Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Естественные монополии в условиях трансформационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирической основой исследования послужили материалы научнотехнических и научно — практических конференций, симпозиумов и семинаров, прошедших в России, архивные источники, данные отечественной и зарубежной статистики, практика работы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и Федеральной службы по регулированию естественных монополий, материалы статистической… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Естественные монополии в системе отношений несовершенной конкуренции
    • 1. 1. Объективные основы существования естественных монополий
    • 1. 2. Особенности рынка естественных монополий в трансформационной экономике
    • 1. 3. Анализ зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий
    • 1. 4. Государственное регулирование естественных монополий в ф переходный период
  • Глава 2. Механизм реформирования российских естественных монополий
    • 2. 1. Реструктуризация имущественного комплекса естественных ф монополий
    • 2. 2. Реформирование систем управления естественными монополиями на примере РАО «Газпром»)
    • 2. 3. Многофакторный анализ эффективного развития естественных монополий (на примере РАО’Тазпром")

Естественные монополии в условиях трансформационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стратегическим направлением современной экономической политики в России является создание высокоразвитого конкурентного рынка. Однако существуют отрасли, где конкуренция, как механизм обеспечения оптимального баланса интересов производителей и потребителей, во многих случаях оказывается неэффективной. К ним относятся отрасли естественных монополий, к сферам деятельности которых, согласно закону1, отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводамтранспортировка газа по трубопроводамуслуги по передачи электрической и тепловой энергиижелезнодорожные перевозкиуслуги транспортных терминалов, портов, аэропортовуслуги электрической и почтовой связи. Объективная обусловленность естественных монополий в России аргументируется технологическими особенностями производства, существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства2.

Однако надконкурентное, доминирующее положение естественных монополий на рынке может оборачиваться негативными последствиями как с экономической, так и с социальной точки зрения. Субъекты естественных монополий в России, пользуясь монопольной властью, постоянно завышают цены (тарифы) на свою продукцию, предлагают дискриминационные условия своим контрагентам, блокируют вход на монополизированный ими рынок потенциальных конкурентов. Во внутрифирменных отношениях таких предприятий-монополистов как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», МПС России зачастую отторгаются элементы конкуренции даже там, где она эффективна.

1 «О естественных монополиях». Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147 — ФЗ.

2 См.: Там же.

Подверженные наибольшему влиянию остатков чрезмерно огосударственной экономики, отрасли естественных монополий в силу неудовлетворительной реализации потенциальных возможностей повышения эффективности функционирования, слабо адаптированы к современным рыночным условиям. Отсутствие стимулов к повышению эффективности приводит к неоправданно высокому уровню издержек производства, которые субъекты естественных монополий возмещают за счет потребителей.

Поэтому назрела необходимость в создании специальной системы государственного регулирования естественных монополий, которая должна обеспечивать доступность, предлагаемых товаров потребителям, с одной стороны, и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, с другой. Но разработанные государственными органами различные программы по регулированию (в том числе в области ценообразования) и реформированию естественных монополий не приносят необходимых позитивных результатов. Созданная в этих целях нормативная база зачастую находится в противоречии с существующей практикой.

Становление системы новых экономических отношений требует углубления теоретико-методологических основ, на базе которых могло бы осуществляться формирование и функционирование естественных монополий, построения целостной системы их реформирования и регулирования в России. Это является чрезвычайно актуальной задачей на современном этапе развития российской экономики.

Состояние научной разработанности проблемы. Несмотря на повышающийся интерес экономистов к проблеме естественных монополий, теоретические исследования вопросов, связанных с поведением субъектов естественных монополий и их государственным регулированием в России, не получили достаточного развития. Исследования отечественных авторов по этой проблеме весьма редки. Так, в работах Кокорева В., Цапелика В.,.

Никифорова А., Никитина С., Киримова В., Котёлкиной Е., Глазкова Е. и др. отражены лишь отдельные аспекты проблемы, связанной с реформированием и регулированием естественных монополий в России. Среди современных российских экономистов в настоящее время нет единства в вопросах регулирования цен и ценообразования, целесообразности создания конкурентных отношений на этих рынках. Слабо развиты теоретические разработки в построении нормативной базы в отношении естественных монополий. Зачастую отсутствует взвешенный научный подход при разработке многих программ по реформированию и регулированию этих предприятий в России.

Цель настоящего исследования состоит в углублении теоретического и методологического анализа объективных основ функционирования отраслей с естественными монополиями, выработке рекомендаций об основных направлениях и механизмах их реформирования и государственного регулирования в условиях трансформационной экономики.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, в постановке автора, являются: выявление причин существования и тенденций развития естественных монополий в рыночной экономике;

— выявление особенностей функционирования отраслей и предприятий-субъектов естественных монополий на современном этапе реформирования российской экономики;

— аншшз и обобщение зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий и возможностей его использования в политике и практике государственного регулирования естественных монополий в Россиивыработка предложений и рекомендаций о приоритетных направлениях дальнейшего взаимодействия государства и субъектов естественных монополий.

Реатизация этих задач предполагает определение путей совершенствования процессов реструктуризации имущественного комплекса естественных монополий, реформирование системы управления естественными монополиями, проведение многофакторного анализа развития естественных монополий и оценку совокупного влияния исследуемых факторов на его эффективность.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты естественных монополий, как относительно обособленные составляющие экономики России.

Предметом исследования — являются отношения, возникающие в процессе функционирования и реструктуризации хозяйствующих субъектов естественных монополий, а также развитие теоретических и методологических основ создания эффективных механизмов их государственного регулирования для достижения оптимального баланса между потребителями и производителями.

Теоретической и методологической базой исследования выступает системный подход к анализу сложных механизмов функционирования, исследования, реформирования и реструктуризации естественных монополий, а также общие теоретические положения, выработанные в работах и исследованиях по микроэкономике как отечественных, так и зарубежных экономистов, посвященные анализу действующих систем регулирования, принципам их построения, историческим аспектам развития, формам и методам конкретных регулирующих воздействий на естественные монополии со стороны государства. Теоретико-методологическое обоснование концептуальных и прикладных аспектов исследуемой проблемы базируется на привлечении и обобщении взглядов наиболее авторитетных в этой области авторов, таких как: Долан Э., Линдсей Д., Макконнелл К., Брю С., Пиндайк Р., Рубинфильд Д., Самуэльсон П., Фишер С., Чемберлин Э. и других.

Эмпирической основой исследования послужили материалы научнотехнических и научно — практических конференций, симпозиумов и семинаров, прошедших в России, архивные источники, данные отечественной и зарубежной статистики, практика работы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и Федеральной службы по регулированию естественных монополий, материалы статистической отчетности, характеризующие социально-экономическое положение в России за период 1992;1998 г. г. Госкомстата России, а также данные, публикующиеся в периодических экономических изданиях. Отдельно анализировались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, имеющие отношение к естественным монополиям и оказывающие различную степень регулятивного воздействия на их функционирование, в том числе проекты, связанные с реструктаризацией отраслей и предприятий — субъектов естественных монополий.

Научная новизна работы состоит в том, что она является одним из первых диссертационных исследований особенностей функционирования, государственного экономического регулирования и реформирования естественных монополий в России. Научная новизна работы заключается так же в том, что в процессе исследования:

1. Обоснована концепция реструктуризации естественных монополий, исходящая из объективной необходимости сохранения их целостности как единых производственнотехнологических и имущественных комплексов, эффективность функционирования которых в условиях несовершенной конкуренции определяется сложной совокупностью экономических, политических и социальных факторов.

2. Предложен, в качестве определяющего, метод государственного регулирования естественных монополий, основанный на использовании государством рыночных принципов ценообразования. В отношении естественных монополий для России, по аргументации автора, это может быть метод «издержки плюс норма прибыли», предполагающий фиксацию определенного процента прибыли на понесенные издержки в процессе производства. Внедрение этого метода позволит на современном этапе развития экономики: не допустить адекватное увеличение цен (тарифов) на продукцию субъектов естественных монополий от увеличения темпов инфляции в целомпредотвратить возможность получения этими предприятиями сверхприбыли за счет необоснованного завышения цен (тарифов) — гарантировать устойчивое положение самих субъектов естественных монополий в долгосрочной перспективе, а также создать объективные предпосылки для привлечения инвестиций в эти отрасли.

3. Выявлены объективные возможности и определены перспективы развития конкуренции в отраслях с естественной монополией, вытекающие из разработанной автором концептуальной модели реструктуризации этих отраслей. Аргументировано, что конкуренция может быть организована во всех сегментах отрасли, кроме производств, непосредственно занимающихся эксплуатацией инфраструктурных сетей. Исходя из этого, автором сформулированы основные мероприятия, которые должны быть осуществлены для повышения эффективности функционирования естественных монополий и создания условий для развития конкурентных отношений: создание самостоятельных компаний (владельцев сетей), являющихся непосредственно естественными монополиями, путем выделения их из состава предприятий-монополистов, доминирующих на этих рынкахгосударственное регулирование тарифов услуг, предоставляемых этими компаниямигосударственный контроль за недискриминационным доступом конкурирующих предприятий к инфраструктурным сетям.

4. Показана необходимость совершенствования систем управления на предприятиях естественных монополий в сторону их адаптивности к новым условиям функционирования и повышения эффективности в целом. На примере РАО «Газпром» предложено: отделение от основного производства вспомогательных видов деятельности, создание обособленной единой транспортной компании, формирование четырех самостоятельных блоков управления (производственного, социального, маркетингового и финансового), развитие специальных торговых компаний («Газэкспорт» и «Межрегионгаз») для усиления коммерциализации деятельности РАО «Газпром» в целом.

5. Выявлены на основе корреляционно-регрессионного анализа эффективности функционирования естественных монополий (на примере газотранспортных предприятий) наиболее значимые факторы, влияющие на производственную эффективность газотранспортной отрасли, которая зависит в первую очередь от мощности газотранспортной сети, а также капиталои фондоемкости газотранспортных предприятий, что предопределяет необходимость интеграции этих предприятий в единую транспортную компанию.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их непосредственного применения в работе государственных органов, регулирующих деятельность естественных монополий как в целом по России, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий. В диссертационном исследовании сформулирован и представлен ряд выводов и конкретных предложений, которые могут способствовать более эффективному развитию субъектов естественных монополий в России. Ряд положений работы можно рекомендовать для подготовки учебных пособий и разработки лекционных курсов по проблемам функционирования естественных монополий и их государственного регулирования.

Конкретные рекомендации автора касаются: вопросов применения различных моделей регулирования ценообразования и необходимого организационного, финансового и информационного обеспечения их применения;

— вопросов реформирования отраслей с естественной монополией-особенностей проведения реструктуризации с учетом специфики рынков, специализации производств и возможности выделения технологического процесса, определяющего состояние естественной монополиисоздания единообразной, универсальной концепции реструктуризации различных по технологии производства и по виду конечной продукции отраслей с естественной монополией;

— вопроса целесообразности развития конкурентных отношений в отраслях с естественной монополией, на примере РАО «Газпром'', в плане выделения из его состава подразделений, являющихся непосредственными естественными монополистами, а также оценки их возможных последствий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Отдельные предложения и рекомендации автора прошли апробацию при разработке Программы реструктуризации отдельных подразделений РАО «Газпром» .

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. О регулировании естественных монополий. — В сб.:" Финансы в системе факторов экономического роста". / Под общ. ред. проф. А. В. Бачурина, А. Т. Спицына. — М.: РАГС, 1998. — 0,3 п.л.

2. Стратегия развития газовой промышленности в России. — В сб. «Вестник Омского университета» № 3. — Омск, 1999. — 0,7 п.л.

3. Развитие конкуренции в отраслях с естественной монополией. — В сб.:" Реструктуризация производства и финансовая устойчивость" (в производстве). — М.:РАГС, 1999. — 0,25 п.л.

Структура и объем диссертации

отвечает логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 132 наименования и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного исследования, автор пришел к следующим основным выводам:

1. Обобщение работ в микроэкономике, посвященных исследованию вопросов монополий, позволяет сформулировать основную объективную причину существования ЕМ, которой является экономия от масштаба, в силу технологических особенностей производства.

Среди основных факторов, обусловливающих технологические особенности производства, диссертант выделяет следующие:

— высокие потенциальные возможности увеличения объема производства без существенного увеличения затрат;

— большие единовременные инвестиции, необходимые для организации производства (величина первоначальных затрат несоизмеримо больше той величины, которая отражает их переменную часть).

Э (Ь (Ьект экономии от масштаба возникает за счет уменьшения.

А, А средних издержек с увеличением объема выпуска продукции вплоть до полного насыщения рынка и указывает на то обстоятельство, что появление на этом рынке конкурирующих предприятий невозможно в силу экономической нецелесообразности с позиций потенциальных инвесторов.

Обобщение объективных причин существования ЕМ позволяет выявить основное ее отличие от чистой монополии. Для рынков с ЕМ в силу технологических особенностей производства (экономии от масштаба), это состояние является наиболее оптимальным с точки зрения достижения эффективности производства. Чистая монополия образуется в результате взаимодействия конкурирующих сил или других внешних факторов (например, государственного вмешательства через систему патентов, лицензирования и др.) и далеко не всегда является оптимальной с позиции интересов потребителей.

2. В настоящее время в России существуют противоречия между экономической действительностью и юридической базой, связанной с естественными монополиями. Противоречия заключаются в том, что такие монополисты, как РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» включают в себя не только естественно-монопольный сектор, что значительно усложняет процедуру государственного регулирования этих предприятий. Для устранения противоречий между нормативными актами и настоящей действительностью автором предлагается осуществить ряд преобразований, направленных на выделение подразделений, непосредственно относящихся к сферам действия Закона «О естественных монополиях» из структуры вышеперечисленных предприятий. Это откроет возможность для соответствующих государственных регулирующих институтов реализации комплекса мер в рамках своей компетенции и упорядочит систему отношений с этими предприятиями.

3. Исследование особенностей отраслей с ЕМ позволяет диссертанту выявить несколько общих негативных тенденций, присущих этим отраслям.

Так, важной особенностью функционирования ЕМ в России является высокий уровень бартерных и взаимозачетных расчетов в общей структуре платежей. Например, в электроэнергетике оплата деньгами и высоколиквидными банковскими векселями за отпущенную энергию РАО «ЕЭС России» в 1998 году составила 21%. Низкий уровень платежей «живыми деньгами» обусловлен не только уменьшением платежеспособного спроса, но и завышенными ценами (тарифами) субъектов ЕМ. Так в период 1992;1995 г. г. цены на товары отраслей с ЕМ в России росли быстрее, чем средние цены по промышленности, что вызвано не только заниженным исходным (до либерализации) уровнем цен в этих отраслях, но и значительно большим ростом среднемесячной заработной платы.

Многочисленные проверки антимонопольных комитетов и федеральных служб по регулированию ЕМ выявили систематические нарушения порядка формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве нормативных актов по ценообразованию. Более того, до настоящего времени не выработан комплексный подход государства к ЕМ в области ценообразования.

Завышение тарифов, по мнению диссертанта, является основным негативным проявлением доминирующего положения монополистов на рынках с ЕМ в России. Это предопределяет основное направление государственного воздействия на эти предприятия. Им должно стать регулирование ценообразования.

4.Сравнитеьный анализ различных методов ценообразования позволяет автору выявить наиболее оптимальный для России — метод «'издержки плюс норма прибыли», предполагающий фиксацию определенного процента прибыли на понесенные издержки в процессе производства. Внедрение этого метода позволит на современном этапе развития экономики:

— не допустить адекватное увеличение цен (тарифов) на продукцию субъектов естественных монополий от увеличения темпов инфляции в целом;

— предотвратить возможность получения этими предприятиями сверхприбыли за счет необоснованного завышения цен (тарифов);

— гарантировать устойчивое положение самих субъектов естественных монополий в долгосрочной перспективе, а также создать объективные предпосылки для привлечения инвестиций в эти отрасли.

5. Для достижения более эффективного функционирования отраслей ЕМ необходима выработка системного подхода государства к регулированию этих отраслей с целью:

— координации интересов общества и хозяйствующих субъектов, относящихся к ЕМ, защиты потребителей от возможных злоупотреблений монопольным положением и нарушений интересов потребителей;

— способствования развитию отраслей с ЕМ в интересах общества.

По мнению автора, достижение поставленных целей должно происходить за счет:

— усиления государственного влияния на ЕМ;

— совершенствования ценового и тарифного регулирования;

— развития конкуренции, ограничения сферы действия и устранения монополий в тех отраслях и производствах, где целесообразно создавать, сохранить и поддерживать конкурентную среду;

— совершенствование правовых основ, регламентирующих «правила игры» для субъектов ЕМ.

6. Разработанная автором, концептуапьная модель конкурентных отношений в отраслях ЕМ позволяет четко выделить естественно-монопольный сектор, который и должен регулироваться и контролироваться государством согласно существующей нормативной базе (прежде всего Закона «О естественных монополиях»). Только в этом секторе будет в полной мере реализовываться эффект масштаба. На всех остальных сегментах этого рыночного пространства возможна и экономически целесообразна организация конкурентных отношений.

Исходя из этого, можно сформулировать основные мероприятия, которые должны быть осуществлены для повышения эффективности функционирования естественных монополий и создания условий для развития конкурентных отношений:

— создание самостоятельных компаний (владельцев сетей), являющихся непосредственно естественными монополиями, путем выделения их из состава предприятий-монополистов, доминирующих на этих рынках;

— государственное регулирование тарифов услуг, предоставляемых этими компаниями;

— государственный контроль за недискриминационным доступом конкурирующих предприятий к инфраструктурным сетям.

Применительно к газовой отрасли это может быть адаптировано следующим образом:

— создание самостоятельной газотранспортной компании, являющейся владельцем Единой системы газоснабжения;

— государственное регулирование тарифов на транспортировку газа;

— государственный контроль за недискриминационным доступом к Единой системе газоснабжения.

7. Для повышения эффективности функционирования и обеспечения финансовой устойчивости РАО «Газпром» предлагается: отделение от основного производства вспомогательных видов деятельности, создание обособленной единой транспортной компании, формирование четырех самостоятельных блоков управления (производственного, социального, маркетингового и финансового), развитие специальных торговых компаний («Газэкспорт» и «Межрегионгаз») для усиления коммерциализации деятельности РАО «Газпром» в целом.

8. Проведенные автором два специальных исследования, первое из которых основано на методе экспертных оценок, а второе с использованием статистического метода в рамках корреляционно-регрессионного анализа, подтвердили гипотезу о том, что на современном этапе, с учетом всех экономических, политических и социальных факторов, влияющих на сложившееся положение, процессы реструктуризации газовой отрасли должны идти в направлении сохранения ее целостности.

В силу того, что газовая отрасль является наиболее благоприятной среди отраслей с ЕМ с позиций потенциальных возможностей развития конкурентных отношений, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что реформирование других отраслей с ЕМ в ближайшей перспективе также должно идти преимущественно в направлении сохранения целостности их структур. При этом необходимо внутри самих этих предприятий выделять подразделения, являющиеся непосредственно.

ЕМ (владельцы сетей) с целью обеспечения ''прозрачности" затрат и предоставления ими недискриминационного доступа к сети независимым компаниям. «Прозрачность» затрат даст возможность сформировать цены исходя из фактических затрат на производство, обеспечить четкое регулирование и контроль за ценами (тарифами) со стороны государства. Недискриминационный доступ к сети будет способствовать развитию конкурентных отношений со стороны независимых производителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Юнити, 1994.
  2. В. Программа демонополизации экономики Петербурга, что делать с естественными монополиями?// С-Петербурское ЭКО, № 37, 1996.
  3. И. О структурной перестройке железнодорожного транспорта в Российской Федерации// Вопросы экономики. 1998. № 4.
  4. А.А., Клокова Т. И., Баграмян И. С., Мировая торговля энергоресурсами. М.: МТЭА, 1995.
  5. М.В. Неоклассичесая модель чистой монополии. -М.: Фис, 1990.
  6. Ю.И., Ремизов В. В., Смирнов В. А. Проблемы целостности Единой системы энергоснабжения. М.: МТЭА. ИНЭИ РАН, Энергоцентр, 1995.
  7. Ю.И., Смирнов В. А. Природный газ как средство повышения эффективности энергетики России.// Вестник РАН. 1996,№ 2.
  8. Ю.И., Смирнов В. А. Эскин В.И., Седых Л. Д., Вольский Э. Л. Единая система газоснабжения России: функционирование и развитие в условиях рыночных отношений. // Газовая промышленность. 1993. № 10.
  9. Е.Ф., Волчков Ф. М. Основы экономической теории.- М.: Инфра. 1993.
  10. П.Буглай В. Б., Левинцев Н. Н. Международные экономические отношения. М, Финансы и статистика. 1997.
  11. В.В. Топливо-энергетический компекс как часть российской экономики.// Энергия: № 3, 1995 г.
  12. В начале большого пути: О строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода Саратов-Москва. Воспоминания, очерки, цифры, факты. М.: ИРЦ «Газпром», Инкомбук, 1996.
  13. П.А. Фирмы и рынок.// Экономическая школа. 1993, № 3
  14. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга. 1998.
  15. А. Проблемы регулирования цен в экономике России Проблемы теории и практики управления. № 4, 1991.
  16. Вопросы экономики.// М.: РАН, 1996−1999.
  17. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы.- М.: Антидор. 1994.
  18. Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен.// Экономическая газета. № 23,1994.
  19. Р.И. «Газпром» народная компания. «Труд», 1995. 19 апр.
  20. Р.И. Газовая промышленность на пороге XXI века В кн.: Юбилейный сборник научных трудов: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. Т. 1. — М.: РАО «Газпром», ВНИИгаз, ИРЦ «Газпром», 1996.
  21. Р.И. РАО «Газпром» и экономика России // Газовая промышленность, 1996, .N92.
  22. Газовая промышленность России. Состояние и перспективы.// Вопросы экономики. 1998, № 1.
  23. Газовая промышленность, 1993, № 10. Специальный выпуск. Международная деловая встреча «Природный газ и энергетика 93».31 .Геологическая служба и развитие минерально-сырьевой базы. Раздел: Нефть, газ и конденсат. М.: ЦНИИГРИ, 1993.
  24. И.Н. Мененжмент: Учебник -М.: Изд. Юнити, 1994.
  25. Е.Г. Ценообразование в крупных корпорациях США. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. -М: 1975 .
  26. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах -М.: Экономика, 1992.
  27. А.И. Акопова Г С. Экологические аспекты деятельности предприятий газовой промышленности. В кн.- Юбилейный сборник научных трудов: 50 лет газопроводу Саратов — Москва. Т. 4. — М.: РАО «Газпром», ВНИИгаз, ИРЦ «Газпром», 1996.
  28. А.И. Газовая промышленность России. Стратегия развития и научные проблемы. М.: РАО «Газпром». ВНИИгаз, 1 993.
  29. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика -С-П.: Дело. 1994.
  30. Единая система газоснабжения. Проблемы перехода к рынку. Под ред. д.т.н. Ю. И. Боксермана, д.э.н. В. А. Смирнова. М.: ИНЭИ РАН, МТЭА, Энергоцентр, 1993.
  31. Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС' 1997.
  32. Естественные монополии. Органы регулирования. Потребитель и монополист. Тарифы и расчёты.// Закон. 1997, № 12.
  33. О.Б. Оценка ситуации в российской промышленности. Поиск путей выхода из кризиса. ИТО № 4 (05), 1996.
  34. О.В. Финансово-промышленные группы России. ИТО № 1(06), 1997.
  35. И. Проблемы реформирования федерального железнодорожного транспорта.// Вопросы экономики. 1998. № 4.
  36. Инвестиции в России. Журнал для профессионалов. № 7−8, 1996, 1997.
  37. Исходные условия для прогноза развития отраслей ТЭК. М.: ИНЭИ РАН. 1993.
  38. Итоги работы Минтопэнерго России. М.: ИнфоТЭК. периодические издания. 1994−1997.
  39. К.А., Мирончев Ю. П., Вассерман Б. Я. и др. Количественный прогноз не газоносности России (итоги оценки ресурсов нефти, газа и конденсата на 1.01.1993 г.).// Геология нефти и газа. 1996- № 4.
  40. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии.//Вопросы экономики. 1998, № 4
  41. Количественные методы финансового анализа. Проф. Библиот. «Инфра М». Изд. «Финансы», 1996.
  42. Количественные методы финансового анализа. Проф. Библиот. «Инфра М"Изд. «Финансы» М&bdquo- 1996.
  43. Коммерсант, Аналитический еженедельник Издательского дома «ъ». № 20, 1997.
  44. Конкуренция и монополия.// Российский экономический журнал. 1997. № 4.
  45. Концепция преимущественного использования природного газа в энергетике России других стран СНГ в рамках мирового энергетического рынка (проект «Эпоха метана»). М.: ЭА, ИНЭИ РАН, Энергоцентр, 1995.
  46. Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (проект).// Вопросы экономики. 1998, № 4.
  47. Концепция функционирования и развития ЕСГ в условиях перехода к рыночным отношениям / Боксерман Ю. И., Смирнов В. А., Вольский Э. Л., Омельченко А.И.// Газовая промышленность, 1992, № 3.
  48. Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. М. ИНЭИ РАН. 1992.
  49. Е.И. Государственное регулирование естественных монополий./Диссертация на соискание степени к. э. н. СПб, 1997.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -М: Прогресс, 1997.
  51. Р. Фирма, рынок и право. -М.: РДЛ, 1993.
  52. А.П. Российская экономика. Состояние и перспективы. М.: Логос, 1998.
  53. Е.В., Цветков В. А. Финансово промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. АФПИ ''Экономика и жизнь», — М., 1997.
  54. А .Я. Введение в рыночную экономику -М.: РДЛ, 1993.
  55. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика в двух томах. Пер. с англ. -М.: Изд. Республика, 1992.
  56. Материалы 19-го международного газового конгресса. Милан, июнь 1994.
  57. Материалы Международной конференции «Евразийский рынок энергоресурсов: новые стимулы и приоритеты устойчивого развития» 23 24 ноября 1994 г. М.: МТЭА, 1995.
  58. Е. Техногические уклады и энергопотребление. Иркутск: СЭИСОР, 1994.
  59. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. Изд. Мир, М., 1975.
  60. Некрасов, А С., Борисова И. Н., Критинина Ю С. и др. Цены на энергию в экономике России.// Проблемы прогнозирования, 1996. № 3.
  61. Нефть в структуре энергетики. Научные основы долгосрочного прогнозирования. Под ред. В. И. Эскина. М.: Наука, 1989.
  62. С.М., Глазкова Е. С. Монополистическое ценообразование проблемы и закономерности -М.: Экономика, 1980.
  63. А. Ценовое регулирование естественных монополий.// Вопросы экономики. 1998, № 4.
  64. Новая Энергетическая стратегия России. М.: Энергоатомиздат, 1995.
  65. Г. П. Микроэкономика -С-Пб.: Эко, 1992.
  66. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 1999 год.// Коммерсантъ № 229 от 8.12.1998.
  67. Официальная страница в Интернете РАО «ЕЭС России» htpp//www.ues.elektra.ru
  68. А.В. Система государственного управления. М.: Закон и право. Изд. Юнити, 1997.
  69. Р., Рубинфильд Д. Микроэкономика. Пер. с англ.-М: Республика, 1992.
  70. Перспективы развития производства и применения в России моторных топлив и химических продуктов из природного газа до 2010 года. М.: ВНИИ газ, ИРЦ «Газпром», 1996.
  71. Политика РАО «Газпром» в области охраны окружающей среды./ Научно-техническ сб. «Экономика, организация и управление производством в газовой промышленности», 1995, № 5.
  72. Потенциал России.// Международный журнал для региональных и зарубежных инвесторов. № 1−3, 1998.
  73. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика. 1996, № 8.
  74. В.И., Боксерман Ю. И., Бесчинский А. А. Роль природного газа в мировой энергетике будущего. // Газовая промышленность, 1996, № 2.
  75. В. И. Брянских В.Е. Ямальский газ для Европы //Газовая промышленность, 1994, № 4.
  76. В.В. Совместные инвестиционные проекты. Газовая промышленность, 1994, № 4.
  77. В.В., Чугунов Л. С., Терехов А. Н. Принципы решения научно-технических программ комплексного освоения Ямала./ Научно-технический сб. «Транспорт и подземное хранение газа», 1995, № 4.
  78. В. В. Гриценко А.И., Тер-Саркисов P.M. Направления научно-техническо прогресса в газовой промышленности. «Обилейный сборник научных трудов: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. Т. 2. М: РАО «Газпром», ВНИИгаз. ИРЦ «Газпром», 1996.
  79. Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Республика, 1986.
  80. Россия в цифрах: Крат.стат.сб./ Госкомстат России М.: 1998.
  81. Рыночная и нерыночная монополия./ Сборник научных трудов. -Тверь, 1994.
  82. П. Экономика. Т1, Т2. -М.: Дело, 1993.
  83. Е.В., Рудык Н. Б. Корпоративные слияния (классификация, методология и методы оценки). М.: Академия народного хозяйства при
  84. Правительстве РФ, Центр международного бизнеса и регионального развития. 1998.
  85. Система статистических показателей энергетики мира. М.- МТЭА, ИНЭИ РАН, 1993.
  86. В. Минерально сырьевой комплекс в структуре экономики России.// Вопросы экономики. 1998, № 4.
  87. Социально-экономическое положение России. Госкомстат России-М., 1992−1997.
  88. Стратегическое планирование. Под ред. проф. Уткина Э.А.- М., 1997.
  89. Стратегия развития газовой промышленности России. М.: Энергоатомиздат, 1997.
  90. В. Государство и естественные монополии.// Мировая экономика и международные отношения. 1995, № 9.
  91. Юб.Теория переходной экономики. Т.1 и Т2, Учебное пособие. Под ред.
  92. Е.В. М.: МГУ, Теис, 1998.
  93. Ю.К. Конкуренция и монополия -М.: Юнити, 1996.
  94. Ю8.Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года, № 426 «Об Основныхположениях структурной реформы в сферах естественных монополий»
  95. Э.Х. Теория монополистической конкуренции-М.: Дело, 1995.
  96. Юбилейный сборник научных трудов- 50 лет газопроводу Саратов-Москва: В 4-х М.: РАО «Газпром», ВНИИгаз, ИРЦ «Газпром», 1996.
  97. Ю. Темп реформирования потерян.// «Независимая газета». 1997. 30 дек.
  98. Cedigas, Natural gas in the World, Paris, 1995.
  99. IEA, Oil, sas and coal, Paris. 1995.
  100. Study on Comprehensive Energy plan in East Siberia and Far East of tht Russian Federation second phase, executive summary, 1995, September.
  101. The Economics of Regulation. Alfred E. Kahn, Third Printing, 1990.
  102. World Energy Council, Survey of Energy Resources. Oxford, 1995.
  103. World Energy Outlook, IE A, 1995.
  104. World Fnergy Outlook, IEA, 1996.
  105. Показатели Эксперты Суммарный ранг1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Для фактора 1 Вариант 2 Вариант
  106. Усиление конкуренции между газодобывающими предприятиями 11 8 7 8 9 11 9 6 13 17 99 99
  107. Совершенствование госрегулирования процессами транспортировки газа. 14 12 13 9 10 3 6 11 3 18 99 99
  108. Введение дифференциации зональных тарифов на транспортировку газа 5 7 9 6 8 4 17 5 12 16 89 89
  109. Отделение газотранспортной сети от структуры РАО «Газпром» 9 11 14 10 11 18 5 10 11 15 114 114
  110. Снижение тарифов на транспортировку газа 10 9 17 17 12 15 10 12 10 14 126 126
  111. Выравнивание тарифов для эксплуатации и внутреннего потребления 4 10 8 7 13 10 18 13 9 13 105 105
  112. Выравнивание тарифов на газ для промышленности и населения 17 13 15 11 14 12 11 14 14 12 133 133
  113. Повышение конкурентоспособности РАО «Газпром» на внешнем рынке 3 2 5 1 7 1 8 9 15 10 61 61
  114. Сохранение централизованной структуры управления газовой отраслью 16 15 18 16 18 14 16 15 4 11 143 143
  115. Отделение предприятий непроизводственной сферы от основной деятельности 12 14 11 13 16 13 12 16 18 9 134 134
  116. Повышение эффективности капиталовложений 8 16 10 12 15 9 13 8 8 8 107 107
  117. Совершенствование налогообложения газотранспортных предприятий 6 4 6 14 6 8 7 7 2 7 67 67
  118. Совершенствование учёта затрат на транспортировку газа 15 18 16 15 5 16 14 18 16 4 137 137
  119. Изменение объёмов потребления газа 2 1 3 3 3 I- 17 2 17 1 1 7 3 26 26
  120. Изменение объёмов добычи газа 13 17 12 18 15 17 17 5 148 148
  121. Изменение цен на газ на внешнем рынке 1 3 2 2 1 5 2 3 6 26 26
  122. Изменение курса доллара США по отношению к рублю 18 6 4 4 4 6 3 2 5 2 54 54
  123. Неплатежи потребителей за поставку газа 7 5 1 5 2 7 4 4 1 6 42 42
  124. Суммарный ранг 969 741-ь.
  125. PRI8 SS ZP KR KW OS PMG TDG
  126. Баштрансгаз 107 311 3483 1731.4 34 481 235.6 6 026 366 4762.7 316
  127. Волгоградтрансгаз 160 615 3874 1756.5 88.1 598 850.5 5 138 630 6546.7 454
  128. Волготрансгаз 537 114 10 646 1747.9 21.4 2 096 440 15 544 609 12 972.1 836
  129. Дагестангазпром -19 195 1105 1114 84 664.6 708 561 1226.5
  130. Кавказтрансгаз 414 909 3533 1979 30 806 196.5 8 626 806 6301.3
  131. Лентрансгаз 505 459 3263 1602.6 644 669.1 4 682 507 8866.3 629
  132. Мострансгаз 3 923 827 12 285 2186.7 61.8 2 818 481.6 23 551 419 25 434 1434
  133. Оренбурггазпром 810 503 1662 1928.9 1.3 714 353.5 23 111 381 1411.4 368
  134. Пермтрансгаз 522 414 6529 1977.3 10.8 1 449 766 13 216 318 10 240 1046
  135. Самаратрансгаз 704 662 5129 2153.6 69.1 210 497.5 4 622 191 4867.2 239
  136. Севергазпром 1 282 441 5707 3059.5 8.1 1 545 589 19 834 397 8537.3 1291
  137. Сургутгазпром 633 381 4926 4641.9 1 140 506 19 474 173 5092.1 498
  138. Таттрансгаз 706 633 1523 1538.6 168 046.2 3 265 914 3050.9
  139. Томсктрансгаз 132 340 3171 2928.6 17 177 348 2 113 704 4181.5 261
  140. Тюментрансгаз 2 786 123 16 771 4767 60 4 251 635.5 56 802 468 26 529.7
  141. Уралтрансгаз 337 314 4757 1936.7 736 863 414.5 5 882 222 6298 134
  142. Югтрансгаз 1 049 451 5197 1868.9 6.7 401 921.7 5 305 802 6115.8 90
  143. Астраханьгазпром 447 1791.6 3 692 114.5 917.7
  144. Кубаныазпром 1874 1689.7 20.1 483 402.2 4882 61. ON
Заполнить форму текущей работой