Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов на основе искусствоведческого материала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих дисциплинах отчетливо прослеживается общность задач воспитательного и развивающего характера. В этом смысле присутствие искусствоведческого материала на уроках развития речи формирует всесторонне развитую личность школьника путем комплексного воздействия на его познавательную деятельность, прежде всего в сфере художественного творчества, а в целом и на развитие его эмоционально-чувственных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования творческого компонента языковой способности учащихся средствами искусствоведческого материала
    • 1. Психологические и лингводидактические основы развития языковой способности личности
      • 1. 1. Лингводидактическое учение о структуре языковой личности, её развитии, соотнесенности с понятием «языковая способность»
      • 1. 2. Психологическое определение языковой способности, ее структура. «Чувство языка» — основополагающий компонент языковой способности
      • 1. 3. Решение проблемы развития творческого компонента языковой способности личности при обучении в школе
    • 2. Роль искусства в эстетическом воспитании личности
      • 2. 1. Сущность эстетического воспитания
      • 2. 2. Специфика хореографического искусства
    • 3. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Состояние развития творческого компонента языковой способности учащихся 5−8 классов средней школы
    • 1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средней общеобразовательной школы
    • 2. Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 5−8 классов
    • 3. Степень сформированности языковой интуиции учащихся 5−8 классов
    • 4. Сформированность образного строя речи и образного мышления учащихся 5−8 классов
    • 5. Сформированность эмоциональной стороны речи учащихся 5−8 классов
    • 6. Готовность учителей к внедрению развивающей методики обучения родному языку
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Методика развития творческого компонента языковой способности учащихся 5 класса средней школы
    • 1. Структура языковой способности и показатели её развития. Типология развивающих упражнений
    • 2. Организация и проведение развивающего эксперимента. Программы развития творческого компонента языковой способности учащихся при обучении русскому языку в школе
    • 3. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся классов
    • 4. Совершенствование языковой догадки учащихся 5 классов
    • 5. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся классов
    • 6. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся 5 классов
    • 7. Общие показатели сформированности творческого компонента языковой способности учащихся экспериментальных (и контрольных) классов
  • Выводы по 3 главе

Развитие творческого компонента языковой способности учащихся 5-8 классов на основе искусствоведческого материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языковая способность личности имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя интеллектуальный /общий/ и специальный компонент /состоящий из речевой и языковой части/, ядром которой является «чувство языка», языковая интуиция.

Сложность психофизиологической природы языковой способности, несовершенство методики преподавания родного языка, отсутствие ориентации учителей на реализацию развивающих задач обучения приводят к невостребованности в процессе преподавания в школе родного языка многих элементов языковой способности, и прежде всего способности к языковому творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости эстетических функций языка, «чувства прекрасного» в языке и окружающем мире.

В результате процесс языкового обучения формализуется, школьники заучивают языковые и искусствоведческие понятия, определения механически, не понимая сущности явлений, понятий, не могут построить связное монологическое высказывание на языковую и искусствоведческую тему, недостаточно владеют тропами, фигурами речи, эмоциональными средствами выразительности, восприимчивостью к комическому в языке, не чувствуют нравственной силы слова, поэтому обнаруживают низкий уровень образного и теоретического /абстрактного, логического/ мышления: логико-языковых операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, сравнения, дифференциации, классификации.

К сожалению, как правило, невостребованными в учебном процессе оказываются и развивающие и воспитывающие возможности искусства.

Особую ценность представляет хореографическое искусство, построенное на основе синтеза литературных сюжетов, музыкальных композиций, образов живописи, терминология которого вобрала в себя многонациональную и многоаспектную лексику, имеющую интернациональный характер.

Хореография всегда являлась естественным стимулятором процесса роста и развития детей как физически, так и духовно, ибо конечная цель воспитания средствами хореографии во все времена была социально определена интересами личности, общества и государства.

С каждым годом возрастает роль хореографического искусства в эстетическом воспитании и общем развитии подрастающего поколения. Среди наиболее массовых форм детского творчества можно назвать и танцевальную.

Многочисленные школы дополнительного образования ведут напряженную творческую работу по решению данной проблемы, вводя, помимо специальных предметов, интегративные курсы, раскрывающие взаимосвязи языка, литературы, музыки, живописи, хореографии, не только демонстрирующие школьникам сущность искусствоведческих понятий и явлений, но и обучающие их творческим высказываниям на искусствоведческие темы, воспитывающие «чувство прекрасного» в языке и речи.

Реальные условия для решения проблемы развития языковой способности школьников средствами искусствоведческого материала созданы уже проведёнными психологическими, методико-педагогическими, лингводидактическими, как зарубежными, так и отечественными исследованиями.

Проблема развития творческого компонента языковой способности напрямую связана с ведущими концепциями психического развития личности и взаимообусловленности развития и обучения Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова,.

П. Я. Гальперина, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

Большое значение имеют психологические исследования структуры языковой способности С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Н. И. Жинкина, С. Ф. Жуйкова, 3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, И. С. Якиманской и др., а также творческого компонента языковой способности, творчества в целом (Б. И. Додонов, Е. Н. Кабанова-Меллер, Т. В. Кудрявцев, В. Я. Курбатов, Т. Рибо, О. К. Тихомиров, П. М. Якобсон, М. Г. Ярошевский и др.). В трудах Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, Л. М. Сеченова, И. М. Павлова и др., отражены вопросы психофизиологической сущности «чувства языка» .

К проблеме языкового развития личности обращались известные лингвисты В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. А. Потебня, С. Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба и др.

Ценны для нашего исследования разработанные Ю. Н. Карау-ловым, Г. И. Богиным, И. Я. Чернухиной и др. «методическая», «го-товностная», «лингводидактическая» модели языковой личности, параметры и уровни её развития.

Совпадают с психолого-педагогическими и лингводидактиче-ские выводы, сделанные В. В. Краевским, М. Н. СкаткинымВ. Н. Телией, В. И. ШаховскимС. И. Львовой, Е. Н. Пузанковой, И. В. Сентербергом, Е. В. Сергеевой, А. Н. Карповым, В. А. Масловой и др., о необходимости развивать творческую, эмоциональную языковую личность, способную к метафорическому мышлению, владеющую образным строем языка.

Опираемся мы в своих исследованиях и на положение лингво-дидактики о том, что важнейшим недостатком традиционного обучения в школе является доминирование изучения русского языка как системы уровневых единиц, ведущее к забвению его коммуникативной, экспрессивной и когнитивной функций (Ю. Н. Караулов, Т. В. Маркелова и др.).

При анализе методической литературы учитывались прежде всего поиски путей преодоления формализма в преподавании родного языка, возможности использования развивающих методик преподавания других дисциплин в обучении русскому языку в среднем звене общеобразовательной школы (А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинский Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. В. Текучев, В. А. Доб-ромыслов, Т. К. Донская, Г. К. Лидман-Орлова, М. Р. Львов, С. И. Львова, Т. М. Пахнова, Н. К. Приставкин, М. М. Разумовская, Т. В. Романова, Т. А. Спужецкая, Л. И. Скворцов, Г. Я. Солганик, Л. П. ФеДоренко и др.), а также развивающие возможности хореографического искусства (Н.И. Тарасов, A.M. Мессерер, В. М. Красовская, А. Я. Ваганова и др.).

ЦЕЛЬ настоящего исследования — разработка методики развития творческого компонента языковой способности учащихся 5−8 классов на основе искусствоведческого материала.

Проверка гипотезы исследования требовала решения следующих ЗАДАЧ:

1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, дидактическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме диссертационного исследования для определения теоретических основ формирования творческого компонента языковой способности на искусствоведческом материале.

2. Исследовать уровень развития творческого компонента языковой способности учащихся, т. е., состояние преподавания родного языка в школе и процесс формирования языковой способности учащихся 5−8 классов за время школьного обучения.

3. Разработать систему развивающих упражнений, обеспечивающих формирование творческого компонента языковой способности школьников на основе изучения искусствоведческого материала, программы экспериментального обучения.

4. Проверить эффективность экспериментальной методики в школе.

При решении этих задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме, наблюдение за процессом обучения, анкетирование, тестирование, беседа, констатирующие срезы, обучающий эксперимент.

Исследование проводилось более 10 лет (с 1991 по 2004 годы) в несколько этапов.

На 1 этапе (1991;1993 г. г.) изучалась литература, посвящённая общему и языковому развитию детей. Был проведён констатирующий срез, выявивший проблемы развития творческого компонента языковой способности учеников 5−8 классов г. Орла и охвативший около 400 учащихся и 70 учителей (общеобразовательных школ (Мо 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др. г. Орла). На 2 этапе (1993;1995г.г.) осуществлялась подготовка программы опытного обучения и разработка учебных материалов.

На 3 этапе (1996;1999 г. г.) составленные учебные материалы проверялись в пробном и расширенном опытном обучении, проводившемся в 5-х классах общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др.) г. Орла, а также в 5−8 классах хореографической школы г. Орла, школах искусств им. Д. Б. Кабалевского и ДШИ Орловской области. В экспериментальном обучении участвовало около 500 школьников, обучающихся в условиях шестии пятидневной учебной недели.

На 4 этапе исследования, в настоящее время, продолжается апробация экспериментальных материалов участниками творческой площадки.

ГИПОТЕЗА исследования:

Творческий компонент языковой способности учащихся наиболее успешно формируется при условии востребованности в процессе языкового обучения «чувства языка», его эстетических функций (образных и эмоциональных средств языка), а также интегра-тивного искусствоведческого материала:

Проблема развития языковой способности учащихся решается нами на материале интегративного курса «Беседы о хореографическом искусстве» Взаимосвязи языка и искусства". Кроме того, элементы нашей методики, материалы спецкурса могут использоваться и в средней общеобразовательной школе на традиционных уроках русского языка или развития связной речи.

Таким образом, ОБЪЕКТОМ исследования является процесс формирования творческого компонента языковой способности учащихся 5−8 классов.

ПРЕДМЕТ научного поиска — методика развития творческого компонента языковой способности учащихся 5 классов на основе искусствоведческого материала.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что выявлено и описано современное состояние развития творческого компонента языковой способности учащихся 5−8 классов средней школысоздана методика развития творческого компонента языковой способности учащихся на основе изучения искусствоведческого материаласоставлен словарь хореографических терминов для школьниковразработана методическая система, обеспечивающая достаточную восприимчивость к развивающему обучению не только лингвистически одарённых, но и «слабых» учащихся, с замедлением темпа общего и языкового развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в анализе и решении проблемы языкового творчества на искусствоведческом материале, развития «чувства эстетического в языке», в разработке диагностических заданий развития творческого компонента языковой способности детей на искусствоведческом материалев создании системы развивающих упражнений, в разработке экспериментальной программы интегративного курса, реализующего развивающие и воспитывающие возможности языка и искусства хореографии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная методика диагностики и развития творческого компонента языковой способности позволяет отслеживать воздействие изучения искусствоведческого материала на языковое развитие ребенка, совершенствование его творческих способностей.

Предложенная методика внедрена в практику учителей общеобразовательных школ (№№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др.) г. Орла, г. Орла, в процесс изучения интегративных курсов хореографической школы г. Орла. Компоненты методики могут быть учтены при создании учебников, школьных программ, методических пособий для учителей русского языка. Интегративный курс в целом, может быть использован в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ проводимого исследования, его результатов и выводов обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической, лингводидактической, методической, искусствоведческой наук, совокупностью используемых методов, достаточным количеством испытуемых: более 500 учащихся 5−8 классов, 70 преподавателей русского языка школ, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Результаты исследования апробированы на заседаниях лаборатории инновационных технологий обучения русскому языку Орловского филиала ИОСО РАО (2002;2003 гг.), на научно-практических конференциях преподавателей ОГУ (1996;1998 г. г.), заседаниях аспирантского объединения кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе, международных фестивалях (1999 -Испания, 2002 — Москва, 2003 — Швеция), на Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ (2001;2004 г. г.), на педагогических советах и заседаниях методобъе-динений преподавателей русского языка и литературы и учителей начальных классов средних общеобразовательных школ №№ 1, 13, 18, 19, 38, 39, 22 и др г. Орла, школы-лицея г. Ливны, специализированных школ г. Орла и области (1999;2003г.г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. При обучении русскому языку необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию творческого компонента языковой способности, используя эстетические возможности искусствоведческого материала.

2. Хореография как вид искусства обладает уникальными развивающими и воспитывающими возможностями в силу синкретично-сти своей природы: единства слова, музыки и живописи, которые в должной мере не используются при обучении родному языку.

3. Формирование языковой способности на искусствоведческом материале может строиться в различных направлениях: через обогащение словарного запаса искусствоведческими понятиями, развитие «чувства языка» средствами этимологического анализа искусствоведческой лексики и языкового анализа искусствоведческих текстов, совершенствование умениянаписания изложений и сочинений на искусствоведческие темы.

4. Развивающие возможности несет в себе не только специальный интегративный курс, предполагающий решение в единстве задач языкового развития и изучения искусствоведческих явлений, но и использование фрагментов, элементов предлагаемой методики на любом традиционном уроке обучения русскому языку и развития связной речи.

Содержание и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Эти выводы справедливы и при характеристике качества выполнения задания на полный лингвистический анализ образности художественного текста:

— Найдите в тексте средства художественной выразительности, определите их роль в создании образности.

Хочешь, мы расскажем тебе о чуде? (риторический вопрос) О чуде, которое живет с нами рядом .(умолчание). Оно имеет душу^сердце, но для того чтобы понять это, нужно время. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Чудо рождается и живет (олицетворение) только в одном, полном таинственности и необыкновенных превращений месте. И зовется оно Театром (олицетворение). А чудо? (риторический вопрос) Ты отгадал. Имя ему — Спектакль (олицетворение). Но спектакль будет особым. Сотканный (метафора) из музыки, танца, живописи, он носит красивое и звучное (эпитет) названиеБалет. Ты узнаешь, как и когда появился на свет этот прекрасный (эпитет) вид искусства, побываешь в разных странах и перенесешься (метафора), словно на фантастической машине времени (сравнение), из одного века в другой. .Пройдем по светлым, пахнущим красками мастерскими, где пишут декорации. Заглянем в цех, где под стук швейных машин в руках настоящих волшебниц (метафора) простая ткань превращается в сказочно прекрасные (эпитет), расшитые блесками платья. Побываем там, где делают балетные туфли, ласкающие глаз (метафора) нежно-розовым (эпитет) атласом. Пройдем по фойе, лабиринту кулис (метафора) и, наконец, окажемся в зрительном зале. Итак, в путь, в увлекательное путешествие по стране Балета! (Восклицательное предложение).

И. Дешкова. «Загадки Терпсихоры» /.

Средств художественной выразительности, используемых автором, в 5 кл. не нашёл ни один из испытуемых, в 6-х — 59% уч-ся, в 7-х — 70%, 8-х — 52% опрошенных (см. подробнее график № 7 и табл. № 9).

График № 7.

5кл бкл 7 кл 8 кл.

А — нашли 70−90% средств художественной выразительности Б — дали названия художественным приемам — ошибочные (за единичным исключением).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено методике развития творческого компонента языковой способности учащихся на материале хореографического искусства и заключается в следующем.

1. Подтверждена структура языковой способности, показатели развития языковой способности учащихся:

I/ владение семантикой языка: а/ способность совершать логико-языковые операций, б/ способность к языковому творчеству (уровни развития творческого компонента логического мышления, лингвистической интуиции, образного строя речи, эмоциональной стороны речи), 2/ владение языковой формой.

2. Разработана система развивающих упражнений к различным разделам школьного курса русского языка на хореографическом материале: I/ логико-языковых: упражнений на выделение существенных признаков понятий, на опознание данного языкового явления в тексте, на сравнение и дифференциацию сходных явлений, на языковой анализ, на обобщение, абстрагирование и классификацию явлений- 2/творческих: по развитию творческого компонента логического мышленияпо развитию языковой догадки, по развитию образного строя речи и образного мышления учащихся, по развитию эмоциональной стороны речи учащихся.

3. Намечены 3 пути совершенствования языковой способности учащихся: 1), введение спецкурса по словесности с 5 классов хореографической школы 2) разработка факультативного курса для учащихся 5−8 классов общеобразовательной школы, 3) обогащение развивающими упражнениями на хореографическом материале традиционных уроков изучения русского языка в общеобразовательной школе.

Данные конструирующих замеров и результаты экспериментального обучения, проводимые в течение 10 лет в несколько этапов (с 1993 года по настоящее время) в 5−8 классах г. Орла (включая общеобразовательные школы № 1, 13, 18,19, 38, 39, 22 и др. и хореографической школы), охватившие более 500 учащихся, 25 преподавателей, подтвердили наше предположение, что языковая способность учащихся формируется при условии взаимосвязанного развития ее логико-языковых и творческих компонентов: навыков семантического анализа языковых единиц все уровнейнавыков логико-языковых операций с языковым материалом (сравнение, дифференциация, классификация, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование) и творческой деятельности (трансформация, конструирование, оценка) — языкового чутья, проявляющегося на уровне системы языка и речивыразительности устной и письменной речи (образные эмоциональные средства языка).

Выделенные компоненты в реальной языковой деятельности не существуют изолированно один от другого, а функционируют как единая трансформирующаяся система. Поэтому совершенствование даже одного из названных компонентов окажет развивающее воздействие на всю многокомпонентную (языковую) систему.

Однако предложенное решение проблемы не является исчерпывающим.

Богатство родного языка, заложенное в произведениях народного творчества, способствует развитию эстетического вкуса ребенка, приобщая его к поэзии и искусству. Учащиеся познают через язык культуру народа и эстетически обогащаются на духовном уровне, что способствует развитию их способности к творчеству, в том числе и к языковому (речевому).

Через восприятие искусствоведческих понятий учащиеся обогащают свой словарный запас, который позволяет им легче ориентироваться в мире искусства и понимать специфическую терминологию, заниматься изучением истории мировой культуры, расширять свой кругозор в области искусств с помощью родного языка.

Развивающий эффект системы покомпонентного формирования языковой способности школьника значительно возрастает в том случае, если предлагаемая система упражнений строится на эстетическом и понятийно-словесном материале хореографии, реализует межпредметные связи русского языка и искусства.

Проведенное исследование использования искусствоведческого материала на уроках развития речи, позволяет решить проблему совершенствования речевой способности учащихся.

Существующие — теоретические концепции по названной проблеме предполагают три основных подхода:

1) изучение психолого-физиологических особенностей человека, воспринимающего как музыку, так и танец;

2) изучение объективных свойств музыкального и хореографического произведений в процессе его создания;

3) изучение процесса взаимодействия человека и искусства во время её восприятия, которое рассматривается как форма познавательной деятельности.

Многоаспектность данной проблемы потребовала от нас установления четких границ анализа, поэтому в соответствии с целью исследования были изучены только те вопросы, которые могли прояснить особенности влияния искусства на детей.

Концептуальным основанием нашего исследования являлся подход к проблеме воздействие искусства на эмоционально-ценностную сферу человека.

В констатирующем исследовании был проведен анализ современного состояния изучаемой проблемы, который установил, что в общеобразовательной школе существуют объективные условия использования искусствоведческого материала в исследуемом аспекте. Учителя и учащиеся 5−8х классов положительно отнеслись к предложению обучаться говорить и писать о хореографических и музыкальных впечатлениях. Лексический состав, синтаксический строй детской речи, поведение испытуемых в процессе выполнения экспериментальных заданий убедили в том, что такая работа доступна и привлекательна.

Выяснилось, что музыкальные и балетные произведение (без специальной работы над его анализом) актуализирует определенные лексические средства, которые могут быть использованы для передачи возникших впечатлений в процессе восприятия музыки.

Однако в словаре школьников таких лексических средств недостаточно, что затрудняет изложение художественного текста, содержащего описание искусствоведческих понятий. Трудности заключаются в неумении отбора слов и конструкций, необходимых для раскрытия содержания основной мысли хореографического образа, в лексической бедности речи, ограниченности активного словаря учащихся. Предложения элементарны по структуре, однообразны по строениютипичны неуместные употребления эмоционально — окрашенных слов, а также использование слов в несвойственных им значениях.

Исследование позволило выявить методические условия для формирования речевых умений, связанных с созданием собственного текста на основе вокальных впечатлений.

К умениям, требующим целенаправленной работы, мы отнесем:

1) умение определять основную мысль музыкального и хореографического образа, формировать ее словами;

2) умение оформлять свое высказывание в соответствии с его функционально-смысловой принадлежностью и стилистической направленностью;

3) умение использовать языковые средства художественной выразительности, соответствующие функционально-стилистической направленности высказываемого;

4) умение создать высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Специальной работы требует лексика, более точно обозначающая слуховые представления учеников.

Как показали все серии проведенных обучающих экспериментов с учащимися 5-х классов, процесс работы над хореографическими и музыкальными произведениями доступен и увлекателен.

Использование искусствоведческого материала на уроках развития речи повышает эффективность формирования речевых умений, предусмотренных школьной программой по развитию связной речи учащихся, а также тех, которые необходимы для самостоятельного создания высказывания о произведениях (включая передачу чувств, оценочного отношения к образу). Об этом свидетельствуют данные исследования разных сторон детских сочинений: их соответствие теме высказывания, раскрытие основной мысли, объем (на уровне слов, предложений, микротем, текста), структура и степень развернутости отдельных фрагментов, языковых особенностей.

Искусствоведческий материал на уроках развития речи положительно влияет на содержательную и стилевую стороны детских сочинений, включающих отчетливо выраженное авторское отношение к предмету речи.

Современная социокультурная ситуация характеризуется стремлением общества вернуться к общечеловеческим ценностям. Одной из важнейших задач образования, наряду с формированием определенной системы фактических знаний, становится задача возвращения процесса воспитания человека в контекст культуры. Ведущая роль в приобщении молодого поколения к культуре по-прежнему принадлежит школе. Искусство рассматривается в современном общеобразовательно — воспитательном процессе как один из важнейших факторов приобщения личности к общечеловеческим духовным ценностям. Кроме того, связь музыки и танца, и уроков развития речи устанавливается через определение сюжетного звена, объединяющего учебные предметы на уровне раздела или фрагмента урока, темы урока или группы уроков в целом. При этом систематизирующим элементом становится художественный образ — настроение, характер, посредством которого выявляется общность произведений различных видов искусств (хореографии, музыки, литературы).

В этих дисциплинах отчетливо прослеживается общность задач воспитательного и развивающего характера. В этом смысле присутствие искусствоведческого материала на уроках развития речи формирует всесторонне развитую личность школьника путем комплексного воздействия на его познавательную деятельность, прежде всего в сфере художественного творчества, а в целом и на развитие его эмоционально-чувственных и нравственно-эстетических качеств. Постижение языка художественной литературы и классической музыки способствует оптимизации процесса анализа и отображения художественных средств в изучении программного материала по русскому языку, литературе, музыке. Нельзя считать исчерпывающим решение данной проблемы, достаточными выделенные количественные и качественные показатели речевого развития учащихся с использованием искусствоведческого материала, еще требует своего осмысления типология развивающих упражнений. В дополнительных исследованиях нуждается разработка проблемы формирования речевой способности, образного мышления, эмоциональной стороны речи учащихся, однако думается, что это — задача будущих исследований. Особую роль в системе эстетического воспитания играет искусство. В этом отношении значительные возможности для гармонического развития учащихся предоставляет хореографическое образование. Искусство танца, благодаря своей эмоциональности, конкретному выражению действия, обобщенности образов и интернациональной доступности обладает богатейшим арсеналом средств эстетического воспитания. Являясь основной задачей воспитания гармонически развитой личности, эстетическое воспитание входит в ряд других видов воспитания, которые осуществляются в процессе обучения в хореографических школах. Это такие виды воспитания, как нравственное, трудовое, физическое, патриотическое, эмоциональное, интернациональное воспитание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей и одарённости Текст. / Б. Г. Ананьев М.: Просвещение, 1962.- 136 с. 5000 экз.
  2. , Т.А. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности. Текст. / Т. А. Артемьева М.: Просвещение, 1981. — 112 с. 8000 экз.
  3. , Т.А. Методологический аспект проблемы способностей / Текст. / Т.А. Артемьева- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977.- 184 с. 13 000 экз.
  4. , Б.В. О балете: статьи, рецензии, воспоминания Текст. / Б. В. Асафьев Л.: Музыка, 1974. — 296 с. 14 000 экз.
  5. , В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб для 5−9 кл. общеобразоват. учеб заведений.- 4-е изд. дораб. Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова М.: Просвещение, 1992. — 256 с. 25 000 экз.
  6. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1977. — 252 с. 1500 экз.
  7. Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с. с ил. 100 000 экз.
  8. , Ю. А. История русского балета. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр., хореогр. и культ.-просвет. училищ 3-е изд. Текст. / Ю. А. Бахрушин — М.: Просвещение, 1977. — 287 с. ил. 100 000 экз.
  9. , В. Г. Полное собр. сочинений: В 13-ти т. Т.1. Статьи и рецензии Текст. / В. Г. Белинский В. Г. М.: Акад. наук СССР, 1953. т. 3 682 с. 10 000 экз.
  10. , М. С. О природе научного творчества // Вопросы философии. Текст. /М.С. Бернштейн 1961. — № 6. — С. 131 — 142. 27 750 экз.
  11. , B.C. Творческое мышление как предмет логики. Текст. / B.C. Библер М.: Политиздат, 1969. — С. 167−220.
  12. , А. И. История в костюмах Текст. / Блейз А. И. М.: OJIMA -ПРЕСС, — 2002. — 176 с. ISBN 5 — 224 — 1 431 — X. 5000 экз.
  13. , Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис. доктора филол. наук Текст. / Г. И. Богин -Л., 1984.-34 с. 3000 экз.
  14. , Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Текст. / Г. И. Богин Калинин, Калининский гос. ун-т., 1975. — 184 с. 5000 экз.
  15. , Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Д. Б. Богоявленская М.: Академия, 2002. — 320 с. (Высшее образование). ISBN 5−7695−0888−4. 125 000 экз.
  16. , Д. Б. К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики // Вопросы психологии Текст. / Д. Б. Богоявленский 1958. — № 4. — С. 85−98. 5600 экз.
  17. , Д. Б. О модели проблемной ситуации Текст. / Д. Б. Богоявленский М.: Просвещение, 1969. — С. 381−386. 8600 экз.
  18. , Д. Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний // Вопросы психологии Текст. / Д. Н. Богоявленский -1956. № 2. — С. 64−73. 5500 экз.
  19. , Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию / Известия АПН РСФСР Текст. / Л. И. Божович М.: Л., 1946. — Вып. 3. — С. 27−60. 15 000 экз.
  20. , JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / АПН СССР Текст. / Л. И. Божович М.: Знание. 1968. — 98с. 26 000 экз.
  21. , Л.И., Славина, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание Текст. / Л. И. Божович, Л. И. Славина М.: Знание, 1979. -96 с. / Новое в жизни, науке, технике / Сер. Педагогика и психология- № 12. 172.820 экз.
  22. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для пед ин-тов / Под ред. проф. A.B. Петровского, 2-е изд., испр. и доп. Текст. / А. В. Петровский М.: Просвещение, 1973. — 288 с. 100 000 экз.
  23. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров Текст. / А. М. Прохоров Сов. энциклопедия, 1991. Т.2 — 768 с. ил. ISBN 5- 85 270 — 044 — 4. 250 000 экз.
  24. , Дж. Процесс обучения: Перевод с анг. O.K. Тихомирова / Под ред. дейст. гл. АПН РСФСР проф. A.B. Лурия Текст. / Дж. Брунер М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84 с. 7300 экз.
  25. , А. А. Толковые словари в национальной культуре народов Текст. / Будагов A.A. M.: Изд-во МГУ, 1989. — 345с. 45 000 экз.
  26. , А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения Текст. / А. Н. Васильева М.: Просвещение, 1966. — 64 с. 15 000 экз.
  27. , Й. Я. Язык и философия // Вопросы языкознания Текст. / Й. Я. Вайсгербер -1993 .-№ 2. -123 с. 2093 экз.
  28. , Е. П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. Текст. / Е. П. Валукин М.: Искусство, 1992. 116 с. 12 000 экз.
  29. Васильева Рождественская, М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. — 2-е изд., пересмотр. Текст. / М. В. Васильева — Рождественская -М.: Искусство, — 1987. — 382 с: рис. 25 000 экз.
  30. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В.К. Ви-люнас М: Изд-во МГУ, 1986. — 127 с. 12 000 экз.
  31. , В.Н. О языке художественной прозе / Изб. тр. / Послесловие А. П. Чудакова, с 285−315- Коммент. Е. В. Душечкиной и др. Текст. / В. Н. Виноградов М.: Наука. 1980. — 360 с. 1 л. портр.- 11 700 экз.
  32. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов М.: Просвещение, 1963. — 126 с. 150 000 экз.
  33. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д. Н. Богоявленского Текст. / Н. Д. Богоявленский М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 376 с. 35 000 экз.
  34. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол. очерки. Кн. для учителя 3-е изд. Текст. / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1991. — 90 е., с ил. 10 000 экз.
  35. , Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. Текст. / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1984. — Т.4. — 295 с. 30 000 экз.
  36. , Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования / ред. Г. Н. Шелогурова, 5-е изд. исправл. Текст. / Л. С. Выготский — М.: Лабиринт, Ростов — на Дону, 1999. — 352 с. ISBN 5 -87 064 — 097 — 5. 15 000 экз.
  37. , Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский Ростов — на Дону: Феникс, 1998. — 479с. ISBN 5 — 222 — 256 — X. 15 000 экз.
  38. , Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1956. — С. 389−496. 31 000 экз.
  39. , Л.С. Проблемы общей психологии. Собр соч.: В 6 т. Текст. / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1982. — Т. 2. — 316 с. ЗООООэкз.
  40. , X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. в нем. Текст. / X. Г. Гадамер: общ. ред и вст. ст Б. Н. Бессонова -М.: Прогресс, 1988. 699 с. ISBN 5−01 -1 035−6. 22 000 экз.
  41. , В. М. Дивертисмент Текст. / В. М. Гаевский М.: Искусство, 1981. — 383 е., ил. 25 000 экз.
  42. , П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии Текст. / П. Я. Гальперин 1966. — № 4. — С. 128−135. 7220 экз.
  43. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка Текст. / П. Я. Гальперин М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с. 1000 экз.
  44. , А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. 2 / Под ред. С. И. Абакумова Текст. / А. Н. Гвоздев М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 192 с. 5000 экз.
  45. , Н. В. Полное собрание сочинений / Ред. изд. Н. Ф. Бельчиков и др. Т. 11. Письма 1836 -1841 / Ред. тома Б. П. Годецкий Текст. / Н. В. Гоголь М — JI. Акад. наук СССР, 1952. — 483 е., 4 ил. 6000 экз.
  46. , В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т. 1. Текст. / Вступ. слово М. Шолохова- Худож. Г. Клодт. / В. И. Даль М.: Худож. лит., 1984. т 1. С. — 382. 100 000 экз.
  47. , И. П. Загадки Терспихоры / Худож. В. Косоруков Текст. / И. П. Дешкова М.: Дети, лит., 1989. — 54 е.: ил. ISBN 5 — 08 — 325 — 1. 100 000 экз.
  48. , И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и их родителей Текст. / И. П. Дешкова. М.: Конец века, независимое изд., 1995. — 216 с. ил. ISBN 5 -85 910−022- 1. 10 000 экз.
  49. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Зенгера Текст. / Д. Б. Эльконин и А. Л. Зенгер М.: Просвещение, 1981. — 157 с.. 20 000 экз.
  50. , В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классов на занятиях по русскому языку Текст. / В. А. Добромыслов -М.: Учпедгиз, 1956. 63 с. 6800 экз.
  51. , Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии Текст. / Б. И. Додонов 1959. — № 2. -С. 23−27. 5500 экз.
  52. , Т.К. Методические принципы развивающего обучения. Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку Текст. / Т. К. Донская Л.: ЛГПИ, 1984. — С. 20−34. 15 000 экз.
  53. , Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка Текст. / Т.К. Донская-Л.: ЛГПИ, 1981.- 112 с. 13 500 экз.
  54. , А. Д. Некоторые соображения о перспективах лингвистики после XX века. Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы Текст. / А. Д. Дулинченко М., 1995 — 1 т. — 163 с. 5000 экз.
  55. , В. Развитие способности восприятия у дошкольников Текст. / В. Езикеева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С.4. 5500 экз.
  56. , Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с. с ил.- 48 л. табл. 4100 экз.
  57. , С.Ф. О диагностических заданиях, выявляющих обучаемость школьников родному языку // Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого Текст. / С. Ф. Жуйков М., 1970.-С. 37−40.
  58. , С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах Текст. / С. Ф. Жуйков М.: Просвещение, 1964. — 300 с. 6500 экз.
  59. , JI.B. Вопросы обучения и развития учащихся: Избранные педагогические труды АПН СССР Текст. / JI. В. Занков М.:. Педагогика, 1990.-418 с. с портрет. ISBN 5 — 7155 — 0200 — 4. 30 000 экз.
  60. , A.B., Неверович, Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов // Вопросы психологии Текст. / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович 1974. — № 6. — С. 20−23. 17 490 экз.
  61. , Р. В. Слово о танце Текст. / Р. В. Захаров М.: Молодая гвардия, 1977. — 160 с. с ил. / Мастера искусств — молодежи/. 75 000 экз.
  62. , Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание: / Ст. и выступления разных лет/ Послесловие В. Викторова Текст. / Д. Б. Кабалевский М.: Знание. 1984. — 64с. /Новое в жизни, науке, технике, эстетика. Сер. Педагогика и психология/. 92 670 экз.
  63. Кабанова-Меллер Е. Н. О развитии логического мышления учащихся // Сов. педагогика Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер 1956. — № 4. — С.28 -38. 52 000 экз.
  64. , М. К., Матова, М. А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии Текст. / М. К. Кабардов, М. А. Матова 1988. -№б.-С.Ю6- 115. 18 260 экз.
  65. Калмыкова, 3. И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения // Обучение и развитие Текст. / 3. И. Калмыкова М., 1966.-С.11 — 13. 15 000 экз.
  66. Калмыкова, 3. И. Некоторые приемы диагностики умственного развития в процессе обучения // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся Текст. / 3. И. Калмыкова М., 1964. — С. 89 -91. 13 000 экз.
  67. Калмыкова, 3. И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. / 3. И. Калмыкова М.: Знание, 1979. — 48 с. /Новое в жизни, науке, технике, эстетика. Сер. Педагогика и психология/. 150 000 экз.
  68. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 2-е изд. стериот. Текст. / Ю. Н. Караулов М.: УРСС, 2002. — 264 с. ISBN 5−354−100 — 5. 20 000 экз.
  69. , Б. М. Психологический механизм научного открытия // Вопросы психологии Текст. / Б. М. Кедров 1969. — № 3. 12 600 экз.
  70. , Б. М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии Текст. / Б. М. Кедров 1965. — № 12. С. — 46−57. 26 550 экз.
  71. , Б. М. О теории научного открытия // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского Текст. / Б. М. Кедров М.: 1969. 6980 экз.
  72. Классики хореографии. Сборник Текст. / Л. — М.: Искусство, Ленинград. гос. хореогр. техникум, — 1937. — 357с. с ил. 20 000 экз.
  73. , О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программ. Учебно методическое пособие.. — 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / О. Л. Князева. — СПб: Детство — Пресс, 2000. — 304 е.: ил. ISBN 5 -89 814−013- 1.5000 экз.
  74. , В. Г. Слепой музыкант Текст. / В. Г. Короленко. А.: Ма-гарыф, 1984. — 108 с. 130 000 экз.
  75. , Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика Текст. / Короленко В. Г. 1956. — № 12. — С.60 — 74. 51 400 экз.
  76. , В. М. История русского балета: Учеб. пособие для вузов искусств и культуры Текст. / Красовская В. М. М. Л.: Искусство, Ленинград. отд. 1978. — 231 с. с ил. 25 000 экз.
  77. Краткий психологический словарь. Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского Текст. / В. В. Абраменкова, B.C. Аванесов, B.C. Агеев — М.: Изд-во полит, лит-ры. 1985. — 295 с. 500 000 экз.
  78. , В.А. К вопросу о природе способностей // Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого Текст. / В. А. Крутецкий М.: Просвещение, 1970. — С. 3−6. 220 000 экз.
  79. , Т. В. О проблемном обучении как способе умственного развития // Обучение и развитие Текст. / Т. В. Кудрявцев М., 1966. — С.54 — 60. 8500 экз.
  80. , Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты // Вопросы психологии Текст. / Ю. Н. Кулюткин. -1973.-№ 1.22 100 экз.
  81. , В. Я. Особенности художественного и научного творчества / Текст. / В. Я. Курбатов Творчество. — Пг., 1923. 2500 экз.
  82. , Л. О путях развития советского балета // сб. Музыкальный театр и современность // Вопросы развития советского балета Текст. Л. Лавровский М.: ВТО, 1962. — 116 с. 8000 экз.
  83. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 3500 экз.
  84. , А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. Текст. / А. Н. Леонтьев — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с. 35 650 экз.
  85. , И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество Текст. / И. Я. Лернер — М.: Просвещение, 1969. С. 413−418. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология). 130 000 экз.
  86. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер — М.: Знание, 1980. 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология). 132 420 экз.
  87. , И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей Текст. / И. Я. Лернер М.: Просвещение, 1982.- 191 с. 110 000 экз.
  88. Лидман-Орлова Г. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи // Развитие речи на уроках морфологии Текст. / Г. К. Лидман-Орлова М.: Просвещение, 1979. — С. 11−15. 25 000 экз.
  89. Лингвистическая миниатюра на уроках русского языка Текст. / М.: Просвещение, 1993. — 114 с. 15 000 экз.
  90. Лингвистический анализ художественного текста. Программа / Сост. Н. М. Шанский / Анализ художественного текста Текст. / Н. М. Шанский — М., 1975. — Вып. 1. 18 000 экз.
  91. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, Текст. / В. Н. Ярцев М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 131 -132, 158. с ил. ISBN 5 — 85 270 — 031 -2. 150 000экз.
  92. , М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. 2-е изд. перераб. Текст. / М. Р. Львов М.: Просвещение, 1976. 176 с. (БУ. Библиотека учителя нач. классов). 23 800 экз.
  93. , М.Р. Словарь справочник по методике русского языка / Учебное пособие для педагогических институтов Текст. / М. Р. Львов М.: Просвещение, 1988. — С. 101−102. 170 000 экз.
  94. , М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по рус. языку для обучения в начальных классах Текст. / М. Р. Львов М.: Ди-дакт, 1993.- 183 е., с ил. 45 000 экз.
  95. , С.И. Морфемика и словообразование в 5 классе: Материалы для учащихся Текст. / С. И. Львова М.: ИОШ РАО, 1993. Ч. 1. — 27 е.- 4.2.-30 с.
  96. , С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов // Русский язык в школе Текст. / С. И. Львова -1994.- № 3.-С. 23−26. 101 830 экз.
  97. , С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе Текст. / С. И. Львова -1984.-№ 2.-С. 17−24. 198 010 экз.
  98. , С. И. Язык в речевом общении: факультативный курс (8−9 кл.): Кн. для учащихся Текст. / С. И. Львова М.: Просвещение, 1992. -89 с. 150 000 экз.
  99. , Т. В. Выражение оценки в русском языке // Рус. яз. в шк. -Текст. / Т. В. Маркелова 1995. № 1. — С.76. 73 036 экз.
  100. , А. М. Уроки классического танца Текст. / А. М. Мессерер -М.: Искусство, 1967. 552 с. 10 000 экз.
  101. Музыка и хореография современного балета // сборник статей / Ред. И. В. Голубовский Выпуск 5. Текст. / В. Голубовский Л.: Музыка. Ленинград отд. 1987. — 248 с. 8675 экз.
  102. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17: Сборник статей / Сост. О. А. Апраксина Текст. / О. А. Апраксина М.: Музыка, — 1986. — 79 е., нот. 35 000 экз.
  103. , Ж. Ж. Письма о танце Текст. / Ж. Ж. Новерр M.-JL, Искусство, 1965−365 с. 10 000 экз.
  104. Обучение и развитие: эксперим. пед. исследование / Под ред. гл. АПН СССР JI.B. Занкова Текст. / Л. В. Занков — М.: Педагогика, 1975. — 440 с. 14 000 экз.
  105. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. М. Разумовской Текст. / М. М. Разумовская М.: Просвещение, 1996. — 144 с. 150 000 экз.
  106. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителя / Под ред. A.B. Текучёва, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. 2-е изд., перераб. Текст. / A.B. Текучёв, М. М. Разумовская, Т. А. Ладыженский — М.: Просвещение, 1983. — 287 с. 150 000 экз.
  107. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя Ю. Б. Алиева / Под ред. А. Н. Кушаева Текст. / Ю. Б. Алиев М.: Просвещение, — 1986. -239 с. 15 000 экз.
  108. , И.П. Полное собрание сочинений. В 6-ти т. 2-е изд. доп. Текст. / И. П. Павлов И.П. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 3. — Кн. 2.-438 с. 150 000 экз.
  109. , Г. И. Искусство музыки Текст. / Г. И. Панкевич М.: Знание, 1987. — 112 с. ил. 8000 экз.
  110. , Т. М. Уроки духовного развития // Рус. яз. в шк. Текст. / Т. М. Пахнова, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР. -1992. № 3 — 4. — С.23. 115 890 экз.
  111. , Т. М. Художественный текст на уроках русского языка // Рус. яз. в шк. Текст. / Т. М. Пахнова, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР. 1993. — № 3. — С. З 115 192 экз.
  112. , Я. А. Проблема идеального // Вопросы философии Текст. / Я. А. Пономарев 1964. — № 8. 25 120 экз.
  113. , Я. А Психика и интуиция Текст. / Я. А. Пономарев М., Политиздат, — 1967. 256 е., с ил. 100 000 экз.
  114. , Я. А. Психологическое моделирование научного творчества // Научное творчество Текст. / Я. А. Пономарев М.: Знание, — 1969. — С. 309 -340. 9500 экз.
  115. , Я. А. Психология творческого мышления Текст. / Я. А. Пономарев М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. -182 с. 10 000 экз.
  116. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев -Изд-во Ин-т психологии. М.: Наука, 1976. 303 е., с ил. 12 000 экз.
  117. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев М.: Педагогика, 1976. — 280 е., с ил. 20 000 экз.
  118. , Я. А. Психологические модели творчества // Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпозиуму Текст. / Я. А. Пономарев М., 1967.
  119. , Р.Н. Бахвалова, Т.В. Константинова, JI.A. Современный русский язык // Учебное пособие издание 2-е, испр. и допол. Текст. / Р. Н. Попов, Т. В. Бахвалова, JI. А. Константинова. Изд-во ТулГУ., Тула -2004.- 182 с. 20 000 экз.
  120. , А. А. Из записок по теории словесности Текст. / А. А. Потеб-ня Харьков, Просвещение, — 1905. 385 с. 9000 экз.
  121. , A.A. Теоретическая поэтика Текст. / А. А. Потебня М.: Высшая школа, 1990. — 344 с. 9000 экз.
  122. , А. А. Эстетика и политика Текст. / А. А. Потебня М.: Искусство, 1976. — 614 с. 20 000 экз.
  123. , Г. А. Петр Ильич Чайковский Текст. / Г. А. Прибегина -М.: Музыка, 1983. 192 с. 50 000 экз.
  124. , Н. К. Стихотворный текст на уроках русского языка // Рус. яз. в шк. Текст. / Н. К. Приставкин, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР. 1991. — № 2. — С.44. 15 000 экз.
  125. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского Текст. / М. Г. Ярошевский М.: Наука, 1971. — 334 с. 10 000 экз.
  126. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / М.: Знание, -1976.-48 с. 1500 экз.
  127. Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщен. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 г. Текст. / ВГПУ. -Волгоград: Перемена, 1993. 163 с. 500 экз.
  128. Программно методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / Сост JI. М. Рыбченкова Текст. / JI. М. Рыбченкова — Дрофа, 1998. — 192 с. ISBN 5 — 7107 — 1511 — 5. 10 000 экз.
  129. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5−9 классы Текст. / М.: Просвещение, 1998. С.3−70. 250 000 экз.
  130. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова Текст. / О. К. Тихомиров М.: Наука, 1975. — 253 с. 11 500 экз.
  131. , E.H. Методика развития языковой способности учащихся 57 классов средней школы Текст . / E.H. Пузанкова Орёл.: Орл. гос. унт., 1998.- 107 с. 500 экз.
  132. , E.H. Проблема развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку Текст. / E.H. Пузанкова М.: РАО, 1996. — 144 с. 500 экз.
  133. , E.H. Проблемы языкового развития учащихся (при обучении морфологии) / Опыт теоретического исследования Текст. / E.H. Пузанкова / Пособие к спецкурсу / E.H. Пузанкова Орел.: Орл. гос. ун-т., 1994. — 64 с. 500 экз.
  134. , E.H. Развитие языковой способности при обучении русскому языку. Дис. доктора пед. наук, 1997 Рукопись. / E.H. Пузанкова -М.: ИОСО РАО. 390 с.
  135. , E.H. Состояние развития языковой способности учащихся 5−11 классов общеобразовательной школы на материале школ г. Орла и Орловской области Текст. / E.H. Пузанкова Орел.: Орловский гос. ут-т., 1997.- 102 с. 100 экз.
  136. , Л. В. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова Текст. / Л. В. Путляева М.: 1979. 252 с. 9000 экз.
  137. , М. М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд Текст. / М. М. Разумовская М.: Просвещение, 1992. -192 с. ISBN 5−09−1 873−1. 60 000 экз.
  138. , М.М. Теоретические основы обучения орфографии в средней школе: Дис. д-ра пед. наук в форме научн. доклада Текст. / М. М. Разумовская М., 1984. — 34 с.
  139. , В. В. Русский язык: Эксперим. учебник для 5 кл.: Программа развивающего обучения. Томск. — Харьков, Текст. / В. В. Репкин -1993. — 4.1. — Введение в синтаксис. — 128 с. 150 000 экз. ISBN 5−88 630 083-Х.
  140. , В. В. Русский язык: Экспериментальная программа развивающего обучения: 6 кл. Лексика. Словообразование. Морфология (Введение. Служебные части речи) Текст. / В. В. Репкин Томск — Харьков, 1993.- 184 с. 170 000 экз.
  141. , В. В. Русский язык: Экспериментальная программа развивающего обучения: 7 кл. Самостоятельные части речи (1, 2 ч.) Текст. / В. В. Репкин Томск — Харьков, 1993. — 224 с. 175 000 экз.
  142. , Т. Опыт исследования творческого воображения Текст. / Т. Рибо СПб., 1901. — С. 103. 9800 экз.
  143. , Д.Э., Теленкова, М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. Текст. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова — М.: Просвещение, 1985. — 399 с. 180 000 экз.
  144. , А. И. Фантазия и творчество // Вопросы философии Текст. / А. И. Розов М.: Знание, -1966. — № 9. 21 350 экз.
  145. , Т. В. Анализ текста как средство развития речи учащихся Текст. / Т. В. Романова, M Рус. яз. в шк., Методический журнал Мин. просвещения РСФСР. — 1989. — № 1. — С.9. 59 688 экз.
  146. , СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. JI. Рубинштейн Изд-во АН СССР, СПб и др. Питер, 2003. — 508 с. ISBN 5 -318−720- 1173. 15 000 экз.
  147. , C.JI. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов Текст. / С. JI. Рубинштейн СПб.: Питер, 2003. — 713 е., с ил. ISBN 5−314−0016−4. 12 500 экз.
  148. , СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. Текст. / С. JI. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 е., с ил. 22 000 экз.
  149. , С. Д., Фиш, Э. М. Музыкальное движение. 2-е изд. пер и доп. Текст. / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш — С-П., Гуманитарная академия. 2000. -С. 134 — 136. 3000 экз. ISBN 5 — 93 762 — 003 — 8.
  150. Русский музыкальный эпос. Былины. / Сост. Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов Текст. / Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов М.: «Советский композитор» 1981. — 614 с. 4440 экз.
  151. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 22-е изд. Текст. / Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян — М.: Просвещение, 1996. — 319 е., ил. ISBN 5−09−7 032−6. 250 000 экз.
  152. Русский язык: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 21-е изд. Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян — М.: Просвещение, 1999. — 223 с. 5−09−8 759−8. 250 000 экз.
  153. Русский язык: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 16-е изд., испр. и доп. Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. ил. ISBN 5−09−4 351−5. 250 000 экз.
  154. Русский язык: Учебник для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова Текст. / М. В. Панова М.: Просвещение, — 1994. — 264 с. 190 000 экз.
  155. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин Текст. / Ф. П. Филин М.: Ин-т рус. яз. АН СССР. Советская энциклопедия, — 1979. — 432 с. 150 000 экз.
  156. , Ю. А Избранные произведения Текст. / Ю. А. Самарин М.: РОССПЭН, 1996. — 606 с. 14 000 экз. ISBN 5 — 86 004 — 046 — 6.
  157. Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения Текст. / Антуан де Сент Экзю-пири М.: Просвещение, -1964. -576 с. 10 500 экз.
  158. , И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов М.: Изд-во АМН СССР, 1961. — 100 с. с ил. 28 000 экз.
  159. , И. М. Элементы мысли // Избр. произв. Текст. / И. М. Сеченов СПб: Питер, 2001. — 416с. ISBN 5−318−164−5. 30 000 экз.
  160. , В.А. Формирование творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях // Русский язык в школе Текст. / В. А. Сидоренко, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР 1992. — № 2. -С. 8. 187 779экз.
  161. , П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении животных систем // Вопросы психологии Текст. / П. В. Симонов 1965. — № 4. 5690 экз.
  162. , П.В. Теория отражений и психофизиология эмоций Текст. / П. В. Симонов -М.- Наука. 1970. 144 с. с ил. 6500 экз.
  163. , Л.И. Культура речи и история языка // Рус. яз. в шк. / Текст. Л. И. Скворцов, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР -1994.-4. -С.80. 59 575 экз.
  164. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Текст. / А. П. Евгеньева- М.: Русский язык, 1981−1984. 200 000 экз.
  165. Т.1. А-Й, 1982. — 698 с. Т. 2. — К-О, 1982. — 736 с. Т.З. — П-Р, 1983. — 725 с. 1. Т.4.-С-Я, 1984.-945 с.
  166. Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич. исследований. Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Текст. / А. П. Евгеньева — М.: Русский язык, 1999. — Т. 1 — А — И. — 1999. — 782 с. 200 000 экз.
  167. , Ю. И. В честь танца Текст. / Ю. И. Слонимский М.: Искусство, — 1968. — 371 с. 25 000 экз.
  168. , Т. JI. Развитие чувства юмора на уроках русского языка // Рус. яз. в шк. Текст. / Т. Л. Служеская 1988. — № 3. — С.40. 258 337 экз.
  169. , Г. Я. От слова к тексту Текст. / Г. Я. Солганик М.: Дрофа, 1995.-190 с.
  170. , Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Советская педагогика Текст. / Сохин Ф. А. -М.: Сов. Педагогика.- 1951. № 7.-С. 42−56.31 500 экз.
  171. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой Текст. / Э. А. Голубева М.: Педагогика, 1989. — 200 с. 8900 экз.
  172. , И.И. Мысли об истории русского языка Текст. / Срезневский И. И. М.: МГУ, 1959. — 217 с. 12 560 экз.
  173. , В.А. Сердце отдаю детям: Рождение гражданина- Письма к сыну. 2-е изд. Текст. / В. А. Сухомлинский — Киев: Рад. шк., 1988. — 269 с. 400 000 экз. ISBN 5 — 33 000 247 — 8.
  174. , П. С. Звезды мировой философии / Современники вечности Текст.: в 2-х т. / П.С. Таранов- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — -(Звезды мировой философии). ISBN 5 — 17 — 8 879 — 5.
  175. Т. 1.: 476, 4. с. 1 ISBN 5 17 — 5 654 — 0 (т.1) Т. 2.: 412, [4] с. 2 ISBN 5 — 17 — 6 421 — 7 (т.2)
  176. , H. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства Текст. / Н. И. Тарасов 2-е изд., исп. и доп., — М.: Искусство, 1981. — 479 с. — 100 000 экз.
  177. , A.B. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики // Русский язык в школе Текст. / A.B. Текучев, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР 1972. -№ 2. — С. 13−21. 283 630 экз.
  178. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. Текст. / В. В. Краевский, И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1983. — 352 с. 25 000 экз.
  179. , Б.М. Психология музыкальных способностей: В 2-х т. Т. 1 Текст. / Б. М. Теплов М.: Педагогика, 1985. — 152 с. 2200 экз.
  180. , Б.М. Способности и одаренности // Учёные записки ГНИИП. -Т. 2. Текст. / Б. М. Теплов М.: Педагогика, 1985. — 283 с. 2200 экз.
  181. , Б. Н. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. Н. Теплов М.-Л., АПН, — 1947. — 163 с. 1500 экз.
  182. , O.K. Психология мышления / Учебное пособие для вузов по спец. Психология Текст. / О. К. Тихомиров М.: Изд — во МГУ, 1984. — 270 с. с ил. 40 000 экз.
  183. , О. К. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / О. К. Тихомиров- М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с. 1000 экз.
  184. , Л. Е. Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка // Рус. яз. в шк. / Текст. Л. Е. Тумина, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР. 1994. — № 4. — С.50. 59 575 экз.
  185. , Л. Е. Учимся сочинять сказки // Рус. яз. в шк. Текст. / Л. Е. Тумина, М.: Методический журнал Мин. просвещения РСФСР -1994. -№ 2. С. 51. 101 187 экз.
  186. , К.Д. Избранные педагогические сочинения / Текст. К. Д. Ушинский М.: Учпедгиз, 1945. — 565 с. 250 000 экз.
  187. , Л.П. Изучение языка и развитие мышления // Русский язык в школе Текст. / Л. П. Федоренко 1987. — № 4. — С. 37−41. 25 220 экз.
  188. , Л.П. Принципы обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко -М: Просвещение, 1973. 160 с. 100 000 экз.
  189. , А. Е. Пути научного творчества Текст. / А. Е. Ферсман Пг.: Творчество, 1923. 25 000 экз.
  190. , Л.Н. Восприятие «цветознака» части и его роль в обучении русскому языку // Проблемы языкового развития учащихся. Традиции и новаторство Текст. / Л. Н. Фомичева Орёл: ОГУ, 1995. — С. 5−9. 3000 экз.
  191. , С.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе // Избранные труды Текст. / С. Ф. Фортунатов М.: 1957. Т.2. — С.429 — 462. 25 000 экз.
  192. Фразеологический словарь русского языка. 4-е изд. стериатип. / Под ред. А. И. Молоткова Текст. / А. И. Молотков М.: Русский язык, -1986.-543 с. 1 100 000 экз.
  193. , М. X., Эителис, Л. А. 75 балетных либретто Текст. / М. Х. Франгопуло, Л. А. Энтелис Л.: Сов. композитов, — 1961. — 305 с. 16 000 экз.
  194. Французско-русский словарь // Сост. проф. В. В. Потоцкая и Н. П. Потоцкий, изд. 15, стереотип. Текст. / В. В. Потоцкая, Н. П. Потоцкий -М., Русский язык, 1974. 672 с. 100 000 экз.
  195. , С. С. Воспоминание мастеров московского балета Текст. / С. С. Холфина М.: Искусство, — 1990, — 374 с. с ил. 3000 экз.
  196. , К. И. От двух до пяти. В книге: Сочинения в 2-х т. Т. 1. Текст. / К. И. Чуковский — М.: Правда, 1990, — 453 с. с ил. 1 700 000 экз.
  197. , Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя/ под ред. С.Г. Барху-далова Текст. / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская М.: Гос. уч-е пед. изд-во.-1961 — С. 353. 42 000 экз.
  198. , Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста Текст. / Н. М. Шанский М.: Просвещение, 1975. -Вып. 1.- 137 с. 10 000 экз.
  199. , Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Рус. яз. в шк. Текст. / Н. М. Шанский М.: Просвещение, 1986. -157 с. сил. 75 000 экз.
  200. , Н. М., Зимин, В. И., Филиппов, А. В. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка. 5 11 кл. Текст. / Н. М. Шанский, В. И. Зимин, A.B. Филиппов — М.: Дрофа, 1995. — 368 с. 6300 экз. ISBN 5−7107−05−2.
  201. , Н. М., Тихонов, А. Н. Современный русский язык: в 3 -х. ч -2-е изд., исп. и доп. Учебное пособие для студ. пед. инст.Ч. 2 Текст. / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1981. — 270 с. 151 000 экз.
  202. , А.М. Проблемы психолингвистики Текст. / A.M. Шах-нарович М.: Знание, 1987.- 184 с. 10 000 экз.
  203. , А.М. Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщ. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 / ВГПУ Текст. / A.M. Шахнарович -Волгоград: Перемена, 1993. С. 3942. 500 экз.
  204. , А.М. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики Текст. / A.M. Шахнарович -М.: Просвещение, 1983. С. 181−190. 15 000 экз.
  205. , A.M., Юрьева Н. М. К проблеме понимания метафоры / Метафора в языке и тексте Текст. / A.M. Шахнарович, Н. М. Юрьев -М., Просвещение, 1988.-С. 108−118. 10 000 экз.
  206. , Д.Н. Слово и образ Текст. / Д. Н. Шмелев М.: Наука, 1964. -120 с. 25 000 экз.
  207. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / JI.B. Щерба JL: Наука, Ленинград, отд. 1974. — 428 с. 5500 экз.
  208. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) // Сост. М. В. Панов. Текст. / М. В. Панов М.: Педагогика, 1984. — 352 е., с ил. 500 000 экз.
  209. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская -М.: Педагогика, 1979. -144 с. 9000 экз.
  210. , П.М. Процесс творческой работы изобретателя Текст. / П. М. Якобсон М.-Л: 1934. 15 000 экз.
  211. , П.М. Психология чувств изд. 2-е допол. Текст. / П. М. Якобсон М.: изд. Акад. наук РСФСР, 1958. — 384 с. с ил. 120 000 экз.
  212. , П.М. Психология художественного творчества Текст. / П. М. Якобсон -М.: Знание, 1971. 48 с. 79 000 экз.
  213. , П.М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П. М. Якобсон д-р псих, наук М.: Знание, 1976. — 64 е., с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология № 10). 133 000 экз.216
Заполнить форму текущей работой