Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности восприятия младшими школьниками синонимов, ΠΊΠ°ΠΊ слов Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

УсвоСниС любого ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π° Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ΠœΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ ΠΈ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, скрытоС Π·Π° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… проявлСний ΠΈ Π½Π΅ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ сущСствСнныС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ свойства ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ‚. Π΅. Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ свойства, Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности восприятия младшими школьниками синонимов, ΠΊΠ°ΠΊ слов Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскиС особСнности. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠΈΠ½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ психичСскиС процСссы ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Для Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ прСподнСсСния школьникам ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° слСдуСт ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ особСнности этих процСссов.

Π‘ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями запоминания связаны особСнности восприятия ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ, сохранСнии ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ. И Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ…ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎ-своСму, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ большиС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия памяти. Она ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ. Одни школьники ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ быстро Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ скоро ΠΈ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ воспроизвСсти Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ³Π΄Π°-Ρ‚ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΠ»ΠΈ.

Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ памяти. БловСсно-логичСская ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ выраТаСтся Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ тСорСтичСских ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, словСсных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·Π½Π°Ρ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ тСсно связана с Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π£ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΎΠ½ΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ восприятии Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Π»ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΈ вслух.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ школьного обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ синонимия Π½ΡƒΠΆΠ½Π° ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎ-логичСская, ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Π°Ρ, ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ…овая, ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, какая ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° слабСС, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π΅. Зная, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ разная ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ слСдуСт ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ознакомлСния с Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ, Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚иями.

ΠŸΡ€ΠΈ любом Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ памяти Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго смыслового запоминания, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ установлСниС смысловых, логичСских связСй Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°.

Запоминая ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹, мысли, слова, чувства, двиТСния, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ всСгда Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΡ… Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ связи Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ. Π‘Π΅Π· установлСния Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… связСй Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½ΠΈ ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Бвязи, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ памяти Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ассоциациями. Ассоциация — это связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ прСдставлСниями, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… прСдставлСний Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ явлСния, связанныС Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π—Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, ΡΠ²ΡΠ·Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ с Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ, вплСсти Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Π² ΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ связСй, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ассоциации. Π•ΡΡ‚ΡŒ нСсколько Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ассоциаций:

  • Β· ΠΏΠΎ ΡΠΌΠ΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: восприятиС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎΠ± ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ явлСнии Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, смСТных с ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ;
  • Β· ΠΏΠΎ ΡΡ…одству: ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², явлСний ΠΈΠ»ΠΈ мысли ΠΎ Π½ΠΈΡ… Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ воспоминаниС ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ сходным с Π½ΠΈΠΌΠΈ;
  • Β· ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚расту: ассоциируСтся Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ явлСния — ΡˆΡƒΠΌ ΠΈ Ρ‚ΠΈΡˆΠΈΠ½Π°, высокоС ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ΅, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ΅ ΠΈ Π·Π»ΠΎΠ΅ ΠΈ.Ρ‚.Π΄.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ запоминания ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ синонимов ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ассоциации. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ассоциации ΠΏΠΎ ΡΠΌΠ΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎ ΡΡ…одству.

Одним ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… проявлСний памяти являСтся воспроизвСдСниС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ². ΠžΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΡ‹ Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ Π½Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌ, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ прСдставлСниями. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ оТивлСния Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… связСй, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡƒ ассоциаций, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ слова, описания. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉ, прСдставлСниС ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ наглядный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — это ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ‚. Π΅. прямым сходством с ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ нСустойчивы ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ‚оянны, ΠΎΠ½ΠΈ тСсно связаны с ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒΡŽ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, поэтому Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссии прСимущСствСнно развиваСтся ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Π²ΠΈΠ΄ прСдставлСний. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΡΠΈΠ½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΠΌΠΈ строится Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСниях Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. НС ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠœΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связано с Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Воспринял ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ внСшниС Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ» самоС сущСствСнноС, основныС Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ зависимости — всС это ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для понимания ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ усвоСния, для ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ выполнСния задания.

НСкоторыС младшиС школьники сразу ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅ сущСствСнныС связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ элСмСнтами, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ…. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ.

УсвоСниС любого ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π° Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ΠœΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ ΠΈ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, скрытоС Π·Π° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… проявлСний ΠΈ Π½Π΅ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ сущСствСнныС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ свойства ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ‚. Π΅. Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ свойства, Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ. Π˜ΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ваТная ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ — Π΅Π³ΠΎ нСразрывная связь с Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ. ВыдСляя Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ словами. Π§Π΅Ρ€Π΅Π· слово Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΡƒΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π». Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ мыслит ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ языка, ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡΡΡŒ словами. Π Π΅Ρ‡ΡŒ — Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ для обучСния русскому языку являСтся концСпция ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ обучСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅». Выдвинутая Π›. Π‘. Выготским 1Выготский Π›. Π‘. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, Москва, Academia 1998 Π³., с. 77 ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚анная психологами Π΅Π³ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ идСя ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ дСтского развития, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ, вСсти Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ, являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ частных мСтодичСских вопросов.

Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ понятиСм, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π»Π΅Π³Π»ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΉ А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Ρ‹ΠΌ, являСтся понятиС Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ этой ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, Π½Π° Π΅Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ психологами созданы Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ любой ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ. Одной ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… являСтся тСория ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΌΠΈ исслСдованиями психологов ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π”. Π‘. Эльконина ΠΈ Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° школьного обучСния.

На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ русского языка большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ усвоСнии ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΡƒ получСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚:

  • 1. словСсныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ (источником знания являСтся устноС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ слово);
  • 2. наглядныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ (источником Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, явлСния, наглядныС пособия);
  • 3. практичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ (учащиСся ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ знания ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ умСния, выполняя практичСскиС дСйствия).

БловСсныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ мСсто Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния. БловСсныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π² ΠΊΡ€Π°Ρ‚Ρ‡Π°ΠΉΡˆΠΈΠΉ срок ΠΏΡ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ слова ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ яркиС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ, настоящСго ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ чСловСчСства. Π‘Π»ΠΎΠ²ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, чувства учащихся. БловСсныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹: рассказ, объяснСниС, бСсСда, дискуссия, лСкция, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΎΠΉ. Под наглядными ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ обучСния ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… усвоСниС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° находится Π² ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ зависимости ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния наглядного пособия ΠΈ Ρ‚СхничСских срСдств. НаглядныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΠΈ со ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ обучСния. Если Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ наглядности ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ, Ρ‚. Π΅. созданиС Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… чувствСнных прСдставлСний, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² рассматриваСмых ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ явлСний, Ρ‚ΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ Π·Π° Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ закрСпляСтся ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ функция: ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ срСдством фиксации выявляСмых ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² языковых явлСний, ΠΈΡ… ΡΠ²ΡΠ·Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ «Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… дСйствий, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ». Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρƒ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Ρ‚. Π΅. ΠΎ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ содСрТания ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° наглядности. ΠŸΡ€ΠΈ использовании наглядного ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ряд условий:

a) примСняСмая Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ возрасту учащихся;

b) Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΌΠ΅Ρ€ ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ постСпСнно ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°;

c) наблюдСниС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ всС учащиСся ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ дСмонстрируСмый ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚;

d) Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, сущСствСнноС ΠΏΡ€ΠΈ просмотрС ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ;

e) Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ пояснСния, Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ дСмонстрации явлСний;

f) дСмонстрируСмая Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ согласован с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°;

g) ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ самих учащихся ΠΊ Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΠΌ пособии ΠΈΠ»ΠΈ дСмонстрационном устройствС.

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния основаны Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся. Π­Ρ‚ΠΈΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ практичСскиС умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ. К ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ относятся упраТнСния, Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π£ΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄ практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ «Π‘ΠΈΠ½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΡ‹», благодаря Π½ΠΈΠΌ происходит усвоСниС, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. НСкоторыС ΠΈΠ· Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°ΡΡΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠ΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников русскому языку сСгодня ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ измСнСния. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ для ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ школьного обучСния явилась Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ способов ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся. Волько Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ…, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ основы ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ творчСства ΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ