Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние образовательной технологии на становление специальной компетентности художника-педагога: В процессе изучения курса композиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После освоения студентами экспериментального курса «Основы композиции» в их образе мира произошли определенные качественные изменения, которые касались и ценностао-смысловой его составляющей. Вербальные компоненты этого измерения стали более выраженными, приобрели большую значимость как основание для категоризации субъективного опыта и окружающей реальности. Был. выделен отдельный фактор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические подходы к процессам становления личности в художественном образовании
    • 1. 1. Специальная компетентность художника-педагога в контексте компетентностного подхода
    • 1. 2. Образ мира как центральная категория художественного образования
    • 1. 3. Педагогические подходы к формированию ценностно-смысловой составляющей образа мира
  • Глава. П. Исследование процесса становления специальной компетентности художника-педагога
    • 2. 1. Особенности становления специальной компетентности художника-педагога на разных этапах профессионального развития
    • 2. 2. Обоснование и реализация экспериментальной программы, направленной на становление ценностно-смысловой составляющей образа мира
    • 2. 3. Особенности образа мира профессиональных художниковпедагогов

Влияние образовательной технологии на становление специальной компетентности художника-педагога: В процессе изучения курса композиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация российского общества характеризуется углублением кризисных явлений, которые не могут не затрагивать духовную сферу человека, порождая «ценностный нигилизм», подрывая основы осмысленности бытия. Проблему усугубляет коммерциализация тех структур, которые традиционно опосредуют связь человека с культурой, хранящей в себе концентрированный опыт совместного бытия людей, опыт толерантного поведения, самопознания и саморазвития, ценностно-смысловые ориентиры, социальные нормативы и т. д. Прежде всего, это относится к средствам массовой информации и системе образования.

В связи с этим становится осознанным в своей актуальности социальный заказ, обращенный к образовательной системе: больше нельзя делать главную ставку на дальнейшую технологизацию учебного процесса. Необходима разработка образовательных технологий, которые позволяли бы более органично трансформировать культуру в целостную ценностно-смысловую картину мира, складывающуюся у человека в тот период, когда он выступает в функции субъекта образовательного процесса. Иными словами, сегодня серьезной научной проблемой становится педагогическое осмысление одного из основных положений культурно-исторической теории, на котором, кстати, базируются идеи смысловой педагогики (А.Г. Асмолов, 1999, 2003), онтопедагогики (В.Е. Клочко, 2003, 2005). В соответствии с этим положением, культура не просто усваивается человеком, но особым образом трансформируется в складывающийся у него образ мира, задающий ценностно-смысловые основания образа жизни. Учитель, выступая в качестве посредника между миром культуры и формирующимся образом мира учащегося, является важнейшим звеном процесса этой трансформации, призванным обеспечить единство содержательного и ценностно-смыслового состава образа мира человека.

Поэтому особую актуальность приобретают научные исследования, направленные на изучение закономерностей становления такого педагога, который был бы способен эффективно выполнить медиаторную функцию, т. е. выступать в качестве посредника между учеником и мировой культурой. Отсюда возникает задача разработки таких образовательных технологий, реализация которых позволяет управлять процессом подготовки учителя к выполнению медиаторной, посреднической функции.

Как показывают исследования Г. Н. Прозументовой и ее научного коллектива (2002, 2005), система образования, в том числе и высшего, медленно, но поступательно отходит от идеала рационального, во многом мозаичного образа мира, который пока еще формируется у обучаемых под воздействием учебных дисциплин, в процессе изучения которых «порциально» (поурочно) формируются некие наборы «знаний, умений и навыков». Художественное воспитание, на наш взгляд, в новых условиях меняет свои функции. Теперь оно призвано участвовать в создании того эмоционального фундамента, который должен «сухое», интеллектуалистическое и рациональное знание о мире переводить в целостный (системный), ценностный и смысловой образ мира. Отсюда возникает предположение, что педагог, выступая в качестве посредника между художественной культурой (как частью мировой культуры) и формирующейся способностью ученика трансформировать хранящиеся в культуре ценности и смыслы бытия в личную систему ценностей и смыслов, должен обладать особой профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность, в указанном смысле, понимается нами как интегральное личностное качество, заключающееся в способности и готовности учителя выполнять свою посредническую функцию, т. е. выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы в итоге человек мог самостоятельно входить в мировую художественную культуру и вычерпывать из нее то ценностное содержание, которое, трансформируя ценностно-смысловой базис образа мира человека, придает осмысленный и социально одобряемый характер его образу жизни.

Таким образом, проблема нашего исследования возникает в результате выявления противоречия, которое заключается в том, что под влиянием формирующихся новых ценностей образования качественно меняется состав того, что определяет профессиональную компетентность педагога. При этом развитие этих компетенций осуществляется пока достаточно стихийно и не опирается на знание о том, как управлять становлением профессионально значимых качеств в непрерывном образовательном процессе. Имея в виду подготовку художника-педагога, необходимо учитывать и то, что его профессиональная компетентность на самом деле интегрирует в себе два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: собственно художественный профессионализм и педагогический.

Оптимальные условия для становления специальной компетентности художника-педагога, с нашей точки зрения, открываются при освоении специального курса «Основы композиции», поскольку ее становление в определенных педагогических условиях может стать основанием для развития педагогического профессионализма художника, как, впрочем, и наоборот.

К настоящему времени наработан богатый опыт научных исследований в области общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования (И.В. Абазиева, И. М. Абаева, O.A. Бармаш, В. И. Киричев, B.C. Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, B.C. Мухина, Б. М. Неменский, H.H. Ростовцев, М. О. Сурина, A.A. Сурин, Н. П. Чуваргина, Т. Я. Шпикалова, Б.П.Юсов). Вопросы теории и практики формирования образного мышления на занятиях по композиции связано с именами отечественных и зарубежных представителей художественной педагогики: П. П. Чистякова, П. Я. Павлинова, Д. Н. Кардовского, К. С. Малевича, В. В. Кандинского, П. Н. Филонова, В. А. Фаворского, H.H. Волкова, Н. М. Молевой, Е. В. Шорохова, Р. Штайнера,.

Е. Барчаи. В работах названных исследователей художественное образование раскрывается как средство приобщения личности к художественной культуре, как средство становления духовности. Если же учесть тенденции развития современной мировой образовательной системы, ориентированной на гуманитаризацию и гуманизацию, то становится очевидным, что эпицентром психолого-педагогических интересов становится проблема, которую В. П. Зинченко обозначил как проблему «многомерного бытия человека в многомерном мире». Мире, который он сам конструирует и который выступает как ближайшее основание, на базе которого формируется сознание человека в его системных и смысловых характеристиках.

Учитывая это, представляется весьма перспективной попытка сделать предметом исследования процесс становления образа мира студентов, будущих педагогов, в его обусловленности образовательным процессом. В этом случае появляется возможность рассмотреть становление образа мира художника-педагога как проблему формирования его специальной компетентности в процессе художественного образования. Обоснование и разработка образовательной технологии, необходимой для реализации такой возможности, и определило проблемное поле данного исследования.

Цель работы: Изучить особенности влияния образовательной технологии на становление ценностно-смысловых компонентов образа мира личности в процессе становления специальной компетентности художника-педагога (на примере обучения композиции).

Объект исследования — процесс подготовки художника-педагога.

Предметом исследования является становление специальной компетентности художника-педагога в процессе реализации образовательной технологии, используемой при освоении курса «Основы композиции».

Гипотеза исследования. Становление специальной компетентности художника-педагога при освоении курса «Основы композиции» может быть эффективным, если образовательная технология будет основываться на следующих положениях:

• построение курса и его педагогическое осмысление сообразуется с этапами (уровнями) становления многомерного сознания человека;

• обеспечивается преемственность образовательного процесса на основе учета уровневых переходов (от предметного сознания к осмысленному, а потом к ценностному сознанию);

• осуществляется рефлексия образовательного процесса на всех стадиях становления профессиональной компетентности;

• организация процесса развития образно-концептуальных компонентов профессионального (композиционного) мышления осуществляется на основе освоения средств (языка) изобразительного искусства с учетом их ценностно-смыслового контекста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятие специальной компетентности художника-педагога.

3. Проследить взаимосвязь образа мира и процессов восприятия и порождения художественных образов.

4. На основе компетентностного подхода разработать и реализовать программу по основам композиции, ориентированную на развитие специальной компетентности художника-педагога.

5. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить образовательную технологию, обеспечивающую эффективное освоение программы по основам композиции, направленную на становление специальной компетентности художникапедагога.

Методологическая база.

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (Э.В. Ильенков, А. Маслоу, А. Я. Розин, В. Д. Шадриков и др.) — идеи становления профессионального саморазвития (A.A. Вербицкий И. А. Шаршов) — концепции системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (И.Я. Лернер, А.В.Хуторской) — концепции личностно ориентированного образования (H.A. Алексеев, H.A. Косенко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — принципы деятельностного подхода (JI.C. Выготский, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, X. Хекхаузен и др.) — теории психологии творчества (Л.С. Выготский, В. П. Зинченко, В. П. Кедров, B.C. Кузин, А. Н. Леонтьев, О.И. НикифоровЯ.А. Пономарев, Л.М. Попов), дидактические основы организации работы учащихся, общая теория управления и основы теории педагогического менеджмента (O.E. Лебедев, А. П. Огаркова, Н. Ф. Талызина и др.).

Привлечение категории «образ мира» требует методологической ориентации на работы тех авторов, которые занимались исследованиями данного феномена и заложили основы для его адекватного понимания и интерпретации. В качестве парадигмальной основы здесь выступают работы А. Н. Леонтьева, который не только ввел в отечественную психологию само понятие «образ мира», но и заложил основы методологии, которые на длительное время определили ход исследований в этой области. В дальнейшем, как нам кажется, наиболее близкая к целям и задачам данного исследования линия развития понятия «образ мира» отражена в работах В. Е. Клочко, который распространяет многомерность этого образа на саму личность. Именно концепция многомерной личности и ее воспитанияонтопедагогики — позволяет перевести образ мира в область педагогики и говорить о возможностях последней в развитии тех или иных измерений личности и ее образа мира.

Методы исследования:

Теоретический анализ философских и психолого-педагогических трудовпедагогическое наблюдениеизучение и анализ программ по композициипедагогический экспериментанкетированиематематические методы обработки данных, полученных в ходе исследования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие образно-концептуальных компонентов профессионального (композиционного) мышления эффективно при организации образовательного процесса на основе овладения средствами (языком) изобразительного искусства с учетом их ценностно-смыслового контекста.

2. Учет этапов (уровней) становления многомерного сознания человека (от предметного к осмысленному, а потом к ценностному) способствует позитивной динамике становления специальной компетентности художника-педагога.

3. Специальная компетентность обусловливает эффективность становления образа мира личности в контексте его ценностно-смысловых компонентов.

4. Создание стимульной среды для рефлексии образовательного процесса на всех стадиях становления специальной компетентности художника-педагога способствует его художественному и профессионально-педагогическому росту.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1999 по 2005 г. г. в несколько этапов. На первом этапе (1999;2000г.) происходило теоретическое осмысление заявленной проблемы, осуществлялся обзор источников, был произведен анализ и синтез основных концепций художественного образования и разработана программа обучения основам композиции, которая, по нашему мнению, может служить средством развития ценностно-смысловых компонентов образа мира личности.

На втором этапе (2000г.) были выбраны адекватные методы эмпирического исследования, подобран материал, разработана его программа и было проведено предварительное тестирование абитуриентов ИИК ТГУ.

Третий этап (2000;2004г.г.) представлял собой педагогический эксперимент, в ходе которого испытуемые проходили обучение по образовательной технологии освоения курса «Основы композиции», «Программе повышения квалификации». Позитивная динамика становления специальной компетентности свидетельствовала о том, что усвоение курса «Основы композиции» и «Программы повышения квалификации» прошло успешно.

На четвертом этапе (2004;2005г.) был проведен контрольный эксперимент, результаты которого интерпретировались как сами по себе, так и в сравнении с результатами предварительного тестирования, что способствовало подтверждению выдвинутой нами гипотезы. Научная новизна и теоретическая значимость.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1. Установлена взаимосвязь и взаимозависимость становления образа мира личности (в частности, ее ценностно-смысловой составляющей) и специальной (композиционной) компетентности художника-педагога.

2. Разработана образовательная технология освоения курса «Основы композиции», направленная на становление специальной компетентности художника-педагога, которая также углубляет и обогащает его образ мира.

3. Доказано, что рефлексия эффективности образовательной технологии при обучении основам композиции способствует становлению профессионального (композиционного) мышления.

4. Разработаны и экспериментально проверены критерии и методический инструментарий оценки динамики становления специальной компетентности художника-педагога на разных этапах профессионального (художественного) развития.

Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе предложена образовательная технология, которая обеспечивает эффективное освоение учебного курса по основам композиции и может быть рекомендована для практического применения в художественных школах, ВУЗах и других учреждениях художественного образования при подготовке студентов и повышении квалификации педагогов. Данная технология учитывает основные закономерности становления образа мира, его ценностно-смысловых компонентов. Таким образом, она может служить средством не только обучения художественной деятельности, но имеет более широкоемировоззренческое значение. В предлагаемой образовательной технологии решается одна из актуальных задач современного художественного образования — формирование такой личности, которая в своем поведении руководствовуется профессиональным (композиционным, творческим) мышлением, определяющим ее отношения с миром и другими людьми. В образовательной деятельности при освоении курса по основам композиции можно выделить две стороны, которые непосредственно связаны с развитием образных и концептуальных (понятийных) компонентов профессионального мышления в работе над композицией. Первая отражает тот факт, что художник-педагог наряду со способностью мыслить в понятиях, должен обладать способностью «видеть» окружающий мир под определенным, предметно специализированным углом зрения. Вторая сторона связана с переводом зрительно-вербальной информации на «язык» знаковой системы, в которой фиксируются специфические особенности и логические связи определенного вида профессиональной деятельности.

Методология психосемантики, используемая в качестве инструмента анализа влияния предложенной образовательной технологии на ценностносмысловое измерение образа мира личности, может применяться в педагогике и в иных целях. Знакомство с данной работой может быть полезным для исследователей в качестве примера использования психосемантических методов в педагогических исследованиях.

Надежность и научная достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследованиявсесторонней и глубокой интерпретацией полученных результатов, основанной на применении корректного математического аппаратавозможностью повторения экспериментальной части работы, а также сопоставлением полученных результатов с обширным педагогическим опытом.

Экспериментальная база. Экспериментальную базу исследования составили абитуриенты ИИК ТГУ, которые затем обучались в университете на протяжении всего времени исследования. Возраст испытуемых на момент проведения предварительного тестирования — 16−17 лет, на момент контрольного, соответственно -21−22 года. Пол испытуемых: 15 мужского и 25 женского пола, всего 40 человек. В исследовании также приняли участие преподаватели кафедры «Изобразительное искусство» ИИК ТГУ.

Апробация результатов.

Материалы исследования были представлены, обсуждались и получили одобрительную оценку на II, III и IV Всероссийских научно-практических конференциях «Художественное образование в Российской провинции в XXI веке» (2002, 2003, 2004 г. г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии» (2002 г.), на 16-й Международной научной конференции «Язык и культура в Евразийском пространстве» (2003г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Эстетико-продуктивная педагогика как содержательный и технологический принцип в современном образовании» (2005г.), на заседаниях кафедры «Изобразительное искусство» ИИК ТГУ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновываются исходные положения исследования, его актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология. А также научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе проанализированы различные точки зрения исследователей на содержание понятий композиция, специальная I компетентность, скорректировано понимание специальной компетентности художника-педагога, проанализированы основные концепции художественного образования. В этой же главе рассматриваются взгляды современной науки на такую психологическую реальность как образ мира, а также на его развитие в процессе взаимодействия с окружающей действительностью и, в первую очередь, с искусством. Отражены педагогические аспекты становления образа мира и его ценностно-смысловых компонентов в процессе художественного образования.

Вторая глава посвящена особенностям становления специальной ^ компетентности художника-педагога на разных этапах профессионального развития. Человек определяется как многомерная реальность, становление которой может быть рассмотрено с педагогической точки зрения, приводятся результаты эмпирического исследования влияния художественного образования на ценностно — смысловое измерение образа мира. Результаты, > полученные с применением метода семантического дифференциала, интерпретируются в контексте ценностей и возможностей влияния предлагаемой образовательной технологии на образ мира испытуемых.

В заключении обобщены результаты исследования и изложены его основные выводы.

Заключение

.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно влияния художественного образования (в частности, учебного курса «Основы композиции» для студентов, «Программы повышения квалификации» для преподавателей) на повышение специальной компетентности художников-педагогов на разных этапах профессионального развития, на изменение их образа мира.

1. Специальную или предметную компетентность художника-педагога можно рассматривать как уровень сформированности способностей владения композицией на основе развитого композиционного мышления и практической творческой деятельности. Анализ существующих подходов к определению композиции позволил определить понятие композиции как воссоздание в произведении образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них, при помощи средств и приемов, с учетом общих закономерностей, свойственных данной отрасли искусства, органического целого, выражающего задуманное им содержание.

2. Композиционное мышление следует рассматривать как синтез образного и понятийного мышления, проявляющийся в способности «видеть» окружающий мир под определенным, предметно специализированным углом зрения. Данный тип мышления опирается на воображение, служит средством для рождения оригинальных идей и самовыраженияявляется творческим, так как связан с решением задачи, не имеющей единственного «правильного» решения. Понятийный компонент композиционного мышления связан с переводом зрительно-вербальной информации на «язык» знаковой системы, в которой фиксируются специфические особенности и логические связи определенного вида профессиональной (композиционной) деятельности.

3. В учебной деятельности учащегося художественного учебного заведения можно выделить две стороны, которые непосредственно связаны с развитием образных и концептуальных (понятийных) компонентов. Первая отражает тот факт, что будущий специалист, наряду со способностью мыслить в понятиях, должен обладать способностью «видеть» окружающий мир в определенном ракурсе, его надо учить «видеть», учить способам выделения существенных (с позиций данного вида деятельности) характеристик в предмете изучения. Здесь имеет место переход от обыденного, житейского взгляда на мир к профессиональному (художественному).

4. Искусство, как предмет художественного образования, обладает широкими возможностями для формирования образа мира личности. Воспринимая произведения искусства, личность не просто «знакомится», «соприкасается» с различными образами мира, представленными авторами в своих произведениях, но происходит глубокое личностное, эмоциональное взаимодействие. Такой характер взаимодействия личности и искусства неоднократно подчеркивался в работах по психологии искусства и, по нашему мнению, именно в нем следует искать истоки педагогического влияния художественного образования на образ мира личности. По выражению Д. А. Леонтьева, каждое произведение искусства ставит перед человеком «задачу на смысл». Художественно-эстетическое воспитание может оказать существенную помощь в осознании и разрешении этой задачи и ценностно-смысловое содержание произведения органично войдет в нравственный опыт личности, станет регулятором ее поведения. Именно в этом и заключаются педагогические задачи становления ценностно-смыслового измерения образа мира человека.

5. Признание многомерности не только образа мира, но и самой личности позволяет соединить в рамках онтопедагогики развитие и обогащение образа мира с развитием и самоактуализацией личности как носителя этого образа. В этом случае ценностно-смысловые компоненты образа мира приобретают не только феноменологический, но и онтологический статус. Другими словами, отраженные в виде одного из измерений образа мира ценностно-смысловые компоненты составляют неотъемлемую часть личности, можно сказать определенней — самоактуализирующейся личности. В педагогической работе были реализованы основные принципы онтопедагогики: соединение значения с чувственным опытом учащегосясоединение надиндивидуальных смыслов, пребывающих в культуре, с индивидуальным предметным пространством каждого учащегося, превращение этого пространства в реальностьсоединение этой реальности с общечеловеческими ценностями культуры. Реализация данных принципов сделала возможными те изменения, которые произошли в образе мира обучающихся.

6. Рассмотрение различных концепций художественного образования и, в частности, концепций преподавания курса композиции позволяет сделать вывод, что в них содержатся предпосылки для формирования образа мира учащихся, в том числе и его ценностно-смысловых составляющих. Однако для того, чтобы реализовать эти потенциальные возможности, необходимо провести определенную модернизацию и интеграцию существующих программ. Именно такая работа и была проделана в ходе разработки предлагаемой образовательной технологии реализации разработанного автором учебного курса «Основы композиции». Концептуальную основу образовательной технологии характеризует цель и система представлений о способах ее достижения. Мы исходили из следующего положения: если построение курса и его педагогическое осмысление сообразуется с этапами (уровнями) становления многомерного сознания человека (от предметного сознания к осмысленному, а потом к ценностному сознанию), то это закономерно приводит к позитивной динамике становления специальной компетентности художника-педагога. Кроме того, при составлении программы в нее было внесено большое количество заданий, в которых необходимо выразить те или иные духовные смыслы средствами композиции. Такие задания актуализируют в сознании обучающихся использование композиционных возможностей для осмысления не только физических, но и психологических, духовных, нравственных отношений, что в свою очередь приводит к обогащению ценностно-смыслового измерения образа мира.

7. Результаты предварительного исследования показали, что образ мира испытуемых в целом идентичен некоему «универсальному» семантическому пространству, являющемуся, как показывают исследования, кросскультурным и наиболее обобщенным, абстрактным. Описание большинства выделенных в ходе исследования факторов: Активность, Сила, Оценка, Сложность — уже встречается в литературе. При этом контрольная шкала осмысленное/бессмысленное вошла в фактор Оценка с небольшим весом. Это позволяет сделать вывод о невыделенное&tradeценностно-смыслового измерения в структуре образа мира испытуемых, а также о небольшой его значимости в структуре общей оценки респондентами предложенного стимульного материала. Результаты, полученные на бессюжетном стимульном материале, показывают еще меньшую значимость ценностно-смысловых компонентов образа мира, так как в этом случае контрольная шкала не вошла ни в один из факторов. Вообще результаты предварительного исследования показывают, что, не имея перед глазами ясного сюжета, испытуемые гораздо менее определенно категоризируют предложенный материал. Еще менее четким и определенным оказался образ мира абитуриентов, выраженный в невербальной форме. Здесь процент объясняемой факторами дисперсии настолько мал, что интерпретация факторов оказывается лишенной психологического смысла.

8. После освоения студентами экспериментального курса «Основы композиции» в их образе мира произошли определенные качественные изменения, которые касались и ценностао-смысловой его составляющей. Вербальные компоненты этого измерения стали более выраженными, приобрели большую значимость как основание для категоризации субъективного опыта и окружающей реальности. Был. выделен отдельный фактор, интерпретарованный как Ценность. Это означает, что в процессе художественно-эстетического образования (в частности, обучения основам композиции) у студентов происходит формирование ценностно-смыслового измерения образа мира. Ценностно-смысловое становится самостоятельным параметром при оценке окружающих событий, людей, явлений. Становление этой категориальной структуры сознания повышает его размерность и способствует формированию действительно многомерной личности. Шкала осмысленное/бессмысленное входит в состав и других фактов: Близость и Эмоциональное содержание. Это говорит о возрастании сложности и неоднозначности ценностно-смыслового измерения образа мира реципиентов, которые после обучения основам композиции способны связывать ценностно-смысловое с различными другими категориями и измерениями семантического пространства. Возросла интегрированность этого пространства, и, следовательно, целостность образа мира. В структуру этого ценностно-смыслового измерения вошли абстрактные формы и символы, не имеющие однозначного толкования. Подтверждением этому служит наличие соответствующего фактора в семантическом пространстве абстрактных картин, причем по доле объясняемой им дисперсии он оказывается более значимым для испытуемых, чем фактор Силы.

Второй причиной, позволяющей нам сделать вывод о расширении ценностно-смыслового измерения, является возрастание веса контрольной шкалы в структуре факторов. Если в ходе предварительного тестирования она не вошла ни в один фактор, то в ходе контрольного тестирования шкала осмысленное — бессмысленное с большими весами присутствует сразу в составе двух факторов. Также испытуемые достаточно четко дифференцировали картины по полюсам факторов, дифференциация совпадает с дифференциацией сюжетных произведений и с мнениями экспертной группы, поставившей в соответствие сюжетные и бессюжетные произведения.

На примере изучения основ композиции мы показали, что в результате успешного освоения данного курса испытуемые обогатили свой внутренний мир. Изучение курса «Основы композиции» позволило студентам увидеть ценностный смысл в той области, которая ранее выпадала из их образа мира — в области абстрактных знаков и символов, через которые также могут быть выражены различные оттенки смысла.

9. Как важный результат необходимо отметить, что в соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе диссертационного исследования была разработана и апробирована образовательная технология освоения курса «Основы композиции» для студентов и «Программа повышения квалификации» для педагогов. Данные программы, интегрируя и обобщая педагогический опыт в области художественного образования, построены согласно уровневому принципу построения многомерной личности и отражают все основные принципы онтопедагогики. Как показал сравнительный анализ результатов предварительного и контрольного тестирований, в результате освоения предложенных программ действительно произошло обогащение и дифференциация образа мира участников образовательного процесса. Причем ценностно-смысловые компоненты в его структуре стали более выраженными, приобрели большую отчетливость, значимость. Эти выводы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

В целом необходимо отметить, что в соответствии с выдвинутой гипотезой, в ходе проведения диссертационного исследования была разработана и апробирована образовательная технология освоения курса «Основы композиции» для студентов и «Программа повышения квалификации» для педагогов. Данные программы, интегрируя и обобщая передовой педагогический опыт в области художественного образования, построены согласно уровневому принципу построения многомерной личности и отражают все основные принципы онтопедагогики. Как показал сравнительный анализ результатов предварительного и контрольного эксперимента, в результате освоения предложенных программ действительно произошло обогащение и дифференциация образа мира участников образовательного процесса. Причем ценностно-смысловые компоненты в его структуре стали более выраженными, приобрели большую отчетливость, значимость. Эти выводы подтверждают поставленную в начале исследования гипотезу. Данные программы по основам композиции могут использоваться как эффективное средство развития не только художественных навыков в художественно-эстетическом образовании, но и будут способствовать освоению самых широких пластов культурного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  2. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философскопсихологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. М., 1989.
  3. С. С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерноститворческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. — М., 1972. — Вып. 3.
  4. Г. Г., Повилейко Р. П. О возможности оценки красоты в технике.
  5. М., Издательство стандартов, 1977 г.
  6. Альберта Леон Баттиста. Три книги о живописи. М. — 1937.
  7. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков. Автореф. насоиск. степ. докт. пед. наук М., 1987
  8. А. Русская драматургия на азербайджанской сцене. Баку, 1958.
  9. М.В. Композиция в живописи. М., 1940.
  10. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Ю. Анисимов С. Ф. Духовные потребности: производство и потребление — М., 1988
  11. П.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности М., 1979
  12. Л. И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  13. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
  14. Е.Ю., Серкин В. П., Стрелков Ю. К. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи // Мышление, общение, опыт. Ярославль, 1983.
  15. В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
  16. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. —М., 1996.
  17. А. Г. Проблемы психологии субъекта. —М., 1994.
  18. А. Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
  19. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж, 1996.
  20. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  22. В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
  23. И.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  24. А. А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир психологии. 1999.-№ 2.
  25. А. А. Личность и общение. — М., 1983.
  26. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ЯТедагогика. 2003. — № 10.
  27. Е.В., Кульневич C.B. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций//Педагогика. 2004. № 10.
  28. Борисовский Г, Б. Эстетика и стандарт. М., Издательство стандартов, 1983 г.
  29. . С. Первый учебник по психологической антропологии // Вопросы психологии. 1997. — № 2.
  30. А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  31. Л.И. Эстетическая сущность искусства М., 1975
  32. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
  33. .М. Функциональная структура перцептивных процессов // Познавательные процессы: ощущения и восприятие. М.- 1982.
  34. .М. Образ мира как гетерархия систем отсчета// А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  35. В. И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975−1977.
  36. И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие. М.: Ижица, 2004.
  37. В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: ЛИТА, 2000.
  38. H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976.
  39. H.H. Композиция в живописи. М., 1977.
  40. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ/ТВысшее образование в России. 2005. № 4.
  41. В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1929.
  42. Воробьева Гуманитарная психология: предмет и задачи//Вопросы психологии, 1995, № 2
  43. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  44. Л.С. Психология искусства Ростов-н-Д., 1998
  45. Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  46. Л.С. Собр. соч. Т.1,2 -М., 1982
  47. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982
  48. П. Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского. — М., 1998.
  49. Г. Развитие перевода в Узбекистане. Ташкент, 1973.
  50. Г. Национальные образы мира.- М., 1988.
  51. Г. Принципы теоретической лингвистики.- М., 1990.
  52. И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.- JI.: Искусство, 1940.
  53. Д., Хофнер Р. Анализ интеллекта. М., 1971.
  54. A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук-М., 1991
  55. JI.B. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук-М., 1991
  56. A.JI. Музыкальная психология М., 1993
  57. Ст. Духовный кризис. — М., 1995.
  58. В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий/Шсихологическая наука и образование. 1997, № 2
  59. .П. Японская цветная гравюра. М., 1936.
  60. B.JI., Балонов В. Я., Долинина И. Б. Язык и функциональная асимметрия мозга // Текст и культура. Труды по знаковым системам XVII. Тарту, 1983.
  61. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М. 1990.
  62. .И. Эмоция как ценность М., 1978
  63. JI. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. -М.: Смысл, 1997
  64. А. В., Венгер JI.A., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
  65. Е.О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход//Педагогика, 2005, № 1.
  66. В. П. Человеческая деятельность. Познание. — Искусство. — Киев, 1977.
  67. В.В. Художественное творчество, функциональная асимметрия мозга и образные способности человека // Текст и культура. Труды по знаковым системам XVII. Тарту, 1983.
  68. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  69. В., Сазонова 3. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход)//Высшее образование в России, 2005, № 4.
  70. М. С. Время как философская проблема // Вопросы философии. — 1982.—№ 10.
  71. М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М., 1974.
  72. М.С. Морфология искусства М., 1972
  73. В. И. Товароведу о красоте и композиции. М., Издательство «Экономика», 1973 г.
  74. В. П. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств / В. П. Казначеев, Е. А Спирин // Вопросы философии. — 1988. — № 7.
  75. Кант.И. Сочинения. — Т. 6.— М.: Мысль, 1966.
  76. Д.Н., Яковлев В. Н., Корнилов К. И. Пособие по рисованию. -М.-Л., 1938.
  77. В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., 1988.
  78. Е. А. Психология профессионала. — М., 1996.
  79. В.Е. Внутренние тенденции развития образования и онтопедагогика//Управление профессиональным развитием и изменениями в системеповышения квалификации/ Под ред. Г. Н. Прозументовой -Томск, 2002
  80. В. Е. Галажинский Э.В. Самореализация личности: Системный взгляд Томск, 2000
  81. В.Е. Человекообразование как предмет современной психологии образования/Юбразование и социальное развитие региона Барнаул, № 3−4, 1995
  82. О.Е., Иванова И. В. Диагностика композиционного мышления школьников на уроках изобразительного искусства/Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству. Омск, 1998.
  83. Композиционные средства и приёмы художественной выразительности в дизайне//Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М., 1982 г., № 33
  84. Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) — М., 1988.
  85. Концепция художественного образования в Российской Федерации/АСультура. Искусство. Образование. 2002, № 1.
  86. Е.О. Глаз и законы красоты. М.: Искусство, 1966.
  87. Г. Психология развития. — СПб., 2000.
  88. О.М. Психологические особенности возникновения и регулирования мышления в реальной жизнедеятельности. Автореф. дисс. на соиск. степ. докт. псих, наук М., 1996
  89. B.C. Психология. М.: Агар, 1997.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  91. А. Н. Избранные психологические произведения: В2т.-М., 1983.-T.II.
  92. A.A. Ессе homo («Вершинная» психология и перспективы исследования деятельности) // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.
  93. A.A. Шапиро Д. И. Расплывчатые категории в задачах принятия решении. Психолингвистический аспект// Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  95. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983.
  96. А.Н. К психологии образа // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1986.№ 3.
  97. А.Н. Лекции по психологии. М., 2000.
  98. А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  99. А.Н. Психология образа// Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1979.№ 2.
  100. А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского (критический анализ) // Вопр. психол. 1998. № I.
  101. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.
  102. Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. унта, 1998
  103. Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия //Художественное творчество и психология Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. -М.:Наука, 1991
  104. Д.А. Личность в психологии искусства//Искусство творчества и творчество в искусстве/Под ред. А. Дорфман и др. М., 2000
  105. Д.А. Психология смысла. М., 1999.
  106. Г. Э. Лаокоон. М., 1933.
  107. Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». — Киев, 1978.
  108. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.
  109. Ю. М. Лекции по структуральной поэтике II Ю. М Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994
  110. Малоизвестные статьи и архивные материалы С .Л. Рубинштейна // Сергеи Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. М., 1989.
  111. Малюков А.Н. психология переживания и художественное развитие личности Дубна, 1999
  112. М. К. Как я понимаю философию. — М., 1990.
  113. М.К. Как я понимаю философию. Изд. 2. М., 1992.
  114. М.К. Лекции по античной философии. М. 1999.
  115. М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1997.
  116. М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999.
  117. А. К. Психология труда учителя. — М., 1998.
  118. А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики.—М., 1993.
  119. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
  120. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника М., 1998
  121. Методические материалы: Разработка методик эстетической оценки промышленных изделий. Основные положения. Серия «Техническая эстетика», М., 1987 г.
  122. Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
  123. Н. М. Белютин Э. Педагогическая система русской Академии художеств XVIII века. М. — 1971.
  124. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., 1962.
  125. В. С. Изобразительное искусство как форма усвоения социального опыта. М., 1981
  126. В. С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
  127. .М. Мудрость красоты. — М., 1987.
  128. .М. Познание искусством. М. — 2000.
  129. A.C. Эмоции в нашей жизни М., 1978
  130. Н. Н. Производственная графика. М., «Высшая школа», 1988 г.
  131. П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., 1966.
  132. Я.П. Поэтика пластического изображения. JL: ВНИИТЭ, 1991.
  133. В. Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997
  134. А. В. Категориальная система психологии / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы психологии. 2000. — № 5.
  135. В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. № 4.
  136. Р. П. Архитектура машины. Новосибирск: ЗападноСибирское книжное издательство, 1974 г.
  137. Подготовка дизайнеров за рубежом//Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М., 1986 г., № 50
  138. А. Я. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. — М., 1988.
  139. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству. Сб. -Омск, 1998
  140. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы / Под ред. В. С. Кузина и др. М.: Просвещение, 1994.
  141. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы / Под ред. В. С. Кузина и др. М.: Просвещение, 1996.
  142. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−8 классы/Под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 1990.
  143. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки -М., 1991
  144. С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
  145. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.
  146. H.H. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982
  147. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998.
  148. С.JI. Основы общей психологии СПб., 2001
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  150. Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.
  151. Н. Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988.
  152. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 2000.
  153. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981.№ 2.
  154. С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  155. С.Д. Психология образа. М., 1985.
  156. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе М., 1999
  157. О.С. Композиция в технике. М., «Машиностроение», 1972 г.
  158. А. С. Постижение совершенства М., «Знание», 1987 г.
  159. А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 3.
  160. Л. Н. Жизнь — творчество -человек: Функции художественной деятельности. М., 1985.
  161. Л.Н. Природа эстетической ценности М., 1972
  162. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2002.
  163. М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики. М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д.: Издательский центр МарТ, 2003.
  164. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста //Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  165. Ю.Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа, 1999.
  166. В.А. О композиции//Искусство. 1933, № 1−2.
  167. В.А. Теоретическое наследие. М.: Искусство, 1988.
  168. Фейнберг E. J1. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.
  169. Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М., 1999.
  170. Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1985. — № 6.
  171. П. Из неоконченного труда. У водоразделов мысли // Эстетические ценности в системе культуры. — М., 1986.
  172. П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.
  173. П.А. У водоразделов мысли. М., 1990.
  174. И.Б. Инварианты образа мира и их истоки //Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.
  175. A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  176. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. — М., 1992.
  177. Н. И. Мозг, психика, сознание // Мир психологии. 1999.-№ 1.
  178. В .Я. Речь и знание. СПб., 1992.
  179. М.С. Об образных компонентах речевого мышления //Доклады АПН РСФСР. 1959. №№ 2 и 3.
  180. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость//Мир образования образование в мире. 2001. № 4.
  181. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования//Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
  182. В. О. Жили-были.-J1., Советский писатель. 1966.
  183. E.B. Основы композиции. — М.: Просвещение, 1979.
  184. О. Закат Европы. T.I. М., -. 1923.
  185. Г. Г. Сочинения. М., 1989.
  186. С.М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М., 1964.
  187. . Д. Психология развития (по мотивам JI.C. Выготского) / Б. Д. Эльконин, В. П. Зинченко // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Философия, психология. М., 1996.
  188. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии//Теория эстетического воспитания. М. — 1975.
  189. Д. Б. Психология игры. — М., 1978.
  190. М. Г. Наука о поведении: русский путь. М., Воронеж, 1996.206. 163. Gimbel, Theo: Heilen mit Farben, Aarau 1994.
  191. Grasse, Ellen: Chakren- und Auradiagnose, Munchen, 1993,
  192. Grossman H. Zur Theorie der Farbenmisctiung // Poggendorf, Ann. Phys. 1853. Vol. 89. P. 69- also: Phil. Mag. 1853. Vol. 4. P. 254.
  193. Gregory Richard Langton Eye and brain. The hsychology of seeing. — London, 1966, — 254 р. (Психология зрения).
  194. , R. /Haider, Р.: Der Farbpyramidentest, Stuttgart 1975.
  195. Itten J. Kunst der Farbe. — Ravensburg, 1961.
  196. Judd D. B. Specification of uniform color tolerances for textiles//Textilo Re,.1939. Vol. 9. P. 253, 292.
  197. Jung, C. G.: Grundwerk Band S, Traumsymbole des Individuations-prozesses, Olten 1984.
  198. Kraaz, Ingrid/von Rohr, Wulfing: Die richtige Schwingung heilt, Munchen 1994.
  199. Luscher M. Der Mensch — 4 Farben. Mosaik Verlag, Munchen, 1977.
  200. Muths, Christa: Farbtherapie. Mit Farben heilen, der sanfte Weg zur Gesundheit, Munchen, 1989.
  201. Parramon, Jose M.: Das gro? e Buck der Farben, Stuttgart 1993.
  202. Pavlov V. Farbrekonstruktion des Stadtzentrums von Leningrad/ZFarbe und Ryberg, Karl: Farbtherapie, Munchen, 1991.
  203. Schilling, Inge und Gerd: Symbolsprache Farbe, Munchen, 1996.
  204. Schank R C. Dynamic Memoiy. Cambridge, 1982.
  205. Schank R C. Abelson P.P. Scripts, Plans, Goals, and Understanding: An Inquiry into Human Knowledge Structures. Hillsdale, 1977.
Заполнить форму текущей работой