Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогическаяхарактеристика младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте — своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте характерные черты активности — это лёгкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния сосредоточенности, связанные со слабостью нервной системы. Поэтому при определении ребёнка на внеурочную… Читать ещё >

Психолого-педагогическаяхарактеристика младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6−7 до 9−10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе, а так же внеурочными занятиями.

В 7 летнем возрасте ребёнка происходит первая крупная перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка к окружающим.

В младшем школьном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов, формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

В младшем школьном возрасте быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.

Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте — своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте характерные черты активности — это лёгкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния сосредоточенности, связанные со слабостью нервной системы. Поэтому при определении ребёнка на внеурочную деятельность учитель должен учесть его интересы и способности.

Как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения и память, постепенно приобретающая черты произвольности, и становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Именно при выборе внеурочной деятельности ребёнок сможет проявить это качество — свою самостоятельность.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, аккуратность, целеустремлённость, настойчивость, систематичность, дисциплинированность и трудолюбие. Эти качества формируются у ребёнка не только в школе, но и в других общественных местах, где ребёнок чаще всего бывает.

Насколько будет развит ребёнок психически, настолько будет развито его эмоциональное состояние. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

В младшем школьном возрасте ребёнка на переломном этапе также находится и мышление. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

При работе с детьми педагогу особенно важно учесть все психологические новообразования младшего школьного возраста. Так как развитие возрастных особенностей школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различных видов познавательной деятельности.

Таким образом, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Они проявляются в анатомо-физиологической перестройке организма; психологических особенностях; в ведущей виде деятельности, в которой происходит развитие. Учитывать эти возрастные особенности в педагогическом процессе значит отбирать соответствующее содержание обучения и воспитания; использовать соответствующие формы, методы, средства; создавать необходимые условия организации педагогического процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой