Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общность и специфика обучения и воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно… Читать ещё >

Общность и специфика обучения и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.

Общность

Специфика

Оба процесса реализуют образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе.

Обучение вносит особый вклад в реализацию образовательной функции, воспитание вносит особый вклад в реализацию воспитательной функции целостного педагогического процесса.

И процесс обучения, и процесс воспитания предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения.

Объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности, а объектом воспитывающих воздействий выступает ее мотивационно-потребностная сфера.

Рассматриваемые процессы имеют общие.

структурные элементы (цели, содержание, методы,.

формы, средства, результаты и т. п.).

Структурные элементы процессов обучения и воспитания имеют разное содержательное наполнение. Так, содержанием обучения являются преимущественно знания, умения и навыки, а содержанием воспитания — потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы и др. ценностно-эмоциональные отношения.

Оба процесса являются целенаправленными.

Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания.

Сравниваемые процессы являются.

специальноорганизуемыми.

Оба процесса носят социальный характер

И процесс обучения, и процесс воспитания.

является сложным, многофакторным.

Реализация данных педагогических процессов требует.

достаточно высокой профессиональной компетентности.

Формулировки некоторых принципов.

имеют сходное звучание.

Некоторые методы являются общими для данных.

процессов, например, беседа, лекция и др.

Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой