Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения
Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачамиспользованием широкого круга методической и научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положенийприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачами логике исследованияоптимальным сочетанием… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методические аспекты проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе музыкально-педагогического профильного обучения
- 1. 1. Исторические предпосылки становления музыкально-педагогического профильного обучения в российской школе
- 1. 2. Проблема музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в современной теории и практике музыкального образования
- 1. 3. Модель музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения
- Глава II. Содержание и организация музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения (опытно-экспериментальная работа)
- 2. 1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
- 2. 2. Содержание формирующего эксперимента
- 2. 3. Анализ результатов формирующего эксперимента
Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения, происходящие в системе современного российского образования, отмечены переходом к личностно-ориентированному обучению, учитывающему индивидуальные запросы и интересы учащихся. Индивидуализация образовательного процесса особенно актуальна на старшей ступени общеобразовательной школы, так как именно в это время многие учащиеся испытывают потребность в своем профессиональном самоопределении. Решению этой задачи в значительной степени способствует профильное обучение, позволяющее старшеклассникам выстраивать свой образовательный маршрут в соответствии с перспективами будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время профильное обучение становится важным звеном в системе непрерывного образования человека, создавая ему условия для (успешной социализации и адаптации в изменяющемся мире. Этим факторомво многом обусловливается внимание ученых, педагогов к проблеме профориентации старшеклассников. В работах специалистов исследуются её различные аспекты:
— методологические и теоретические основы профориентации учащихся (С. И. Вершинин, В. И. Журавлев, Е. А. Климов, П. С. Лернер, Н. Ф. Роди-чев, Е. О. Черкашин, С. Н. Чистякова и др. [41, 75, 100, 204, 205, 206, 207]);
— социальные аспекты профессионального самоопределения личности (Э. А. Аксенова, J1. К. Артемова, С. А. Писарева, В. Н. Шубкин и др. [6, 14, 15, 16, 17, 151,215]);
— психолого-педагогические условия формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению (О. В. Акулова, О. Б. Даутова, Е. А. Климов, О. Н. Крылова, Г. В. Никитина, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына, Т. В. Черникова и др. [8, 57, 58, 100, 141, 153, 200, 201]).
Интерес педагогов, исследователей к проблемам профильной подготовки учащихся обусловлен тем, что профилизация обучения создает благоприятные условия для формирования профессионального самоопределения учащихся в различных сферах, в том числе и в области будущей музыкально-педагогической деятельности.
Актуальность ¦ исследования проблемы профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся в настоящее время определяется рядом предпосылок. В их числе:
1) социокультурные предпосылки, связанные с возможностью удовлетворения познавательных интересов учащихся к музыкально-педагогической деятельности — с одной стороны, а с другой — с современными потребностями рынка труда и расширением в связи с этим сфер приложения профессиональных знаний и умений педагога-музыканта;
2) теоретико-практические предпосылки, обусловленные необходимостью обогащения теории и методики музыкально-педагогического образования на различных его уровнях, в том числе — и на ступени допрофессиональ-ной подготовки;
3) гносеологические предпосылки, связанные с важностью накопления знаний о специфике профессиональной музыкально-педагогической деятельности как процессе передачи духовного наследия поколений.
В осмысление вопросов музыкально-педагогического самоопределения учащихся внесли значительный вклад такие педагоги-музыканты, ученые, как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Н. Л. Гродзенская, Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и другие исследователи. В их трудах акцентировано внимание на комплексном подходе к системе музыкального образования в единстве связей «школа-вуз» [1,2,3,10,12, 13, 18, 19, 170, 187, 194].
В то же время следует отметить, что теоретические основы этой взаимосвязи, обоснованные в трудах вышеупомянутых авторов, до настоящего времени не нашли должного отражения в практике. В профориентации учащихся в общеобразовательных школах и в системе дополнительного музыкального образования педагогическая стратегия базируется, прежде всего, на развитии музыкально-исполнительской техники учащихся. При этом не только ограничивается полноценное творческое развитие личности ученика, но и не создаются условия для формирования в сознании учащихся представлений о богатстве и многообразии профессиональной музыкальной деятельности, которая включает не только исполнительскую практику, но и другие аспекты, характеризующиеся, в том числе, и педагогической направленностью.
Технологический крен в музыкальной подготовке учащихся приводит к тому, что абитуриенты, поступающие на музыкально-педагогические факультеты вузов, зачастую имеют смутные представления о специфике профессии педагога-музыканта, ориентируясь, в основном, на музыкально-исполнительскую деятельность.
На имеющийся технологический перекос и необходимость выработки иных подходов в общем музыкальном образовании в разное время обращали внимание известные педагоги-музыканты Е. Б. Лисянская, В. П. Середа, Г. И. Шатковский и др. Эта же проблема в контексте развивающего обучения затрагивалась в педагогических публикациях Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, В. В. Давыдова, Г. М. Цыпина, в искусствоведческих исследованиях М. М. Берлянчика, В1 В. Медушевского, Е. Н. Назайкинского и др. [1,2,3,10, 55,56, 125, 135, 194].
Наряду с этим в настоящее время существует ряд и других проблем, затрудняющих процессы музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся: недостаточно развита соответствующая учебно-методическая база общеобразовательных учреждений, отсутствует научно-методическая литература по технологиям музыкально-педагогического профильного обучения, уровень подготовки кадрового потенциала не в полной мере соответствует поставленным задачам.
Анализ имеющихся в настоящее время исследований свидетельствует о том, что в теоретическом плане проблема профильной музыкально-педагогической подготовки разработана фрагментарно и не получила к настоящему времени должного осмысления. Изучение научной литературы по данной проблеме, анализ современного состояния практики организации музыкально-педагогической подготовки на старшей ступени школьного образования позволили выявить следующие противоречия:
• между личностными притязаниями старших школьников, выбирающих профессию педагога-музыканта, и требованиями, предъявляемыми данной профессией к человеку;
• между потребностями старшеклассников в выборе музыкально-педагогического профиля обучения и относительно узкой, в основном исполнительской направленностью профильной подготовки в системе общего музыкального образования, ориентирующейся преимущественно на достижение частных дидактических целей;
• между ориентацией старших школьников на профессию педагога-музыканта и отсутствием у них необходимых знаний о специфике музыкально-педагогической деятельности.
Стремление найти, пути разрешения" обнаруженных противоречий определило задачи нашего исследования, заключающиеся в выявлении условий, способствующих эффективности осуществления музыкально-педагогической профильной подготовки, учащихся на старшей ступени школьного образования.
Все изложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Музыкально-педагогическая подготовка учащихся в условиях профильного обучения».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании модели музыкально-педагогической подготовки учащихся в условиях профильного обучения.
Объект исследования: процесс музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в системе общего образования.
Предмет исследования: условия музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся на третьей-ступени общего образования.
В ходе исследования мы исходили из предположения о том, что эффективность музыкально-педагогической подготовки учащихся в процессе школьного образования обеспечивается условиями, предусматривающими:
• формирование у учащихся положительной мотивации к профессии педагога-музы канта;
• индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом специфики музыкально-педагогической деятельности;
• включение допрофессиональной профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общенаучный, философский и педагогический контекст исследуемой проблемы.
2. Обосновать специфику музыкально-педагогической профильнойподготовки учащихся в системе общего образования, ее содержании и структуре.
3. Выявить факторы, снижающие эффективность музыкально-педагогической профильной подготовки.
4. Охарактеризовать формы и методы работы в профильных классах, стимулирующие формирование у учащихся положительной мотивации к профессиональной деятельности педагога-музыканта.
5. Разработать и экспериментально апробировать модель обучения, соответствующую целям и задачам музыкально-педагогической подготовки учащихся.
Методологической основой исследования явились:
— результаты исследований проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе школьного образования (О. В. Акулова, Л. К. Артемова, Г. А. Бордовский, Л. В. Ламыкина, П. С. Лернер, А. П. Тря-пицына, Т. В. Челышева, Т. В. Черникова, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова и др.
8, 16, 17, 35, 112, 116, 117, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 206, 207]);
— психолого-педагогические теории формирования мотивов учения (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, С. М. Бондаренко, Н. Б. Лаврентьева и др. [21, 31, 33, 113]), индивидуализации и дифференциации обучения (А. А. Вербицкий, Н. Э. Касаткина, А. А. Кирсанов и др. [40, 95, 96]);
— современные исследования проблем методологии и теории музыкального образования (Н. И. Киященко, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, В. Г. Ражников, Н. А. Терентьева и др. [97, 98, 142, 167, 170, 187]);
— труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. А. Праслова, Г. М. Цыпин и др. [1,2,3,10, 18,19,159,194]);
— концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Г. Г. Нейгауз, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др. [20, 86, 87, 88, 89, 135,136, 137,138,219]).
Методы исследования:
1) теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документоврегламентирующих образовательный процесс в школе и вузе) — 2) методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент) — 3) обобщение личного педагогического опыта автора исследования.
Организация и база исследования.
Исследование осуществлялось поэтапно с 2003 г. по 2009 г. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ СОШ № 235 имени Д. Д. Шостаковича, Охтинского лицея искусств Санкт-Петербурга, подготовительных курсах при факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на факультете музыки РГПУ им. А. И. Герцена.
На первом этапе (2003;2004) осуществлялся анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, определялась его программа.
На втором этапе (2004;2008) проводилась опытно-экспериментальная работа.
Третий этап (2008;2009) включал в себя анализ и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
• разработана модель обучения, соответствующая целям и задачам музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся в системе школьного образованиявыявлены и проанализированы основные структурные компоненты этой модели- «•.
• дано теоретико-методологическое обоснование условий эффективности осуществления профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся;
• разработаны уровневые критерии, отражающие степень подготовленности старшеклассников к профессиональному самоопределению в области педагогики музыкального образования.
Теоретическая значимость исследования:
• системно раскрыты вопросы, связанные с содержанием, формами и методами обучения, ориентированного на музыкально-педагогическую профилизацию учащихся;
• обоснованы принципы реализации музыкально-педагогической подготовки, как исходные теоретические положения для разработки содержания профильного обучения в системе «школа-вуз»;
• уточнены основные компоненты модели обучения, структурированной с учетом специфики музыкально-педагогической подготовки учащихся в процессе школьного образования.
Практическая значимость диссертации:
• научно-теоретические результаты исследования возможно использовать для углубления концептуальных представлений о постановке и решении современных проблем профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся и разработки стратегии дальнейшего развития отечественного музыкального образования.
• программно-учебные и методические материалы, разработанные и апробированные в ходе исследования (программа курса «Введение в педагогику музыкального образования», методические рекомендации для преподавателей и др.) могут быть реализованы в процессе профильного школьного образования;
• данные исследования могут быть применены при разработке содержания учебных дисциплин и факультативных программ профильного обучения в общеобразовательных школах и в системе дополнительного музыкального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачамиспользованием широкого круга методической и научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положенийприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачами логике исследованияоптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследованияапробацией и внедрением в практику полученных результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время всё более явно заявляет о себе несоответствие между потребностью российского социума в педагоге-музыканте широкого профиля, способном средствами музыкального искусства решать педагогические задачи, отвечающие «вызовам» времени, и относительно узкой, ориентирующейся преимущественно на исполнительскую направленность, профильной музыкальной подготовкой учащихся в системе общего и дополнительного музыкального образования. Это противоречие обусловливает необходимость разработки научно-методических основ музыкально-педагогического профильного обучения, позволяющего старшекласснику получить наиболее полное представление о профессиональной деятельности педагога-музыканта.
2. Музыкально-педагогическая профильная подготовка представляет собой целостный процесс становления у учащегося личностной позиции, отражающей его ценностное отношение к профессиональной музыкально-педагогической деятельности на основе сформировавшихся в ситуации свободного выбора мировоззренческих убеждений, положительной мотивации к профессии педагога-музыканта, а также компетенций, необходимых для будущей профессиональной подготовки в системе музыкально-педагогического образования.
3. Эффективность профильной музыкально-педагогической подготовки определяется рядом условий: построение допрофессионального музыкального образования с учетом запросов и потребностей обучающихсяразвитие у учащихся познавательного интереса к педагогике и музыкальному искусству в их взаимосвязииндивидуализация и дифференциация педагогического процесса с учетом особенности музыкально-педагогической деятельностивключение профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования.
4. Модель музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся как совокупность форм, методов и средств, направленных на содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, должна учитывать логику восхождения к профессии «педагог-музыкант», отвечать цели и задачам соответствующей профессиональной ориентации старшеклассников и базироваться на преемственных связях школьного и дальнейшего профессионального музыкально-педагогического образования учащихся.
Выводы по II главе.
Материалы констатирующего и формирующего экспериментов подтверждают действенность использования разработанной модели профильной музыкально-педагогической подготовки. Что позволило разработать другую модель — выпускника профильных музыкально-педагогических классов. Модель выпускника является в определенной мере, ориентиром для совершенствования, преобразования подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в области педагогики музыкального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании результатов исследования можно сделать следующие основные выводы;
1. Музыкально-педагогическая профильная подготовка учащихся школ — сложный, требующий специальной продуманной организации процесс. Он имеет как личностную направленность — влияет на профессиональное самоопределение школьников в аспекте будущей профессии «педагог-музыкант», так и методологическую — воздействует на качественные изменения в самом профильном обучении.
2. Результаты экспериментальной работы по внедрению профильного музыкально-педагогического образования в практику педагогической деятельности свидетельствуют о том, что эффективность профильной музыкально-педагогической подготовки школьников обусловлена опорой этого процесса на принципы целостности, преемственности, комплексности, единства теории и практики, активизации творческого потенциала учащихся.
3. Осмысление феномена «преемственность» в контексте проблемы исследования позволило научно аргументировать представление о специфике профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся как длительном системном накоплении у них опыта в различных видах музыкальной деятельности и непрерывном процессе развития музыкальных способностей и личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
4. Положительная динамика в формировании профессиональной ориентации старшеклассников на будущую музыкально-педагогическую деятельность обусловлена рядом условий: построением допрофессионального музыкального образования с учетом запросов и потребностей обучающихсяформированием у учащихся познавательного интереса к педагогике и музыкальному искусству в их взаимосвязивключением допрофессиональной профильной подготовки учащихся в единую систему непрерывного музыкально-педагогического образования школа — вуз.
Важная роль в профессиональном становлении старшеклассников отводится согласованию позиций всех субъектов музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся, а также организации развивающей образовательной среды, создающей благоприятные условия для внедрения новых форм музыкально-педагогической профильной подготовки учащихся.
5. Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы профильной музыкально-педагогической подготовки учащихся. Представляется, что в числе вопросов, требующих дальнейшего исследования в рамках заявленной проблематики, могут быть следующие: готовность учителей школ к реализации музыкально-педагогического профильного обучения старшеклассниковопределение ценностных ресурсов образовательных областей профильной школывнедрение новых форм профессиональной ориентации на основе современного знания о профессии «педагог-музыкант» и др.
Список литературы
- Абдуллин Э. Б. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Абдуллин Э. Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта // Вопросы подготовки музыканта-педагога. — Магнитогорск, 1997.-327 с.
- Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX начала XX века: теория, концепция, практика: монография. — М.: Музыка, 2007. — 344 с.
- Адищев В. И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А.Д.Городцова: дис.. канд. пед. наук. -М. 1979.-205 с.
- Аксенова Э. А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы развития: Ист. аспект./ Э. А. Аксенова // Образование в Сибири. -2002. ^ 1.- С. 137−146.
- Аксенова Э. А. Профильное обучение старших школьников в дореволюционной России и за рубежом/ Э. А. Аксенова // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002.- С. 297−303.
- Акулова О. В. Информационная работа в профильном обучении. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 44с.
- Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд. 3 — М.: «Музыка», 1978.-215 с.
- Ю.Алиев 10. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: МОДЭК, 1998. — 352 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1.— М.: Педагогика, 1982.-289 с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- З.Апраксина О. А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 61 с.
- Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //Школьные технологии.- 2003.- N 4.- С. 22−31.
- Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Пед. образование и наука.- 2003.- N 1.- С. 46−51.
- Артемова Л. К. Профильное обучение от концепии до реализации: / Под редакцией чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. Симоненко В. Д. Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2004.- 305с.
- Артемова Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования Моногр./ Л. К. Артемова. М.- Новокузнецк: НГПИ, 2002.- 118с.
- Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1986.-36 с.
- Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л., 1973. — 144 с.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: 1976.
- Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. и др. Психология одаренности детей и подростков.-М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.
- Балакирева Э. В. Педагогическая ориентация учащихся в условиях профильного обучения. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -82с.
- Баренбойм Л. А. За полвека. Л.: 1989.
- Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд. -Л. :. 1979. 352 с.
- Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л-д, «Музыка», 1969. — 312 с.
- Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб.: Тип. при Имп. Акад. наук, 1764. — 12 с.
- Благонадежина Л. В. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. 64 с.
- Богоявленская Д. Б., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. Б. и др. Основные современные концепции творчества и. одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. -416 с.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: 1972.
- Болотова Е. Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников/ Е. Л. Болотова // Наука и школа -2000.-N3, — С. 25−28.
- Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. — 408 с.
- Брянцев М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование. Брянск: Курсив, 1999. — 200 с.
- Ваганов А. Школу развернули в профиль // Независимая газета. -2002. 15 нояб.
- Валеев Г. X. Развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в различных формах дифференцированного обучения/ Г. Х. Валеев // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 6−19.
- Вашков В. В. Многопрофильное лицейское образование: (Принципы, методы, перспективы)/ В. В. Вашков // Завуч.- 2001, — N 6.- С. 125−130.
- Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем Качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с
- Вершинин С. И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников: методические рекомендации. АПН СССР, НИИ труд, обуч. и проф. ориентации. — М.: АПН СССР, 1988. — 35 с.
- Вессель Н. В. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России // Русская школа. 1890. — № 7. — С. 20−42.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1987. — 344 с.
- Гербарт И. Ф. Психология- С предисловием профессора С-Пб университета А. И. Введенского. — Санкт-Петербург, ред. журнала «Пантеон лит.», 1895.-IV, 278 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Горюнова JT. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988.-№ 2.-С.7−17.
- Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Музыка в школе. 1992. — № 4. — С. 15−18.
- Григорьева М. В. Особенности организации профильного обучения в школе/ М. В. Григорьева // Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики.- Омск, 2001.- С. 75−80.- Библиогр. в конце ст.
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе/ В. Гузеев // Нар. образование.- 2002.- N 9.- С. 113−122.
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.-69 с.
- Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. -128с.
- Гутник И. Ю. Педагогическая диагностики в профильном обучении: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпи-циной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 54 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Российская академия образования, Психологический институт, Международная ассоциация «Развивающее обучение». М.: ОПТ! «ИНТОР», 1996. — 541 с.
- Давыдов В. В., Люмпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. -М., 1982.
- Даутова О. Б., Менг Т. В., Пискунова Е. В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. Учеб.-метод, пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. 112 с.
- Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. 176 с.
- Дашковская О. Профильная школа на распутье: Вопр. профил. обучения в ст. кл. шк. на Всерос. совещ. в М-ве образования Рос. Федерации./ О. Дашковская // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».-2002.-N 15.- С. 4−5. 15.
- Дашковская О. Каким быть учебнику для профильной школы?: О Концепции профил. обучения на ст. ступени общ. образования и вопр. ее учеб.-метод. обеспечения./ О. Дашковская // Первое сентября 2002.- 19 ноября (N 80).- С. 3, — (Учебники- N 59).
- Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
- Дик Ю. И. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: Сред, шк./ Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И.А. Caсова и др. // От профильной подготовки к профессиональному образованию.-М., 2002.-С. 11−28.
- Дик Ю. И. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования/ Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др. // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.- С. 257−277.
- Добрецов Н. В. Дополнительное образование и профильная школа. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпици-ной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 114с.
- Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем: О «Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы», разраб. рабочей группой М-ва образования Рос. Федерации./ Э. Днепров //Первое сент.- 2002.- 18 мая (N 33).- С. 2−33.
- Древницкая Н. J1. Организационная модель дифференциации обучения учащихся профильных классов общеобразовательной школы/ H.JT. Древницкая // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения.-Курган, 2001.- T. N 1(7).- С. 60−63.
- Дубовицкая Т. Д. Исследование учащихся с целью определения профиля обучения: Методы исслед./ Т. Д. Дубовицкая // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 29−38.
- Дубовицкая Т. Д. Психологические основы многопрофильного обучения/ Т. Д. Дубовицкая // Профильное обучение: теория, опыт, перспективы.- Стерлитамак, 1999.- С. 19−29.
- Ефремов А. В. Развитие гуманитарного образования сельских школьников в условиях профильного обучения/ A.B. Ефремов, Ю.С. Пичу-гов.- М.: Полиграфист, 2001.- 73 е.- Библиогр. в конце ст.
- Жафяров А. Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы/ А. Ж. Жафяров // Педагогика.- 2000.- N 9.- С. 46−49.
- Жафяров А. Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение: (Концепция и опыт реализации).- Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 1995.- 28 е.: ил.
- Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов на Дону: Изд-во ростовского ун-та, 1972. — 199 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Заир-Бек Е. С. Разработка профильных учебных программ: По материалам Междунар. семинара «Профилирование школ: разработка учебных планов «. // Инновационные процессы в образовании.- СПб., 1997.- Т. 2-С. 68−84.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. М 3266−1 // Российская газета, 31 июля 1992 г. С. 3−6.
- Захаров И. Н. Профессиональная ориентация школьников: Для факультетов общественных профессий. М.: Просвещение, 1988. — 269с.
- Захарова О. Российская школа анфас и в профиль: Концепция профил. обучения в сред, шк./ О. Захарова // Лицейс. и гимназ. образование.-2002.-N4.-С. 11−18.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
- Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. 61 с.
- Ильин Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992. — 78 с.
- Ильин Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки-специалистов, 1999. -24 с.
- Иовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. — 127 с.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Кабалевский Д. Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. Переизд. М.: Музыка, 1987. — 126 с: ил., нот.
- Кабардин О. Ф. Об организации профильного образования в 1112 классах: Обучение в предуниверситарии («послесредней школе»)./ О. Ф. Кабардин // На пути к 12-летней школе.- М., 2000.- С. 228−232.
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
- Казаченко С. И. Преемственность школы и вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов: Дис.. канд. пед. наук. -Запорожье, 1986. 216 с.
- Карпов А. В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании // Развитие личности и информирование индивидуальности: сборник материалов. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. С. 54−56.
- Кирсанов А. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань: Б.и., 1995. — 102 с.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. — Казань, 1980. 138 с.
- Киященко Н. И. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983.-63 с.
- Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. 35с.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. — 2-е изд. Доп. И доработанное. — М.: Просвещение, 1990. 158 с.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпа-радигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
- Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. Избранные педагогические сочинения. м.: 1941.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М: Просвещение, 1982. -207 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. 24 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к Приказу Минобразования России от 18.07.02 г. № 2783.21 с.
- Концепция структуры и содержания общего образования (12-летняя школа) //На пути к 12-летней школе: Сб. научн. Трудов /Под ред. Ю. И. Дика и A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2000. С. 9−20.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. -121 с.
- Кузнецов А. А. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени школы/ A.A. Кузнецов, М. А. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.- N1.- С. 40−46.
- Кузнецов А. А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы/ A.A. Кузнецов, JI.O. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.- N 3, — С. 54−58.
- Кузьмин О. В. Профильное обучение в процессе выявления и развития творческого потенциала школьника/ О. В. Кузьмина // Проблемы учебного процесса в инновационных школах.- Иркутск, 2001.- Т. Вып.6.- С. 8−14.
- Ламыкина Л. В. Организационно-содеражтельные основы профессиональной переподготовки педагога искусства как учителя мировой художественной культуры. Автореф. дисс. к.п.н. — 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. — М., 2007. — 20 с.
- Лебедева В. П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы/ В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Левин // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.- С.307−312.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер П. С. Место и роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников средней 12-летней школы/ П. С. Лернер // На пути к 12-летней школе.- М., 2000.- С. 236−242.
- Лернер П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии.- 2002. № 6. С.75−81.
- Лернер П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. -2003. № 4.-С. 51−61.
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие для студентов вузов- С-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. С-Пб.: Издательство СПбГУП, 2000.508 с.
- Луначарский А. В. Что такое образование? О воспитании и образовании. М., 1976. — 357 с.
- Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.-304 с.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. —М.: Просвещение, 1990. 190 с.
- Материалы для истории Императорского С-Петербургского Воспитательного дома. Собраны и составлены помощником начальника округов Ф. А. Тарапыгиным. С.-Петербург, 1878. — 79 с.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Медушевский В. В. Может быть, вернемся к истокам? // Высшее образование. 1988. — № 8. — С. 56−62.
- Медынский Е. Н. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. М.: Учпедгиз, 1936. — 470 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественно го творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.349−860.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. — Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. Издание второе. — СПб.: тип. Дома презрения малолетних бедных, 1882. — 252 с.
- Михайлычев Е.А. Концептуальная педагогическая диагностика: становление, достижение, проблемы и перспективы развития- Министерство образования и науки РФ, Федеральное агенство по образованию, ГОУВПО ТГПИ. Таганрог: Издательство ТГПИ, 2007. — 193 с.
- Молчанова 3. М., Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие/ З. М. Молчанова, A.A. Тимченко, Т. В. Черникова. — 2-е издание, стер. Москва: Глобус, 2007.- 125 с.
- Московское училище св. Екатерины: 1803−1903. Исторический очерк / ред. В. А. Вагнер. -М.: тип. Снигирева, 1903. 578 с.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 312 с.
- Муцмахер В. И. О развитии профессионально значимых качеств личности учителя-музыканта // Музыка в школе. 1989. -№ 4. — С. 24−27.
- Назайкинский Е. Н. Звуковой мир музыки. — М.: 1988. —
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. — 300 е., портр. ил., нот.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Неменский Б. М. Роль искусства в системе общего образования // Роль искусств в общеобразовательном процессе. М.: Моск. комитет по образ., 1999. — С.3−26.
- Немова Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2005.-68 с.
- Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов. М.: НИИВШ, 1989. — 156 с.
- Никитина Г. В., Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / С.-Петербург, гос. Университет. — СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 1992. — 166 с.
- Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис.. докт. пед. наук. М., 2000.393 с.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Образовательная область «Искусство» // Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования/ Отв. ред. JI. Е. Курнешова. М.: ГОМД «Школьная книга», 2000. -136 с.
- Объяснительная записка к программе музыкального курса, составленная Е. П. Рапгофом. СПб., 1901. — 17 с.
- Ольденбургский П. Г. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб.: 1852. — 35 с.
- Песталоцци И. Г. Что дает метод уму и сердцу / Избр. пед. соч.: В 2-х тт.-М.: 1981.
- Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801−1917: Энциклопедия. Санкт-Петербург, 1999. -368 с.
- Перегудов Ф. И. Образование через всю жизнь // Учительская газета. — 1988. -17 декабря.
- Пинский А. А. Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение?: Беседа с советником министра образования A.A. Пинским./ А. А. Пинский- Беседу вела С. Кириллова // Первое сент.- 2003.- 26 anp.(N 30).- С. 1−30.
- Писарева С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. Акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84с.
- Писарева С. А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А.П. Тряпициной- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 56с.
- Пискунова Е. В. Выбор в зарубежной школе. Методические рекомендации к курсу по выбору / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 80с.
- Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. —М.: АПК и ПРО, 2005. 124 с.
- Положение о детской семилетней музыкальной школе. М.: 1933.
- Поляков С. Профиль завтрашнего дня: О «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»./ С. Поляков // Школ, обозрение.- 2002.- N 6.- С. 2−8.- (Госполитика).
- Постовалова Г. А., Постовалов С. С. Основы профильной дифференциации обучения // Открытая шк.- 2000.- N 2.- С. 28−32.
- Праслова Г. А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф.Одоевского: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 80 с.
- Праслова Г. А. Традиции и инновации в историко- педагогической подготовке педагога-музыканта: теоретико-методологический анализ: Монография. СПб.: Астерион, 2007. 160 с.
- Программа курса «Введение в специальности и основы педагогического мастерства»: Для педагогических училищ. М.: MHO РСФСР, 1989.-23 с.
- Липец, гос. техн. ун-т. 4.2: Инновационные процессы в высшей школе и проблемы совершенствования подготовки специалистов. 2002.- 161 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского-. 2-е изд. исп. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
- Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
- Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Разработка модели оптимизации учебного процесса в средних специальных заведениях / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. и др. // Проблемы средней специальной школы: Обзор информ. / НИИВО- Вып. 1. М., 1992. -40 с.
- Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 193 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973.
- Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о Воспитании / Пед. соч.: В 2-х т. Т. 2. -М.: 1981.173. Савицкая Н. Профиль школы — дело добровольное // Независимая газета. — 2003. — 14 ноября.
- Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / Свердловский пед. институт. — Свердловск, 1986. — 142 с.
- Сахаров В. Ф. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов, М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
- Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного педагогического образования учителя: Дис. докт. Пед. наук в виде научн.доклада. Волгоград, 1998. — 79 с.
- Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Методическое пособие / Под ред. A.A. Деркача, И. В. Калит. М.: Вузовская книга, 2001. -131с.
- Скворцов Е. Профильная эволюция: Рос. сред, образование готовится к переходу на профил. обучение в ст. кл./ Е. Скворцов // Элит, образование. 2002.- N 6.- С. 8−10.
- Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Дис. докт. пед. наук. М., 1997. — 472 с.
- Сорокина Н. В. Концептуальные подходы к организации профильного обучения учащихся в 10−11 классах: В свете сотрудничества сред, шк. с вузами./ Н. В. Сорокина // От профильной подготовки к профессиональному образованию.- М., 2002.- С. 68−70.
- Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
- Степанова M. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2005. 96 с.
- Сухова Т. А. Художественно-ориентированная организация процесса повышения квалификации учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1999.-22 с.
- Татищев В. Н. «Духовная моему сыну. Тексты духовной и увещания: Содержание Разговора о пользе наук и других сочинений. — Объяснительные статьи. Сиб., И. Глазунов, 1896. — 84 с.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ Под ред. Т. Г. Новиковой. M.: АПК и ПРО, 2003. — 1 Юс.
- Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985.- 328 с.
- Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. СПб.: Образование, 1996.- 78 с.
- Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С.-Петербург: 1997, -168 с.
- Тимофеев В. П. Пятидесятилетие Санкт-Петербургского H ико-лаевского сиротского института 1837−1887. Исторический очерк. СПб.: Энциклопедия заготовления государственных бумаг, 1887.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педаг. соч. В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990. -528 с.
- Федорович Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (Х1Х-ХХ века). Екатеринбург, Урал. Гос. пед. ун-т, 2001. 140 с.
- Целковников Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М.: б.и., 1999. — 231 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся муз. отдел, педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
- Челышева Т. В. Художественное образование. Сборник авторских программ. Вып. 1. М.: АПК и ПРО, 1999. — 41 с.
- Челышева Т. В., Янике Ю. В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания / Под ред. Н. А. Селезневой, В. П. Беспалько. М.: Гуманит. изд. центр ВЯАДОС, 1999.-208 с.
- Челышева Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АПК и ПРО, 2001.- 128 с.
- Челышева Т. В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2005−102 с.
- Челышева Т. В., Ламыкина Л. В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие/ Сост. И научн. Ред. Т. В. Челышева.- М.: АПК и ППРО, 2005. 104с.
- Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. Пособие. М.: Глобус, 2006. — 256 с. — (Профильная школа)
- Черникова Т. В. Психолого-педагогические основания профессионального развития и социальной работы: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук: спец. 19.00.07. Москва, 2005. — 50 с.
- Черноглазкин С. Ю. Ориентация образования на деятельностное содержание: В системе проф. образования./ С. Ю. Черноглазкин // От профильной подготовки к профессиональному образованию.- М., 2002.- С. 74−76.
- Чечель И. Д., Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе- Отв. Ред. к.п.н. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1998. 140 с.
- Чистякова С. Н. Надо выбрать задачу так, чтобы выбор остался за детьми: К разраб. концепции профил. обучения в сред, шк./ С. Чистякова // Первое сент.- 2002.- 15 июня (N 41).- С. 3. 41.
- Чистякова С. Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кро-пивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки: Сред, шк./ С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев и др. // Школ, технологии.-2002,-N 1.- С. 101−108.
- Шабатин И. И. О профилизации в средней школе: По материалам обследований./ И. И. Шабатин // Экономика образования.- 2003.- N 2.- С. 48−51.
- Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.361−370.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза и профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шарова Е.А. Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (основные направления и методики): Дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. 146 с.
- Шацкий С. Т. Работа для будущего: Документальное повествование. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Шестернинов Е. Профильная школа это индивидуализация обучения и свобода выбора/ Е. Шестернинов, М. Арцев // Директор шк.- 2003.- N 2.- С. 14−17.
- Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001. — 336 с.
- Шубкин В. Н. Социология и искусство (в самопознании общества). М.: Знание, 1980. — 56 с.
- Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение- Сост. Н. Н. Гара, Ю. И. Дик, Л. М. Рыбченкова и др.- Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Владос, 2001. — 510 е.: табл.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: 1989.123 с.
- Юдин В. В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 34−40.
- Российская академия образования. Москва: Компания Спутник+, 2004. -252 с.
- Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 154.
- Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 158.
- Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф. 108, оп. 3, д. 1977, л. 271.
- Отдел рукописей Центрального Государственного Исторического архива Москвы (ЦГИА). Ф.108, оп. З, д. 1977, л. 371.