Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан комплекс педагогических условий, при соблюдении которых формирование ценностных ориентаций является наиболее эффективным: учет возрастных возможностей школьников и уровня сформированное&tradeценностных ориентаций у нихреализация воспитательного духовно-нравственного потенциала содержания учебных дисциплинсоздание образовательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
    • 1. 1. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная проблема исследований
    • 1. 2. Традиции русской национальной школы как основа формирования ценностных ориентаций у младших школьников
    • 1. 3. Модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
    • 2. 1. Обоснование возможности формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
    • 2. 2. Анализ хода и результатов экспериментальной проверки авторской модели формирования ценностных ориентаций у младших школьников
  • Выводы по 2 главе

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Перемены, происходящие в нашей стране последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества. В настоящее время имеет место сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей. При этом в наиболее затруднительном положении оказывается подрастающее поколение, поскольку становление их жизненной позиции, мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние, неоспоримые ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

Особая ответственность в современных непростых условиях ложится на школу, которая очень часто является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей. Школа существенно влияет на жизнь детей, развивает их, формирует их потребности, интересы, ценностные ориентации. Одновременно, являясь одним из институтов общества, школа сама в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.

При этом приходится констатировать, что воспитательные функции школы находятся в тени, приоритет отдается обучениюсвязанному с постоянно обновляющейся системой знаний. Активно разрабатываются новые программы, учебники, технологии преподавания и т. п., а целенаправленная воспитательная работа ведется гораздо менее активно. Вместе с тем, вполне очевидно, что сама сущность воспитания восходит к ценностно-мотивационным структурам личности, к ее нравственно-духовной культуре. То есть развитие нравственности, формирование ценностных ориентаций личности должно стать ведущим направлением воспитательной деятельности в школе.

Одной из основных задач современной российской общеобразовательной школы является социализация учащихся в современном российском обществе и интеграция их в пространство* российской культуры. Она не может быть адекватно решена без учета традиций, существующих в русской народной школе, поскольку именно традиции сохраняют национальный характер воспитания, что очень важно при вхождении страны в мировое экономическое и культурное пространство. Приобщение детей и молодежи к традиционным ценностям, характерным для русской национальной школы и имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

При этом в последние годы в педагогической теории и практике заметно возрос интерес к изучению возможностей духовной культуры в воспитании школьников, одним из элементов которой является православие. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы, в том числе и школа, глубоко с ним связаны. Росту интереса значительной части учащихся и их родителей к православной культуре во многом способствуют новые социально-культурные условия — открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, ориентация4 российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании.

Одной из традиционных задач духовной культуры всегда было воспитание нравственной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций. От правильного понимания ценностей, соблюдения нравственных норм каждым человеком в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства: образовательной, экономической, социальной, военной и т. д.

Для формирования системы ценностных ориентаций необходимо создание специальных условий, как особых обстоятельств передачи позитивных ценностей общества, которые обеспечивают развитие ребенка в интересах и общества, и самой личности. В наиболее общем значении ценности представляют собой формы положительного и отрицательного отношения личности к предметам или явлениям социальной действительности. Они играют важную роль в саморегуляции поведения личности, определяют в целом цели и средства ее деятельности.

Проблема ценностных ориентаций не является в науке новой. Изучая ценностные ориентации личности, Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, В. Н. Мясищев пришли к выводу, что исследуемые характеристики — это качества личности, отражающие содержательную сторону ее направленности настолько, что степень развития ценностных ориентаций позволяет судить об общем уровне развития личности.

Возникновение и развитие ценностных ориентаций, их влияние на все стороны жизнедеятельности человека является предметом изучения многих областей науки: философско-социологической (Л.М.Архангельский, О. Г. Дробницкий, А. Г. Титаренко, В. П. Тугаринов и др.), социально-психологической (И.С.Кон, А. Маслоу, Н. Ф. Талызина и др.), психолого-педагогической (М.И.Бобнева, В. А. Василенко, В. Д. Ермоленко, Ы! Б. Крылова и др.).

Ряд исследователей связывает ценностные ориентации личности со здоровьем (М.В.Антропова, А. А. Балабин, В. Г. Боуэр, В. А. Сухомлинский, О. Л. Терещева и др.). Другие (Л.И.Любышева, М. Я. Сараф и др.) подчеркивают обязательность связи ценностных ориентаций с развитием волевых качеств личности, или с формированием эстетических представлений (В.И.Столяров, А. М. Шимина и др.).

Выделяются работы, авторы которых связывают формирование личностных ценностей на основе традиционной духовной культуры. Так, Г. Нисский, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, Н. Д. Никандров, Б. В. Ничипоров в разные исторические периоды доказывали обязательность выстраивания всех воспитательных воздействий на православной основе.

Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость проблемы формирования ценностных ориентаций, она остается открытой для научно-практических изучений. В частности, с научно-теоретических позиций недостаточно изучен компонентный состав ценностных ориентацийне исследована возможность формирования ценностных ориентаций посредством изучения православной культуры и традиций русской национальной школы. С позицийобразовательной практики недостаточно разработаны различные модели формирования ценностных ориентаций, не отработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определить уровень их сформированное&trade-.

В ходе всестороннего анализа исследуемой проблемы обнаружены следующие противоречия:

— между объективной потребностью общества в нравственных, духовно развитых гражданах и традиционной организацией процесса формирования ценностных ориентаций в школе, недостаточно учитывающей возможности традиций русской национальной школы в нравственном развитии личности;

— между необходимостью совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников и отсутствием модели, реализация которой позволит повысить уровень их сформированности.

Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с поиском путей и средств, позволяющих повысить эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориентаций у младших школьников с учетом традиций русской национальной школы.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и опытная проверка модели формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы.

Гипотеза исследования — формирование ценностных ориентацийу младших школьников на традициях русской национальной школы будет эффективным, если:

— оно рассматривается как личностный и социально значимый процесс, направленный на выработку духовно-нравственного отношения к социально-культурным ценностям, который реализуется в совместной деятельности учащихся, их родителей, школы и представителей русской православной церкви (РПЦ) — реализуется в учебном процессе разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе использования традиций русской национальной школы;

— обоснованы условия эффективной реализации авторской модели формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы.

Исходя из понимания цели и предмета исследования, а также для подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

— уточнить сущность и компонентный состав ценностных ориентаций младших школьников с учетом традиций русской национальной школы;

— разработать модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников и экспериментально проверить ее эффективность в соответствии с обоснованными уровнями сформированности ценностных ориентаций;

— выявить и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностей личности младшего школьника на основе традиций русской национальной школы.

Методологическую основу исследования составили основополагающие философские, социальные и психолого-педагогические теории и положениянаучные труды по философии и методологии образования (F.C. Батищев, В. П. Беспалько, B.C. Библер, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Б. Крылова, Н. В. Кузьмина, В. А. Левин и др.) — общие идеи социокультурной концепции образованияконцептуальные идеи аксиологической теории (Аристотель, Демокрит, Р. Декарт, И. Гердер, И. Гете, и др.).

Теоретическими основами исследования явились:

— научные труды по философии и методологии образования (Г.С.Батищев, В. П. Беспалько, Н. А. Бердяев, В. И. Загвязинский, Н. Б. Крылова, Н. В. Кузьмина, А. Л. Никифоров и др.);

— исследования культурологического аспекта образования (А.В.Бородина, И. Е. Видт, Б. С. Ерасов, В. И. Журавлев, Н. Б. Крылова, О. М. Леонтьева и др) — '.

— исследования аксиологического аспекта в педагогике (Л.А.Зандер, И. А. Ильин, И. Ф. Исаев, Б. В. Ничипоров, А. И. Осипов, В. Певницкий, Н. Е. Пестов, В. А. Сластенин, Т. И. Пороховская, Е.Н.Шиянов);

— идеи гуманистической психологии (Н.А.Бердяев, Д. Брунер, А. Маслоу, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория формирования ценностных ориентаций личности в процессе социализации (И.В.Авдеева, В. Г. Алексеева, В. С. Бакиров, О. М. Бакурадзе, Н. А. Волкова, Г. А. Головых, О. Г. Доброцкий, В. Д. Ермоленко, А. В. Зубова,' В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. П. Тугаринов, Л. А. Чугунова и др-);

— идеи нравственного формирования личности школьника в учебно-воспитательном процессе (А.А.Балабин, М. И. Бобнев, О. С. Богданова,.

B.М.Вахтеров, В. В. Давыдов, А. Косичев, С. А. Локтева, С. В. Любимов, Б. И. Минаев,. Н. Е. Синица, Н. Ф. Талызина, Н. М. Трофимова, Б. М. Шиян,.

C.Г.Якобсон, А. В. Ярошенко, Е. Шестун, В. В. Зеньковский, К.Д.Ушинский);

— исследования особенностей организации учебно-воспитательного процесса младших школьников (Ш.А.Амонашвили, Н. Ф. Виноградова,.

B.В. Давыдов, Л. В. Занков, С. Н. Лысенкова, Н. М. Трофимова, Б. Д. Эльконин и др.);

— исследования влияния аксиологического компонента православной культуры на развитие человека и общества (Аврелий Августин, Г. Нисский, М. Грек, Василий Великий, Г. Богослов, И. А. Ильин,.Н. Д. Никандров, Б. В. Ничипоров, Е. Шестун, А. Зелененко, Е. Белозерцев, А. А. Корольков, Е. А. Азарова, А. А. Игнатов, А. Е. Шишкин, С. А. Ефименкова, Н. Я. Рыбина,.

C.И.Минкин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, исторической, социологической, психологической, педагогической, методической литературе, а также в нормативных документах, прогнозирование, систематизация, моделирование;

— эмпирические: интервьюирование, включенное наблюдение, экспертное оценивание, рейтинг, анализ продуктов деятельности младших школьников, тестирование, изучение и обобщение опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.

— методы обработки результатов: статистические, качественный анализ, графическое представление экспериментальных данных. Опытно-экспериментальной базой исследования, проводимого с 1996 по 2007 год, служили образовательные учреждения — Основная образовательная школа № 11 г. Вольска, МОУ СОШ № 6. Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три этапа.

На первом, теоретическом этапе (1996;1998 гг.) изучалась степень разработанности проблемы в психолого-педагогической, философской, православной литературе, анализировался опыт формирования ценностных ориентаций школьников, накапливался эмпирический материал, были определены цель, задачи, методика исследования, выстраивалась рабочая гипотеза, конкретизировался общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления исходных уровней сформированности ценностных ориентаций, изучалось отношение учителей и родителей к данной проблеме исследования.

На втором, практическом этапе (1998;2003 гг.) был проведен отбор содержания и разработана модель формирования ценностных ориентаций на основе традиций русской национальной школы, обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьниковопределялись и уточнялись критерии уровней сформированности ценностных ориентаций младших школьников. Проводился формирующий эксперимент по внедрению и апробации авторской модели с одновременным внесением корректив в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации.

На третьем, обобщающем этапе (2003;2007 гг.) осуществлялось осмысление и аналитическое изложение материалов, анализировались полученные экспериментальные данные, проводилась статистическая количественная и качественная обработка результатов эксперимента, полученный аналитический материал сопоставлялся с целью, задачами и гипотезой исследованияопределялись окончательные результаты эксперимента. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы учебных учреждений, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования определяется тем, что:

— расширено понимание сущности ценностных ориентациях с позиций философии, психологии, педагогики, теологии и определен компонентный состав процесса формирования ценностных ориентацийдано определение ценностных ориентаций младших школьников;

— разработана модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы, состоящая из компонентов: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический, результативный, а также включающая педагогические принципы и условия. Обозначены этапы ее внедрения и экспериментально проверена ее эффективность;

— определен критериально-диагностический аппарат по выявлению уровней сформированное&tradeценностных ориентаций, включающий следующие параметры: направленность на духовный рост посредством изучения православной культурытеоретические представления о социально-культурных ценностях- 1 руководство ценностными ориентациями в реальной жизниналичие первичных рефлексивных умений;

— выявлены педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников на основе традиций русской национальной школы: учет возрастных возможностей младших школьников и уровня сформированности ценностных ориентацийу нихреализация воспитательного духовно-нравственного потенциала содержания учебных дисциплинсоздание образовательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах деятельностиобеспечение единства воспитательных взаимодействий участников образовательного процесса: учащихся, родителей, школы и представителей РПЦ.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит: в обосновании соответствия формирования ценностных ориентаций у младших школьников тенденциям реформирования системы начального образования с позиций усиления роли традиций русской национальной школы включающих в себя элементы православной культурыв определении теоретических положений, уточняющих понимание сущности ценностных ориентаций на основе православной аксиологии и использование их при создании педагогической моделив разработке критериально-диагностического инструментария, позволяющего выявить и обосновать возможные уровни сформированности ценностных ориентаций младших школьников, исходя из особенностей их личностного развития.

Практическая значимость исследования определяется: конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса с позиции формирования ценностных ориентацийвозможностью широкого использования результатов исследования в модернизации образовательного процесса на начальной ступени обученияприменением разработанных научно-методических материалов и рекомендаций студентами педагогических учебных заведений при подготовке к процессу формирования нравственных качеств учащихся начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научной обоснованностью выдвигаемых теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики работы, адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностьюоперативным внесением корректив в гипотезу исследованиярешением поставленных в исследовании задачсравнением полученных результатов с итогами экспериментальной деятельности коллег других учебных заведений, работающих по этой же проблемешироким использование результатов исследования в учебно-воспитательном процесселичным участием автора в экспериментальной работе в качестве педагога-практика.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы ценностные ориентации понимаются как. элементы внутренней структуры личности учащихся, на формирование которых значительное влияние оказывает организация учебно-воспитательного процесса в школе. Программа формирования ценностных ориентации, которая состоит из четырех блоков: мотивационно-целевого, теоретического, деятельностного, рефлексивно-оценочного обеспечивает устойчивость мировосприятия младших школьников.

2. Модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы представляет собой логику и структуру целенаправленного процесса, ориентированного на становление духовно-нравственных норм учащихся, проявляющихся в трех уровнях сформированности ценностных ориентаций — ориентационном, процессуальном и рефлексивном.

3. Эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы обеспечивается соблюдением следующего комплекса педагогических условий:

— учета возрастных особенностей и возможностей младших школьников в овладении традициями русской национальной школы и первоначальных уровней сформированности их ценностных ориентаций при внедрении авторской модели;

— реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин регионального компонента;

— создания воспитательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах культурной деятельности;

— обеспечения единства воспитательных взаимодействий участников образовательного процесса — учащихся, их родителей, школы и представителей РПЦ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических семинарах и педагогических советах школ г. Вольска, семинарах для учителей в рамках деятельности городского методического объединения учителей начальных классов г. Вольска, в ходе подготовки и участия в областном конкурсе методических разработок при СарИПКРО (1998 г.), на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Отдельные положения работы апробировались в ходе научно-исследовательской работы студентов отделения «начальных классов» педагогического училища № 2 им. Ф. И. Панферова в рамках подготовки курсовых и дипломных работ. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в публикациях автора.'.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (169 источников) и проиллюстрирована 4 рисунками и 9 таблицами.

Выводы по 2 главе.

Экспериментальное обоснование модели формирования ценностных ориентаций на основе традиций русской национальной школы позволило сформулировать следующие выводы.

1. Сформированность ценностных ориентаций младших школьников нами рассматривается как интегральное личностное образование, включающее в себя высокую мотивацию к самосовершенствованию и духовному росту, знание теоретических аспектов ценностных ориентаций и пополнение их объема в образовательном процессе школы, проявление соответствующих эмоциональных качеств и следование сформированным ценностным ориентациям в различных жизненных ситуациях. Выделяются три уровня сформированности ценностных ориентаций — ориентационный, процессуальный, рефлексивный. Для продвижения школьников от ориентациоиного уровня сформированности ценностных ориентаций до рефлексивного необходимо систематизировать воспитательную работу посредством внедрения авторской модели.

2. На основе изученных материалов выработана программа формирования ценностных ориентаций у школьников, содержание которой организовано в четыре блока. Мы предлагаем выделить мотивационно-целевой блок, теоретический, практико-ориентированный (деятельносный) и рефлексивно-оценочный. Развитию интеллекта содействует теоретический блок авторской программы (учение о православной культуре мира, о суевериях в прошлом и настоящем, о Библии и отраженных в ней фактах жизни и т. д.). Формированию образа поведения способствует деятельностный блок программы (помощь старшим, забота о младших, подготовка к православным праздникам, участие (при желании) в христианских обрядах и таинствах, посещение церкви и т. д.). На выработку оценочных способностей нацелен рефлексивный блок программы (самоопределение как православного, представление об Иисусе Христе как нравственном идеале, умение определять нравственные и безнравственные поступки, представление о христианских добродетелях как оценочных нормах поведения человека и т. д.). Целенаправленных действий по развитию мотивационного блока не проводилось, поскольку осознание своего духовного несовершенства и стремление развивать свои духовно-нравственные характеристики возникает у ребенка по мере освоения им ценностей православной культуры.

3. Практическая реализация модели осуществлялась в три этапа, соответствующих трем классам начальной школы. Результатом" внедрения авторской педагогической модели явилось динамичное продвижение школьников от низкого до высокого уровня сформированности ценностных ориентаций.

4. Таким образом, объективные результаты исследования говорят о том, что и в контрольной, и в экспериментальной группах наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций, продвижение школьников от ориентационного до процессуального и рефлексивного уровней. Однако этот процесс в контрольной группе происходит не столь интенсивно как в экспериментальной, где работа педагогов, школьников, их родителей, церкви строилась в соответствии с логикой экспериментального исследования возможности формирования ценностных ориентаций посредством^ изучения основ, православной культуры и традиций русской национальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе подготовки диссертационного исследования нами была достигнута основная цель — теоретически обоснована, разработана и опытно проверена модель формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы. В результате I проведенной работы мы пришли к следующим основным выводам.

Ценностные ориентации — междисциплинарная категория, являющаяся предметом изучения в философии, психологии, педагогике. Применительно к учебно-воспитательному процессу начальной школы определение ценностных ориентаций связано, прежде всего, с формированием элементов внутренней структуры личности, обеспечивающих стабильность ее отношения к миру и проявляющихся в ее идеалах, интересах, специфике межличностных отношений. Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации, причем на данный процесс существенное влияние оказывает содержание учебно-воспитательной работы школы. Сформированность ценностных ориентаций школьников рассматривается как интегральное личностное образование, включающее высокую мотивацию к самосовершенствованию и духовному росту, знание теоретических аспектов ценностных ориентаций и пополнение их объема в образовательном процессе школы, проявление соответствующих эмоциональных качеств и следование сформированным ценностным ориентациям в различных жизненных ситуациях. Следует отметить культуросообразную основу формирования ценностных ориентаций школьников. В российском обществе такой основой является православие, определившее становление гражданских, правовых, религиозных, патриотических отношений на высокой духовно-нравственной основе, уважительном и доброжелательном межличностном восприятии.

Модель формирования ценностных, ориентаций младших школьников на основе традиций русской национальной школы представляет собой построенную на основе православной аксиологии, с учетом воспитательных принципов, научно обоснованную схему целенаправленного процесса, ориентированного на становление ценностных норм учащихся, осуществляемого при соблюдении условий комплексного развития компонентов, диагностируемого критериями их сформированности. Педагогическими условиями, при соблюдении которых формирование ценностных ориентаций является наиболее эффективным, являются следующие: учет возрастных возможностей школьников и уровня сформированности ценностных ориентаций у нихреализация воспитательного духовно-нравственного потенциала содержания учебных дисциплинсоздание образовательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах культурной деятельностиобеспечение единства воспитательных взаимодействий всех участников образовательного процесса. Содержание модели (а именно определение личностно принимаемых школьником нравственных норм) реализуется в процессе взаимодействия всех участвующих в формировании ценностных ориентаций сторон — школьника, его родителей и сверстников, церкви и образовательного учреждения. Выделены три уровня сформированности ценностных ориентаций школьников — ориентационный, процессуальный, рефлексивный. Ориентационлый уровень характеризуется отсутствием интереса к духовным проблемам, ограничением потребностями материального и игрового характера, преобладанием личных желаний над долгом и чувствами других людей. Представления школьников о культуросообразных ценностных нормах на этом уровне ограничены, бессистемны. Их мировосприятие зависит от степени удовлетворения своих потребностей, без учета интересов других людей, рефлексивные способности неразвиты. Деятельность организуется ситуативно, она выстраивается без учета ценностных представлений, не ориентирована на них.

Процессуальный уровень определяется ситуативным характером освоения социально одобряемых норм (потребность проявляется при получении какого-либо вознаграждения, личной пользы при совершении какого-либо одобряемого поступка). Представления школьников о ценностных ориентациях ограничиваются выделением закономерностей поведения в знакомых ситуациях. Отношение к культурообоснованным ценностным ориентациям неустойчивое, рефлексивные способности недостаточны, требуют контроля и коррекции со стороны педагога. Ценностные ориентации применяются на практике лишь при наличии систематического внешнего контроля и стимулирования со стороны педагога. Рефлексивный уровень обусловливается появлением устойчивой потребности в освоении социально одобряемых ценностей, осознанием необходимости нравственного совершенствования, отсутствием жестких противоречий между личностными желаниями и потребностями других. Объем знаний в области социально-культурных процессов достаточен для установления связей между культурными нормами и поступками, мотивами поведения, чувствами людей. Развито православное мировоззрение и способность корректировать свое поведение в случае необходимости. Практическая деятельность школьников выстраивается с учетом сформированных ценностных ориентаций, вне зависимости от внешнего контроля.

Продвижения школьников от ориентационного уровня до рефлексивного возможно проследить при помощи критериев: направленности на духовный ростдостаточному объему знаний и пониманию социально-культурных ценностейследованию в реальной жизни личностно принятым ценностным ориентациямразвитым первичным рефлексивным способностям.

Разработан комплекс педагогических условий, при соблюдении которых формирование ценностных ориентаций является наиболее эффективным: учет возрастных возможностей школьников и уровня сформированное&tradeценностных ориентаций у нихреализация воспитательного духовно-нравственного потенциала содержания учебных дисциплинсоздание образовательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах культурной деятельностиобеспечение единства воспитательных взаимодействий всех участников образовательного процесса. Экспериментальная проверка выделенных условий осуществлялась одновременно с экспериментальной проверкой авторской модели и проходила в три этапа, соответствующих трем классам начальной школы. Содержательно-технологическое обеспечение экспериментального исследования позволило организовать четыре блока практической реализации модели: мотивационно-целевой, теоретический, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Развитию интеллектуальных способностей содействует теоретический блок авторской программы (учение о православной культуре мира, о Библии и отраженных в ней фактах жизни и т. д.). Формированию практических навыков способствует деятельностный блок программы (помощь старшим, забота о младших, подготовка к православным праздникам, участие (при желании) в христианских обрядах и таинствах, посещение церкви и т. д.). На выработку оценочных действий нацелен рефлексивный блок программы (самоопределение как православного, представление об Иисусе Христе как нравственном идеале, умение определять нравственные и безнравственные поступки, представление о христианских добродетелях как оценочных нормах поведения человека и т. д.). Целенаправленных действий по развитию мотивационного блока не проводилось, поскольку осознание своего духовного несовершенства и стремление развивать свои духовно-нравственные характеристики возникает у ребенка по мере освоения им ценностей православной культуры.

Объективные результаты исследования свидетельствуют, что и в контрольной, и в экспериментальной группах наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций, продвижение школьников от ориентационного до процессуального и рефлексивного уровней. Однако этот процесс в контрольной группе происходит не столь интенсивно как в экспериментальной, где работа педагогов, школьников, их родителей, церкви строилась в соответствии с логикой экспериментального исследования возможности формирования ценностных ориентаций на основе традиций русской национальной школы.

Сделанные нами выводы наглядно свидетельствуют, что гипотеза диссертационного исследования подтвердилась и его цель достигнута. В ходе эксперимента мы также убедились, что предлагаемая в диссертации последовательная реализация модели формирования ценностных ориентаций у школьников способствует личностному самосовершенствованию субъектов учебно-воспитательного процесса.

В целом, постулаты и ценности православного воспитания близки духу современной прогрессивной педагогики. Данная работа предлагает лишь один из путей, направленных на взаимосвязь светского воспитания с религиозно-нравственным и предполагает дальнейшее изучение этого направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Защищает только свобода Текст. / А. И. Адамский. // Новые ценности образования: Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. — 2003. — № 3 (14). — С.68−71.
  2. И. В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменения в современном обществе Текст.: автореф. дисс. канд. философ, наук / И. В. Авдеева. М.: 1995. — 23 с.
  3. Н. М. Здоровье и счастье ребенка Текст. / Н. М. Амосов. -М.: Знание, 1979.-96 с.
  4. . Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1974. — 380 с.
  5. . Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
  6. , В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. Л. М. Теоретические основы научной организации педагогических исследований Текст. / Л. М. Архангельский. М.: Знание, 1976. — 268 с.
  8. Ф. Человек перед лицом смерти: философские проблемы Текст. / Ф. Арьев. М.: Наука, 1992. — 96 с.
  9. В. С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора Текст. / В. С. Бакиров. Харьков: Изд-во Харьковского унта, 1982.- 192 с.
  10. О. М. Истина и ценности Текст. / О. М. Бакурадзе // Соц.-полит. журн. 1966. № 7: Вопросы философии. — С. 45−48.11 .Бакурадзе О. М. Свобода и необходимость Текст.: автореф. дисс. докт. философ. Наук / О. М. Бакурадзе. Тбилиси, 1964. — 46 с.
  11. Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. / Г. С. Батищев. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1997.-463 с.
  12. Ъ.Белый А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. — М.: Республика, 1994. 528 с.
  13. ХА.Белкин A.C. Основы возрастной педагогики 4.1. (Уральский гос.пед.институт, Екатеринбург, 1992.-73с.Стр.40)
  14. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. / М. И. Бобнев. М.: Наука, 1978.-311 с.
  15. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 1456 с.
  16. А. В. Основы православной культуры Текст.: учеб. пособие для вузов / А. В. Бородина. М.: Издательский дом «Покров», 2003. — 288 с.
  17. . С. Нравственное сознание личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  18. Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: 1977. -412 с.
  19. М. Я и Ты Текст. / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. -173 с.
  20. БуеваЛ. П. Духовность и проблема нравственной культуры Текст. / Л. П. Буева. М.: Наука. Вопросы философии. 1996. № 2. с.3−9.2%.БезруковаВ.А. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344с.
  21. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности Текст. / 3. И. Васильева. Л.: изд-во пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1973, — 135 с.
  22. Ф. Е. Психология переживаний Текст. / Ф. Е. Василюк. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. 200 с.
  23. И. В. Человеческая субъективность Текст. / И. В. Ватин. -Ростов н/Д.: изд-во Рост, ун-та., 1984. 187 с.
  24. В. П. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. П. Вахтеров. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  25. ЪЪ.Видт И. Е. Культурологические основы образования Текст. / И. Е. Видт. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. 164 с.
  26. ЪА.ВолковаН.А. Динамика ценностной ориентации в структуре личностных характеристик школьников Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. А. Волкова. Л., 1983. — 32 с.
  27. Вопросы психологии воли Текст.: сб. статей / Рязан. гос. пед. ин-т: / под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1979. — 134 с.
  28. Выготский 'Л. С. Детская психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  29. С.Н. Подготовка студентов педагогических ВУЗов к формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / С. Н. Галенко. Минск, 1993. — 22 с.
  30. З&.Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.-М. Изд. дом «Новый учебник», 2003.-320с.
  31. А2.Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост.П. В. Алексеев. М.:"Школа-Пресс", 1995.-448с.
  32. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте Текст.: учебное пособие / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1979. -С. 69−101.
  33. О. Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия Текст. / О. Г. Доброцкий. М.: Политиздат, 1967. — 351с.
  34. В. А. Избранное Текст. / В. А. Жуковский. М.: Правда, 1986.-557 с.
  35. В. И. Педагогика в системе наук о человеке Текст.: учебное пособие / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  36. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвяинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  37. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ Сборник законов РФ-М.: Эксмо, 2007,-960 с.
  38. Закон «Об образовании» отЮ июля 1992 г. № 3266−1 М.: Юрайт-Издат, 2007.-46 с
  39. Закон Божий. Протоиерей Серафим Слободской «Сатисъ» Санкт -Петербург 1998.
  40. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждения личности Текст. / Г. Е. Залесский. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с. 61 .Зандер Л. А. Бог и мир Текст. / JI. А. Зандер. Д.: Наука, 1967. -208 с.
  41. И. А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для вузов / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480&bdquo-с.
  42. Н. С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. М.: Наука, 1980. — 303 с.
  43. Л. В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / J1. В. Зубова. М., 1997. — 25 с.
  44. И. А. Путь к очевидности Текст. / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -430с.
  45. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма Текст. / 3. И. Калмыкова. -М.: Знание, 1990.-79 с.
  46. В. А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. 1993, № 2. -С. 5−8.
  47. В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа ценностного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. М.: Просвещение, 1993. — 80 с.
  48. А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности Текст. / А. В. Кирьякова. Л.: РГПУ, 1991.
  49. ПЪ.Клгшов Е. А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов.
  50. М., Воронеж: Модек, 1996. 400с. 1 А. Коломенский Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Текст.: учебное пособие / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  51. Кукушин В. С, Столяренко Л. Д Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов на Дону. Феникс, 2000.-448с.
  52. П.Ф. Избранные педагогические сочинения./Под ред. A.M. Арсеньева-М: Педагогика, 1982.-704с.
  53. Коменский Я. А: Великая дидактика /Избранные педагогическиесочинения: В 2-х т. T.l.-М: Педагогика, 1982.-С.242−476. 1&-.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И.С.
  54. Кон. М. Политиздат: Просвещение, 1984. — 335 с. 79. Косичев А., Платонов Г. Духовности и проблема воспитания Текст.
  55. А. Косичев, Г. Платонов. 1988. № 1 с. 124−128. 80. Кочетов А. И. Религиозная педагогика.Текст./А.И.Кочетов//
  56. Краснодар 2002.-338с. 81. Краткий психологический словарь Текст. / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  57. Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. № 10. М.: Народное образование, 2000.-272 с.
  58. ЪЪ.Крылова Н. Б. Культуросообразные школы и традиционная система образования Текст. / Н. Б. Крылова //Новые ценности образования. Культуросообразная школа. № 11. — С. 22−39.
  59. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. -М.: Республика, 1995.328с.
  60. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 114 с.
  61. А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма: очень личные рассуждения Текст. / А. Кураев. — М.: Изд-во Совета Рус. Православ. Церкви, 2003. 63 с.
  62. А. Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983, Т. 1. — С. 193−219.
  63. .Т. Теория эстетического воспитания школьников Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1985. -175 с.
  64. Д.С., Блоново Н. В., Белодубровский Е. Б. «Школа на Васильевском». М: Просвещение, 1990.-159с.9Ъ.Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. /Сост. Г. С. Бугорина -М: Педагогика, 1991.-344с.
  65. Н. О. Чувства, интеллектуальная и мистическая интуиция Текст. / Н. О. Лосский. М.: Республика. 1999. — 399 с.
  66. А. С. Педагогические сочинения Текст. / A.C. Макаренко. Т.4. — М.: Педагогика, 1983. — 426 с.
  67. Э. С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с. 91 .Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников Текст. / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  68. И. С. Нравственное становление личности школьника Текст. / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  69. А. Мотивация личности Текст. / А. Маслоу. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1996. — С. 422−449.
  70. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  71. Л. Стиль и метод православной педагогики / Л. Махно, http:// kiev-orthodox. org/site/worship/451
  72. И. В. Светский характер образования в государственной школе Текст. / И. В. Метлик // Образование и общество. 2005. -№ 6. — С.34−41.
  73. Мир детства: Подросток / А. Ю. Гордин, И. В. Гребенщиков, Т. В. Драгунова и др. М.: Педагогика, 1982. — 431 с.
  74. А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  75. В. С. Детская психология Текст. / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  76. В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. -М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995−356с.
  77. Р. С. Психология Текст.: учебное пособие для вузов / P.C. Немов М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  78. H. Д. Православные традиции, семья и школа в современной России: Выступление Президента Рос. акад. образования Н. Д. Никандрова наХШ Междунар. Рождеств. Образоват. чтениях, Москва, 23 янв.2005 г. //Педагогика. 2005. -№ 1. — С.5−12.
  79. Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ, 2000. -229 с.
  80. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов Текст. / редактор-составитель Н. Б. Крылова. 1995. -№ 1. — 118с.
  81. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания Текст.: сборник статей / Под ред. И. А. Карпова, О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
  82. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогика, 1995. — С. 255−275.
  83. А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Ольшанникова. М.: Знание, 1983. — 80 с.
  84. Острые проблемы воспитания: поиски решения.-М: Изд. дом «Новый учебник», 2003.-240с.
  85. А. И. Православное понимание смысла жизни Текст. / А. И. Осипов. Киев, 2001. 138 с.
  86. В. Н. Взаимосвязь символа и социального опыта Текст. /В. Н. Пантыкина. Самара, 1996. — 36 с.
  87. Д.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. В. Болынакова.-М: Педагогика, 1984.-386с.
  88. В. Ф. О покаянии Текст. / В. Ф. Пневницкий // Журнал Московской патриархии. М., 1973. — № 11. — С.40−41.
  89. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с.
  90. С. В. Аврелий Августин /C.B. Переверзенцев // http: // www. portal-slovo.ru
  91. С. В. Святитель Григорий Нисский /C.B. Переверзенцев // http: // www. portal-slovo.ru
  92. H. Е. О молитве Текст. / H. Е. Пестов. М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2003. — 190 с.
  93. В. А. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии Текст. / В. А. Петровский. М.: изд. Рос гуманит. унта, 1996.-348 с.
  94. П.И. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  95. Плотин Эннеады Текст. / Плотин. Киев: Уцимм-Пресс, 1995. -392 с.
  96. И.П. Педагогика Текст.: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 — 432 с.
  97. К. Р. Новый взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Р. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  98. А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социокультурных норм Текст. / А. И. Розов// Вопр. Психол. 1990. № 5.-С. 112−119.
  99. Н. С. Культура, ценности и развитие образования Текст. / Н. С. Розов. М.: Педагогика, 1992. — 154 с.
  100. С. Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: АПН СССР, 1957. 328 с.
  101. В. И. Воля и ее воспитание Текст. / В. И. Селиванов. -М.: Знание, 1976. 63 с.
  102. И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя Текст. / И. Е. Синица. М.: Педагогика, 1983. 246 с.
  103. В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Общая педагогика Текст.: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. А Исаев, И.Ф. Шиянов. М.: Владос, 2002. — 288 с.
  104. Столяренко АЖ Общая педагогика-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-479с.
  105. Столяре71ко Л. Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов на Дону: Феникс, 1997. 736 с.
  106. В.Я. Заметки о русской школе. /Избранные педагогические сочинения.-М: Педагогика, 1991.-368с.
  107. Л. В. Методика православной педагогики Текст. / Л. В. Сурова. Фонд «Христианская жизнь». Клин. 2002.
  108. Л. В. Православная школа сегодня. Изд. Владимирской епархии Текст. /Л. В. Сурова. 1996.
  109. С.М. Об истории Древней России.-М: Дрофа, 1997.-544с.
  110. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  111. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Бихевиоризм как психологическая основа программированногообучения Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1984. — С. 251 259.
  112. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. Способы моделирования приемов познавательной деятельности Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: изд-во МГУ, 1984. — С. 201−207.
  113. Н. М. Нравственные ориентации младшего школьника Текст. / Н. М. Трофимова. М.: Педагогика. 1997. № 6. — С. 59−66.
  114. В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 156 с.
  115. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1979. Т.1 — 397 с.
  116. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся./Педагогические сочинения. Т.4. М: Педагогика 1989.
  117. КД. О нравственном элементе в русском воспитании /Педагогические сочинения. Т.2. М: Педагогика, 1989.-21−51с.
  118. КД. О народности в общественном воспитании. /К.Д.Ушинский Пед.соч. В 6 Т. Т1.-М.: Педагогика, 1988 г.-416с.стр. 194−256).
  119. К.Д. Вопросы о народных школах 73−80с.
  120. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред. академ. Л. Ф. Ильичев, академ. П. Н. Федосеев, доктор фил. наук С. М. Ковалев, доктор фил. наук В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия. 1983.
  121. П. А. Итоги Текст. / П. А. Флоренский М.: Мысль, 1990.-С. 341−350.
  122. . В. Исторический опыт как проблема социального познания Текст.: автореф. дисс. канд. философ, наук / Б. В. Царев. -Куйбышев, 1985.-220 с.
  123. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Сб. ст. сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991.-461 с.
  124. И. П. Социальный опыт как результат и предпосылки развития сущностных сил человека Текст.: дисс. канд. философ, наук / И. П. Чорный. Черновцы, 1989. — 163 с.
  125. Л. А. Развитие духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / JI. А. Чугунова. Саратов, 2003. — 36 с.
  126. В. Э. Нравственная устойчивость личности Текст. / В. Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  127. Л. П. «Категория социальный опыт» и ее место в анализе культуры Текст. / Л. П. Швец. М.: МГУ, 1987.- 103 с.
  128. И. Проблемы образования национальных меньшинств в условиях интеграции Текст. / И. Шенберга //Новые ценности образования. Культуросообразная школа. 2002. № 11. — С.1 14−121.
  129. Е. Н. Развитие личности в обучении Текст. / Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 1999. — 286 с. 163 .Шопенгауэр А. О черверояком корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии Текст. / А. Шопенгауэр. М.: Наука. 1993. — 672 с.
  130. В. В. Специфика средств передачи социального опыта Текст.: автореф. дисс. канд. философ, наук / В. В. Щуклин. -Свердловск, 1984. 182 с.
  131. H. Е. Философия жизни в школе Текст. / H. Е. Щуркова. М.: Новая школа. 1994. — 47с.
  132. Н.Е. Собрание пестрых дел Текст. / Н. Е. Щуркова .-М.: Новая школа. 1994.- 58с.
  133. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
  134. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей Текст. / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  135. С. Г., Морева Г. М. Образ себя и моральное поведение дошкольников Текст. / С. Г. Якобсон, Г. М. Морева// Вопр. Психол.: Акад. пед. наук СССР. Педагогика, 1989. № 6 (ноябрь-декабрь). С. 34−41.
  136. МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  137. ФГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ1. УНИВЕРСИТЕТ"1. На правах рукописи4 200 8 14 387"1. Шантыз Азамат Хазретович
  138. ФАРМАКОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЙОДПОЛИМЕРОВ В ВЕТЕРИНАРИИ1600.04 ветеринарная фармакология с токсикологией
  139. Диссертация на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук
  140. Распространение йода в природе и его физико-химическая8характеристика1.I
  141. Функции йода в организме 18
  142. Иод как лекарственное средство 27
  143. Применение йодполимерных препаратов в животноводстве 342. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 41
  144. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
  145. Биологическое действие препаратов монклавит и йодовет 49
Заполнить форму текущей работой