Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические идеи деятельностного подхода, психологические особенности развития в ранней юности, специфика феномена коммуникативной толерантности определи в качестве основного критерия сформированности коммуникативной толерантности у старшеклассников — конативный критерий. Он предполагает интенсивное участие старшеклассника во взаимодействии, совершение конкретных, на его взгляд социально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование коммуникативной толерантности
  • А."' И I1 ' у старшеклассников как соцдаль-ДО-педагогическая л.}. ^ проблема
    • 1. Проблема коммуникативной толерантности в современной науке
    • 2. Особенности формирования коммуникативной толерантности в ранней юности
    • 3. Педагогическое управление процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников
  • Глава II. Реализация комплекса педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников
    • 1. Обеспечение включения старшеклассников в социальную деятельность
    • 2. Обеспечение референтности носителей толерантного поведения участников педагогического процесса
    • 3. Педагогический мониторинг как условие успешного формирования коммуникативной толерантности

Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• обоснована актуальность проблемы формирования коммуникативной толерантности в ранней юности;

• определены кри герии и показатели сформированности данного состояния у старшеклассников;

• определен и жепериментально обоснован комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников;

• охарактеризован < процесс формирования коммуникативной толерантности в условия ЗДОЦ.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

• основные идеи диссертации являются базой при разработке программ авторских смен профильных лагерей Костромской области;

• использование результатов исследования позволяет повысить коммуникативную компетентность старшеклассников;

• апробированная методика диагностирования выявляет уровень сформированности коммуникативной толерантности у старшеклассников;

• разработана, апробирована и внедрена технология формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Она используется как базовая в построении воспитательной работы в негосударственной частной общеобразовательной средней школе г. Костромы;

• по результатам исследования на социально-педагогическом факультете КГУ им. Н. А. Некрасова разработан и внедрен спецкурс «Педагогическое управление процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников в условиях загородных детских оздоровительных центров».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы, обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, социальной педагогики КГУ им. Н. А. Некрасова, легли в основу авторских программ спецкурсов для студентов социально-педагогического факультета КГУ «Школа вожатого» и «Педагогическое у правление процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников в условиях загородных детских оздоровительных центров». Результаты исследования отражены в концепциях педагогической деятельности авторских лагерей старшеклассников Костромской области (областной лагерь старшеклассников имени А. Н. Лутошкина «Комсорг», лагерь ролевых игр

Кентавр") и негосударственной частной общеобразовательной средней школы г. Костромы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность коммуникативной толерантности и процесса ее формирования у старшеклассников.

2. Критерии и показатели сформированности коммуникативной толерантности у старших школьников.

3. Этапы процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассни ков.

4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное протекание процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

Структура диссертационного исследования определена его логикой. Она включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ В ходе экспериментальной проверки комплекса педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников мы пришли к следующим выводам:

1. Для успешного формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников необходима работа по включению их в социальную деятельность.

2. Применяемая нами стратегия и педагогические средства, через которые реализовывалось включение старшеклассников в социальную деятельность, показали свою эффективность.

3. Диалоговая коммуникация, субъект-субъектное взаимодействие в системах старшеклассникстаршеклассник, старшеклассникпедагог, применяемые в ходе опытно-экспериментальной работы позволяют оптимизировать взаимодействие старшеклассника реализовать на практике условие обеспечения референтности носителей толерантного поведения-участников педагогического процесса.

4. Для эффективной работы по формированию коммуникативной толерантности у старшеклассников необходим специальный педагогический мониторинг личностного продвижения в этом процессе.

5. Разработанная модель педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников показала свою эффективность в проведенном мани эксперименте.

6. Экспериментальная проверка выдвинутой модели педагогического управления процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников, проводимая нами на двух площадках, при использовании различных педагогических технологий (коллективной творческой деятельности и ситуационно-ролевого моделирования), показала ее жизнеспособность и опосредованную зависимость от конкретных педагогических методов, приемов и средств.

7. Эффективность построенной комплексной модели процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников доказана с помощью математической обработки полученных экспериментальных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании определены комплекс педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников и путей их реализации. Произведен замер эффективности выдвинутых нами педагогических условий в опытно-экспериментальной работе.

Таким образом, реализация определенного нами комплекса педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников дала положительные результаты.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Изучение проблемы коммуникативной толерантности должно осуществляться в русле концептуальных идей «Культуры мира» и соответствовать современным направлениям исследований в зарубежной и отечественной социальной психологии и педагогике.

2. Коммуникативная толерантность — это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение.

3. Методологические идеи деятельностного подхода, психологические особенности развития в ранней юности, специфика феномена коммуникативной толерантности определи в качестве основного критерия сформированности коммуникативной толерантности у старшеклассников — конативный критерий. Он предполагает интенсивное участие старшеклассника во взаимодействии, совершение конкретных, на его взгляд социально значимых поступков.

4. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников представляет собой разворачивающийся во времени процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных (последовательно и возвратно) этапов: «эмоционального заражения" — участия во взаимодействии под руководством педагогаиндивидуального самоопределения личности по вариантам проявления коммуникативной толерантности во взаимодействииинтенсивного взаимодействия.

5. Состояние коммуникативной толерантности у старшеклассников может быть достигнуто при обеспечении: включения в социальную деятельностьреферентности носителей толерантного поведения-участников педагогического процессапедагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Эффективность процесса обуславливает единство действия всех необходимых педагогических условий.

6. Включение старшеклассников в социальную деятельность как педагогическое условие, необходимое в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников, предполагает: личностно-ориентированное информационное обеспечениевариативное проектирование траекторий развития старшеклассником собственной коммуникативной толерантностиактивное участие в интенсивном взаимодействии, возникающем в процессе социальной деятельности.

7. Обеспечение референтности носителей толерантного поведения-участников педагогического процесса предполагает структурирование отношений в системах старшеклассник-старшеклассник, старшеклассник-педагог и трансляцию норм и ценностей толерантной коммуникации.

8. Непременным условием эффективной работы по формированию коммуникативной толерантности у старшеклассников является педагогический мониторинг личностного продвижения в данном процессе. Он предполагает прогнозирование, отслеживание и оперативное регулирование проявлений коммуникативной толерантности у каждого старшеклассника на всех этапах процесса формирования у него коммуникативной толерантности.

9. Опытно-экспериментальная работа показала, что оптимально процесс формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников может быть организован в условиях временного коллектива.

10.Исследование позволило сделать вывод о том, что изучаемая проблема требует глубокого научного осмысления и дальнейшего рассмотрения в следующих направлениях:

• возрастная специфика формирования коммуникативной толерантности;

• специфика формирования коммуникативной толерантности в условия различных образовательных учреждений и в семье;

• разработка педагогической инструментовки обеспечения процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников и школьников других возрастов;

• подготовка педагогов к управлению процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников и школьников других возрастов;

• потенциалы и ограничения проявления коммуникативной толерантности старшеклассников в различных ситуациях взаимодействия;

• затруднения в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников и способы их преодоления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Мудрость жизни./Пер. с итал. А. А. Зерина СПб.: Изд. «АЛЕТЕЙЯ», 1996.-320с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 301с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности.// Психологический журнал. Т.6. — 1985.- № 5. С.3−18.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 240 с.
  5. B.C. Механизмы социального восприятия// Психологический журнал. Т. 10. — 1989. — № 2. — С.63−71.
  6. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.- 128 с.
  7. Ю.П. Радость учить и учиться М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
  8. А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. — 350 с.
  9. И.С. Рефлексия и ее понимание в науке.//Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. — С.41−45.
  10. Ю.Андреев Д. Л. Роза мира метафилософия истории. — М.: Иной мир, 1992. -575 с.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 373 с.
  12. О.С. Методические средства анализа деятельности.//Методы и средства методической деятельности при создании и совершенствовании программ производственной практики в вузе. М.: Изд-во Московского университета, 1980. — 4.1. — С. 19−23.
  13. О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности.//Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — С. 68−71.
  14. Антология ненасилия/Общ. ред. Г. Джибладзе М. — Бостон, 1992. — 256 с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 160 с.
  16. А.Г. Деятельность и уровни установок.//Вестник Московского университета, Серия 14. Психология. — 1977. — № 1. — С.3−13.
  17. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Московского университета, 1979. — 150 с.
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 769 с.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд. МГУ, 1990. — 367 с.
  20. И. Я вас слушаю: (советы руководителю, как правильно слушать собеседника)./Сокр. пер. с англ. 2-е изд. — М.: Экономика, 1988. — 110 с.
  21. С.П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере? Кострома: ИМЦ «Вариант», 1993. — 204 с.
  22. .Х. Коммуникативное поведение и культура. // Советская этнография. 1978. — № 5. — С. 3−6
  23. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов/ Под ред. О. С. Газмана. М., Изд-во АПН СССР, 1989.-149 с.
  24. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Учебное пособие. Ярославль, ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991.-111 с.
  25. JI.B., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников педагогический аспект.// Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. — С. 29−35.
  26. Ф. Ф. Ануфриев Н.М. Культура общения структурный элемент духовного мира личности. // Проблемы философии. — 1995.- Вып. 68. — С. 48−54.
  27. В.М. Психолого-педагогический анализ конфликтов в юношеских коллективах.// Социально-психологические аспекты коллектива. Ярославль, 1978. С. 27−28
  28. Г. С. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., Институт философии, 1987. — 125 с.
  29. Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога. // Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., ИФАН, 1987. — С. 13−57
  30. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно педагогических институтов и индустриально -педагогических техникумов. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.
  31. А.С. Педагогика детства (основы возрастной педагогики). -Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
  32. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг. -Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. ун-т, 1977. 29 с.
  33. А.С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 3. Шадринск: Шадринский гос. пед. ун-т, 1998.-47 с.
  34. А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения. // Психологические исследования общения. М., 1985. — С. 219−244.
  35. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  37. В.П., Беспалько J1.B. Педагогическая технология. М.: Знание, 1989.-54 с.
  38. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. — № 8. -С. 100−104.
  39. В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921. — 432 с.
  40. B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. — № 6.-С. 31−35.
  41. М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
  42. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. -80 с.
  43. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 199 с.
  44. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.- 271 с.
  45. А.А. О коммуникативном ядре личности.// Советская педагогика. 1990. -№ 12(5). -С. 77−81.
  46. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
  47. А.А. Социальная среда и развитие школьников как личности и субъекта деятельности.// Моделирование воспитательных систем: теория и практика. Сб. научных статей под редакцией Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 130−133.
  48. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  49. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 28−36.
  50. В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания.// Советская педагогика. 1988. — № 2. — С. 65−69.
  51. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность./ В. В. Бойко, А. Б. Ковалев, В. П. Панферов. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  52. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Филин, 1996.-472 с.
  53. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. // Педагогика. 1991. — № 9 — С. 50−56.
  54. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.-192 с.
  55. В.Г. Социальная микросреда как фактор развития личности школьника: Автореферат диссертации доктора пед. наук. М.: МГПУ, 1993.-38 с.
  56. .С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  57. .С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика» № 3) М.: Знание, 1985.-64 с.
  58. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Диссертация канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.-207 с.
  59. А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 194 с.
  60. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 267 с.
  61. Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: Диссертация канд. пед. наук. М., 1998.-168 с.
  62. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Рефлексивное пространство. //Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991. — С. 16−24.
  63. С.Г. Человеческая целостность в перипетиях диалога. // Человек.1994. -№ 3- С. 14−27.
  64. А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России. М., 1993. — 72 с.
  65. Н.Н. Формула противостояния или Как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 112 с.
  66. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Диссертация канд. психол. наук М., 1996. -122 с.
  67. Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания. // Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 1. — С. 7−12.
  68. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  69. .З. Микросреда и ее влияние на личность школьника. // Материалы международного семинара по проблеме: Роль опыта и деятельности в развитии личности школьника. Ниередьзахе-Дебрецен. -М., 1972. С. 25−36.
  70. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. // Магистр. 1995. — № 6 — С. 71−79.
  71. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 77 с.
  72. .З. Соотнести себя и дело. // Народное образование. 1994. -№ 1. — С. 132−135.
  73. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981. 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» № 12).
  74. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП изд-во «Магистраль», 1995. — 112 с.
  75. Л.С. Детская психология./Собр. Соч. М.: Педагогика, 1984. -Т.4.-432 с.
  76. JI.C. Проблема возраста. // Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984. -т. 4. — С. 213−242.
  77. О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  78. М.Н. Моя вера в ненасилие. // Вопросы философии. 1992. — № 3. -С. 65−66.
  79. М.Н. Моя жизнь. М.: Наука, 1969. — 612 с.
  80. Г. Сочинения. Т. 4. Система наук- ч. 1. Феноменология духа. М.: Соцэкгиз, 1959. — 454 с.
  81. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. // Вопросы философии. 1992. — № 3 — С. 54−64.
  82. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. — 187 с.
  83. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  84. О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. -Калининград: Калининградский гос. ун-т, 1995. 94 с.
  85. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: диссертация канд. пед. наук. М., 1989. — 237 с.
  86. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та- - М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
  87. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  88. С.Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях: Диссертация канд. писхол. наук. СПб., 1997. — 241 с.
  89. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: диссертация канд. псих. наук. М., 1983. — 176 с.
  90. К.Д. Методологический анализ референтных групп личности: Диссертация кандидата философских наук. Л., 1978. — 198 с.
  91. А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. — 309 с.
  92. С.Д., Левин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл, Academia, 1998. -192 с.
  93. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 205с.
  94. Долгий путь российского пацифизма: идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России. Отв. редактор Т. А. Павлова. М.: Институт Всеобщей истории РАН, 1997. — 374 с.
  95. А.И. О ценностных отношениях личности. // Советская наука. -1971.-№ 5-С. 67−76.
  96. С.Г. Эффективность влияния референтных групп на формирование ценностных ориентаций личности: Диссертация кандидата психологических наук. Курск, 1993. — 147 с.
  97. С.И. Образование групповых норм в первичных коллективах разного уровня развития. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1980. — 24 с.
  98. И.Ю. Педагогическая коррекция межличностных отношений старшеклассников как средство их профессиональногосамоопределения в сфере «человек-человек»: Диссертация канд. пед. наук. -М, 1997.-125 с.
  99. Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург, 1995. — 34 с.
  100. И.М. Формирование личности старшеклассника в процессе общения. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1983.-20 с.
  101. В.И. Личные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условие формирования личности. // Личность и группа. Л.: Ленинградский пед. ун-т, 1971. — С. 65−97.
  102. В.В. Педагогика М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 1996. — 160 с.
  103. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993. — 224 с.
  104. В.В. Психология детства М.: «Академия», 1996. — 346 с.
  105. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Под редакцией А. Л. Журавлева. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  106. В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Кузбас. гос. технич. университет. — 1999. — 63 с.
  107. М.В. Пять шагов к себе. М.: Просвещение, 1992. — 175 с.
  108. И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  109. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.-144 с.
  110. А.В. «Понимаю», победившее «хочу». // Социологическая жизнь. 1986. — № 8 — С.2−4.
  111. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  112. Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1995.- 156 с.
  113. МБ. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование. // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 132−137.
  114. М.В., Поташник М. М. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  115. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  116. И. От амфиболий рефлективных понятий, происходящей от смешения эмпирического применения рассудка с трансцендентальным. Прил. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 196 с.
  117. В.А. Директор учитель — ученик. — М.: Знание, 1982. — 96 с.
  118. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. /Общ. ред. и предисловие В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. СПб.: Лениздат, 1992. — 708 с.
  119. И.А. Самоутверждение старшеклассников в коллективном общении. // Общение как педагогическая проблема. Под редакцией А. В. Мудрика. М.: АПН СССР, 1974. — С. 51−61.
  120. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. 1988. — № 5. — С. 50−57.
  121. М.Л. Любите врагов ваших. // Вопросы философии. 1992. — № 3 -С. 66−71.
  122. М.Л. Паломничество к ненасилию. // Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. — С. 175−187.
  123. Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 224 с.
  124. А.Г. Воспитание характера. Минск: Нар. асвета, 1976. — 123 с.
  125. М.С. Мир общения: проблемы международных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  126. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1993. — 327 с.
  127. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Диссертация докт. пед. наук СПб., 1997. — 372 с.
  128. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  129. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под редакцией Б. В. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1971.-С. 122−158.
  130. Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  131. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  132. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  133. A.M. Формирование установок толерантного сознания.//Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. М.: ИТАР-ТАСС, 1999. — С. 37−38.
  134. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -336 с.
  135. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении. -Л.: изд-во ЛГУ, 1977. 186 с.
  136. Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М., 1994. — 182 с.
  137. И.А. Социальный мониторинг. Теоретико-методологическое обоснование. Статистический анализ. Диссертация кандидата философских наук. М., 1994. — 116 с.
  138. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  139. Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
  140. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек оркестр: микроструктура общения. — М.: Класс, 1993. — 154 с.
  141. А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Диссертация канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 186 с.
  142. А.И. Педагогическая трактовка понятия «мониторинг» в образовательном процессе. // Наука и образование в Зауралье. 1997. -№ 1.-С. 32−35.
  143. .В., Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома: КГПУ, 1998. — 56 с.
  144. А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С. 106−123.
  145. А.А. Психология общения. Тарту: изд-во Тартского университета, 1974. — 220 с.
  146. А.А. Совместная деятельность общения, взаимодействия: к обоснованию «педагогики сотрудничества». // Вестник высшей школы. -1989.-№ 11.-С. 39−48.
  147. JIokk Д. Мысли о воспитании. // Педагогические сочинения. М.: Учпедиз, 1939.-320 с.
  148. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 64−93.
  149. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 80 с.
  150. А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е издание. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  151. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  152. Г. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная наука, 1994. — 250 с.
  153. А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Соч. в 5-и томах- М.: Педагогика, 1984. т.1. — С. 267−329.
  154. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: ЛГУ, 1973. — 172 с.
  155. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
  156. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Диссертация доктора пед. наук М., 1997. — 193 с.
  157. В.Г. Ненасилие как профессиональная позиция педагога. // Учитель современной школы: Тезисные доклады одиннадцатой Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. СПб.: «VERVA MAGISTRI», 1996.-С.5−8.
  158. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. // Магистр. Апрель, 1992.-С. 50−55.
  159. В.А. Роль расширения социального общения в формировании личности учащегося старшего школьного возраста. //
  160. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте. Под редакцией Ю. А. Самарина. Д.: ЛГУ, 1967. — С. 79−85.
  161. В.К. Жизненная позиция личности: идеологический и социально-психологический аспекты. М.: Мысль, 1989. — 171 с.
  162. Межличностное восприятие в группе./Под редакцией Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: изд-во Московского ун-та, 1981. — 295 с.
  163. В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Диссертация канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. -207 с.
  164. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.-151 с.
  165. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. М., 1990. — 27 с.
  166. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. — 189 с.
  167. О.В. Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников: Диссертация канд. пед. наук. Омск, 1996. — 195 с.
  168. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  169. А.В. Время поисков и решений. М.: Просвещение, 1990. -189 с.
  170. А.В. О воспитании старшеклассников: книга для классных руководителей. 2-е издание, доп. и переработанное. М.: Просвещение, 1981.- 176 с.
  171. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Диссертация доктора педагогических наук. М., 1980. — 414 с.
  172. А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. -112 с.
  173. А.В. Современный старшеклассник. Проблемы самоопределения. М.: изд-во «Знание», 1997. — 63 с.
  174. К.Г. Время выбора. Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991.-251 с.
  175. В.Н. Психология отношений. М.: изд-во института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  176. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). // Отв. редактор Э.А. Адександряк- АН Армянской ССР. Институт философии и права. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. — 263 с.
  177. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984.-200 с.
  178. Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Советская педагогика. 1990. — № 9. С. 41−47.
  179. А.Ф. Педагогика прав человека. М.: Новая школа, 1994. -122 с.
  180. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: изд-во ЛГУ, 1989. — 191 с.
  181. .В. Введение в христианскую психологию: Размышление священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994. 192 с.
  182. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Международная академия психологических наук, 1998. — 464 с.
  183. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  184. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 8).
  185. А.П. Рефлексия в науке и обучении. // Вопросы философии. -1986.-№ 2. С. 160.
  186. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1983. — 816 с.
  187. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 1996. — № 3. С. 9−15.
  188. Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. -С. 319−343.
  189. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  190. Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Диссертация кандидата педагогических наук. -Красноярск, 1991. 218 с.
  191. Педагогика мира. Международный опыт. — Томск, 1991. — 40 с.
  192. Педагогика мира: История, теория, практика. / Движение «Педагоги за мир и взаимопонимание». Координационный совет. М., 1992. — Вып. 1. -209 с.
  193. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  194. Е.В. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1991. -17 с.
  195. В.Ю. Основы практической психологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997. — 176 с.
  196. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  197. Познание и общение. / Отв. редактор Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, И. Коул. М.: Наука, 1988. — 208 с.
  198. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Знание, 1993.-64 с.
  199. С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  200. Практическая психология образования. / Под редакцией И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Т.Ц. «Сфера», 1997. — 528 с.
  201. Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. 234 с.
  202. Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. / Отв. ред. Г. С. Сухобская. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 86 с.
  203. А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи.». Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996.-144 с.
  204. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  205. Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под редакцией К. А. Абульхановой. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  206. Психология межличностного познания. / Под редакцией А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  207. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. / Сост. Ю. В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. — 560 с.
  208. Дж. и Райми М. Массовая коммуникация и социальная система. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. — С. 613−662.
  209. Робер М.-А., Гильман Ф. Психология индивида и группы.: Пер. с фр. / Предисловие А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  210. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 18 с.
  211. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников с социальную деятельность: Диссертация канд. пед. наук. Ярославль, 1994. -186 с.
  212. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся. // Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 16−19.
  213. М.И., Вол охов А.В. Социализация личности ребенка в условиях СПО ФДО. — М., 1991. — 38 с.
  214. JI.C. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. — С. 330−420.
  215. М.М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М: Кооп. изд. «Мир», 1926. — 264 с.
  216. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учебное пособие. М.: ИНФРА, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
  217. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.: Пер. с англ. / Общ. редакция и вступительная статья JI.A. Петровской. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  218. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  219. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. Ярославль: Ярославский областной институт повышения квалификации под руководством работников образования, 1993. — 102 с.
  220. . Выход из насилия. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Наука, 1990. — 323 с.
  221. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. / Под редакцией И. В. Дубровиной. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. -143 с.
  222. А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Советский писатель, 1990.- 126 с.
  223. В.Д. Педагогика среды: учебное пособие. / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1993. — 63 с.
  224. Г. И. Обучение студентов педагогических вузов приемам коррекции межличностных отношений студентов: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1994. — 206 с.
  225. В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально-активной личности: учебное пособие по спецкурсу. М.: МГПИ, 1988. — 68 с.
  226. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. — М., 1990. — 92 с.
  227. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М.: МИП «NB Магистр», 1994. — 132 с.
  228. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалистов», 1997. — 336 с.
  229. О.Б. Особенности применения технологии формирования коммуникативной толерантности в досуговой педагогике. // Технологии досуговой педагогики в работе со старшеклассниками. Кострома, 1999 -С. 17−18.
  230. О.Б. К вопросу об особенностях формирования коммуникативной толерантности в условия юношеских общественных объединений// Учимся и учим культуре мира. Вып.2 М., «Пресс-соло», 2000 (в печати).
  231. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. М., 1986. — № 6. — С. 6−12.
  232. Словарь иностранных слов. / Ред. В. Л. Пчелкина. 18 изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1989.-624 с.
  233. В.В. Феномен референтности в системе межэтнических отношений: Диссертация канд. психол. наук. М., 1996. — 136 с.
  234. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988. — 63 с.
  235. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
  236. Л.Ф., Фрумкин М. Л., Павличкова Г. Л. Педагогические задачи и их решение. / Под ред. Слйстенина В. А. М. — Кострома: МГЗПИ-КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1991. — 56 с.
  237. С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества. // Вопросы психологии. 1991. — № 5. С. 5−15.
  238. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. -№ 1. — С. 70−74.
  239. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. — 171 с.
  240. Н.Н. Педагогическая рефлексия необходимый компонент культуры педагога. // Педагогическая культурология: Методические рекомендации. — Тюмень, Тобольск, 1995. — С. 45−48.
  241. В.А. Верьте в человека. М.: Молодая гвардия, 1960. -112 с.
  242. В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
  243. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  244. Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  245. Д. Я не это имел в виду. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -108 с.
  246. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Авторефератдиссертации кандидата педагогических наук. Ярославль, ЯГПУ, 1995. -17 с.
  247. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Диссертация кандидата педагогических наук. Ярославль, 1995 — 194 с.
  248. Е.В. Если знать как действовать. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  249. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: «Русский мир», 1997. — 532 с.
  250. В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. // Культура мира и демократии: Учебное пособие. М.: Пресс-соло, 1997.-420 с.
  251. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. // Вопросы социологии. 1993. — № 1−2. — С. 3−39.
  252. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
  253. Д.Н. Экспериментальные основы психологи установки. -Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961. 210 с.
  254. A.JI. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе. Диссертация канд. пед. наук. Казань, 1993. — 125 с.
  255. Л.И. Поэтапное формирование контактных групп как коллективов. // Проблема общения и воспитания. Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1974. — С. 109−118.
  256. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  257. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 94 с.
  258. К.Д. Человек как предмет воспитания: педагогическая антропология. / Избр. пед. соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — С. 229−547.
  259. Д.Н. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М.: Московский психолого-социальный институт. / Флинта, 1997.-160 с.
  260. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1990.- 158 с.
  261. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
  262. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Политиздат, 1989. — 168 с.
  263. И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Диссертация канд. пед. наук. -Казань, 1992.- 185 с.
  264. Т. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. М.: Соль, 1993. -176с.
  265. Хрестоматия по истории педагогики. / Под редакцией И. Е. Лакина и др. Минск: Высшая школа, 1971. — 608 с.
  266. Хрестоматия по истории психологии. / Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Московского университета, 1980. -296 с.
  267. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев: Здоровье, 1993. — 144 с.
  268. Р., Хэлтфид Д. Фактор справедливости или «И это после того, что я для тебя сделал.». М.: Знание, 1992. — 96 с.
  269. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Итерпракс, 1995.-288 с.
  270. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах/ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -720 с.
  271. А.В. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: Диссертация канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 171 с.
  272. В.Д. Педагогическая коммуникация: теоретические основы: Диссертация доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1995. — 518 с.
  273. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под редакцией B.C. Библера. Кемерово, 1993. — 213 с.
  274. Р. Философия свободы. Основные черты одного совершенного мировоззрения. / Пер. с нем. Ереван: «Ной», 1993. — 224 с.
  275. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1997. — 152 с.
  276. Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления. // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975. -С. 61−70.
  277. Е.В. Исследование явления референтности в системах межличностных отношений: Диссертация канд. психол. наук. -М., 1978. -132 с.
  278. Е.В. Исследование явления референтности в системе межличностных отношений. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1979. — 21 с.
  279. Е.В. Об индивидуальном статусе при выявлении значимого круга общения в группе. // Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1975.- С. 213−217.
  280. Г. П. К анализу организационно-деятельностной игры. -М., 1987. С. 28−54.
  281. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. // Исследования рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. — С. 1228.
  282. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной деятельности. // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983.-С. 110−137.
  283. Г. П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 416 с.
  284. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  285. В.В. Современный словарь по психологии. Минск.: «Современное слово», 1998. — 768 с.
  286. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное издательство, 1991. — 192 с.
  287. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. — 264 с.
  288. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  289. П.Н. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1973. — 32 с.
  290. М.Г. История психологии. 3-е издание, дораб. — М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  291. М.Г. Психология В XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1971. -368 с.
  292. К. Цель свобода. // Новое время. — 1990. — № 5. — С. 34−37.
Заполнить форму текущей работой