Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Болонский процесс и российские вузы культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нет разработанной под новые образовательные реформы номенклатуры должностей, регламента замещения должностей в зависимости от уровня образования, ЕТС. Какое место в системе должностей займут бакалавры как специалисты с высшим трех-четырехлетним образованием в учреждениях и организациях отрасли культуры (при сохранении училищ и колледжей)? Какую должность и какой оклад в структуре действующих… Читать ещё >

Болонский процесс и российские вузы культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном российском обществе очевидна необходимость совершенствования (или реформирования) высшего профессионального образования (ВПО) и разработка оптимальных механизмов его финансирования. Но в профессиональной и массовой периодической печати после подписания правительством Болонского соглашения на всевозможных конференциях разгорелись публичные дискуссии, основной пафос дискуссии тогда сконцентрировался на вопросе: целесообразно ли проводить такие реформы. Сейчас он практически решен. Правительством одобрены поправки в закон «Об образовании», векторность и условия реформ определены. Но теперь необходимо определить стратегию интеграции вузов культуры и искусств в европейское и мировое образовательное пространство.

Понятно, что реформы потребуют не только больших материальных и финансовых затрат, но и серьезного предварительного системного анализа образовательного пространства отрасли культуры и разработки, согласования большого количества организационно-правовых, учебнометодических и других документов.

В целом стратегия реформ имеет несколько, с моей точки зрения, системообразующих блоков. Безусловно, они между собой взаимосвязаны. Тем не менее, попытаемся их структурировать.

Первый блок проблем обусловлен тем, что преобразования системы отраслевого образования не могут не соотноситься с реформами отрасли, для которой эта система готовит кадры. В аграрном регионе больше всего вопросов вызывает состояние сельской инфраструктуры отрасли культуры. Культура в провинции (как и образование, и медицина) более всего представлена государственным сектором, на© Горлова И. И., 2007 ходится под патронажем государства, государство является основным работодателем. В этой ситуации государство (хотя бы по основным позициям) должно определить перспективную потребность в кадрах. Но оно этого не делает, потому что нет ни сформулированной кадровой политики в отрасли, ни структурированного цивилизованного рынка труда.

Мы приступаем к реформам, не разработав нормативное и правовое обеспечение адаптации современной системы отраслевого образования и отраслевого рынка труда к новой системе подготовки специалистов. Что произойдет при изменении принципов бюджетного финансирования и, безусловно, при изменении сетевой инфраструктуры? Смогут ли органы муниципального самоуправления финансировать деятельность сети сельских библиотек, домов культуры (клубов), парков и других учреждений отрасли? Произойдет реструктуризация сети или просто ее обвальное сокращение?

Нет разработанной под новые образовательные реформы номенклатуры должностей, регламента замещения должностей в зависимости от уровня образования, ЕТС. Какое место в системе должностей займут бакалавры как специалисты с высшим трех-четырехлетним образованием в учреждениях и организациях отрасли культуры (при сохранении училищ и колледжей)? Какую должность и какой оклад в структуре действующих штатных расписаний (при 18-разрядной ЕТС) получат такие специалисты? Смогут ли они по своим профессиональным и деловым качествам заменить в полной мере специалистов с 5летним высшим образованием? Как изменится социальный, профессиональный и экономический статус нашего выпускника, если мы изменим квалификационную запись в документе об образовании? Основные реформы направлены на совершенствование системы образования, оснащение учебного процесса новыми технологиями, формирование у студентов компетентностного подхода к профессиональной деятельности. Но если мы заглянем в типовой сельский досуговый центр, клуб, библиотеку, то увидим, что ни условия и содержание труда, ни техническая оснащенность сельского учреждения культуры не соответствуют тому, чему мы учим, что зарплата не соответствует самым скромным потребностям. Все эти вопросы должны решаться на начальном этапе реформ посредством создания соответствующей правовой и нормативной базы, решаться комплексно: и в отрасли, и в системе образования.

Второй блок проблем связан с редактированием, адаптацией, а по сути дела, с подготовкой новых образовательных стандартов. Каким образом и в каком соотношении в комплексах образовательных программах разных уровней высшего профессионального образования будут выстраиваться циклы общегуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин и циклы дисциплин общепрофессиональных, специальных, дисциплин специализации? При изменении нагрузок, при подготовке специалистов двух уровней высшего образования (естественно, при разном количественном наполнении учебных групп) не исключена возможность изменения (переструктурирование) кафедральной структуры отдельных факультетов.

Совершенно очевидно, что нужно будет провести большую работу по созданию новых учебно-методических комплексов, адаптации их отдельных компонентов (элементов), учебных программ, вопросов тестирования и методики составления тестов, по разработке сопоставимых критериев и методик контроля, отвечающих единым требованиям, внедрению системы зачетных баллов, схем мобильности и совместных программ обучения. Что-то, естественно, будет делать и определять сам вуз. Возможно, понадобиться по всем направлениям создавать неправительственные профессиональные организации по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов, как это происходит в Европе.

Но нельзя, ориентируясь на Евросоюз, проводить такую важную для страны реформу без учета российских реалий. Веками складывались огромная территория с многонациональным, полиэтничным, многоконфессиональным населением, разнохарактерным укладом хозяйствования. На этой огромной территории исторически сложились культурные центры (гнезда), государство же выстраивало их в единое культурное пространство с помощью создания общей инфраструктуры просветительных, культурных, образовательных учреждений, их территориального размещения. Территориальные особенности России таковы, что если мы хотим сохранить российскую государственность, культуру и образование (а значит, не потерять исторически накопленного опыта), то следует учитывать традиции различных культурных гнезд: Северо-Запада, Черноземья, Северного Кавказа, Дальнего Востока, Сибири, Урала и других. Нельзя ориентироваться только на творческие, интеллектуальные, финансовые ресурсы наших столиц Москвы и Петербурга. И то, что студенты, получившие образование в столицах, все реже возвращаются на свою «малую родину», приведет к ослаблению интеллектуального потенциала русской провинции и локализации культурных центров, к разрушению межкультурного «диалогового» режима, «целостности» культурного и образовательного пространства российского государства.

Специфичная ситуация сложилась на Северном Кавказе — в регионе сложном, многоконфессиональном, полиэтничном. Университет, образовательное пространство, вуз здесь призваны выполнять, по крайней мере, две функции: иновационнообразовательную и политическую. Они должны способствовать консолидации полинационального сообщества. Кстати, в этом контексте, не исключаю, что следует подумать о вопросах нормативного финансирования в зависимости от особенностей региона. Едва ли в таких регионах — многонациональных и многоконфессиональных, с высокой плотностью населения, с большим удельным весом сельских поселений, сложным пересеченным ландшафтом — могут быть те же, что и в Центральной России, нормативные показатели.

В ЮФО восемь национальных республик, культур — значительно больше. Численность населения в отдельных субъектах Федерации невысокая. Но ведь культура каждого народа самоценна, и ее необходимо сохранить. Следоватовательно, для обслуживания полинационального контингента учащихся, с одной стороны, должны сохраняться учебные заведения, опирающиеся на национальные культуры, с другой — необходимо обеспечить организационное и содержательное единство образования и государственной образовательной системы.

Стоит подумать и над тем, могут ли на всей территории России быть общие нормативы (например, по сохранению и комплектности школ, подушевые нормативы финансирования на преподавателя и студента и так далее). реформирование профессиональный образование реалия Сказанное касается вузов любой отраслевой специализации. Но совершенно очевидно, что отрасль культуры и искусств, образовательное пространство отрасли обладают определенной спецификой. Сейчас много и небезосновательно говорят о массовой культуре как о культуре деградации, как о государственной угрозе. Именно в образовательном пространстве культуры, в содержании и характере функционирования самой отрасли мы должны привить те эстетические и мировоззренческие навыки, которые помогут человеку противостоять агрессии массовой культуры.

Вузы культуры (в первую очередь, университеты) включают подготовку разных специалистов, требующих и разного уровня предвузовской подготовки. Не исключаю, что бакалавриат может быть приемлем (или даже целесообразен) при подготовке библиотекарей, менеджеров социально-культурной сферы и других специалистов. Абитуриент, выбирающий эти специальности, как правило, имеет полное среднее образование, он в состоянии за четыре года освоить азы профессии.

В то же время, вызывает большое сомнение использование двухуровневой системы высшего образования при подготовке художников, пианистов, вокалистов, артистов балета, специалистов творческих профессий. Мы убеждены, что подготовка этих специалистов должна сохранится в едином образовательном формате.

Сегодня сложилась многоуровневая (назовем ее «трехзвенная») система подготовки этих специалистов. Первое звено — музыкальная школа, художественная школа, школа искусств. Первому уровню соответствует начальный этап профессиональной социализации, первичная селекция будущих абитуриентов в ссузы и вузы искусств. Второе — училище (колледж) искусств. Это еще три или четыре года обучения, ежедневные занятия, формирующие будущий профессионализм. Третье звено — консерватория, вуз. Можно с уверенность сказать, что в вузы искусств, в консерватории приходят 99% ребят, окончивших училища.

Каждая образовательная ступень должна соответствовать определенным функциям, уровню профессиональных знаний и навыков, социальным ролям. Профессиональная подготовка человека искусства предполагает значительно более продолжительный цикл, чем шесть лет. Да и как вообще по отношению к искусству можно сказать: этот бакалавр, а этот магистр. Какие качественные профессиональные критерии взять за основу? Ведь хороший исполнитель — это еще и индивидуальная школа, которая формируется десятилетиями в общении с конкретными педагогами.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 131 школы искусств будут финансировать из муниципальных бюджетов, училища — из субфедерального. Уже первый опыт показывает, что не исключено сокращение сети образовательных учреждений и, в первую очередь, школ системы МК. Если это произойдет, то и училища и вузы потеряют профессионально подготовленного абитуриента, разрушится преемственность профессиональной подготовки. Проведение реформ в предлагаемом едином формате приведет к разрушению системы художественного образования, цикличности в обучении, к издержкам в профессиональной социализации, к увеличению «отсева» среди учащихся высших учебных заведений искусства. Неясно, что произойдет с колледжами и училищами в условиях двухуровневого высшего профессионального образования.

Все эти проблемы и вопросы следует решать на федеральном и на субфедеральном уровне. Но реальность, необходимость каждый день адаптироваться к требованиям времени и отрасли, заставляет каждый вуз на практике искать и принимать решения. Так, в северокавказском регионе уже приступили к реализации приоритетногонационального проекта «Образование», разработали инновационную образовательную программу. Данная программа ориентирована на решение сложных образовательных и культурных проблем, на интеграцию образования, науки, культуры и искусства; на обеспечение высокопрофессионального уровня подготовки специалистов; на создание на базе КГУКИ (существующего сегодня как многоуровневое инновационное научно-образовательное учреждение), университетского комплекса (центра), в который должны войти региональные учебные заведения культуры и искусства начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, объединенные в Ассоциацию профильных ссузов и вузов региона. Их стратегическим партнером выступает «Северный Кавказ» — Координационный Совет по культуре и искусству.

Убеждена, что создание такого комплекса обусловлено характером и принципами сегодняшнего финансирования образовательных учреждений отрасли разных уровней (это поможет финансирование сделать более целевым и эффективным), необходимостью выработки единых методических (содержательных) подходов к формированию образовательного пространства культуры, спецификой образования в сфере искусства. Наш университет может стать базовым центром такого комплекса — этому способствуют кадровый и материально-технический потенциалы, сложившаяся многоуровневая структура. Мы уже отмечали, что реформы потребуют серьезного системного анализа образовательного пространства, мониторингового отслеживания ситуации. С этими целями в рамках КГУКИ формируется Южно-российский научно-инновационный Институт (ЮР НИИ). В его структуру входят следующие отделы: учебно-инновационный, научноинновационный, социокультурных инноваций и межкультурных коммуникаций, социально-информационных технологий и социологических исследований, дистанционного обучения, художественно-творческих проектов, а также Гуманитарный центр, научно-издательский Центр и другие подразделения.

В университете уже ведется подготовка бакалавров по специальностям менеджмент, дизайн, бизнес-информатика. Планируется увеличить количество специальностей бакалавриата. Ведется работа по изучению профессиональной социализации наших абитуриентов и учащихся, изучается рынок труда, есть наработки и предложения по созданию службы занятости молодых специалистов. Очень хочется надеяться, что реформы, доработка механизмов их реализации помогут в подготовке высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов. Хочется, чтобы внедрение европейских стандартов работало на развитие образования, но не привело к утере того лучшего, что было в практике отечественной высшей школы, не разрушило образовательного пространства русской провинции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой