Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия истории Г. П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Баткин Л. И. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990; Григорьян Б. Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С.23−85- Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991; Лооне Э. Н. Современная философия истории. Таллинн, 1980; Межуев В. М. Философия истории и историческая наука// Вопросы философии. 1994… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методология смысловой ориентации истории Г. П.Федотова
    • 1. Культурно-исторический подход и метод индивидуализации в интерпретации исторического развития
    • 2. Христианско-социалистическая перспектива исторического процесса
  • Глава II. Факторы и формы исторической динамики в философских идеях
  • Г. П.Федотова
    • 1. Факторы исторического движения: антропно-духовные основания
    • 2. Революционная и эволюционная формы исторической динамики: приоритетность социокультурной эволюции

Философия истории Г. П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. «Серебряный век» и следующий за нимпериод в развитии культуры России относятся к таким историческим феноменам, изучение которых вряд ли будет признано когда-либо I завершённым. Теоретическое наследие этой яркой эпохи наиболее ёмко представлено в русской религиозной философии истории конца XIX — первой трети XX вв. Можно сказать, что русская общественная мысль «сплошь историософична», она постояннообращена к таким вопросам, как смысл и содержание истории, конец истории и т. п.1 Для обстоятельной теоретической рецепции названного выше феномена* необходимообращение и к наследию Г. П. Федотова, одного из известных мыслителей, чьё творчество представляет собой глубокий и оригинальный опыт построения философии-истории:

Думается, своевременность* изучения егоидей объясняется, прежде всего, тем, что в условиях современного реформирования российского общества несомненную актуальность приобретают идеи тех русских мыслителей, которые стремились наметить перспективные пути развития России. Сегодняшнее стремление российского общества к модернизации всех сторон жизни социума неизбежно требует изучения идей относительно подобных процессов. Среди них особый интерес представляют изыскания в этом направлении^ Г. П. Федотова, в творчестве которого существенное место занимает научно-просветительская деятельность в городе Саратове. Отсюда возникает и региональный аспект изучения федотовского теоретического наследия.

Как представляется, актуальность темы обосновывается и общей концептуальной не разработанностью философии истории Г. П. Федотова.

1 См.: Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 1.4.1. Л., 1991. С. 16.

Имеющиеся исследования в большинстве своём посвящены анализу отдельных проблем его творчества.

Эти причины в совокупности и обусловливают актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы диссертации. В российской и западной литературе жизненному пути и творчеству Г. П. Федотова посвящено довольно большое количество материалов.

Прежде всего, это работы биографического характера (Е.Н.Федотова), 1 Д. Бон, З. Е. Гусакова, Г. В. Михеева, которые в своих публикациях уточняют биографические подробности жизни и деятельности мыслителя, соответственно в Саратовский, Петербургско-петроградский и Парижский периоды.2.

Следующая группа сочинений — работы, посвященные федотовской публицистике: рецензии, отклики, выступления, практически все относящиеся к наследию русской эмиграции. Огромное количество статей мыслителя, появлявшихся в эмигрантской прессе, вызывали оживлённую полемику среди бывших соотечественников. Оценки иногда были прямо противоположными: от восхищения до полного неприятия. Безусловное внимание привлекают отзывы на творчество Федотова таких известных русских философов и мыслителей как Н. А. Бердяев, П. М. Бицилли, С. Н. Булгаков, И.И.Бунаков-Фондаминский, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, и др. Их внимание обращено на.

1 См.: Федотова Е. Н. Георгий Петрович Федотов // Г. Федотов. Лицо России: Поли. собр. статей: В бт. Т.1. Париж. 1988. С.1−34.

2 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1. С.82−85- К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г. П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже //Звезда. 1996. № 10- Гусакова 3.E. Из биографии философа, историка и публициста Г. П. Федотова // Советские архивы. 1991. № 6- Михеева Г. В. К биографии русского философа Г. П.Федотова// Отечественные архивы. 1994. № 2. С. 100−102.

3 См.: Бердяев Н. А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. 1939. № 59. С.40−55- Письма Г. П. Федотову // Вестник РСХД. 1978. № 124. С. 102—121- О социальном персонализме (к критике «Нового Града») // Новый Град. 1933. № 7. С.40−50- Бицилли П. М. Рец. на кн.: Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский // Современные записки. 1928. № 36. С.539−542- Рец. на кн.: Федотов Г. П. Святые древней Руси // Современные записки. 1939. № 68. С.492−493- Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество //Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1909. С.23−69- Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1903; Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Т.1. 4.1. Л., 1991; На темы историософии // Современные записки. 1939. № 69. С.280−293- Русские мыслители и Европа. М., 1997; Лосский И. О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. № 11. С.116−191- № 12. С.92−153- Степун Ф. А. Г. П. Федотов // Степун Ф. А. Портреты. Спб., 1999. С. 289 -319- О свободе. Демократия, диктатура и «Новый Град» П Степун Ф. А. Чаемая Россия. Спб., 1999. С. 248 -275 федотовские размышления о социальном христианстве, вопросы свободы личности и творчества, экуменическую тему, которая широко представлена в статьях мыслителя.

В научной литературе советского периода творчество Г. П. Федотова практически не изучалось, сведения о нём носили справочный характер.1.

В постсоветский период происходит возвращение русской философии, с этим процессом связано появление множества публикаций, посвященных Г. П. Федотову. В исследованиях В. Ф. Бойкова, М. Г. Галахтина, Ф. И. Гиренка, Н. В. Зайцевой предпринята попытка дать общую характеристику религиозно-философских взглядов мыслителя. В них выявляются его философские, исторические, социально-политические идеи. Общим для этих исследований является* подход, утверждающий безусловную ценность федотовских религиозно-философских позиций, их актуальность для современности.2.

Ещё одна группа работ современных российских исследователей посвящена отдельным проблемам, получившим отражение в, творчестве Федотова. В данном контексте можно назвать следующие имена: Д. Бон, Е. А. Волкова, М. Вольфкович, В. В. Горбунов, Б. Л. Губман, А. А. Ермичев, А. Ф. Замалеев, Н. В. Зайцева, Г. В. Золотая, С. С. Иванов, К. Г. Исупов, В. К. Кантор, А.А.Кара-Мурза, А. Ф. Киселёв, А. Куклин, Р. Марк, М. Ю. Морозова, Г. С. Померанц, Р. Ю. Сафронов, Ю. В. Селиванова, В. В. Сербиненко, И.JI.Сиротина, П. А. Смирнов, Э. Ю. Соловьёв, В. Н. Топоров, И. А. Украинец, С. О. Шаров. В работах данных авторов продолжен анализ «вечных» для русской.

1 См.: Вольфкович М., Ляликов Д Федотов Г. П. // Философская энциклопедия. В 5 т. T.5. М., 1970. С. 309 -310- Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980. С. 136.

2 См.: Бойков В. Ф. Судьба и грехи России. Философско-историческая публицистика Г. П. Федотова // Г. П. Федотов Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 томах. Т.1. СПб., 1991. С.3−38- Галахтин М. Г. Особенности русской святости в культурологии Г. П. Федотова // Философия в России XIX-начапа XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991. С.79−91- Федотов Г. П. // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. T.4. М., 2001. С. 167 -168- Гиренок Ф. И. Роковая тема Георгия Федотова: Трагедия о России // Социум. 1993. № 26−27. С.77−84- Судьба русской интеллигенции. Читая Федотова // Г. П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991. С.3−36- Теория ноосферы. М., 1987 и др. философии вопросов: проблема исторической свободы, идеи Богочеловечества, идеала христианского социализма, роль России в историческом процессе.1.

В публикациях С. Бочарова, Д. С. Лихачёва, А. В. Меня, В: Б. Рыбачука анализируются культурологические аспекты творчества отечественного мыслителя.2.

В литературе современного русского зарубежья, (Н.М.Зернов, Ю. П. Иваск, М. М:Карпович и др.) Федотов характеризуется? крупным религиозным мыслителем, внесшим значительный вклад в изучение русской агиографии, ярким деятелем и теоретиком экуменического движения, человеком, чьё видение отечественной истории и культуры органично сочетается с традициями христианства.3.

Таким образом^ в отечественной и западной, литературе сложился ряд содержательных подходов к оценке творческой деятельности Г. П. Федотова. При всём их разбросе, преимущественно в историографии 20−40-х годов, очевидными для всех являются чёткие гуманистические идеалы, творчества русского мыслителя, составившие основу его мировоззрения. Вместе с тем, следует отметить, что концептуальная реконструкция и комплексное изучение философско-исторических взглядов Г. П. Федотова не стали до сих пор темой специального диссертационного анализа. Эти обстоятельства предопределили цели и задачи данной работы.

1 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1. С.82−85- К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г. П. Федотовым и правлением Православного богословского института в Париже // Звезда.1996. № 10. С.154−172 и др

2 См.: Бочаров С. Силы духа, творящего историю // Вопросы литературы. 1990. № 2. С.189−193- Мень А. В. Возвращение к истокам //Федотов Г, П. Святые Древней Руси. Под ред. Д.СЛихачёва. М., 1990. С.7−26- Рыбачук.

B.Б. Горизонты свободы в философии истории Г. П. Федотова // Россия и Запад: Диалог культур. Тверь, 1994.

C. 13 5−146- Гуманизм и культура в религиозно-философской концепции Георгия Федотова // Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. С.95−103- Культура и история в философии Георгия Федотова. Конспект лекций. Тверь, 1994. С.30- Философия Георгия Федотова: эсхатология и культура // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и хоздоговорных тем 1993 г. Тверь, 1993. С.11−12- Философия культуры Г. П. Федотова: Дис. канд. филос. наук. М., 1995 и др.

3 См.: Зернов H.M. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974; Иваск Ю. П. Георгий Петрович Федотов (1886−1951) //Опыты. 1957. № 7. С.65−71- Молчание. Памяти Г. П. Федотова // Наше наследие. 1988. № 4. С.51−54- Рец. на кн.: Федотов Г. П. Лицо России // Новый журнал. 1969. № 94. С.277−279- Карпович М. М. Г. П. Федотов // Новый журнал. 1951. № 27. С.266−272- Рец. на кн.: Федотов Г. П. The Russian Religions Mind. Kievan Christianity. Harvard Uni. Press. 1946,438 p. // Новый журнал. 1947. № 16. C.301−303 и др.

Основной целью диссертационного исследования является анализ методологических оснований и концептуальная реконструкция философии истории Г. П. Федотова. Её достижение предполагает решение следующих задач:

•выявление подходов и методов в интерпретации Г. П. Федотовым исторического развития;

• выяснение перспективы исторического процесса в понимании Г. П. Федотова;

• выделение основания выявления Г. П. Федотовым факторов исторического движения;

•определение содержания эволюционной и революционной формы исторической динамики в характеристике Г. П. Федотова.

Объектом исследования в диссертации являются философские основания^ исторических взглядов Г. П. Федотова. Предмет изучения составляют идеи философии истории русского мыслителя.

Теоретическая и методологическая основы исследования Теоретическими основаниями диссертации являются произведения Г. П. Федотова, а также работы о его творчестве. Привлечены изыскания, специально посвященные предметному анализу проблем исторической динамики, в частности труды Л. И. Баткина, Б. Т. Григорьяна, Б. Л. Губмана, Э. Н. Лооне, В. М. Межуева, Н. Н. Моисеева, С. С. Неретиной, А. Уйбо, в том числе работы представителей саратовской философской школы — М. О. Орлова и В. П. Рожкова.1.

1 См.: Баткин Л. И. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990; Григорьян Б. Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С.23−85- Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991; Лооне Э. Н. Современная философия истории. Таллинн, 1980; Межуев В. М. Философия истории и историческая наука// Вопросы философии. 1994. № 4. С.74−86- Моисеев Н. Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания //Человек. 1992. № 2. С. 5 -16- Неретина С. С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9. С.149−163- Орлов М. О. Постклассическая парадигма социальной динамики: философско-методологические основания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 2004; Рожков В. П. Запад и Россия: цивилизационная константа общественного развития. Саратов, 1998; Уйбо А. Реконструкция исторического прошлого как междисциплинарная задача // Учёные записки Тартуского университета. «Смысловые концепты историко-философского знания». Труды по философии. XXXV, 1990. С. 76 -92.

Методологическую основу исследования составили средства и методы исследования в русле парадигмы научной рациональности: комплексный подход, который включает в себя принцип историзма, принцип объективности, принцип контекстуальности, а также формально-логический метод анализа и системный, структурно-функциональный и компаративистский подходы. В' ходе разработки темы реализуются методы анализа, сопоставлениясравнения, обобщения и реконструкции.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Впервые проведена концептуальная реконструкция философии истории Г. П. Федотова, определены и исследованы составляющие её элементы: культурно-духовного смысла истории, христианско-социалистической ориентации исторического процесса, факторов и формисторической динамики.

2. Выявлена методологическая база анализа русским мыслителем исторического процесса, ядро которой составляют культурно-исторический подход и метод индивидуализации исторического процесса в духовно-религиозном контексте.

3. Выделен ряд взаимосвязанных концептов, отраженных в философско-исторических взглядах русского мыслителя: человек, свобода, культура, христианский социализм, выражающих целевую направленность исторического процесса.

4. Обозначены и систематизированы антропный, социальный, политико-институциональный и духовно-религиозный факторы исторической динамики.

5. Определены разбираемые Г. П. Федотовым революционная и эволюционная формы исторических изменений, доказана выдвинутая им созидательная приоритетность социокультурной эволюции.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Философская универсализация смысла истории проводится Г. П. Федотовым, с помощью культурно-исторического подхода при использовании метода индивидуализации исторического процесса, в духовно-религиозном контексте на основе синтеза, философии, богословия и истории. Основной аспект воспроизведения Г. П. Федотовым исторической динамики представляет культурное творчество человека, вдохновляемое «импульсами Святого Духа», и определяемое внутренней борьбой интенций созидания и разрушения.

2. Анализ исторического процесса проводится Г. П. Федотовым на основе выявления смыслов религиозно-философского порядка: культуры, свободы, святости, приобретающих в его философии истории соответствующее методологическое значение. Через образы святых история для него приобретает свой индивидуально-сакральный СМЫСЛ., 7 :

3. Смысловая ориентация исторического процесса у мыслителя отражена в концептах христианского социализма и свободы, которые выделяются им в процессе осмысления социального предназначения христианства, представляющего одновременно и ценностное основание социального бытия и его регулятивный принцип.

4. В философско-исторических идеях Г. П. Федотова правомерно выделить четыре группы исторических факторов: антропный, социальный, политико-институциональный и духовно-религиозный. Антропный фактор истории определяется через противоположение имморального и духовного человека, творящего культуру. Социальный фактор истории представляет интеллигенция, проявляющаяся как «духовная аристократия», хранитель и творец культуры. Политико-институциональным фактором исторической динамики мыслителем определяется «органическая демократия», неразрывно связанная с христианской культурой. Духовно-религиозный фактор истории играет определяющую роль и проявляется в осмыслении философом взаимосвязи культуры, религии и церкви.

5. Основными формами* исторической динамики в философско-исторических воззрениях Г. П. Федотова выделяются революция и эволюция. В революции как форме исторической динамики воспроизводится процесс мощного катаклизма.

6. Созидательной формойисторической динамики Г. П. Федотов, характеризует социокультурнуюэволюцию, включающую три конструктивных направления: движение к свободе с ориентацией на религиозный идеал свободы, сохранение отечественной исторической культурнойтрадиции и развитие православной религиознойкультуры.

Теоретическая и практическая значимость работы Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в концептуальной реконструкции философско-исторических представлений Г. П. Федотова. Результаты диссертационного исслед ования позволяют систематизировать и расширить представления о творчестве мыслителя и специфике его философско-исторических исканий, могут послужить, отправной точкой последующего изучения его философии истории. Они стимулируют дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с философско-исторической проблематикой в истории русской философии, и способствуют прояснению тенденций развития современной философии. Практическая значимость результатов, полученных в проведённом изыскании, состоит в том, что его материал может быть использован в учебных курсах по истории русской и зарубежной философии, в работе методологических семинаровв преподавании общих курсов истории, философии, истории философии, культурологии, истории культуры, а также при разработке спецкурсов по истории русской философии, философии русской истории, истории русской культуры, культурологии и современной философии.

Поскольку первый период творчества Федотова связан с Саратовом и Саратовским университетом, то заявленная работа — своеобразный вклад в изучение истории развития гуманитарной науки в Саратовском Поволжье.

Апробация работы Результаты исследования обсуждались на семинарах аспирантов и заседаниях кафедры теоретической и социальной философии философского факультета СГУ, докладывались диссертантом на Вторых Аскинских чтениях (октябрь 2000 г., СГТУ), конференциях «Время и пространство человека» (декабрь 2000 г., СГУ), «Философия и жизненный мир человека» (декабрь 2002 г., СГУ), «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (ноябрь 2004 г., СГТУ), «Художник и время: философско-культурологический аспект» (декабрь 2004 г., СГК), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (декабрь 2004 г., СГУ), «Институциональные и социальные факторы экономического развития России» (февраль 2005 г., СГСЭУ),"Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества" (декабрь 2005 г., СГУ), «Ценностный мир человека в современном обществе» (декабрь 2006 г., СГУ), «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (декабрь 2007 г., СГУ). Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в авторских публикациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведённой работы, следует заключить, что реконструкционная разработка философии истории Г. П. Федотова, представленной на уровне отдельных философско-исторических идей, позволяет выстроить их в определённую философско-историческую концепцию.

Прежде всего, удаётся выделить методологическую основу его' философии^ истории. В основе её заложен культурно-исторический подход в духовно-религиозном контексте. Через исследование агиографических проблем в интерпретации, мыслителя история приобретает индивидуально-сакральный смысл.

В ходе исторического движения, согласно мнению Федотова, лежит культурное творчество человека, вдохновляемое импульсами Святого Духа. В предлагаемой им философии истории можно выявить мотивы православного энергетизма.

Методология обоснования Г. П. Федотовым его философско-исторических воззрений формируется на стыке западной и русской философской традиции и представляет оригинальный синтез западных и русских философских идей. Так, целевую ориентацию истории представляет выводимый философом на базе его методологических позиций социальный идеал, в основе которого выступают социализм и христианство. Смыслом истории в этом случае им выдвигается борьба человека, творящего культуру, за достижение предлагаемого им христианско-социалистического идеала общественного бытия.

Для Г. П. Федотова внутреннее развитие, свобода нравственного выбора личности задают, в конечном счёте, направление всего исторического процесса. Он трактует историю в виде вечной борьбы двух начал в человеке: интенций созидания и разрушения.

В основании выделения русским мыслителем духовного смысла исторического развития обозначаются категории культура и человек как методологически значимые в его философии истории.

Следовательно, в' теоретических построениях русского мыслителя вырисовывается культурно-антропный контекст видения исторического процесса, специфически проявляющийся в агиографии.

ДляГ.П.Федотова изучение святости Древней Руси представляло не просто историко-познавательный интерес, а служило средством индивидуализации исторического процесса через образы древнерусских святых. При этом через их жертвенное служение история, приобретает свой сакральныйсмысл.

Всоответствии с религиозно-духовнымконтекстом' культурно-исторического подхода анализ исторического процесса проводится мыслителем' с явным преобладанием категорий религиозно-философского порядка: культуры, свободы, святости, приобретающих для его философско-исторических построений методологическое значение.

В его социальном идеале, выводимом на основе выявленных методологических позиций, связываются социализм и, христианство. Внутренним сущностным основанием этой связи предполагается утверждение свободы, обретающей различные формы воплощения в рамках национальных культур на путях к выстраиваемой им христианско-социалистической перспективе будущего общественного устройства. При этом философ4 считал, что человеческая свобода входит в состав, божественного замысла истории, образуя саму её ткань.

На таких основаниях он выдвигает четыре группы исторических факторов. Антропный фактор — человек, творящий культуру и борющийсяза свободу. Он является творцом культуры, и, следовательно, созидает исторический процесс.

Однако в XX веке человек в значительной мере утратил свои гуманистические черты. Для анализа такого дегуманизированного человека Федотовым используется* категория «имморальный< человек». «Имморальный человек» — это субъект, потерявший этические основы своего бытия и утративший духовную связь с Богом.

Итак, в представлении-Г.П.Федотова лишь духовный человек, несущий в себе «идею Божью», и в свете этой идеи творящий культуру, созидает историю, являя собой её движущую силу.

На, данных антропологических основаниях Г. П. Федотов обращается к проблеме социального фактора исторического движения, акцентируя внимание на такой социальной группе, как интеллигенция. Состояние этой социальной силы он выводит из антропного истока. И, следовательно, методологически правомерно • связывает её негативные характеристики с дегуманизмом души «имморального человека».

В философско-исторических взглядах мыслителя роль интеллигенции как фактора истории очень неоднозначна. В российской истории эта роль во многом деструктивна.

Как позитивная движущая сила истории интеллигенция, как представлял Федотов, может проявиться лишь в связи с культурой.

В1 философии Г. П. Федотова политико-институциональный фактор исторической динамики представляет демократия, органически связанная с христианской культурой. Она предполагает культурное творчество человека во всех сферах политической жизни общества, что выражает непрерывное движение в культурно-историческом пространстве, тем самым, определяя ход исторического процесса. Стоит отметить, что политическая составляющая философско-исторических взглядов мыслителя активно используется политиками и публицистами' современной России для обоснования их.

3 { собственных идей.1 При этом, однако, подчеркнём, что ими зачастую допускается невольное или сознательное искажение первоначального контекста и смысла его позиций. Например, заявляется, что, мыслитель, якобы, сторонник «христианского либерализма». Следует учитывать, что хотя он, безусловно, разделял основные постулаты демократизма: идеи о демократии, свободе, парламентаризме, в то же время учитывал оторванность либеральной идеи от российских политических реалий. Сам же мыслитель на протяжении своего творчества пытался «.спасти правду социализма правдой^ духа, и правдой социализма спасти мир». 3 Всё это показывает важность правильного понимания эвристического ресурса философско-политических идей Г. П. Федотова.

Культурно-духовный фактор исторической динамики в философии истории* Федотова играет доминирующую роль и определяет её антропную, социальную и политико-институциональную составляющие. В нём проявляется взаимосвязь культуры, религии и церкви. Согласно взглядам мыслителя, накопление, сохранение и кристаллизация творимой человеком культуры происходит в церкви. Именно в ней осуществляется рост святости, поэтому через неё история приобретает свой сакральный смысл.

В исторических идеях мыслителя можно выделить такие основные формы исторической динамики как революция и эволюция. При этом революция характеризуется им отрицательно, поскольку в ходе её реализации развиваются негативные процессы: выветривание национального сознания, распад культурных связей и целостности русского этноса.

Исходя из этого, он тяготеет к другой форме исторической динамики — социокультурной эволюции. Её содержанием им выдвигается движение к.

1 См.: Левицкий С. А. Сочинения: В 2 т. T.2. Очерки по истории русской философии .М., 1995. С. 11,36,187,461- Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображення.М., 1990.С.15,34,35,59,60-Янов А. Л. Россия против России. .Очерки истории русского национализма 1825 — 1921. Новосибирск, 1999. С.354- Кожинов B.B. «Черносотенцы» и революция: Загадочные страницы истории. М., 1998. С. 48.

2 См.: Кара-Мурза А. А. Георгий Петрович Федотов: «Духовное спасение России заключается в возрождении потребности в свободе» // Правое дело. 2002. 6 сентября. № 36 (54).

3 См.: Федотов Г. П. Санкт-Петербург, 22 апреля (5 мая) 1918 г. // Судьба и грехи России. T.l. С. 41 религиозному идеалу свободы, сохранение отечественной исторической традиции и возвращение к православному христианству.

Ориентация эволюционного процесса на движение к свободе существенно дополняется Г. П. Федотовым направленностью на религиозный идеал свободы, который, по его убеждению сохранился на христианском Западе. Поэтому от судьбы Европы зависит и судьба свободы в России.

В качестве перспектив дальнейших исследований диссертационной проблемы можно было бы предложить изучение связи творчества мыслителя со школой «Анналов», сопоставление взглядов Г. П. Федотова и представителей западной философско-религиозной традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6.С.45−103
  2. О .В., Ермичев А. А. «Новый Град»: проект духовного и социального переустройства мира // Философия и общество. 1999. № 1. С. 154−172
  3. Н.П. Воскресение // Мейер А. А. Философские сочинения. Paris, 1982. С.459−463
  4. Н.П. Из дум о былом. М., 1992
  5. В.Ф. Маркс и буржуазный историзм // Асмус В. Ф. Избранные философские труды. Т. П. Очерки истории диалектики в новой философии. М., 1971
  6. Н.А. Проблема определения понятия «интеллигенция» в 20-е годы XX века (Г.Шпет, Г. Федотов, А. Лосев) // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново, 1995. Т.2. С.592−594
  7. Л.И. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990
  8. Н.А. О социальном персонализме (к критике «Нового Града») // Новый Град. 1933. № 7. С.40−50.
  9. Н.А. Письма Г.П.Федотову //Вестник РСХД. 1978. № 124. С.102−121
  10. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1991
  11. Н.А. Существует лив православии свобода мысли и совести? // Путь. 1939. № 59. С40−55
  12. Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. М.: Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого дня, 1991 С. 1−37
  13. Библия. Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова. М.: Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого дня, 1991 С. 275 -292
  14. Бицилли П. М. Рецензия на книгу: Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский // Современные записки. 1928. № 36. С.539−542
  15. П.М. Рецензия на книгу: Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Современные записки. 1939. № 67. С. 492 -493
  16. Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990
  17. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек.1993. № 1. С. 82 85
  18. Бон Д. К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г. П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. 1996. № 10-
  19. Н.Д. Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортеги-и-Гассета // Историко-философский сборник. М., 1968
  20. С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. С. 23 69
  21. С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма М., 1903
  22. С.С. Георгий Петрович Федотов (Биографический очерк) // Федотов Г. П. Собрание сочинений. В 12 т. М., 1996. М., Т.1.С. 5−50
  23. B.C. Незамеченное поколение. М., 1992
  24. B.C. Перечитывая «Новый Град» //Мосты. 1965. № 11. С.267- 285
  25. B.C. Родословная большевизма. Paris, 1982
  26. М. Избранные произведения. М., 1990
  27. М.В. Современные записки: Воспоминания редактора. СПб., 1993
  28. Волкова Е. А. Революция 1917 года в политической концепции Г. П. Федотова: Причины, динамика и последствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. 1998. Вып.2. 215 -223
  29. М., Ляликов Д. Федотов Г. П. // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т.5. С.309 310
  30. Г. Г. Истина и метод. М., 1998
  31. П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. С. 97−134
  32. П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1994. С. 5 26
  33. М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П.Федотова // Философия в России XIX начала', XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991. С. 79 — 91
  34. М. Г. Федотов Г. П. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т.4. М., 2001. С. 167−168
  35. Г. В. Философия истории. М., 1990
  36. М.Я. Философия истории от Августина до Гегеля. М., 1915
  37. М.Я. История позади? Историк — человек лишний //Вопросы философии. 1993. № 9. С. 31 — 40
  38. Ф.И. Роковая тема Георгия Федотова: Трагедия о России //Социс.1993. № 26−27. С. 77 84
  39. Ф.И. Своевременный мыслитель // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
  40. Ф.И. Судьба русской интеллигенции. Читая Федотова // Г. П. Федотов. О судьбе русской интеллигенции. М., 1991. С. 3 36
  41. Ф.И. Теория ноосферы. М., 1987
  42. В.В. Святая Русь Георгия Федотова и современные проблемы духовного возрождения общества // Кентавр. 1955. № 1. С. 86 98
  43. К. Жизнь и творчество Несмелова //Человек. 1992. № 2. С. 90 -96
  44. И.М. Отзыв о сочинении Г.П.Федотова «Исповедь блаженного Августина как источник для его биографии и для истории культуры эпохи // Отчёт о состоянии и деятельности Санкт Петербургского университета за 1910 г. СПб., 1911. С. 351 -359
  45. .Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. С. 23 85
  46. Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М. 1991
  47. .Л. Судьба и грехи России // Губман Б. Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь. 1997. С. 38 53
  48. А.Я. Историческая антропология: Проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР. 1989. № 7.С.71 78
  49. А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988.№ 1. С. 56 70
  50. А.Я. исторический синтез и школа „Анналов“. М., 1993
  51. А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы философии. 1991. № 2 3. С. 21 — 36
  52. А.Я. Проблема ментальности в современной истории // Всеобщая история: дискуссия, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 51 69
  53. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 23 35
  54. З.Е. Из биограии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. 1991. № 6.
  55. Ю.Н. Контовский проект науки об обществе // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX века. М., 1994
  56. В.Г. Современная российская история: в чём выход из кризиса // Новая и новейшая история. 1993. № 6. С. 95 -101
  57. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135 -152
  58. Р.У. Советская историческая наука в начальный период перестройки // Вестник АН СССР. 1990. № 10. С. 31 -39
  59. Н.В. Логика любви: Россия в историософской концепции Георгия Федотова. Самара, 2001
  60. А.Ф. Слышать голос Христа и голос истории: О социальной философии Г. П. Федотова // Федотов Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб., 1994. С. 5 -12
  61. Г. И. Историческое знание в контексте культуры конца XX века: Проблема преодоления власти модернистских парадигм // РГГУ: Гуманитарные науки. М., 1994. Вып.2. С.127 142
  62. В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. 4.1. Л., 1991
  63. В.В. На темы историософии // Современные записки. 1939. № 69. С.280−293
  64. В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997
  65. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 197 468.3олотая Г. В. Социологический аспект творчества Г. П. Федотова:
  66. Дис.канд.социол.наук.Саратов, 199 869.3убкова Е.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7, С. 153 160
  67. С.С. Идеал социализации в творчестве Г.П.Федотова // Проблемы политологии и политической истории: Межвузовский борник научных трудов. Вып.(.Саратов, 1999. С. 90 94
  68. С.С. Идеология христианского социализма в России. Дис. кандидата полит наук. Саратов, 2001
  69. Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886 1951) // Опыты. 1957. № 7.С.65 -71
  70. Ю.П. Молчание. Памяти Г. П. Федотова // Наше наследие. 1988. № -. С. 51 -54
  71. Ю.П. Рецензия на книгу Федотов Г.П. Лицо России // Новый журнал. 1969. № 94. С.277 279
  72. А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1966. № 4. С. З 31
  73. К.Г. Георгий Федотов: Философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3. С. 65 71
  74. К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г. П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже (публикация Д. Бон) // Звезда. 1996. № 10
  75. И. Религия в пределах только разума //Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6. М., 1994.
  76. Кантор В. К. Феномен русского европейца // Человек. 1999. № 4.С.54 -69
  77. Кара Мурза А. А. Георгий Петрович Федотов: „Духовное спасение Росиии заключается в возрождении потребности в свободе“ // Правое дело. 2002. 6 6 сентября. № 36 (54)
  78. Н.И. Отношение историков к социологии // Рубеж. 1992. № 3. с. 4 -36
  79. Н.И. Теория исторического знания: Из лекций по общей теории истории. Теория исторического знания и теория исторического процесса. Ч.1.СП6., 1913
  80. М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. № 27. С.266 272
  81. М.М. Рецензия на книгу: Федотов Г. П. The Russian Religious Mind: Kievan Christifiiity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge,
  82. Mass.: Harvard University Press, 1946. XVI, 438 p. // Новый журнал. 1947. № 16. C.301 -303
  83. JI.П. Философия истории. СПб., 1993
  84. А.А. Русская история по-евразийски // Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: „евразийский соблазн“. М., 1997. С. 341 -348
  85. А.Ф. Страна грёз Георгия Федотова (размышления о России и революции). М., 2004
  86. М.А. Р.Дж.Коллингвуд историк и философ // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 418 -459
  87. В.О. Методология русской истории // Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т.VI.М., 1989. С. 5 93
  88. В.Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992
  89. И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и, новейшая история. 1995.№ 1.С.З 33
  90. В.В. „Черносотенцы“ и революция. Загадочные страницы истории. М., 1998
  91. Ю. Социальная история между структурной и эмпирической HCTOpHeft/ZThesis. Вып.111. М., 1993. С.174 189
  92. Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж.Идея истории. Автобиография. М., С.5 320
  93. Кон И. С. Христианская философия истории на службе реакции //Вопросы истории. 1961. № 12. С.86 108
  94. В.В. Кризис исторической науки в России // Кентавр.1994. № 4. С. 87−93
  95. В.Г. Письма к Луначарскому // Негретов П. И. В. Г. Короленко:Летопись жизни и творчества. 1917 1921. М., 1990
  96. В.В. Мистицизм в русской религиозной философии. М., 1997
  97. С.Э. Социальная философия. М., 1996
  98. ЮО.Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980
  99. А. Эсхатологическая тема в русской мысли: К философскому портрету Г. П. Федотова // Горизонты культуры. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СП6. Д992.С.119 188
  100. Лакер У. Надгробная речь над почившей в бозе советологией // Новое время. 1992. № 32. С. 18 19
  101. У. Похвальное слово меныпивикам // Новое время. 1992. № 45. С. 38−40
  102. У. Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. М., 1994
  103. Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899
  104. Лаппо-Данилевский А. С. Методология история. Вып. 1. Пг., 1923
  105. Ле Гофф Ж. Ментальности: Двусмысленная история // История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., С. 40 43
  106. Ле Гофф Ж. Является ли всё же политическая история становым хребтом истории? // Thesis. Вып. IV. М., 1994. С. 18 31
  107. С.А. Сочинения: В „т.Т.“. Очерки по истории русской философии. М., 1995
  108. О.Б. Николай Александрович Бердяев: В поисках смысла истории. Самара, 1998
  109. Ш. Логунов А. П. Кризис исторической науки или наука в условиях общественного кризиса: Отечественная историография второй половины 80 начала 90 гг. // Советская историография. М., 1996. С. 447 — 487
  110. Э.Н. Современная философия истории. Таллин, 1980
  111. Н.О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. № 11. С. 116 -191- № 12. С. 92−153
  112. Р. Из истории русской культуры за рубежом: Вклад Г. П. Федотова // Россия и современный мир. 1995. № 2. С.275 299
  113. К. К критике политической экономии (Предисловие) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. М., 1968. Т.13
  114. В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 74 86
  115. А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1990. С. 7 26
  116. П.Н. Очерки по истории русской культуры: В №т. М., 1993 1994
  117. Г. В. К биографии русского философа Г.П.Федотова // Отечественные архивы. 1994. № 2 С. 100−102
  118. .Г. Введение в методологию истории. М., 1989
  119. М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П Федотова Автореф.дис.канд.философ.наук. М., 1996. С. 14 15
  120. С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 149 — 163
  121. В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913
  122. В.И. // Новая философская энциклопедия: В 4 томах /Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2001. Т. III. С.78
  123. В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. С.16
  124. А. Богословские труды профессора В.И.Несмелова // Журнал Московской патриархии. 1937. № 8
  125. Ф. Мир как воля и представление. М., 1990. С. 67 патриархии. 1937. № 8
  126. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 2000
  127. А.П. „Мир истории“ или миф // Вопросы истории. 1993. № 1. С.23−31
  128. М.О. Постклассическая парадигма социальной динамики: философско-методологические основания. Автореф. с.канд.философ.наук. Саратов, 2004
  129. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1992
  130. Ортега-и-Гассет X. „Дегуманизация искусства“ и другие работы. М., 1991
  131. Т. Формационный и „цивилизованный подходы: возможности и ограниченность“ // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 135 -139
  132. В.Я. Марксизм, большевизм, революция в зеркале евразийства // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3. С. 79−103
  133. Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое: Политические заметки. М., 1995
  134. Г.С. Г.П.Федотов философ свободы и святыни // Человек. 1991. № 1.С.34 -37
  135. К. Нищета историцизма. М., 1993
  136. А.А. Историческое объяснение. Таллин, 1981
  137. Д.А. В.И.Несмелов и проблема свободы воли // Философские науки. 1991. № 2. С. 143 -145
  138. А.П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методологии исторического исследования. М., 1986
  139. JI.H. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. № 3. С. 158−166
  140. Г. Науки о духе и науки о природе. М., 1915
  141. Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912
  142. В.П. Запад и Россия: цивилизационная константа общественногоразвития. Саратов, 1998-
  143. В.В. Коммунизм и национализм. По поводу статьи Г. Федотова //
  144. Современные записки. 1935. № 57. С. 412 422
  145. В.В. Политические заметки. Ещё о „Новом Граде“ // Современные записки. 1932. № 50. С. 438 455
  146. В.В. Рецензия на Новый Град. Кн. 1-ая /Под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. Париж, 1931 // Современные записки. 1932. № 48. С.504 509
  147. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 3 / Сост Л. Г. Филонова. М., 1996
  148. В.Б. Горизонты свободы в философии истории Г.П.Федотова //Россия и Запад: Диалог культур. Тверь, 1994. С. 135 146
  149. В.Б. Гуманизм и культура в религиозно-философской концепции Георгия Федотова // Гуманизм и культура: Век XX. Тверь, 1993. С. 95−103
  150. В.Б. Культура и история в философии Георгия Федотова. Конспект лекция. Тверь, 1994
  151. В.Б. Философия Георгия Федотова: эсхатология и культура // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательско-го состава и сотрудников госбюджетных хоздоговорных тем 1993 г. Тверь, 1993. С. 11 12
  152. В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Дис.канд.философ, наук М., 1995
  153. П.Н. Проблемы русской истории // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев. М., 1997. С. 389 -402
  154. Р.Ю. №Новый Град» и идеи преобразования России // Культура российского зарубежья. М., 1995. С. 70 90
  155. Ю.В. Политическая социология Г.П.Федотова: Идеи, Проблемы, прогнозы / под ред. Г. В. Дыльнова, Саратов, 2003
  156. Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П.Федотова (социологический анализ): Дис.докт.социол.наук. Саратов, 2005
  157. В.В. Мифологический характер интерпритации исторического процесса в русской религиозной философии // Актуальные проблемы научного атеизма. М., 1978. Вып.З. Вып.З. С. 61 69
  158. В.В. Оправдание культуры: Творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 41 53
  159. В.В. Спор об антихристе: Вл. Соловьёв и Г. Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1990. Вып.2. С. 29 -40
  160. И.Л. Русская культура и русская интеллигенция в философской публицистике Г.П.Федотова // Философия культуры. Т. IV. Первый российский философский конгресс. САб., 1997. С. 157— 159
  161. П.А. Империя культуры. О творчестве Г. П. Федотова // Наше наследие. 1991. № 3. С. 87 90
  162. В.В. Идеология и историография в России: Нерасторжимый брак // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 3 18
  163. B.C. Три силы // Соловьёв B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т.1. С.301 323
  164. B.C. Философские начала цельного знания // Соловьёв В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1989.
  165. С.М. История России с древнейших времён.
  166. Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991
  167. Э.Ю. Судьбы европейской культуры (феномен тоталитаризма в творчестве Г. П. Федотова /Вестник Московского университета. Серия 12. Политические Науки. 1997. № 5. С. 78 92
  168. П.А. Теория факторов М.М.Ковалевского // М. М. Ковалевский. Учёный, госдарствененный деятель и общественный деятель и гражданин. Птр., 1917. .С.32−50
  169. Г. Основные начала. СПб., 1897
  170. Ф.А. Г.П.Федотов // Степун Ф. А. Портреты. СПб., 1999. С. 289 -319
  171. Ф.А. «Новоградские» размышления. По поводу книги
  172. B.С.Варшавского «Незамеченное поколение» и дискуссия о ней // Опыты. 1956. № 7. С. 45 57
  173. Ф.А. О свободе. Демократия, диктатура и «Новый Град» // Степун Ф. А. Чаемая Россия. СПб., 1999. С. 248 275
  174. B.C. Социальная философия. М., 1991
  175. П.Б. Дневник политика. 20 июля // Россия и славянство. 1929. 20 июля.
  176. В. Гитлеровцы в Париже // Новый мир. 1965. № 11. С.111 156
  177. Тепин Д. В. Разработка теоретической философии всеединства
  178. C.Л.Франком: Автореф. дис.канд.филос.наук. Саратов, 2007. С. 13
  179. Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992
  180. А.Дж. Постижение истории. М., 1991
  181. В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. 1988. № 4. С. 45 53
  182. И.А. Национальные проблемы в творчестве Г.П.Федотова. Брянск. 1999
  183. А. Реконструкция исторического прошлого, как междисциплинарная задача // Учёные записки Тартуского университета. «Смысловые концепты историко-философского знания». Труды по философии XXXV, 1990. С.76−92
  184. Федотов Г. П. Carmen saeculare //Вопросы философии. 1990. № 8. С.137−146- Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т.2. Статьи 20−30-х годов из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД». М., 1998. С. 70 -86
  185. Федотов Г. П. Ессе Hornmo! (О некоторых гонимых «измах») // Человек. 1991. № 1- Путь. 1937. № 53. С. 20 -36
  186. Федотов Г. П. The Russian Religious Mind: Kievan Christianity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946. XVI, 438 p.
  187. Г. П. Н.А.Бердяев-мыслитель // Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1991- Новый журнал. 1948. № 19. С. 266 -278
  188. Г. П. Боги подземелья (О культе гробниц в меровингской Галлии) // Россия и Запад: Исторические сборники под ред. Заозёрского. Пг., 1923. № 1. С. 11 -39
  189. Г. П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/: В 2-х тт. /Составление, вступительная статья, примечания Бойкова В. Ф. СПб., 1991. Т.1.С.173 -184
  190. Г. П. В защиту этики // Путь. 1939. № 60. С.4−17
  191. Г. П. Восстание масс и свобода // Новая Россия. 1937. № 19. С.4−5
  192. Федотов Г. П. Завтрашний день (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т.2. С. 188 -205
  193. Г. П. Запад и СССР // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. № 11. С. 205 -230
  194. Г. П. Изучение России // Судьба и грехи России. Т.1. С. 123 -126
  195. Г. П. К вопросу о положении русской Церкви // Судьба и грехи России. T.l. С. 185 -196
  196. Г. П. К истории средневековых культов (статья о книге О.Е.Добиаш-Рождественской «Культ Архангела Михаила в латинском средневековье») // Анналы. Пб., -М., 1923. С. 273 -278
  197. Г. П. Лицо России //Судьба и грехи России. T.l. С. 42 -46
  198. Г. П. Мысли по поводу Брестского мира // Судьба и грехи России. T.I. С.47−49+
  199. Г. П. На поле Куликовом // Судьба и грехи России. Т.1. С. 102 -122
  200. Г. П. Народ и власть // Кентавр. 1993. № 2. С. 143 -153
  201. Г. П. Национальное и вселенское I/O России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.444−449
  202. Г. П. Наша демократия // Полное собрание статей. Париж, 1988. Т. З- Новый град. 1934. № 9. С. 11 -25
  203. Г. П. Новая Россия // Судьба и грехи России. Т.1. С. 197 -227
  204. Г. П. Новое Отечество // Судьба и грехи России. Т.2. С. 233 -252
  205. Г. П. Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952
  206. Г. П. Новый идол // Судьба и грехи России. Т.2. С. 50 65
  207. Г. П. О демократии формальной и реальной // О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб., 1994. С. 82 -86
  208. Г. П. О национальном покаянии // Судьба и грехи России. Т.2. С.41−49
  209. Г. П. О свободе формальной и реальной // О" святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб., 1994. С. 79 -82
  210. Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. Спб., 1994
  211. Г. П. О стиле в проповеди // Вестник РСХД. Париж, 1926. № 2. С. 7 -8
  212. Г. П. О чём должен помнить возвращенец? // Судьба и грехи России. Т.2. С. 126−128
  213. Г. П. Основы христианской демократии // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. З / Сост. Л. Г. Филонова. М., 1996: С. 140 -148
  214. Г. П. Ответ Н.А.Бердяеву // Полное собрание статей. Париж, 1988. Т. З- Новый град. 1933. № 7. С. 81 -89
  215. Г. П. Письма Блаженного Августина // Сборник статей к 25-летию учебно-педагогической деятельности И. М. Гревса. СПб., 1911. С. 107 -138
  216. Г. П. Письма о русской культуре: Русский человек // Там же. Т.2. С.165
  217. Г. П. Полное собрание статей. В 6 томах. Т.1 6. Париж, 1988
  218. Г. П. Правда побеждённых // Судьба и грехи России. Т.2. С. 15 40
  219. Г. П. Православие и историческая критика // Собрание сочинений. В 12 т. М., 1998. Т.2. С. 219 -231- Вопросы философии. 1990. № 8. С. 146 -153
  220. Г. П. Проблемы будущей России. Первая статья //Судьба и грехи России. Т.1. С. 228 -255
  221. Г. П. Проблемы будущей России. Вторая статья // Судьба и грехи России. Т.1. С. 256−269
  222. Г. П. Проблемы будущей России. Третья статья // Судьба и грехи России. Т.1. С. 270 -285
  223. Г. П. Революция идёт // Судьба и грехи России. Т.1. С. 127 -172
  224. Г. П. Рождение свободы // Судьба и грехи России. Т.2. С. 253 -275
  225. Г. П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. Париж, 1973
  226. Г. П. Россия, Европа и мы // Судьба и грехи России. Т.2. С. З -14
  227. Россия и свобода // Судьба и грехи России. Т.2. С. 276 -303
  228. Г. П. Россия Ключевского // Судьба и грехи России. Т.1. С. 329 -348
  229. Г. П. Русский человек (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. Т.2. С. 163 —187
  230. Г. П. Санкт-Петербург: 22 апреля (5 мая) 1918 г.// Судьба и грехи России. Т.2. С. 163 167
  231. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990
  232. Г. П. Создание элиты (Письма о русской культуре) // Судьба и грехи России. Т.2. С. 206 -227
  233. Федотов Г. П: Социальное значение христианства // Философские науки. 1991. №З.С.71−104
  234. Г. П. Социальный вопрос и свобода //Судьба и грехи России. Т.1. С.286−301
  235. Г. П. Сталинократия // Судьба и грехи России. Т.2. С. 83 -97
  236. Г. П. Стихи духовные: Русская религиозная вера по духовным стихам. М., 1991
  237. Г. П. Судьба империй // Судьба и грехи России. Т.2. С. 304 -327
  238. Г. П. Трагедия интеллигенции //Судьба и грехи России. Т.1. С. 66 -101
  239. Г. П. Три столицы // Судьба и грехи России. T.I. С. 50 -65
  240. Г. П. Тяжба о России. Сборник статей. Париж, 1982
  241. Г. П. Тяжба о России. Сборник статей. Париж, 1988
  242. Г. П. Тяжба о России // Судьба и грехи России. Т.2. С. 103 -121
  243. Г. П. Федерация и Россия //Судьба и грехи России. Т.2. С. 228 -232
  244. Г. П. Христианин в революции // Новый Град. Париж, 1937. № 12. С. 62 -78
  245. Г. П. Христианин в революции. Сборник статей. Париж. 1957
  246. Г. П. Христианство перед лицом современной социальной действительности // Путь. 1932. № 32. С. 17 —26
  247. Г. П. Что такое социализм? // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С. 329 -341
  248. Г. П. Чудо освобождения // Сборник статей в честь Н. И. Кареева. Л., 1925. С. 72 -89
  249. Г. П. Эсхатология и культура // Горизонты культуры: Сборник научных трудов. Выпуск I. СПб., 1992. С. 215 -225- Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. З / Сост. Л. Г. Филонова. М., 1996. С. 148 -157
  250. Е.Н. В защиту памяти Г.П.Федотова // Новое русское слово. 1955. 3 марта
  251. Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Г. П. Федотов Лицо России. Полное собрание статей. В 6 т. Париж, 1988.Т.1. С. 1 34
  252. Е.Н. Из воспоминаний о Г.П.Федотове // Мейер А. А. Философские сочинения. Paris, 1982. С. 453 -458
  253. А. Цивилизация и субцивилизация России // Общественные науки и совместимость. 1993. «2. С.135 139
  254. С.Л. Письмо Г.П.Федотову // Новый журнал. 1952. № 28. С. 288 -289- Звезда. 1996. № 10.
  255. С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции и революции. М., 1991. С. 167 -199
  256. В.М. Теория исторического процесса: Очерки по философии и методологии истории: Курс лекций. М., 1914
  257. Л.Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца XIX начала XX века: Дис.докт.ист.наук. Томск, 1985
  258. А.С. История ментальности в современной французской историографии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып.21. Томск, 1994. С. 21 33
  259. А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1986. С.201−226
  260. С.С. Неопатристический синтез и рус/кая философия // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 82,87,88
  261. М.И. Письма Г.П.Федотову // Марина Цветаева. Собрание сочинений: В 7 т. Письма. М., 1995. С. 427 434
  262. Ю.В. Концепция исторического развития у евразийцев // Тезисы докладов межвузовской конференции «Современные проблемы философии истории». Тарту-Кяярику. Тарту, 1979. С. 186−192
  263. С.О. Диктатура: проблемы предвидения в творчестве И. А. Ильина и Г. П. Федотова //Проблемы политологии и политической истории: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9. Саратов, 1999. С. 62 65
  264. Я. Смена парадигм в современном российском культурно-историческом контексте (размышления о «Постижении истории» А. Тойиби) //Общественные науки и современность. 1993. № «. С. 52 62
  265. В.П. Русское открытие Америки //Россия и Запад: диалог культур. М., 1994
  266. О. Закат Европы. М., 1993
  267. А.Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма. 1825−1921. Новосибирск, 1999
  268. Яновский В. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб., 1993
  269. К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Заполнить форму текущей работой