Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из основных задач в деятельности сотрудников детского дома является поиск родственников воспитанников и налаживание с ними отношений, если это не противоречит интересам ребенка. Возможно проведение детьми каникул в семьях родственников и определение на воспитание в семью. Подготовка детей-сирот к самостоятельной и семейной жизни подразумевает разработку и реализацию специальных программ… Читать ещё >

Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В социальном развитии личности большое значение имеет процесс формирования ценностных ориентации1, которые составляют внутреннюю основу отношения человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка, определяют направленность развития личности, составляют ядро ее мотивации, жизненных концепций.

Усвоение социальных норм и ценностей происходит в ходе активной деятельности и общения человека с его ближайшим окружением. В современном российском обществе наметились тенденции к разрушению эмоциональных связей ребенка с социальной средой, с миром взрослых и сверстников, что вызывает глубокие нарушения его физического, психического и социального развития. Особенно это касается детей-сирот и «социальных сирот», количество которых за последние годы значительно увеличилось по объективным причинам: растет численность внебрачных детей, усиливается социальная дезорганизация семей, увеличиваются материальные и жилищные трудности родителей, прогрессируют слабость нравственных устоев и негативные явления (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию), связанные с деградацией взрослого человека.

Чрезвычайно важным фактором формирования личности ребенка-сироты является умение самостоятельно определять жизненные цели, свое место в мире, ценностные ориентации. Этот фактор становится основополагающим при построении системы работы детского дома, которая обеспечит воспитанникам возможность самовыражения и самореализации, поможет им в выборе дальнейшего образовательного и жизненного пути.

Известно, что ребенок первые и самые устойчивые образцы поведения получает в семье. Социальные сироты с раннего детского возраста лишены возможности корректировать свои действия и поступки, ориентируясь на родителей, или (что еще хуже) в их памяти сохранились весьма неприглядные примеры поведения взрослых. Поэтому дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые обществом нормативы, которые нередко носят условный атрибутивный характер.

К сожалению, в детских домах часто культивируется низкий уровень самоуважения, воспитатели подавляют волевые проявления воспитанников, жизнь которых проходит в условиях постоянной регламентации, — это формирует конформистский психологический тип личности, не способный противостоять асоциальному воздействию, что имеет весьма печальные последствия. Например, статистически доказан факт, что неблагополучные семейно-брачные отношения и развод родителей в будущем оказывают негативное влияние на успешность брака детей: молодожены из неполных семей легче идут на разрыв супружеских отношений, дети-сироты, не помнящие отца и мать, не смогут достаточно успешно преодолевать супружеские конфликты и трудности взаимного приспособления, часто испытывают страх перед браком, долго его избегают.

Еще один аспект формирования ценностных ориентаций личности — выбор профессии и подготовленность к трудовой деятельности. Как известно, в про-цессе обучения выявляются склонности детей к отдельным предметам, формируется интерес к углубленному изучению дисциплин, которые создают базу знаний, необходимых для овладения будущей профессией. Вместе с тем замкнутость сиротских учреждений практически делает невозможным развитие предметных предпочтений воспитанников. Большинство выпускников детских домов ожидают профессионально-технические училища, и лишь немногие мечтают о высшем учебном заведении.

Значимым социальным пространством, где человек имеет возможность выразить свои личностные интересы и стремления, заняться творчеством, является сфера досуга. В идеале досуговая деятельность призвана содействовать развитию внутренней культуры, воспитанию эстетического чувства, духовности, способствовать формированию активности, избирательности, самостоятельности в принятии решений. Особенно роль досуга велика в подростковом возрасте, когда наступает пора интенсивного накопления информационного и нравственного капитала.

Сироты, использующие свободное время преимущественно на домашние дела, обедняют свою досуговую сферу, не реализуя себя в ней как самообразующиеся личности, так как в целом характер их поведения свидетельствует о приоритете пассивных форм над активными. Объективная причина такого положения заключается в излишне жесткой регламентации жизни детского дома. Поэтому после выхода из детского дома подростки, как правило, прекращают заниматься делами, которые раньше заполняли их досуг, таким образом освобождаясь от навязанной чужой воли.

Сложившаяся система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в обновлении содержания воспитания, обучения, наиболее значимых жизненных ценностей, формируемых в условиях детского дома. Поэтому нужны новые подходы к организации воспитательного процесса, которые обеспечат развитие самоуправления коллектива, саморегуляцию каждого ребенка, повышение уровня культуры педагогов и воспитателей; необходимы научные и практические исследования закономерностей становления и формирования системы жизненных ценностей детей-сирот; требуется качественный анализ и переосмысление работы детского дома по формированию ценностных ориентации.

Актуальные и перспективные направления работы — это совершенствование материально-технической базы детского дома; использование новых форм и методов в воспитании, развитии и образовании детей; информатизация образовательного и воспитательного процесса; создание для воспитанников условий жизни и быта, максимально приближенных к семейным, формирование востребованных в будущей жизни трудовых и семейных навыков; расширение досуговой сферы с использованием различных форм дополнительного образования в клубах и центрах творчества.

Можно выделить ряд аспектов, раскрывающих особенности формирования наиболее значимых ценностей у детей-сирот: социальное познание (о самом себе, о взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях); овладение навыками практической деятельности, включающей и предметный, и социальный мир; усвоение определенных норм, ценностей, установок; выработка собственной системы ценностей, в которой приоритетными станут правовые знания (формирование ценности права должно начинаться с формирования уважения к закону, терпимости к противоположным точкам зрения, уважения к национальным традициям, прошлому народа; соответственно стиль общения педагога должен измениться в сторону уважения прав детей на достоинство, собственное мнение) и здоровый образ жизни (дети должны получить необходимые знания по экологии человека, гигиене питания, физиологии, физическому совершенствованию организма, режиму дня, личной и общественной гигиене, санитарии; научно аргументированные представления о влиянии вредных факторов на организм; овладеть навыками предупреждения травм, первой помощи, самостоятельной коррекции состояния здоровья).

Важное условие формирования ценностных ориентации — обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития с целью удовлетворения возрастающего интереса детей к окружающему миру. В данном случае целесообразно использовать стратегию расширения круга интересов, развития процессов мышления, восприятия, выстраивания целостной картины мира. Для воспитанников должен быть понятным и его собственный мир, социальное и физическое в нем, так как через развитие самосознания и собственной значимости в ребенке формируются индивидуальность личности, ее своеобразие.

сирота ценностная ориентация социальный В целях индивидуализации и психологизации образовательного процесса содержание обучения должно включать виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка и способствуют позитивному развитию его личности. Приоритетными технологиями в данном случае являются те, которые предполагают использование методов активного обучения (поисковые, проблемные, исследовательские), повышают вовлеченность ребенка в учебный процесс, стимулируют его интеллектуальные умения, учат навыкам самостоятельного решения проблем, развивают творческую активность, повышают уверенность в своих силах, стимулируют познавательную активность и вызывают интерес к учению.

Планы продолжения образования являются приоритетными у большинства воспитанников детского дома. Дети — сироты, окончившие среднюю школу, выбирают в основном обучение в средних специальных заведениях, и лишь немногие рассчитывают получить высшее образование. Эта ситуация определяет необходимость создания условий, позволяющих каждому воспитаннику иметь шанс для поступления в вуз.

В детском доме необходимо создать банк данных об учебных заведениях краевого и федерального уровня, ориентирующий будущих выпускников на правильный выбор профессии. Информацию целесообразно представить в модульной форме: общее образование, дошкольное, начальное образование; основное общее образование, специальное образование, среднее специальное образование; высшее образование.

Кроме того, необходима адаптация системы обучения к возможностям воспитанников, которая предполагает определение уровня знаний и уровня их обучаемости, индивидуальные занятия (для слабых учащихся и для детей, способных углубленно изучать предметы); организацию дифференцированного обучения.

Интеллектуализация общественной жизни обусловливает потребность в раннем выявлении одаренных детей и активном развитии их способностей, что позволит лучше организовать воспитательно-образовательный процесс, сделать его более результативным. С этой целью должны быть разработаны индивидуальные программы образования, стимулирующие развитие творческой активности личности, обеспечивающие учащимся прочную базу знаний и навыков, выявление их творческих способностей, развитие мыслительных процессов.

В настоящее время в Ставропольском крае наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, нуждающихся в особой помощи, социально-педагогической заботе, подлинно гуманистическом отношений. Личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит создание единой системы социальной, медико-психолого-педагогической реабилитации, будет способствовать комфортной адаптации и интеграции таких детей в общество сверстников и взрослых.

Одной из основных задач в деятельности сотрудников детского дома является поиск родственников воспитанников и налаживание с ними отношений, если это не противоречит интересам ребенка. Возможно проведение детьми каникул в семьях родственников и определение на воспитание в семью. Подготовка детей-сирот к самостоятельной и семейной жизни подразумевает разработку и реализацию специальных программ, ориентирующих воспитанников на овладение жизненными навыками, необходимыми для успешной интеграции в общество; формирующих родственные чувства и взаимоотношения между братьями и сестрами; выстраивающих положительное индивидуальное прошлое ребенка; развивающих чувства материнства и отцовства; формирующих полоролевые представления, обеспечивающих половое и сексуальное воспитание детей-сирот.

Самоопределение в обобщенном виде может рассматриваться как способность к осуществлению ответственного выбора при осознании собственных возможностей и ограничений. Как всякий выбор, самоопределение включает в себя осознание иерархии собственных потребностей.

Выпускники детского дома к моменту выхода из стен учреждения должны уметь самостоятельно делать выбор и нести за него персональную ответственность; отказаться от пассивного пребывания и привычки полагаться на помощь окружающих; научиться обеспечивать себя своим трудом; планировать свою будущую жизнь; ориентироваться в социальной среде, действовать в рамках закрепленных в обществе способов поведения; объективно анализировать (на правовой основе) возникшие ситуации; самостоятельно мыслить, осуществлять, оценивать и контролировать свою жизнь.

Одной из основных задач детского дома является создание условий, при которых воспитанники могли бы приобрести некоторые умения и навыки, развить качества, необходимые в выбранной им профессии, осознать свои жизненные и профессиональные перспективы и планы, осуществить профессиональное самоопределение — то есть осознанный выбор профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями. Целесообразно провести диагностику актуального уровня развития способности к самоопределению, обеспечить практико-ориентированную направленность формирования у воспитанников образа будущей профессиональной деятельности; провести тестирование с целью определения интересов к тому или иному предмету, склонности к определенному виду деятельности; дать ребятам возможность приобщиться к различным видам деятельности, находиться в активной и самостоятельной позиции. Для этого целесообразно привлекать детей — подростков в качестве организаторов воспитательной работы в детском доме (они могут быть ведущими руководителями советов дел, органов самоуправления, знакомить своих сверстников с миром профессий и другое).

Основными показателями эффективности реализации концепции по формированию ценностных ориентаций у воспитанников детского дома являются: рост уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов; снижение динамики правонарушений; улучшение уровня материально-технической оснащенности детского дома; состояние уровня образования (повышение уровня успешности детей-сирот в образовательном процессе); показатели постинтернатной адаптации выпускников; состояние их здоровья; психологический комфорт (рост удовлетворенности качеством жизни в детском доме); уровень коррекционно-развивающей деятельности; прием детей на воспитание в семьи.

Детский дом — это своего рода социальный феномен по защите прав детей, в том числе их права на семью. При детском доме могут быть открыты семейные центры по поиску семей для своих воспитанников, подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, патронатные и приемные родители.

Являясь открытой социокультурной и образовательной системой в инфраструктуре Ставропольского края, детский дом способствует воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к себе, окружающим людям и природе, способствует развитию свободной и позитивно настроенной личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой