Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность — основа развития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, нужно выяснить, в чем происходит наиболее усиленное его развитие как личности. Более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. В ряде своих работ крупнейший психолог В. Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней… Читать ещё >

Деятельность — основа развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность. Проблема деятельности — это предмет изучения всех наук об обществе. Это — важнейшая основа развития человека, становление его как личности. «Деятельность — важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…» [3].

Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, нужно выяснить, в чем происходит наиболее усиленное его развитие как личности. Более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. В ряде своих работ крупнейший психолог В. Г. Ананьев высказывал мысль о том, что труд является не только ранней формой развития человека в филогенезе, но и самой необходимостью в онтогенезе. Не уменьшая значения игры в развитии ребенка (и не только ребенка, но и взрослого), он утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребенка осуществляется не посредством игры, а в трудовых действиях, даже элементарных. С того времени, когда перестают кормить ребенка с ложечки (по настоянию самого же ребенка — «Я сам!»), ни одна потребность малыша не удовлетворяется без трудовой деятельности. Все действия самообслуживания: кормления, одевание, уход за собой, за своей комнатой — составляют важные стороны его повседневной жизни. Ущербом для развития ребенка и его личности, это выполнение за него действий взрослыми. В сенсомоторных действиях, в нервно-психическом и физическом напряжении, в трудовых процессах вырабатывается система навыков и умений, которые лежат в основе трудоспособности — свойства человека как субъекта труда. [4] Труд не только ранняя и главная основа жизни людей и общества, но и основной фактор развития их личности.

Следует помнить, чтобы развивать личность ребенка необходимо постоянно организовывать самые различные виды деятельности, которые способны всесторонне охватить своим влиянием развитие личности. Каждая деятельность для этого имеет богатые возможности. Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека.

В настоящее время известны различные подходы к определению деятельности, которые делятся на три типа: функциональный, системно-структурный и операционный. Для управления деятельностью недостаточно знать, что такое деятельность как процесс. Здесь разумно использовать анализ для выявления структуры деятельности как системы. Такой подход А. Н. Леонтьев называет общим строением деятельности: человеческая жизнь (в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях), отдельные деятельности (по критерию побуждающих их мотивов), действия (процессы, подчиняющиеся сознательным целям), операции (которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели). Сейчас такой подход в понимании структуры деятельности реализован в исследованиях А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова, А. Л. Журавлева, А. Ф. Эсаулова и других. [4].

Учебная деятельность заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный вопрос и объяснение наблюдаемых фактов, а также в исполнении намеченного плана. Мы можем выделить следующие модели учебной деятельности: описание, эвристика, деятельность по предписанию (эвристическому и алгоритмическому), деятельность по алгоритму такая последовательность представляет переход от более низкого уровня описания деятельности к более высокому.

Познание любого явления начинается с описания наблюдения за ним. На основе описания находится первоначальная структура деятельности (эвристика), которая становится основой создания установки. Алгоритм можно рассматривать как более познанную структуру деятельности. Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает осознание структуры процесса учебного познания. На начальном этапе организации главная роль принадлежит учителю: под его руководством происходит формирование умения самостоятельно выполнять определенные задания познавательной деятельности. И только при условии формирования первоначальных познавательных умений может быть переход к формированию более сложных умений. И при этом управление процессом познания происходит на новом, более высоком уровне: на уровне самоконтроля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой