Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялись во время работы автора в качестве учителя средней школы № 43 г. Тюмени, в процессе преподавания в педагогическом колледже № 2. Основные положения работы апробировались на всероссийской научной конференции «Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998), всероссийской научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСПД). ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
    • 1. 1. Основные характеристики ИСПД и его становление
      • 1. 1. 1. Понятие об индивидуальном стиле деятельности (ИСД)
      • 1. 1. 2. ИСПД и его формирование
    • 1. 1. ¡-.Возможные типы ИСПД
    • 1. 2. Основные характеристики готовности к формированию ИСПД
      • 1. 2. 1. О соотношении содержания понятий «подготовка» и «готовность»
      • 1. 2. 2. Готовность к формированию ИСПД
    • 1. 3. Педагогическая модель обеспечения готовности к формированию ИСПД
      • 1. 3. 1. Характеристика личности студента
      • 1. 3. 2. Понятие «культуротворческая среда»
      • 1. 3. 3. Механизм рефлексивного взаимодействия личности с компонентами. культуротворческой среды.¡-^
        • 1. 3. 3. 1. Рефлексивное взаимодействие.-- .ж дл- ,
      • 1. 3. 3. 2.Способ падагогической деятельности кок результат’реф#$ка>вного взаго содействия
      • 1. 3. 4. Готовность к формированию ИСПД как качество личности
  • ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
  • 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПД В УСЛОВИЯХ ПВДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Условия опытно-экспериментальной работы и проведение констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Проведение формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ

Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ высказываний выпускников педагогических учебных заведений о трудностях первых месяцев работы в школе («знаний много, а не знаю, с чего начать», «с дисциплиной мучаюсь», «очень устаю», «ничего не успеваю» и др.) показывает, что молодые педагоги, не знают своих индивидуальных особенностей, не обладают умениями реализовывать их в профессиональной деятельности, не могут найти свое место в педагогической действительности. Эти трудности связаны как с изменившимися требованиями к личности и деятельности педагога в современном образовании, так и с недостатками в профессиональной подготовке.

Школы в последние годы из типовых общеобразовательных учреждений превратились в многопрофильные учебные заведения с вариативным содержанием образования. Ученик перестал рассматриваться в них только как объект педагогического воздействия, создаются необходимые условия для его самореализации как субъекта учения.

Высокие требования школа стала предъявлять и к молодому учителю: на него смотрят как на человека, способного внести в устоявшийся педагогический коллектив новую идею, знания, мысли. Чтобы удовлетворить потребности школы, профессиональные учебные заведения перешли на многопрофильную подготовку специалистов. Однако зачастую изменения в подготовке будущих педагогов ограничиваются возрастанием доли теоретических знаний при уменьшении времени на формирование практических умений.

Сегодня особенно ясно, что в систему подготовки учителя необходимо заложить компоненты, активизирующие процессы осознания студентами своей деятельности, самоопределения и самоформирования необходимых профессиональных качеств, которые бы, в свою очередь, обеспечивали становление педагогической индивидуальности. Это звучит особенно актуально, когда речь идет об учителе начальных классов. Ученые доказали, что продуктивность поведения учащихся начальной школы теснейшим образом связана с характером выполнения педагогических действий учителем, т.к. именно учитель в начальной школе выступает активатором целенаправленного дидактического взаимодействия, организует его, управляет им.

Налицо явное противоречие между практическими задачами, встающими перед выпускником педагогического учебного заведения, новыми требованиями, предъявляемыми школой к молодому педагогу и реальным содержанием подготовки студентов, недостаточной теоретической разработанностью подходов к профессиональному образованию будущих педагогов.

Это и определяет проблематику нашего исследования, а именно: каковы основные направления и содержание подготовки учителя, обеспечивающие его эффективное вхождение в профессиональную деятельность.

Под эффективным вхождением мы понимаем: быструю адаптацию учителя к условиям школы, его умение объективно оценивать свои психологические, личностные и профессиональные возможности, совершенствовать их, уравновешивать с требованиями педагогической деятельности и направлять на успешное решение задач развития, обучения и воспитания детей.

Эффективное вхождение молодого учителя в профессиональную деятельность можно обеспечить, если систему его профессиональной подготовки направить на становление готовности к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД).

Многие исследователи (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, В. П. Бездухов,.

Р.Г. Гурова, М. И. Дьяченко и др.) связывают успешность профессиональной деятельности педагога с формированием готовности к ней. О значении этого профессионального качества в деятельности учителя писали H.A. Аминов, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, С. Спичак, М. А. Холодная и др. Однако никто из исследователей не ставил проблему обеспечения у будущих педагогов в ходе профессионального обучения готовности к самоформированию ИСПД. Таким образом, основная проблема нашего исследования — как наиболее эффективно обеспечить готовность студента педагогического образовательного учреждения к самоформированию ИСПД в будущем профессиональном труде.

Это обстоятельство определило и тему исследования: «Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

В различных областях знаний на современном этапе сложились подходы, позволяющие решить поставленную проблему и служить теоретико-методологической основой исследования.

Методологические основы. Наиболее значимыми для исследования явились философские (Г.Ф.Гегель и др.), психолого-педагогические (H.A. Аминов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, B.C. Мерлин, И. Д. Пехлецкий, Н. Ю. Посталюк, М. А. Холодная, М. Р. Щукин и др.) работы, в которых рассматривается сущность индивидуального стиля, индивидуального стиля деятельности, ИСПДпсихологические и педагогические труды об индивидуальности и личности (К.А. Абульханова-Славская, С.А. Гиль-манов, С. Б. Елканов и др.) — психологические труды по теории деятельности, по теории педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, K.M. Левитан, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер и др.) — о взаимодействии (И.А. Зимняя, С. Н. Фокеева, Н. Е. Щуркова и др.) — о темпераменте (Н.О. Лейтес, Я. Стреляу, Б. М. Теплов и др.) — о готовности (O.A. Абдуллина, Е. П: Белозерцев, В. А. Сластенин и др) — о роли среды в образовании (Э.Д. Днепров, М. Коул, A.A. Макареня, М. Монтессори и др) — о творчестве (Ш.А. Амонашвили, С. А. Гильманов, В. В. Давыдов, В.А.

Кан-Калик, Б. Н. Никитин и др) — о рефлексии (И.Н. Семенов, Г. П. Щед-ровицкий и др.) — об управлении центрациями (А.Б. Орлов, и др) — об особенностях младших школьников (В.В. Давыдов, Н. В. Репкин и др.).

При изучении механизмов становления ИСПД мы использовали синтез различных подходов (системный, деятельностный, личностный, гуманитарный), что позволяет изучать феномен профессионального стиля как многогранное образование, выявляя в нем все новые стороны и связи.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки педагога, ориентированный на обеспечение готовности к формированию ИСПД.

Предмет исследования', педагогические условия и средства обеспечения у студентов готовности к формированию ИСПД.

Цель исследования: создание организационно-педагогической модели, ориентированной на обеспечение готовности студентов к формированию ИСПД в условиях педагогического колледжа.

Основные задачи исследования-.

1. На основе сущностного анализа понятий «подготовка», «готовность», «ИСПД», «взаимодействие», «рефлексивное взаимодействие» и др. обосновать типы, уровни, компоненты готовностиопределить систему средств, актуализирующих и направляющих деятельность студентов на формирование ИСПД.

2. Разработать модель обеспечения готовности к формированию индивидуального (собственного) стиля педагогической деятельности.

3. Провести проверку эффективности предложенной модели рефлексивного взаимодействия в формировании готовности через опытно-экспериментальную работу.

Гипотеза исследования: если в процессе профессиональной подготовки ориентироваться на закономерности становления стиля педагогической деятельности и опираться на рефлексивное взаимодействие личности студента с компонентами культуротворческой среды, то студенты педагогического образовательного учреждения будут готовы осознанно и целенаправленно формировать собственный стиль деятельности, что выразится в потребности, умениях его дальнейшего самоформирования и отрефлексированной направленности молодых учителей на организацию продуктивного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми уже на ранних этапах профессиональной деятельности.

Гипотеза доказывается нами на основе анализа философских, педагогических, психологических работ и в процессе опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования'.

— теоретические: анализ и синтез, теоретическое моделирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному;

— эмпирические', изучение литературы, научное наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— переосмыслено и по-новому интерпретировано содержание понятия «ИСПД» (ИСПД как взаимодействие и как качество личности);

— разработана модель рефлексивного вз/имодействия и впервые применена для обеспечения готовности к формированию ИСПД;

— предложены и теоретически разработаны уровни и динамические типы готовности к формированию ИСПД.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснованы понятия «готовность к формированию ИСПД» и «обеспечение готовности к формированию ИСПД» ;

— предложены и теоретически обоснованы динамические типы ИСПД.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— модель обеспечения готовности к формированию ИСПД может быть применена для подготовки будущих педагогов;

— спецкурсы «Руководство творческим развитием детей» и «Кружок.

Письмо и конструирование" как вариант предметного кружка по развитию творческих способностей" могут быть применены для активизации педагогической деятельности (ПД) по развитию творческих способностей;

— система теоретико-практических курсов («Руководство творческим развитием детей», «Практикум по педагогическому общению», «Образовательные технологии начального обучения», «Кружок „Письмо и конструирование“ как вариант предметного кружка по развитию творческих способностей») может способствовать активизации деятельности студентов в совершенствовании педагогических функций, в формировании ИСПД;

— система обеспечения готовности к формированию ИСПД, которая заложена в «Дневнике профессионального роста», может быть использована и для формирования ИСПД, и для совершенствования производственной практики будущих учителей начальных классов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стили педагогической деятельности могут относиться к стихийному, управляемому и самоуправляемому типам.

2. Процесс формирования стилей ПД проходит уровень начальной активности студента, уровень субъект — объектной направленности и уровень субъект — субъектной направленности.

3. Структура готовности к формированию ИСПД состоит из трех компонентов: потребности, умений и отрефлексированной направленности на ученика.

4. Характер (личностный, собственно-деятельностный, личностноо-риентированный) готовности к формированию ИСПД зависит от уровня готовности. Мы выделяем уровни первичной готовности, частичной готовности и полной готовности к формированию ИСПД.

5. Модель обеспечения готовности к формированию ИСПД заключается в том, что при целенаправленной и постоянной актуализации в профессиональном обучении свойств личности, которые при формировании ИСПД выступают как факторы, и преднамеренной организации стилеобразующей системы условий, обеспечивающей динамику становления ИСПД, на «пересечении» факторов и условий формируются конкретные способы осуществления педагогической деятельности, которые со стороны культуротворческой среды подаются как компоненты ИСПД, а присваиваются личностью как компоненты готовности к формированию ИСПД.

Учитывая сложность рассматриваемой проблемы, мы ни в коем случае не претендуем на полное ее решение и рассматриваем данные положения как один из первых шагов в исследовании возможности формирования ИСПД в студенческом возрасте и обеспечения готовности студентов к его дальнейшему самоформированию.

Этапы исследования:

1. 1992;1994 гг.: сбор эмпирического материала по теме исследованияотработка содержания спецкурсов «Письма и конструирований', «Образовательные технологии начального обучения», «Руководство творческим развитием детей» — проведение опытной работы с целью выяснения эффективности данных спецкурсоввыдвижение первоначальной гипотезы.

2. 1994;1996 гг.: теоретическое обоснование выдвинутой гипотезыразработка спецкурса «Практикум по педагогическому общению» и «Дневника профессионального роста» как средств обеспечения готовности студентов к формированию ИСПДобъединение указанных методических курсов и пособий в систему средств для достижения целей опытно-экспериментальной работы.

3. 1996;1999 гг.: проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в организации экспериментальной группы, выявлении психологических и личностных особенностей студентов, создании микрокультуротворческой среды, обеспечении механизма их взаимодействия путем мотивирования и стимулирования деятельности студентов в самоформировании собственной системы способов осуществления педагогической деятельности или в самоформировании ИСПД.

4. 1998;1999 гг.: оформление результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялись во время работы автора в качестве учителя средней школы № 43 г. Тюмени, в процессе преподавания в педагогическом колледже № 2. Основные положения работы апробировались на всероссийской научной конференции «Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998), всероссийской научно-практической конференции «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений» (Тюмень, 1998), на всероссийской научно-практической конференции «Культурологические аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1999), областной научно-практической конференции «Творческая индивидуальность педагога» (Тюмень, 1997), областной научно-практической конференции «Культура современного урока» (Тюмень, 1998), региональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 1998), региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» (Тобольск, 1999), городских научно-практических конференциях «Культурологические традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (Тюмень, 1997, 1998).

Разработанные автором идеи, принципы, технологии заложены в программу развития производственной практики педагогических колледжей г. Тюмени (№ 1, № 2). Пособия по руководству творческим развитием детей, разработанные автором, используются в деятельности школ г. Тюмени №№ 48, 11, 23, 43 и др.

По теме исследования автором опубликовано 8 работ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Эти выводы свидетельствуют о том, что вторая и третья задачи решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть мысль о необходимости изменений в направлениях и содержании профессиональной подготовки учителя, которые должны обеспечивать эффективное вхождение молодого учителя в профессиональную деятельность. Решение этой проблемы представляется особенно актуальным при подготовке учителя начальных классов, т.к. самочувствие и развитие младших школьников, в силу слабого проявления их адаптивных и саморазвивающих способностей, зависят от профессиональных и индивидуальных качеств учителя. Эффективное вхождение молодого учителя в профессиональную деятельность можно обеспечить, если систему его профессиональной подготовки направить на становление готовности к формированию ИСПД, определив для этого наиболее эффективные средства и условия, которые и были нами созданы и проверены в опытно-экспериментальной работе.

В ходе, исследования была раскрыта сущность понятий «подготовка», «готовность», «индивидуальный стиль педагогической деятельности», «взаимодействие», «рефлексивное взаимодействие» и др.-вьщелены типы, уровни ИСПДуровни, компоненты готовности к формированию ИСПД,'разработана и опробована модель рефлексивного взаимодействия личности студента с компонентами культуротворческой среды.

Итоги и общие выводы исследования можно представить в следующих положениях:

1. ИСПД — это форма выражения индивидуализации личности в процессе профессионального становления, проявляющейся в типологически обусловленной устойчивой системе способов действий, которая складывается у будущего педагога в его стремлении к успешному выполнению ПД.

2. Под готовностью к формированию ИСПД мы понимаем потребность, умения формировать устойчивую систему способов выполнения ПД и отрефлексированную направленность этой системы на ученика.

3. Готовность к формированию ИСПД можно обеспечить моделью рефлексивного взаимодействия личности с культуротворческой средой. Модель рефлексивного взаимодействия динамична и состоит из шести этапов. Каждый этап оснащен своей системой условий и средств. В результате рефлексивного взаимодействия формируются способы выполнения ПД, которые присваиваются личностью студента, тем самым обогащая ее новым педагогическим опытом.

4. В процессе становления могут иметь место три типа ИСПД: стихийный, управляемый и самоуправляемый. Каждому типу соответствует свой уровень формирования: уровень начальной активности личности, уровень субъект — объектной направленности и уровень субъект — субъектной направленности. На характер уровня указывают ИСПД: низкореактивный и высокореактивныйсовершенный и несовершенныйэмоциональный и рассудочный.

5. Проявление обозначенных выше ИСПД свидетельствует об уровне готовности к формированию ИСПД: уровне личностной готовностиуровне собственно-деятельностной готовности и уровне личностно-ори-ентированной готовности.

6. Разработанная нами система профессиональной подготовки способствовала становлению готовности к формированию ИСПД у всех студентов опытно-экспериментальной группы.

Сложность проблемы обеспечения готовности к формированию ИСПД не позволяет решить ее в рамках одного исследования. Поэтому нашу работу мы рассматриваем как начальный этап работы в этом направлении.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Роль спецкурса «Образовательные технологии начального обучения» в формировании методологической рефлексии студентов педкол-леджа / Культурологические традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: Материалы городской научно-практической конференции. — Тюмень, 1997. — С. 49−51.

2. Роль спецкурса «Руководство творческим развитием детей» в формировании у студентов педколледжа готовности к творческому выполнению своих профессиональных обязанностей / Творческая индивидуальность педагога: Материалы областной научно-практической конференции 9−10 декабря 1997 г. — Тюмень, 1997. — С. 42−43.

3. Роль курса «Письма и конструирование» в решении проблем обучения школьников технике письма/Проблемы педагогической инновати-ки:Тезисы научно-практической конференции.-Тобольск, 1998. С.39−41.

4. Роль спецкурса «Практикум по педагогическому общению» в решении задач гуманизации воспитания и обучения / Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24−26 марта 1998 г. — Тюмень, 1998. — С. 97 101.

5. О сути культуротворческой среды / Культурологические традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: Материалы научнопрактической конференции 22 апреля 1998 г. — Тюмень, 1998. — С. 5−7.

6. Обеспечение готовности к самоформированию индивидуального стиля педагогической деятельности как способности молодого специалиста к педагогическим инновациям / Разработка и реализация проектов и программ образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции 17−18 ноября 1998 г. — Тюмень, 1998. -С. 168−170.

7. Обеспечение готовности студентов к самоформированию индивидуального стиля педагогической деятельности как инновационный процесс / Проблемы педагогической инноватики: Материалы IV межвузовской научнопрактической конференции. Тобольск, 1999. — С. 106.

8. О гуманитарных подходах в подготовке учителя / Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Тюмень, 30−31 марта 1999 г.). — Тюмень, 1999.-С. 120−121.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -140 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. В кн: Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. -С. 92−138.
  3. А.И. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. H.A. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей II Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 5−17.
  5. H.A. Модели управления образованием и педагогические стили // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 49−55.
  6. H.A. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы II Вопросы психологии. 1997. — № 2. -С. 14.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Просвещение, 1980. — Т. 1. — 232 с.
  8. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М: Высшая педагогическая школа, 1981.-240 с.
  9. О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 104−122.
  10. А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
  11. А. Г. Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. -№ 1.-С. 70−80.
  12. Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 46−55.
  13. А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967.-С. 104−135.
  14. В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Учебное пособие по спецкурсу. Куйбышев, 1990.-92 с.
  15. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.
  16. М.: Педагогика. 1989. — 208 с.
  17. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 61−65.
  18. В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 65−71.
  19. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  20. H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
  21. М.В. «Учитель года»: как это делается в США // Учительская газета, 1989. 24 сентября.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В Кн.: Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука. — С. 182— 195.
  23. С.Р. Пока сердца для чести живы. М.: Знание- 1990.-78 с.
  24. A.A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания.Ч.1. -Тарту, 1974.-С. 185−192.
  25. В.П. Компенсаторные отношения между состоянием монотонии и утомления в однообразной умственной деятельности в зависимости от свойств и структуры темперамента: Автореф. канд. дис. -М., 1979.-24 с.
  26. Т.Н. Исследование когнитивных стилей учащихся в автоматизированной системе обучения. // Вопросы психологии. 1984. -№ 4. — С. 70−76.
  27. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. -355 с.
  28. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  29. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Ленинг. орг-ция об-ва «Знание» РСФСР, 1983. — 32 с.
  30. Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя. // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 66.
  31. Т.А. Опыт создания методики профессионального отбора. // Советская педагогика № 8. — 1971. — С. 69−74.
  32. Е.В. Формирование индивидуального стиля игры в настольный теннисе: Автореферат канд. дис. М., 1984. — 16 с.
  33. С.И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Дис.канд. наук. М., 1974.- 18 с.
  34. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. — № 2. — .Т. 14. — С. 73−83.-
  35. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. т. 1.
  36. C.B. Познавательная активность и понимание. \Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 88. — С. 22−25.
  37. B.C. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Совершенство», 1998. — 608 с.
  38. С.А. Творческая индивидуальность учителя: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 1995. — 1 13 с.
  39. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дис. докт. пед. наук. Казань. -1996.-350 с.
  40. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  41. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  42. Р.Г. Готовность выпускников школ СССР к трудовой и общественной жизни // Подготовка молодежи к жизни. Выпускники СССР и ГДР. М., 1978. — С. 71−122.
  43. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1999. — 61 с.
  44. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. Программа. Обновление гуманитарного образования в России. М.: Интер-пракс. — 1994. — 248 с.
  45. В.В. Нравственное сознание как важнейший компонент профессиональной направленности студентов // Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.- Л., 1978.-С. 145−148.
  46. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности человека к деятельности.- Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  47. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. — Минск: БГУ. 1981. -383 с.
  48. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., Просвещение, 1989. — 189 с.
  49. П.А. Воспитательная работа в сельской школе. М.: Просвещение, 1980. — 175 с.
  50. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971. — 183 с.
  51. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза. \ Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 60−66.
  52. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997. -480 с.
  53. К.А. Задачи трудового обучения и профессиональной ориентации в сельской школе // Трудовое обучение и профессиональная ориентация сельских школьников. М., 1978. — С. 6−23.
  54. Е.П. Стиль деятельности. Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 85−93.
  55. B.C. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров. М., 1978.-С. 24−35.
  56. А.Г. Характеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 68−78.
  57. А.И., Мельник Л. В. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. -1986. № 2. — С. 79−85.
  58. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  59. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  60. . В.Н. Развитие творческой активности юных художников. // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 22−27.
  61. А.К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие эффективной деятельности монотонного содержания. // Автореф. канд. дис. М., 1975. — 20 с.
  62. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 278 с.
  63. Е.А., Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности (Главы из книг). В сб.: Проблемы экспериментальной психологии личности. — Пермь. — 1970. — С. 7−212.
  64. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969.391 с.
  65. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 62−65.
  66. Я.Л. Беседы о тайнах психики. Минск: Юнацтва, 1990. — 191с.
  67. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Просвещение, 1979. -174 с.
  68. A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990. — № 2. -С. 126−130.
  69. A.A., Тамбовцева Т. С. Психологическая характеристика типов индивидуальных стилей педагогического общения. // Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. — С. 23−31.
  70. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности // Вопросы психологии. 1983. -№ 5. -С. 126−130.
  71. М. Культурные механизмы развития II Вопросы психологии. № 3. — 1995. — С. 5−20.
  72. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
  73. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  74. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51−59.
  75. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / Психологический ж-л. 1982. — т. 3, № 4. -С. 3−13.
  76. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL: Ленинг. ун-т, 1967. — 183 с.
  77. Н. В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. -172 с.
  78. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. -Л.: Знание, 1985.-32 с.
  79. Ю.Н. Индивидуально-типологические особенности мыслительной деятельности // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Степановой Е. И. М., 1972. -С. 45−55.
  80. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  81. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение.1990. — 159 с.
  82. В.В. Структура и функции субъекта познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 159 с.
  83. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период. Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1993.- 26 с.
  84. К.М. Проблема целеполагания в педагогическом проектировании // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: ТюмГУ, 1998.-С. 14−18.
  85. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. — 477 с.
  86. Н.Д.- О психических состояниях человека. М: Просвещение, 1964. — 344 с.
  87. Н.С. Опыт психологической характеристики темперамента. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956. — С. 267−303.
  88. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983−1 т.-391 е., 2 т.-318 с.
  89. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -48с.
  90. А.Н. Деятельность Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. А.Н. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1979. — 303с.
  92. И.Я., Журавлев И. К. Современная дидактика: теория -практике. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 288 с.
  93. Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя. Л.: ЛГУ, 1981. — С. 3354.
  94. С.А. Теоретические и организационно-методические основы изучения передового опыта: Учебн. пособие. Тюмень: ТюмГУ, 1987.-70 с.
  95. Д. Учитель в меняющемся мире. // Перспективы 1987. № 3−4.-С. 33−43.
  96. A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. -М.: Просвещение, 1964. 116 с.
  97. A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. ТЗ. М.: Педагогика, 1984. — 511 с.
  98. A.A. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование: Мат. к лекциям по курсам «Региональная педагогическая культурология», «Педагогическая имидж елогия» и «Антропология». Тюмень: ТОГИРРО, 1977. — 66 с.
  99. A.A. Методологические основы создания культуро-творческой среды подготовки учителя. Дис. докт. пед. наук в форме на-учн. доклада. Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 68 с.
  100. А. К. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. -1987.-№ 5.-С. 40−48.
  101. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально- психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л. -1973.-С. 41−46.
  102. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1996, — 160 с.
  103. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения II Советская педагогика, 1967. -№ 4.-С 110−118.
  104. B.C. Самосознание II Проблемы экспериментальнойпсихологии личности: Уч. записки. Т. 77, вып.б. Пермь. — 1970. — С. 164−192.
  105. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Хрестоматия по психологии. М., 1977. — С. 182−192.
  106. Р.Х. Педагогическая технология разработки и организации познавательных игр. \ Специалист. -1996. № 3. — С. 26−28.
  107. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М. Московский психолого-социальный институт- Изд-во «Флинта», 1998.-201 с.
  108. Монтессори -материал. Часть 1. Российский Монтессори -Центр. 1992. Пер. с нем. М. Буториной. Ред. Е. Хилтунен. Мотивацион-ная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Изд-во «Мастер», 1988.-С. 156−160.
  109. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухоб-ской. М: Педагогика, 1990. — 104 с.
  110. В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. // Проблема способностей. М., 1962. — С.5−14.
  111. В.П. Подготовка первокурсников к педагогическому общению. В кн: Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. Межвуз. сб. научн. тр. Ярославль. — 1989. — С. 88−97.
  112. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  113. P.C. Психология: Учеб. пособие для вузов в 3-х кн. -М.: Просвещение, 1995. Кн. 3: Экспериментальная психология и психодиагностика. 1995. — 512 с.
  114. . Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игра. -М.: Просвещение, 1996. 160 с.
  115. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека оператора. Л.: ЛГУ, 1977. — 112 с.
  116. С.И. Словарь русского языка. Изд. 18 / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. — 795 с.
  117. К.С., Геселевич В. А. Показатели стиля спортивной деятельности борца // Спортивная борьба (Ежегодник). М., 1983. — С. 5960.
  118. А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание. 1981. — 96 с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. Педагогика и психология, № 11).
  119. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — 231 с.
  120. .Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
  121. Педагогика: Учеб. пособие для пед. институтов Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, J 988. — 478 с.
  122. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. -Казань: Изд-во КазГУ, 1982.
  123. В.А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: Научн.-метод, объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». М. — 1993. — 102 с.
  124. И.Д. Компоненты индивидуального стиля преподавания: Спец-практикум. Пермь: ПГПИ, 1990. — 138 с.
  125. В.Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздействия // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 54−57.
  126. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин: АН СССР., Ин-т психологии. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  127. З.Г. К вопросу о формировании педагогических умений. В кн.: Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново, 1971. -С. 31−42.
  128. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 204 с.
  129. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев. Радянська школа, 1988. -189 с.
  130. П.А. Формирование психологической готовности будущего учителя к проведению воспитательной работы в школе // Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе. -М., 1980.-С. 62−68.
  131. Профессиональная деятельность молодого учителя. Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М. Педагогика, 1982. 124 с.
  132. E.H. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8−11 кл. общеобраз. учр. М.: Просвещение, 1995. — 191 с.
  133. М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности: Автореф. канд. дис. JI. — 1984, С. 12.
  134. М.В. Об исполнительском стиле как разновидности индивидуального стиля деятельности (на материале художественной гимнастики) // Психологический журнал. Т.9. — № 4. — 1988. С. 105 115.
  135. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина A.A., Кротаова Е. А. М.: Центр, 1996. — 336 с.
  136. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и дополн. М.: Политиздат, 1990. — 476 с.
  137. B.C. Изучение курса «Инновационные технологии обучения младших школьников» // Начальная школа. 1997. — № 1. — С. 67−69.
  138. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-397 с.
  139. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг. — 1993. — 62 с.
  140. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). Учебное пособие по спецкурсу. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. РАО 1994. — 113 с.
  141. H.H. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. В кн: Исследование проблем психологии творчества. М.: Изд-во «Наука» 1983. — С. 159.
  142. B.Kj. Зависимость индивидуального стиля учебной деятельности от особенностей мотиваций учащихся // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. — С. 176−186.
  143. М.Н. и др. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  144. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика. — 1971. — 206 с.
  145. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  146. Л.Ф., Зайцев Е. С. Трудовое воспитание в сельской школе: В помощь классному руководителю сельской школы. М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  147. А.Г. Сознание. В кн: Философская энциклопедий. М., 1970.-Т.5, С. 43−48.
  148. А.Г. О творческой силе человеческого разума II Наука и творчество. М.: Прогресс., 1979. — С. 332−352.
  149. С. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Народное образование. № 2. -1993. — С. 48- 52.
  150. С.Ю., Похмелкин Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества. // Вопросы психологии. № 5, 1991, С. 5−14.
  151. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. / P.A. Ануфриева и др. Киев: Наукова думка, 1982. — 372 с.
  152. Я. Роль темперамента в психическом развитии. 1989. -М.: Прогресс, 1982. 231 с.
  153. СЭС / Под ред. Прохорова А. М. М.: Советская энциклопедия, 1981.- 1599 с.
  154. В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействия субъектов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология., 1990. № 03. — С. 51−60.
  155. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1975.- 18 с.
  156. Ю.И. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1997. — 97 с.
  157. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  158. E.H. Проблема стиля в контексте теории деятельности // Понятие деятельности в философской науке. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. — С. 12−21.
  159. Н.С. Типологические различия влияния педагогической оценки на некоторые свойства внимания. В кн.: Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда / Под ред. B.C. Мерлина, Пермь. 1970. — С. 113−149.
  160. Философия. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. Ин-т национ. и регион, отношений- Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук B. J1. Калашников. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. -384 с.
  161. Философский энциклопедический словарь. Гл. Редакция: Л. Ф. Ильин, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Пенов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  162. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. канд дис. Тюмень, 1997. — 17 с.
  163. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии 1997. — № 2. — С. 88−93.
  164. В.Г., Калошина Т. Ю., Похмелкина Г. Ф., Степанов С. Ю. Развитие педагогического творчества в школе // Советская педагогика. -№ 6.- 1991. С. 20−25.
  165. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. // Психологический журнал, том 13. 1992. — № 3. — С. 84−93.
  166. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та.- М.: Изд-во «Барс», 1997. — 391 с.
  167. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. — № 4. -С. 15−25.
  168. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  169. Ю.Ж. Точка отсчета. Омск. Областная ассоциация «Интеллектика», серия «Психологическая служба школы», 1992. -37 с.
  170. Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода. \ Школа. 1996. — № 4. — С. 47.
  171. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320с.
  172. Г. П. Избранные труды. М.: Изд-во школы культурной политики, 1995. — 800 с.
  173. М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977.-С. 19−36.
  174. М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного индивидуальным стилем трудовой деятельности. В сб.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь. — 1981, вып. 3, С. 97−109.
  175. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 6. С. 26−32.
  176. М.Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985.-С. 3−14-
  177. М.Р. Роль интеллектуального фактора в индивидуальном стиле трудовой деятельности и его формировании // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. — С. 11−22-
  178. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 86 с.
  179. М.Р. // Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность проблемы и подходы. Психологический журнал, т. 16,2 1995. С 103−113.
  180. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. об-во России, 1998. — 250 с.
  181. .И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсменов-акробатов и учет их в процессе учебно- тренировочных занятий // Вопросы психологии. 1964. — № 5. С. 20−30.
  182. Ausubel D. P. Educatiohal psychology: A cognitive view. N. V., 1968. —xii, 685 p.
  183. Denny D. R. Reflection and impulsivity as determinants of conceptual strategy Child Devel, 1973, v. 44, p. 614- 623.
  184. Tomaszewski T. Aktywnosi szlowieka. W: Maruszewski M., Reyk-owski I., Tomaszewski T. Psychologia jako nauka о czloweku, s. 197- 252.
  185. Конструктивно-организаторский стиль. Несовершенный субъект объектный стиль. ф Конструктивно-коммуникативный стиль. Несовершенный субъект- объектный стиль.4 этап Отработка индивидуальных способов педагогической деятельности. I
Заполнить форму текущей работой