Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ПСдагогика β€” Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ искусство

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, вывСдСнная ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ всСгда остаСтся Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ достояниСм Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ этот ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ»; пСрСдаСтся ΠΆΠ΅ лишь логичСский Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Ρ‚. Π΅. извСстная, основанная Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ тСория. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ая Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° воспитания, Π½ΠΎ ΠΎΠ½Π° ΠΈ Π½Π΅ Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ творчСство; ΠΎΠ½Π° — систСма логичСски обоснованных ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ПСдагогика β€” Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ искусство (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Насколько ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ самих ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΎΠ½Π° Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ искусство ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚ Ρ„илософии, психологии, социологии? Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ„илософы ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΡΡ‚Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ.

«Π›ΠΈΡˆΡŒ идСя, Π° Π½Π΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сообщСна ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ Π»ΠΈΡ†ΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ, ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ лишь Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ тСорСтичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°» (П. П. Блонский).

«ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — прикладная Π½Π°ΡƒΠΊΠ°. Наука Π½Π΅ ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, Π° ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎΠΌ, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎΠ± ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» (Π‘. И. ГСссСн).

«ΠŸΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚СматичСскоС ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ воспитания, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², относящихся ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ, называСтся Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΡŽ воспитания, ΠΈΠ»ΠΈ пСдагогикою; ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ воспитания Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ составляСт пСдагогичСскоС искусство» (А. Π“. Ободовский).

«Π˜ΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎ основано Π½Π° ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ†ΠΈΠΈ, тСхнология — Π½Π° Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅. Π‘ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π° всС начинаСтся, Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ — заканчиваСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ всС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ сначала» (Π’. П. Π‘Π΅ΡΠΏΠ°Π»ΡŒΠΊΠΎ).

«ΠŸΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, — Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ английский ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π‘Ρ‚ΡŽΠ°Ρ€Ρ‚ Милль, — ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ сущСствованиС, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, сходство. ПолоТСния искусства Π½Π΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ».

«ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ся ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, вывСдСнная ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ всСгда остаСтся Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ достояниСм Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ этот ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ»; пСрСдаСтся ΠΆΠ΅ лишь логичСский Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Ρ‚. Π΅. извСстная, основанная Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ тСория. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ая Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° воспитания, Π½ΠΎ ΠΎΠ½Π° ΠΈ Π½Π΅ Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ творчСство; ΠΎΠ½Π° — систСма логичСски обоснованных ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π΅ΡΡ‚ΡŒ тСорСтичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°» (П. П. Блонский).

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ «Πž ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹» К. Π”. Ушинский писал: «ΠΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Π°, Π½ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Ρ‹ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΠΌ смыслС этого слова». Однако Π΅ΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ слова: «ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — Π½Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, Π° ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎ».

К. Π”. Ушинский Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX Π²., ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ…, Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ. На ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ достаточно ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ.

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… К. Π”. Ушинский рассматривал вопросы ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π° воспитания ΠΊΠ°ΠΊ практичСской ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌ относятся «Π›Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎ ΠΊΠ°ΠΌΠ΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ» (1846−1848), «Πž ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹» (1857), «Πž Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ воспитании» (1857), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ…, Π³Π΄Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ срСдства, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Ушинский Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π» Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ всСх Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся постоянным, Π½ΠΎ ΠΈΡΡ‚оричСски измСняСтся.

Π•Π³ΠΎ нСсогласиС с Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΠΌΠΈ философами ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΎ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ всС прСдставляли Π² ΡΠΈΡΡ‚СматичСском ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ чСткая Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ исчСзала. Ушинский ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ истина — это Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ сущностный этап, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· исслСдования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ основной ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ понятия ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅. Ушинский Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»: «Π’ΠΎΠ·Π»Π΅ всякой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ искусство, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ·Π²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Π²Ρ‹Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡΡΡŒ полоТСниями Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ; Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° пользования Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ Π½Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ…».

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ свою Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния, Ушинский Π΄Π°Π²Π°Π» опрСдСлСния, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ искусство, Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π±Π΅ΡΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ мноТСства бСсконСчно ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», опрСдСляСмых ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ТСланиями Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Π² ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ. Π’ Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, «ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Ρ‹ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ся ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ; ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… восходит ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ, приблиТаСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°».

К. Π”. Ушинский, Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², высказываСт ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, Π° ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎ, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Ρƒ искусством лишь ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚рСмятся Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅Ρ‚. ΠžΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любая тСория ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, прилоТСнная ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, пСрСстаСт Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡ‚ановится искусством.

Н. К. Π“ΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ€ΠΎΠ² Π½Π΅ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡˆΠ°Π»ΡΡ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ушинский ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»Ρ‹ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ искусства.

Π”ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π° воспитания ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΎ мСсто Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ушинский опрСдСлял ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° смысл противопоставлСния искусства воспитания Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌ проявлялся Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ практичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ — ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ основС.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ заинтСрСсована Π²ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ смыслС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ знания ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ для продвиТСния собствСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° пСдагогичСского дСйствия.

К. Π”. Ушинский ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ссли Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π½Π°ΡƒΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π½Π΅ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ся Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠΉ практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° сущСствСнно отличаСтся Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ‹Ρ‚Π°ΡΡΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΡƒΡ‚ΠΈ вопроса ΠΈ Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ† ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ сфСрС Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ относится ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ философ, психолог Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… являСтся ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго спСциалистом Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. МоТно ΡΠΏΡ€ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ: ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° срСди Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Π° особСнная ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ? Π‘Ρ‚ΠΎΠΈΡ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ изучСния для опрСдСлСния области изучСния Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ.

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ изучСния Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ наСстСствСнныС ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅. Являясь ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ тСорСтичСском обосновании содСрТит ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ СстСствСнного, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, срСди Π½ΠΈΡ… — философия, психология, физиология, социология ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅.

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, искусство, Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ критСрия Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ общСпринятыми опрСдСлСниями Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΅Π΅ Ρ„ункциями.

Наука опрСдСляСт сфСру чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΅Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° — Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ знания ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ЦСль Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ процСссы ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ².

ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — катСгория, которая ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ· Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ области чСловСчСского познания.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — это Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, свойства ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅.

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π³Π»ΡΠ΄Π°Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ концСпция прСдставляСт собой ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — мСТдисциплинарная ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ чСловСчСского знания. Если Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, Ρ‚ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ тСряСтся смысл ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π΄Π°Π΅Ρ‚ прСдставлСния ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ Π½Π΅ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅, объясняя Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ отраТСния пСдагогичСских явлСний. Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, космос, социализация, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Вторая концСпция прСдставляСт ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΡƒΡŽ дисциплину, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ являСтся опосрСдованноС использованиС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, заимствованных ΠΈΠ· Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ (психологии, СстСствознания, социологии ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π°Ρ… воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ.

На ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ являСтся любой Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚. Но Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ология ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (психику Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°), ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° — лишь прикладная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ психологии, Π΅Π΅ «ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС ΠΏΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅».

И ΠΏΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ, ΠΈ Π²Ρ‚орая ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΈ, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, собствСнноС тСорСтичСскоС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, подмСняя Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, взятых ΠΈΠ· Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ отраТаСтся Π½Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅. Волько ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° позволяСт достаточно ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ, Π΅ΠΌΠΊΠΎ, систСматично ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‚ΡŒ явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ², происходящих Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ обучСния, воспитания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Ни ΠΎΠ΄Π½Π° Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ для функционирования ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ для Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ являСтся Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ концСпция, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° являСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ дисциплиной, со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ изучСния.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ