Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физкультурно-спортивная деятельность подростков в инновационном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап, (2004;2005 гг.) — теоретико-поисковый (констатирующий): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы физкультурно-спортивной деятельности подростковизучение литературы и концептуальных подходов по обозначенной проблемеобобщение педагогического опыта работы, инновационного образовательного учреждения в физкультурно-спортивной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Физкультурно-спортивная деятельность школьников как педагогическая проблема
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки совершенствования физкультурно-спортивной деятельности школьников в современных условиях
    • 1. 2. Физкультурно-спортивная деятельность подростков и особенности её реализации в условиях непрерывного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Инновационные образовательные учреждения как пространство реализации- физкультурно-спортивной деятельности подростков
    • 2. 1. Педагогические инновации в школах с физкультурно-спортивной направленностьк56
    • 2. 2. Подготовка подростков по физической культуре в школах полного
    • 2. 3. Возможности «Школы здоровья» для организации подготовки по физической культуре учащихся основной школы
      • 2. 4. 0. боронно-спортивная направленность в подготовке воспитанников кадетских школ и кадетских школ-интернатов
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Организация, методы и методика исследования
    • 3. 1. Разработка программы эксперимента (определение цели, задач, содержания, ожидаемых результатов)
    • 3. 2. Моделирование системы физкультурно-спортивной деятельности в инновационном образовательном учреждении
    • 3. 3. Организация учебно-воспитательного процесса в экспериментальной школе
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Обеспечение качества подготовки школьников по физической культуре в ходе эксперимента
    • 4. 1. Программно-методическое обеспечение непрерывности подготовки учащихся основной школы по физической культуре в условиях взаимодействия базового, предпрофильного и дополнительного образования
    • 4. 2. Психолого-педагогическое сопровождение физкультурноспортивной деятельности учащихся
    • 4. 3. Оценка качества физкультурного образования школьников
  • Выводы по четвертой главе

Физкультурно-спортивная деятельность подростков в инновационном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Для современного этапа развития общества в России с его преобразовательными тенденциями во всех сферах жизни, характерен интерес к личности, к проблемам повышения её роли в решении социально-экономических задач.

В период проводимых реформ среди множества проблем особое место занимает подготовка школьников к жизни в изменяющихся условиях, их самоопределение. Для современной ситуации характерно, что в различных сферах социальной жизни из-за нестабильности общественного развития создаются неблагоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья школьниковсоциализации подростков и молодежи. Актуальность исследования обусловлена новыми целевыми установками, обозначенными стратегическими ориентирами в развитии экономики, политики, социокультурной сферы.

Модернизация в российском образовании, его кардинальные — изменения повысили планку ожидаемого вклада образования в результат реформирования общества в целом и каждого школьника в отдельности. В соответствии с этим повысились требования к выпускнику основной и старшей школы, к его состоянию здоровья и последующей работоспособности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, здоровые, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание, конкурентоспособные, готовые к осознанному выбору дальнейшего пути профессиональной деятельности (9).

Государственные инициативы по модернизации физкультурно-спортивной деятельности направлены на создание системы совершенствования физической культуры и спорта среди учащихся, сохранение их здоровья, развитие личности школьника, создание условий для реализации непрерывного* базового, профильного и дополнительного образования. В ситуации выбора подростками направления спортивной деятельности важным моментом является введение предпрофильной подготовки по физической культуре как новой формы ориентационной работы в основной школе. В этой связи проблема изучения особенностей физкультурно-спортивной деятельности школьников, анализ условий, при которых возможен успешный выбор видов и направлений спортивной деятельности, приобретает особую актуальность. Эта идея отражена в Концепции профильного обучения физической культуре (А.Я. Журкина, А. П. Матвеев, В.А. Панов) (11).

Инновационная сущность процесса физкультурного образования состоит в том, чтобы создать такую форму организации, при которой был бы исключён недифференцированный подход к освоению учащимися физической культуры и открылась бы реальная перспектива их физического совершенствования в согласии с индивидуальными потребностями и притязаниями каждого ученика на выбор деятельности.

Методологические основы общих закономерностей формирования личности, возрастные и индивидуальные особенности развития школьника как субъекта деятельностироль мотивов, интересов учащихся отражены в работах К. А. Абульхановой — Славской, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, А. В. Брушлинского, Е. Д. Климова, Д. А. Леонтьева, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, Л. В. Сохань, В. В. Столина и др.

Вопросам изучения личности и ориентации в образовании на её опыт, интересы, склонности, способности посвящены труды Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. П. Беспалько, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и многих других.

Личностно-ориентированное обучение как ведущая инновационнаяидея перестройки школы отдает приоритет личности ребенка, её самобытности-, самоценности, личному опыту. Существенный вклад в теоретическое обоснование и проектирование моделей новой школы внесли Н. Б. Крылова, М. В. Кларин, П. С. Лернер, М. М. Поташник, Н. Ф. Родичев, В. ИСлободчиков, К. М. Ушаков, Т. И. Шамовавопросы организации* практической деятельности исследовали В. Ф. Головачёва, О. М. Солдатова, Т. М. Хавренкова, О. А. Чернышёва, Е. Н. Щепеткина и др.

Смена образовательной парадигмы в России, направленность её на практико-ориентированное обучениеинновационные изменения в педагогической теории и практикеобогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, развитие способностей оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ, и, личных образовательных маршрутов ставят принципиально новые задачи перед современной школойкоторые успешно решаются инновационными образовательными учреждениями (школа полного дня, школа здоровья, кадетская школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов и т. д.). Инновационный характер физкультурно-спортивного образования становится важным механизмом положительного влияния на подрастающее поколение в конкуренции с другими социальными институтами. Образование, в том числе и по физической культуре, в новой форме создает профессиональное ядро карьеры в течение жизни человека. Современная действительность диктует острую необходимость освоения в педагогической практике новых способов стимулирования самопознания, самоопределения и самореализации школьников, формирования культуры, духовного и физического здоровья подрастающего поколения, что позволит каждому в отдельности ученику определить свой путь развития и профессиональной деятельности.

Проектируя инновационную школу сегодня, практики могут ориентироваться на исследования Н. И. Ефремовой, Н. Э. Касаткиной, О. Г. Максимовой, Е. В. Машиньян, Е. В. Филатовой, Т. И. Шалавиной.

Различные аспекты психолого-педагогической диагностики, позволяющие оказать помощь в выявлении личностных характеристик учащегося, рассматриваются в работах Н. В. Дубровина, В. И. Зайцевой, Г. В. Овчаровой, А. И. Кочетова, В. Э. Пахальян, Д. И. Фельдштейна. Обоснованию' актуализации проблемы самоопределения школьников в образовательных учреждениях посвящены работы М. И Губановой, А .Я Журкиной, И. И. Зарецкой, И. Э. Касаткиной, П. С. Лернера, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, Н. Ф. Родичева, Е. Л. Рудневой, С. В. Сальцевой, А Ю. Тужилкина, С. Н. Чистяковой, И. Д. Чечель и др.

Развитию творческого потенциала личности школьника в инновационном образовательном учреждении посвящены работы A.M. Матюшкина, Я. А. Пономаревой, И. Н. Семеновой, В. А. Сластенина, Н. И. Тимаковой.

Исследованию возможностей базового и дополнительного образования для творческого развития детей, их самоопределения посвящены работы В. П. Голованова, Н. Б. Дворцовой, С. В. Евтушенко, А. Я. Журкиной, И. А. Сасовой, Е. В. Леоновой, В. Ю. Лернер, В. А. Полякова. Возможности использования средств физической культуры и спорта в развитии личности школьников в непрерывности физкультурно-спортивной деятельности рассматриваются в работах В. К. Бальсевича, М. Я. Виленского, Ю.А., Визитей Н. Н., В. М. Выдрин, Ю. А. Копылова, В. И. Ляха, В. П. Лукьяненко, Л. П. Матвеева, А. П. Матвеева, В. И. Столярова. В. В. Абрамова исследует формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры (2006г.) — С. А. Алексеев исследует средства физической культуры — как фактор социализации молодого человека (2006г.) — А. Н. Ашихмин исследует физическую культуру в развитии профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России (2006г).

Исследованию возможностей сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и его роли в выборе направления обучения с последующей самореализацией посвящены труды Б. Г. Ананьева В.Д., Сонькина, М. П. Суюровой, С. В. Хрущева, М. И. Бобневой, Базарнова В.Ф.Е. А. Климова, JI.H. Когана, И. С. Кона, В. Ф. Сафина, JI.B. Сохань, Е.В., М. И Губановой, А. Я Журкиной, И. И. Зарецкой, И. Э. Касаткиной, П. С. Лернера, В'.А. Полякова, Н. С. Пряжникова, Н. Ф. Родичева, С. В. Сальцевой.

Сущность педагогической поддержки в отечественных исследованиях рассматривали Ш. А. Амоношвили, В. А. Караковский, С. Д. Поляков, А. Н. Тубельский, М'.П.Черемных, М. П. Щетинин, О. С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Проблемы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса привлекают внимание педагогов М. К. Акимовой, А.Ю., В. В. Гузеева, JI.E. Журовой, Ю. А. Иванова, Т.А., Носова, А. М Новикова, Ю. М. Орлова, М. А. Холодной и др.

Все вышеперечисленные научные и практико-ориентированные работы оказывают большое влияние на развитие инновационных школ при разработке моделей, проектов образовательных программ. Практические работники при организации инновационных моделей школ ориентируются на индивидуальные особенности личности ученика, обеспечивая возможность образования по выбору (профиль) с учетом профессионально обозначившихся интересов, склонностей и проявляющихся способностей учащихся, создают возможность самоопределения, определенной адаптации в профильном направлении.

В сфере физической культуры сложилась такая ситуация, при которой многие положения и понятия, укоренившиеся в массовом сознании, препятствуют выработке эффективной стратегии и тактики* дальнейшего развития физкультурно-спортивной деятельности и, в частности, содержания предмета «Физическая культура» как образовательной области, её инновационной направленности. Принцип вариативности, провозглашенный сегодня в российском образовании, дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Возрастает роль науки в создании инновационного образования, адекватного уровню общественного знания в направлении актуализации физкультурно-спортивной деятельности, здорового образа жизни. Положительным является тот факт, что меняются ценностно-смысловые ориентиры преподавания предмета «Физическая культура». Происходит переход от деятельного (двигательного) к деятельно — смысловому содержанию (физкультурное образование как двигательный опыт и направленность личности, как средство самоопределения школьников). В связи с этим возникает проблема, при которой учителя физической культуры, осуществляющие подготовку школьников, сами не всегда готовы в достаточной степени адаптироваться к новым условиям и поэтому не всегда способны осуществлять содействие школьникам в обретении ими смысложизненных ориентиров. Теоретические разработки, многочисленные исследования в сфере физической культуры не используются в практике. Она просто не успевает их реализовать.

Анализ практики развития инновационных образовательных учреждений показал, что в настоящее время значительный массив научно-методических работ, связанных с проблемой самоопределения учащихся, не востребован субъектами инноваций. Наряду с этим отсутствуют исследования в области физической культуры, ориентированные на системное, целенаправленное оказание помощи в проектировании, функционировании инновационных школ и решения в них проблем самоопределения учащихся. В этой связи проблема изучения особенностей подготовки школьников по физической культуре, анализ условий, при которых возможен успешный выбор направления образования, приобретает особую актуальность.

Педагогическое осмысление проблемы подготовки школьников по физической культуре позволило выявить ряд противоречий:

— между существующей насущной потребностью субъектов инноваций в научной помощи и недостаточным уровнем профессиональной подготовки основной части практиков к социально-педагогическому и психолого-педагогическому проектированию;

— между необходимостью сохранения и поддержания здоровья учащихся в процессе образования, являющимися одним из определяющих условий их оптимального обучения и развития, и недостаточной включенностью в этот процесс самих учащихся как активных субъектов деятельности по сохранению и наращиванию своего здоровья;

— между намерениями педагогических и тренерско-преподавательских кадров выполнить комплекс инноваций в физкультурно-спортивной деятельности и недостаточностью их теоретической подготовки и эффективной практики повышения квалификации.

Выявленные противоречия, позволили сформулировать проблему исследования: Какой должна быть система организации эффективной физкультурно-спортивной деятельности школьников? Каковы возможности инновационных образовательных учреждений?

Актуальность проблемы, её недостаточная научная и практическая разработанность определили выбор темыисследования: «Физкультурно-спортивная деятельность подростков в инновационном образовательном учреждении».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему физкультурно-спортивной деятельности подростков в инновационном образовательном учреждении.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс инновационного образовательного учреждения.

Предмет исследования: физкультурно-спортивнаядеятельность подростков в инновационном-образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: учебно-воспитательный процесс в инновационном образовательном учреждении может обеспечить успешную физкультурно-спортивную деятельность подростков, если: -осуществлен теоретико-методологический анализ сущности физкультурно-спортивной деятельности и выявлены (охарактеризованы) особенности её организации в инновационном образовательном учреждении- -осуществлено моделирование системы физкультурно-спортивной деятельности;

— разработано программно-методическое обеспечение непрерывности подготовки учащихся по физической культуре при взаимодействии базового, профильного и дополнительного образования, расширяющее диапазон" выбора и, содействующее овладению школьниками видами спортивной* деятельности;

— реализуется, комплексноепсихолого-педагогическое сопровождение (поддержка) физкультурно-спортивной деятельности учащихся на основе дифференциации и индивидуализации содержания учебного процесса по физической культуре-,.

— имеет место диагностика качества физкультурного образования учащихся основной школыЗадачи исследования:

1 .Охарактеризовать сущность физкультурно-спортивной деятельности подростков в инновационном образовательном учреждении, осуществить моделирование и экспериментальную апробацию процесса её реализации. 2. Разработать критерии и показатели эффективности физкультурно-спортивной деятельности школьников.

3.Осуществить программно-методическое обеспечение (содержание, формы и методы) подготовки школьников по физической культуре в инновационном образовательном учреждении.

4.Подготовить методические рекомендации, способствующие эффективности^ подготовки школьников по физической культуре в базовом, профильном и> дополнительном образовании.

Методологическую основу исследования составили: положения современной философии образования Б. С. Гершунскогосистемный подход в рассмотрении педагогической поддержки самоопределения школьников (В.П: Беспалько) — культурологический подход (Н.Б. Крылова.) — личностно-деятельностный подход (М.А. Викулина, JI.C. Выготский, И. П Иванов, Л. И. Новикова, ИС. Якиманская) — психолого-педагогические теории: о развитии способностей (П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной) — о развивающем обучении (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова).

Теоретическую основу исследования составили: концептуальные положения самоопределения личности (А.Я. Журкина, В. А. Поляков С.Н.Чистякова) — концептуальные основы дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина) — принципы гуманистической педагогики (О.С. Газман, А. Маслоу, К. Роджерс). На конкретно-научном уровне труды, раскрывающие сущность физической культуры развивающейся личности в процессе обучения (В.К. Бальсевич, М. М. Борисова, МЛ. Виленский, Н. Н Кожухова, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко, В. И. Лях, А. П. Матвеев, Л. А Рыжкова, В.И. Столяров).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, диссертационных исследований, моделирование) — изучение педагогического опытаэмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности) — диагностические (анкетирование, тестирование педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных).

Понятийный аппарат исследования: ведущими категориями нашего исследования являются: «физкультурногспортивная деятельность», «самоопределение», «физическая культура школьника», «инновационное образование», «педагогические инновации». Нами приняты следующие рабочие определения данных категорий:

Физкультурно-спортивная деятельность — это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровье и гармоническое развитие личности, её эффективную самореализацию в обществе (А.Я. Журкина).

Самоопределение — процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизниосновной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы (Н.Б. Крылова) Физическая культура школьника — специфическая ценность его бытия. Это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость, продуктивную включённость в труд, общественную жизнь, эмоциональную устойчивость (А.Я. Журкина). Инновационное образование — модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности (И.Е.Видт).

Педагогические инновации — это существенный элемент развития образования, который выражается в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, приводящие в совокупности к изменениям (иногда глобальным) в сфере образования с трансформацией содержания и качества (Н.Б. Крылова). Экспериментальная работа проводилась на базе инновационных образовательных учреждений Западного округа города Москвы: ГОУ Школа здоровья № 874, ГОУ СОШ № 637 с углубленным изучением физической культуры.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009гг.

Первый этап, (2004;2005 гг.) — теоретико-поисковый (констатирующий): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы физкультурно-спортивной деятельности подростковизучение литературы и концептуальных подходов по обозначенной проблемеобобщение педагогического опыта работы, инновационного образовательного учреждения в физкультурно-спортивной деятельности подростков. Второй этап (2006;2007гг.) — опытно-экспериментальный (формирующий): определение цели и задач исследования, формулирование гипотезыразработка модели организационно-педагогического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности школьников с мониторингом качества физкультурного образования подростков инновационных образовательных учреждений, обобщение опыта физкультурно-спортивной деятельности школьников в инновационной среде, комплексное психолого-педагогическое сопровождениеразработка средств дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности" (по ЗУН, по состоянию здоровья, по отношению: к предмету, к товарищам, к себе).

Третий этап (2007;2008г) — заключительно-оценочный (результирующий): обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация результатов исследования, формулирование выводов, подготовка методических рекомендаций для педагогов инновационных образовательных учреждений, оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены исходными теоретическими положениямиобусловленностью результатов исследования применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, соответствующих его целям и задачамреальностью воспроизводства основных выводов и результатов эксперимента и успешностью их применения в педагогической практике образовательных учреждений Москвы, Московской области.

Научная новизна исследования:

— охарактеризована, сущность физической культуры как характеристики личности подростка (ценностно-смысловое отношение к занятиям физической культуройсамостоятельность в выборе занятийудовлетворенностьсамореализацией) и возможности её становления средствами физической культуры как образовательной областиосуществлено моделирование процесса её реализации;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности реализации системы физкультурно-спортивной деятельности школьников по физической культуре в инновационных образовательных учреждениях (программно-методическое обеспечение непрерывности подготовки учащихся по физической культуре при взаимодействии базового и дополнительного образованияпсихолого-педагогическое сопровождение (поддержка)" физкультурно-спортивной" деятельности учащихся на основе уровневой реализации содержания образованияиндивидуализация образовательной деятельности школьников по физической культуре как условия- (перспективы) их самоопределения в выборе профиля обучения в старшей школе);

— разработана методика диагностики физического развития и отношения школьников к физической культуреуровневой реализации содержания образования учащихся.

Теоретическая значимость исследования: получены теоретические данные, обобщающие эмпирический опыт подготовки школьников по физической культуре в инновационном образовательном учреждениипостроенная на основе полученных данных модель процесса физкультурно-спортивной деятельности учащихся основной школы позволяет осуществлять теоретические и методические разработки в этом направлении. Практическая значимость исследования: разработан комплект программ непрерывного образования школьников по физической культуре (базовое, предпрофильное — элективные курсы, дополнительное), методические рекомендации по реализации образовательного процесса в соответствии с уровнем самоопределения школьников в выборе профиля обучения физической культуре.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты по проблеме исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Центра содержания образования' по физической культуре и ОБЖ ИСМО РАО, Центра организационно-методического обеспечения по физической культуре Департамента образования города Москвы, на Экспертном Совете Западного округа города Москвы, на педагогических советах школ 72, 874, 637. Вопросы по исследуемой теме имели отражение в выступлениях: на городских семинарах по инновационным технологиям реализации образования, на Всероссийских педагогических марафонах (2005, 2006, 2007гг.) — на «Круглых столах» Департамента образования города Москвы, Департамента по физической культуре и спорту города Москвы (2003, 2004, 2005, 2006,2007гг.) — на заседаниях научно-методического Совета Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания (2007, 2008гг.) — на семинарах содружества стран Балтии и СНГ (2004г.), на региональной научно-практической конференции в Калуге (2006г.), на выездных семинарах в Киеве (2003г.), в Ленинграде (2004г.), в Белоруссии (2005г.). На страницах журнала «Физическая культура в школе». В издательстве «Советский спорт» по теме: «Современный урок физической культуры». В сборнике материалов научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы предпрофильного и профильного обучения школьников» ИСМО РАО статья «Особенности структурной организации предпрофильного обучения по физической культуре в основной школе» (2008г.).

Опыт исследования демонстрировался на выставках ВВЦ «Образование — 2005». «Образование —2006" — на выставке в Манеже 2006 г. «Образование и здоровье», был одобрен Департаментом образования города Москвы и оценен «Грантом Москвы в области гуманитарных наук».

Внедрение результатов осуществлялось на экспериментальных площадках инновационных образовательных учреждений Западного округа города Москвы ГОУ Школы здоровья № 874, ГОУ СОШ № 637 с углубленным изучением физической культуры. На защиту выносятся следующие положения:

1 .Педагогическая деятельность по физической культуре — это процесс формирования у школьников ценностно-смыслового отношения к занятиям физической культуройинструмент их подготовки к ситуации выбора дальнейшего направления образования, позволяющая проявить самостоятельность в построении индивидуальной траектории обучения, достичь удовлетворенности самореализацией.

2.Модель процесса физкультурно-спортивной деятельности школьников в инновационном образовательном учреждении представляет собой единство и взаимосвязь следующих компонентов диагностического (определение начального уровня подготовки по физической культуре) — целевого (совокупность целей, задач подготовки учащихся основной школы по физической культуре) — содержательно-методического1 (знания, умения, опыт физкультурно-спортивной деятельности, которые должны усвоить учащиесянеобходимый для этого" методический инструментарий) — организационно-управленческого (дидактические условия эффективного усвоения школьниками содержания физкультурно-спортивного образования) — и результативного (процессуальные и результативные критерии, их показателидиагностические методики).

3.У спешность реализации физкультурно-спортивной деятельности подростков обеспечивается следующими педагогическими условиями: -программно-методическим обеспечением непрерывности подготовки учащихся по физической культуре при взаимодействии базового и дополнительного образования, расширяющим диапазон выбора и содействующим овладению школьниками видами спортивной деятельности- -комплексным психолого-педагогическим сопровождением подготовки учащихся на основе дифференциации содержания учебного процесса- -индивидуализацией образовательной деятельности в подготовке школьников по физической культуре как перспективы их самоопределения в выборе профиля обучения в старшей школе.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, 31 таблицы, 2 схем, 6 рисунков, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ПО 4 ГЛАВЕ.

В результате эксперимента теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности подготовки школьников по физической культуре в инновационном образовательном учреждении. Организация учебно-воспитательного процесса инновационного образовательного учреждения в соответствии с задачами эксперимента потребовала объединения усилий педагогического коллектива, семьи и общественности в обеспечении реализации духовного и физического развития школьника. В учебном плане произошло увеличение часов на физическую, культуру до 3-х в неделю, расширение сети дополнительного образования, введение элективных курсов. Система дополнительного образования включала: секции по различным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол, атлетическую гимнастику, аэробику и т. д.), кружки по интересам, коррекционные занятия в специальной медицинской" группе.

Был подготовлен и реализован комплект программ (базового, предпрофильного, дополнительного образования), обеспечивающий подготовку учащихся по физической культуре в непрерывности и преемственности. Были разработаны «Образовательная программа по физической культуре 5−9 классов», «Профильное обучение и предпрофильная подготовка по физической культуре для учащихся основной и старшей полной школы" — программы элективных курсов по темам: «Легкая атлетика», «Общая физическая подготовка», «Превентивная медицина в здоровом образе жизни», «Превентивная медицина в физкультурно-спортивной деятельности" — «Программа внеурочной деятельности начального образования" — программы дополнительного образования: «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивная гимнастика» и методические рекомендации к программам, дидактический и раздаточный материал. Макет «Дневника самоопределения» для учащихся основной школы, макет «Тетради по физической культуре», технологические карты.

Инновационный характер содержания комплекта программ предполагал создание современной педагогической технологии сопровождения непрерывного процесса физкультурно-спортивной деятельности с участием всех службразвитие у школьников потребности в здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельностиукрепление здоровьябудущей их профессиональной и социальной активности. В программировании физкультурного образования учитывалась необходимость соответствия программы целям образовательного учреждения (инвариативная часть) и интересам обучающихся (вариативная часть), что и придавало образовательному процессу целостность.

Изучение состояния здоровья учащихся и уровня возможного усвоения каждым содержания образовательных программ по физкультурно-спортивной деятельности поставило перед исследователем проблему уровневой реализации учащихся основной школы. Применение средств дифференциации и индивидуализации обучения, позволило за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для самоопределения подростков, реализации их индивидуальных образовательных маршрутов. Использование уровневой дифференциации обучения изменило стиль взаимодействия с подростками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы физкультурно-спортивной деятельности школьников в инновационном образовательном учреждении обусловлена потребностью общества в самоопределившейся личности, осуществляемом ею выборе профиля обучения в соответствии с будущей профессиональной деятельностью на основе соотнесения индивидуальных особенностей состояния здоровья с требованиями рынка труда.

Инновационность. образования проявляется в максимальном развитии творческих способностей и создании сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности.

Применение дифференциации и индивидуализации позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для выбора подростками дальнейшего жизненного пути в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования.

Результативность физкультурно-спортивной деятельности учащихся основной школы достигается при выявлении потенциала образовательного пространства в инновационном образовательном учреждении, включающего совокупность возможностейоптимальную насыщенность практико-ориентированными ресурсамиединство базового и дополнительного образованияконструктивное взаимодействие педагога и учащегося на основе сотрудничестваличного включение подростка в различные виды деятельности (урочную, внеурочную, внеклассную) — свобода выбора содержания физкультурно-спортивного образования и темпов его освоения.

Охарактеризована сущность физкультурно-спортивной деятельности подростков в инновационном образовательном учреждении. Построена модель процесса физкультурно-спортивной деятельности. Прописано содержание, определены формы и методы физкультурно-спортивной деятельностипоказана многофункциональность, дано разнообразие средств. Расписана деятельность педагога и самостоятельная деятельность учащегося в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Охарактеризованы условия физкультурно-спортивной деятельности школьников. Выделены критерии и показатели эффективности процесса (Модель).

Сформулирован ожидаемый результат физкультурно-спортивной деятельности и самоопределения школьников. Ожидаемый результатфизическая культура личности подростка показал необходимость создания здоровьеформирующей среды в инновационном образовательном учреждении как фактора мотивации интереса, формирования здоровья, проявления активности, достижения успеха, принятию ответственного выбора (самоопределения), построения* индивидуального образовательного маршрута Доказано, что успеху физкультурно-спортивной деятельности основной школы способствует реализация модели (включающей цель, задачи, функции, содержание, методы, формы, средства), которая отражает логику и динамику исследуемого процесса и обеспечивает результат — физическая культура" личности подросткаготовность выпускников основной школы к выбору профиля физкультурно-спортивного обучения.

Разработаны критерии и показатели эффективности физкультурно-спортивной деятельности школьников.

Осуществлена разработка программно-методическое обеспечении (содержание, формы и методы) подготовки школьников по физической культуре в инновационном образовательном учреждении. Подготовлены методические рекомендации, способствующие эффективности подготовки школьников по физической культуре в базовом, профильном и дополнительном образовании.

В целях эффективной организации физкультурно-спортивной деятельности выпускников основной школы необходимо изучение динамики подготовки учащегося к выбору.

Существенно облегчит процесс диагностики предложенная и апробированная система критериев (ценностно-ориентационного, самостоятельности в интеллектуальной и операционально-двигательной деятельности, удовлетворенность на психологическом и практическом уровнях). Показателями результативности предложенных критериев физической культуры могут выступать уровень знаний>и уровень отношений (к делу, товарищам, самому себе).

Было определено, что аутентичное оценивание в форме результативности, самоопределения. выпускников основной школы может проходить в несколько этапов: информационный, подготовительный, диагностический, аналитический, обобщающий. В ходе эксперимента были подготовлены таблицы оформления пакета документов, «портфолио» (Практические достижения личности подростка, изложенные или представленные в «портфолио» учащегося).

Выявлены и экспериментально апробированы условия' физкультурно-спортивной деятельности' подростков в инновационном образовательном* учреждении. Было разработано программно-методическое обеспечение непрерывной подготовки учащихся по физической культуре в базовом и дополнительном образовании. Создан алгоритм комплексного психолого-педагогического сопровождения (аналитико-диагностическое, просветительско-информационное, организационное) подготовки по физической культуре учащихся, основной школы. Разработан инструментарий аутентичного оценивания результатов спортивной подготовки, физкультурно-спортивной деятельности и в ходе апробации была подтверждена её правомерность для достижения цели исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации до 2015 года», — М.: Документы ПП РФ, 2008
  2. Послание Президента РФ. М.: Документы П РФ, 2009
  3. Национальный проект образования. М.: Документы ПП РФ, 2005
  4. Документы Федерального собрания. М.: ПРФ, 2009
  5. Документы Министерства образования. — М., 2008
  6. Федеральный компонент государственного образовательного- стандарта.-М.: Минобр. РФ /Под. Ред. Э. Д. Днепрова, В. Д. Шадрикова, 2002- с298−304
  7. Концепция модернизации образования' в Российской Федерации.- М.: Минобр. РФ, 2006
  8. Ю.Концепция профильного обучениям М.: ПБО, 200 611. Концепция профильного обучения по физической культуре. — М'.: ИСМО РАО, 2003
  9. Концепции модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 г. М.:АФК и С, 2007
  10. Концепция совершенствования образования в сфере физической культуры и спорта.-М., 2008
  11. Абульханова-Славкая К. А. Деятельностью психология личности.-М.:Наука, 19 080.-125 с.
  12. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. -560 с.
  13. Ш. А. Размышления р гуманной педагогике,-М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995, с. 496
  14. Ш. А. Обучение. Оценка, Отметка. -М., 1980.-134 с.
  15. .Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. — М., 2002 — 208 с.
  16. .Г. О проблемах современного человекознания — М.:Наука, 1977, с. 137
  17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — JL, 1968. — 143 с.
  18. П.К. Проблема принятия решения в психологии и философии. В кн.: Проблема принятия решения. — М.: Наука, 1976. — с. 11−12. 22. Анохшг П. К. Проблемы высшей нервной деятельности. — М., 1949. — с.49- 104.
  19. Н.В. Проблемы социализации личности М.:Социологические исследования, Вып № 3, 2003
  20. JI. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. М.: Наука, 1982. С— 140
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1976. С 122 .
  22. А.Г. Деятельность и установка. — М., 1990. — 138 .
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104 с.
  24. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. — 235 с.
  25. Н.А. Педагогические основы проектирования в личностно-ориентированном обучении. — М., 1999, с.46−52
  26. Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. — М.: Завуч, 1990, cl 13−126
  27. М.К., Козлова В. Г. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992, с. 80
  28. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. С — 227
  29. В.П. Теория учебника. М., 1988. С-128
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии-М- :Педагогика, 1989, С 191
  31. Базарный В. ФЛрограмма экспнрсс-диагностики динамики^ психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. — Сергиев Пасад, 1995, С 93
  32. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения- -М., 1979, Т. 1,2, С- 103
  33. А.А. Личность, и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. С-271
  34. А.А. Психология о личности. — М.: МГУ, 1988, С — 188
  35. П. Развитие «Я- концепции» и воспитание.- М.: Просвещение, 1986, С. 307 .
  36. А.В. Брушлинского- Личность и деятельность.- М-, 1969, С-84
  37. Бальсевич В: К. Совершенствование системы физкультурно-спортивной деятельности. М. Журнал Теория и практика физической культуры, 2003- С-23
  38. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты).- М.: НМЖ Теория и практика физической культуры, 1990, № 1, С-22
  39. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность.-М.: Теория и практика физической культуры, 1995, № 4,С.-2
  40. Бальсевич В-К., Шестаков М. П. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников.- М.: НМЖ Спорт, духовные ценности, культура. РГАФК, № 7, 1997, С.-232
  41. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания.-М.: НМЖ Теория и практика физической культуры, 1997,№ 6,С.
  42. Божович Л. И. Личность и ее формирование в, детском возрасте. М.- 1968, с.380
  43. Борисова Теория и. методика физического воспитания дошкольников (схемы). М.: Владос, 2003
  44. А.А. Организация профориентационной работы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986, с. 127
  45. С.Г. Учитель о себе и профессии Социальное самоопределение. -Л.: 1988, с. 144)-51 .Виленский МЛ Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Автореферат дис. д-ра пед.наук.-М- 1990
  46. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки.- М.: НМЖ Физическая культура в школе, 1990, № 12, С.-2 '
  47. , Н.Н. Физическая культура, личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты).-Кишинев. Штиинца, 1998, С.-3−25
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. -168 с.
  49. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М., 1985. — 277 .с.31
  50. Выдрин В. М. Введение в специальность: учебное пособйе.М.: Просвещение, 1989, С.-119
  51. Выдрин В'.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование.- М.: НМЖ Теория и практика физической культуры, 1995, № 5ДС.-14, 15
  52. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.:МГУ, 1985, С 48
  53. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /Пихологическая. наука в СССР. М.:АПН ССР, 1959. — Т.1- с.441−469
  54. Т.И. Организация профильного обучения в школе.- Рос.-Дон, Феникс, 2006, с 251
  55. О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики! к педагогики свободы.- М.: МИРОС, 2002
  56. О.С. Педагогическая поддержка, М. Педагогика, 1987, с. 156
  57. М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема. Вопросы психологии, № 2.- М., 1988, с.19−26.
  58. Э.А. Способности и индивидуальность. — М.- Прометей, 1993. с-354
  59. В.В. Образовательная технология от приема до философии — М.Д996.С 112
  60. Гузеев) В. В. Системные основания образовательной технологии. — М.: Знание, 1995. с. 135
  61. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя.-Кемерово, 2002, с 1−51
  62. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1982, с. 147
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения М.:Педагогика, 1996, с 238
  64. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.-М., 1972, с.213
  65. В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов педагогического образования. / Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. Волгоград, 1996, с.184−188
  66. У. Психология. -М., 1991, с.366
  67. А.И. Совершенствование личности.- Р.Д.: РГУ, 1977
  68. Дружинин В. Н. Психология общих способностей.- С.-Пб.:Питер, 1999, с.35 987.75 .Дубровин Ю. Н. Лечеьная физическая культура: учебник.-М.: Владос, 2005
  69. В.Н. Когнитивная психология.Учебник для вузов Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002, с.480
  70. Данильчук В: И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов педагогического образования.- М., 198 965.
  71. А.Я. Концептуальные основы физической культуры. -М., 2008
  72. А.Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению./Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной -М-: ИСМО РАО, 1997- с. 80
  73. B.C. Формирование личности школьника. — М.: Педагогика, 1994. с.144
  74. Котел енков Н. А. Диагностика профессиональной направленности учащихся. — Минск, 1979
  75. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982, с. 245 .95 .Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань, 1980, с.219
  76. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989, с. 95 .
  77. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: КГУ, 1969,.с. 154 .
  78. Е.А. Путь в профессию.-Л., 1974
  79. ЮО.Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980, с. 190. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975, с. 296
  80. Н.Б. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.- 1995, т.1, с.81
  81. Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьника.-М.: Аспект-Пресс, 2 001 103. Кузнецов B.C., Колодницкий Г. А. Планирование и организация занятий.- М: Дрофа, 2003
  82. Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания.— М.: Спорт в школе, Вып. 7, 2004
  83. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. С.-Пб., 1992, с. 105
  84. Юб.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочиненияб в 2-х т. -М.: Педагогика, 1982,-т.1, с.656
  85. В. М. Педагогика А.С. Макаренко в личностно-ориентированной педагогической деятельности, (1888−1939гг.), Социально-личностная концепция в педагогике: Наследие А. С. Макаренко и современность.- Волгоград, 1937, с 105−1
  86. В.Ф., Иванов А. И., Федосова Н. А., Шилобод М. И. Концепция новой общеобразовательной средней школа. -М.:ИОО МО РФ, -1995, с. 61
  87. В.А. Психология.- М.: Просвещение, 1980, с 299
  88. Ю.Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т.-тЛ, т.5, — М., 1957, с.231−327
  89. А.Н. Спорт и личность.- М., 1983
  90. В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры— М.:Советский спорт, 2005, с. 255
  91. П.Ф. Педагогические труды.- М.:Педагогика, Собр.соч. в 10 т.
  92. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М., 1976, с 184
  93. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1989, с.286
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975, с., 296
  95. П.С. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. /Под ред. С. Н. Чистяковой,-М.: ИСМО РАО, 2005, с. 161
  96. П.С. Дидактические основы методов обучения —М., 1985, с.264 119.Лернер П. С. Дидактические системы методов обучения.- М., 1976, с.156
  97. .И. Групповая работа на уроке.- М., 1975, с. 167
  98. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания /В.И. Лях, А. А. Зданевич. —М.: Просвещение, 2004, с.127
  99. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье! — М.: МедицинаД991 123.Макаренко А. С. Соч. в 4-х томах. -М., 1987. 124. Маркова А. К. Психология труда учителя.- М., 1993, с. 192
  100. Т.В. Педагогические теории системы и технологии обучения.-Киров, 1997. с. 120
  101. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986, с. 256
  102. Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики.-М.: НМЖ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ГЦОЛИФК, 1998, № 2,С.-11
  103. Матвеев А. П. Концепция профильной школы по физической культуре /Матвеев А.П., Журкина А. Я., Панов В.А.- М., ИСМО РАО, 2003, С.-1−43
  104. А.П. Комплект программ по физической культуре. — М.: Просвещение, 2003
  105. Матвеев А. П. Оценка качества по физической культуре.- М.: Дрофа, 2001
  106. А.П. Материал к экзамену по физической культуре.-М.: Дрофа, 2001
  107. А.П. Программа профильной школы. М.: ИСМО РАО, 2003 134.Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Медгиз, 1966, с.364
  108. Т.А. О' свободе выбора при определении понятия* самоопределения. Ценностное самоопределение выпускника лицея. Дис. канд.педаг.наук. Оренбург, 1998, с.28'
  109. A.M. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: сб. н. тр. /Отв. ред.A.M. Новикова. М., 1992. -134 с.
  110. A.M. Развитие отечественного образования. —М.: ИСМО РАО, 2005, с. 255
  111. Н.Н. Материал к экзамену по физической культуре для выпускников 9-х классов. (Назарова Н.Н., Казакова Т.Н.). Статьи. НМЖ Физическая культура в школе, № 8- М., 2002, 0,6 п.л.
  112. Н.Н. «Материал к экзамену по физической культуре для выпускников 9-х классов». (Назарова Н.Н., Казакова Т.Н.). Статьи. НМЖ Физическая культура в школе, № 1, 2,3, 7, 8 М., 2003, 0,5 пл.
  113. Н.Н. Материал к экзамену по физической культуре для выпускников 9-х классов.(Назарова Н.Н., Казакова Т.Н.). Статьи. НМЖ, Физическая культура в школе № 1,2- М., 2004, 0,5 п.л.
  114. Н.Н. На конференции московских учителей: Урок физической культуры в условиях модернизации столичного образования". (Назарова Н.Н., Гуляев А.И.) Статья. НМЖ Физическая культура в школе, № 5- М., 2004, 0,8 п.л.
  115. Назарова Н. Н. Экзаменационные вопросы и ответы по физическою культуре: для учащихся 11-х классов. Методические рекомендации, ЗОУКО и МГФСО- М.- 1997, с. 1−65
  116. Н.Н. Волейбол. Методические рекомендации для учителей физической, 1 культуры- (Назарова, Н.Н., Казакова: Т. Н, Баландин Г. А.) МГФСОи ЗОУКО-М.-1998,с.Г-50
  117. Н.Н. Лыжи. Методические рекомендации для учителей физической культуры. (Назарова Н.Н., Казакова Т. Н, Баландин Г. А.) МГФСО и ЗОУКО-М.-1998,с. 1 -48
  118. Г. Назарова Н. Н. Нетрадиционные: формы- проведения уроков физической культуры. Методические рекомендации для учителей- физической культуры. (Назарова Н.Н., Казакова Т. Н., Баландин Г. А.) МГФСО и ЗОУКО-М.-1999,с. 1−45
  119. Н.Н. Баскетбол. Методические рекомендации для учителей физической культуры (Назарова Н.Н., Казакова Т. Н., Баландин. Г. А.) МДО ЦОМО ФВ -М.-1999, с. 1−65.
  120. Н.Н. Физическая культура" учебник для учащихся 5, 6, 7 классов образовательных учреждений (Велинский М.Я., Назарова Н. Н., Казакова Т. Н., Баландин Г. А.) Изд-во Просвещение. Министерства РФ по делам печати —М.- 2002 г., с.263
  121. Н.Н. Серия Урок физкультуры в современной школе.Футбол. Методические рекомендации для учителей физической культуры (Назарова Н.Н., Казакова Т. Н., Баландин Г. А). Рекомендовано М К О. Изд-во Советский спорт, выпуск 2- М 2002
  122. Назарова Н. Н Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие с серией плакатов (Назарова Н.Н., Муравьев В.А.). Рекомендовано ЦОМО ФВ МДО. Изд-во Айрис дидактика- М.- 2004
  123. Назарова Н. Н Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие с серией плакатов. (Назарова Н.Н., Муравьев В.А.). Рекомендовано ЦОМО ФВ МДО. Изд-во Айрис дидактика- М.- 2004
  124. Назарова Н. Н Гармония физического воспитания детей и подростков Методическое пособие с серией плакатов.(Назарова Н.Н., Муравьев В.А.). Рекомендовано ЦОМО ФВ МДО. Изд-во Дрофа М.- 2009
  125. Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре: Превентивная медицина в физкультурно-оздоровительной деятельности (практико-ориентированный блок). (Журкина, А .Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ-М.-2007
  126. Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Превентивная медицина в здоровом образе жизни (практико-ориентированный блок) (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМОФВ- М.-2007
  127. Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Превентивная медицина в твоем здоровье. (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М.-2007
  128. Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре Легкая атлетика (практико-ориентированный блок). (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М.-2007
  129. Н.Н. Программы элективных курсов по физической культуре ОФП (практико-ориентированный блок). (Журкина А.Я., Назарова Н.Н.). ИСМО РАО и ЦОМО ФВ М.-2007
  130. Н.Н. Программа, для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Организация и методика преподавания физической культуры с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. ЦОМО ФВ МДО, М.-2009
  131. Н.Н. Программа для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Управление развитием системы физического воспитания в дополнительном образовании" ЦОМО ФВ МДО, М.-2009
  132. Н.Н. Программа для слушателей курсов повышения квалификации физкультурно-спортивной направленности. Организация и проведение занятий по оздоровительной аэробике в образовательных учреждений.- ЦОМО ФВ МДО, М.-2009.
  133. М. :Просвещение, 1991 .с23 9
  134. И.П. ПСС. -М.: Гоиздат, 1951. -543 с.
  135. В.А. Личность. Деятельность. Коллектив— М.'.: Педагогика, 1984, С.438-.
  136. ПетровскийВ.А. Краткий психологический словарь.-М.:Политиздат, 1985, с.43
  137. В. А Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979, с.228
  138. П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях совершенствования системы образования. М., 1998
  139. Психология личности. Тесты. — М.: Изд-во МГУ, 1982, с. 296
  140. Психологический словарь. — М., 1983
  141. Платонов С Л: Основы психологии: М., 1989
  142. А.А. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированной технологии обучения . — М.: Вестник практической психологии, 1997, № 3
  143. С.Д. Коммунарская методика как феномен педагогической деятельности.- Кострома, 1989.
  144. Н.С. Предпрофильная и профильная подготовка школьников перспективы и сомнения. Сборник материалов конференции.- М., 2007 189.Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. — М., 1975, с.550
  145. Рубинштен С. Л. Основы общей психологии.-М., 1989
  146. Родичев > Н-Ф., Лернер П. С. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. /Под ред. С. Н. Чистяковой, — М.: ИСМО РАО, 2005, с. 161
  147. М.Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе.- М.: Просвещение, 1988
  148. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003
  149. В.В. Личностный подход, в образовании: Концепция и технологии: Моногр., — Волгоград, 1994, с. 150
  150. Сорока-Росинский.-М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.С. 224
  151. Сорокин А. А: Разработка и реализация региональной программы развития-творчества молодежи. — Ярославль.: ИРО, 1999, с 68
  152. Степанова О Н. Совершенствование системы физической культуры- и спорта. Сборник /Под.ред. С. В. Ночинской. — М. Изд-во МГЛУ, 2003
  153. Степанова О.Н., Начинская С. В*. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие.- М.: Прометей, 2003, с. 72
  154. В.А. Сердце отдаю детям. Изб.пед. соч.: в 3-х т. — М.: Педагогика, 1979, т.1, с 358
  155. Сухенко Н. В. Организация профильного обучения в школе.-Р.на Д, Феникс, 2006, с.251 210:Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта.- М.: Изд. ФК и С, 2006, с. 452
  156. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография.-Оренбург: Издательство ОГНИ, 1996, с 150−151-
  157. .М. Проблемы индивидуального развития. -М., 1961
  158. .М. Избранные труды. М., 1985, т.1, 2 разд. 2, с. 5−189.
  159. А.Ю. Продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников.- Нижний Новгород, 2001
  160. Унт Е. И. Индивидуализация и дифференциация обучения.—М., 1990, с.230
  161. К.Д. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1998, т.1−6
  162. Ушаков Д. В Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под. ред. Дружинина В. Н. М.: ПЕР СЭ, 2002, с.480
  163. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М., 1989, с. 158
  164. Д.И. Психология становления личности.- М., 1994, с 157
  165. И.Д. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. — М.: Минобр. АПК и ПРО, 2003., с. 101
  166. С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников.-Петрозаводск, 1991
  167. С.Н. Непрерывное образование- самоопределение -профессиональная карьера молодежи. Тезисы научно-практической конференции ИСМО РАО. Пущино, 1998, с. 87
  168. С.Н. Моя профессиональная карьера. -М.: ИСМО РАО, 1993, с. 77
  169. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996,
  170. С.Т. Соч.в 2-х т. С.-Пб, 1996, т.1
  171. Д.В. Избранные психологические труды.- М., 1989
  172. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996, с. 96
  173. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.- М. гСентябрь, 2000, с 348
  174. М.г. Личность и общество.- М.: Прогресс, 1973, с.237
Заполнить форму текущей работой