Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачамиспользованием широкого круга методической и научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положенийприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачами логике исследованияоптимальным сочетанием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические аспекты проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе музыкально-педагогического профильного обучения
    • 1. 1. Исторические предпосылки становления музыкально-педагогического профильного обучения в российской школе
    • 1. 2. Проблема музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в современной теории и практике музыкального образования
    • 1. 3. Модель музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения
  • Глава II. Содержание и организация музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения (опытно-экспериментальная работа)
    • 2. 1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Содержание формирующего эксперимента
    • 2. 3. Анализ результатов формирующего эксперимента

Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в системе современного российского образования, отмечены переходом к личностно-ориентированному обучению, учитывающему индивидуальные запросы и интересы учащихся. Индивидуализация образовательного процесса особенно актуальна на старшей ступени общеобразовательной школы, так как именно в это время многие учащиеся испытывают потребность в своем профессиональном самоопределении. Решению этой задачи в значительной степени способствует профильное обучение, позволяющее старшеклассникам выстраивать свой образовательный маршрут в соответствии с перспективами будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время профильное обучение становится важным звеном в системе непрерывного образования человека, создавая ему условия для (успешной социализации и адаптации в изменяющемся мире. Этим факторомво многом обусловливается внимание ученых, педагогов к проблеме профориентации старшеклассников. В работах специалистов исследуются её различные аспекты:

— методологические и теоретические основы профориентации учащихся (С. И. Вершинин, В. И. Журавлев, Е. А. Климов, П. С. Лернер, Н. Ф. Роди-чев, Е. О. Черкашин, С. Н. Чистякова и др. [41, 75, 100, 204, 205, 206, 207]);

— социальные аспекты профессионального самоопределения личности (Э. А. Аксенова, J1. К. Артемова, С. А. Писарева, В. Н. Шубкин и др. [6, 14, 15, 16, 17, 151,215]);

— психолого-педагогические условия формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению (О. В. Акулова, О. Б. Даутова, Е. А. Климов, О. Н. Крылова, Г. В. Никитина, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына, Т. В. Черникова и др. [8, 57, 58, 100, 141, 153, 200, 201]).

Интерес педагогов, исследователей к проблемам профильной подготовки учащихся обусловлен тем, что профилизация обучения создает благоприятные условия для формирования профессионального самоопределения учащихся в различных сферах, в том числе и в области будущей музыкально-педагогической деятельности.

Актуальность ¦ исследования проблемы профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся в настоящее время определяется рядом предпосылок. В их числе:

1) социокультурные предпосылки, связанные с возможностью удовлетворения познавательных интересов учащихся к музыкально-педагогической деятельности — с одной стороны, а с другой — с современными потребностями рынка труда и расширением в связи с этим сфер приложения профессиональных знаний и умений педагога-музыканта;

2) теоретико-практические предпосылки, обусловленные необходимостью обогащения теории и методики музыкально-педагогического образования на различных его уровнях, в том числе — и на ступени допрофессиональ-ной подготовки;

3) гносеологические предпосылки, связанные с важностью накопления знаний о специфике профессиональной музыкально-педагогической деятельности как процессе передачи духовного наследия поколений.

В осмысление вопросов музыкально-педагогического самоопределения учащихся внесли значительный вклад такие педагоги-музыканты, ученые, как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Н. Л. Гродзенская, Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и другие исследователи. В их трудах акцентировано внимание на комплексном подходе к системе музыкального образования в единстве связей «школа-вуз» [1,2,3,10,12, 13, 18, 19, 170, 187, 194].

В то же время следует отметить, что теоретические основы этой взаимосвязи, обоснованные в трудах вышеупомянутых авторов, до настоящего времени не нашли должного отражения в практике. В профориентации учащихся в общеобразовательных школах и в системе дополнительного музыкального образования педагогическая стратегия базируется, прежде всего, на развитии музыкально-исполнительской техники учащихся. При этом не только ограничивается полноценное творческое развитие личности ученика, но и не создаются условия для формирования в сознании учащихся представлений о богатстве и многообразии профессиональной музыкальной деятельности, которая включает не только исполнительскую практику, но и другие аспекты, характеризующиеся, в том числе, и педагогической направленностью.

Технологический крен в музыкальной подготовке учащихся приводит к тому, что абитуриенты, поступающие на музыкально-педагогические факультеты вузов, зачастую имеют смутные представления о специфике профессии педагога-музыканта, ориентируясь, в основном, на музыкально-исполнительскую деятельность.

На имеющийся технологический перекос и необходимость выработки иных подходов в общем музыкальном образовании в разное время обращали внимание известные педагоги-музыканты Е. Б. Лисянская, В. П. Середа, Г. И. Шатковский и др. Эта же проблема в контексте развивающего обучения затрагивалась в педагогических публикациях Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, В. В. Давыдова, Г. М. Цыпина, в искусствоведческих исследованиях М. М. Берлянчика, В1 В. Медушевского, Е. Н. Назайкинского и др. [1,2,3,10, 55,56, 125, 135, 194].

Наряду с этим в настоящее время существует ряд и других проблем, затрудняющих процессы музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся: недостаточно развита соответствующая учебно-методическая база общеобразовательных учреждений, отсутствует научно-методическая литература по технологиям музыкально-педагогического профильного обучения, уровень подготовки кадрового потенциала не в полной мере соответствует поставленным задачам.

Анализ имеющихся в настоящее время исследований свидетельствует о том, что в теоретическом плане проблема профильной музыкально-педагогической подготовки разработана фрагментарно и не получила к настоящему времени должного осмысления. Изучение научной литературы по данной проблеме, анализ современного состояния практики организации музыкально-педагогической подготовки на старшей ступени школьного образования позволили выявить следующие противоречия:

• между личностными притязаниями старших школьников, выбирающих профессию педагога-музыканта, и требованиями, предъявляемыми данной профессией к человеку;

• между потребностями старшеклассников в выборе музыкально-педагогического профиля обучения и относительно узкой, в основном исполнительской направленностью профильной подготовки в системе общего музыкального образования, ориентирующейся преимущественно на достижение частных дидактических целей;

• между ориентацией старших школьников на профессию педагога-музыканта и отсутствием у них необходимых знаний о специфике музыкально-педагогической деятельности.

Стремление найти, пути разрешения" обнаруженных противоречий определило задачи нашего исследования, заключающиеся в выявлении условий, способствующих эффективности осуществления музыкально-педагогической профильной подготовки, учащихся на старшей ступени школьного образования.

Все изложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании модели музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения.

Объект исследования: процесс музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в системе общего образования.

Предмет исследования: условия музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся на третьей-ступени общего образования.

В ходе исследования мы исходили из предположения о том, что эффективность музыкально-педагогической подготовки учащихся в процессе школьного образования обеспечивается условиями, предусматривающими:

• формирование у учащихся положительной мотивации к профессии педагога-музы канта;

• индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом специфики музыкально-педагогической деятельности;

• включение допрофессиональной профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общенаучный, философский и педагогический контекст исследуемой проблемы.

2. Обосновать специфику музыкально-педагогической профильнойподготовки учащихся в системе общего образования, ее содержании и структуре.

3. Выявить факторы, снижающие эффективность музыкально-педагогической профильной подготовки.

4. Охарактеризовать формы и методы работы в профильных классах, стимулирующие формирование у учащихся положительной мотивации к профессиональной деятельности педагога-музыканта.

5. Разработать и экспериментально апробировать модель обучения, соответствующую целям и задачам музыкально-педагогической подготовки учащихся.

Методологической основой исследования явились:

— результаты исследований проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе школьного образования (О. В. Акулова, Л. К. Артемова, Г. А. Бордовский, Л. В. Ламыкина, П. С. Лернер, А. П. Тря-пицына, Т. В. Челышева, Т. В. Черникова, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова и др.

8, 16, 17, 35, 112, 116, 117, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 206, 207]);

— психолого-педагогические теории формирования мотивов учения (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, С. М. Бондаренко, Н. Б. Лаврентьева и др. [21, 31, 33, 113]), индивидуализации и дифференциации обучения (А. А. Вербицкий, Н. Э. Касаткина, А. А. Кирсанов и др. [40, 95, 96]);

— современные исследования проблем методологии и теории музыкального образования (Н. И. Киященко, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, В. Г. Ражников, Н. А. Терентьева и др. [97, 98, 142, 167, 170, 187]);

— труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. А. Праслова, Г. М. Цыпин и др. [1,2,3,10, 18,19,159,194]);

— концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Г. Г. Нейгауз, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др. [20, 86, 87, 88, 89, 135,136, 137,138,219]).

Методы исследования:

1) теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документоврегламентирующих образовательный процесс в школе и вузе) — 2) методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент) — 3) обобщение личного педагогического опыта автора исследования.

Организация и база исследования.

Исследование осуществлялось поэтапно с 2003 г. по 2009 г. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ СОШ № 235 имени Д. Д. Шостаковича, Охтинского лицея искусств Санкт-Петербурга, подготовительных курсах при факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на факультете музыки РГПУ им. А. И. Герцена.

На первом этапе (2003;2004) осуществлялся анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, определялась его программа.

На втором этапе (2004;2008) проводилась опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2008;2009) включал в себя анализ и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

• разработана модель обучения, соответствующая целям и задачам музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в системе школьного образованиявыявлены и проанализированы основные структурные компоненты этой модели- «•.

• дано теоретико-методологическое обоснование условий эффективности осуществления профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся;

• разработаны уровневые критерии, отражающие степень подготовленности старшеклассников к профессиональному самоопределению в области педагогики музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования:

• системно раскрыты вопросы, связанные с содержанием, формами и методами обучения, ориентированного на музыкально-педагогическую профилизацию учащихся;

• обоснованы принципы реализации музыкально-педагогической подготовки, как исходные теоретические положения для разработки содержания профильного обучения в системе «школа-вуз»;

• уточнены основные компоненты модели обучения, структурированной с учетом специфики музыкально-педагогической подготовки учащихся в процессе школьного образования.

Практическая значимость диссертации:

• научно-теоретические результаты исследования возможно использовать для углубления концептуальных представлений о постановке и решении современных проблем профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся и разработки стратегии дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

• программно-учебные и методические материалы, разработанные и апробированные в ходе исследования (программа курса «Введение в педагогику музыкального образования», методические рекомендации для преподавателей и др.) могут быть реализованы в процессе профильного школьного образования;

• данные исследования могут быть применены при разработке содержания учебных дисциплин и факультативных программ профильного обучения в общеобразовательных школах и в системе дополнительного музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачамиспользованием широкого круга методической и научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положенийприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачами логике исследованияоптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследованияапробацией и внедрением в практику полученных результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время всё более явно заявляет о себе несоответствие между потребностью российского социума в педагоге-музыканте широкого профиля, способном средствами музыкального искусства решать педагогические задачи, отвечающие «вызовам» времени, и относительно узкой, ориентирующейся преимущественно на исполнительскую направленность, профильной музыкальной подготовкой учащихся в системе общего и дополнительного музыкального образования. Это противоречие обусловливает необходимость разработки научно-методических основ музыкально-педагогического профильного обучения, позволяющего старшекласснику получить наиболее полное представление о профессиональной деятельности педагога-музыканта.

2. Музыкально-педагогическая профильная подготовка представляет собой целостный процесс становления у учащегося личностной позиции, отражающей его ценностное отношение к профессиональной музыкально-педагогической деятельности на основе сформировавшихся в ситуации свободного выбора мировоззренческих убеждений, положительной мотивации к профессии педагога-музыканта, а также компетенций, необходимых для будущей профессиональной подготовки в системе музыкально-педагогического образования.

3. Эффективность профильной музыкально-педагогической подготовки определяется рядом условий: построение допрофессионального музыкального образования с учетом запросов и потребностей обучающихсяразвитие у учащихся познавательного интереса к педагогике и музыкальному искусству в их взаимосвязииндивидуализация и дифференциация педагогического процесса с учетом особенности музыкально-педагогической деятельностивключение профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования.

4. Модель музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся как совокупность форм, методов и средств, направленных на содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, должна учитывать логику восхождения к профессии «педагог-музыкант», отвечать цели и задачам соответствующей профессиональной ориентации старшеклассников и базироваться на преемственных связях школьного и дальнейшего профессионального музыкально-педагогического образования учащихся.

Выводы по II главе.

Материалы констатирующего и формирующего экспериментов подтверждают действенность использования разработанной модели профильной музыкально-педагогической подготовки. Что позволило разработать другую модель — выпускника профильных музыкально-педагогических классов. Модель выпускника является в определенной мере, ориентиром для совершенствования, преобразования подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в области педагогики музыкального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании результатов исследования можно сделать следующие основные выводы;

1. Музыкально-педагогическая профильная подготовка учащихся школ — сложный, требующий специальной продуманной организации процесс. Он имеет как личностную направленность — влияет на профессиональное самоопределение школьников в аспекте будущей профессии «педагог-музыкант», так и методологическую — воздействует на качественные изменения в самом профильном обучении.

2. Результаты экспериментальной работы по внедрению профильного музыкально-педагогического образования в практику педагогической деятельности свидетельствуют о том, что эффективность профильной музыкально-педагогической подготовки школьников обусловлена опорой этого процесса на принципы целостности, преемственности, комплексности, единства теории и практики, активизации творческого потенциала учащихся.

3. Осмысление феномена «преемственность» в контексте проблемы исследования позволило научно аргументировать представление о специфике профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся как длительном системном накоплении у них опыта в различных видах музыкальной деятельности и непрерывном процессе развития музыкальных способностей и личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

4. Положительная динамика в формировании профессиональной ориентации старшеклассников на будущую музыкально-педагогическую деятельность обусловлена рядом условий: построением допрофессионального музыкального образования с учетом запросов и потребностей обучающихсяформированием у учащихся познавательного интереса к педагогике и музыкальному искусству в их взаимосвязивключением допрофессиональной профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования школа — вуз.

Важная роль в профессиональном становлении старшеклассников отводится согласованию позиций всех субъектов музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся, а также организации развивающей образовательной среды, создающей благоприятные условия для внедрения новых форм музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся.

5. Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся. Представляется, что в числе вопросов, требующих дальнейшего исследования в рамках заявленной проблематики, могут быть следующие: готовность учителей школ к реализации музыкально-педагогического профильного обучения старшеклассниковопределение ценностных ресурсов образовательных областей профильной школывнедрение новых форм профессиональной ориентации на основе современного знания о профессии «педагог-музыкант» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Б. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  2. Э. Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога. — Магнитогорск, 1997.-327 с.
  3. Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  4. В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX начала XX века: теория, концепция, практика: монография. — М.: Музыка, 2007. — 344 с.
  5. В. И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А.Д.Городцова: дис.. канд. пед. наук. -М. 1979.-205 с.
  6. Э. А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы развития: Ист. аспект./ Э. А. Аксенова // Образование в Сибири. -2002. ^ 1.- С. 137−146.
  7. Э. А. Профильное обучение старших школьников в дореволюционной России и за рубежом/ Э. А. Аксенова // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002.- С. 297−303.
  8. О. В. Информационная работа в профильном обучении. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 44с.
  9. А. Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд. 3 — М.: «Музыка», 1978.-215 с.
  10. Ю.Алиев 10. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: МОДЭК, 1998. — 352 с.
  11. А. Психологическое тестирование. Кн. 1.— М.: Педагогика, 1982.-289 с.
  12. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  13. З.Апраксина О. А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 61 с.
  14. Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //Школьные технологии.- 2003.- N 4.- С. 22−31.
  15. Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Пед. образование и наука.- 2003.- N 1.- С. 46−51.
  16. Л. К. Профильное обучение от концепии до реализации: / Под редакцией чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. Симоненко В. Д. Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2004.- 305с.
  17. Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования Моногр./ Л. К. Артемова. М.- Новокузнецк: НГПИ, 2002.- 118с.
  18. Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1986.-36 с.
  19. Л. Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  20. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л., 1973. — 144 с.
  21. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: 1976.
  22. Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. и др. Психология одаренности детей и подростков.-М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.
  23. Э. В. Педагогическая ориентация учащихся в условиях профильного обучения. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -82с.
  24. Л. А. За полвека. Л.: 1989.
  25. Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд. -Л. :. 1979. 352 с.
  26. Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л-д, «Музыка», 1969. — 312 с.
  27. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  28. И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб.: Тип. при Имп. Акад. наук, 1764. — 12 с.
  29. Л. В. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. 64 с.
  30. Д. Б., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. Б. и др. Основные современные концепции творчества и. одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. -416 с.
  31. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: 1972.
  32. Е. Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников/ Е. Л. Болотова // Наука и школа -2000.-N3, — С. 25−28.
  33. Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. — 408 с.
  34. М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование. Брянск: Курсив, 1999. — 200 с.
  35. А. Школу развернули в профиль // Независимая газета. -2002. 15 нояб.
  36. Г. X. Развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в различных формах дифференцированного обучения/ Г. Х. Валеев // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 6−19.
  37. В. В. Многопрофильное лицейское образование: (Принципы, методы, перспективы)/ В. В. Вашков // Завуч.- 2001, — N 6.- С. 125−130.
  38. А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем Качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с
  39. С. И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников: методические рекомендации. АПН СССР, НИИ труд, обуч. и проф. ориентации. — М.: АПН СССР, 1988. — 35 с.
  40. Н. В. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России // Русская школа. 1890. — № 7. — С. 20−42.
  41. Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1987. — 344 с.
  42. И. Ф. Психология- С предисловием профессора С-Пб университета А. И. Введенского. — Санкт-Петербург, ред. журнала «Пантеон лит.», 1895.-IV, 278 с.
  43. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  44. JT. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988.-№ 2.-С.7−17.
  45. Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Музыка в школе. 1992. — № 4. — С. 15−18.
  46. М. В. Особенности организации профильного обучения в школе/ М. В. Григорьева // Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики.- Омск, 2001.- С. 75−80.- Библиогр. в конце ст.
  47. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе/ В. Гузеев // Нар. образование.- 2002.- N 9.- С. 113−122.
  48. В. В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.-69 с.
  49. И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. -128с.
  50. И. Ю. Педагогическая диагностики в профильном обучении: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпи-циной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 54 с.
  51. В. В. Теория развивающего обучения / Российская академия образования, Психологический институт, Международная ассоциация «Развивающее обучение». М.: ОПТ! «ИНТОР», 1996. — 541 с.
  52. В. В., Люмпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. -М., 1982.
  53. О. Б., Менг Т. В., Пискунова Е. В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. Учеб.-метод, пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. 112 с.
  54. О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. 176 с.
  55. О. Профильная школа на распутье: Вопр. профил. обучения в ст. кл. шк. на Всерос. совещ. в М-ве образования Рос. Федерации./ О. Дашковская // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».-2002.-N 15.- С. 4−5. 15.
  56. О. Каким быть учебнику для профильной школы?: О Концепции профил. обучения на ст. ступени общ. образования и вопр. ее учеб.-метод. обеспечения./ О. Дашковская // Первое сентября 2002.- 19 ноября (N 80).- С. 3, — (Учебники- N 59).
  57. И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
  58. Дик Ю. И. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: Сред, шк./ Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И.А. Caсова и др. // От профильной подготовки к профессиональному образованию.-М., 2002.-С. 11−28.
  59. Дик Ю. И. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования/ Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др. // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.- С. 257−277.
  60. Н. В. Дополнительное образование и профильная школа. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпици-ной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 114с.
  61. Э. Концепция с авторитарным профилем: О «Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы», разраб. рабочей группой М-ва образования Рос. Федерации./ Э. Днепров //Первое сент.- 2002.- 18 мая (N 33).- С. 2−33.
  62. Древницкая Н. J1. Организационная модель дифференциации обучения учащихся профильных классов общеобразовательной школы/ H.JT. Древницкая // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения.-Курган, 2001.- T. N 1(7).- С. 60−63.
  63. Т. Д. Исследование учащихся с целью определения профиля обучения: Методы исслед./ Т. Д. Дубовицкая // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 29−38.
  64. Т. Д. Психологические основы многопрофильного обучения/ Т. Д. Дубовицкая // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 19−29.
  65. А. В. Развитие гуманитарного образования сельских школьников в условиях профильного обучения/ A.B. Ефремов, Ю.С. Пичу-гов.- М.: Полиграфист, 2001.- 73 е.- Библиогр. в конце ст.
  66. А. Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы/ А. Ж. Жафяров // Педагогика.- 2000.- N 9.- С. 46−49.
  67. А. Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение: (Концепция и опыт реализации).- Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 1995.- 28 е.: ил.
  68. В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов на Дону: Изд-во ростовского ун-та, 1972. — 199 с.
  69. В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  70. Заир-Бек Е. С. Разработка профильных учебных программ: По материалам Междунар. семинара «Профилирование школ: разработка учебных планов «. // Инновационные процессы в образовании.- СПб., 1997.- Т. 2-С. 68−84.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. М 3266−1 // Российская газета, 31 июля 1992 г. С. 3−6.
  72. И. Н. Профессиональная ориентация школьников: Для факультетов общественных профессий. М.: Просвещение, 1988. — 269с.
  73. О. Российская школа анфас и в профиль: Концепция профил. обучения в сред, шк./ О. Захарова // Лицейс. и гимназ. образование.-2002.-N4.-С. 11−18.
  74. И. А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  75. С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. 61 с.
  76. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992. — 78 с.
  77. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки-специалистов, 1999. -24 с.
  78. Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. — 127 с.
  79. Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  80. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  81. Д. Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. Переизд. М.: Музыка, 1987. — 126 с: ил., нот.
  82. О. Ф. Об организации профильного образования в 1112 классах: Обучение в предуниверситарии («послесредней школе»)./ О. Ф. Кабардин // На пути к 12-летней школе.- М., 2000.- С. 228−232.
  83. М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  84. С. И. Преемственность школы и вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов: Дис.. канд. пед. наук. -Запорожье, 1986. 216 с.
  85. А. В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании // Развитие личности и информирование индивидуальности: сборник материалов. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. С. 54−56.
  86. А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань: Б.и., 1995. — 102 с.
  87. А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. — Казань, 1980. 138 с.
  88. Н. И. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983.-63 с.
  89. М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. 35с.
  90. Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. — 2-е изд. Доп. И доработанное. — М.: Просвещение, 1990. 158 с.
  91. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпа-радигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  92. Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. Избранные педагогические сочинения. м.: 1941.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника. М: Просвещение, 1982. -207 с.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. 24 с.
  95. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к Приказу Минобразования России от 18.07.02 г. № 2783.21 с.
  96. Концепция структуры и содержания общего образования (12-летняя школа) //На пути к 12-летней школе: Сб. научн. Трудов /Под ред. Ю. И. Дика и A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2000. С. 9−20.
  97. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. -121 с.
  98. А. А. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени школы/ A.A. Кузнецов, М. А. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.- N1.- С. 40−46.
  99. А. А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы/ A.A. Кузнецов, JI.O. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.- N 3, — С. 54−58.
  100. О. В. Профильное обучение в процессе выявления и развития творческого потенциала школьника/ О. В. Кузьмина // Проблемы учебного процесса в инновационных школах.- Иркутск, 2001.- Т. Вып.6.- С. 8−14.
  101. Л. В. Организационно-содеражтельные основы профессиональной переподготовки педагога искусства как учителя мировой художественной культуры. Автореф. дисс. к.п.н. — 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. — М., 2007. — 20 с.
  102. В. П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы/ В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Левин // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.- С.307−312.
  103. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  104. П. С. Место и роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников средней 12-летней школы/ П. С. Лернер // На пути к 12-летней школе.- М., 2000.- С. 236−242.
  105. П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии.- 2002. № 6. С.75−81.
  106. П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. -2003. № 4.-С. 51−61.
  107. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие для студентов вузов- С-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. С-Пб.: Издательство СПбГУП, 2000.508 с.
  108. А. В. Что такое образование? О воспитании и образовании. М., 1976. — 357 с.
  109. А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.-304 с.
  110. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. —М.: Просвещение, 1990. 190 с.
  111. Материалы для истории Императорского С-Петербургского Воспитательного дома. Собраны и составлены помощником начальника округов Ф. А. Тарапыгиным. С.-Петербург, 1878. — 79 с.
  112. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  113. В. В. Может быть, вернемся к истокам? // Высшее образование. 1988. — № 8. — С. 56−62.
  114. Е. Н. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. М.: Учпедгиз, 1936. — 470 с.
  115. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественно го творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.349−860.
  116. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. — Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  117. С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. Издание второе. — СПб.: тип. Дома презрения малолетних бедных, 1882. — 252 с.
  118. Е.А. Концептуальная педагогическая диагностика: становление, достижение, проблемы и перспективы развития- Министерство образования и науки РФ, Федеральное агенство по образованию, ГОУВПО ТГПИ. Таганрог: Издательство ТГПИ, 2007. — 193 с.
  119. Молчанова 3. М., Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие/ З. М. Молчанова, A.A. Тимченко, Т. В. Черникова. — 2-е издание, стер. Москва: Глобус, 2007.- 125 с.
  120. Московское училище св. Екатерины: 1803−1903. Исторический очерк / ред. В. А. Вагнер. -М.: тип. Снигирева, 1903. 578 с.
  121. А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 312 с.
  122. В. И. О развитии профессионально значимых качеств личности учителя-музыканта // Музыка в школе. 1989. -№ 4. — С. 24−27.
  123. Е. Н. Звуковой мир музыки. — М.: 1988. —
  124. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. — 300 е., портр. ил., нот.
  125. . М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  126. . М. Роль искусства в системе общего образования // Роль искусств в общеобразовательном процессе. М.: Моск. комитет по образ., 1999. — С.3−26.
  127. Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2005.-68 с.
  128. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов. М.: НИИВШ, 1989. — 156 с.
  129. Г. В., Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / С.-Петербург, гос. Университет. — СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 1992. — 166 с.
  130. Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис.. докт. пед. наук. М., 2000.393 с.
  131. А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  132. Образовательная область «Искусство» // Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования/ Отв. ред. JI. Е. Курнешова. М.: ГОМД «Школьная книга», 2000. -136 с.
  133. Объяснительная записка к программе музыкального курса, составленная Е. П. Рапгофом. СПб., 1901. — 17 с.
  134. П. Г. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб.: 1852. — 35 с.
  135. И. Г. Что дает метод уму и сердцу / Избр. пед. соч.: В 2-х тт.-М.: 1981.
  136. И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801−1917: Энциклопедия. Санкт-Петербург, 1999. -368 с.
  137. Ф. И. Образование через всю жизнь // Учительская газета. — 1988. -17 декабря.
  138. А. А. Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение?: Беседа с советником министра образования A.A. Пинским./ А. А. Пинский- Беседу вела С. Кириллова // Первое сент.- 2003.- 26 anp.(N 30).- С. 1−30.
  139. С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. Акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84с.
  140. С. А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпициной- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 56с.
  141. Е. В. Выбор в зарубежной школе. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 80с.
  142. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. —М.: АПК и ПРО, 2005. 124 с.
  143. Положение о детской семилетней музыкальной школе. М.: 1933.
  144. С. Профиль завтрашнего дня: О «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»./ С. Поляков // Школ, обозрение.- 2002.- N 6.- С. 2−8.- (Госполитика).
  145. Г. А., Постовалов С. С. Основы профильной дифференциации обучения // Открытая шк.- 2000.- N 2.- С. 28−32.
  146. Г. А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф.Одоевского: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 80 с.
  147. Г. А. Традиции и инновации в историко- педагогической подготовке педагога-музыканта: теоретико-методологический анализ: Монография. СПб.: Астерион, 2007. 160 с.
  148. Программа курса «Введение в специальности и основы педагогического мастерства»: Для педагогических училищ. М.: MHO РСФСР, 1989.-23 с.
  149. Липец, гос. техн. ун-т. 4.2: Инновационные процессы в высшей школе и проблемы совершенствования подготовки специалистов. 2002.- 161 с.
  150. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского-. 2-е изд. исп. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  151. Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  152. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.
  153. Разработка модели оптимизации учебного процесса в средних специальных заведениях / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. и др. // Проблемы средней специальной школы: Обзор информ. / НИИВО- Вып. 1. М., 1992. -40 с.
  154. Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 193 с.
  155. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973.
  156. . Ж. Эмиль, или о Воспитании / Пед. соч.: В 2-х т. Т. 2. -М.: 1981.173. Савицкая Н. Профиль школы — дело добровольное // Независимая газета. — 2003. — 14 ноября.
  157. В. Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / Свердловский пед. институт. — Свердловск, 1986. — 142 с.
  158. В. Ф. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов, М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  159. Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного педагогического образования учителя: Дис. докт. Пед. наук в виде научн.доклада. Волгоград, 1998. — 79 с.
  160. Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Методическое пособие / Под ред. A.A. Деркача, И. В. Калит. М.: Вузовская книга, 2001. -131с.
  161. Е. Профильная эволюция: Рос. сред, образование готовится к переходу на профил. обучение в ст. кл./ Е. Скворцов // Элит, образование. 2002.- N 6.- С. 8−10.
  162. Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Дис. докт. пед. наук. М., 1997. — 472 с.
  163. Н. В. Концептуальные подходы к организации профильного обучения учащихся в 10−11 классах: В свете сотрудничества сред, шк. с вузами./ Н. В. Сорокина // От профильной подготовки к профессиональному образованию.- М., 2002.- С. 68−70.
  164. Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  165. M. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2005. 96 с.
  166. Т. А. Художественно-ориентированная организация процесса повышения квалификации учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1999.-22 с.
  167. В. Н. «Духовная моему сыну. Тексты духовной и увещания: Содержание Разговора о пользе наук и других сочинений. — Объяснительные статьи. Сиб., И. Глазунов, 1896. — 84 с.
  168. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ Под ред. Т. Г. Новиковой. M.: АПК и ПРО, 2003. — 1 Юс.
  169. . М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985.- 328 с.
  170. Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. СПб.: Образование, 1996.- 78 с.
  171. Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С.-Петербург: 1997, -168 с.
  172. В. П. Пятидесятилетие Санкт-Петербургского H ико-лаевского сиротского института 1837−1887. Исторический очерк. СПб.: Энциклопедия заготовления государственных бумаг, 1887.
  173. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педаг. соч. В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990. -528 с.
  174. Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (Х1Х-ХХ века). Екатеринбург, Урал. Гос. пед. ун-т, 2001. 140 с.
  175. . М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М.: б.и., 1999. — 231 с.
  176. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся муз. отдел, педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
  177. Т. В. Художественное образование. Сборник авторских программ. Вып. 1. М.: АПК и ПРО, 1999. — 41 с.
  178. Т. В., Янике Ю. В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания / Под ред. Н. А. Селезневой, В. П. Беспалько. М.: Гуманит. изд. центр ВЯАДОС, 1999.-208 с.
  179. Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АПК и ПРО, 2001.- 128 с.
  180. Т. В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2005−102 с.
  181. Т. В., Ламыкина Л. В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие/ Сост. И научн. Ред. Т. В. Челышева.- М.: АПК и ППРО, 2005. 104с.
  182. Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. Пособие. М.: Глобус, 2006. — 256 с. — (Профильная школа)
  183. Т. В. Психолого-педагогические основания профессионального развития и социальной работы: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук: спец. 19.00.07. Москва, 2005. — 50 с.
  184. С. Ю. Ориентация образования на деятельностное содержание: В системе проф. образования./ С. Ю. Черноглазкин // От профильной подготовки к профессиональному образованию.- М., 2002.- С. 74−76.
  185. И. Д., Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе- Отв. Ред. к.п.н. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1998. 140 с.
  186. С. Н. Надо выбрать задачу так, чтобы выбор остался за детьми: К разраб. концепции профил. обучения в сред, шк./ С. Чистякова // Первое сент.- 2002.- 15 июня (N 41).- С. 3. 41.
  187. С. Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кро-пивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки: Сред, шк./ С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев и др. // Школ, технологии.-2002,-N 1.- С. 101−108.
  188. И. И. О профилизации в средней школе: По материалам обследований./ И. И. Шабатин // Экономика образования.- 2003.- N 2.- С. 48−51.
  189. В. Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.361−370.
  190. В. Д. Проблемы системогенеза и профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  191. Е.А. Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (основные направления и методики): Дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. 146 с.
  192. С. Т. Работа для будущего: Документальное повествование. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  193. Е. Профильная школа это индивидуализация обучения и свобода выбора/ Е. Шестернинов, М. Арцев // Директор шк.- 2003.- N 2.- С. 14−17.
  194. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001. — 336 с.
  195. В. Н. Социология и искусство (в самопознании общества). М.: Знание, 1980. — 56 с.
  196. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение- Сост. Н. Н. Гара, Ю. И. Дик, Л. М. Рыбченкова и др.- Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Владос, 2001. — 510 е.: табл.
  197. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: 1989.123 с.
  198. В. В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 34−40.
  199. Российская академия образования. Москва: Компания Спутник+, 2004. -252 с.
  200. Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 154.
  201. Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 158.
  202. Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 271.
  203. Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф.108, оп. З, д. 1977, л. 371.
Заполнить форму текущей работой