Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) и пути совершенствования их подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2,9% указали, что затруднялись в заполнении медицинской документации, выписке рецептов, в соблюдении приказов по санэпидрежиму. 90,7±2,9% организаторов здравоохранения и 90,6±2,7% главных (старших) медсестер считают уровень подготовки СМП республики удовлетворительным. 6. Результаты опроса мнений СМП об уровне проведения курсов повышения квалификации показали, что очными курсами повышения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. История развития системы подготовки средних медицинских кадров в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) (обзор литературы)
    • 1. 1. История развития системы подготовки медицинских кадров в России
    • 1. 2. История развития среднего медицинского образования в Республике Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 2. Методика и организация исследования
  • ГЛАВА 3. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 1. Основные показатели, характеризующие кадровые ресурсы системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 2. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 4. Система подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)
    • 4. 1. Подготовка средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)
    • 4. 2. Повышение квалификации, сертификация и аттестация средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)
    • 4. 3. Педагогические кадры среднего медицинского образования Республики Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 5. Пути совершенствования подготовки среднего медицинского персонала в Республике Саха (Якутия)
    • 5. 1. Государственная гарантия качества среднего специального медицинского образования
    • 5. 2. Анализ уровня подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)

Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) и пути совершенствования их подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

В сложившейся ситуации средний медицинский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.

В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежат совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.

Кардинальные изменения в обществе определили необходимость разработки новой стратегии подготовки сестринских кадров. В настоящее время сформировалась многоуровневая система высшего сестринского и среднего медицинского и фармацевтического образования, которая обеспечивает дифференцированную подготовку специалистов в зависимости от рынка услуг (Н.Н. Володин, А. В. Дружинина, 1998, 1999, 2000; И. О. Слепушенко, 2002).

В период с 1990 по 2003 гг. в России проведен ряд социально-гигиенических исследований по изучению состава, структуры, обеспеченности средними медицинскими кадрами населения ряда регионов, анализ потребностей в профессиональной подготовке (Г.М. Перфильева, 1995; O.JI. Задворная, 1995, 1999; З. А. Хисамутдинова, 1996; И. Г. Глотова, 1998; С. Х. Садреева, 1998; И. Г. Греков, 1998, И. А. Свиридова, 1999; О. Н. Григорьева, 2002; Г. М. Вялкова, 2002).

Как отмечается в материалах коллегии Минздрава РФ от 13−14 ноября 2000 г. «О мерах по совершенствованию подготовки медицинских кадров в Республике Саха (Якутия)», при наличии медицинского института и четырех образовательных учреждений для подготовки среднего медицинского персонала сохраняется диспропорция в обеспеченности кадрами города и села, а также районов Крайнего Севера. В существующих условиях (укомплектованность врачами до 40−50% вакантных мест в районах Крайнего Севера) большое значение имеет качество подготовки СМИ, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению.

Для принятия решений в аспекте кадровой политики, для совершенствования системы подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) необходимо проведение научных исследований, которых до настоящего времени в Республике не проводилось. В этой связи планируемая работа является актуальной.

Цель и задачи выполняемой работы.

Цель работы: На основании комплексной социально-гигиенической характеристики средних медицинских кадров разработать пути совершенствования системы их подготовки в Республике Саха (Якутия).

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. изучить историю развития системы подготовки средних медицинских кадров в Якутии;

2. дать социально-гигиеническую характеристику средним медицинским кадрам в республике;

3. оценить состояние системы подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия);

4. изучить уровень подготовки средних медицинских кадров;

5. разработать предложения по совершенствованию системы подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия).

Научная новизна исследования.

В проведенном исследовании впервые:

— на основании сравнительно — исторического анализа развития сестринского дела в Республике Саха (Якутия) установлены наиболее значимые тенденции и закономерности развития среднего медицинского образованиядана комплексная социально-гигиеническая характеристика среднего медицинского персонала в республикеданы предложения по совершенствованию подготовки средних медицинских кадровразработаны научно обоснованные рекомендации для формирования кадровой политики в области развития сестринского дела с учетом потребностей ЛПУ в работниках со средним медицинским образованием.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования позволяют определить состояние кадровых ресурсов здравоохранения по среднему медицинскому персоналу в Республике Саха (Якутия) в сравнении с аналогичными данными по Российской Федерации. На основании полученных данных выявлены основные тенденции дальнейшего развития кадровой политики в Республике Саха (Якутия) (PC (Я)).

Составленный социально-гигиенический портрет среднего медицинского персонала (СМП) PC (Я) позволяет судить о социальной и профессиональной характеристиках медицинских работников среднего звена и определить организационную готовность практического здравоохранения к реформам в сестринском деле. Кроме этого, эти данные могут быть использованы для планирования подготовки средних медицинских кадров (СМК) республики на повышенном, высшем уровнях и в системе последипломного образования.

Проведенный анализ состояния системы подготовки среднего медперсонала позволил выявить основные ее проблемы и разработать пути совершенствования додипломной и последипломной подготовки сестринского персонала в PC (Я).

Полученные результаты совершенствования организационнопедагогического обеспечения образовательного процесса, внедрение системы повышения квалификации и аттестации преподавателей средних специальных учреждений медицинского профиля в PC (Я), (включая аттестацию преподавателей-совместителей) могут быть использованы как инновационные технологии интенсификации профессионального образования.

Полученные данные являются основой для дальнейшей оптимизации многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела в PC (Я) и их использования в практическом здравоохранении для реализации основных направлений реформы сестринского дела.

Внедрение результатов исследования.

Результаты проведенного исследования были использованы при разработке:

— пакета предложений для обоснования кадровой политики по среднему медперсоналу Минздрава Республики Саха (Якутия) и открытия факультета ВСО в мединституте ЯГУ и повышенного уровня подготовки в ЯБМК;

— национально-регионального компонента программ базовой и повышенной подготовки по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»;

— программ последипломной подготовки специалистов сестринского дела в PC (Я);

— программ подготовки по специальности «Сестринское дело» на факультете ВСО МИ ЯГУ;

— двух методических пособий для преподавателей медицинских училищ и колледжей и студентов ВСО.

Пособие «Актуальные проблемы сестринского дела» используется в преподавании в факультетах высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, Санкт-Петербургской медицинской академии им. И. И. Мечникова и медицинском институте Якутского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ развития системы подготовки средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) позволил выявить региональные особенности, связанные с социально-экономическими, климато-географическими, национальными и культурными традициями.

2. Уровень, качество и темпы развития сестринского дела в здравоохранении Республики Саха (Якутия) в значительной степени обусловлены состоянием кадров, системой их профессионального образования, в которой важнейшее место должна занимать подготовка управленческого и педагогического сестринского персонала.

3. Анализ состояния и важнейших тенденций развития основных показателей по среднему медперсоналу позволяют выработать практические рекомендации по планированию подготовки кадров в Республике Саха (Якутия).

4. Изучение социально-гигиенических характеристик и системы подготовки средних медицинских кадров дает возможность использования полученных данных для разработки путей дальнейшего усовершенствования додипломной подготовки и повышения квалификации средних медицинских кадров Республике Саха (Якутия).

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы использовались в докладах и обсуждались:

— на II республиканской конференции средних медицинских работников, Якутск, 15 апреля 2002 г.;

— Республиканской научно-практической конференции «Реализация концепции кадровой политики сестринского дела в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия), Якутск, 24 декабря 2002 г.;

— III Республиканской конференции средних медицинских работников, Якутск, 4 апреля 2003 г.;

— Республиканской научно-практической конференции сестринского персонала «Здоровье для всех в XXI веке», Якутск, 12 марта 2004 г.;

— Республиканском совещании средних медицинских работников «Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения», Якутск, 1 -3 декабря 2004 г;

— конференции кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики медико-профилактического факультета и кафедры организации и управления сестринским делом факультета ВСО ММА им. И. М. Сеченова, 24 мая 2005 г.

ВЫВОДЫ.

1. Развитие среднего медицинского образования в Республике Саха (Якутия) зависит от социально — экономических, климатогеографических условий, культурных традиций, успехов науки и здравоохранения. Профессиональная подготовка медицинских кадров в Якутии была начата с открытия в 1906 г. Якутской мужской фельдшерской школы. В развитии среднего медицинского образования в PC (Я) можно выделить 3 основных этапа: становление медицинского образования в регионесовершенствование системы подготовки средних медицинских кадровреформирование среднего медицинского образования.

2. Анализ показателей по кадровому обеспечению в Республике Саха (Якутия) за период с 1997 по 2003 г. выявил, что обеспеченность населения средним медицинским персоналом на данной территории выше, чем в России, и имеет устойчивую тенденцию к повышению с 121,4 (1997 г.) до 127,6 (2003 г.). В то же время отмечена неравномерная обеспеченность СМП по территории республики: — от 61,1 до 151,0 (2003 г.). Укомплектованность ЛПУ средними медицинскими кадрами ниже, чем по РФ, но сохраняется тенденция к повышению. Также, как в РФ, наблюдается снижение показателей соотношения врачей и среднего медперсонала. Изменения в структуре СМК имеют такие же тенденции, как по РФ (увеличение доли медицинских сестер, тенденции к снижению доли фельдшеров и акушерок).

3. При социально-гигиеническом исследовании выявлено, что большинство СМК составляют женщины — 98±0,4%. Проживают в городе — 74±1,4%, в сельской местности — 26±2,6%. В структуре СМП больше молодых специалистов — 57,9±1,9% в возрасте до 40 лет. Средний возраст — 37,6 лет. По национальному составу: каждый второй — саха (55,5±1,9%), русских — 34,5±2,3%, малочисленных народов Севера — 3±2,9%, на долю других национальностей — 7±2,8%. Уровень состоящих в браке -58,3±1,9%. Неполные семьи имеют 28,2±2,0% СМК. 80,9±1,2% СМП имеют детей: одного — 32,4±2,4%, двоих -35,0±2,3%, троих и более детей -13,5±2,7%. Около трети (28,5±2,5%) СМП республики имеют неудовлетворительные жилищные условия. 51,3±2,0% СМК имеют личное подсобное хозяйство, личным транспортом владеют 26,6±2,5% СМК. Уровень заработной платы 62,6±1,8% СМК оценивают как низкий. При вышеуказанной социальной характеристике СМК PC (Я) имеют позитивные профессиональные характеристики, основанные на выборе профессии по призванию, любви и интересу к своей профессии и желании повысить свой образовательный уровень, что является условием для реформирования сестринского дела в регионе.

4. Подготовка средних медицинских кадров в PC (Я) проводится в трех средних специальных образовательных учреждениях. Прием и выпуск специалистов сестринского дела проводится по заявкам Минздрава PC (Я). Проведенный анализ преподавательского состава ССУЗ медицинского профиля PC (Я) выявил, что обеспеченность штатными преподавателями в регионе выше, чем по РФ, прослеживается высокий образовательный уровень (91% с высшим медицинским и педагогическим образованием) и процент аттестованности (от 75 до 82%). Как и по всей РФ для республики характерным является низкий процент «остепененности» преподавателей медицинских училищ и колледжей, что свидетельствует о недостаточном кадровом и научном потенциале учебных заведений.

5. Уровень подготовки среднего медицинского персонала в Республике Саха (Якутия) является удовлетворительным, о чем свидетельствует анализ ИГА за исследуемый период (100% успеваемость при качестве 75,0- 86,6%), результаты анкетирования СМП, организаторов здравоохранения и главных (старших сестер. По мнению СМП после окончания медицинских училищ и колледжа подготовленными к практической работе считают себя 90,9±0,8% специалистов- 30±2,4% выпускников испытывали трудности с отработкой практических навыков,.

5±2,9% указали, что затруднялись в заполнении медицинской документации, выписке рецептов, в соблюдении приказов по санэпидрежиму. 90,7±2,9% организаторов здравоохранения и 90,6±2,7% главных (старших) медсестер считают уровень подготовки СМП республики удовлетворительным. 6. Результаты опроса мнений СМП об уровне проведения курсов повышения квалификации показали, что очными курсами повышения квалификации полностью удовлетворены 62±2,9% слушателей, частично — 34±4,0%, не удовлетворены — 4±4,7%. Среди причин неудовлетворенности отметили недостаток практических занятий, новой информации, повторение программ, отсутствие дифференциации обучения по категориям. Выездными курсами повышения квалификации удовлетворены 63±4,2%, частично удовлетворены -36,5±5,5%, не удовлетворены — 0,5% слушателей. При анализе выявлено, что недостаток выездных курсов чаще всего сводится к организационным вопросам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Совету по сестринскому делу МЗ PC (Я) необходимо разработать региональную программу развития сестринского дела в PC (Я), направленную на разработку стратегии внедрения основных положений реформы сестринского дела.

2. Внедрить целевую подготовку главных и старших медсестер (и их резерв) ЛПУ республики на повышенном уровне в ЯБМК и на факультете ВСО МИ ЯГУ с целью 100% обеспечения ЛПУ управленческими сестринскими кадрами.

3. Полученные данные по анализу уровня додипломной подготовки средних медицинских кадров учитывать при подготовке специалистов сестринского дела в средних медицинских учебных заведениях республики.

4. Учитывая характерные особенности региона: протяженность территории, малую плотность населения целесообразно применять шире выездную форму и дистанционное обучение по последипломной подготовке специалистов сестринского дела.

5. Учитывая недостаточную укомплектованность первичного звена врачебными кадрами и учреждений медицинской профилактики медперсоналом одним из приоритетных направлений кадровой политики в регионе нужно считать подготовку семейных сестер и семейных фельдшеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М., Греков И. Г., Глотова И. Г., Селиванов Н. С., Чухраев A.M. Деятельность средних медицинских работников в многопрофильной больнице и актуальные вопросы их профессиональной подготовки. — Белгород.: ЧП Важинский, 1999. -147 с.
  2. Т.П. Обеспечение здравоохранения кадрами средних медицинских работников // Главная медицинская сестра. 1999. — №. -С.103- 107.
  3. В.М., Мухина З. В. Маркетинг услуг среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. 2000. -№ 5. — С.35−42.
  4. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. -256 с.
  5. П.Ф. с соавт. Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных документов. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2004.-450 с.
  6. К.А. Влияние важнейших медико-социальных проблем в Казахстане на развитие сестринского дела // Медицинская помощь. -2002.-№ 3.-С.40−41.
  7. С.С., Дыдыкин В. А. Социологическое исследование профессии медсестры // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 17−20.
  8. В.М., Проппер Н. И. Среднее медицинское образование. История и современное состояние.- М. МОНО-1928.-294с.
  9. И.С., Бойко А. Т., Овсянников Э. М., Саркисова В. А. Сестринское дело. Менеджмент и лидерство. СПб.: ИПК «Синтез -Полиграф», 2003. 216 с.
  10. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.-М., Высшая школа.-1989.-143с.
  11. М.М. Подготовка, расстановка, усовершенствование среднего медицинского персонала в крупных городах: Автореф.дис. .канд.мед. наук. JI., 1975. — 15с.
  12. Е.Е., Тихонов Д. Г. О реформировании системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия) // Здравоохранение Российской Федерации. -2001. № 3.-С.29−31.
  13. А.Ю., Камынина Н. Н. Управление качеством подготовки специалистов на факультете высего сестринского образования ММА им. И. М. Сеченова: Проблемы и перспективы //
  14. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: Материалы II Всероссийского съезда средних медицинских работников. 20−22 октября 2004 г. М, 2004. — С. 364 -368.
  15. И.В., Гапонова З. В. Подготовка медицинских сестер повышенного уровня среднего профессионального образования по специальности «Организатор и преподаватель сестринского дела» // Главная медицинская сестра. 200 № 3.- С.-2−66.
  16. C.JI. Управление качеством лечебно-диагностических процедур в многопрофильном стационаре.-Ставрополь: 2000. 150с
  17. И.С., Глебов Ю. А. Некоторые факторы совершенствования подготовки медицинских сестер // Советское здравоохранение. 1985. — № 11. — С. 51 — 56.
  18. Н.И., Дедков Е. Д., Федорова Н. М. Результаты анкетирования студентов медицинского вуза по вопросам последипломного образования и последующего трудоустройства // Здравоохранение РФ. 2003. — № - С. 36 -38.
  19. П.В. К истории младшего медицинского образования в России // Медицинская сестра. 1987. — № 8. — С. 51 — 56.
  20. В.А. Некоторые вопросы непрерывной подготовки персонала здравоохранения в РСФСР с учетом зарубежного опыта.// Здравоохранение Российской Федерации.- 1992.- № 1. С. 3−9.
  21. Н., Дружинина А. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации // Сестринское дело.- 1998. № 4. — С.4−5.
  22. Н.Н., Дружинина А. В. Подготовка специалиста сестринского дела в России // Медицинская сестра. 1999. — № 1.-С.38−39.
  23. Н.Н., Дружинина А. В. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело. 2000. -№ 1.-С.8−9.
  24. Г. М. Социально гигиеническое исследование заболеваемости медицинских работников и потребность в оздоровительном лечении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 2002.-20 с.
  25. А.И. Характеристика условий труда и быта средних медицинских кадров в Дагестанской АССР и пути улучшения их использования: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Махачкала., 1980- 19 с.
  26. И.Г. Инновационные подходы к обучению в системе последипломного сестринского образования // Медицинская сестра.- 1999. -№>4.-C.33−34.
  27. И.Г. Какие знания нужны медсестре // Сестринское дело. -2000.-№ 1.-С.9−12.
  28. И.Г. Проблемы управления сестринской службой и последипломное образование персонала // Медицинская сестра. — 2000.-№ 6.-С.14−15.
  29. И.Г. О здоровье среднего медперсонала // Медицинская сестра. 1999. — № 1. — С.35−37.
  30. И.Г. Профессиональное поведение медицинской сестры.-Белгород: Кооперативное образование, 2000 156 с.
  31. И.Г. Социально гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Дис.. канд. мед. наук. — М., 1998.- 198 с.
  32. И.Г. Социально гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела иобразования в Белгородской области: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998.-25 с.
  33. И .Г. Социологический портрет среднего медицинского персонала в условиях реформы сестринского дела // Медицинская сестра. 1999. — № 2. — С.26−27.
  34. И.Г., Стрельникова А. Н. Какие знания нужны практической медсестре // Сестринское дело. 1999. — № 5. — С.9−12.
  35. А.А., Евсеева Т. В., Левахин Б. В., Медянская А. В. Реформа сестринского дела в лечебно-профилактическом учреждении Омской области: проблемы и пути их решения // Медицинская помощь. -2001. № 1. — С.33−35.
  36. И .Г. Исследование мнения пациентов о профессиональной деятельности медсестры // Медицинская помощь. 1999. — № 6. — С.31−32.
  37. И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 40−42.
  38. И.Г. Сестринские манипуляции в многопрофильном стационаре: трудоемкость, затраты времени // Медицинская сестра. — 2000.-№-С.12−14.
  39. О.Н. Научное обоснование региональной кадровой политики в области развития сестринского дела (на модели агропромышленного региона): Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Рязань., 2002. 22 с.
  40. С.И. Состояние сестринского дела и характеристика сестринских кадров в Приволжском федеральном округе // Главная медицинская сестра. 2004. — № 6. — С 55 — 60.
  41. С.И. Управление качеством медицинской помощи. Качество сестринской помощи // Сестринское дело. 2004. — № 3. — С. 11−13.
  42. А.Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медицинских работников и членов их семей: Дис.. канд. мед. наук. — С-П., 1997.
  43. И.Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 2. -С.30−33.
  44. И.Н. Становление семейной медицины в Российской Федерации // Медицинская сестра. 2000. — № 5. — С. 2−4.
  45. Т.С. Научное обоснование совершенствования организационных форм непрерывного последипломного образования медицинских сестер: Автореф.. дис. канд. мед. наук. С-П., 2002. -18 с.
  46. К.Г., Глотова И. Г., Шляфер С. И. Пути реформирования сестринского образования // Сестринское дело. -2002. № 1.- С13.
  47. Е.В. Качество сестринской помощи (методика, подходы к анализу, оценке и контролю): Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2001.- 26 с.
  48. А.В. Государственный образовательный стандарт // Сестринское дело. 1997. — № 3. — С.4−5.
  49. П.А., Бражников АЛО., Камынина Н. Н. Подготовка специалистов в области сестринского дела // Медицинская сестра.2005. № 2.-С.-38−42.
  50. Л.Д. Основные направления развития системы среднего медицинского образования в Российской Федерации // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 3.-С.41−42.
  51. Доклад комитета экспертов ВОЗ. Управление людскими ресурсами // Серия технических докладов. 1991. — 66 с.
  52. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации // Сестринское дело. 2000. №
  53. И.А., Камаев И. А., Поздеева Т. В., Позднякова М. А., Большакова О. М. Актуальные вопросы кадрового обеспечения здравоохранения // Здравоохранение РФ. 2002. — № 4 — С.41−42
  54. В.А. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров и потребность здравоохранения в последипломном обучении: Дис.. докт. мед. наук.- М., 1984.
  55. О.Л. Непрерывное последипломное образование медицинских сестер: (Состояние и перспективы): Дис.. канд. мед. наук. М., 1995.
  56. О.Л. Опыт РМАПО в дополнительном профессиональном образовании сестринских кадров // Медицинская помощь. 1999. — № 2. — С.32−34.
  57. О.Л. Научное обоснование путей совершенствования управления кадровым потенциалом среднего звена в лечебно-профилактическом учреждении (комплексное социально-гигиеническое исследование): Автореферат дисс.. доктора мед. наук. -М., 1999.-39 с.
  58. С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России // Медицинская помощь. 1998. — № 2. — С. 4−5.
  59. А.А., Глотова И. Г., Шляфер С. И., Эйгин JI.E. Заболеваемость среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. -2001. № 2. — С.61−64.
  60. П.Д., Рамонова Л. П., Шадрин С. А., Борисов Ю. Ю., Крылов В. П., Журавлева Е. А., Мороховец И. И. Проблемы непрерывного многоуровневого профессионального образования в здравоохранении // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. — № 3. — С.39−42.
  61. Т.В. Медицинский колледж в системе непрерывного сестринского образования // Медицинская сестра. 1999. — № 3.-С.38−39.
  62. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Медицинская помощь. 1998. — № 2. — С.6−11.
  63. В.З., Боярский С. Г. Об управлении качеством медицинской помощи // Проблемы оценки качества медицинской помощи: Сборник научных трудов под ред. И. П. Павлова. С-П, 1996.-С. 11- 13.
  64. Т.Н. Из опыта регионализации образования в ЯБМК // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.8−9.
  65. Т.Н., Николаева С. М., Семенова А. А., Тимофеева И. И. Якутский базовый медицинский колледж. К 90-летию со дня основания: Материалы к истории.-Якутск:Полиграфист, 1996. 78 с.
  66. Т.Н. Совершенствование управленческой деятельности в Якутском базовом медицинском колледже // .: Тез. докл. респ. сем. 2000 г. Нерюнгри, 2000. — С. 8−9.
  67. Т.Н. Социально педагогические условия модернизации типа среднего медицинского учебного заведения и его деятельности: Автореф. дис.. канд.пед.наук: — Якутск., 2000. — 26 с.
  68. А.Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Некоторые теоретические аспекты оценки качества медицинской помощи // Проблемы оценки качества медицинской помощи: Сборник научных трудов под ред. И. П. Павлова. С-П, 1996. — С. 13 — 17.
  69. А.Л. Актуальные проблемы совершенствования здравоохранения в субъектах Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. -№ 4. — С. 23 -26.
  70. Ю.П. Концепция охраны здоровья // Врач. 1994. — № 5. -С 2−4.
  71. Ю.П. Основной вопрос развития медицины (Образ жизни. Общественное здоровье. Санология): Актовая речь. — М.: Минздрав РСФСР, «-ой МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. 1987. — 28 с.
  72. Н.С. Единое образовательное пространство // Сестринское дело. 2000. — № 4. — С. 8−9.
  73. А.П. Средние медицинские кадры сельской местности УССР-Киев.: 1965.
  74. Ю.Н. Научные исследования в сестринском деле // Медицинская сестра. -1999. № 5. — С.38−39.
  75. A.M., Поляков J1.E. Санитарная статистика. Л.: Медицина, 1974. — 384с.
  76. Л.А. Ресурсы здравоохранения и отдельные показатели деятельности учреждений здравоохранения Российской Федерации в 2000 г.// Главная медицинская сестра. -2001. № 8. — С. 43−45.
  77. Л.А. Ресурсы здравоохранения и отдельные показатели деятельности учреждений здравоохранения Российской Федерации в 2002 году// Главная медицинская сестра. 2003. — № 10. — С.31−33.
  78. С.А., Скурлягина Е. А., Хейфец А. С. Десятилетний опыт обучения медсестер организаторов и преподавателей сестринского дела в Московском медицинском колледже № 1 // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 7. — С. 18−26.
  79. И.В. Сестринское дело: эволюция статуса // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 15−17.
  80. Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации // Главная медицинская сестра. 2001. — № 3. — С. 12−30.
  81. Т.Н. Организационно методические аспекты подготовки преподавателей в системе сестринского образования // Медицинская сестра — 2000. — № 1. — С. 15−16.
  82. Т.Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров // Медицинская помощь. 2005. -№ 1.- С 46−48.
  83. Т.Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. М: Медицина 2003. — 192 с.
  84. Т.Н., Алешин И. А. К проблеме подготовки преподавателей сестринского дела // Медицинская помощь. 1998. -№ 5. — С.19−20.
  85. Г. М. Вторая Европейская конференция ВОЗ по сестринскому делу и акушерству // Медицинская сестра. 2000.-№ 4.-С.2−3.
  86. Г. М. Деловое общение в работе медицинских сестер -руководителей // Медицинская помощь. 1998. — № 6.- С.23−26.
  87. Г. М. Нужны ли медсестры с высшим образованием практическому здравоохранению? // Сестринское дело. 1998. — № 2.- С.8−9.
  88. Г. М. Сестринское дело в России: (Социально -гигиенический анализ и прогноз): Дис.. д-ра мед. наук. -М., 1995.
  89. Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и его последствия // Медицинская помощь. — 1996.- № 2. С.3−5.
  90. Г. М. Проект государственной программы // Сестринское дело. 1998. — № 4. — С. 16−17.
  91. Г. М. Роль сестринского дела в реформе здравоохранения в России // Медицинская помощь. — 1996. № 4.-С.4−7.
  92. Г. М. Высшее сестринское образование в России // Медицинская сестра. 2003. — № 1. — С.2−5.
  93. П.А., Ягъя Н. С. Здравоохранение Якутии: Якутск.: 1972. -120с.
  94. Петрусевич JL, Шабарова М. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Специалист.- 2000. № 8. С. 19−21.
  95. И.В., Зеленская Т. М., Паскаль А. В., Водяненко И. М. Социологический опрос врачей и медицинских сестер как инструмент для повышения функционального статуса сестринского персонала // Главная медицинская сестра. 2002. — № 7. — С.38−44.
  96. И.В., Зеленская Т.М, Проблемы семейной (общеврачебной) практики // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. — № 1. — С.24−26.
  97. Г. А. О методике определения потребности в средних медицинских кадрах и перспективе их подготовки // Советское здравоохранение. 1961. — № 6. — С 58 — 66.
  98. B.C., Зарубина А. В. Основные тенденции кадрового обеспечения в системе регионального здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 2. — С. 30−32.
  99. Т. Сестринское образование в США // Сестринское дело. -2004.-№ 5.-С.36−37.
  100. Развитие сестринского дела // Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, № 48.
  101. В.Е., Тявкина К. Н. Актуальные проблемы последипломной подготовки медицинских работников среднего звена // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С.34−35.
  102. С.Х. Управление развитием сестринского дела в общей врачебной практике // Главная медицинская сестра. 2001. — № 4. -С. 19−30.
  103. С.Х. Пути совершенствования организации работы медсестер приемных отделений хирургических стационаров: Дис. канд.мед.наук, 1998, Самара, 247с.
  104. В.А. Итоги реализации Российско-шведского проекта по организации и развитию Российской ассоциации медицинских сестер // Медицинская сестра. 2004. — № 4. — С. 2−5.
  105. И.А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалистов сестринского дела в учреждениях первичной медико санитарной помощи: Автореф.дис.. канд.мед.наук. — Кемерово., 1999.
  106. Н.С., Сухоретин В. Г., Гончарова В. П. Реформирование среднего профессионального образования как основа улучшения подготовки специалиста // Медицинская помощь. 1998. — № 6. -С.38−39.
  107. Н.Н. Этапы развития сестринского образования // Советское здравоохранение.-1983 № 7. -С. 51−55.
  108. Н.Н. Пути совершенствования подготовки медицинских сестер // Советское здравоохранение. 1985. — № 2. — С. 41−44
  109. Н.Н. Пути совершенствования практической подготовки медицинских сестер в училищах: Автореф. дис.. канд.мед.наук.-М., — 1985, 17с.
  110. Н.Н. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов сестринского дела.: Дисс. докт. мед. наук в форме научн. доклада. М., 1995. -48с.
  111. Н.А. К вопросу о подготовке средних медицинских кадров // Медицинская помощь. 1999. — № 1. — С.35−36.
  112. И.О. О реформировании сестринского дела в России // Главная медицинская сестра. — 2002. № 8. — С.11−20.
  113. З.Е. О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Задачи и пути их решения // Медицинская сестра. 2000. — № 1. — С.34−35.
  114. Т.С. История медицины: Краткий курс лекций, 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство Университета дружбы народов, 1988. — 69с.
  115. В.И. О состоянии и мерах по развитию сестринского дела// 1999. — № 1. — С.5−7.
  116. А.И. Зачем медсестре самооценка // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 42−43.
  117. Е.А. Концепция развития сестринского дела в Самарской области // Главная медицинская сестра. 2001 — №.2, С.11−17.
  118. И.И. Стандартизация сестринской практики как элемент обеспечения качества при профилактике внутрибольничных инфекций: Автореф.. дисс. канд. мед. наук.- М., 2002. -24 с.
  119. В.А., Афанаскина М. С. Повышенный уровень образования медицинских сестер потребность сегодняшнего дня // Главная медицинская сестра. — 2004. — № 8. — С.67−69.
  120. Е.А., Щепин В. О., Дружинин Н. П. Здоровье населения ряда северных регионов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 3. -С. 3−8.
  121. Е.А., Щепин В. О., Дружинин Н. П. Уровень и динамика заболеваемости населения ряда северных регионов Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 4. — С. 3−8.
  122. Е.А. Миграция и формирование медико-демографических процессов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 4. — С 6−11.
  123. Е.А., Щепин В. О. Современные проблемы качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 3. — С13−19.
  124. М.А. Развитие здравоохранения медицинской науки и образования // Организация здравоохранения Якутии. Якутск, 1995. -С. 310−326.
  125. Н.П., Мендрина Г. И. Очерки по истории медицины и здравоохранения Сибири: Томск., 1975.
  126. JI.A., Злобина Г. М. К проблеме профессиональной подготовки средних медицинских работников в ЛПУ. // Главная медицинская сестра 2004. — № 7. — С.99−100,
  127. И.В. О готовности старших и главных медицинских сестер к работе в условиях реформирования здравоохранения // Медицинская помощь. 1996. — № 1. — С.25−26.
  128. З.А. Социально демографическая характеристика средних медицинских кадров республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании: Дис. .канд.мед.наук., 1996.
  129. В.М., Филютин С. В. О подготовке и использовании медицинских кадров в РСФСР // Медицинская сестра. 1991. — № 2. — С.3−5.
  130. Центральный Государственный архив ЯАССР, Ф. 58 опись 2, № 36- 548.
  131. Центральный Государственный архив ЯАССР, Ф.58, опись 41 № 162.
  132. Центральный Государственный архив ЯАССР, Ф. 297-и, № 22- 27.
  133. С.Я., Чекнев Б. М. Охрана здоровья народов Севера: М.: Медицина. 1974.-232 с.
  134. С.Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР.- М., 1980.-270 с.
  135. Ф.Е., Семенов П. А., Кузьмина Е. С. Организаторы здравоохранения Якутии: Якутск, 1995.
  136. Г. А. Социально гигиеническое обоснование охраны здоровья и труда средних медицинских работников лечебно -профилактических учреждений: Дис.канд.мед.наук. — М., — 1997.
  137. Н.С., Петров П. А., Ягъя B.C. Человек и охрана его здоровья на Севере: Ленинград.: Медицина. 1984.-216 с.
  138. Anderson Е.А., Zwelling L.A. Strategic service guality management for health care // Am. J. Med.Qual.- 1996. Vol.11. P.3−10.
  139. Askerman P.L. Research in school nursing practice: basic steps in nursing research 11 J.Sch.Nurs.- 1997. Oct. Vol. 13 № 4.-11−7. — guiz 18.
  140. Berwick D. M. Continuous Improvement As Ideal in Health Care // N. Engl. J. Med.- 1989. -Vol. 320. P.53−56.
  141. Blank A.E. Nursing Care Management. St. Louis: Mosby. — 1997.-343 P
  142. Callery P. Training and education: an analisis of quality assurance in teaching and nursing education // Nurse Educ. Today.- 2000. № 20. -p.373−380.
  143. Clifford C. Nerse Teachers and research // Nerse. Educ.Today.- 1997. Apr. Vol.7,. № 2. -p.l 15−120.
  144. Cohen E.L., Cesta T.G. Nursing Care Management.-N-Y.: Mosby, 1997.-124p.
  145. Cohen E.L. Nurse case management in the 21 st. sentury.-S.Louis: Mosby.-1996. -86p.
  146. Collard A.F., Bergman A., Henderson M. Two approaches to measuring quality in mtdical case management programs // Quality Review Bulletin. -1990. -Vol. 16(1). P.3−8.
  147. Curriculum development for the «generalist nurs». Report on a WHO Consultation Copenhagen, WHO Regional Office for Europ, 1990 (document EUR/ICP/ HSR340).
  148. Development of standards for nursing education and practis: quidelines for national nurses associations. Geneva, International Coincil of Nurses, 1989.
  149. Donabedian A. The Methods and Finding of quality Assessment and Monitoring: a Illustrated Analisis. Ann. Arbor: Health Administration Press.-1985.
  150. Education and training of nurse teachers and mangers with special regard to primary health care. Report of WHO Expert Committee // Technical Report Series 708.-WHO, Geneva, 1984−56p.
  151. Fundamental of Nursing: Concepts and procedures. Third ed. Ed. By B. Kozier, G. Erb. California, 1987, Addisonwesley Publishing Compani, — 1959 p.
  152. Grippando G.M. Nursing Perspectives and Issues. Third edition.-New York, 1986, Delmar Pablishers inc.-422p.
  153. Henderson V. Basic Principles of Nursing Care Geneva, 1960.
  154. Henderson V. The Nature of Nursing. N-Y.: MacMillan, — 1966.-228p.
  155. Henderson V., Nite G. Principles and Practice of Nursing.// N-Y-1987.- 6-th Ed.
  156. Johnson J.L. Nursing science basic, applied, or practical? Implication for the art of nursing // ANS. Adv. Nurs. Sci. 1991, Sep.-Vol. 14, № 1. p. 7−16.
  157. Lanara V. Nursing education in the 21 st. century. Proseeding of a symposium. Brussel, Commission of the European communities, 1989 (EUR 12 040).
  158. Lanara -VA. Reseach and the discipline of nursing: a European perspective// Intensive. Crit.Care. Nurs.- 1996, Apr.-Vol.12, № 2. -P.90−96.
  159. Lanar VII Nursing Education in 21 st century Proceedings of a Symposium-Brussels, 1989 (EUR 12 040).
  160. Long K.A. Masters degree nursing education and health care reform: preparing for the future//J. Prof. Nurs. 1994. Mar-Apr. -Vol.10, 2.- P.71−76.
  161. C.E., Cumming S.H., О Malley J. Developing case management in primary nursing system // J. of Nursing Administration.-1988.-Vol. 18(10).-P.36−39.
  162. Marguis B.L., Huston C.J. Leadership Roles and Management Functions in Nursing.- Philadelphia: Lippincott. -1996. 262 p.
  163. Meleis A.I. Directions for nursing theory development in the 21 st. sentury //Nurs.Sci.Q. 1992, Fall.- Vol.5, № 3.-P. 112−117.
  164. Potdar N.S. Research in nursing education // Nurs.J.India 1994, Nov.- Vol.85, № 11.- P.256−257.
  165. Potter P.A., Perry A.G. Fundamental of Nursing.- St. Louis: Mosby.-1996.-1540p.
  166. Salvage J. The Politics of nursing. Oxford, 1990, Butterworth -Heinemann Ltd. -187 p.
  167. Sherwen L.N., Bevil C.A., Adler D., Watson P.G. Educating for the future: a national survey of nursing deans about need and demand fornurse researchers // J. Prof. Nurs. 1993. Jul-Aug. — Vol.9, № 4. P. 195 203.
  168. Spradley B.W. Community health nursing. Concept and practice. Illinois: Scott, Foresman/ Little, Brown Higher Education, 1990.
  169. St. John W., Rolls C. Teaching family nursing: strategies and experiences //J. Adv. Nurs.- 1996, Jan.- Vol.23, № 1. P. 91−96.
  170. Taylor K.L., Care W.D. Nursing Education as Cognitive Apprenticeship. A Framework for Clinical Education // Nurse Tduc. -1999, Jul-Aug.- Vol.24, № 4-P.31−35.
  171. Wardle M.G., Boutin C. Researching nurses as educators // Nursing Connections.- 1997, Summer.-Vol. 10, № 2. P. 47−52.
Заполнить форму текущей работой