использования ресурсов, определение стратегий развития туризма в разных региональных системах, оценка инфраструктурных особенностей и возможностей и т. д. (В.С.Преображенский, Я. Г. Машбиц, В. П. Дронов, Ю. Г. Симонов, В. Б. Сояава, И. В. Комар, Б. И. Кочуров и др.).

На практике тенденции развития образования в целом, и отечественного туризма естественным образом соединяются. Так, в Российской Международной академии туризма проходит комплексный эксперимент по созданию отраслевой многоуровневой системы непрерывного образования, основывающейся на модели профессионально-квалификационной структуры туризма и концепции подготовки специалистов. (В.А.Квартальнов).

В этой сфере подготовки особая роль принадлежит географическим знаниям общего характера, которые не только создают в сознании человека (работника) образы территорий разного масштаба, но и содержат профессио-нально-ориентационный потенциал, который пока практически не используется и не исследуется. Одной из существенных особенностей современного географического содержания является сложность, и чаще всего невозможность его познания непосредственно: в экспедициях, наблюдениях, полевых исследованиях и т. д. Географическая подготовка туристских кадров приобретает характер освоения «третьего мира» (К.Поппер): не столько объективной реальности и даже не столько научного знания о нем, сколько интерпретаций этого научного знания в целях обучения и профессиональной подготовки. Этот «третий мир» в географии широко представлен разного рода моделями-заместителями реальных объектов, которые призваны адекватно воспроизводить основные черты изучаемых явлений, процессов, законов и закономерностей. Карты и атласы, схемы и рисунки, картосхемы, планы, цифровые материалы, графы, видеоряды и т. д. заменяют сегодня реальный мир для большинства обучающихся. От эффективности их использования во многом зависит качество всей работы. На современном этапе особое значение приобретает не только совершенствование содержания обучения, но и поиск методов и средств, направленных на осознанное понимание сущности изучаемых явлений и процессов, происходящих в системе «человек-природа-общество» .

Следует отметить, что проблемы использования моделей и метода моделирования в обучении исследовались и исследуются весьма односторонне. С одной стороны создана философско-методологическая основа теории моделей, которая непосредственно не может быть применена в теории и методике преподавания. С другой стороны, методики традиционно рассматривают использование моделей, прежде всего, как средство наглядности или как элемента системы средств обучения географии, что резко сужает эффективность использования моделей уже на этапе определения дидактических возможностей их применения, которые безусловно значительно шире, нежели реализация функции наглядности в обучении.

Вышеуказанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление дидактической сущности географических моделей и поиск методических условий (особенностей) их эффективного использования в допрофессиональной подготовке туристских кадров. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования: система непрерывного образования туристских кадров.

Предмет исследования: методика использования географических моделей на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования туристских кадров.

Гипотеза исследования включает следующие предположения:

1. Главным условием повышения эффективности использования моделей должен стать отказ от установки на их использование в основном как средств наглядности в обучении.

2. Изменение установки с необходимостью предполагает изучение известных типологий моделей и нахождение среди них (или создание) дидактической типологии, наиболее полно отражающей задачи допрофессиональ-ной подготовки в сфере туристской деятельности средствами географии.

3. Разработка дидактической типологии моделей будет успешной в случае использования логико-дидактического анализа содержания географического знания, который должен позволить связать тип моделей с определенными видами изучаемого содержания в целях его использования для разработки туристских маршрутов.

4. Использование классифицированных подобным образом моделей будет эффективным, если они будут включены в систему самостоятельной работы обучающихся.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и типологии географических моделей, наиболее адекватные задачам допрофессиональной подготовки обучающихся в сфере туризма.

2. Выявить психолого-педагогические и методические условия наиболее эффективного использования моделей в допрофессиональной подготовке туристских кадров.

3. Проверить основные выводы исследования в опытно-экспериментальном обучении и лабораторном эксперименте при изучении физической географии.

Методологической основой исследования являются положения о ведущей роли познания, общения и деятельности в развитии личности (А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. П. Платонов, Л. С. Рубинштейн, Л. С. Выгодский и др.) — общепсихологическая теория деятельности (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. А. Менчинская, Н. Ф. Тапызина, Е.Н.Кабанова-Меллер и др.) — теория содержания непрерывного образования (В.С.Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, И. К. Журавлев и др.) — теория систем и моделирования (А.И.Уемов, В. И. Блауберг, Н. Бурбаки, В. М. Глушков, И. К. Урманцев,.

В.АШтофф, С. Г. Шаповаленко, В. М. Полонский, А. И. Ракитов, Н. Д. Нюберг, И. Г. Фролов, Г. Клаус и др.). Концепция непрерывного образования (Р.Дав, П. Кутганс, В. Суходольски, Г. Шобер, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Кальней, Б. С. Гершунский, В. М. Кузнецов и др.) — теоретические основы организации учебного процесса (В.П.Зинченко, М. Н. Скаткин, А. В. Мудрик, М. Н. Данилов, Ю. К. Бабанский, В.П.Беспалько) — теории и методики преподавания географии в школе и ВУЗе (И.С.Матрусов, М. К. Ковалевская, В. П. Голов, Л. М. Панчешникова, М. В. Рыжаков, В. П. Максаковский,.

A.М.Берлянт, Т. П. Герасимова, А. В. Даринский, Д. П. Финаров, Ю Н. Гладкий и д.р.) — основы теории государственного образовательного стандарта общего среднего образования (В.С.Леднев, М. В. Рыжаков, С. Е. Шишов, В. В. Судаков и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имели положения, раскрывающие общие основы построения профессиональной деятельности специалистов (В.А.Квартальнов, А. М. Новиков, С. Д. Неверкович, В. Д. Чепик и др.), а также работы теоретиков и практиков туризма (И.В.Зорина,.

B.А.Квартальнова, Б. В. Емельянова, М. А. Ананьева, А. Х. Абукова, М. О. Немоляева и др.).

Для проверки положений гипотезы и реализации задач исследования был использован комплекс методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, анкетирование, беседы, наблюдения, применение системного подхода к созданию типологии моделей, логико-гносеологический анализ географического содержания, опытная проверка и лабораторный эксперимент.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1994 по 1999 годы и включало несколько этапов:

1 этап (1994;1995гг) включал в себя анализ состояния проблемы в теории и практике обучения географии, осмысление проблем и противоречий, возникающих у практических работников, формирование первичных предположений будущей гипотезы исследования.

2 этап (1995;1996гг) включал основную теоретическую работу (создание подходов к типологии, концептуальное осмысление понятия «самостоятельная работа», первичные анализы географических текстов, разработку экспериментальных материалов).

3 этап (1996;1999гг) состоял в обобщении итогов концептуальной работы и эксперимента, определении окончательных результатов, формировании основных выводов и предложений, оформлении диссертационного исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений г. Воронежа: муниципальная школа-гимназия N7, учебно-воспитательный комплекс N1, муниципальный многоуровневый образовательный комплекс N5, политехнический колледж N2, средняя общеобразовательная школа N89.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Проведен анализ и обобщение понятия «модель» применительно к задачам туристского профессионального образования и развития обучающихся. Систематизированы основания известных классификаций, проведен анализ их дидактических возможностей с учетом особенностей обучения и развития учащихся.

2. Расширено представление о функциональных возможностях использования моделей в подготовке туристских кадров. Обоснована позиция о необходимости пересмотра традиционного подхода к моделям, прежде всего, как средствам наглядности, который ориентирует их использование только на первом этапе процесса познания, связанного с наблюдениями, изучением фактов, их первичной систематизацией и описанием. На основании логико-дидактического анализа географического содержания выделены его типы, показана их связь с типами географических моделей во взаимосвязи с содержанием туристской деятельности.

4. Раскрыта роль самостоятельной работы обучающихся как формы организации деятельности, позволяющей наиболее эффективное использование моделей на более высоких уровнях познанияпоиске и объяснении связей, отношений, обоснований и доказательствобобщении и формировании понятий, принципов и т. д., прогнозе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанных положений созданы методические рекомендации по использованию моделей в процессе подготовки туристских кадров, предложена методическая типология моделей, разработана программа педагогического практикума для подготовки преподавателей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определена всесторонним анализом проблемы, комплексом применяемых методов исследования, адекватных его объекту и задачам, исходными методологическими позициями, базирующимися на теориях и концепциях педагогики и дидактики, философии, педагогики профессионального образования, характером опытно-экспериментальной проверки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через обобщение основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры «педагогики туризма» Российской международной академии туризма, кафедры методики преподавания географии и краеведения РГПУ им. И. И. Герцена (1995;1997гг.), на герценовских чтениях по проблемам географического образования, на выступлениях на семинарах учителей экспериментальных школ г. Воронежа, в ходе преподавательской деятельности автора в процессе опытно-экспериментальной работы, в научных публикациях автора исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Основные выводы, которые иллюстрирует данная таблица, состоят в следующем: а) Изменения в качестве подготовки слабоуспевающих и отличников весьма незначительны при общей тенденции в пользу экспериментальных классовб) В то же время совершенно очевиден прогресс в группах «троечников» и «хорошистов», проявляющийся в увеличении числа «хорошистов» в экспериментальных классах.

Если воспользоваться традиционным для школы подсчетом качества путем суммирования (при всей его условности) «хорошистов» и «отличников», то мы получим по первой теме 63% против 79%, по второй теме 54% против 68%, по третьей теме 55% против 68% везде в пользу учащихся экспериментальных классов.

Однако еще более важным результатом представляется характер построения ответов в экспериментальных классах. Наблюдения показали, что учащиеся этих классов в своих ответах старались опираться на соответствующие модели, показывая (не преднамеренно), каким путем они самостоятельно приходили к данному знанию. Это объясняет значительно более высокую прочность знаний учащихся экспериментальных классов.

Для более объективного анализа изменения отношения обучающихся к профессиям в сфере туризма и рекреации большое значение имеет изучение мотивов. Нами были выделены три группы возможных побудителей к выбору будущей деятельности в сфере туризма. Это мотивы, связанные с осознанием социальной и личной значимости правильного, целесообразного поведения человека в окружающей среде, со стремлением удовлетворить свою познавательную потребность, больше знать об окружающей природе, ее проблемах, рациональном природопользовании и деятельности в этом направлении, а также с желанием заслужить поощрение (получить хорошую оценку). Проведенное нами ранжирование мотивов участников эксперимента показало, что мотивация на выбор профессии туристского профиля в целом возросла. И произошло это в основном за счет улучшения географических знаний, позволяющих более глубокое понимание ситуации и значимости деятельности в области туризма как важнейшего элемента рационального природопользования.

Изменение уровня мотивации обучающихся Уровень мотивации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263с.
  2. Ш. И. Методика проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения экономической географии. Тбилиси, 1967 г.
  3. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов / Науч. ред. И. В. Зорин. М., 1997. — С. 402 — Вып. 1.
  4. Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений П Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. М., 1998.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. М.: Наука, 1965. — 342с.
  6. .Г. Человек как предмет познания.- JL: Изд -во ЛГУ, 1968.- 280 с.
  7. .Г. Сенсорно перцептивная организация человека. — М.: Педагогика, 1982.
  8. В.А. Географический фактор в развитии общества./ Научн. ред. В. И. Куликов. М.: Мысль, 1982. — 334 с.
  9. А.Д. «Информационные модели ПК-совместимые» -М: Наука 1975.-126с.
  10. Архангельский С И., Михеев В. И., Машников С. А. «О моделировании и методике обработки данных педагогического акта" — М.-Знание. 1974−48с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М. Высшая школа, 1980. — 368с.
  12. И.В. „Содержательные, методические и диагностические материалы к учебному пособию В. П. Максаковского „География карты мира“. Информационный бюллетень ВОПК СПб. 1995. 60с.
  13. Г. С. Система самостоятельных работ учащихся по курсу физической географии СССР. М., 1971.
  14. Г. П. Проверка знаний и умений учащихся по географии.-М., 1978.15. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Педагогика, 1980.
  15. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований М., 1982.- 160с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  18. К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М.: Высшая школа, 1974. — 365с.
  19. И.И., Шахова Н. С. Контроль знаний и умений школьников по географии.// География в школе. -1990. № 1. — с.26−30.
  20. И.И. Школьная география: реальность и перспективы. // Геогр. в школе. № 5. — 1991. — с.20−22.
  21. Ю.А. К вопросу о системе учебного оборудования по географии. В кн.: Новое содержание школьной географии. Вопросы географии, Сб., 103. М.: Мысль, 1977. — с.179−192.
  22. .Ю. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения V-VI1I классов азербайджанской школы. Баку, 1965.
  23. Е.П. „Дидактическая основа управления ПД в условиях применения ТСО“, — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982 107с.
  24. A.M. и другие „Математическое моделирование глобальных биосферных процессов“. — М. Наука, 1982 .
  25. А.П. „Проблемы методологии и методики дидактических исследований в ПТО“.- М. Высшая школа, 1978, — 150с.
  26. A.M. Новая концепция системы геоизображений. // Вестник Моск. Ун-та. Геогр., 1994. № 4.
  27. А.М. Геоизображение и геоэконика. М.: Знание, 1990.48с.
  28. A.M. Геоизображение новое понятие в картографии.// География в школе, 1995, № 4.
  29. В.П. „Слагаемые педагогической психологии“, М.: Педагогика, 1989, — 192с.
  30. В.И., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973. — 27С.
  31. П.П. Психологические очерки. М., 1927.
  32. Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения.// Вопросы психологии. № 2. — 1976. — с.39−45.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 198с.
  34. Большой энциклопедический словарь. Главный редактор А. М. Прохоров.-М.: Советская энциклопедия, 1994.- 1628с.
  35. В.Г. Наглядность и понятие модели. В кн. Новые исследования в педагогических науках. Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1972. -312с.
  36. Н.М. Система самостоятельных работ учащихся по начальному курсу физической географии в средней школе, J1. I960.
  37. А.А., Волков П. П., Кочергин А. И. и др. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 98с.
  38. Дж. Психология познания. М., 1977.
  39. Дж. Процесс обучения. М., 1962.
  40. Н. Общая топология. Основные структуры. М., 1958.420с.
  41. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-127с.
  42. А.А. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 1988. — 421с.
  43. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни // Основы физической культуры: Учеб.пособие. Челябинск, 1997. — Ч. 4.
  44. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
  45. Восприятие, механизмы и модели. Под ред. Алексеенко Н. Ю. -М.: Мир, 1974. 366с.
  46. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — 519с.
  47. П.Я. Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  48. М.В. Психологические проблемы переработки знаковой нформации. М.: Наука, 1977.
  49. Ю.А. Модель. Философская энциклопедия. Т.З. М., 1964.
  50. Т.Г. „Вариативность использования аудиовизуальных средств обучения в процессе изучения педагогических дисциплин“. Автореф. На соиск. уч. ст. к.п.н.
  51. Т.П., Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии. М.: Просвещение, 1964. — 223с.
  52. Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. М: Педагогика, 1978. — 120с.
  53. Герасимова Т. П, Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии. М. :Просвещение, 1964.
  54. В.И. Знание как категория педагогики. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -144 с.
  55. .А. Моделирование как метод научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1965. -219с.
  56. В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования. „Вопросы философии“, 1963, № 10.
  57. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222с.
  58. В.П. Система учебного оборудования и методика ее применения при изучении рельефа суши в школьном курсе физической географии. Авгореф. На соиск. Учен. Ст. К.п.н. (13.00.02). М., 1974. 28с.
  59. В.П. Самооборудование в школьной географии. М.: Просвещение, 1979. — 64с.
  60. И. А. Индивидуальные особенности памяти человека. -М.: Педагогика, 1980.
  61. З.И. „Основы моделирования на занятиях по физической географии России“. География в школе № 1, 1995.- с.74−75.
  62. Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М.: Изд-во АПН СССР, 1961. — 351с.
  63. В.Г., Гак Е.З. Физико-географическое моделирование природных явлений. М.: Наука, 1994. — 204с.
  64. Давыдов В. В Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1972.-424с.
  65. В.В. Соотношение конкретного и абстрактного в начальном обучении. М. Педагогика, 1968.
  66. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. — 219с.
  67. А.В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. — 229с.
  68. Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М. Н. М.: Просвещение, 1875.- 303с.
  69. В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. М.: Педагогика, 1970. — 240с.
  70. .А. География и психология. Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987. — 285с.
  71. Н.Н. География в зарубежной школе. // Геогр. в школе. -1989. № 2. — с.67−69.
  72. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках, -М.:Учпедгиз, 1961 239с.
  73. Ефимова А. А, Коринская В. А. Методика преподавания физ. географии частей света. М.: АПН РСФСР, 1957. — 224с.
  74. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168с.
  75. И.К. К проблеме организации урока. Сов. Педагогика. — 1986.-№ 3.-с.88−91.
  76. В.А. „Наглядность и наглядные пособия по географии“. -Минск, 1995.
  77. Забелин И М. Физическая география и наука будущего. Изд. 2-е и доп. М.: Мысль, 1970. — 176с.
  78. А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие. -М.: Педагогика, 1982.
  79. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М: Тривола, 1995−64с.
  80. В.П. Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, 1961.-562с.
  81. А.А. Логика науки. М.: Мысль, 1971
  82. Л.Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1967.64с.
  83. А.А. К определению понятия связи. Вопросы философии N8,1960.
  84. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М., 1997.
  85. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Москва — Афины, 1994,407с.
  86. И.И. Задания для учащихся 5-х классов. М.:1981.
  87. Игровое моделирование: методология и практика. Под ред. Ладен-ко И. С. Новосибирск: Наука, 1987. — 247с.
  88. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.464с.
  89. И.И. Структура процесса обучения. М.: Изд — во Моск. Ун-та, 1986. — 199с.
  90. А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971.416с.
  91. Использование средств обучения в преподавании географии / Ю. Г. Барышева, М Б. Вестицкий, Т. В. Григорьева и др. Под ред. Ю. Г. Барышевой.- М. Просвещение, 1989. 159 е.: ил. — (Б-ка учителя географии).
  92. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.:Просвещение, 1968.
  93. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.- М.:1974.
  94. В. А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. В сб. „Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986.
  95. В. А. Гуманитарные проблемы развитая туризма: история и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с.
  96. В. А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 5.-248с.
  97. В. А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3. -384с.
  98. В. А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 2. — 256с.
  99. В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., 1997. — 75с.
  100. В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежныйопыт. М., 1990. — 80 с.
  101. В. А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности „Рекреация и туризм“: Проект // Актуальные проблемы туризма- М., 1997. Вып. 1.
  102. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в
  103. России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987— 1997 гг. -М., 1997.-212с.
  104. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80с.
  105. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997. — 223с.
  106. Г. Введение в дифференированную психологию учения. -М.: Педагогика, 1987. 173с.
  107. Г. Кибернетика и философия. -М.: Наука, 1963. 386с.
  108. Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства. М.: Прогресс, 1965. — 463с.
  109. М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР. М. Просвещение, 1984. — 112с.
  110. М.К. Логико-дидактический анализ научного еогра-фического знания как метод построения учебного предмета //Новое в педагогических науках. М., 1980. — N2.
  111. М.М. Обобщение как функция мозга. J1.: Наука, 1967.- 182с.
  112. Я.А. Великая дидактика. В кн.: Избранные педагогические сочинения. Том 1. — М., 1939. — 320с.
  113. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955. 651с.
  114. Н.И. Логический словарь справочник. — М., 1975.
  115. Н.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. М.:АПН РСФСР, 1958.
  116. В.М. Анализ качества школьных объемных пособий. М.: 1969.
  117. А.Н. Моделирование мышления. М.: Наука, 1969.
  118. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165с.
  119. В.П., Свирежнев Ю. М., Тарко А.М."Математическое моделирование глобальных биосферных процессов“.- М.: Наука, 1982.
  120. М.М. „США системный подход в управлении“,— М.: Наука, 1974.- 215с.
  121. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.
  122. А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 2. Таллин, 1976. — 227с.
  123. Н.Н. Основы психологических знаний: Учеб. пособие для студентов, изучающих курс „Основы психологии и педагогики“. М., 1997.
  124. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу „Основы психологии и педагогики“ М., 1998.
  125. Н.Д. Психология. М.: Высшая школа, 1964. — 256с.
  126. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344с.
  127. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  128. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279с.
  129. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Просвещение, 1981 186с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  131. А.Н. Философия психологии.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 228с.
  132. Н.Н. Вопросы общей и возрастной физиологии анализаторов: Уч.пособие.- М: МГПИ, 1976.- 116с.
  133. А.Н. и современная психология. Под ред. Запорожца
  134. A.В., Зинченко В. П. и др. М: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 288с.
  135. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96с.
  136. П.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  137. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970. — 685с.
  138. Логика научного исследования. Под ред. Копнина,
  139. B.М.Поповича, М.:Наука, 1965, -360с.
  140. Логическая структура научного знания. М.:Наука, 1965, — 350с.
  141. В.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: Наука, 1968. — 544с.
  142. В.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.:1986.
  143. А.А. Мышление ребенка. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Л., 1958.
  144. B.C. География и общество. М.: Мысль, 1978. — 309с.
  145. B.C. Философские вопросы географии. М.: МГУ, 1989.96с.
  146. В.М. География и природоведение. Сыктывкар, 1994.
  147. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  148. Н.А. Психология усвоения знаний. М.: Педагогика, 1954.
  149. Н.А. Мышление в процессе обучения. В сб. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.- 236с.
  150. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. А. Е. Бибик. М.: Просвещение, 1975.- 383с.
  151. Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителей. Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. — 256с.
  152. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. — 320с.
  153. Методика преподавания географии. Под ред. В. Г. Эр дели. М.: Учпедгиз, 1949. — 324с.
  154. Мизинцев В. П Пути исследования проблемы количественной оценки эффективности учебного процесса в школе.// Сов. Педагогика. № 8. -1979. — с.75−82.
  155. JI.A. Психология общения. С — Пб.: Образование, 1994. — 103с.
  156. Модели в природопользовании. Калининград, Калининградский университет, 1989.- 136с.
  157. Моделирование-85. Географические средства, применение: Тезисы к докладу. Киев -Институт проблем моделирования АН УССР, 1985.-41,-132с.
  158. М.Ф. Философия и методы научного познания. -J1.: Лениздат, 1972.
  159. Т.С. Учебное оборудование кабинета естествознания. -М.: 1991.
  160. Н.Н., Хозяинов Г. И., Неволин И. Ф. „Моделирование и творчество“.-М.: Знание,-1987.-92с.
  161. . „Наука обокружающей среде: как устроен мир“ Т.2., пер. с англ.- М.: Мир. 1993.- 336с.
  162. Г. Н. Самодельные объемные пособия в курсе физической географии. Ульяновск: 1975.
  163. Новые взгляды на географическое образование. Под ред. В. П. Максаковского, JI.M. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. — 462с.
  164. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 224с.
  165. Общая психология. Под ред. Петровского А. В. М.: Педагогика, 1976.
  166. В. „Введение в общую дидактику“. М.: Высшая школа, 1990.- 382с.
  167. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 191с.
  168. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования. Под ред. А. П. Беляевой. СПб., 1992 -123с.
  169. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ. Под ред. А. П. Беляевой.- М.: Высшая школа, 1979 -333с.
  170. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет. Под ред.И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. -190с.
  171. И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. — М. -Л. Изд-во Акад. Наук СССР, 1951. — Т. 3−4.
  172. JI.M. „О системности подхода в методических исследованиях“// Советская педагогика, 1973, N4, с. 41−81.
  173. Л.М. Теория дидактики учителю.// Геогр. в школе. -1990. -№ 3. — с.24- 2.
  174. Л.М. Методика изучения причинно-следственных связей в курсе экономической географии зарубежных стран. М.: Ротапринт НИИСиМО, 1971.-61с.
  175. Т.С. Самостоятельная работа учащихся при изучении экономической географии в средней школе. М., 1954.
  176. Парин В В., Душков Б. А. Космическая биология и медицина. -М.: Наука, 1970.
  177. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе. Книга для учителя. СПб, 1993, — 135с.
  178. . Избранные педагогические труды. Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969. — 659с.
  179. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.:Педагогика, 1980−238с.
  180. .В. Изучение геологии в средней школе. М.: Просвещение, 1977. — 112с.
  181. К.К. О знаниях, навыках, умениях. Ж."Советская педагогика“ N11, 1963.
  182. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И. Я. Лернера. М: Педагогика, 1972. — 240с.
  183. Познавательные процессы и способности в обучении: Уч. пособие для ст-тов пед. Ин тов. Под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990. -142с.
  184. Познавательные процессы: ощущения и восприятие. Под ред. Запорожца А. В. и др. М: Педагогика, 1982. — 336с.
  185. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995.
  186. B.C. „Поиск в географии“. М.: Просвещение, 1986.- 224с.
  187. B.C. „О чем спорят географы?“. -М.: Знание, 1990.- 48 с. (новое в науке, технике. Сер. „Наука о Земле“, № 6).
  188. Природа моделей и модели природы. Под ред. Д. М. Гришиани, И. Б. Новика, С. А. Пегова. М.: Мысль, 1986. — 270с.
  189. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. -Межвузовский сборник н.тр. .-Челябинск, ЧГПИ, 1985 -102с.
  190. Применение методов моделирования в дидактике. Под ред. В. М. Мизинцева Хабаровск. ХГПИ, 1976.-111с.
  191. Применение моделей для разработки схем формирования ТПК. Под ред. Бадман М., Хетман С., Новосибирск, 1973, — 206с.
  192. Проблемы мышления в современной науке. Под ред. В.П. Копни-на, М Б. Вильницкого. М.: Политиздат, 1964. — 150с.
  193. В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981.96с.
  194. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995.- 256с.
  195. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Уч. пособие. J1., 1979.
  196. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Т.1. М.: Мысль, 1957.-487с.
  197. Психологические проблемы переработки знаковой информации. Под ред. Венда В. Ф., Гамезо М. В. и др. М.: Наука, 1977. — 273с.
  198. Пути повышения качества обучения и воспитания в школе. Под ред. Ю. А. Самарина.- JL: НИИ заочн. и срадн. школ, 1961, — 49с.
  199. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной -М.: Международная пед. академия, 1995.- 376с.
  200. Развитие основ рефлексивного мышления школьников. Под ред. Давыдова В. В. Новосибирск: Псих. Ин-т, РАО, 1995.
  201. В.А. „Моделирование в биологических системах“.- Новосибирск: НГУ, 1976.- 80с.
  202. У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. — 400с.
  203. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Перю с англ. Т.1. М.: Педагогика, 1980.
  204. С.Л. О природе мышления и его составе. В кн.: Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1980. — 292с.
  205. С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: Педагогика, 1989.- 488с.
  206. М.В., Голов В. П., Егорова Н. Н., Барабанов В В., Мельников, А Н. Концепция среднего географического образования//Геогр. В школе. 1989. — N2. — С.27−34.
  207. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика. М.:Педобщество России. 1997. -328с.
  208. В.Н. Основы общей теории систем. М.:Наука, 1974.-279с.
  209. Саидова Рахима. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии (на материале географии Уз. ССР) Ташкент, 1973.
  210. К.А. О картографическом методе познания. В кн. Пути развития картографии. Под ред. А. М. Берлянта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.- 262с.
  211. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд -во АПН РСФСР, 1962. — 504с.
  212. И.И. Учебно-наглядные пособия по географии. М.: Просвещение, 1975. — 223с.
  213. Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. М.: Просвещение, 1980. — 269с.
  214. Сборник разноуровневых программ. 6 10 кл. География./ Сост. Л. И. Елховская, В. И. Сиротин. — М.: Просвещение, 1996. — 189с.
  215. Н.М. География: Наука и школьный предмет. М., 1989.- с. 75 (Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР)
  216. Н.К. Учебное оборудование по физической географии» М.: 1977, с.33−64.
  217. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. Сборник трудов под ред. А. П. Беляевой.- Л. -НИИ профтехобразования 1987, — 127с.
  218. В.И. От теории к практике образование в средней общеобразовательной школе.- М.: Педагогика, 1983.- 88с.
  219. Я. «Моделирование и методы педагогического исследования». Пер. С чешек. М.: Педагогика, 1989.- 224с.
  220. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е. — М.: Педагогика, 1984. — 96с.
  221. И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественных дисциплин. Архангельск: 1995.
  222. Системное моделирование в экономике.- М.: Мир 1976 184с.
  223. Дж. Модели в экологии. М.: Мир, 1976.- 184с.
  224. Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981.- 139с.
  225. В.П. Психология общения. С.-Пб., 1994.
  226. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. Под ред. Данилова М.А. М. Педагогика, 1974. -192с.
  227. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Ассиметрия мозга.-М: Мир, 1983.-256с.
  228. В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и их учет в учебно-воспитательной работе. М.: МОПИ, 1989.
  229. Н.Н. Урок географии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1958. — 160с.
  230. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
  231. .М. Проблемы индивидуальных различий М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  232. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. В В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
  233. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. П. Пискунова, В. Г. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
  234. Тесты и вопросы по географии. Под ред. Пашканга. М.: Просвещение, 1995. — 80с.
  235. Х.А. Самостоятельная работа учащихся на уроках географии (на примере географии Эстонской ССР). Тарту, 1966.
  236. A.M., Голиков А. П. Математические методы в географии. Харьков: Вища школа, 1986. — 247с.
  237. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников.- JI., 1989.
  238. А.П. Актуальные проблемы непрерывного педагогического оьразования. С.- Пб., 1994.
  239. А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: Изд — во Академии наук СССР, 1963.- 184с.
  240. А.И. Логические основы метода моделирования. М.:1971.
  241. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  242. Учителю о педагогической технике. Под ред. Рувинского Л. И. -М.: Педагогика, 1987. 155с.
  243. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — 584с.
  244. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 837с.
  245. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 224с.
  246. И.Т. Гносеологические проблемы моделирования. М.: Наука, 1961.-453с.
  247. И.Т. Жизнь и познание. О диалектике современной биологии. М. Мысль, 1981, с. 122.
  248. П. География: синтез современных знаний.- М.: Прогресс, 1979.
  249. Ю.А. Мозг в электромагнитных полях. М.: Наука, 1994.
  250. В. Д., Жолдак В. И. Переподготовка кадров на факультете повышения квалификации: Методические указания. М., 1990.
  251. В. Д., Калъней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений П Всероссийской научно-практической конференции. М., 1998. — Ч. 1. — С.13−15.
  252. В. Д., Левченкова Т. В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма //Актуальные проблемы туризм а-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. М., 1998. — Ч. 1. — С.70−72.
  253. Р. Дж., Хаггет.П. Модели в географии. Пер. С англ. М. Прогресс, 1971.
  254. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209с.
  255. С.Г. Модели. Народное образование — 1970., № 1.с.74.
  256. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208с.
  257. С. Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». Санкт-Петербург, 1994.-С. 18−22.
  258. С. Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека // Сборник научных трудов «Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов». -Пермь, 1996 С.138−146.
  259. С. Е. Образовательные стандарты и качество образования // Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 19%. — С.25−34.
  260. Ю.А., Шаров А. А. «Системы и модели». -М.: Радио и связь, 1982, -152с.
  261. Г. М. Диалектика формирования научных убеждений. -М.: Изд -во МГУ, 1985. 178с.
  262. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.
  263. В.А. Моделирование и познание. Минск: Наука и техника, 1974.
  264. В.А. Формирование географических знаний и умений. -М.. Просвещение, 1983.
  265. В.А. Самостоятельная работа учащихся VIioi. по географии, М., 1965.
  266. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986, — 144с.
  267. В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социологических исследованиий). М.: мысль, 1970.
  268. Эльконин Д Б. Избранные психологические труды. М., 1989.278с.
  269. Энциклопедия кибернетики. Т.2. Киев, 1975.
  270. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Наука, 1959. — 350с.
  271. Юань-жень Чжао. Модели в лингвистике и модели вообще / Математическая логика и ее применение. М.1965.• 272. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.
Заполнить форму текущей работой