Введение.
Реализация потенциала использования учебных задач в сфере преподавания истории путем участия во Всероссийских и Международных Олимпиадах и конкурсах
Кроме того, среди общепризнанных недостатков в знаниях и умениях учащихся по гуманитарным предметам, в том числе и истории, чаще всего отмечают недостаточную действенность знаний, неумение учащихся применять их в жизни, а также слабое развитие навыков и умений их самостоятельного приобретения. Все еще наблюдается разрыв между словесным воспроизведением знаний и умением их применить, что является… Читать ещё >
Введение. Реализация потенциала использования учебных задач в сфере преподавания истории путем участия во Всероссийских и Международных Олимпиадах и конкурсах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В контексте гуманизации и гуманитаризации современной системы образования приоритетным является историческое образование.
Традиционно учебная деятельность школьников на уроках истории носит репродуктивный характер — школьники ориентируются на воспроизведение прочитанного в учебнике и сказанного учителем. Такая ситуация во многом связана с советским наследием, когда задачей школьного исторического образования было не допустить возможности критического отношения к истории.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача повышения интереса к занятиям историей, гуманитаризацией образования и гуманизацией образовательного процесса. Школа должна способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире. школа муниципальный история олимпиада Современное школьное историческое образование должно способствовать формированию качеств гражданина демократического общества: толерантности, инициативности, ответственности и прежде всего повышать интерес к истории, что возможно с помощью участия во Всероссийских и Международных Олимпиадах, конкурсах и т. д.
Гуманистическая парадигма предполагает, что учитель не должен давать ученикам готовые оценки и идеалы — необходимо умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи. За учеником необходимо признать право на собственное мнение, оценку исторических событий и деяний, право отстаивать свою точку зрения.
Кроме того, среди общепризнанных недостатков в знаниях и умениях учащихся по гуманитарным предметам, в том числе и истории, чаще всего отмечают недостаточную действенность знаний, неумение учащихся применять их в жизни, а также слабое развитие навыков и умений их самостоятельного приобретения. Все еще наблюдается разрыв между словесным воспроизведением знаний и умением их применить, что является существенным признаком формализма в знаниях.
Недостатки эти, на наш взгляд, в значительной степени обусловлены самой системой изучения гуманитарных дисциплин, особенно истории, которая сложилась в школе. Система эта характеризуется тем, что, во-первых, значительную часть не только фактического материала, но и выводов, оценок, теорий школьники получают в готовом виде и, во-вторых, зачастую совершенно выпадает необходимое для овладения знаниями, умениями и навыками звено — применение.
В общедидактических работах важность применения такого стимулирующего соревновательного аспекта, как участие в Олимпиадах и конкурсах в настоящий момент занимает доминирующую позицию.
Таким образом, важной мерой, способствующей улучшению изучения гуманитарных дисциплин, должно явиться внедрение научно обоснованной системы задач и упражнений, которая дала бы возможность не только углублять и закреплять знания, но и систематически развивать познавательные силы учеников, прививать им умения и навыки творческого применения изучаемого.
Новизна исследования кроется в том, что участие в разного уровня конкурсах, Олимпиадах и т. д., является на данный момент одной из перспективных составляющих стимулирования к обучению истории в системе общего школьного образования.
Поиски путей преодоления отмеченных недостатков привели к мысли о необходимости проблемного построения обучения на основе внедрения в обучение системы разнообразных познавательных учебных задач.
Степень разработанности проблемы может быть охарактеризована как недостаточная. В гуманитарных дисциплинах, изучаемых в школе, в том числе истории учебные задачи достигаются не в должной мере. Почти в большинстве случаях они неосознанны и обучение им неуправляемо.
При написании работы использованы труды по педагогической и общей психологии В. И. Гинецинского, Л. А. Григоровича, И. А. Зимней, А. Ф. Эсаулова, логике А. Н. Шумана, обобщающие пособия по методике преподавания истории в школе П. А. Баранова, В. К. Дьяченко, П. Г. Постникова, М. Т. Студеникина, В. В. Шогана.
В целом необходимо констатировать отсутствие комплексного исследования проблемы и отсутствие единого подхода в теоретической разработке привлечения к участию школьников в Олимпиадах и конкурсах.
Недостаточная теоретическая разработанность вопроса с учетом особой актуальности проблемы обусловила постановку цели исследования.
Целью данной дипломной работы является комплексный анализ учебных задач в контексте теории и практики преподавания истории в школе.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
- 1. Рассмотреть подходы к определению сущности понятия «учебная задача», «познавательная задача»;
- 2. Раскрыть проблему типологизации учебных занятий по истории;
- 3. Проанализировать психологические основы участия школьников в Олимпиадах и конкурсах;
- 4. Исследовать функции и потенциал используемой формы работы;
- 5. Изучить специфику применения стимулирования школьников методом привлечения к участию в Олимпиадах и конкурсах в практике учителя;
- 6. Охарактеризовать современное состояние методической разработки учебных задач по истории;
- 7. Провести эмпирическое исследование среди школьников по значимости участия в Олимпиадах и конкурсах;
- 8. Подвести итоги, сделать выводы
Объектом исследования является процесс обучения истории в школе.
Предмет исследования — особенности и закономерности участия школьников в Олимпиадах и конкурсах в методике преподавания истории в школе Теоретико-методологической основой работы стали принципы педагогического исследования: принцип целостного исследования педагогического процесса; объективности; исследование явления в развитии; принцип историзма; углубленного рассмотрения исследуемой проблемы; единства исследования и воспитания; комплексного использования исследовательский приемов; эффективности.
Во второй части работы проведено эмпирическое исследование, выявляющее значимость участия школьников в Олимпиадах и конкурсах.