Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная наука определяет тендер — как социальный пол, когда функции и статус мужчины и женщины в обществе, включающего в себя семью, как его важнейший компонент, определяются социальным и культурным контекстом конкретного исторического времени, национальными традициями и инновациями, и не являются совершенно неизменными, раз и навсегда данными, как биологические и физиологические функции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в новых публичных формах художественной деятельности (2060 гг. XX века)
    • 1. 1. О методологии тендерного аспекта исследования истории культуры и искусства
    • 1. 2. Концерт и сценическое представление — новые публичные формы тендерного равноправия в художественной сфере
    • 1. 3. Ансамбль рубобисток — первый женский вокально-хореографический ансамбль в Таджикистане
    • 1. 4. Тендерные стереотипы и участие женщин-актрис в сценических представлениях
  • Глава II. Изменение тендерного стереотипа общественного статуса женщин в сценических образах (20−60 гг. XX века)
    • 2. 1. Сценические образы униженной и порабощенной женщины
    • 2. 2. Сценические образы женщины, восставшей против насилия и борющейся за свою свободу
    • 2. 3. Сценические образы современной женщины — равноправной, инициативной и творческой личности

История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века: гендерный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Изучение становления и развития культуры и искусства является одним из основных приоритетов исторической науки в Таджикистане. Многие аспекты уже получили детальную научную разработку и масштабное обобщение. Но на сегодняшний день совершенно не исследованным аспектом оказалось тендерное измерение истории развития таджикской культуры и искусства, изучение которого способно расширить и дополнить наше понимание формирования и протекания художественных процессов в Таджикистане, более полно и точнее определить значение того или иного компонента в истории национальной культуры.

Современная наука определяет тендер — как социальный пол, когда функции и статус мужчины и женщины в обществе, включающего в себя семью, как его важнейший компонент, определяются социальным и культурным контекстом конкретного исторического времени, национальными традициями и инновациями, и не являются совершенно неизменными, раз и навсегда данными, как биологические и физиологические функции человека [5- 6- 49- 66]. В отличии от последних функции социального пола могут изменяться, иметь многообразие форм и видов отношений, отражая соответствующие аспекты в социуме. В качестве примера отметим широко известное явление, когда в театральном искусстве функции и роли женщины могут выполнять мужчины, и наоборот, женщины выполняют функции мужчин. И такой взаимообмен социальными ролями и функциями пола происходит не только на сцене, но и в реальной жизни.

Тендерный подход к историческим явлениям представляет собой особое видение социальных и культурных процессов, где в центре внимания находятся многообразные взаимоотношения мужчин и женщин, их статус и функции в обществе, которые влияют на развитие социальных процессов, в том числе и художественных, отображаются в личной и творческой жизни деятелей искусства, в произведениях культуры и искусства.

Необходимо учитывать, что сегодня в исторической науке в целом, преобладает маскулинная — мужская позиция, когда рассмотрение тех или иных аспектов истории, осуществляется преимущественно мужским видением исторических процессов. И здесь есть вопросы, связанные с возможным проявлением мужской субъективности, которую трудно избежать при анализе и обобщении тех или иных явлений в истории общества, культуры и искусства. В этом контексте представляется актуальным применение такого метода анализа, который бы учитывал мужскую и женскую составляющую исторических процессов, принимал во внимание тот объективный факт, что историю делают, на ряду с другими причинами и факторами, именно мужчины и женщины, их взаимоотношения.

Между двумя полюсами социальной парадигмы — неравенство и равенство — располагается многообразие видов и форм проявлений отношений женщины и мужчины. Если принять во внимание общую историческую направленность социального прогресса человеческих отношений от неравенства к равенству, включающего в себя мужские и женские взаимоотношения, можно говорить об особенностях каждого исторического периода или развития какого-либо социального явления в контексте отношений мужчины и женщины.

Такое понимание ориентировано на глубокое проникновение в существо исторических процессов, где явления, обусловленные тендерной проблематикой, занимают важное место. Очевидно, что ис^ всестороннего применения тендерной призмы анализа исторических явлений, мы не можем говорить уверенно о создании полной научной картины изучаемого явления, в которой были бы равно отражены все участники исторического процесса. В данном случае мы говорим о возможности и необходимости применения тендерного подхода к изучению истории развития таджикского искусства.

Если учитывать, что взаимоотношения мужчин и женщин фактически пронизывают все сферы жизнедеятельности общества, образуя его внутреннюю базу, основу, мы имеем основание утверждать, что выявить и осмыслить проявление этих отношений в тех или иных аспектах является чрезвычайно актуальной задачей исторического исследования.

Тендерный подход ориентирован именно на изучение такого аспекта видения социального явления, где есть проявление взаимоотношений женщин и мужчин. Такой подход представляется сегодня новым инструментом научного анализа в отечественной гуманитарной, в частности, исторической науке. Он широко распространен и апробирован во многих странах мира. Это прежде всего США, страны Западной Европы, а также и Россия [79- 123- 124- 125].

В таджикской гуманитарной науке тендерный подход преимущественно используется в основном при разработке вопросов правового, экономического и образовательного статуса женщин в Таджикистане, а также при рассмотрении общих вопросов, связанных с определением, что такое тендер, тендерные исследования, тендер и культура [8- 14- 34- 35- 34- 45]. Отметим также, что недавно появилась работа Кабил овой Б. и Халимовой «Устные истории женщин Таджикистана», где тендер осмысливается применительно к исторической науке и народному песенному творчеству [22].

Взаимоотношения женщин и мужчин в обществе и семье имеют много аспектов, каждый из которых может образовать самостоятельный предмет исследования. В данной работе избран аспект рассмотрения тендерных стереотипов в таджикском искусстве, на примере изучения истории изменения общественного статуса женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20−60-х годов XX века.

Обращаясь к истории Таджикистана, его культурным и религиозным традициям, отметим широко известное явление, когда еще совсем недавно существовало жесткое членение всей жизни общества на мужскую и женскую сферы, включая деление дома в традиционных мусульманских семьях на мужскую и женскую половину. Особо отметим тот факт, что несмотря на достаточно большой промежуток исторического времени, начиная с Октябрьской революции до настоящего момента, разделение на разные мужские и женские сферы в тех или иных аспектах до сих пор сохранилось и сегодня, в особенности в сельской местности.

По традиции, в странах и регионах, где распространен ислам, в частности, в Центральной Азии, еще совсем недавно, вся публичная деятельность общества относилась к компетенции мужчин. Женщины же не имели права проявлять себя открыто в жизни общества. Её мир — это семья. Сначала в доме у родителей, потом у мужа. К основным её функциям было отнесено рождение детей, быть матерью, обслуживание мужа. Все, что выходило за пределы этой модели социальных функций пола — женщины, жестко наказывалось.

Обратим также внимание на такое примечательное явление. Гендерные стереотипы по своему содержанию, направленности могут различаться у разных народов, культурных и религиозных общностей. А также, могут различаться и у одного народа, как в историческом планечто было раньше и что теперь, так и внутри его популяции, между различными локальными этническими группами и особенностями. Это говорит о многообразии проявления свойств тендерного стереотипа, сложности этого социально-культурного явления и о важности его изучения.

Нас интересует в данной работе исторический аспект. Изменчивость тендерных стереотипов, социальных моделей соотношения мужского и женского в обществе позволяет достаточно эффективно использовать тендерный аспект в исследовании истории таджикского искусства. Богатый материал для проведения анализа тендерных стереотипов дает изменение традиционного общественного статуса таджикских женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20−60 гг. XX века, которые пришли к нам с европейских стран и основаны на тендерном равноправии: когда открыто и одновременно и мужчины и женщины могут принимать участие как в качестве артистов — исполнителей, так и в качестве зрителей и слушателей в этих представлениях.

До распространения в Таджикистане этих новых форм публичной художественной деятельности, женщина не могла открыто себя проявлять перед зрителями и слушателями мужчинами, одновременно вместе с мужчинами принимать официальное участие в каких-либо публичных представлениях. Существовавший тогда в общественном сознании тендерный стереотип жестко регламентировал сферу проявления деятельности женщин исключительно семьёй: дом родителей, родственников, мужа.

Если обратиться к сегодняшнему времени, для подтверждения высказанной выше мысли, отметим, что современная таджикская женщина совершенно свободно и открыто может творчески проявлять себя. Она участвует в многообразных публичных по своей форме презентациях: концертах, сценических представлениях, драматических, оперных и балетных спектаклях. Таджикские женщины — мастера искусств, стали явлением не только национального масштаба, но и мирового уровня, подобно звезде мирового балетного искусства балерине Малике Сабировой.

Можно ли представить, что женщины Таджикистана начала XX века имели такие возможности открытой, публичной, творческой и профессиональной самореализации? Безусловно, нет, поскольку в то время в общественном сознании доминировал тендерный стереотип, регламентирующий деятельность женщины сугубо в рамках семьи, в жестком подчинении родителям, мужу, родственникам. Ни о какой публичной деятельности не могло быть и речи.

Таким образом, мы видим две границы исторического времени, в пределах которого произошло изменение и разрушение традиционного тендерного стереотипа: что было категорически невозможным, стало возможным и, добавим, стало обычным явлением нашей сегодняшней действительности.

Историческое изменение тендерного стереотипа, в частности в сфере искусства, явление не однородное, а сложное, многообразное по различным видам и формам проявления. Самостоятельное и комплексное исследование тендерного аспекта истории таджикского искусства дает возможность раздвинуть границы нашего видения исторических процессов, более глубоко и шире осмыслить и понять причины и механизмы развития, дополнить и сформировать более полную историческую картину явлений культуры и искусства таджиков в XX веке.

Тендерный аспект исследования истории искусства ориентирован прежде всего на вычленение тех действий, структур и явлений, имеющих социальные характеристики, такие как положение в обществе, в семье, равенство и неравенство, властвование и подчинение, свобода и зависимость. Этой социальной ориентации тендерного подхода, в основе которой находится понимание тендера как социального пола, он отличается от сугубо искусствоведческого метода анализа явлений искусства, который ориентирован на осмысление непосредственно художественно-эстетических сторон произведения искусства, творческой деятельности актера, музыканта.

Степень изученности. Самостоятельных и комплексных исследований тендерного аспекта истории таджикского искусства на примере истории изменения тендерного стереотипа общественного статуса таджикской женщины в концертных и сценических представлениях периода 20−60-х годов XX века в отечественной исторической науки нет.

Есть работы, в которых затрагиваются общие вопросы участия женщин в истории становления и развития профессионального театрального и музыкального искусства, но в рамках более широкой научной темы, таких, как история таджикского народа, история культурного строительства в Таджикистане, история театра, история таджикской музыки, а также вопросы художественного, но не социального, тендерного, как в данной работе, анализа женских образов по произведениям таджикских писателей-драматургов и композиторов [.13- 39- 40- 41- 53- 57- 62- 87- 96- 120- 121- 122- 140- 143- 144- 147- 163- 171 и др.].

Среди вышеназванных работ особое место занимает двухтомное издание «История культурного строительства в Таджикистане», подготовленные коллективом сотрудников Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан В четвертой главе первого тома этого издания «Культурно-просветительные учреждения в Таджикистане (1917;1965гг.)» рассмотрены вопросы организации массовой клубной работы и зрелищных учреждений, их роль в развитии социалистической культуры в республике, в том числе и участие женщин в деятельности названных учреждений Глава богата примерами участия женщин в развитии сценического искусства и культуры в целом.

Во втором томе данного издания отдельная глава посвящена развитию социалистического искусства в Таджикистане в 1917;1977годах. В этой главе анализированы успехи представителей разных жанров искусства, в том числе и женщин.

Много ценных сведений, касающихся рассматриваемой проблемы зафиксированы также в таких обобщающих работах, как «Музыкальное искусство Памира» (31) и в трехтомной «Энциклопедия литературы и искусство таджиков» (187- 188- 189). В названных работах имеются многочисленные примеры относительно роли женщин республики в развитии современного таджикского искусства в исследуемом периоде.

Отметим также, что есть работы монографического характера, где освещается творческий путь отдельных и видных женщин мастеров искусства, в которых, в соответствии с жанром такой работы, не ставилась цель обобщения различных творческих явлений и судеб разных женщин — актрис и художественных женских образов [49- 171- 177].

В этих работах рассмотрение вопросов в тендерном аспекте не являлось самостоятельной задачей. Потому они не разрабатывались как единое видение и явление исторического процесса, обладающего своей внутренней логикой, структурой, причинами, механизмами и этапами развития.

К работам, в которых не специально, а на основе исследования общего хода развития истории таджикского театра, в той или иной форме затрагиваются вопросы участия женщин и анализируются проблемы, связанные с этим, нужно отнести, прежде всего, труды авторитетного таджикского ученого по истории театра Н. Нурджанова [37- 38- 39- 120- 121 ]. У него также имеются работы монографического характера, посвященные рассмотрению жизни и творчества знаменитых таджикских актрис, например, Софьи Туйбаевой [178].

В работах Нурджанова Н. дается богатый материал по истории становления и развития таджикского театра, приводятся ценные сведения о различных социальных проблемах, с которыми сталкивались первые женщины актрисы, дается анализ и оценка тех произведений, в которых освещается актуальная для 20−30-х годов проблема раскрепощения таджикской женщины.

Наряду с этим нужно отметить, что в исследованиях Н. Нурджанова по истории театра не ставилась специальная цель систематизации всех вопросов, касающихся положений женщин музыкантш и актрис в обществе и семье, и отражение этих аспектов в сценических художественных образах. Ученый больше уделял внимание вопросам художественно-эстетической оценке произведений театрального искусства и творчеству актеров, в том числе и актрис, чем систематизации социальных аспектов, связанных с соотношением мужского и женского начал, что составляет проблематику нашей работы, которая обусловлена применением тендерного подхода к искусству.

Необходимо также отметить, что труды Н. Нурджанова стали ценной источниковедческой базой по общей истории таджикского театра, изучение которой во многом способствовало формированию и разработке положений диссертации.

Аналогично вышесказанному, нужно отнести и к работам другого ученого — JI. Демидчик, которая исследовала вопросы истории становления и развития таджикской драматургии [11- 79- 169]. В её работах получили освещение различные аспекты положения женщины в обществе и семье, отображенные в драматических произведениях таджикских писателей для театра. Отметим также, что JI. Демидчик одна из первых предприняла попытку обобщения образов таджикской женщины. Этому посвящен специально один из разделов книги Демидчик Л. «Таджикская драматургия 40−50-х годов» (Душанбе, 1965) под названием «Новый герой — женщина».

В области музыкального искусства нет специальных работ, рассматривающих вопросы изменения тендерного стереотипа общественного статуса женщин-таджичек в новых формах публичной концертной и сценической деятельности. В то же время, существует ряд работ, содержащих богатый материал по истории таджикской музыки. Это два выпуска «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана» (19 191 945, 1946;1956) [29- 30], а также коллективный труд «Таджикская музыка» (Душанбе, 2003) [47].

Основной целью исследования является рассмотрение истории таджикского искусства в 20-е-60-е годы XX века как процесса изменения и разрушения тендерных стереотипов на примере исторической динамики общественного статуса женщин в концертных и сценических представлениях периода 20−60 годов.

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. дать общее представление о существующих направлениях в гендерных исследованиях, проводимых в Таджикистане и рассмотреть вопросы методологии использования тендерного подхода к историческим явлениям в сфере культуры и искусства.

2. выявить и показать процесс изменения и разрушения гендерных стереотипов в истории общественного статуса женщин Таджикистана в новых публичных формах концертной и сценической деятельности, базирующихся на равноправии мужчин и женщин.

3. выявить и показать историческую динамику изменения сценических женских образов как процесса изменения и разрушения тендерных стереотипов понимания статуса женщины в обществе и семье.

Объектом настоящего исследования являются взаимоотношения мужчин и женщин в истории таджикского искусства XX века, их социальные функции в обществе и семье, и как эти отношения отразились в произведениях искусства, в жизни и деятельности мастеров искусств, повлияли на характер развития художественных процессов.

Предметом исследования являются тендерные стереотипы в таджикском искусстве, история их изменения и разрушения на примере динамики общественного статуса женщин в новых публичных формах концертной и сценической деятельности периода 20−60 годов XX века.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы: история таджикского искусства с позиции тендерного подхода, ориентированного на рассмотрение многообразных взаимоотношений мужчины и женщины в обществе и отражения этих отношений в жизни и творчестве женщинактрис, музыкантш, в произведениях театрального и музыкального искусства.

В диссертации, в соответствии заявленными объектом и предметом, целью и задачами исследования, впервые в отечественной исторической науке осуществлено комплексное рассмотрение тендерного аспекта истории таджикского искусства в XX веке на примере изменения и разрушения традиционных тендерных стереотипов общественного статуса женщины в новых публичных формах концертной и сценической деятельности, в сценических образах женщин периода 2060 годов.

Комплексность и системность проводимого исследования тендерного аспекта истории искусства определяется разработкой трех основных направлений диссертации: а) обобщение тендерных разработок, проведенных в Таджикистане, в том числе, связанных с использованием тендерного подхода в исторических исследованияхб) исследование изменений тендерных стереотипов общественного статуса в практической деятельности женщин — музыкантш, актрис, в процессе освоения ими новых публичных форм концертной и сценической деятельностив) исследование изменений тендерных стереотипов в сценических женских образах, отражающих динамику общественного статуса женщины.

Каждое из вышеназванных направлений, само по себе обладает новизной подхода рассмотрения проблемы.

Новизна первого направления определяется тем, что впервые в отечественной науке в данной диссертации дается развернутое обобщение основных направлений тендерных исследований в Таджикистане.

Новизна второго направления: впервые в отечественной исторической науке формируется целостное понимание, что изменение традиционного тендерного стереотипа статуса женщины-таджички в обществе было во многом обусловлено освоением и развитием новых публичных форм концертной и сценической деятельности, базирующиеся на тендерном равноправии мужчин и женщин.

Новизна третьего направления определяется тем, что впервые вычленены как самостоятельный предмет исследования, систематизированы и рассмотрены в исторической динамике три сценических женских образа, каждый из которых отражает определенное положение женщины в обществе, её взаимоотношения с семьей, родителями, мужем, родственниками, другими представителями различных категорий общества. Это образы униженной и порабощенной женщины, женщины восставшей против насилия и борющейся за свою свободу и, образ современной женщины, полноправной, инициативной и творческой личности.

Хронологические рамки исследования определены периодом 20-е по 60-е годы XX века. Это обусловлено тем, что в избранном временном периоде рассмотрения тендерного аспекта истории таджикского искусства 20 века начинается ломка старого и завершается к концу 60-х годов формирование нового типа таджикской женщины — свободной, полноправной, образованной, творчески одаренной и инициативной личности, лидерские и организаторские способности которой уже успешно конкурируют с мужским шовинизмом и эффективно противостоят некоторым старым и еще сохранившимся тендерным стереотипам. Именно в этот период происходит значительный рост гражданской активности женщин в Таджикистане. Он охватывает фактически все сферы общественной жизни: политика, экономика, наука, образование, культура и искусство. Женщины выдвигаются на важные государственные посты, становятся членами правительства, руководят крупными предприятиями и учреждениями, становятся видными учеными, общественными деятелями, писателями, врачами, педагогами, художниками, музыкантами, деятелями театра и кино. Об этом периоде роста женской активности в Таджикистане написано много работ и трудов, отметим, в частности, работы Набиевой Р. [32- 33- 175] и Зикриёевой М. [15].

Рассматриваемая проблема в контексте общего изучения истории женского вопроса затронута в работах известного исследователя Р. Набиевой, где в ходе анализа общих проблем, связанных с решением женского вопроса в Таджикистане в годы советской власти анализируются и проблемы вклада женщин в развитии искусства и культуры в целом.

Методологической основой диссертации является принцип историзма и комплексного, системного подхода к изучаемому явлению. С учетом положений этих базовых методологических положений автор в работе отталкивается от основных достижений отечественной исторической науки, в частности, истории культуры и искусства [34- 37- 38- 176- 177], тендерных разработок таджикских и зарубежных исследователей, включая современную тендерную теорию и опыт использования тендерного подхода в исторической науке [101- 124- 125- 126- 134].

Источниковедческая база исследования включает в себя материалы и труды таджикских и зарубежных исследователей, писателей и композиторов, нормативные документы ООН, сборники документов, которые имеют непосредственное отношение к предмету настоящего исследования и на основе анализа и обобщения которых осуществляется разработка основных положений диссертации. Все используемые материалы и труды группируются по следующим трем направлениям.

1. Труды таджикских и зарубежных исследователей тендера и тендерной теории, женского движения, а также нормативные документы и материалы четырех Всемирных конференции ООН по положению женщин. [1- 2- 3- 4- 5- 49- 61- 79- 124- 186- 187- 188 и др.].

2. Труды и материалы по истории таджикского театра и музыкального искусства. [И- 29- 31- 37- 38- 39- 40- 47- 48- 54 и др.].

3. Труды и материалы таджикских ученых по общим вопросам истории культуры, роли женщин в культурном строительстве в Таджикистане Среди них насыщенностью фактами и документальными материалами выделяется двухтомное издание «Из истории культурного строительства в Таджикистане», в котором приведены нормативные документы, постановления компартии, союзного и республиканского правительств в области искусства, статьи о формировании и деятельности театров, которые дают огромный бесценный материал по выдвинутой проблеме. Такого же характера материалов содержатся и в серийном издании под этим же названием. [ 15- 31- 33- 34- 40- 41- 51- 52 и др.].

Практическая значимость исследования видится в следующем:

1. содействие дальнейшему развитию отечественной исторической науки, в частности, истории искусства и культуры;

2. опыт первого комплексного рассмотрения истории таджикского искусства через призму тендерного измерения может быть продолжен и распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки:

3. Материалы, научные положения, выводы, сформулированные в диссертационном исследовании могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях вузов.

Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите в отделе истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.

Основные положения диссертации изложены в докладах, прочитанных на научных форумах: Шестая международная ежегодная конвенция «Формирование нации. Прошлое и настоящее: Общество, экономика, безопасность» (США, 2001 г.) — Международный семинар «О чем поёт женщина» (-Худжанд, 2001) — Международный симпозиум «Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию: история и современность» (-Душанбе, 2002) и в публикациях автора:

1. Тендерный аспект истории развития культуры Таджикистана второй половины XX века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. — Душанбе, 2001. -С. 288−295. -0,5 п.л.

2. Са1ми занон — ¡-унармандони 1утнд дар ривоУу равнази санъати муосири тошк // О чем поёт женщина. — Худжанд, 2001 -0,2 п.л.

3. Современное искусство и его влияние на изменение традиционного статуса таджикской женщины (гендерный аспект) // Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию: история и современность. /Доклады и сообщения международного симпозиума на таджикском, русском и английском языках. -Душанбе, 2002. -С.155−156. — 0,2 п.л.

4. О некоторых направлениях тендерных исследований в Таджикистане. -Худжанд, 2004. -1,5 п.л.

5. Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в концертных и сценических представлениях периода 20−60 гг. XX века. -Худжанд, 2004.-1,5 п.л.

6. Ферганская долина: изучение стереотипов и восприятия домашнего насилия. Отчет по Республике Таджикистан. —Худжанд, 2004. -40с.-2п.л. (В соавтор.).

7. Ансамбль рубобисток — первый женский вокально-хореографический ансамбль в Таджикистане //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделен, обществ. наук.-2004. -№ 3. -С. 120 124. -0,5п.л.

Структура работы. Решение поставленных в работе задач определило структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Три главы включают в себя восемь разделов. В заключении подводятся итоги исследования, еще раз акцентируются его выводы, предлагается рекомендации по их дальнейшему развитию и практическому применению.

Наличие двух глав исследования непосредственно связано с двумя основными направлениями анализа тендерного аспекта истории таджикского искусства в 20 веке. В первой главе «Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в новых публичных формах художественной деятельности (20−60 гг. XX века)» рассматривается вопросы методологии тендерного аспекта исследования истории культуры и искусства, освоения новых публичных форм тендерного равноправия в художественной сфере — концертной и сценической деятельности, рассказывается о социальных проблемах, с которыми сталкивались женщины в этом процессе, дается описание деятельности первого женского вокально-хореографического ансамбля рубобисток. Во второй главе «Изменение тендерных стереотипов общественного статуса женщин в сценических художественных образах (20−60 гг. XX века) исследуется три сценических женских образа, их различные виды, дается систематика образов, которые отражают историческую динамику развития от униженной и порабощенной женщины к женщине восставшей против насилия и борющейся за свою свободу и, наконец, заключительный этап — современная женщина, полноправная, инициативная и творческая личность.

Завершая заключение, отметим, что практическая значимость диссертации видится в содействии дальнейшему развитию отечественной исторической науки, в частности, истории искусства и культуры. Приобретенный опыт первого комплексного рассмотрения истории таджикского искусства через призму тендерного измерения может быть продолжен, углублен и распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки: Материалы, научные положения, выводы, сформулированные в диссертационном исследовании могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975—1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь
  2. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин //Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований».-М., 2001.
  3. Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
  4. Валдай 96. Материалы Первой российской школы по женским и тендерным исследованиям. М., 1997.
  5. Вопросы истории таджикской советской драматургии. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.
  6. Тендер и культура. -Душанбе, 1999.
  7. Тендерная статистика в Республике Таджикистан. -Душанбе, 1999.
  8. С. Музыка Таджикистана. Сталинабад, 1944.
  9. Л.Н. Таджикская драматургия 40−50 годов. -Душанбе: Издательство АН Таджикской ССР, 1965.
  10. Ш. Из истории создания и деятельности комсомола Ходжентского уезда. -Душанбе, 1966.
  11. М. Как зажигались звезды. Душанбе: Ирфон, 1986.
  12. Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.15.3икриёева М. Историография проблемы женщин Таджикистана. -Душанбе, 2001.
  13. Т. Роль советских женщин в развитии науки, культуры и искусства. Москва, 1956.
  14. История культурного строительства в Таджикистане (1917−1977 гг.).- Т. 1.-Душанбе, 1979.
  15. История культурного строительства в Таджикистане (1917−1977 гг.). —Т.2. -Душанбе, 1983.
  16. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Сб. док. -Т.1. -Душанбе, 1966.
  17. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Сб. док. -Т.2. -Душанбе, 1972.
  18. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Сб. статей. -Вып. 1. -Душанбе, 1972.
  19. ., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана.- Душанбе, 2003.
  20. Ю. Музыкант, исполнитель, публика. Л., 1985.
  21. Л. Таджикская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония им. Рудаки. Сталинабад, 1957.
  22. Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. -М., 1998.
  23. А. Таджикская ССР. М., 1957.
  24. Т. А. Женское движение в России: традиции и новации. М., 2000.
  25. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919−1945 гг.). -Вып.1. -Душанбе, 1974.
  26. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1945−1956 гг.). Вып.2. Душанбе, 1975.
  27. Р. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Таджикистана. -Душанбе, 1977.
  28. Р. Положение женщины Таджикистана до и после Великого Октября. -Душанбе, 1982.
  29. Н. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе, 1997.
  30. Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  31. Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Вып.2 Душанбе, 2003.
  32. Музыкальное искусство Памира. Кн. 2. -М.: Советский композитор, 1986.
  33. Н. История таджикского советского театра (1917−1941 гг.).-Душанбе: Дониш, 1967.
  34. Н. История таджикского советского театра (1941−1957 гг.). Душанбе: Дониш, 1990.
  35. Н. Таджикский театр. Очерк истории. Москва: Издательство Искусство, 1968.
  36. О чем поёт женщина. -Худжанд, 2001.
  37. Раджабов 3. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. -Душанбе, 1961.
  38. Раджабов 3. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана (материалы). -Душанбе, 1964.
  39. Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002
  40. Таджикистан: на пути к тендерному равенству. -Душанбе, 2003
  41. Таджикская музыка. -Душанбе, 2003.
  42. Таджикская советская драматургия. Москва, 1957.
  43. Теория и методология тендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
  44. Е.Д. Народная артистка СССР лауреат Государственной премии Лутфи Захидова. -Душанбе: Таджикгосиздат, 1960.
  45. Улуг-заде С. Утро нашей жизни. Москва: Советский писатель, 1962.
  46. В. Музыка и слушатель. М., 1972.
  47. Н.Г. Собрание сочинений. -Т.2. -Москва, 1954.
  48. С.Д. К истории Ленинабадского театра имени А.С. Пушкина.- Душанбе: Таджикгосиздат, 1962.
  49. М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана.Душанбе: Ирфон, 1970.
  50. М.Р. Развитие социалистической культуры в Таджикистане.- Труды ТГУ, серия исторических наук. -Вып.2. -Душанбе, 1966.3. Статьи
  51. Ф. Роль женщин представителей современного искусства, в становлении и развитии демократических и светских основ в независимых государствах Центральной Азии // Женщины стран Центральной Азии за мир и стабильность. — Худжанд, 2000.
  52. Т. Моя любимая актриса Тути Гафарова //О чем поет женщина. — Худжанд, 2001.
  53. Т., Бозрикова Т. Тендерные проблемы в сфере образования // Женщины Центральной Азии за мир и стабильность. -Худжанд, 2000.
  54. Т.Р. Тендерное образование и формирование гражданского общества в Таджикистане //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. Душанбе, 2002.
  55. Н.И. Что такое «тендер»? // Общественные науки и современность. -1996. № 6. -С. 123−125.
  56. М. Решительней бороться с феодально-байскими пережитками 8 мая 1941 года газета // Коммунист Таджикистана, 1941, 8 мая.
  57. А. Танцевальное искусство Таджикистана. Сталинабад, 1957.
  58. С. Тендерная ассиметрия российской повседневности // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). Москва, РИК Русанова, 1998.
  59. С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. -1992. -К 6. -С. 153−169.
  60. С.Г. Тендерное равенство как проблема российских реформ: Полит, аспект (Науч.-аналит. докл.) / Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. М.: ИСП РАН, 2002.
  61. М. К истории театра на фронте в период гражданской войны. Труды Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина. М.-Л., 1941.
  62. Р. // Коммунист Таджикистана, 1941, 19 апреля.
  63. М. Новая весна ансамбля. // Вечерний Душанбе, 1982, 30 марта.
  64. Г. Красноречивое молчание //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  65. Р. Тендерные стереотипы и масс-медиа // Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Вып.2 Душанбе, 2003.
  66. К.А. Из истории борьбы за раскрепощение женщин в Таджикистане. //Доклады АН Тадж ССР. -Вып. 9. Сталинабад, 1953.
  67. Т. Социальное партнерство государства и неправительственных организаций в разработке и реализации тендерной политики в Таджикистане Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000
  68. Т. К проблеме тендерных ролей и стереотипов в Таджикистане //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане.-Душанбе, 2002.
  69. О. Введение в тендерные исследования //Валдай-96. Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. Москва, 1977.
  70. М. Тендер в СМИ //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  71. О. Музыкальная культура Советского Таджикистана //Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946−1956). Вып.2. Душанбе, 1975.
  72. Л. Зарождение и становление таджикской драматургии (1929−1941 гг.). // Вопросы истории таджикской советской драматургии и театра. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.
  73. Джоан Скотт Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. -4.2. -Харьков, Санкт-Петербург, 200 1.
  74. М. Большой творческий успех. Коммунист Таджикистана, 1954, 14 ноября-
  75. Доклад Экономического и Социального Совета за 1997. Практическое руководство по внедрению тендерных подходов. Бюро ПРООН по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ, 2000.
  76. М. Подарок за радостную весть// Таджикская советская драматургия. -М., 1957.
  77. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминисткая теория // Женщина-Гендер-Культера. М., 1999.
  78. Р. Тендерная экспертиза Конституции Республики Таджикистан //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  79. Р. Тендерная экспертиза трудового законодательства Республики Таджикистан: введение в проблему и общая характеристика //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  80. Д. Ситора // Таджикская советская драматургия. —М., 1957.
  81. М. Патриарх таджикской драматургии //Материалы по истории культуры Таджикистана. -Душанбе, 1981.
  82. Г. Тендер и его развитие в Таджикистане: опыт исследований и преподавания //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  83. . Женские песни женские истории //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. — Душанбе, 2003.
  84. . Женские песни как устные истории //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  85. . Женские устные истории: рассказы в песнях //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  86. Л. Моя первая роль // Коммунист Таджикистана, 1954, 26 декабря.
  87. Н. Ансамбль рубабисток (материалы беседы). -Душанбе, 2003.
  88. С. Мужчины Таджикистана: взгляд через призму тендерного измерения // Женщины Центральной Азии. Сборник статей. -№ 3. -Ташкент, 2003.
  89. С. Тендерные исследования в Таджикистане истоки и перспективы // Тендерные исследования, № 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных исследований.
  90. Н. Драматургия Советского Таджикистана //Таджикская советская драматургия. -Москва, 1957.
  91. М. Анализ рассказов Мансура Суруша в аспекте тендерных отношений //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  92. Е. Заключительный концерт // Известия, 1941, 22 апреля.
  93. A.A. Проблемы и перспективы тендерных исследований в Таджикистане //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. Душанбе, 2000.
  94. A.A., Хегай М. Н. Введение в тендерные исследования //Тендер и культура. -Душанбе, 1999.
  95. A.A., Хегай М. Н. Права человека: тендерный аспект //Тендер и культура. -Душанбе, 1999.
  96. Лаг А. В ансамбле рубобисток // Коммунист Таджикистана, 1940, 14 июня.
  97. А. Поговорим об оркестре народных инструментов // Коммунист Таджикистана, 1957, 14 июня.
  98. Э. Художник и публика. //Художник и публика. Л., 1985.
  99. А. Перед декадой таджикского искусства. //Советская музыка, 1940. № 11.
  100. А. Таджикская музыка //Музыкальная жизнь, 1938. № 8.
  101. Е. Рубабистки. // Коммунист Таджикистана, 1940, 27 декабря.
  102. . Ансамбль рубабисток. // Коммунист Таджикистана, 1956, 24 августа.
  103. Г. Тендерный аспект истории развития культуры Таджикистана второй половины 20 века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2001.
  104. M. О социальном образе таджикской женщины //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  105. М. Таджикские просветители и проблемы тендера //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. Вып.2 -Душанбе, 2003.
  106. Дж. К проблеме музыкально-культурной традиции. //Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.
  107. JI.B. Демократические основания устной женской истории //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  108. X., Мухаммедов Яр. Ансамбль рубабисток. // Таджикская государственная филармония. -М., 1941.
  109. В.Р. Тендерное воспитание личности в образовательной системе //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  110. В.Р., Хегай М. Н. Тендерный аспект образования //Гендер и культура. -Душанбе, 1999.
  111. Наимова 3. Права женщины в исламе. //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  112. Н. Материалы к истории зарождения советского таджикского театра и драматургии // Вопросы истории таджикской советской драматургии и театра. Сталинабад, 1957.
  113. Н. Традиции созанда в музыкальном танце — важной культуре таджиков на рубеже XIX—XX вв.. //Музыка народов Азии и Африки. -Вып. 3. -Москва, 1980.
  114. Нурджанов Н. О чем пела женщина в таджикских спектаклях//0 чем поет женщина. -Худжанд, 2001.
  115. О. Женские образы в балладах Франсуа Вийона //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  116. Н. Тендерные исследования и исторические науки // Тендерные исследования. -Вып. 3. -Харьков, 2000.
  117. Н. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Тендер. Культура. Москва, 1999.
  118. JI. Тендер в истории: проблематика и методология исследований // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. / Под общей редакцией О.Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН -МФФ, 2001.
  119. Рис Н. Тендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. 1994. N 5.С. 44−45.
  120. С. Успешные гастроли. Ком. Тадж., 1981, 11 июня.
  121. Саидмурадов Султон, Мухаммеджан Рабиев. Саодат // Таджикская советская драматургия. Москва, 1957.
  122. Т.К. Проблема тендера в контексте современной культуры //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  123. Т.К. Социо-культурный аспект тендерной проблемы //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  124. H.H. Отражение тендерных проблем в трилогии Дж. Икрами «12 ворот Бухары» //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  125. A.JI. Симона де Бовуар: подруга, писательница, феминистка //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  126. А.Л. Методология тендерных исследований //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  127. А.Л. Эмансипация, феминизация, тендер: «За» и «Против» //Женские и тендерные исследования в Таджикистане. -Вып. 1. -Душанбе, 2000.
  128. Таджикова 3. Музыкальная культура Советского Таджикистана. // Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919−1945). Вып.1. -Душанбе: Дониш, 1974.
  129. А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Тендерные тетради: Вып. первый. -СПб., 1997.
  130. Г. Заметки для себя // Театр, 1970, № 4.
  131. М. Советская модель «освобождения» восточной женщины и её влияние на современный статус женщины в Центральной Азии // Женщины Центральной Азии. Сборник статей, № 3. -Ташкент, 2003.
  132. Е. Первая таджикская балерина. КМ, 19 июля, 1964.
  133. Е.Д. Народная артистка СССР лауреат Государственной премии Лутфи Захидова. -Душанбе: Таджикгосиздат, 1960.
  134. Улуг-заде С. За высококачественные сценические произведения.-Шарки сурх, 1947. № 12.
  135. Улуг-заде С. Краснопалочники // Таджикская советская драматургия. Москва, 1957.
  136. Ф. Балет // Таджикская музыка. Душанбе, 2003.
  137. Ф. Опера // Таджикская музыка. Душанбе, 2003.
  138. В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины и история. Материалы научного симпозиума. -Тверь, 1997.
  139. Фазылова Туфа. Становление характера // Коммунист Таджикистана, 13.04.1941.
  140. Н. Женские музыкальные традиции ПО чем поет Женщина. -Худжанд, 2001.
  141. Н. Устная история //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. Душанбе, 2003.
  142. Н. Тендерные исследования и история //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  143. Н.С. Устная история и история женщин //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  144. Л. Бурду бохт //Садои Шарк, № 11, 1973.
  145. М. Тендерная статистика //Тендер и культура. Душанбе, 1999.
  146. М. Современные формы брачных отношений в Таджикистане и права человека //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.154. Хегай М. Н. Тендерные стереотипы и насилие против женщин //Тендер и культура. -Душанбе, 1999.
  147. М.Н. Методы тендерного анализа //Тендер и культура. -Душанбе, 1999.
  148. М. Поёт Ханифа Мавлянова. Коммунист Таджикистана, 13 ноября, 1964.
  149. О.П. Тендерное конструирование в пьесах А.Н.Островского //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  150. С. Теории феминизма // Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Вып.2- Душанбе, 2003.
  151. М. Культурный прогресс в советском Таджикистане //В семье равных. Душанбе, 1982.
  152. П., Менделл Н. Теории феминизма // Введение в тендерные исследования. -Ч. 2. -Харьков, Сант-Петербург, 2001.
  153. Н.П. Тендерные проблемы в русском живописном искусстве //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  154. М. Р. Роль женщины в современной культуре //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002. На таджикском языке
  155. А. «Зиндаги дар сахна». -Душанбе, 1984.
  156. Бахлул-зода К. Барои санъати олии большевики.- Пролетари Хучанд, 1933, 2 июн.
  157. Ю. Проблемаи тиб дар асори бадей, /газ. Маориф ва маданият, 1973, 2 октябр.
  158. М. Баъзе мулохизахо дар бораи пьесаи «Чуяндагон». // Точикистони Сурх, 1951, 2 июн.
  159. М. Тендер дар васоити ахбори умум //Некоторые аспекты тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  160. Демидчик JL, М. Гулнор. «Дохунда» дарсахдаи театри драмавии точик", Точикистони Сурх. 1954, 30 ноября.
  161. Ц. Чдвоби Мухдббат. Сталинобод, 1947.
  162. Л. Тух, фа Фозилова . -Душанбе, 1976.
  163. X. Ман бо хотирахо зиндаам.// Чархи гардун, 2003, 18 июл.
  164. Г. Са^ми занон хунармандони Хучанд дар ривочу равнаки санъати муосири точик // О чем поёт женщина. — Худжанд, 2001.
  165. Р. Афзудани роли занон дар сохтмони коммунизм.//ж. Занони Точикистон, 1982. № 3.
  166. М.Н. Ташаккули маданияти бадеии советии тохик. -Душанбе: Ирфон, 1986.
  167. А. Афкори мусикии точик. -Душанбе.
  168. Н. София Туйбоева. Душанбе: Адиб, 1993.
  169. Ю. Дохунда // Салимов Ю. Едгори умр. -4.1. -Хучанд, 2003.
  170. А. Кофилаи умр. -Душанбе, 1981.
  171. А. Образи занон дар фолклори точик.- Мактаби совети, 1975, № 12.
  172. Точинисо Рафурова. Устодони бомах, орат. Занони Точикистон № 12, 1965.
  173. С. Чуяндагон. // Шарки Сурх, 1951, № 3.
  174. Н. Омузишгохи санъати ба номи Содирхон Хофизи Хучандшахр. -Хучанд, 1999.
  175. Н. Шарофиддин Сайфиддинов. -Хучанд, 2000.
  176. А. Шариат ва роадои мустахдсам намудани оила дар чомеаи муосир (К^уръон ва масъалах, ои кандашавии акди никох,) // Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002
  177. М.Р. Революцияи маданй дар Точикистон (Очеркхо). Сталинобод, 1957.
  178. Энциклопедияи адабиетва санъат. -Т.1. -Душанбе, 1988.
  179. Энциклопедияи адабиет ва санъат. -Т.2. -Душанбе, 1989. 187. Энциклопедияи адабиет ва санъат. -Т.З. -Душанбе, 2004. На английском языке
  180. Feminism. A Reader. Ed. by M.Humm. New York, 1992. P. 1−2.
  181. Feminist studies. Critical Studies. Ed. By Teresa de Lauretis. Bloomington, Indiana University Press, 1986. 229p.
  182. Jacobsen Joyce P. The Economics of Gender. Second edition. Oxford, Blackwell, 1999. 515p. Авторефераты:
  183. H. Теоретические проблемы концертности и концертирования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата искусств.- Ташкент, 1985
  184. Н. Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917−1984). Автреф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата искусств.- Ташкент, 1984.
  185. А. Культурные преобразования в северных районах Таджикистана (1917−1929 гг.). Автореферат кандидатской диссертации. Душанбе, 1969.
  186. JI. Роль советской социалистической культуры вформировании новых семейно-бытовых отношений (на примереjТаджикистана). Автореф. дис. канд. фил. Алма-Ата, 1981.
Заполнить форму текущей работой