Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия эффективности воспитательной работы в системе колледж-вуз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторический опыт демонстрирует, что воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений в сфере национальной безопасности, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако нередко современную молодежь отличают нигилизм, настороженное отношение к принимаемым законам, равнодушие, цинизм, неверие в свои силы, стремление к «красивой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ — ВУЗ
    • 1. 1. Обоснование концептуального подхода к воспитательной работе в образовательном объединении колледж — вуз в современных условиях
    • 1. 2. Организация воспитательной работы в системе колледж — вуз как социально-педагогическая проблема
    • 1. 3. Педагогические условия эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ — ВУЗ
    • 2. 1. Студенческая группа как субъект самоуправления и объект воспитательной работы в воспитывающей среде образовательного объединения (
    • 2. 2. Оптимизация деятельности кураторов академических групп как условие эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз
    • 2. 3. Оценка, анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия эффективности воспитательной работы в системе колледж-вуз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторический опыт демонстрирует, что воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений в сфере национальной безопасности, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако нередко современную молодежь отличают нигилизм, настороженное отношение к принимаемым законам, равнодушие, цинизм, неверие в свои силы, стремление к «красивой жизни». Престиж материального благополучия стал для некоторой ее части основным жизненным ориентиром, во многом перечеркнувшим высокие идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести и справедливости. Все это приводит к проявлениям в молодежной среде эгоизма, излишней амбициозности, которая на российской почве питается еще и надеждами быстро продвинуться вверх по карьерной лестнице, включившись зачастую в борьбу за передел собственности, за овладение акционерным капиталом. В выборе средств, для победы в такой борьбе молодые специалисты и молодые предприниматели не оглядываются на законодательные ограничения или нравственные нормы [245, с. 130]. В этой ситуации чрезвычайно возрастает роль воспитательной работы с молодежью.

Студенчество, являясь наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, должно стать социальной опорой государства. Поэтому в настоящее время становится очень важной ориентация профессиональных учебных заведений на формирование личности, которой свойственно: гуманность, понимание высокой ценности человеческой жизни, духовность, потребности в познании окружающей действительностикреативность конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой общей культурой российского интеллектуала, с высшим уровнем профессиональной квалификации, социально активного гражданина и добропорядочного семьянина.

К продуманной системе воспитательной работы с молодежью в профессиональной школе побуждает сама реальность социальной жизни современной России. Поэтому развитие воспитательной системы вуза и колледжа в современных условиях является насущной необходимостью. Возникает потребность не только в разработке новой модели организации воспитательной работы, но и определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса по ее реализации, создание тех условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания.

В Российском образовании разрабатывались концептуальные подходы воспитания молодежи (Г.С. Аркавий, Ю. К. Бабанский, П. И. Бабочкин, В. И. Байденко, М. М. Бахтин, С. Н. Беккер, Б. П. Битинас, В. Е. Бондаревская, В. Г. Бочарова, И. В. Волкова, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, А. Г. Горельцев, Т. В. Гурская, В. И. Додонов, И. В. Дубровин, JI.A. Ерохина, Т. Ю. Забавникова, И. П. Иванов, И. Н. Ильинский, В. А. Караковский, З. У. Карбенова, Ю. П. Копылов, A.JI. Корзинкин, В. М. Коротов, Л. И. Коханович, Ю. А. Кудрявцев, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев, Д. С. Лихачев, И. М. Максимова, З. А. Малькова, С. П. Меньшиков, В. Д. Мещеряков, Т. Г. Мирошникова, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, НИИ Высшего образования (научный руководитель B.C. Кагерманьян), Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова, Пермский политехнический институт, В. Д. Путилин, З. И. Равкин, Н. И. Селиванова, В. А. Середа, Т. В. Сибгатауллина, А. П. Сидельковский, Н. Ю. Синягина,.

A.И. Субетто, Н. М. Таланчук, С. Ю. Черноглазкин, H.A. Шайденко,.

B.И. Шкатулла, H.A. Шмырева, И. С. Якиманская и другие).

Последние десятилетие активно анализировалась сущность воспитания в новых условиях, его целей, условий и специфики организации в современных реалиях общественной жизни России. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практикувеличение самостоятельности всех субъектов учебно-воспитательного процессаличностно-деятельностная направленность образованияорганизация среды воспитания.

В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, М. А. Вейт, В. П. Зинченко,.

A.B. Кирьянова, В. А. Козырев, Л. Е. Сараскина, H.JI. Селиванова, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. И. Соколова, Ю. Г. Фокин, E.H. Шиянов и др.).

В исследовании мы опирались на методологические идеи о воспитании, разработанные в трудах философов И. С. Андреевского, П. Барта, Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, B.C. Библера, Л. П. Буевой, Н. Х. Весселя, В. А. Волкович, С. И. Гессена, В. Дильтея, Э. Дюркгейма, П. Л. Кропоткина, A.A. Муронова, B.C. Соловьева, Л. Н. Толстого, С. Л. Франка, П. К. Флоренского, Г. Г. Шпета, В. А. Дцова и др.- педагогов — С. И. Архангельского, Е. В. Бондаревской, B.C. Ильина, И. А. Колесниковой,.

B.В. Краевского, А. Ф. Лазурского, В. Лая, Л. Ф. Лесгафта, A.B. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. А. Рубакина, А. Б. Селиханович, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, Ю. Г. Фокина, Н. Е. Щурковой и др.- психологов — К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцифировой, А. Г. Асмолова, Р. Берне, Б. С. Братуся, В. Л. Доценко, И. А. Зимней, В. П. Зинченко, Е. И. Исаева, П. П. Платонова, С. Л. Рубинштейн, Э. Л. Торндайка и др. В них исследуется зависимость воспитания от специфики общественных отношений, рассматриваются типические черты личностей, требования к воспитанию, вытекающие из объективных потребностей общества и развития индивидуальности человека.

Психологический анализ российского студенчества представлен в трудах Б. Г. Ананьева, B.C. Агеева, М. И. Дьяченко, Ю. Н. Емельянова,.

М.И. Кандыбович, A.A. Деркача, Н. В. Кузьминой, К. К. Платонова, Л. Д. Столяренко, И. Б. Котовой и др.

Социологические аспекты воспитания молодежи представлены в исследованиях В. И. Жукова, В. Г. Бочарова, Н. В. Долматовой,.

И.М. Ильинского, В. А. Иванникова, B.C. Кагерманьяна, В. И. Кирилллова, Т. В. Ковалева, Т. К. Кондратова, Л. И. Коханович, В. Т. Лисовского, Н. П. Петровой, Н. М. Прохорова, И. П. Селезнева, Э. А. Саранцева, П. А. Шептенко, Н. Б. Шмелева и др.

Проблемы современного университетского образования и воспитания рассмотрены в трудах В. А. Андреева, Г. С. Аркавий, С. И. Архангельского, Н. Б. Архангельской, В. И. Аршинова, A.B. Беляева, В. А. Болотова,.

A.A. Вербицкого, М. Я. Виленского, С. К. Бондыревой, В. В. Веселого,.

B. Гавришина, A.B. Глузмана, A.A. Грекова, Д. В. Григорьева, В. В. Гузеева, В. Д. Деминой, Г. И. Зининой, Л. В. Кондрашевой, Л. И. Коханович, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, H.A. Шайденко, В. К. Шаповалова, О. Л. Фесуненко, В. А. Якунин и др.

Однако, несмотря на активную исследовательскую работу в настоящее время в этом направлении, можно констатировать, что на данный момент нет теоретического общеконцептуального подхода к воспитанию как непрерывному процессу от дошкольного до послевузовского образованияне смоделирована общая стратегия воспитания в непрерывном образовании в целом и в системе колледж — вуз в частности (хотя в работах В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, B.C. Мухиной, В. Д. Путилина, С. Ю. Черноглазкина и др. формулируются некоторые принципы, относящиеся ко всему' процессу в целом).

Как показывает опыт работы, в условиях многоуровневой структуры системы колледж — вуз, используя ориентацию на развитие личности, можно добиться качественно нового уровня профессиональной подготовки специалиста и воспитания личности гражданина.

Воспитание личности в период ее обучения в образовательной системе колледж — вуз является предельно сложным этапом становления личности, в процессе которого окончательно оформляется система чувств, идей, идеалов, мировоззрение. Более длительный период обучения в условиях системы колледж — вуз (7 лет), включающего? в себя как высшие, так и среднепрофессиональные учебные заведения, повышает эффективность воспитательной работы со студентами, т.к. в таком случае перспективно не только долгосрочное планирование воспитательной работы, но и вероятно пролонгированное отслеживание процесса воспитания. На эффективность воспитательной работы в такой системе (в зависимости от его структуры) влияет также возможность использовать в рамках одного образовательного объединения воспитательные традиции разных регионов. В таком случае упрощается схема их введения в связи единой структурой управления подобной системы.

В настоящее время в образовательном пространстве России применяется такая форма системы колледж — вуз как образовательный консорциум.

Однако специально возможности выявления педагогических условий эффективности воспитательной работы в таких консорциумах не изучались.

Таким образом, социальный заказ российского общества к воспитанию творческой личности будущего нравственного и законосообразного, конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой общей культурой российского интеллектуала, анализ действующих нормативных актов, а также философской, социологической и психолого-педагогической литературы, обнаруживает следующие противоречия:

— между потребностью общества в формировании специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности, умеющих корректно выстраивать пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социально-экономической системы, порой отрицающими необходимость морально-нравственного регулированияпрофессиональной деятельности и требующимиот личностиспособности к выживанию любойценой, с другой стороны- - между требованиями общества к формирующейся и постоянно' развивающейся личности профессионала-специалиста .и недостаточным вниманием к организации многоуровневой воспитательной работы от колледжа к вузу;

— между потребностью студентов реализовывать себя в управлении собственной: учебно-воспитательной деятельностью в образовательном консорциуме и отсутствием умений и навыков организации студенческого, самоуправления’в условиях образовательного объединения. Эти противоречия могут быть разрешены в условиях организации целенаправленной^ воспитательной работы вобразовательном, объединении колледж — вуз, содержательно наполненной адекватными современным требованиям, социума формами, методами работы со студентами, подкрепленной эффективной1 системой контроля и оценки ее эффективности.

Указанные противоречия определили проблему нашего исследования: в чем заключается: условия целостности, обеспечивающие преемственность и последовательность воспитательного процесса в системе колледж — вуз;

Тема исследования: «Педагогические условия^ эффективности' воспитательной работы в системе. колледж — вуз».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе колледж-вуз. «.

Предмет исследования: педагогические условия, повышающие эффективность воспитательной работы в систёме, колледж — вуз.

Цель исследования: научное обоснование, выявление и реализация комплекса педагогических условий, позволяющих повысить эффективность воспитательной работы системы колледж — вуз.

Гипотеза исследования: эффективность воспитательной работы в образовательной системе колледж — вуз обеспечивается при реализации следующих условий:

1. Актуализированы концептуальные подходы к воспитательной работе в системе колледж — вуз.

2. Сформирована воспитывающая среда для творческого сотрудничества V и саморазвития студентов.

3. Создана структура студенческого самоуправления, отвечающая требованиям и интересам всех субъектов воспитательной работы образовательного объединения колледж — вуз.

4. Значительное внимание в системе колледж — вуз будет уделено подготовке кураторов академических групп, способных преобразовать группу студентов в коллектив единомышленников.

5. Преподавательским составом объединения осознана необходимость воспитательной работы, преподаватели вооружены знаниями и умениями для ее проведения.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Определить состояние и основные направления организации воспитательной работы в современных условиях функционирования системы высшего и среднего профессионального образования.

2. Обосновать концептуальные подходы к воспитательной работе в условиях системы колледж — вуз.

3. На основе имеющихся теоретико-методологических подходов уточнить сущность и содержание понятий «воспитательная работа», «педагогические условия эффективности воспитательной работы», «воспитывающая среда образовательной системы колледж — вуз».

4. Сконструировать модель оптимизации деятельности кураторов в образовательной системе колледж — вуз и экспериментально проверить ее.

Г1 эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

— общественно-государственные требования, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход к воспитанию студентов;

— основополагающие принципы диалектического метода познания: восхождения от абстрактного к конкретному, непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики, сознания и деятельностиучение о диалектическом единстве и взаимосвязи процесса воспитания с социально-экономическим развитием общества;

— основные положения философских, социальных и психологопедагогических теорий классиков науки по проблемам воспитания молодежи.

К.А. Абульханова-Славская, В. А. Андреев, И. С. Андреевский, Л. И. Анцифирова, Г. С. Аркавий, С. И. Архангельский, Н. Б. Архангельская, А. Г. Асмолов, В. И. Аршинов, П. Барт, Р. Берне, Е. В. Бондаревская, Н. Х. Вессель, В. А. Волкович, С. И. Гессен, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, В. В. Краевский, П. Л. Кропокин, Н. К. Крупская, А. Ф. Лазурский, В. Лай, Л. Ф. Лесгафт,.

A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, П. П. Платонов, H.A. Рубакин, С. Л. Рубинштейн, А. Б. Селиханович,.

B.В. Сериков, В. И. Слободчиков, B.C. Соловьев, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Э. Л. Торндайк, Ю. Г. Фокин, H.A. Шайденко, Г. Г. Шпет, Н. Е. Щуркова и др.);

— научные положения о сущности системного подхода и его использовании в науке и практике, а также при анализе педагогических явлений (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, B.C. Безруков, В: П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.);

— теория деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодылев,.

B.В. Давыдов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский,.

C.Л. Рубинштейн и др.);

— положения о воспитательной системе в образовательном учреждении (О.С. Газман, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Н. Е. Щуркова и др.);

— концепция личностно-ориентированного обучения (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Л. В. Занков,.

A.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, В. В. Сериков, A.B. Хуторский, И. С. Якиманская и др.);

— синергетический подход при построении воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н. М. Таланчук и др.);

— концепция непрерывного образования и воспитания (Н.Н.Зволинская, Г. П. Зинченко, В. М. Корнилов, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, В. И. Маслов, И. Мосичева, B.C. Мухина, В. Д. Путилин, М. В. Токмовцева, С. Ю. Черноглазкин, В. Шестак, Ю. Шленов и др);

— теория педагогического мониторинга (В.И. Андреев, В. П. Беспалько,.

B.А. Кальней, С. Е. Шишов и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы, адекватные целям, задачам и гипотезе исследования:

— теоретические методы (логико-теоретический анализ и синтез философской, психологической, педагогической литературы, сравнительный анализ существующих типов воспитательных систем, изучение, обобщение, сравнение педагогического опыта) — прогностические методы, (моделирование педагогической деятельностиметоды экспертной оценки, обобщение независимых характеристик);

— диагностические=(анкетирование, тестирование,.беседы, наблюдение);

— обсервационные (включенное и косвенное наблюдение, самонаблюдение, индивидуальная и групповая самооценка):. .

— педагогический эксперимент-, :

— праксиметрические: (анализ результатов и продуктов творческой деятельности участников эксперимента);

— методы статистической обработки материалов исследования и графический анализ данных с применением информационных технологий;

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

-. выявлены организационно-педагогические условияэффективной организациивоспитательнойработы в системе колледж — вуз,: способствующие обеспечить преемственность, целостность и последовательность воспитательного процесса;

— систематизированы и обоснованы принципы формирования воспитывающей среды системы колледж — вуз;

— спрогнозирована модель оптимизации деятельности кураторов академическихгрупп, включающаяв себя технологии деятельности куратора на различных уровнях воспитательного пространства системы колледж — вуз (адаптационные, регуляции, проектирования и прогнозирования воспитательной работы);

-. предложена новая научно-обоснованная идея создания целостной. структуры студенческого самоуправления, отвечающей требованиями интересам всех субъектов воспитательной работыобразовательного объединения колледж — вуз;

— определены и, внедрены основные направленияреализации методологической —. итеоретической оперативной подготовки «1 ¦ ¦ ' ' 12'. — преподавательского состава образовательного объединения к воспитательной работе со студентами.

Теоретическая значимость работы состоит в конкретизации общетеоретических положений системного подхода, способствующих организации и содержательному наполнению воспитательной работы в системе колледж — вузв обосновании концептуального подхода к воспитательной работе в образовательной системе колледж — вуз, создающей теоретическую основу для проектирования, прогнозирования и оптимизации воспитательной работы в условиях образовательного объединения, а также в колледжах и вузахв уточнении понятия сущности «воспитательной работы» в контексте исследуемой проблемыв систематизации психолого-педагогических теорий по проблемам воспитания молодежиобогащении концепции субъектно-деятельностного воспитания. Эвристическая ценность актуализированных и уточненных в диссертации теоретических положений заключается в перспективах дальнейших исследований в области проектирования воспитательной работы в условиях крупных образовательных систем как одного из направлений развития педагогики высшей школы, теории и методики профессионального образования.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявленные и опытно проверенные педагогические условия эффективности воспитательной работы в условиях образовательной системы колледж — вуз (как в целом, так и отдельные компоненты) могут быть реализованы при организации воспитательной работы как в образовательных консорциумах, так и в профессиональных учебных заведениях среднего и высшего уровней. В ходе исследования был разработан пакет организационных документов, регулирующий воспитательную работу.

Результаты анализа воспитательной деятельности нашли отражение в методических рекомендациях для заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов, преподавателей и студентовположения и выводы теоретико-экспериментального1 исследования могут быть рекомендованы к использованию в процессе организации воспитательной работы в! других вузах, а также. в процессе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Базой исследования^ является Образовательный Консорциум «Среднерусский университет» (6 вузов и 6 колледжей), студенческие группы и кураторы академических групп. Всегов исследовании приняло участие с 1 по 5 курс — 32 студенческие группы (483 студента) и 32 куратора этих групп.

Этапы исследования:

Первый этап (2003;2005 гг.) — изучение состояния проблемы в науке и практике, ее теоретическое осмысление, выработка рабочей гипотезы и методики исследования, разработка концепции воспитательной работы системы колледж — вуз.

Второй этап (2005;2008 гг.) — разработка* и уточнение методики исследования, изучение состояния воспитательного процесса в образовательном консорциуме «Среднерусский университет», определение условий организации воспитательной работы, мониторинг и апробация основных компонентов организационного и педагогического обеспечения воспитательной работы, уточнение понятийного аппарата.

Третий этап (2008;2010 гг.) — обобщение и систематизация результатов теоретического и экспериментального исследования, разработка методических рекомендаций, оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается системным подходом к анализу проблемы и к предмету исследования, определяется теоретико-методологическими принципами, ориентированными на взаимосвязь теории и практики, соответствием методов исследования его цели и задачам, проверкой теоретических положений исследования в процессе организации воспитательной работы в вузе, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики, личным участием автора на всех этапах исследования.

На защиту выносятся:

1. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз:

— организация методологической и теоретической оперативной подготовки преподавательского состава образовательного объединения к воспитательной работе со студентами;

— овладение студентами самоуправленческой деятельностью как основы профессионального и личностного становления, а также выявление условий ее реализации в процессе воспитательной работы в системе колледж — вузоптимизация деятельности кураторов студенческих групп образовательного объединения как конкретная методика выбора оптимальных мер управления студенческим самоуправлением;

— формирование воспитывающей среды в системе колледж — вуз как совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов;

— мониторинг воспитательной работы объединения, под которым мы понимаем специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием воспитательной работы с целью ее оценки, контроля и прогноза;

— открытость педагогической системы инновациям в теории воспитания.

2. Модель оптимизации деятельности кураторов как определенная схема действий кураторов в процессе воспитательной работы в системе колледж — вуз. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности кураторов. Модель оптимизации деятельности кураторов основывается на идее активного включения самого студента в процесс самовоспитания/и включает в себя диагностику готовности куратора к воспитательной деятельности, методическое: обеспечение деятельности куратора, технологии, деятельности куратора на различных уровнях воспитательного1 пространства.: Данные — технологии? можно условно: подразделить на адаптационные (технология когнитивно-информационной оптимизациитехнология целевого адаптированиянаправленная на повышение ценностно-ориентационного уровнястудентовтехнология-стимулированиятехнология операционно-инструментального обеспечения) — технологии регуляции (технологии коммуникативной. оптимизациитехнологии групповой консолидации, группового сплочениятехнологии организационной оптимизациитехнологии социально-организационного нововведения), а также проектирования и прогнозирования воспитательной работы.

3. Система критериальнойоценки эффективности' самоуправления студентов в системе колледж — вуз, разработанная на основе результатовтеоретической и экспериментальной работы и включающая в себя следующие ' критерии: 1) эмотивный (мотивация самоуправления) — 2) когнитивный (целеполагание) — 3) деятельностный (самоуправляемые действия — планирование, принятие решений, действия- 4) оценочный (действия контроляоценки) — 5) коррекционный (действия коррекции). 6) коммуникативный (направленность на сотрудничество). Каждый из критериев имеет показатели проявления: низкий, средний и высокий.

Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 11 таблиц, 2 схематических рисунков;

Выводы по второй главе.

На основании проведенного эксперимента мы установили, что важнейший компонент в структуре воспитательной системы образовательного объединения — это кадры: кураторы, преподаватели, профессиональные психологи и педагоги, управленцы и организаторы. От их эрудиции, творческого отношения к труду и педагогического мастерства зависит качество подготовки будущих специалистов.

Мы экспериментально подтвердили, что в системе воспитания студенческой молодежи образовательного объединения чрезвычайно ответственна роль кураторов. Опытная проверка проблемы готовности кураторов к воспитательной деятельности в условиях консорциума позволила нам сделать выводы о том, что факторами такой готовности являются личностные (духовно-нравственные, гражданские, интеллектуальные) качества и профессиональная культура (знание базовых педагогических понятий, воспитательных систем и теорий, овладение базовыми воспитательными умениями). Кроме того, с целью осуществления эффективного воспитательного процесса в системе колледж — вуз, необходимо постоянное самосовершенствование личностных качеств и профессиональной культуры куратора, их диагностики и самодиагностики.

Результаты диагностики позволили не только выявить проблемы в профессиональном становлении преподавателя-воспитателя, но и определить пути оптимизации эффективности воспитательной деятельности педагога-куратора в условиях крупного образовательного объединения.

Мы доказали, что наличие воспитательной системы в таком объединении создает оптимальные возможности для развития студенческого коллектива. Прежде всего, она предполагает включенность в систему каждой группы в качестве его компонента. Группа является первичным коллективом в структуре общего коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Организованный, целенаправленный процесс общения в группе характеризуется активностью взаимных действий и направлен на познание субъектов общения и самопознание, анализ и самоанализ.

Мы подтверждаем, что одним из условий становления воспитательной системы образовательного объединения является студенческое самоуправление. Участвуя в работе органов студенческого самоуправления,' студенты приобретают целый ряд навыков, умений и знаний, нравственные качества и черты характера, необходимые в дальнейшей жизни.

Нами установлено, что воспитательная деятельность, осуществляемая в сотрудничестве студентов друг с другом и куратором, является условием формирования внутригрупповых отношений студентов консорциума через взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношения. Сотрудничество в системе «студент — студент» предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности процесса воспитания, но и для решения основных задач развития личности студента, увеличение его потенциала через коллектив группы. Общение преподавателя со студентами, направленное на создание благоприятного психологического климата через формирование внутригрупповых отношений, лежит в основе оптимизации воспитательного процесса в системе колледж — вуз. f.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ научных исследований по проблеме показал, что вопросы воспитания приобретают все большее значение и его приоритет в наше время бесспорен.

В современных научных исследованиях еще недостаточно внимания уделяется проблемам становления и развития воспитательных систем в условиях образовательного объединения, включающего в себя как ссузы, так и вузы. Это позволило нам определить ряд существенных противоречий, сформулировать проблему исследования, его цель, задачи, гипотезу, ориентированную на создание гуманистической воспитательной системы в образовательном объединении, позволяющей в полной мере использовать потенциал регионов и учитывать индивидуальные особенности личности как студентов, так и преподавателей.

Воспитательная работа образовательного объединения ориентирована на социально-динамичные нормы и используется как методологический инструмент проектирования требований к воспитанию личности на разных этапах ее обучения в системе колледж — вуз. При этом разработанная система воспитательной работы рассматривается как объект научного управления на примере деятельности образовательного консорциума «Среднерусский университет».

В своем исследовании мы опирались на зафиксированный в «Рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе Министерства образования и науки РФ от 22.02.2006 г.» социальный заказ общества педагогической системе, в частности образовательному консорциуму «Среднерусский университет».

В ходе теоретического исследования нами были систематизированы концептуальные подходы к воспитательной работе в системе колледж — вузуточнены понятия «воспитательная работа в системе колледж — вуз», «эффективность воспитательной работы в системе колледж — вуз», «оптимизация деятельности кураторов студенческих групп образовательного объединения», «воспитывающая среда образовательного объединения" — раскрыта специфика воспитательной работы в системе колледж — вуз, рассмотрены современные подходы к анализу предмета исследования, его описанию и интерпретацииактуализированы педагогические условия, способствующие эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз, определена критериальная база для диагностики эффективности воспитательной работы.

Экспериментальные данные позволили сделать вывод о том, что цель исследования достигнута и поставленные задачи решены.

В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Становление воспитательной системы образовательного объединения определяется целостностью всех протекающих в ней процессов.

2 Практическая реализация концепции воспитательной работы в системе колледж — вуз возможна лишь при участии всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности образовательного объединенияпри создании необходимого уровня методического, правового, финансово-материального и организационно-структурного обеспеченияпри формировании сбалансированной обучающей, воспитывающей и гуманитарной средыпри включении в сферу воспитания культурного потенциала региона. Одним из наиболее важных моментов реализации концепции воспитательной работы является создание положительной мотивации у молодых людей на усвоение воспитательных воздействий, что составляет условие эффективности воспитательного процесса.

3. Организационно-педагогическими условиями эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз являются: организация методологической и теоретической оперативной подготовки преподавательского состава образовательного объединения к воспитательной работе со студентамиовладение студентами самоуправленческой деятельностью как основы профессионального и личностного становления, а также выявление условий ее реализации в процессе воспитательной работы" в вузеоптимизация деятельности кураторов студенческих групп образовательного объединения как конкретная методика выбора оптимальных мер управления студенческим самоуправлениемформирование воспитывающей среды в системе колледж — вуз как совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, посредством которой происходит приобщение студентов к организационной культуре образовательного объединения и становление у студентов навыков самоуправлениямониторинг воспитательной работы в системе колледж — вуз, под которым мы понимаем специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием воспитательной работы с целью ее оценки, контроля и прогнозаоткрытость инновациям в теории воспитания.

4. Теоретический и практический анализ доказали, что целенаправленная воспитательная работа в системе колледж — вуз позволяет отследить динамику изменения ценностных ориентаций от 1 к 4 курсу и от ссуза к вузу и на этой основе корректировать воспитательную работу, целенаправленно преодолевая трудности, усиливая ' оптимизацию воспитательной деятельности.

5. Исследование проблемы готовности кураторов к воспитательной деятельности позволило нам сделать вывод о том, что факторами готовности куратора к воспитательной деятельности в системе колледж — вуз являются личностные (духовно-нравственные, гражданские, интеллектуальные) качества и профессиональная культура (знание базовых педагогических понятий, воспитательных систем и теорий, овладение базовыми воспитательными умениями). Кроме того, в целях осуществления эффективного воспитательного процесса в системе колледж — вуз необходимо постоянное самосовершенствование личностных качеств и профессиональной культуры куратора, их диагностики и самодиагностики.

6. Логико-теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также научно-педагогический эксперимент привели нас к выводу о целесообразности адаптации" в средних профессиональных и высших учебных заведениях и образовательных объединениях смоделированной нами модели" оптимизации деятельности кураторов студенческих групп. Модель оптимизации деятельности кураторов основывается на идее активного участия самого студента в процесс воспитания и включает в себя диагностику готовности куратора к воспитательной деятельности, методическое обеспечение деятельности куратора, технологии деятельности куратора на различных уровнях воспитательного пространства в системе колледж — вуз. Данные технологии можно условно подразделить на адаптационные (технология когнитивно-информационной оптимизациитехнология целевого адаптирования, направленная на повышение ценностно-ориентационного уровня студентовтехнология стимулированиятехнология операционно-инструментального обеспечения), технологии регуляции (технологии коммуникативной оптимизациитехнологии групповой1 консолидации, группового сплочениятехнологии организационной оптимизациитехнологии социально-организационного нововведения), а также проектирования и прогнозирования воспитательной работы в системе колледж — вуз.

7. Самоуправление студентов представляет собой одну из подсистем, воспитательного процесса в образовательном объединении колледж — вуз, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов. В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что студенческое самоуправление реализует себя в сфере организации учебно-профессиональной деятельности, а также в области организации внеучебной деятельйости, направленной на развитие научного, художественно-творческого потенциала личности студента, а также развитие контактов и сотрудничества с сообществом (социумом).

8. Студенческое самоуправление образовательного объединения, ориентированное на развитие всесторонне интересной и полезной студенческой жизни, можно рассматривать как эффективный механизм раскрытия внутреннего потенциала студента, полноценной реализации и гармоничной социализации личности в современном обществе.

9. Студенческое самоуправление можно рассматривать как самостоятельный критерий эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз, который проявляется в сформированности мотивационного, операционного и содержательного компонентов самоуправления, их целостности, самостоятельности и осознанности.

10. Основными показателями эффективности воспитательной работы в системе колледж — вуз являются: гуманистические отношения между участниками воспитательного процессаналичие профессионального сплоченного педагогического коллективауровень воспитанности, духовности и культуры преподавателей и студентов.

11. Дальнейшее развитие теории воспитательных систем требует изучения процессов самоорганизации систем и управления ими в русле развития идей теории самоорганизации (синергетики), для которой характерна универсальность, непротиворечивость и содержательность при изучении самых разных уровней самоорганизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.А. Педагогическая профилактика ненасилия над детьми средствами православной культуры Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. А. Азарова. — Ростов-на-Дону, 2003.
  2. Альбуханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии Текст. / К.А. Альбуханова-Славская // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. — С. 270−373.
  3. , В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: инновационный курс: в 2-х кн. Книга 1 / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1996. -568 с.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: инновационный курс: в 2-х кн. Книга 2 / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998. -320 с.
  6. , В.И. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 252 с.
  7. , И.С. Научные основы педагогики Текст. / И. С. Андреевский. Ко и др., 1903. — 146 с.
  8. , Г. С. Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. С. Аркавий. Казань, 2003. — 200 с.
  9. , Н.Б. Воспитательная система негосударственного вуза: теория и практика становления Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Архангельская. Н. Новгород, 2001.-173 с.
  10. , Н.Б. Деятельность педагога в воспитательной системе негосударственного вуза Текст. / Н. Б. Архангельская // Гуманитарное образование: проблемы и решения. М.: МГИ, 2001. — Вып. 3. — 169 с.
  11. , В.И. Идеи синергетики и теория воспитательных систем Текст. / В. И. Аршинов, М. Ю. Усманова // Моделирование воспитательных систем: теория практике / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М., 1995.-С. 44−45.
  12. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М., 1986. — 333 с.
  13. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с. •
  14. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабанский- сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  15. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах Текст. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Кишинев Лумина 1987. -307 с.
  16. , Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы Текст.: учебное пособие / Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев, E.H. Степанов Псков: ПОИПКРО, 1994. — 93 с.
  17. , В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап Текст. / В. И. Байденко, Дж. Зантворт. изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
  18. , П. Элементы воспитания и обучения на основе современной психологии и философии Текст.: пер. с нем.: в 2-х т. Т. 2 / П. Барт СПб., 1913.-168 с.
  19. , Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Текст. / Э. Берн. Екатеринбург: Литур, 2000. — 320 с.
  20. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне М, 1986.-421 с.
  21. , В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием Текст. / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. -С. 31−36.
  22. Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком Текст. / Б.М. Бим-Бад //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 3−9.
  23. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии Текст. / Б.М. Бим-Бад. М.: Издательство УРАО, 1998. — 114 с.
  24. , Б.П. Структура процесса воспитания Текст. / Б. П. Битинас. -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.
  25. , В.М. Эффективность обучения Текст. / В. М. Блинов. М., 1976.- 190 с.
  26. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2-х т. / П. П. Блонский. Т.1. М.: Педагогика, 1979. -303с.- Т.2. — М.: Педагогика, 1979. — 397 с.
  27. , A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М: Педагогика, 1983. — 272 с.
  28. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  29. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Текст. 4.1. / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания / отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РОИУУ, 1992.-С. 11−42.
  30. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 11−17.
  31. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 5.-С. 29−36.
  32. , С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза Текст. / С. К. Бондырева // Мир психологии. 2000 — № 3. -С. 199−205.
  33. , С.Л. Групповая форма обучения при подготовке студентов как будущих руководителей Текст. / С. Л. Братченко, В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1987.- 132 с.
  34. , Л.П. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л. П. Буева. — М.: МГУ, 1968.-46 с.
  35. , Н. X. Наша средняя общеобразовательная школа Текст. / Н. Х. Вессель. СПб., 1903. — 68 с.
  36. , С.М. Профессиональное образование Текст.: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  37. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе Текст.: Концепция, нормативные и методические материалы. Екатеринбург: УГПУ, 1998. — 53 с.
  38. , И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях Текст. / И. П. Волков. Л., 1970. — 78 с.
  39. , И.В. О новой концепции воспитания студентов технических вузов Текст. / И. В. Волкова. // Вестник Межвузовского Центра проблем развития личности студентов (МЦГТРЛС). 2000. — № 5, 6.
  40. , В.А. Педагогика наука. Перед судом её противников. Текст. / В. А. Волкович. — СПб., 1909. — 168 с.
  41. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях Текст. / под ред. В. А. Саюшева. М.: ВШ, 1981. — 288 с.
  42. Всегда новый первокурсник Текст.: Круглый стол // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. — № 2 (8). — С. 6−7.
  43. , Б.З. Семь парадоксов воспитания Текст. / Б. З. Вульфов. М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
  44. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  45. , JI.C. Психология развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Смысл, Эксмо, 2005. 507 с.
  46. , A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем Текст. / A.B. Гавришин. Владимир: Владимирская школа, 1999.- 124 с.
  47. , О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки Текст. / О. С. Газман // География в школе. 1997. — № 4. -С. 48.
  48. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М., 1995. — 447 с.
  49. , В. И. Пропедевтический курс общей психологии Текст. / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. — 200 с.
  50. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / В. Е. Гмурман. М: ВШ, 2000. — 466 с.
  51. , Д.А. Спектр деятельности куратора Текст. / Д. А. Голубина // Студенчество: диалоги о воспитании. 2002. — № 2−3. — С. 18−19.
  52. , В.А. Управление становлением воспитательной системы школы Текст. / В. А. Гольдберг. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1995. — 15 с.
  53. , А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Г. Горельцев. СПб., 2007. — 166 с.
  54. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты Текст. // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2002. — № 4. — С. 97.
  55. , А.К. Наставники Текст. / А. К. Григорьев // Высшая школа: Проблемы воспитания: заметки о высшем техническом образовании. — Л., 1981.-С. 67−77.
  56. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) Текст. / ред.-сост. Е.И. Соколова- под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  57. , Т.В. Гражданское воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. В. Гурская. -Магнитогорск, 2006. 178 с.
  58. , С.Н. Важность мелочей Текст.: размышления куратора / С. Н. Гущин // Студенчество: диалоги о воспитании. — 2003. № 2 (8). — С. 10−11.
  59. , В. Описательная психология Текст.: пер. с нем. / В. Дильтей. -М, 1924.-160 с.
  60. , А. Руководство в образовании немецких учителей Текст. / А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 136−203:
  61. , A.B. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.B. Домов. М., 2005. — 193 с.
  62. , Д. Школы будущего Текст.: пер. с англ. / Д. Дьюи. Берлин, 1922.-179 с.
  63. , Э. Самоубийство Текст.: пер. с франц. / Э. Дюркгейм // Вестник воспитания. — Вып. 6. М., 19 121 — С. 23−36.
  64. JI.A. Воспитание студентов колледжей на героических традициях Калиниградской области Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. A*. Ерохина. СПб., 2006. -158 с.
  65. , Н.В. Учителю о практике психологической помощи Текст.: кн. для учителя / Н. В. Жутикова. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  66. , В.Н. Практическая дидактика Текст.: учеб. пособие / В. Н. Зайцев. М.: Народное образование, 1999. — 224 с.
  67. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. — М.: ИНФРА, 2000. 52 с.
  68. , В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Текст. / В. Зеньковский. М.: Изд-во Св.- Влад. Братства, 1993.-223 с.
  69. , И.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения) Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. М., 1998. — 82 с.
  70. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  71. , И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел Текст. / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1990. — 206 с.
  72. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза Текст. Волгоград: ВГПИ, 1993. — С. 26−31.
  73. , B.C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов Текст. /
  74. B.C. Кагерманьян, JI.И. Коханович // Организация воспитательной деятельности в вузах: Всероссийский конкурс моделей и проектов. М., 2002. — С. 45−49.
  75. , В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М: Новая школа, 1996. — 160 с.
  76. , В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4.
  77. , В.А. Стать человеком. Общественные ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. -М: НМО «Творческая педагогика», 1993. 80 с.
  78. , В.А. Чтобы воспитание было успешным. Текст. / В. А. Караковский. -М.: Знание, 1979. 96 с.
  79. Квалиметрия человека и образования: методология и практика.
  80. VIII симпозиум Текст.: в 3-х ч. Ч. 1. Развитие квалиметрии человека и образования. Методология и практика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 176 с.
  81. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. VIII симпозиум Текст.: в 3-х ч. Ч. 3. Квалитативное образование и квалитативные технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 167 с.
  82. , Е. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры Текст. / Е. Князева, С. Курдюмов. СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с. 4 • -V* «'
  83. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с. /
  84. , Л.Ф. Эффективность. образования Текст. / Л. Ф. Колесников. В. Н. Турчснко, ЛТ. Борисова. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.. '. — „¦ V
  85. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие Текст. / сост. В. М: Кларин, А. Н. Джуринский: -М.: Педагогика, 1987. -413 с.
  86. , Ю.А. Технология педагогического“ анализа учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. А. Конаржевский: — М.: Образовательный центр „Педагогический, поиск“, 1997. Ч- 2. — 80 с.
  87. Концепция модернизации, российского образования на период до 2010 года Текст. // Вестник образования.- 2002. № 6. — С. 11−40.
  88. Концепция непрерывного образования Текст. // Народное образование. 1989. -№ 10. — С. 3−12.
  89. , И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И-Б. Котова, Е. Н. Шиянов Ростов-на-Дону, 1994. — 163 с.
  90. Коханович-.Л. И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование Текст. / Л. И. Коханович. М., НИИВО, 1995. -62 с.
  91. , В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа Текст. / В. В. Краевский // Гуманизация образования.-1994. -№ 1.-С. 34−46. .
  92. Краткий словарь по социологии Текст. / под ред. Д. М. Гвитиани, 11.И. Лапина. М., 1998. — 265 с.
  93. , H.K. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении Текст. / Н.К. Крупская- сост. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982.-223 с.
  94. , Н.В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  95. , А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом Текст. / А. И. Кукуев // Завуч. 2000. — № 8. — С. 10−22.
  96. , Е.А. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Кулагина.- Челябинск, 2001.-197 с.
  97. , H.A. Профессионально-личностное воспитание студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.A. Кулаковская. СПб., 2003. — 163 с.
  98. , Н. Мониторинг как аспект управленческой деятельности Текст. / Н. Ладнушкина // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 17—22.
  99. , А. Ф. Личность и воспитание. Естественный эксперимент и его школьное применение Текст. / А.Ф. Лазурский- под ред. А. Ф. Лазурского. -Пг, 1918. 192 с .
  100. Лай, В. А. Школа действия: Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры Текст.: пер. с нем / В. А. Лай. Пг., 1920. — 158 с.
  101. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Левин. М: Смысл, 2001. — 365 с.
  102. , В.И. Что делать?: Наболевшие вопросы нашего движения Текст. / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1977. — 208 с.
  103. , A.A. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / A.A. Леонтьев. М., 1975. — 304 с.
  104. , П.Ф. Антропология и педагогика Текст. / П. Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения/ П.Ф. Лесгафт- сост. И. Н. Решетень. -М., 1988.-С. 367−375.
  105. , В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) Текст. / В. Т. Лисовский // СОЦИС № 12. — С. 27−36.
  106. , Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей Текст. / Б. Т. Лихачев. Самара, 1998. — 85 с.
  107. , Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 35 — 40.
  108. , Б.Т. Педагогика Текст.: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: „Юраит“, 1999. — 522 с.
  109. , Б.Т. Социология воспитания и образования Текст.: курс лекций по социальной педагогике / Б. Т. Лихачев. Рязань: РГПУ, 1999. -288 с.
  110. , Б.Т. Философия воспитания Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  111. , Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: РАН, 1999. — 624 с.
  112. , Д.И. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в вузах Текст.: дис.. доктора пед. наук / Д. И. Лопуха. Новосибирск, 2002. — 362 с.
  113. , Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Лыкова. — Тюмень, 2003. 165 с.
  114. , А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием Текст. / А. Н. Майоров // Народное образование. 2000. — № 8. — С. 21−28.
  115. , A.C. Коллектив, и воспитание личности Текст. / A.C. Макаренко- сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972.-334 с.
  116. , A.C. Сочинения в семи томах Текст.,/ А. С. Макаренко. -М.: АПН РСФСР, 1959−1960.
  117. , В.Г. Педагогическая диагностика в школе Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. / В. Г. Максимов М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 269 с.
  118. , И.М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. М. Максимова. — Казань, 2000. —179 с.
  119. , З.А. Образование Текст. / З. А. Малькова. М.: Изд-во агентства „Новости“, 1986. — 77 с.
  120. , Т.Н. Учитель ученик Текст. / Т. Н. Малысовская. -М., 1977.-64 с.
  121. , Ю.С. Средовой подход в воспитании Текст./ Ю.С. Мануйлов- под. ред. Л. И. Новиковой. -Кустанай, 1997. 244 с.
  122. , М.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе православной этики Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В. Махортова. -Ставрополь, 2000. 174 с.
  123. , С.П. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в современных условиях: на примере Северо-Кавказского региона: дис.. канд. пед. наук / С. П. Меньшиков. Майкоп, 2006. — 182 с.
  124. , Д.М. Самоуправление и управление: вопросы общей теории систем Текст. / Д. М. Мехонцева. Красноярск: КГУ, 1991. — 248 с.
  125. , Д.М. Универсальная теория самоуправления и управления. Прикладные аспекты: социология, политология, право, экология Текст. / Д. М. Мехонцева. 2-е изд.- перераб. и доп. — Красноярск: ПСК „Союз“, 1998.-416 с.
  126. , Т.Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Мирошникова. Губкин, 2006. — 210 с.
  127. Моделирование воспитательных систем Текст.: теория-практика: сб. научных ст. / под ред. Л. И. Новиковой, НЛ. Селивановой. М: РОУ, 1995. — 144 с.
  128. Молодежь и общество на рубеже веков Текст. / под науч. ред. И. М. Ильинского. М., 1999. — 84 с.
  129. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием Текст. // Народное образование. 2000. — № 8. — С.21 — 28- 2001.-№ 8.-С. 17−22.
  130. , Д.Л. Социометрия Текст. / Д. Л. Морено. М., 1958. — 289 с.
  131. , A.B. Социальная педагогика Текст.: учебник для вузов /
  132. A.B. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 200 с.
  133. , A.A. Воспитание как деятельность. Опыт соц.-философ. анализа Текст. / A.A. Муронов. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. — 159 с.
  134. , A.A. Социально-философское исследование воспитания Текст.: автореферат дис.. доктора философских наук / A.A. Муронов. -Новосибирск, 2000. 34 с.
  135. Научно-методические рекомендации по модернизации воспитательного процесса в вузах Текст. / под науч. рук.
  136. B.C. Кагерманьян. М., 2003. — 51 с.
  137. , Е.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива Текст. / Е. С. Немов. М.: Педагогика, 1984. — 201 с.
  138. , Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции Текст. / Л. И. Новикова // Советская педагогика. 1996. — № 11. — С. 61−64.
  139. О деятельности вузов по ' организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях Текст.: тезисы докладов Всероссийского семинара-совещания / под ред. Е. Е. Чепурных, В. И. Колесникова. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2001. — 228 с.
  140. , И.А. О роли куратора группы в нравственном формировании личности студента Текст. / И. А. Оботурова // Нравственно-эстетическое воспитание студентов: межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар: СГУ, 1987. — С. 76−79.
  141. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Оникс, 2007. — 639 с.
  142. Организация воспитательной деятельности в вузах Текст.:
  143. Всероссийский конкурс моделей и проектов / сост. Г. И. Зинина, Л. И. Коханович, Н. И. Кучер. М., 2002. — 318 с.
  144. Организация воспитательной работы в профессиональном учебном заведении Текст.: из опыта работы / З. Н. Калинина, Е. В. Чистякова и др.- под общ. ред. З. Н. Калининой. Тула: ТГПУ, 2000. -104 с.
  145. Организация воспитательной работы в Чувашском государственном педагогическом университете им. ИЛ. Яковлева Текст. / сост. Г. Н. Григорьев, М: Б. Кожанова, О. М. Лукичева. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — 79 с.
  146. Основные направления и организация внеучебной работы в УГТУ-УПИ в 2000/01 учебном году Текст. Екатеринбург, 2001. — 66 с.
  147. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы Текст. / //Внешкольник. 2002. — № 3. — С. 3−10.
  148. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране Текст. // СП СССР Отдел первый— 1987.
  149. Основы концепции и программа воспитания студентов вузов Текст.: методическое пособие / под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. — 206 с.
  150. Педагогика: педагогические теории, системы- технологии Текст. / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.153: Педагогический мониторинг качества образования Текст. / под ред. В: Й1 Андреева--Казань: ЮГУ, 19 991- 266 с.
  151. , Р.И. Технология управления, процессом- воспитания.» молодежи Текст.: учебное пособие / Р. И: Пенькова. Самара: СГПУ, 1994. -144с., ' -- «¦ •
  152. Петрова- Г. А. Планирование работы куратора- вуза по эстетическому воспитанию' студентов Текст. / Г. А. Петрова, Т. А. Соколова // Нравственно-эстетическое воспитание студентов: межвузовский- сборник научных, трудов. Сыктывкар: СГУ, 1987: — С. 87−92.
  153. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. Текст. / А. В: Петровский -M'.: Политиздат, 1982. — 222с.
  154. , И.Д. Общая теория-- систем и анализ процесса обучения Текст. /И.Д. Пехлецкий. -Пермь: Ш’ПИ- 1976. — 121 с:
  155. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя: высшей- школы Текст.- / П. И: Пидкасистый, Л. М. Фридман, М.Г. Гарунов- М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  156. , П.И. Психолого-педагогический, словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений- Текст. / ПИ. Пидкасистый- под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  157. , К.К. Психология Текст. / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. -М.:ВШ, 1977.-247 с.161-. Подласый, И. П- Педагогика Текст.: в 2-х т. Т. 2. Процесс воспитания- / И. П. Подласый. М.: Владос, 19.99. — 256 с.
  158. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов Текст. / под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 252 с.
  159. Проблемы воспитания духовности и достоинства личности в современной теории и практике образования Текст.: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Равкинские чтения). -М., 2004. 412 с.
  160. Проблемы мониторинга качества образования Текст.: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Казань: КГУ, 1999. -Ч. 2.-184 с.
  161. Программа мониторинга состояния воспитательной деятельности в вузах России Текст.- М.: НИИ Высшего Образования 2003. 51 с.
  162. Программа развития воспитания и системе образовании России на 1999−2001 годы Текст. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. — № 12.
  163. Психологический словарь Текст. / под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983.-448 с.
  164. , A.A. Введение в менеджмент: социология организаций и управления Текст. / A.A. Радугин, К. А. Радугин. Воронеж, 1995. — 197 с.
  165. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе Текст.: приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06−197.
  166. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 720 с.
  167. , В.Н. Основания общей теории систем Текст.: логико-методол. анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 277 с.
  168. Сборник методических рекомендаций по организации воспитательной деятельности в студенческой группе Текст. Киев: ЮГУ, 2003. — 29 с.
  169. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002. — 176 с.
  170. , А. Очерк общей педагогики для семьи и школы и самовоспитания Текст. / А. Селиханович. Киев, 1913.
  171. , В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем Текст. /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  172. , В.П. Педагогический менеджмент Текст. / В.ГГ.Симонов. -М.: Роспедагентство, 1997. 264 с.
  173. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Текст. / H.A. Шайденко, В. Г. Подзол ков, З. Н. Калинина и др. Тула, 2000. — 108 с.
  174. Системные исследования. Методологические проблемы Текст.: Ежегодник 1997 / под ред. Д. М. Гвишиани, В. Н. Садовского и др. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 392 с.
  175. , В. Общая педагогика Текст.: в 2-х ч. Ч. 1. / В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов. М.: Владос, 2003. — 288 с.
  176. , В.А. Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания Текст. / В. А. Сластенин. М., 1991. — 86 с.
  177. , И.П. Человек образование — профессия — личность Текст.: Монография / И. П. Смирнов — М.: Граф-Пресс, 2002. — 420 с.
  178. Совершенствование воспитательной работы в вузах в условиях модернизации образования Текст.: сб. материалов Всероссийского семинара- совещания. — М.: Вуз и школа, 2003. — 306 с.
  179. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей Текст. / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. Пермь: ПОИПКРО, 2001. — 128 с.
  180. Современные проблемы исследования воспитательных систем Текст. / под ред. H.JI. Селивановой, И. А. Скворцовой. М: ИТО и ПРАО, 1995.-77 с.
  181. Современный словарь иностранных слов Текст. — М.: Русский язык, 1993. 740 с.
  182. , О. Роль куратора в управлении процессом формирования группового актива первокурсников Текст. / О. Соколовская // Педагогика высшей школы. Минск, 1985. — Вып. 9. — С. 20−24.
  183. , Ю.П. Системный анализ воспитания школьников Текст. /Ю.П. Сокольников. -М., 1986. 136 с.
  184. Сокольников, Ю. П*. Системный подход в исследовании воспитания Текст. / Ю. П. Сокольников. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  185. , Ю.П. Теория воспитательных пространств Текст. / Ю. П. Сокольников. М.: Белгород, 1998. — 73 с.
  186. , Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности Текст. / Ю. П. Сокольников. Белгород: Изд-во Белгород, гос. ун-та, 2000. — 149 с.
  187. , B.C. Сочинения Текст.: в 2-х. Т.2. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
  188. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи Текст.: по материалам массовых социологических исследований / отв. ред. В. Н. Шубин. М.: РАН Институт социологии, 1999. — 209 с.
  189. Социология Текст.: учеб. / под ред. Д. Г. Лошакова. М.: ИНФРА, 2002.-304 с.
  190. , E.H. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / E.H. Степанов // Педагогика. 2001. -№ 4.-С. 14−19.
  191. , E.H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика Текст. / E.H. Степанов. Псков: ПОИПКРО, 1998. — 263 с.
  192. , E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. -160 с.
  193. , П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе Текст. / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И.В. Кулешова- под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. -М.: АПК и ПРО, 2003. 83 с.
  194. Студенческая группа Текст. / Сост. В. Грошев, Э. Макаревич. — М.: Молодая гвардия, 1980. 139 с.
  195. Студенчество в условиях реформ в России Текст.: Социологический и социально-психологический обзор. Вып.5. — М.: РГУ нефти и газа, 2001. -142 с.
  196. , В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1975. — 240 с.
  197. , В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1988. 269 с.
  198. , Н.М. Воспитание сипергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе Текст. / Н. М. Таланчук. — Казань: Дом печати, 1998. -135 с.
  199. , А.Д. Формирование воспитательной системы вуза в условиях малого города Текст. / А. Д. Тарасова. М., 2004. — 222 с
  200. , Н.С. Диагностико-аналитические процедуры для изучения эффективности воспитательной системы учреждения образования Текст. / Н. С. Татарникова // Метод, рекомендации в помощь педагогам-воспитателям. Н. Новгород: НГЦ, 1996. — 56 с.
  201. , Ю.Г. Образовательные системы России. Высшая школа. Текст. / Ю. Г. Татур.- М.: МГУ, 1999. 278 с.
  202. Теория и практика воспитания Текст.: учеб. пособие / под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной, О. В. Еремкиной. Рязань: РГПУ, 1997. -196 с.
  203. Теория и практика воспитательных систем Текст.: в 2-х кн. Кп.1. / Редкол.: Л. И. Новикова и др. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 349 с.
  204. Теория и практика личностио-ориентированного образования
  205. Текст.: Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 5. — с. 72−80.
  206. , JI.H. Педагогические сочинения Текст. / JI.H. Толстой. М., 1989.-542 с.
  207. , Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии Текст.: пер. с англ. / Э. Л. Торндайк. -М.: ACT-ЛТД, 1998. 701 с.
  208. , А.Н. Избранные работы по философии Текст.: пер. с англ. / А.Н. Уайтхед- общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. М.: Прогресс, 1 990 432 с.
  209. , Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива Текст. /' Л. И. Уманский // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184 с.
  210. , К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  211. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. — Т. 1 М. — Л., 1950. — 775 с.
  212. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08. 1996, № 125-ФЗ.
  213. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». М.: Ось, 2001. — 64 с.
  214. , Н.Ф. Сочинения Текст.: в 4-х т. Т.4. / Н. Ф. Федоров. М., 1999.-687 с.
  215. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА, 2000. 576 с.
  216. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: Akademia, 2002. — 215 с.
  217. , Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся Текст. / Л. М. Фридман // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 63−65.
  218. , H.B. Без куратора не обойтись Текст. / Н. В. Чебышев, Е. В. Осипов, Ф. Е. Фарбер // Вестник высшей школы. 1986. — № 9. — С. 5960.
  219. , С.Ю. Методологические основы проектирования воспитательной деятельности в системе непрерывного образования / С. Ю. Черноглазкин. М.: Издательство ИПР. СП0.2000. 125 с.
  220. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой. М.: ГЙЦ ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  221. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т. 1. / С. Т. Шацкий. М., 1980. — 302 с.
  222. , H.A. Эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза: дис.. канд. пед. наук / H.A. Шмырева. — Кемерово, 2000.- 194 с.
  223. , Г. Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г. Г. Шпет. -М.: Правда, 1989.-602 с.
  224. , Л.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в вузе Текст.: методическое пособие / Л. А. Шульгина. Кострома: КГТУ, 2002. 25 с.
  225. , П.Г. Очерки по философии образования Текст. / П. Г. Щедровицкий. М., 1995. — 759 с.
  226. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры Текст.: Методические рекомендации для директоров и зам. директоров по учебновоспитательной работе/ Н. Е. Щуркова. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 78 с.
  227. , Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  228. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 234 с.
  229. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 1999.-360 с.
  230. Энциклопедия педагогического образования. Диагностика. Текст. -М., 1998.-478 с.
  231. , В.А. Социологическое исследование Текст.: методология, программа, методы / В. А. Ядов. М., 1987. — 245 с.
  232. , В.А. Обучение как процесс управления Текст.: Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1988. — 159 с.
  233. , Ю.В. Российская модель корпоративного управления: особенности становления и развития Текст. / Ю. В. Якутии // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2008, — № 2. — С. 130−151.
  234. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365
Заполнить форму текущей работой