Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностические материалы по «Окружающему миру»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1834 г. русский механик Мирон Ефимович Черепанов построил первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». В каком веке был построен первый в России паровоз? На «Ленте времени» поставь знак + в клеточку, соответствующую этому веку. Приведенный пример рассматривает ситуацию в упрощенном виде. В целом же человек должен вести… Читать ещё >

Диагностические материалы по «Окружающему миру» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностические материалы можно упорядочить по уровню проблемности.

  • 1. Задания на воспроизведение знаний, умений (репродуктивные задания). Традиционно контрольно-измерительные материалы были направлены на воспроизведение предметных знаний. Это задания типа:
    • — «Назови имя первого русского царя». Ответ_; — «Что

служит органом осязания? Ответ_;

  • 2. Задания, носящие продуктивный характер. Напомним, что продуктивные задания — это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
  • 3. Задания, носящие открытый характер, не имеющие никаких подсказок («жизненные», «открытые» задачи). (Примеры продуктивных заданий, жизненных и открытых задач приведены в главе 6).

Измерительные материалы можно сгруппировать по объектам диагностики — материалы, включающие задания, направленные на диагностику: а) предметных; б) личностных; в) метапредметных достижений; а так же задания: г) комплексные; д) интегрированные.

Под «комплексными заданиями» будем понимать задания, направленные на диагностику предметных и метапредметных умений; под «интегрированными заданиями» — задания, направленные на проверку предметных умений, относящихся к различным учебным дисциплинам, здесь же могут выявляться и метапредметные умения.

Традиционно диагностические задания были направлены на проверку предметных знаний, умений. В настоящее время стали использоваться и задания на диагностику личностных, метапредметных (УУД) достижений. Такие задания могут называться компетентностно-ориентированными заданиями[1].

Задания на диагностику личностных результатов.

I класс. Задание, направленное на проверку умения самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения.

Как Катя относится к своей маме? Выбери и отметь правильный ответ:

  • — Катя часто обижается на маму;
  • — Катя не слушается маму;
  • — Катя любит маму и помогает ей.

III—TV классы. Задание, направленное на проверку учения оценивать поступки с позиций нравственных ценностей.

Оцени данные в списке поступки.

Список поступков.

  • 1. Расталкивать людей на лестнице.
  • 2. Давать списать домашнюю работу своему однокласснику.
  • 3. Перебивать собеседника.
  • 4. Помогать маме нести тяжелые сумки из магазина.
  • 5. Писать и рисовать на парте.
  • 2
  • 6. Обзывать другого человека обидными словами.
  • 7. Уступать пожилым людям место в автобусе.
  • 8. Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища.

Запиши буквы {А, Б, В, Г), соответствующие твоим поступкам, в квадратик рядом с номером поступков.

A. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

B. Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Задания на проверку регулятивного УУД.

Задания, направленные на проверку умения составлять план работы.

I класс.

Мама попросила сына приготовить еду самостоятельно. Помоги мальчику составить план действий: пронумеруй картинки.

Ключ оценивания.

Ключ оценивания.

  • 0 — не приступил к выполнению задания или выполнил неверно.
  • 1 — расставил одну-две цифры неверно.
  • 2 — выполнил частично (перепутал последовательность из двух действий).
  • 3 — задание выполнено полностью верно.

III—IV класс.

Тебе нужно посадить дерево. Составь план своих действий. Для этого выбери из предложенных только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранным пунктом плана проставь их номера в правильном порядке.

  • ? Перед посадкой прибить к дереву скворечник.
  • ? Пролить ямку водой.
  • ? Полить посаженное деревце.
  • ? Поместить ветки саженца в ямку.
  • ? Засыпать ямку землей.
  • ? Выкопать ямку.
  • ? Поместить корни саженца в ямку.

Задания на проверку познавательных УУД.

I класс. Задание на проверку умения ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию.

Открой учебник «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, страница 81. Какой зверь изображен на этой странице?

III—IV класс. Задания, направленные на поиск информации, логические операции.

Задание 1. Прочитай текст.

«Саванны — это тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями. Встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом наступает сезон дождей. Растения цветут и плодоносят, а звери и птицы приносят потомство. Змеи и ящерицы, наоборот, более активны, чем зимой. Зима в саванне — сухой период, более жаркий, чем лето. От засухи нередко бывают пожары».

Оцени приведенные ниже суждения и запиши буквы (А, Б, В) в квадратиках рядом с номерами суждений.

A. Верное суждение, и о нем есть информация в тексте.

Б. Верное суждение, но о нем нет информации в тексте.

B. Неверное суждение, в тексте есть его опровержение.

  • ? 1. В саваннах растут деревья.
  • ? 2. Летом змеи и ящерицы более активны, чем зимой.
  • ? 3. Зимой в саваннах прохладно.
  • ? 4. Часть деревьев в саваннах сбрасывают листья зимой.
  • ? 5. Летом растения в саванне цветут и плодоносят.
  • ? 6. В полдень солнце в саваннах высоко поднимается над горизонтом.

Задание 2. Определи причины явлений. В квадратиках рядом с номерами явлений запиши соответствующие буквы.

A. Вращение Земли вокруг Солнца.

Б. Притяжение Земли.

B. Испарение воды.

Г. Вращение Земли вокруг оси.

Явления.

  • ? 1. Образование облаков.
  • ? 2. Смена дня и ночи.
  • ? 3. Падение капель дождя на землю.
  • ? 4. Смена времен года.
  • ? 5. Падение сосулек с крыши дома.[2]

В 1834 г. русский механик Мирон Ефимович Черепанов построил первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». В каком веке был построен первый в России паровоз? На «Ленте времени» поставь знак + в клеточку, соответствующую этому веку.

Ответ: На ленте времени указан XIX век.

Ответ: На ленте времени указан XIX век.

  • 1 балл — верно указан век О баллов — неверное обозначение
  • 2. Задание на проверку умения «обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выявление общности для целого ряда или класса единичных объектов…»

Прочитай описание свойств каменного угля и природного газа.

Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного цвета с заметным блеском, хрупкое, горючее, тяжелее воды. Уголь образовался из остатков древних растений и животных.

Природный газ образовался в недрах земли в процессе разложения остатков организмов растительного или животного происхождения. Природный газ прозрачен, не имеет цвета и запаха; легче воздуха, используется, в основном, как топливо.

Определи, какие свойства являются общими для этих полезных ископаемых. Запиши эти свойства. 1 2.

Определи, какие свойства являются общими для этих полезных ископаемых. Запиши эти свойства. 1 2

Ответ:

Оба ископаемых горючи.

Оба образовались из остатков растений и животных.

  • 2 баяла — верно указаны два элемента ответа.
  • 1 баял — верно указан только один элемент ответа.

О баллов — дан неверный ответ или ответа нет.

3. Задание на проверку умения «проводить…классификацию…»

Перед тобой названия шести разных растений. Раздели растения на две группы по выбранному тобой признаку.

лиственница, укроп, сосна, ясень, петрушка, земляника

Заполни таблицу: запиши в ней общее название для каждой группы растений и перечисли растений, которые относятся к этой группе.

Группа.

Общее название группы растений.

Название растений, относящихся к этой группе.

Группа 1.

Группа 2.

Ответ:

Группа 1 — деревья: лиственница, сосна, ясень.

Группа 2 — травянистые растения: укроп, петрушка, земляника.

  • 2 балла — верно заполнены все ячейки таблицы.
  • 1 балл — допущено не более двух ошибок при заполнении ячеек с названиями растений.

О баллов — допущено более двух ошибок при заполнении таблицы.

4. Задание на проверку умения «устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений».

Рассмотри фотографию клюва птицы.

Эта птица наиболее вероятно питается:

  • 1) насекомыми, добывая их из-под коры деревьев;
  • 2) сочными плодами, выпивая их сок изнутри;
  • 3) мясом небольших животных, и является хищником;
  • 4) насекомыми, ловя их в воздухе открытым клювом.
Диагностические материалы по «Окружающему миру».

Ответ:

  • 3) мясом небольших животных, и является хищником.
  • 1 балл — выбран правильный ответ.

О баллов — неверный ответ.

Комплексное задание «Минеральные соли» (IV класс)[3]

Объект оценки: решение учебно-практических задач.

Связь с учеными предметами и программами: «Окружающий мир», УУД, работа с информацией.

Число отдельных заданий — 6.

Время выполнения — 20 мин.

Максимальный балл — 10.

Алена после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алена решила проверить, всели правильно делает ее мама. Вот, что она узнала о минеральных солях.

Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащие в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или жидкостью. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество — гемоглобин, содержащий соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль необходимо всегда добавлять в пищу.

Берегись нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей — нитратов.

У свеклы нитраты накапливаются в основном в верхней части корнеплода, у моркови — в центральной желтой части, а у капусты — в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Содержание минеральных солей в продуктах питания

Минеральная соль

Продукты

Соли магния.

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат.

Соли кальция.

Молоко, рыба, свекла, фасоль, репа, редис.

Соли калия.

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь.

Соли железа.

Яблоки, абрикосы, соя, кабачки.

Ответь на вопросы и выполни задания.

  • 1. Какова цель текста «Берегись нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобой ответом.
  • 1) Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.
  • 2) Проинформировать о минеральных солях — нитратах.
  • 3) Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
  • 4) Рассказать о неправильном внесении минеральных удобрений.
  • 2. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобой словом.

Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли:

  • 1) калия;
  • 2) кальция;
  • 3) железа;
  • 4) магния.
  • 3. На осмотре стоматолог обнаружил у Алены кариес и порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач?
  • 1) Яблоки, курага, сливы.
  • 2) Молоко, творог, рыба.
  • 3) Помидоры, апельсины, хлеб.
  • 4) Горох, орехи, изюм.
  • 4. Алена очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут скапливаться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены вместе с редиской могут попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.
  • ? —" почва —>? —" организм Алены

5. Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?

1. Ухудшение работы кишечника.

2. Плохой рост скелета.

3. Малокровие.

6. Алена делает салат из капусты с морковью и хочет по возможности избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она может выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.

Капуста_.

Морковь_.

Интегрированная проверочная работа «Сова» для I класса

(конец года) (Логинова О. Б., Фирсов В. В., Леонтьева М. Р. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов…» Электронный вариант).

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали они гнезда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. Вот как все в природе связано между собой! Теперь понял это старик и пошел скорее к сове прощение просить.

Задание 1.

Задание 1.

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.

Ответ:

Ответ:

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь четыре мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число. Ответ:_.

Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ: больше всего ног у_.

Вопрос 3. У кого ног меньше — у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ: у человека ног_на_.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

Задание 6.

1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.

_ _звуков _букв.

_ _звуков _букв.

_ _звуков _букв.

  • 2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.
  • 3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.
  • 4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

Как видим, данное задание позволяет выявить достижения первоклассников не только по «Окружающему миру», но и по русскому языку, математике.

Наиболее типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки. В методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»[4] называются типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по курсу «Окружающий мир».

Ошибки:

  • — неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • — нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • — неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • — ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • — незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
  • — отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • — ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • — неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических) .

Недочеты:

  • — преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • — неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • — отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • — неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • — неточности при нахождении объекта на карте.

Об оценке поведения школьников в окружающем мире. В рамках образовательного процесса иногда приходится оценивать не виртуальное поведения человека (школьника) в окружающем мире, но и поведение реальное. Возникает вопрос: как это сделать? Какие поступки следует считать положительными, какие отрицательными?

Для оценки качества экологических отношений можно предложить следующий подход. Возможно выделение трех групп отношений: положительных, отрицательных и нейтральных.

Положительными считаем такие, которые: а) положительно влияют и на человека, и на природную среду (оптимальные отношения); б) положительно влияют или на человека, или на природную среду при нейтральном воздействии на вторую составляющую.

Отрицательными отношениями будут такие, которые: а) отрицательно сказываются и на человеке, и на природной среде (наихудшие отношения); б) отрицательно сказываются или на человеке, или на природной среде при нейтральном и пусть даже положительном воздействии на вторую составляющую.

Нейтральными будут отношения, при которых ни человек, ни природная среда не испытывают ни отрицательного, ни положительного воздействия взаимодействующих сторон.

Проиллюстрируем сказанное на примере известного вида природопользования — сборе грибов. Возможные качественные варианты экологических отношений при этом можно представить следующим образом.

Воздействие на человека:

+ (положительное) — повышение разнообразия пищи; укрепление здоровья силами природы; наслаждение красотой леса; развитие наблюдательности, мышления, памяти;

О (нейтральное) — выделить трудно, поскольку пребывание в лесу в любом случае оказывает то или иное влияние на человека;

— (отрицательное) — отравление грибами; отрицательные эмоции, связанные с отсутствием грибов, засоренностью леса и т. п.

Воздействие на природную среду:

+ (положительное) — посев спор старых грибов в новых местах; попутная ликвидация мусора, оставленного другими людьми;

О (нейтральное) — возможно при соблюдении правил сбора грибов и правил поведения в лесу;

— (отрицательное) — нарушение правил сбора грибов, загрязнение леса пищевыми отходами, неправильное разведение костра и т. п.

В данном случае положительными взаимодействиями следует считать варианты: + +; + 0; отрицательными:—; — 0; + -; — +. Как видим, вариантов отрицательных отношений гораздо больше, чем положительных.

Приведенный пример рассматривает ситуацию в упрощенном виде. В целом же человек должен вести себя по отношению к природе с позиций экоцентризма, руководствуясь, в частности, принципом «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия».

Аналогичный подход может быть использован и при оценке нравственных поступков человека, хотя их структура гораздо сложнее.

Задания

  • 1. По материалам одной темы учебника «Окружающий мир» (например, учебника УМК «Школа России»") составьте тестовые задания на оценку одногодвух предметных и метапредметных умений. Последовательность работы: сначала определяются планируемые результаты, затем составляются тестовые задания.
  • 2. Проанализируйте наблюдаемый в школе урок на предмет действий учителя (студента-практиканта) в организации оценивания результатов урока. В качестве варианта может быть использована следующая диагностика.

Диагностика умений учителя организовать оценивание достигнутых результатов

№.

Параметр

Балл

Что оценивается.

Знания.

Знания, умения.

Предметные знания, действия, УУД.

Кто оценивает.

Только учитель.

Учитель, ученик участвует в оценивании.

Ученик, учитель может участвовать в коррекции оценки.

Соотнесение с целями обучения (планируемыми результатами).

Без соотнесения.

Соотнесена частично.

Оценка исходит из целей (планируемых результатов).

Управление оцениванием (алгоритм оценки).

Процедура оценивания не регламентирована.

Обозначены критерии оценки.

Оценивание осуществляется по алгоритму.

Максимальный балл — 8.

Минимально необходимый балл — 4.[5]

4. Соотнесите приведенную выше схему оценки экологических отношений (на примере сбора грибов) с другими видами природопользования, в которые могут включаться дети (сбор ягод, лекарственных трав, рыбная ловля). Предложите свою схему оценки действий (поведения) детей на природе.

  • [1] См.: ЖадаевД. Н. Окружающий мир: компетентностно-ориентированные задания:2, 3, 4 классы: учебное пособие / Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач, Н. И. Збинякова. Ростовн/Д: Легион, 2011.
  • [2] Задание для оценки познавательного умения «использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач».
  • [3] См.: Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: системазаданий: в 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.2-е изд. М.: Просвещение, 2100. (Стандарты второго поколения).
  • [4] Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98№ 1561/14—15.
  • [5] Составьте проект урока с детальным описанием процедуры работы по оцениванию планируемых достижений (обозначение планируемых достижений, процедура включения в оценочную деятельность школьников, соотнесение объекта оценивания с планируемыми достижениями, критерии оценки, оценочныезадания) (тестовый или иной материал). Проведите урок в школе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой