Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гигиеническая оценка учебного процесса на I — II курсах медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов тестирования по анкете Гончаровой в зависимости от успеваемости студентов показал, что по всем изучаемым показателям более неблагополучными были студенты с низкой успеваемостью по сравнению со студентами, успевающими на «хорошо» и «отлично». Выявили, что у студентов с низкой успеваемостью достоверно выше распространенность жалоб на дисфункцию иммунной системы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Гигиенические и биохимические аспекты обучения
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Глава 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Гигиеническая характеристика состояния здоровья студентов в связи с действующими факторами обучения
    • 3. 2. Гигиеническая оценка функционального состояния организма студентов на различных этапах учебного процесса
    • 3. 3. Влияние психологических особенностей студентов на обучение в вузе
  • Глава 4. ИЗМЕНЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СЛЮНЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
    • 4. 1. Изменение уровня молекул средней массы в слюне студентов на этапах обучения
    • 4. 2. Изменение показателей нуклеинового обмена в слюне студентов на этапах обучения
  • Глава 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОХИМИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Гигиеническая оценка учебного процесса на I — II курсах медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня во многом определяет основные тенденции развития здоровья населения страны и ее трудовой потенциал в ближайшей перспективе, в связи с этим забота о здоровье детей, подростков и молодежи является одной из важнейших государственных задач (Веселова Е.В., 1992; Игнатова Л. Ф., 1997; Сидоров П. И., 2000; Латышевская Н. И. и др., 2004). В настоящее время имеют место выраженные негативные тенденции в состоянии здоровья студентов (Воронина Г. А. и др., 1998; Русанова Е. И., 1998; Миннибаев Т. Ш. и др., 2001; Камаев И. А., Васильева О. Л., 2002; Дьякович М. П., 2003; Зайцев В. П., Крамской С. И., 2003; Хисамов Э. Н., Мусалимова P.C., 2004). Имеются литературные данные о том, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20−25%, в некоторых вузах достигает 40%, а по прогнозам к 2005 году может достигнуть 50% от общего числа студентов (Чоговадзе A.B., Рыжак М. М., 1993; Новиков В. И., Федоткин В. В., 1998; Коваленко Т. Г., 2000; Уваров В. А. и др., 2000). За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение (Новиков В.И., Федоткин В. В., 1988; Уваров В. А. и др., 2000; Низамов И. Г., Нугаева Г. Ш., 2001). Так, ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому — на 43%. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу (Акчурин Б.Г., 1996). Исследования заболеваемости среди студентов свидетельствуют, что в последние годы на первом месте, как и во всем мире, заболевания сердечнососудистой системы, на втором — опорно-двигательного аппарата, на третьем — органов дыхания, т. е. заболевания наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности (Егорычев А.О. и др., 2003). Решение проблемы здоровья студентов зависит как от особенностей образа жизни студентов, а именно постоянное нервно-эмоциональное напряжение на фоне сниженной двигательной активности, так и от закономерностей этапа индивидуального развития. В 1720 лет еще не закончено окончательное биологическое формирование организма и происходит социальное становление личности, поэтому знание особенностей этого периода развития человека необходимо для обоснования мероприятий, направленных на достижение гармоничности физического развития, формирование и сохранение здоровья (Филатов О.М., Щедрина А. Г., 1996). Именно в студенческом возрасте наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов на внешние раздражители, легкость повышения уровня функционирования организма при умственной и физической деятельности, повышенная лабильность нервных и эмоциональных процессов, высокая скорость мыслительных процессов запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенная познавательная деятельность (Киколов А.И., 1985; Шаханова A.B. и др., 2001).

Обучение студентов в вузе как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие преподавателей и студентов. Обучение — сложный процесс, в ходе которого студент должен получить знания, умения и навыки по изучаемой дисциплине. Научно-технический процесс ведет к усложнению программы вузов и к ускорению темпов обучения, к увеличению объема знаний, которыми должен овладеть студент за время обучения, к значительной интенсификации мыслительной деятельности студентов. Повышенная учебная нагрузка вынуждает студентов нарушать принципы организации здорового образа жизни, сокращается или полностью исключается дневной активный отдых на воздухе, уменьшается продолжительность сна. Если по академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю, то в действительности она значительно выше (Латышевская Н.И. и др., 2004). Хронометражные исследования показывают, что рабочий день студентов составляет в среднем 10 часов, спят они не более 7 часов в сутки (Шаханова A.B. и др., 2001). А с параллельным воздействием неблагоприятной социальной и экологической обстановки перечисленные факторы не могут не сказаться на их функциональном состоянии и здоровье (Антропова М.В. и др., 1997; Акоева.

JT.A. и др., 2003). Все это предъявляет повышенные требования к организму и диктует необходимость тщательного наблюдения за функциональным состоянием и работоспособностью студентов и их изменением в процессе обучения, изучения соответствия учебной нагрузки возрастным функциональным возможностям организма с целью предупреждения переутомления. Это одна из основных задач гигиены обучения, решению которой посвящены исследования многих гигиенистов (Бурханов А.И., Бурханова Т. А., 1994; Некипелов М. И., 1994; Соловьева Н. В., 1998; Миннибаев Т. Ш., Смирнова М. А., 2002; Кунделеков А. Г., 2003). Таким образом, необходимы такие пути реализации высокой интенсификации умственного труда, которые позволили бы избежать перегрузки студентов, и интенсификация не стала бы дополнительным фактором повышения их утомления, что составляет одну из актуальных задач гигиены обучения и воспитания.

Исследования гигиенистов в предыдущие годы ограничивались оценкой суммарного влияния учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма студентов, и лишь небольшое количество работ посвящено исследованию изменения метаболических процессов в организме обучаемого (Лукаш А.И. и др., 1997; Симонькина С. Ф., 1999; Бадыштов Б. А. и др., 2002; Марченко Д. В., 2002;). Однако в этих работах не учитывалась взаимосвязь биохимических показателей организма студентов с показателями их умственной работоспособности, самочувствия и личностными особенностями поведения на различных этапах обучения в вузе.

Обычно для оценки уровня биохимических показателей используют плазму, сыворотку, цельную кровь, форменные элементы. В связи с распространением передающихся парентеральным путем заболеваний (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С и др.), неинвазивный метод забора биологического материала является более предпочтительным. Поэтому материалом исследования в нашей работе является слюна. В настоящее время не изучена взаимосвязь биохимических показателей организма, таких как уровень молекул средней массы, их спектрографическая характеристика, коэффициент распределения молекул средней массы, количественное содержание общих нуклеиновых кислот, мочевой кислоты в слюне студентов с психофизиологическими показателями студентов при различных уровнях учебной нагрузки. Известно, что в процесс адаптации организма к стрессовым воздействиям вовлекаются многие органы и системы. Так, активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в головном мозге обеспечивает ускорение формирования временных связей, увеличение мощности стресс-лимитирующих систем (Филимонов В.И., 2002). Это обеспечивает увеличение устойчивости к эмоциональным стрессорам, к неврозам и т. п. Умственный труд студентов сопряжен с приемом и переработкой большого объема информации, что создает повышенную нагрузку на сенсорный аппарат, внимание, память. Одной из распространенных теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти, согласно которой процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК (Покровский В.М., Коротько Г. Ф., 2003). Доказательство связи метаболитов пуринового обмена, в частности мочевой кислоты, с функциональной активностью нервных клеток частично объясняет влияние мочевой кислоты на интеллектуальную сферу человека. Ю. И. Ровда и др. (1995) показали экспериментально, что мочевая кислота оказывает стимулирующий эффект на возрастание скорости обучения. Так, В. П. Эфроимсон (1991) предполагает, что мочевая кислота, а точнее, повышение ее уровня является своеобразным допингом, одним их биохимических стимулов интеллектуального развития личности. Отсюда вполне логично предположить, что гиперурикемия может накладывать свой отпечаток на психологический и вегетативный статус человека, что усиливает интерес физиологов и гигиенистов к биохимическим аспектам обучения.

Все это определило актуальность данной темы и цель нашего исследования.

Цель настоящей работы: гигиеническая оценка учебного процесса на 1−2 курсах медицинского вуза и разработка гигиенических рекомендаций по оптимизации обучения студентов, способствующих охране и укреплению их здоровья.

Задачи исследования:

• дать гигиеническую характеристику состояния здоровья студентов (по комплексу донозологических показателей) и выявить его взаимосвязь с успешностью их обучения;

• оценить влияние учебного процесса на функциональное состояние студентов (по показателям самочувствия, умственной работоспособности и концентрации внимания);

• дать гигиеническую оценку психологических особенностей личности студентов как фактора успешности обучения;

• исследовать изменение биохимических показателей (уровень и спектрографические характеристики молекул средней массы, коэффициент распределения молекул средней массы, содержание нуклеиновых кислот и мочевой кислоты в слюне) студентов на этапах обучения дисциплины биохимии.

• определить взаимосвязь между биохимическими и психофизиологическими показателями студентов на этапах обучения;

• разработать методические рекомендации по определению биохимических показателей организма студентов для оценки психоэмоционального стресса;

• обосновать и разработать комплекс профилактических мероприятий по оптимизации учебного процесса студентов медицинских вузов.

Научная новизна работы.

Выявлена взаимосвязь показателей умственной работоспособности, внимания и самочувствия, а также психологических типов личности студентов с биохимическими показателями пептидного и нуклеинового обменов на различных этапах обучения. Обоснованы психофизиологические и биохимические показатели для гигиенической оценки напряженности учебного процесса.

Выявлена взаимосвязь успешности обучения в вузе с психоэмоциональным состоянием студентов, донозологическими показателями их здоровья, а также с личностными психологическими особенностями студентов.

Установлены различия в уровне нездоровья студентов в зависимости от их психологического типа личности.

Практическая значимость работы.

На основании проведенных исследований обоснованы психофизиологические и биохимические показатели для гигиенической оценки процесса обучения, а также разработан комплекс мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья, оптимизации учебного процесса студентов медицинских вузов. Результаты исследований способствуют разработке скрининговых методик оценки учебного процесса в медицинских вузах.

Разработаны возрастные стандарты активности, настроения и самочувствия (по тесту САН), умственной работоспособности и концентрации внимания, а также возрастные стандарты биохимических показателей в слюне студентов, которые могут быть использованы в гигиенических исследованиях для изучения реакций организма студентов 17−20 лет на донозологическом уровне.

По материалам исследования разработаны методические рекомендации «Неинвазивный способ донозологической диагностики стрессового состояния по биохимическим показателям студентов вузов» (2004г.), которые внедрены в практику учреждений Госсанэпиднадзора.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс кафедры гигиены и кафедры общей и клинической биохимии № 2 Ростовского государственного медицинского университета.

Апробация работы и публикации.

Материалы диссертации были доложены и обсуждены по ходу выполнения основных этапов работы на: Днях науки для студентов, молодых ученых и специалистов (Ростов-на-Дону, 2001; 2002) — Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы» (Москва, 2002) — I межвузовской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов «Обмен веществ при адаптации и повреждении» (Ростов-на-Дону, 2002) — IV Научной сессии Ростовского государственного медицинского университета (Ростов-на-Дону, 2004);

Международном конгрессе «Формирование здоровьесберегающей среды развития, обучения, воспитания и информатизации детей, подростков и молодежи» (Москва, 2004).

По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Выводы.

1. Установлена обратная корреляция уровня успеваемости студентов (определяемого годовым рейтингом и оценкой на экзамене) и выраженности донозологиче-ских признаков нездоровья (симптоматики дисфункции иммунной и пищеварительной систем, проявлений астенического и психастенического синдромов, наличия синдрома вегетативной дистонии).

2. Показано, что у студентов с высокой успеваемостью средний уровень активности, настроения и умственной работоспособности, а также концентрация внимания достоверно выше по сравнению со слабоуспевающими студентами. По мере увеличения учебной нагрузки (психоэмоционального напряжения) достоверно ухудшается самочувствие, активность и настроение студентов, снижается скорость и качество корректурной работывместе с тем концентрация внимания студентов в условиях эмоционального напряжения (учебного стресса) достоверно улучшается по сравнению с фоновыми показателями.

3. Выявлены различия в уровне нездоровья у студентов с разными психотипами: частота заболеваний достоверно выше у «импульсивных» студентов по сравнению с «рассудительными» студентамиу «здравомыслящих» студентов сильнее проявились синдромы дисфункции сердечно-сосудистой системы и ЛОР-органов по сравнению со студентами-«интуитивами" — отмечена прямая корреляция между степенью выраженности патохарактерологического синдрома и принадлежностью студентов к Т-типу (к «логикам»). У студентов-«экстравертов» средние уровни активности и продуктивность корректурной пробы были достоверно выше по сравнению с «интровертами», а у «рассудительных» студентов оказались достоверно выше показатели самочувствия и настроения, а также ниже концентрация внимания по сравнению с «импульсивными» студентами.

4. Успешность обучения в вузе в определенной степени детерминирована личностными психологическими особенностями студентов: результаты экзаменов оказались достоверно выше у интровертов по сравнению с экстравертами, а также у студентов с доминированием «здравомыслия» по сравнению с «интуитивами». Кроме того, уровень успеваемости студентов коррелирует обратной связью с выраженностью у них аггравации, депрессии, психопатии, паранойи, аутизма и ги-помании и прямо коррелирует с уровнем ситуативной тревожности.

5. Отмечено, что у студентов с синдромом вегетативной дисфункции достоверно более высокое содержание нуклеиновых кислот слюне и более низкие показатели активности, умственной работоспособности и концентрации внимания по сравнению со студентами без проявлений вегетативной дисфункции.

6. В условиях умственно-эмоционального напряжения (после сдачи тест-контроля, до и после проведения контрольных работ, во время сдачи экзамена) в слюне повышается уровень молекул средней массы, нуклеиновых кислот и мочевой кислоты, снижается коэффициент распределения молекул средней массы, причем последний является наиболее чувствительным показателем изменения функционального состояния организма студентов. Это обосновывает возможность использования коэффициента распределения молекул средней массы как донозо-логического маркера (критерия) стрессового состояния студентов.

7. Выявлена обратная связь между показателями самочувствия и настроения и уровнем молекул средней массы в слюне студентовпрямо коррелируют между собой число ошибок в корректурной пробе и коэффициент распределения молекул средней массы в слюне студентов. Установлены достоверно более высокие значения уровня молекул средней массы у «интровертов» по сравнению с «экстравертами» и у студентов-«интуитивов» по сравнению со «здравомыслящими» студентами, что следует учитывать при оценке биохимических показателей в кли-нико-психологических и психолого-гигиенических исследованиях.

8. Установлено достоверное превышение уровней молекул средней массы и содержания мочевой кислоты в слюне у юношей по сравнению с девушками, а также превышение коэффициента распределения молекул средней массы у девушек по сравнению с юношами. Более высокое количественное содержание мочевой кислоты, повышенное значение коэффициента распределения молекул средней массы в слюне и улучшенные показатели умственной работоспособности у студентов второго курса по сравнению со студентами первого курса свидетельствуют о том, что процесс обучения в вузе стимулирует высшую нервную деятельность, активизация которой проявляется усилением пептидного и нуклеинового обменов.

9. Установлены пределы колебания уровня молекул средней массы, коэффициента распределения молекул средней массы в слюне студентов, содержания нуклеиновых кислот в слюне, мочевой кислоты, а также показателей самочувствия, активности и настроения студентов, их умственной работоспособности и концентрации внимания, которые могут рассматриваться в качестве возрастных стандартов для молодежи в возрасте 17−20 лет и использоваться в гигиенических исследованиях для сравнительного изучения реакций организма студентов этого возрастного контингента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы проблема здоровья студентов привлекает все больше внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено ростом числа хронических заболеваний, формированием возрастно-зависимой патологии в более молодом возрасте (Миннибаев Т.Ш., Смирнова М. А., 2002; Зайцев В. П., Крамской С. И., 2003).

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что обучение в вузе характеризуется высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, а возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ ухудшают здоровье студентов. Интенсификация умственной деятельности предъявляет повышенные требования к нервной системе студентов, что проявляется в увеличении психической напряженности и способствует росту нервно-психических нарушений, ухудшению самочувствия и здоровья студентов (Акоева Л.А. и др., 2004; Геворкян Э. С. и др., 2004; Латышевская Н. И. и др., 2004). И чем раньше регистрируется изменение психоэмоционального статуса, тем с большей целесообразностью, своевременнее будет произведена коррекция и оптимизация процесса обучения как фактора окружающей среды. Поэтому перед гигиеной обучения и воспитания возникает новая задача — выявление функциональных отклонений на донозологическом уровне (Антонова А.Н., Сердюковская Г. Н., 1995; Онищенко Г. Г., 2004). В связи с этим возникает необходимость гигиенической регламентации объема, характера и интенсивности учебной нагрузки.

Исследования гигиенистов в предыдущие годы ограничивались оценкой суммарного влияния учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма студентов, и лишь в единичных работах изучались вопросы изменения метаболических процессов в организме обучаемого. Среди них следует отметить исследования Лукаш А. И. и др. (1997), Симонькиной С. Ф. (1999), Бадыштова Б. А. и др. (2002), Марченко Д. В. (2002). Однако в этих работах не учитывалась взаимосвязь биохимических показателей метаболизма с показателями умственной работоспособности, самочувствия и личностными особенностями поведения студентов на различных этапах обучения в вузе.

В связи с этим целью нашей работы являлась гигиеническая оценка учебного процесса на 1−2 курсах медицинского вуза и разработка гигиенических рекомендаций по оптимизации обучения студентов, способствующих охране и укреплению их здоровья.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи: оценки стрессовости нагрузок учебного процесса по биохимическим показателям с помощью неинвазивных методик, а также исследование их взаимосвязей с показателями самочувствия, умственной работоспособности, концентрации внимания психологического статуса студентов во время изучения ими курса биохимии в медицинском вузе. Одной из задач исследования было обоснование профилактических мероприятий по оптимизации учебного процесса студентов медицинских вузов.

В исследованиях участвовали студенты первого и второго курсов Ростовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 19 лет.

Охрана здоровья студентов в целом и ранняя профилактика нервно-психических заболеваний в частности, предусматривает выделение ситуаций высокого риска — с повышенной угрозой к психической травматизации. В качестве таких стрессовых ситуаций выступают моменты проверки знаний — контрольные работы, зачеты, экзамены. Поэтому все гигиенические и биохимические исследования одновременно проводили на разных по сложности этапах контроля знаний (мы называем это «этапами обучения»). Учитывалось 5 моментов исследования: 1) состояние организма до начала обычного учебного занятия (это состояние мы называем условно фоном) — 2) после сдачи тест-контроля по биохимии (тест-контроль проводится на каждом занятии) — 3) до проведения рубежной контрольной работы (модуля) по биохимии- 4) после проведения рубежной контрольной работы (модуля) по биохимии- 5) во время сдачи переводных (студенты I курса) и государственных (студенты II курса) экзаменов.

С целью гигиенической оценки воздействия факторов обучения на самочувствие студентов применяли анкетный тест САН, оценка изменения умственной работоспособности на различных этапах учебного процесса проводилась с использованием корректурных проб (по буквенным таблицам В.Я. Анфимова), а внимание студентов в динамике обучения оценивали с помощью таблиц Шульте-Платонова.

Психоэмоциональную напряженность студентов изучали с помощью теста ситуативной и личностной тревожностипризнаки синдрома вегетативной дисто-нии (СВД) определяли по «Вопроснику» A.M. Вейна и др. (1991).

Наконец, для количественной донозологической характеристики уровня здоровья у студентов было проведено их анкетирование с помощью анкетного опросника Г. А. Гончаровой и др. (1997).

Для определения психологического типа личности студентов использовали опросник Д. Кейрси (Хорнби М., 1996), а психологическая структура личности студентов исследовалась с помощью сокращенного многофакторного опросника для исследования личности (СМОЛ).

Для достижения поставленных в работе задач проводили биохимические исследования, которые включали в себя определение в слюне уровня и характера спектрограмм молекул средней массы, а также коэффициента распределения МСМ и показателей нуклеинового обмена — количественного содержания нуклеиновых кислот и мочевой кислоты у студентов на вышеописанных этапах учебного процесса. Определение содержания молекул средней массы в слюне студентов проводили скрининговым методом М. Я. Малаховой в модификации В.Н. Чер-нышова и др. Количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне определяли по методу A.C. Спирина в модификации Л. М. Пустоваловой. Мочевую кислоту определяли спектрофотометрическим методом.

Статистическая обработка и анализ данных проводились методами вариационной статистики путем расчета и сравнения среднеарифметических значений, определения частотных и структурных характеристикдостоверность между группами сравнения оценивалась по критерию t Стьюдента (Лакин Г. Ф., 1990). В работе также применялись элементы корреляционного анализа, выполняемого по программе Statistica for Windows, Release 4.3-B (по Боровикову В. П., Боровикову И. П., 1997).

Результаты исследований анализировали с учетом успеваемости студентов, которых условно делили на 2 группы: студенты с высокой и с низкой успеваемостью. В некоторых видах анализа учитывались также пол и курс обучения студентов.

Анализ представленных показателей психического и соматического нездоровья студентов по анкете Г. А. Гончаровой и др. (1997) и другим показателям позволяет заключить, что состояние здоровья исследуемых студентов не отличается существенно от показателей в целом по России, и можно считать, что исследуемые студенты в достаточной мере представляют популяцию студентов в Российской Федерации.

По результатам анкетирования с помощью опросника Г. А. Гончаровой среди синдромов психического нездоровья самыми высокими были значения интегральных коэффициентов (ИК) истероподобного, астенического и психастенического синдромов, которые в целом характеризуют симптоматику функционального утомления центральной нервной системы. В структуре соматической патологии преобладали жалобы со стороны ЛОР-органов, сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Средняя частота заболеваний на 100 обследованных студентов составила 215,4±34,9 случаев в год. Патологическая пораженность на 100 обследованных студентов составила 65,4±20,0 случаев.

При сравнительном анализе заболеваемости в зависимости от пола студентов выявили, что у девушек выраженность симптоматики психастенического синдрома (21,1±2,6 против 12,3±1,8) и патологии со стороны мочеполовой системы (3,6±0,7 против 1,2±0,6) достоверно выше по сравнению с юношами.

В результате исследования у 78% обследованных студентов обнаружили синдром вегетативной дистонии. Корреляционный анализ показал, что СВД коррелирует с полом: у девушек СВД выявляется чаще, чем у юношей.

Анализ результатов теста СМОЛ у студентов показал, что большинство значений балльных оценок по базисным шкалам находятся в пределах средних величин Т-шкалы — от 43,0±2,5 до 57,7±2,4. В целом студентов с пограничными значениями по 1 и более шкале оказалось 10 из человек 70 (14,3 ± 2,8%), причем больше всего «пиковых» значений отмечали по шкале Б — шкале «достоверности», шкале паранойи и шкале истерии. Анализ результатов тестирования по анкете СМОЛ в зависимости от пола студентов достоверных различий не выявил.

В среднем уровни ситуативной (49,0±2,1) и личностной (46,8±1,4) тревожности у обследованных студентов были высокими (по Столяренко Л. Д., 1999). Средние показатели ситуативной и личностной тревожности студентов не различались достоверно в зависимости от пола.

Таким образом, в целом здоровье обследованных студентов достаточно типично, но указывает на повышенную тревожность студентов медицинских вузов и высокий процент СВД уже на первых курсах.

Однако обучение — это основная социальная функция студентов, и их реакции на учебную нагрузку можно рассматривать как возрастную норму реакции при учебных видах деятельности (в основном интеллектуальной).

Психологическое тестирование обследуемых, проведенное с помощью опросника САН, свидетельствовало о хорошем состоянии студентов в условиях обычного учебного процесса (фона): субъективная оценка их самочувствия составляла 5,11±0,07 балла, активности — 4,76±0,08, настроения — 5,12±, 08. Нами не отмечено достоверных различий по полу в средних значениях самочувствия, активности и настроения.

Средние показатели корректурной пробы составили: число просмотренных знаков — 328,7±2,7, количество сделанных ошибок на 500 знаков — 6,5±0,3, а показатель ПКР — 9,3±0,4. У девушек качество корректурной пробы было лучше по сравнению с юношами: количество сделанных ошибок у девушек и юношей составило 5,7±0,3 и 7,6±0,5 соответственно (р < 0,05).

Показатели пробы Шульте-Платонова составили в среднем 39,9±0,4 секунд, причем в зависимости от пола студентов они не различались.

В результате проведения корреляционного анализа выявлена достоверная отрицательная связь между временем выполнения студентами задания с таблицами ШП и уровнем активности студента, то есть чем выше активность студента, тем лучше у него показатели внимания. Выявлена также прямая корреляционная связь между продолжительностью выполнения студентами задания с таблицами ШП и числом сделанных ошибок^по таблицам Анфимоваобнаружена также отрицательная связь между числом посмотренных знаков в таблице Анфимова и временем работы с таблицами ШП. Таким образом, снижение внимания сопровождается снижением уровня и качества умственной работоспособности.

Отмечено, что у студентов с вегетативной дисфункцией достоверно ниже показатели активности, уровень умственной работоспособности и внимания по сравнению со студентами без вегетативной дисфункции. У студентов с СВД показатели самочувствия и настроения были также ниже по сравнению со студентами без СВД, однако эти различия не были достоверны (р > 0,05). Тем не менее, корреляционный анализ выявил отрицательную связь наличия СВД с уровнем самочувствия, активности и настроения студентов. Причем, выраженность СВД в балльных оценках обратно коррелирует с самочувствием и настроением. У студентов с СВД показатели корректурной пробы были ниже по сравнению со студентами без признаков вегетативной дисфункции. Корреляционный анализ тоже подтвердил, что в среднем показатель продуктивности корректурной работы обратно связан с наличием у студентов СВД (г = -0,66). Отмечены достоверно более высокие показатели внимания у студентов без СВД по сравнению со студентами с вегетативной дисфункцией (35,4±1,0 против 40,4±0,6). Корреляционный анализ также показал, что время выполнения задания с таблицами ШП прямо связано с наличием СВД.

Полученные в результате биохимических исследований среднеарифметические величины отдельных показателей можно принимать в качестве возрастных стандартов по каждому из исследуемых показателей. Так, средние фоновые показатели уровня МСМ в слюне студентов, представленные в таблице 2, можно рассматривать как стандартные уровни МСМ в слюне для данной возрастной группы. Спектрограмма МСМ в слюне студентов в фоновом состоянии имеет вид двугорбой кривой с максимумом поглощения при 240 и 280 нмс 240 нм имеет вид нисходящей кривой, с длины волны 250 нм имеет вид равномерно восходящей кривой, достигая максимальных значений экстинкций при длине волны 280 нм, затем имеет вид нисходящей кривой. Средние показатели Кмсм в слюне студентов на всех изучаемых этапах исследования составили 3,80±0,09. Количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне студентов в условиях фона составило 128,0±12,5 мкг/мл. Количественное содержание мочевой кислоты в слюне студентов в условиях фона составило 0,46±0,02 ммоль/л, причем, это значение входит в пределы нормальных показателей содержания мочевой кислоты в крови (0,20−0,56 ммоль/л) (Пустовалова Л.М., 1999).

Анализ результатов биохимических исследований выявил различия некоторых показателей по полу. Так, практически все изучаемые биохимические показатели, за исключением Кмсм, были выше у юношей по сравнению с девушками. Установлено достоверное превышение уровней МСМ при всех длинах волн и количественного содержания мочевой кислоты в слюне у юношей по сравнению с девушками. Содержание нуклеиновых кислот в слюне у юношей было также выше по сравнению с девушками, однако, эти различия не были статистически достоверны. Различий в характере спектрограмм МСМ в слюне студентов в зависимости от пола не выявили. Кмсм был достоверно выше у девушек по сравнению с юношами (3,25±0,40 против 2,04±0,15).

Выявили достоверную прямую связь между количественным содержанием нуклеиновых кислот и мочевой кислоты в слюне студентов. Прямая связь обнаружена также уровнем МСМ при 250−290 нм и количественным содержанием мочевой кислоты в слюне студентов, то есть повышение уровня МСМ в слюне в условиях умственного напряжения сопровождалось повышением содержания мочевой кислоты в слюне студентов.

Анализ результатов исследования показал, что при увеличении психоэмоционального напряжения студентов в целом отмечаются негативные тенденции в изменении практически всех исследуемых биохимических и психофизиологических показателей.

Сдача тест-контроля по биохимии сопровождалась изменением показателей теста САН: так, самочувствие студентов было достоверно ниже по сравнению с фоновым показателем, активность и настроение студентов были также ни лее по сравнению с фоновыми уровнями, однако эти различия не были статистически достоверны. Показатели корректурной работоспособности студентов после сдачи тест-контроля были также ниже по сравнению с фоновыми (р > 0,05). Показатели внимания по тесту ШП оказались достоверно выше, чем в условиях фона. Показатели теста САН после сдачи тест-контроля по биохимии и у студентов первого, и у студентов второго курса снижались в равной степенипоказатели же корректурной пробы у студентов второго курса не изменялись по отношению к фону, а у студентов первого курса снижались на 16%. Причем у студентов с высокой успеваемостью после сдачи тест-контроля все показатели теста САН и показатели внимания по тесту ШП были достоверно выше, чем у студентов с низкой успеваемостью.

После сдачи тест-контроля по биохимии у студентов отмечали повышение уровня МСМ в слюне при всех длинах волн по отношению к фону, особенно при длинах волн 240, 250 и 260 нм. Сдача тест-контроля по биохимии не сопровождалась изменением характера спектрограмм МСМ в слюне студентов. Значение Кмсм в слюне студентов после сдачи тест-контроля было достоверно ниже по отношению к фону (2,78±00,26 против 3,88±0,43). Содержание же нуклеиновых кислот и мочевой кислоты было несколько выше по отношению к фону, однако, эти различия не были статистически достоверны.

Таким образом, биохимические изменения в слюне студентов после сдачи тест-контроля сопровождались достоверно более низкими показателями субъективного состояния по тесту САН и корректурной работоспособности. Причем, наиболее чувствительными показателями умственного напряжения, обусловленного сдачей тест-контроля по биохимии, оказались уровень МСМ и Кмсм.

Более сложным видом учебного занятия по сравнению с тест-контролями по биохимии являются зачетные контрольные работы по дисциплине — модули. Психофизиологические и биохимические исследования проводили до и после выполнения модуля студентами. Отмечали ухудшение субъективных оценок самочувствия, активности и настроения студентов по тесту САН до и после проведения модуля по сравнению с фоновыми уровнями. Показатели же корректурной пробы у студентов до выполнения модуля были выше, чем в условиях фона, а после проведения модуля оказались незначительно ниже фоновых показателей (за счет изменения числа сделанных ошибок). Уровни самочувствия и активности по тесту САН, а также показатели корректурной пробы у студентов до выполнения модуля оказались выше, чем после проведения модуля, показатели же настроения по тесту САН и внимания по тесту ШП были выше после выполнения модуля. Изменение показателей теста САН у студентов до проведения модуля были более выражены по отношению к фону у студентов первого курса, чем у студентов второго курса. После проведения модуля у студентов первого и второго курсов показатели теста САН и были ниже по отношению к фону в равной степени. Показатели теста САН у студентов с разной успеваемостью до и после выполнения модуля изменялись по отношению к фону в равной степени.

Как до, так и после выполнения модуля уровни МСМ при всех длинах волн в слюне студентов значительно выше, чем фоновые показатели. Причем, вероятно, вследствие утомления студентов, уровни МСМ, полученные после выполнения модуля выше показателей до проведения модуля. Причем, у студентов второго курса отмечали большее по отношению к фону повышение уровня МСМ в слюне до выполнения модуля при всех длинах волн, чем у студентов первого курса. При анализе уровня МСМ в зависимости от успеваемости студентов выявили большее по отношению к фону повышение уровня МСМ в слюне неуспевающих студентов после проведения модуля по сравнению со студентами с высокой успеваемостью. Как до выполнения модуля, так и после его проведения отмечали качественные изменения в характере спектрограмм МСМ: пик значений смещается с длины волны 280 нм на 240 нм. Кмсм до и после выполнения модуля был достоверно ниже по отношению к фоновому показателю, а до проведения модуля этот показатель был также достоверно ниже, чем после сдачи тест-контроля. Оказалось, что значения Кмсм в слюне студентов до и после выполнения модуля практически не различались. Количественное содержание нуклеиновых кислот в условиях проведения модуля было выше фоновых показателей, однако, эти различия не были статистически достоверными (р > 0,05). Количественное содержание мочевой кислоты в слюне студентов до и после выполнения модуля было также выше по сравнению с фоновыми показателями, причем эти различия до проведения модуля были статистически достоверными.

Таким образом, из исследуемых биохимических показателей слюны студентов наиболее показательными в отношении степени психоэмоционального напряжения во время выполнения контрольных работ оказались уровень МСМ, характер спектрограмм МСМ, Кмсм и количественное содержание мочевой кислоты в слюне студентов.

Наиболее стрессогенным фактором обучения в вузе является сдача экзаменов. Тестирование студентов с помощью опросника САН во время сдачи экзамена свидетельствовало о более низких субъективных оценках самочувствия, активности и настроения студентов в условиях экзаменационного стресса по сравнению с другими этапами обучения. Показатели самочувствия, активности и настроения студентов во время сдачи экзамена были достоверно ниже по сравнению с фоновыми уровнями. Уровень корректурной работоспособности студентов во время сдачи экзамена был ниже фонового за счет уменьшения числа просмотренных знаков, увеличения количества сделанных ошибок и снижения ПКР. Показатели внимания студентов по тесту ШП во время сдачи экзамена были достоверно выше фоновых, причем время выполнения задания с таблицами ШП оказалось наименьшим и по сравнению с другими этапами исследования. Показатели теста САН у студентов с разной успеваемостью, а также уровень корректурной пробы у студентов первого и второго курсов во время сдачи экзамена изменялись в равной степени по отношению к фону. Причем, показатели внимания у студентов первого курса во время сдачи экзамена оказались выше, чем в условиях фона, а у студентов второго курса — ниже.

Во время сдачи экзамена уровень МСМ в слюне студентов повышался при всех длинах волн, особенно при 240 и 250 нм. Экзаменационный стресс сопровождался также изменением характера спектрограмм МСМ в слюне студентов: максимум поглощения МСМ обнаруживали не при 280 нм, а при 240 нм, причем эти изменения были выражены в большей степени у студентов первого курса по сравнению со студентами второго курса, а у последних пик уровня МСМ приходился на 280 нм с имеющимся лишь незначительным расхождением в уровне МСМ при длине волны 280 и 240 нм. Значение Кмсм в условиях сдачи экзамена оказалось минимальным по сравнению со всеми исследуемыми этапами обучения и составило 1,43±0,11. Количественное содержание нуклеиновых кислот и мочевой кислоты в слюне студентов во время сдачи экзамена было достоверно выше по сравнению с фоном и остальными этапами обучения. Так, все исследуемые биохимические показатели в слюне студентов оказались достаточно информативными показателями эмоционального стресса, вызванного экзаменом. Таким образом, установлены новые информативные показатели для оценки умственного напряжения.

Проведенные биохимические и психофизиологические исследования свидетельствуют о различиях в функциональном состоянии ЦНС студентов на разных этапах учебного процесса. При этом наиболее заметные изменения показателей самочувствия и умственной работоспособности происходят во время сдачи экзамена, что указывает на эту форму учебной работы как наиболее стрессовую для студентов. Наименее стрессовым для студентов является сдача тест-контроля по дисциплине, так как биохимические и психофизиологические показатели на этом этапе учебного процесса различаются в меньшей степени от показателей в условиях обычного учебного процесса по сравнению с другими формами учебного процесса.

Корреляционный анализ выявил наличие обратной связи между показателями самочувствия и уровнем МСМ в слюне студентов при 240 и 250 нм. Таким образом, чем ниже была оценка самочувствия студентов, тем отмечали более высокий уровень МСМ в слюне. Выявили также взаимосвязь между настроением студентов (по тесту САН) и уровнем МСМ у студентов при длине волны 240 и 250 нм.

Сопоставляя результаты корректурной пробы по таблицам В. Я. Анфимова с биохимическими показателями в слюне студентов установили наличие прямой корреляции между числом сделанных ошибок и Кмсм в слюне студентов. Корреляционный анализ результатов биохимических исследований слюны студентов с пробой Шульте-Платонова выявил наличие отрицательной связи Кмсм со временем выполнения задания по таблицам Шульте-Платонова.

Сравнительный анализ биохимических показателей в слюне студентов с синдромом вегетативной дистонии выявил у них достоверно более высокое количественное содержание нуклеиновых кислот, чем у студентов без СВД, что подтверждается прямой корреляционной связью между содержанием нуклеиновых кислот в слюне студентов и наличием у них признаков СВД. Уровень же МСМ и содержание мочевой кислоты в слюне студентов с СВД практически не различались по сравнению со студентами без вегетативной дисфункции. Обнаружили также прямую корреляционную связь между балльными оценками по СВД и величиной Кмсм в слюне студентов.

Выявили взаимосвязь личностных особенностей студентов с уровнем их психофизиологических и биохимических показателей. У «экстравертов» средние уровни активности были достоверно выше по сравнению с «интровертами». Показатели самочувствия и настроения у «рассудительных» студентов (J-характеристика) оказались достоверно выше по сравнению с «импульсивными» студентами (Р-характеристика). Корреляционный анализ выявил наличие достоверной прямой корреляции между показателем продуктивности корректурной пробы у студентов по таблицам В. Я. Анфимова и выраженностью у них экстраверсии. «Импульсивные» студенты (Р-тип) достоверно быстрее выполняли пробы Шульте-Платонова по сравнению с «рассудительными» студентами (J-тип), что подтверждается наличием достоверной корреляционной связи между продолжительностью выполнения задания с таблицами ШП и выраженностью рассудительности у J-студентов (г = 0,40).

Анализ биохимических показателей слюны у студентов с разными психологическими типами личности по Д. Кейрси выявил достоверно более высокие значения уровня МСМ у «интровертов» по сравнению с «экстравертами». Эти результаты подтверждаются наличием достоверной корреляционной связи между уровнем МСМ и выраженностью экстраверсии у студентов. Установили также достоверные различия в уровне МСМ у «здравомыслящих» студентов (Б-студентов) и «интуитивов» (М-студентов): у последних уровни МСМ в слюне при 240 и 250 нм были выше, на что указывает также достоверная корреляция между уровнем МСМ при длине волны 240 и 250 нм и выраженностью интуиции у студентов. Установили достоверную прямую корреляцию между выраженностью у «здравомыслящих» студентов 8-качеств и Кмсм в слюне (г = 0,28).

Сравнение биохимических показателей слюны у студентов первого и второго курсов выявило достоверные различия в количественном содержании мочевой кислоты: у студентов второго курса этот показатель был выше, чем у студентов первого курса. Уровни МСМ в слюне студентов первого курса были выше, чем у студентов второго курса, особенно при длинах волн 240−260 нм. Достоверные различия у студентов первого и второго курсов установлены и в величине Кмсм: у студентов второго курса этот показатель был выше, чем у студентов первого курса (2,86±0,09 против 2,11±0,03). Содержание нуклеиновых кислот в слюне студентов первого курса было также выше по сравнению со студентами, однако, эти различия не были статистически достоверны (р > 0,05).

Анализ результатов тестирования по анкете Гончаровой в зависимости от успеваемости студентов показал, что по всем изучаемым показателям более неблагополучными были студенты с низкой успеваемостью по сравнению со студентами, успевающими на «хорошо» и «отлично». Выявили, что у студентов с низкой успеваемостью достоверно выше распространенность жалоб на дисфункцию иммунной системы и желудочно-кишечного тракта по сравнению со студентами с высокой успеваемостью. Эти данные подтверждаются наличием обратной корреляционной связи между выраженностью жалоб со стороны иммунной системы и пищеварительного тракта у студентов и показателями их успеваемости (годовым рейтингом и результатами на экзамене по биохимии). Отмечена обратная корреляция между общим уровнем психического нездоровья студентов и показателями их успеваемости. Так, установили обратную корреляционную связь между частотой жалоб астенического характера и суммарным рейтингом студента по биохимии и результатами экзаменов по биохимии. Выявили также достоверную обратную корреляцию между суммарным рейтингом по биохимии и выраженностью симптоматики психастенического синдрома. Между общим уровнем соматического нездоровья и текущей успеваемостью студентов также отмечена обратная связь, однако менее сильная по сравнению с уровнем психического нездоровья. Так, корреляционный анализ подтверждает взаимосвязь между успеваемостью и выраженностью нездоровья у студентов.

Средние показатели ситуативной и личностной тревожности студентов не различались достоверно в зависимости от успеваемости и курса обучения студентов. Тем не менее, корреляционный анализ выявил слабую прямую связь между показателями ситуативной тревожности студентов и их оценками на экзамене.

Результаты экзаменов по биохимии и показатели текущей успеваемости у студентов без синдрома вегетативной дистонии были достоверно выше по сравнению со студентами с СВД, что подтверждается наличием отрицательной корреляционной связи между наличием у студентов СВД и их рейтингом и экзаменационной оценкой по биохимии. Причем, чем выше была степень выраженности СВД у студентов в балльных оценках, тем ниже были у них показатели успеваемости, а именно, годовой рейтинг по дисциплине и результаты экзамена.

Корреляционный анализ показателей теста СМОЛ у студентов и их успеваемости показал, что годовой рейтинг и результаты экзамена коррелируют обратной связью со шкалой Б («шкала достоверности»), а также с оценками по шкалам депрессии, психопатии, паранойи, шизофрении и гипомании. Так, в целом, между показателями успеваемости студентов и их характеристиками по шкалам СМОЛ выявлена обратная корреляция.

Таким образом, успешность обучения студентов непосредственно связана с состоянием их психического и соматического здоровья, и чем сильнее выражены у них симптомы дисфункции различных систем (например, иммунной, пищеварительной), тем ниже их рейтинг, хуже успешность обучения.

Средние уровни самочувствия у студентов с высокой и низкой успеваемостью достоверно не различались, однако корреляционный анализ выявил достоверную прямую связь между оценкой и показателями самочувствия студентов на экзамене по биохимии. У студентов с высокой успеваемостью средние показатели активности и настроения были достоверно выше по сравнению с неуспевающими студентами. Корреляционный анализ также подтвердил наличие достоверной прямой связи между уровнем активности студентов и полученной ими оценкой на экзамене, а также с годовым рейтингом. Выявлена также прямая корреляция между уровнем настроения у студентов и полученной ими оценкой на экзамене. Достоверных различий курсу обучения студентов в средних значениях самочувствия, активности и настроения не выявили.

У студентов с высокой успеваемостью все показатели корректурной пробы в среднем были достоверно выше, чем у студентов с низкой успеваемостью. Взаимосвязь умственной работоспособности с успеваемостью студентов подтверждается также наличием прямой корреляционной связи между средними показателями продуктивности корректурной работы и годовым рейтингом студентов, а также их оценками на экзамене. Показатели же корректурной пробы достоверно различались по курсу обучения студентов: у студентов второго курса показатели корректурной пробы были выше по сравнению со студентами первого курса за счет количества ошибок.

Корреляционный анализ показал, что продолжительность выполнения задания студентами по таблицам ШП также достоверно коррелирует с их рейтингом и результатами на экзамене: чем выше концентрация внимания студентов, тем выше их успеваемость.

При сравнении биохимических показателей в зависимости от успеваемости студентов установили, что количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне студентов с низкой успеваемостью достоверно выше, чем у студентов с высокой успеваемостью (170,4±10,5 против 133,0±9,1).

Различий в характере спектрограмм МСМ в слюне студентов в зависимости курса обучения и успеваемости студентов не выявили.

Корреляционный анализ изучаемых биохимических показателей слюны студентов и показателей их успеваемости выявил наличие отрицательной связи между результатами экзамена и уровнем МСМ в слюне студентов во время экзамена при длинах волн 240−260. Таким образом, у студентов с относительно низким уровнем МСМ отмечали лучшие результаты сдачи экзамена по сравнению со студентами с относительно высоким уровнем МСМ в слюне.

Установили наличие достоверной отрицательной связи между средним содержанием нуклеиновых кислот в слюне студентов и их суммарным рейтингом по биохимии. Анализ результатов исследования на разных этапах учебного процесса выявил обратную корреляцию между рейтингом студентов по биохимии и содержанием нуклеиновых кислот в слюне в условиях фона, после сдачи тест-контроля по биохимии, до выполнения модуля и во время сдачи экзамена. Обнаружили взаимосвязь между успешностью сдачи экзамена с количественным содержанием нуклеиновых кислот в слюне студентов в условиях фона, после сдачи тест-контроля и во время сдачи экзамена.

Выявили прямую корреляционную связь между содержанием мочевой кислоты в слюне студентов во время сдачи экзамена и их результатами экзамена.

Выявили взаимосвязь личностных особенностей студентов с успешностью их обучения. Так, результаты экзаменов оказались достоверно выше у интровертов по сравнению с экстравертами. Связь с успешностью обучения обнаруживалась и в зависимости от выраженности у студентов здравомыслия (Б-тип) и интуиции (Ы-тип): оценки на экзамене были выше у студентов с типологическими характеристиками 8-типа по сравнению с «интуитивами».

Степень проявления симптомов соматического характера у студентов с СВД была вдвое выше по сравнению со студентами без признаков вегетативной дисфункции. Это подтверждается наличием прямой корреляционной связи между общим уровнем соматического нездоровья и наличием СВД у студентов. Наличие СВД также прямо коррелирует с частотой заболеваний студентов и их патологической пораженностью. Прямая корреляционная связь признаков СВД имелась и с выраженностью проявлений психастенического синдрома, с наличием симптомов нарушений со стороны иммунной системы, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.

У студентов с СВД среднебалльные оценки по шкале депрессии Э были достоверно выше по сравнению со студентами без признаков СВД.

Установили взаимосвязь личностных особенностей студентов с показателями их здоровья.

Обнаружили различия в уровне нездоровья по анкете Г. А. Гончаровой у студентов с разными психотипами. Так, студенты достоверно различались в частоте заболеваний (на 100 обследованных) в зависимости от выраженности рассудительности и импульсивности (типологических характеристик Iи Р-типа соответственно): у «импульсивных» студентов выше частота заболеваний по сравнению с «рассудительными» студентами (275,0±47,0 против 120,0±35,9). Заметные различия в частоте заболеваний имелись и у студентов в зависимости от Т-Б характеристик личности: у «студентов-логиков» частота заболеваний была выше по сравнению с «думающими сердцем» студентами. У «здравомыслящих» студентов проявились сильнее синдромы соматического нездоровья по сравнению со «студентами-интуитивами» (54,1±10,5 против 24,6±2,9 баллов). Корреляционный анализ выявил наличие достоверной связи между степенью выраженности патохарактерологического синдрома и типологическими характеристиками Т-типа у студентов, то есть выраженности у них логичности. Выраженность симптомов сердечно-сосудистой патологии была связана с личностными характеристиками «здравомыслящих» студентов 8-типа и «рассудительных» студентов .1-типа. Также имелась достоверная корреляция между выраженностью симптомов со стороны ЛОР-органов и 8-типологическими характеристиками «здравомыслящих» студентов.

Достоверных различий в показателях ситуативной тревожности у студентов с разными психотипами не наблюдали (р > 0,05). При сравнении уровней личностной тревожности выявили, что у «студентов, думающих сердцем» (Р-тип) он достоверно выше по сравнению со «студентами-логиками» (Т-тип), а у «импульсивных» студентов он был достоверно выше по сравнению с «перспективно планирующими» студентами (Ри 1-характеристики). Корреляционный анализ подтвердил связь между этими типологическими характеристиками и показателями личностной тревожности.

Сравнивая среднебалльные оценки по тесту СМОЛ у студентов в зависимости от их психологического портрета выявили лишь достоверные различия по шкале Ь — «лживости» у «рассудительных» студентов по сравнению с «импульсивными» студентами и различия по шкале ипохондрии (№) между «интуитивами» и «здравомыслящими» студентами: среднебалльные оценки по этой шкале были выше у последних. В остальных сравниваемых группах типологических характеристик студентов результаты по шкалам теста СМОЛ различались незначительно (р > 0,05).

Все это заставляет учитывать психологические особенности личности студентов, поскольку с ними оказываются связаны показатели здоровья и успеваемости обучающихся в вузе.

Таким образом, личностные особенности студента, его психофизиологический и биохимический статус являются определяющими детерминантами успешности учебной деятельности. В ходе исследований установлено ухудшение показателей психоэмоционального состояния, умственной работоспособности студентов, а также изменение биохимических показателей у студентов в условиях психоэмоционального напряжения, особенно во время сдачи экзамена, относительно обычного учебного занятия. Изменение показателей психофизиологического и биохимического статуса у студентов отражает не только их психоэмоциональную лабильность и повышенную реактивность к какому-либо фактору, но и косвенно указывает на сниженную адаптацию к нему, что позволяет использовать эти показатели для гигиенической оценки процесса обучения в вузе и донозологической диагностики психоэмоционального напряжения и стресса у студентов. Обоснована возможность использования психофизиологических и биохимических показателей организма студентов для донозологической характеристики состояния здоровья и самочувствия студентов. Выявленные гигиенические и психофизиологические закономерности открывают новые перспективы в повышении эффективности умственного труда, охране интеллектуального здоровья студентов и должны учитываться при решении вопросов оптимизации обучения в вузе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой