Цивилизационные теории.
Методика преподавания обществознания
Признаки цивилизации: развитие индустрии и техники; космополитизм и города-гиганты, приходящие на смену привязанности к дому, родственным отношениям и отечеству; научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии; масса вместо народа; деньги вместо плодородия земли и истинных ценностей; деградация искусства и литературы; лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников… Читать ещё >
Цивилизационные теории. Методика преподавания обществознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
(«Россия и Европа»): отрицание линейного развития истории; взгляд на историю как на изолированные во времени и пространстве, обособленные культурно-исторические типы (цивилизации), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Европа и Россия — разные миры, чуждые друг другу. Деление народов истории: позитивные творцы истории; негативные творцы истории; народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом. Отсутствие всемирной истории, всемирной культуры.
Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Стадии цивилизаций: возмужание, дряхление и гибель. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Их Данилевский насчитывает 11: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский, или европейский.
Существуют три периода в развитии культурно-исторических типов: первоначальный (древний), политический (государственный), цивилизационный. Цивилизации классифицируются как первичные, одноосновные, двухосновные, объединительная.
Основные законы, регулирующие возникновение, рост и упадок цивилизаций:
Закон 1. Всякое племя или семейство народов составляет самобытный культурно-исторический тип.
Закон 2. Для возникновения и развития цивилизации необходимо, чтобы парод имел политическую независимость.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам других типов. Каждый тип вырабатывает ее для себя.
Закон 4. Для реализации подлинно высокой культуры необходим разнообразный «этнографический материал» .
Закон 5. Развитие культурно-исторических типов имеет три жизненные стадии: длительный период роста, период культурного и политического самоопределения, а затем — цветения и плодоношения. Достигнув расцвета, цивилизация исчерпывает свои силы и окаменевает, становится подверженной неразрешимым противоречиям, внутренним конфликтам и утрате веры.
Ни одна из цивилизаций не проявила свою всесторонность, большинство из них созидательны в одной или нескольких областях: греческая — в эстетической области и философии; семитская — в области религии; римская — в области права и политической организации; китайская — в области практического устроения жизни; индийская — в сфере воображения, фантазии и мистики.
Теория культур О. Шпенглера
(«Причинность и судьба. Закат Европы»): сходность концептуальных положений с теорией Н. Я. Данилевского; отрицание линейного развития человеческой истории; идея полицикличности исторического процесса, отрицание общности этапов мировой истории, взаимовлияния и взаимодействия культур. В мировой истории существуют культуры как живые организмы, замкнутые в себе и развивающиеся отдельно друг от друга. Наличие восьми великих культур, каждая из которых создавала «собственную картину души»: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская — классическая, или аполлоповская, арабская, или магическая, мексиканская и западная, или фаустовская; возможно появление великой русской культуры. Каждой культуре соответствует определенный отрезок времени, культура изолирована и самостоятельна, не содействует прогрессу человечества и не является его ступенью.
Стадии развития культур аналогичны стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Реализация душой своих возможностей в форме народов, языков, учений, искусства, государств, наук, после чего она умирает и возвращается в первоначальное состояние. После достижения целей культура входит в последнюю, завершающую, стадию — стадию цивилизации: упадок культуры, ее окостенение, потеря творческих сил, когда от героических деяний люди переходят к механической работе.
Признаки цивилизации: развитие индустрии и техники; космополитизм и города-гиганты, приходящие на смену привязанности к дому, родственным отношениям и отечеству; научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии; масса вместо народа; деньги вместо плодородия земли и истинных ценностей; деградация искусства и литературы; лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников; секс вместо материнства.
О. Шпенглер называет дополнительные характеристики цивилизационной стадии: урбанизация, империализм, культ больших величин, синкретизм, жажда власти, классовая борьба, направленность па внешнее действие, а не на углубленную работу.