Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование музыки композиторов Карачаево-Черкесии на уроках русского языка в 5 классе: В процессе работы по развитию связной устной речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ высказываний учащихся экспериментальных и контрольных классов позволяет утверждать, что структурное многообразие работ учеников опытных классов, сложность и разнообразие употребленных ими синтаксических конструкций выгодно отличает их творческие работы от высказываний учеников контрольных классов, однотипных по структуре и несложных по употребленным синтаксическим… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические предпосылки использования национальной музыки в процессе работы по развитию речи учащихся 5 класса
    • 1. 1. Лингвистические основы развития связной русской речи
    • 1. 2. Психофизиологические основы воздействия музыкального искусства на человека. Особенности детского восприятия музыки
    • 1. 3. Некоторые аспекты методики обучения высказыванию о музыкальных впечатлениях
    • 1. 4. О национальном своеобразии музыки народов Карачаево-Черкесии и критериях отбора музыкальных произведений для работы по развитию речи
  • Выводы
  • Глава II. Обучение устному высказыванию о музыкальных впечатлениях с использованием музыки народов Карачаево-Черкесии
    • 2. 1. Уровень готовности пятиклассников к составлению устного высказывания о музыкальных впечатлениях (на основе констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Задачи, организация и исходные положения опытного обучения. Программа опытного обучения
    • 2. 3. Описание опытного обучения
    • 2. 4. Анализ и результаты опытного обучения
  • Выводы

Использование музыки композиторов Карачаево-Черкесии на уроках русского языка в 5 классе: В процессе работы по развитию связной устной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закономерный процесс пробуждения национального самосознания народов Российской Федерации требует решительной переориентировки современной школы на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества, подготовку новых поколений носителей национальной культуры и творческих ее продолжателей.

Воспитание такой личности невозможно вне совершенствования ее мыслительной и речевой культуры. Особо значимым в этой связи является формирование у школьников умения выразить свое отношение к произведению искусства и дать ему оценку на основе авторского замысла, объективного содержания, использованных средств музыкальной выразительности.

Однако в методике развития речи на сегодняшний день проблемы обучения высказываниям о музыкальных впечатлениях с учетом этнокультурных традиций разработаны недостаточно. Лишь в самое последнее время усилилось внимание ученых к этнокультурному аспекту восприятия музыки и обучению высказыванию о ней [27- 79- 91], наметились нетрадиционные подходы к процессу формирования данных речевых умений.

Между тем, как свидетельствуют материалы констатирующего эксперимента, проведенного нами, в общеобразовательных школах Карачаево-Черкесской Республики существуют возможности и объективные условия для использования музыки композиторов КЧР в процессе работы по развитию связной русской устной речи.

Необходимость обучения устным высказываниям о музыкальных впечатлениях диктуется также следующими причинами:

1) развитие речевых умений, обеспечивающих восприятие и создание речевых высказываний о музыкальных впечатлениях, способствует эффективности процесса формирования речевых умений, предусмотренных действующей программой по русскому языку (что позволяют утверждать данные проведенного нами опытного обучения);

2) без сформированного умения передавать свои впечатления о произведениях искусства нельзя говорить о наличии подлинной эстетической, мыслительной и речевой культуры, а следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.

Приведенные факторы определяют актуальность темы данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения пятиклассников устному высказыванию о музыкальных впечатлениях.

Предметом исследования является методика формирования у пятиклассников умения составлять устное высказывание о музыкальных впечатлениях.

Цель исследования — выявить возможности, условия и место использования музыкальных произведений композиторов Карачаево-Черкесии в сложившейся методической системе развития речи на уроках русского языка в 5-ом классе.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и наблюдения, предшествовавшие опытному обучению, позволили сформулировать гипотезу: если ввести музыку композиторов Карачаево-Черкесии в существующую систему источников высказывания, то можно, применяя специальную методику, сформировать у учащихся необходимые для создания высказывания о музыкальных впечатлениях речевые умения и одновременно обеспечить включение пятиклассников разных национальностей в музыкальные этнокультурные традиции народов Карачаево-Черкесии.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить ряд задач:

— установить степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе, уточнить некоторые методические понятия, имеющие принципиальное значение для разработки методики обучения устному высказыванию о музыкальных впечатлениях учащихся 5-го класса;

— определить уровень готовности школьников к созданию устного высказывания подобного типа;

— отобрать минимум теоретических сведений, необходимых учащимся 5-го класса для овладения названными речевыми умениями;

— разработать методику формирования речевых умений, необходимых для создания устных высказываний о музыкальных впечатлениях, и проверить ее эффективность.

Перечисленные задачи решались в процессе изучения курса русского языка в 5-ом классе. Выбор класса для проверки предлагаемой методики обучения высказываниям о музыкальных впечатлениях мотивирован в основном следующим:

1. Как показывают современные социологические исследования (1998 год), проблемы эстетики, в том числе и музыкальной, становятся наиболее значимыми для подростков (10−11 лет).

2. К этому возрасту у школьников достаточно развито логическое мышление (ученики в основном легко вычленяют признаки воспринимаемого предмета или явления, выделяют среди них существенные, классифицируют их и т. д.). Достаточен объем словаря пятиклассников, причем на 1000 слов текста ученик 5-го класса употребляет 21 абстрактное существительное. Увеличивается количество слов в предложении, усложняется его синтаксис, повышается объем кратковременной оперативной памяти [91, 4−7].

Таким образом, при выполнении заданий по развитию речи имеется возможность ввести в словарный запас и активизировать (в соответствии со сложившейся методикой словарной работы) употребление базовой лексики, обозначающей эмоции и чувства, а также оценочной и «музыкальной» лексики, с помощью которой можно передать воспринятый и осмысленный музыкальный образ, возникшие чувства, свое отношение к прослушанному произведению.

3. Коммуникативно-речевые умения, формируемые в соответствии с содержанием и требованиями действующей программы по развитию речи (на уроках русского языка в 5-ом классе), могут стать опорными для умения высказываться о музыкальных впечатлениях. В связи с этим, осуществляя отбор языкового материала, мы исходили из того, что прежде всего необходимо в максимальной мере использовать задания по развитию речи действующего учебника [90]. При этом мы руководствовались следующим соображением: лингвистическая база упражнений и организация работы над заданиями к ним позволяет максимально опереться на имеющиеся у детей речеведческие знания, на уже сформированные (опорные) речевые умения и навыки.

4. Приступать к формированию умения высказываться о музыкальных произведениях можно только после усвоения определенного объема музыковедческих знаний (фактов, понятий, закономерностей и т. д.) и умений, овладение которыми предусмотрено программой по музыке для начальных классов. Кроме того, взаимосвязь искусств, изучаемых в школе с 1 -го класса, в этом возрасте должна и может быть рассмотрена более обстоятельно и углубленно.

Методологической основой исследования является учение материалистической философии о языке как средстве общения, о единстве языка и мышления, содержания и формы, теории и практики, о роли речи в процессе познания и общения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ лингвистической, музыковедческой, эстетической, методической, физиологической, психологической и педагогической литературы;

— наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и музыкальной школе;

— анкетирование (учителей русского языка и учащихся);

— анализ устных и письменных высказываний школьников;

— беседа;

— педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент, разведывательно-обучающий эксперимент и опытное обучение);

— качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна заключается в следующем:

— отобран минимум теоретических сведений, необходимых учащимся 5-го класса для овладения речевыми умениями, обеспечивающими создание устного высказывания о музыкальных впечатлениях;

— выявлены затруднения учеников в построении и речевом оформлении устного высказывания о музыкальных впечатлениях;

— создан комплекс упражнений, направленных на формирование указанных умений;

— разработана методика обучения учащихся 5-го класса созданию высказывания о музыкальных впечатлениях (на материале произведений композиторов Карачаево-Черкесии).

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованных методических рекомендаций, которые помогут учителям русского языка в использовании произведений композиторов Карачаево-Черкесии в процессе развития связной устной речи школьников.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования школьных учебников и методических рекомендаций к нимпри составлении программ и учебников по русскому языку в школе, а также при составлении программ и учебных пособий по методике преподавания русского языка для педвузов.

Кроме того, результаты данного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей русского языка в лекционном курсе, спецкурсах и спецсеминарах по методике преподавания русского языка в педвузе.

Достоверность результатов исследования подтверждается комплексным применением методов исследования, данными констатирующего эксперимента и опытного обученияличным участием автора в опытно-экспериментальном обучении, позволяющем фиксировать и оценивать на основе непосредственного наблюдения весь ход эксперимента.

Об объективности результатов исследования свидетельствуют также соответствующий охват учителей (100) и учащихся (450) констатирующим экспериментом и пятиклассников (364) опытным обучением.

Апробация исследования осуществлялась путем внедрения его результатов в практику преподавания русского языка в школах Карачаево-Черкесской Республикив выступлениях на республиканских, региональных и всероссийских научных конференциях, а также в докладах на научных конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Музыкальные произведения композиторов Карачаево-Черкесии могут быть использованы в качестве источника речи школьников (наряду с произведениями других искусств).

2. Обучение составлению устных высказываний о музыкальных впечатлениях возможно и целесообразно начинать с 5-го класса.

3. Музыкальные произведения, используемые в качестве источника речи, способствуют активизации и актуализации определенных языковых средств: эмоционально-информативной, специальной музыкальной и оценочной лексикислов, служащих для наименования различных ассоциативных представлений, разнообразных тропов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (I глава — «Теоретические предпосылки использования национальной музыки в процессе работы по развитию речи учащихся 5 класса», II глава — «Обучение устному высказыванию о музыкальных впечатлениях с использованием музыки народов Карачаево-Черкесии»), заключения, списка использованной литературы, включающего 182 источника, и приложения.

ВЫВОДЫ.

Опытное обучение, проведенное в 5-х классах средней школы № 1 и № 3 г. Карачаевска, № 2 и № 5 г. Черкесска, а также в средних школах аулов Кумыш и Верхняя Мара Карачаево-Черкесской Республики в течение 1997;1998 учебного года, позволяет констатировать:

1. Ознакомление школьников с особенностями содержания, структуры и речевого оформления высказываний о музыкальных впечатлениях способствовало углублению их теоретических знаний о функционально-смысловых типах и стилистических характеристиках устных высказываний.

2. Использование специальной методики обеспечило развитие предусмотренных школьной программой речевых умений и формирование на их базе умения описывать музыку как произведение искусства и возникающие при этом впечатления (зрительные, слуховые и т. д. ассоциациимысли, чувства и настроение).

3. Специальная работа над языковыми средствами, составляющая одно из направлений обучения в нашей методической системе, способствовала актуализации, осознанному отбору и использованию отдельных лексико-семантиче-ских групп и лексико-грамматических разрядов слов.

4. Опытное обучение дало возможность проследить этапы формирования умений: от описания ассоциативных представлений, возникших под влиянием восприятия музыки, через фантазирование под музыку пятиклассники перешли к описанию эмоционально-эстетической информации о музыкальном образе и своих впечатлениях о прослушанном произведении.

5. Привлечение музыки к процессу формирования коммуникативных умений повлияло на отношение детей к слуховой информации о внешнем мире. Это создало возможность для более полного отражения картины окружающего мира в детских высказываниях, а следовательно, значительно обогатило содержательную сторону речи подростков.

6. Экспериментальная работа подтвердила правильность отбора методов и приемов для опытного обучения, а также эффективность разработанного комплекса устных и письменных упражнений, которые являлись основным средством обучения высказыванию о музыкальных впечатлениях и включали задания аналитического, аналитико-синтетического характера по готовому тексту на музыкальную тему и творческие, требующие создания собственного текста о музыкальных впечатлениях.

7. В ходе опытного обучения получены фактические данные, демонстрирующие степень сформированности у пятиклассников умения составлять устное высказывание о музыкальных впечатлениях:

A. Объем высказываний учеников экспериментальных классов в среднем превышал объем высказываний школьников контрольных классов на 10−14 слов, 4−6 предложений и 2−3 микротемы. При этом ни один ученик контрольного класса не описал музыку как произведение искусства в отдельной микротеме, тогда как в опытных классах 31% учеников выделил описание музыки в отдельную микротему.

Б. К концу опытного обучения у 98,6% учащихся экспериментальных классов было сформировано умение озаглавливать собственное высказывание о музыкальных впечатлениях в соответствии с темой или главной мыслью, тогда как с аналогичным заданием справлялись только 11% учащихся контрольных классов.

B. В высказываниях подростков из экспериментальных классов, как правило, авторские чувства и отношение к предмету речи были выражены отчетливо. Все включенные микротемы достаточно развернуты и уместны в общей структуре и содержании высказывания о музыкальных впечатлениях. Использовалась разнообразная лексика для описания музыки как произведения искусства (в среднем 11 синонимических рядов), зрительных, слуховых и т. д. ассоциаций, а также эмоционально-информативная и оценочная лексика (42% от всей использованной в работах лексики) и тропы.

Таким образом, полностью были решены поставленные задачи, а именно:

1) разработана программа опытного обучения, которая включала:

— минимум теоретических сведений, необходимых учащимся 5-го класса для овладения умением составлять устное высказывание о музыкальных впечатлениях;

— перечень необходимых умений для составления данных текстов;

2) отобраны инструментальные произведения композиторов Карачаево-Черкесии, т. е. создана фонотека для 5-го класса всех типов школ республики- 3) разработана методика формирования указанных умений, определено ее место в сложившейся системе работы по развитию речи в 5-ом классе и проверена ее эффективность.

8. Сравнительный анализ высказываний учащихся экспериментальных и контрольных классов позволяет утверждать, что структурное многообразие работ учеников опытных классов, сложность и разнообразие употребленных ими синтаксических конструкций выгодно отличает их творческие работы от высказываний учеников контрольных классов, однотипных по структуре и несложных по употребленным синтаксическим конструкциям. Следовательно, результаты опытного обучения демонстрируют качественные и количественные изменения не только в лексическом запасе пятиклассников, но и в синтаксическом строе их речи.

Контрольная проверка, проведенная нами через три месяца после окончания опытного обучения, показала, что у большинства учеников экспериментальных классов (79,8%) особенности содержания, структуры и речевого оформления высказываний о музыкальных впечатлениях закрепились в долговременной памяти, т. е. пятиклассники (по выражению Н.И. Жинкина) держат данные речевые умения в «фазе готовности к воспроизведению».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная ситуация переходного периода развития общества, характеризующаяся ростом национального самосознания, требует от региональной общеобразовательной школы корректировки содержания, методов и форм обучения на основе учета этнокультурных традиций.

Уровень развития личности в немалой степени характеризует словесная культура, способность к самовыражению и общению. Особо значимым в этой связи является формирование у школьников умений выразить свое отношение к произведению искусства и дать ему оценку на основе авторского замысла, объективного содержания, использования средств музыкальной выразительности и т. д.

Поэтому, несмотря на определенную сложность и неоднозначность вербализации мыслей и чувств, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, эстетическое суждение о нем необходимо, с одной стороны, для развития культуры художественного восприятия детей, а с другой стороны, для повышения речевой и общей культуры школьников, а также культуры их мышления. В противном случае наши ученики так никогда и не поднимутся от алфавита художественного восприятия и речевого общения к тому интеллектуальному и эмоциональному уровню, где им откроется все богатство тончайших оттенков мысли и нравственные нюансы чувств, которые мы постигаем через музыкальные шедевры.

В диссертационном исследовании выявлены возможности использования музыки композиторов Карачаево-Черкесии в процессе развития связной русской речи и разработана методика формирования речевых умений, необходимых для создания устного высказывания о музыкальных впечатлениях.

Анализ научной литературы по проблеме исследования и данные констатирующего эксперимента позволили установить следующее:

1. В современной лингвистике отмечается многообразие подходов и конкретных результатов в исследовании текста как одной из синтаксических единиц «высшего уровня». Однако, несмотря на неоднозначное понимание «текста» в лингвистической литературе, — под текстом понимаются различные структурно-семантические образования от предложения до законченного речевого произведения (О.И. Москальская, И. Р. Гальперин, Т. М. Николаева, Г. А. Золотова, JI.M. Лосева, В. В. Бабайцева и др.) — основные категориальные признаки и отдельные компоненты текста выявлены.

2. При всем многообразии характеристик текста в настоящее время прослеживается единство позиций, признающих необходимость научного исследования и описания таких признаков текста, как членимость, информативность, смысловая цельность, целостность, связность и завершенность.

3. Для методических целей важными являются все перечисленные характеристики, так как без знания механизмов построения текста (его категориальных признаков и средств связи) невозможно обучать связной речи.

4. Для методики обучения русскому языку наиболее приемлемой единицей в решении проблем связной речи является сложное синтаксическое целое (ССЦ).

В современной лингвистической науке наблюдаются разные подходы к статусу ССЦ, его месту в синтаксисе текста, системе языковых единиц. В данном исследовании мы придерживаемся точки зрения авторов, которые относят ССЦ (микротекст) и текст к единицам синтаксиса в качестве высшего уровня синтаксических единиц в ряду: словоформа — словосочетаниепредложение (простое и сложное) — сложное синтаксическое целое — текст (В.Г. Гак, Т. М. Николаева, В. В. Бабайцева, Т. В. Шмелева, Н. Д. Зарубина и др.). ССЦ рассматривается нами как образующий компонент текста (или вычленяется из него) и обладает теми же категориальными признаками, что и текст.

5. В ряде искусствоведческих источников подчеркивается, что национальное своеобразие в музыкальном искусстве проявляется не столько в том, какие эмоции выражает музыка (радость, горе и т. п.), сколько в том, каков характер этих эмоций (как переживаются эта радость, горе и т. п.). Ярче всего национальное в музыке, по мнению большинства исследователей, выявляется через мелодико-интонационный строй, ладовое, метроритмическое и тембровое своеобразие.

6. Музыка является звуковым искусством, которое, активизируя определенные эмоционально-чувственные реакции, формирует определенное отношение к содержанию музыкального образа и способствует порождению речевого высказывания, содержащего эстетическую оценку.

7. Восприятие музыки проходит следующие этапы: возникновение интереса к произведению и установка на его восприятие (1) — слушание как физиологический процесс (2) — понимание и переживание музыки (3) и ее интерпретация и оценка (4).

8. Качество детских высказываний о музыкальных впечатлениях зависит в основном от уровня сформированности умения воспринимать музыкальное произведение и речевых умений, обеспечивающих создание устного высказывания о музыке.

9. Основные методы обучения устному высказыванию о музыке — слово учителя, подготавливающее детей к восприятию конкретного музыкального произведения, и беседа педагога с классом об особенностях содержания, структуры и средств музыкальной выразительности пьесы, а также некоторых средствах речевого оформления данных высказываний.

10. Для высказывания о музыке (созданного на основе ее восприятия) как речевого произведения характерны определенные структурно-семантические и языковые особенности: описание ассоциативных представлений (зрительных, слуховых, комплексных и т. д.) — эстетическая оценка музыкального произведенияхарактеристика некоторых средств музыкальной выразительностиналичие эмоционально-информативной и оценочной лексики.

11. В общеобразовательных школах Карачаево-Черкесии существуют возможности и объективные условия для использования музыки композиторов КЧР в процессе работы по развитию речи на уроках русского языка в 5-ом классе. Об этом свидетельствуют данные устного опроса учителей русского языка, школьников и анализ устных высказываний пятиклассников на тему «Моя любимая песня».

Изучение лексического состава данных высказываний, их синтаксического строя и структуры, а также выявленное в результате эксперимента предпочтение подростками «музыкальной» темы (наряду с другими видами искусства) подтверждают наше предположение о доступности и привлекательности для школьников данной работы.

Однако тот факт, что пятиклассники при передаче своих музыкальных впечатлений использовали в основном разговорно-бытовую лексику, объем высказываний ограничивали 2−3 микротемами, убеждает в необходимости разработки методической системы, обеспечивающей обогащение словарного запаса пятиклассников эмоционально-информативной, оценочной лексикой, актуализацию специальной музыкальной лексики и лексики, необходимой для передачи возникающих ассоциативных представлений.

С целью проверки эффективности целенаправленной работы по обучению пятиклассников созданию устного высказывания о музыкальных впечатлениях была разработана специальная методика, направленная на формирование и развитие (на базе внутрипредметных и межпредметных связей) речевых умений, необходимых для восприятия и создания подобных текстов.

Анализ результатов опытного обучения подтвердил нашу гипотезу.

Ознакомление школьников с особенностями содержания, структуры и речевого оформления высказываний о музыкальных впечатлениях способствовало углублению их теоретических знаний о функционально-смысловых типах и стилистических характеристиках устных высказываний.

Использование специальной методики обеспечило развитие предусмотренных школьной программой речевых умений и формирование на их базе умения описывать музыку как произведение искусства и возникающие при этом впечатления (зрительные, слуховые и т. д. ассоциациимысли, чувства и настроение).

Специальная работа над языковыми средствами, составляющая одно из направлений обучения в нашей методической системе, способствовала актуализации, осознанному отбору и использованию отдельных лексико-семантических групп и лексико-грамматических разрядов слов.

Привлечение музыки к процессу формирования коммуникативных умений повлияло на отношение детей к слуховой информации о внешнем мире. Это создало возможность для более полного отражения картины окружающего мира в детских высказываниях, а следовательно, значительно обогатило содержательную сторону речи подростков.

Экспериментальная работа подтвердила правильность отбора методов и приемов для опытного обучения, а также эффективность разработанного комплекса устных и письменных упражнений, которые являлись основным средством обучения высказыванию о музыкальных впечатлениях и включали задания аналитического, аналитико-синтетического характера по готовому тексту на музыкальную тему (1) и творческие, требующие создания собственного текста о музыкальных впечатлениях (2).

Сравнительный анализ высказываний учащихся экспериментальных и контрольных классов позволяет утверждать, что структурное многообразие работ учеников опытных классов, сложность и разнообразие употребленных ими синтаксических конструкций выгодно отличает их творческие работы от, как правило, однообразных и примитивных по структуре, несложных по употребленным синтаксическим конструкциям высказываний учеников контрольных классов. Следовательно, результаты опытного обучения демонстрируют качественные и количественные изменения не только в лексическом запасе пятиклассников, в уровне сформированности речевых умений, но и рост общей культуры школьников, культуры их мышления.

Контрольная проверка, проведенная нами через три месяца после окончания опытного обучения, показала, что у большинства учеников экспериментальных классов (79,8%) особенности содержания, структуры и речевого оформления высказываний о музыкальных впечатлениях закрепились в долговременной памяти.

Данная диссертация является началом в разработке проблем формирования детской речи на уроках русского языка в полиэтнической среде средствами национального музыкального искусства.

Предстоит исследовать данный процесс в 6−11 классах и в системе специального музыкального образования, а также исследовать возможности развития речи в условиях интеграции различных видов искусств (например, национальной музыки, литературы и живописи) в школах Карачаево-Черкесской Республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. -Л.: Наука, 1975.-375 с.
  2. Ф.М. Опорный словарь сочетаемости слов при образовании русских словосочетаний. Баку: Изд-во АГУ, 1980. — 23 с.
  3. Актуальные проблемы культуры речи/ Под ред. В. Г. Костомарова и Л. И. Скворцова. М.: Наука, 1970. — 403 с.
  4. К.П., Метса А. А. Поговорим. Поспорим.: Учеб. пособие для углубленного изучения рус. яз. в ст. кл. нац. шк. 2-е изд., пере-раб. — JL: Просвещение, 1991. — 320 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
  6. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е/ Ред. и вст. ст. Е. М. Орловой. — Л.: Музыка, 1973. -142 с.
  7. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований// Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Уфа: Изд-во БГПИ, 1991. — С. 3−7.
  8. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 607 с.
  9. В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979.-269 с.
  10. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Проб. учеб. для 4−8 кл. -М.: Просвещение, 1988. 255 с.
  11. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Эксперим. учеб. для 4−8 кл./ Под ред. В. В. Бабайцевой. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  12. Г. И. Изучение порядка слов в системе работы по развитию связной речи учащихся (7 класс). М.: Просвещение, 1983. — 226 с.
  13. М.Т. Повышение эффективности словарной работы// Пути совершенствования преподавания русского языка в 5−8 классах. -М.: Просвещение, 1962. С. 160−167.
  14. М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку// Рус.яз. в шк. 1981. — № 3. — С. 17−24.
  15. М.А. Всеобщая грамотность или наступление безграмотности?// Мир образования. 1996. — № 1. — С. 12−13.
  16. М. П. Учение И.П. Павлова и некоторые задачи советского музыкознания// Советская музыка. 1951. — № 8. — С. 52−58.
  17. В.В. Природа и структура художественного восприятия// Эстетические очерки. Вып. 4. — М.: Педагогика, 1977. — С. 114−152.
  18. З.У. Двуязычие и культура русской речи. Майкоп, 1977. -230 с.
  19. З.У. Типы ошибок в русской речи учащихся-адыгейцев и их источники. Майкоп, 1987. — 158 с.
  20. В.В. Текст и текстовое общение. СПб, 1993. — 128 с.
  21. Е.А. Вводный фонетико-разговорный курс русского языка. М.: Рус. яз., 1982. — 158 с.
  22. Е.А. Теория и практика преподавания русского языка// Педагогика. 1994. — № 4. С. 14−17.
  23. Е.А., Шанский Н. М. Формирование паритетного двуязычия в свете лингводидактики// Рус. яз. в шк. 1990. — № 2. — С. 25−30.
  24. Р.А. Как мы говорим и пишем. М.: Изд-во МГУ, 1988. -220 с.
  25. В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Л.: Художник РСФСР, 1977. — 229 с.
  26. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983.- 128 с.
  27. Г. Б. Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка (в 4 кл.): Канд.дис. пед. наук. 1987. — 172 с.
  28. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.-238 с.
  29. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знание, 1996. — 128 с.
  30. JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте//
  31. Собр. соч.: В 6-ти т.-М., 1983.-Т. 2.-С. 436−454.
  32. JI.C. Психология искусства. Изд. 2-е, исправ. и доп. — М: Педагогика, 1987. — 344 с.
  33. Выготский J1.C. Развитие речи и мышления// Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983. — Т. 3.-С. 254−273.
  34. Гак В. Г. Межъязыковое сопоставление и преподавание иностранного языка// Ин. яз. в шк. 1979. — № 3. — С. 14−20.
  35. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. Синтаксис.
  36. М.: Высшая школа, 1981. 174 с.
  37. И.Р. О понятии «текст»// Лингвистика текста: Материалы науч. конф. Ч. 1. — М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. — С. 67−72.
  38. И.Р. Текст как объект лингвостилистического исследования.-М.: Наука, 1981.- 138 с.
  39. Г. Г. Формирование речевых умений// Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы/ Под ред. ф Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1976. — С. 36−44.
  40. Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Рус. яз., 1979.-206 с.
  41. В.Г. Музыка как средство интенсификации русской произносительной культуры речи: Автореф. канд. дис. СПб, 1994. — 19 с. ^ 41. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969.-77 с.
  42. Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. — 1984. — № 1.1. С. 59−67.
  43. Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. статей/ Под Л ред. О. О. Газмана, И. А. Костенчука. М.: Педагогика, 1995. — 115 с.
  44. Л.М. Нетрадиционные виды работ по развитию речи на уроках русского языка в 5 классе: Метод, рекомендации для учителей. -Карачаевск: КЧГПУ, 1979. 89 с.
  45. Л.М., Шевцова А. Б. Методические рекомендации по использованию музыки композиторов Карачаево-Черкесии в процессе развития речи на уроках русского языка. Карачаевск: КЧГПУ, 2000.$ 30 с.
  46. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  48. А.А. Гармонистка Зули Ерижева. М.: Советский композитор, 1979.-24 с.
  49. Р.А. Психолого-педагогические особенности профессио-М нальной деятельности учителя-филолога в условиях национальнойшколы// Психолого-педагогические проблемы формирования личности. Карачаевск, 1992. — С. 3−9.
  50. Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия// Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972.-С. 26−42.
  51. И.В. Мастера и шедевры: В 3-х т. Т. 1. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 720 с.
  52. А.Н. Краткий музыкальный словарь, Изд. 3-е, пересмотр. и доп. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1959. — 517 с.
  53. А.П. Работа над развитием навыков анализа текста с 4 по 8 класс// Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. -М.: Просвещение. 1982. С. 120−127.
  54. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4−8 классах: Тез. докл. М., 1969. — С. 101−108.
  55. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370 с.
  56. А.Х. Лингводидактическая типология и проблемы взаимосвязанного обучения родным и русскому языкам/ Тез. докл. регион, науч.-прак. конф. «Роль национального языка и культуры в формировании личности». Нальчик, 1993. — С. 98−99.
  57. А.Х. Методика преподавания русского языка в условиях новой языковой ситуации. Нальчик, 1996. — 169 с.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ком по науке и нар. образ., 1992. — 25 с.
  59. Закон Карачаево-Черкесской республики «Об образовании"// День Республики. 3.12.1998.
  60. Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста// Синтаксис текста.-М.: Наука, 1979.-С. 103−112.
  61. Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977.-48 с.
  62. Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. М.:
  63. Русский язык, 1981. 112 с.
  64. И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном Ф языке. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  65. А .Я., Лазарев И. Л. Эстетическое воспитание и искусство// Теория эстетического воспитания. -М.: Педагогика, 1979. С. 139−173.
  66. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.-268 с.
  67. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -» М.: Наука, 1973.-351 с.
  68. Г. А. Роль ремы в структурной организации и типологии текста// Синтаксис текста. -М.: Наука, 1979. С. 129−139.
  69. Искусство и школа: Книга для учителей/ Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  70. Вып. 1.-М.: Музыка, 1981. 120 с.
  71. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. 2-е. — М.: Советский композитор, 1982. — 214 с.
  72. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  73. М.С. О месте искусства в жизни школы// Искусство в школе. -1992.-№ 1.-С. 11−19.
  74. В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// Рус. яз. в шк.1973.-№ 6.-С. 73−76.
  75. В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя/ В. И. Капинос и др. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  76. .Б. Некоторые музыкально-стилистические особенностиногайских народных песен// Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Жанр и образ): Сб. наун. трудов. Черкесск, 1988. — С. 93−113.
  77. Г. Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки// Вопросы психологии. 1957. — № 1. — С. 116−124.
  78. А. Музыка и воображение// Советская музыка. 1968. -№ 3. — С. 108−113.
  79. О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов национальных групп при обучении неродному языку: Авто-реф. канд. пед. наук. Самарканд, 1995. — 18 с.
  80. И.С., Яковлева А. С. Вокальный словарь. JL: Музыка, 1986. -70 с.
  81. Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки// Вопросы психологии, 1981. № 2. — С. 150−155.
  82. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред. П. А. Леканта. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1995. -382 с.
  83. А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.
  84. Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмысло-вого анализа. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1983. — 160 с.
  85. Н.А. К проблеме развития художественного восприятия школьников// Теория эстетического воспитания. М.: Педагогика, 1978.-С. 48−58.
  86. Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  87. Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям// Рус. яз. в шк. 1974. — № 5. — С. 40−44.
  88. Т.А. Система работы по развитию устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — 256 с.
  89. Т.А. Упражнения по развитию связной речи// Методы и приемы обучения русскому языку/ Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Просвещение. — 1977. — С. 9−15.
  90. Т.А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Тростенцова Л. А., Кулибаба И. И. Русский язык: Учеб. для 4 кл. Изд. 16-е, перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 304 с.
  91. Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 кл. -М.: Просвещение, 1992. 288 с.
  92. А.А. Речевая деятельность// Основы теории речевой деятельности/ Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — Гл.2. — С. 21−28.
  93. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  94. Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 93 с.
  95. Л.М. Синтаксическая структура целых текстов: Факультатив по изучению связной речи. Одесса, 1971. — 49 с.
  96. Л.М. Текст как единое целое высшего порядка и его составляющие (сложные синтаксические целые)// Рус. яз. в шк. 1973. -№ 1.-С. 61−67.
  97. С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. Мн.: Нар. асвета, 1990. -174 с.
  98. М.Р. Речь учащихся средней школы// Рус. яз. в шк. 1982. -№ 6. — С. 63−70.
  99. М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособ. для студентовпед. ин-тов. Вып. 1. — М.: МГПИ, 1978. — 81 с.
  100. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знамя, 1975. -64 с.
  101. B.C., Цеханский В. М. Эксперименты по восприятию в аспекте физиологии// Творческий процесс и художественное восприятие.-Л., 1978.-С. 200−215.
  102. М.Н. Слово, музыка, образ. Киев: Рад. школа, 1982. — 96 с.
  103. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  104. Методика преподавания русского языка: Пособ. для учителей/ Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1990. 328 с.
  105. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе/ Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене. Л.: Просвещение, 1981. -310с.
  106. Методика развития речи на уроках русского языка// Н. Е Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. -240 с.
  107. Методы обучения в современной школе: Сб. статей/ Под ред. Н. И. Кудряшова. -М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  108. О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. -183 с.
  109. Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М. Советская Энциклопедия, 1991. — 672 с.
  110. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  111. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Уде, 1974. — 261 с.
  112. Е.И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
  113. Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. — М.: Прогресс, 1978.-С. 5−39.
  114. Обучение и воспитание средствами музыкального искусства: Сб. статей/ Под ред. Д. Б. Кабалевского. М.: НИИ школ. — 1981. — 90 с.
  115. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование)/ Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика. — 1975. — 625 с.
  116. Обучение русскому языку в 4 классе. Методические указания к учебнику: Пособ. для учит./ Сост. Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1981.-223 с.
  117. Обучение в 4 классе: Пособ. для учителя 4-летней нач.шк.: В 2-х кн. -Кн. 1./ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.- Под ред. Л. Ф. Климанова. Изд. 2-е, доп. — М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  118. В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 263 с.
  119. Особенности детской речи и пути ее развития/ Отв.ред. Т. А. Ладыженская. М.: МГУ, 1987. — 125 с.
  120. К.Г. Избранные произведения. Т. 2. — М.: ГИХЛ, 1956. -351 с.
  121. Н.А. Обучение школьников правилам построения текста// Рус. яз в шк. 1977. -№ 4. — С. 50−58.
  122. Практический курс русского языка: В 2-х ч. Ч. 2: Учеб. пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов/ Под ред. Г. Г. Городиловой и др. -Изд. 3-е, дораб. — Л.: Просвещение, 1991. — 304 с.
  123. Программа восьмилетней школы. Музыка. 4−7 классы. М.: Просвещение, 1985. — 28 с.
  124. Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. — М.: Просвещение, 1985. 48 с.
  125. Программы общеобразовательных учреждений: Сборник программ интегрированных курсов «Искусство» на 1995−1996 учебный год. -М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  126. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 4−7 классы. -М.: Просвещение, 1988. 201 с.
  127. П.С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. М.: Просвещение, 1976. — 287 с.
  128. Развитие национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1976. — 368 с.
  129. С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е., доп. — М.: Музыка, 1972.-168 с.
  130. С.Х. О природе художественного мышления// Эстетические очерки. Вып. 2. — М.: Наука, 1967. — С. 312−355.
  131. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.-336 с.
  132. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей/ Сост. и ред. А.Готсдинер. -М.: Музыка, 1981. 104 с.
  133. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений/
  134. Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. Изд. 20-е, пе~ рераб. — М.: Просвещение, 1992. — 319 с.
  135. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики/ Под ред. Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977. — 247 с.
  136. Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе: Метод, пособ. Орджоникидзе, 1979. — 152 с.
  137. Р.Б. Современный урок русского языка в национальной школе/ Сост. С. А. Чехоева и др. Л.: Просвещение, 1987. — 239 с.
  138. Л.С. Элементы физиологии и художественное восприятие//
  139. Художественное восприятие. Л., 1971. — С. 98−113.
  140. Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учеб. пособ. Уфа, 1987. — 180 с.
  141. М.П. Работа редактора над сложным синтаксическим целым и абзацем. -М.: Высшая школа, 1968. 57 с.
  142. Синтаксис текста/ Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — 364 с.
  143. Система обучения сочинениям на урокам русского языка (4−8 кл): Пособ. для учителей/ Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 3-е, испр. -М.: Просвещение, 1978.-284 с.
  144. Система эстетического воспитания школьников: Сб. статей/ Под ред. С. А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.
  145. А.С. Речевые упражнения на уроках пения: Пособ. для учителей. -М.-Л.: Просвещение, 1965. 92 с.
  146. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. -Изд. 2-е. М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  147. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа. -1973.-214 с.
  148. М.С., Жедек П. С., Светловская Н. Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М. С. Соловейчик. -М.: Издательский центр «Академия», 1997. -383 с.
  149. А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения// Вопросы психологии. 1973. -№ 5. — С. 105−106.
  150. В.А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. асвета., 1981. -288 с.
  151. А.В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 3-е, перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  152. А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. М.:1. Педагогика, 1980. 230 с.
  153. Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла: Сб. научн. трудов/ Ред.-сост. Н. А. Кушаев, В.И. Рейб-сон. М.: Изд-во АПН СССР, 1997. — 42 с.
  154. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-336 с.
  155. М.К. Лингвометодические основы развития связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 22 с.
  156. К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. Т. 9. — М.-Л., 1950. — 628 с.
  157. К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. Т. 10. — М.-Л., 1951.-668с.
  158. Д. Лингвистика текста в исследованиях ученых ГДР// Синтаксис текста. -М.: Наука, 1979. С. 314−324.
  159. И.А. От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста// Рус. яз. в шк. — 1948. — № 3. — С. 21−31.
  160. Хитц Клара Р. Петер в Стране Музыкальных Инструментов. М.: Музыка, 1970.-79 с.
  161. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ-ов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка"/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. — 272 с.
  162. Художественное творчество и ребенок/ Общ. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  163. Г. Тайна запечного сверчка: Маленькие сказки о детстве Моцарта. М.: Малыш, 1972. — 32 с.
  164. Н.М., Успенский М. Б. Русский язык как учебный предмет в национальной школе// Рус. яз. в нац. шк. 1973. — № 6. — С. 5−13.
  165. И.А. Речевая культура в школе Карачаево-Черкесии. -Черкесск: РИПКРО, 1993.-190 с.
  166. .И. Музыка народов Кавказа. Владикавказ, 1993. — 348 с.
  167. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  168. Н.Г. О национальном в музыке. Изд. 2-е, испр. — М.: Музыка, 1968. — 86 с.
  169. Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120 с.
  170. Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект// Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М. Наука, 1992.-С. 5−15.
  171. Т.В. Языкознание и речеведение// Речеведение в теоретическом и прикладном аспектах: Тез. респ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.-С. 101−103.
  172. М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка. -Майкоп: Адыг. книжн. изд-во, 1993. 335 с.
  173. М.Х. Развитие связной русской речи учащихся. — Майкоп Адыг. книжн. изд-во, 1995. 134 с.
  174. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974.-423 с.
  175. Н.Б. Лингвистические основы изучения лексики и словообразования русского языка в школах народов абхазо-адыгской группы. -Черкесск: Респ. книжн. изд-во, 1975. 189 с.
  176. Эксперимент в школе: Организация и управление/ Под ред. М. М. Поташкина. -М.: Педагогика, 1991. 215 с.
  177. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  178. Энциклопедический словарь юного музыканта/ Сост. В.В. Медушев-ский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  179. И.И. Интерференция родного языка в русской речи// Рус. яз. в нац. шк. 1973. — № 6. — С. 25−29.ж * г
  180. Динамика объема высказываний учащихся экспериментальных классов
Заполнить форму текущей работой