Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование коллективных трудовых конфликтов в системе социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ показывает, что в условиях быстро меняющегося окружения традиционные подходы к управлению предприятиями, в том числе и в сфере управления социально-трудовыми процессами, показали свою недостаточную эффективность. Это требует принятия принципиально нового, комплексного подхода к регулированию коллективных трудовых конфликтов. В качестве инструмента совершенствования названного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
    • 1. 1. Эволюция науки о конфликтах
    • 1. 2. Основные типы трудовых конфликтов
    • 1. 3. Предпосылки урегулирования социальных трудовых конфликтов в 11 системе управления персоналом
    • 1. 4. Особенности социального партнерства в современных условиях рыночных преобразований России
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • 2. РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
    • 2. 1. Современная социально-экономическая ситуация в Свердловской области как фактор внешней среды, влияющий на социально-трудовую сферу предприятий
    • 2. 2. Анализ состояния управления конфликтным взаимодействием на современном предприятии железнодорожного транспорта
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • 3. ПУТИ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
    • 3. 1. Совершенствование экономических методов урегулирования трудовых конфликтов
    • 3. 2. Улучшение технологии урегулирования коллективных трудовых споров
    • 3. 3. Учет зависимости интенсивности конфликтов от социальнопсихологического климата в организации
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Регулирование коллективных трудовых конфликтов в системе социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произошедшие в последнее время изменения в социально-экономической и политической жизни нашей страны обусловили необходимость адаптации российских предприятий к этим новым условиям хозяйствования.

В условиях реализации принципов рыночной экономики возрастает роль социального партнерства как элемента управления стабильностью экономического, технического и социального развития предприятия любой организационно-правовой формы управления при различных формах собственности. Особое место в этом процессе занимает регулирование коллективных трудовых конфликтов. Квалифицированное и компетентное управление конфликтным взаимодействием является в условиях рыночных отношений одним из важнейших условий обеспечения благополучия предприятия и конкурентоспособности выпускаемой им продукции (услуги).

Вопрос социальной напряженности на сегодняшний день особенно актуален, так как основную массу российского общества волнует экономическое, политическое, экологическое, социальное, культурное развитие нашей страны, и все это не может не отразиться на сфере производственной жизни и социальных отношений в коллективе. В результате этого происходит рост социальной напряженности, который впоследствии перерастает в конфликт и находит свое отражение в различных акциях протеста и забастовках.

Проведение структурных изменений в экономике страны, особенно в сфере естественных монополий, сталкивается со многими трудностями. Неизбежно появляются конфликты, которые играют неоднозначную роль в жизнедеятельности предприятий. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

Для оперативного принятия решений руководителям всех уровней необходимо иметь в реальном времени актуальную и достоверную информацию о деятельности подчиненных структур. Обладание полной информацией о процессах, протекающих в организации, позволит улучшить управление ресурсами и повысить эффективность деятельности предприятия.

В условиях быстро меняющегося окружения традиционные подходы к управлению предприятиями, в том числе и в сфере управления социально-трудовыми процессами, показали свою неэффективность. Основной недостаток такого управления заключается в том, что в будущее механически переносятся существенные параметры организации, заданные ее прошлым.

Успешный опыт внедрения методов управления конфликтным взаимодействием из практики преуспевающих иностранных компаний в отечественной практике встречает большое количество ограничений, связанных с несовершенством законодательства, неподготовленностью кадров, консервативностью руководителей и другими причинами.

Происходящая реструктуризация в железнодорожной отрасли требует принципиально нового, комплексного подхода к регулированию коллективных трудовых конфликтов. Один из эффективных способов решения проблемысистема социального партнерства на предприятиях отрасли.

В данной работе рассматривается наиболее сложный аспект управления конфликтным взаимодействием — через учет социальных и экономических факторов функционирования организации на фоне усиления внимания к социально-психологической и правовой сторонам жизнедеятельности предприятия. В качестве инструмента совершенствования этого процесса предлагается метод усиления социального диалога между субъектами трудовых отношений путем создания экономически благоприятного пространства на базе процесса оценки эффекта производственной системы как функции заработной платы. Теоретической основой построения такой системы может служить методология экономики труда и микроэкономические подходы. Следует отметить, что отечественные авторы мало внимания уделяли вопросам социальной напряженности. В 90-х годах много писалось о 4 забастовках, конфликтах, в том числе и социальных, но о социальной напряженности, по причине нарастания которой и возникали конфликты, а при невозможности их разрешить более мирным путем происходили забастовки, говорилось очень мало. Автор считает, что ей нужно уделять гораздо большее внимание, чтобы предотвращать трудовые конфликты еще до их начала. На каждом крупном предприятии необходим свой специалист, который должен периодически проводить социальные опросы и анкетирование сотрудников, узнавать «больные места» коллектива своего предприятия и доводить до руководства предприятия причины возможного возникновения конфликта.

Таким образом, актуальность и значимость проблемы диссертационного исследования обусловлена следующим:

— радикальными изменениями структуры управления предприятиями железнодорожного транспорта, вызванными реформированием железных дорог, образованием ОАО «Российские железные дороги», ориентированного на рост эффективности деятельности зависимых компаний и на повышение инвестиционной привлекательности вложений в инфраструктуру;

— необходимостью формирования методологии построения корпоративной системы управления социально-трудовой напряженностью и конфликтным взаимодействием, с учетом специфики предприятий железнодорожного транспорта и положений нового Трудового кодекса;

— необходимостью формирования аппарата регулирования коллективных трудовых конфликтов, адекватного производственным и технологическим особенностям предприятий железнодорожного транспорта на современном этапе социально-экономического развития рыночных отношений.

Степень разработанности проблемы. В ходе подготовки диссертации автором проведен анализ литературы, посвященной как общим проблемам управления персоналом, так и частным вопросам разрешения трудовых конфликтов в организации.

Вопросы повышения эффективности управления предприятиями и организациями освещены в работах таких ученых, как В. И. Бовыкин, О. С. Виханский, Б. Ф. Зайцев, Б. З. Мильнер, В. Ш. Рапопорт, А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, H.A. Соломатина, Л. Д. Гительман.

Поиску путей совершенствования управления персоналом в своих работах уделяли внимание следующие авторы: М. И. Скаржинский, А. И. Тяжов, Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, B.C. Буланов, А. П. Волгин, Б. М. Генкин, М. В. Грачев, В. А. Дятлов, А. П. Егоршин, А. Ф. Зубкова, А .Я. Кибанов, Ю. А. Пикалин, В. Т. Пихало, И. И. Прокопенко, Г. Э. Слезингер, В. А. Спивак, В. В. Травин, Тяжов, Б. Л. Цыпин, C.B. Шекшня и другие.

Проблемам управления персоналом на транспорте посвящены исследования В. А. Антропова, Ю. А. Пикалина, Н. И. Шаталовой.

В научных публикациях, А .Я. Анцупова, А. И. Шипилова, О. Н. Громовой, У. Мастенбрука, А. Р. Здравомыслова, В. Н. Шаленко и других, раскрываются методологические аспекты конфликта и конфликтного взаимодействия.

В диссертационном исследовании также использовались работы зарубежных авторов: М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Ф. Тейлора, С. Бира, Д. Френсиса, М. Вудкока, Я. Мондена, К. Девиса, Дж. Ньюстрома, Т. Питерса, Р. Уотермена и некоторых других.

Эти авторы внесли большой вклад в теорию и практику управления персоналом, но происходящие в настоящее время преобразования выдвигают такие проблемы, которые ранее не стояли перед организациями различных отраслей экономики, в том числе и железнодорожного транспорта. Сложная социально-экономическая ситуация на предприятиях, напряженный характер структурных преобразований требуют совершенно новых подходов к организации социально-трудовых отношений. Иная структура управления выдвигает новые требования к обеспечению деятельности руководителя, что до сих пор не нашло отражения в систематизированном виде в изученных автором работах.

Данная работа призвана отчасти восполнить существующие пробелы.

Объект исследования — система формирования, функционирования и развития отношений между субъектами социального партнерства на предприятиях железнодорожного транспорта.

Предмет исследования — методические вопросы совершенствования управления коллективными трудовыми конфликтами организаций с учетом новых отношений в период реорганизации железнодорожной отрасли на базе создания корпоративной системы управления социально-трудовыми отношениями.

Основная цель диссертационной работы — разработка механизма регулирования коллективных трудовых конфликтов в системе социального партнерства.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

— анализ современных изменений и основных тенденций в отрасли железнодорожного транспорта;

— исследование особенностей и выявление основных проблем в управлении социально-трудовой напряженностью;

— определение роли системы социального партнерства в управлении социально-трудовой напряженностью на предприятии;

— исследование традиционных подходов и предпосылок к регулированию трудовых конфликтов в системе управления персоналом;

— анализ возможности применения положений нового трудового законодательства к усилению социального диалога между субъектами трудовых отношений;

— разработка рекомендаций по использованию экономических и социально-психологических методов урегулирования трудовых конфликтов и споровразработка методики оценки эффективности предлагаемых методов на примере Свердловской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги».

Теоретико-методологической основой исследования послужил системный анализ, который позволил всесторонне подойти к изучению проблем в области социального партнерства, выявить особенности его проявления в условиях рыночной экономики, дать оценку влиянию различных сфер общественной жизни на состояние социальной напряженности, что, несомненно, актуально для выработки новых подходов в решении проблем управления конфликтным взаимодействием и повышения эффективности деятельности предприятия. Кроме того, применялись экономико — статистический анализ и синтез, логический анализ процессов социального развития, метод теоретической оценки эмпирических данных и другие методы.

В процессе работы над диссертацией были использованы фундаментальные положения экономической теории, менеджмента, экономики труда, микроэкономики, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области экономики и социологии труда, ведомственные материалы, научные монографии, публикации периодической печати, статистическая и иная ведомственная документация Министерства труда и социального развития, Министерства путей сообщения, а также экономическая и специальная литература по теме диссертации.

Эмпирической базой исследования послужили отчетные данные Свердловской железной дороги, информационный материал, полученный в результате проведения обследований и экспериментальной проверки разработанных методов, обобщение информации о состоянии и перспективах развития железнодорожного транспорта и системы социального партнерства в Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в следующем. — Выявлена проблема управления организациями, возникшая в результате противоречия экономических интересов работников и работодателей и заключающаяся в том, что существующие подходы в управлении персоналом не соответствуют особенностям современного этапа рыночных отношений на транспорте, становятся ограничивающим фактором в повышении эффективности управления.

— Обоснована возможность применения концепции социального партнерства для управления конфликтным взаимодействием на предприятиях железнодорожного транспорта на основе выявленных объективных предпосылок: преобразований в рамках всей компании (реорганизации, корпоративного реформирования), качественного обновления социально-трудовых процессов, успешного функционирования системы отраслевых тарифных соглашений и коллективного регулирования трудовых отношений, достигнутого уровня информатизации железнодорожного транспорта.

— Доказана зависимость уровня социально — трудовой напряженности на предприятии от внешних и внутренних факторов социальных, экономических и производственных отношений, включающих в себя сферу производства и труда предприятия, социально — психологический аспект деятельности организации, сферу реального и ожидаемого состояния социального обеспечения и социально — политического климата в обществе.

Предложены методические подходы к оценке эффективности представленных методов, включающей традиционный расчет экономической эффективности проектов, дополненной сравнением значений наиболее значимых параметров трудовой деятельности и расчетом вероятностных параметров трудового поведения до и после создания корпоративной системы управления социально-трудовыми отношениями.

— Выработан механизм усиления социального диалога в системе регулирования коллективных трудовых конфликтов как элемента информационно-коммуникационной системы управления в сфере железнодорожного транспорта.

— Разработаны и апробированы предложения по составу и структуре социального диалога в системе регулирования коллективных трудовых конфликтов, включающего в себя: совершенствование экономических методов урегулирования трудовых конфликтов, улучшение технологии урегулирования коллективных трудовых споров, контроль зависимости интенсивности конфликтов от социально-психологического климата в организации.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения разработанной методики формирования корпоративной системы управления социально-трудовыми отношениями для совершенствования деятельности различных организаций и предприятий.

Апробация результатов исследования. При непосредственном участии автора подготовлен самостоятельный раздел «Разработка социально-психологического обеспечения осуществления программы» в отраслевой программе МПС РФ «Улучшение организации и дисциплины труда на предприятиях Свердловской железной дороги на 2000 — 2005 годы». Результаты исследования апробированы и внедрены на предприятиях Свердловской и Южно Уральской железных дорог.

Результаты проведенных исследований были использованы для совершенствования управления социально-трудовой сферой Свердловской железной дороги в 2000 — 2003 г. г. Соискатель разработал учебные курсы «Экономика предприятия», «Исследование систем управления» и читал их для студентов Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)».

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 161 страницы, работа содержит 10 рисунков и 27 таблиц. Список использованной литературы включает 152 наименования.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В условиях усиления опасности появления различного рода конфликтов, необходимо создать корпоративную систему управления социально-трудовыми отношениями, опираясь на триединую основу: экономика предприятия и экономически целесообразные затраты на урегулирование конфликтаэффективная социально-психологичекая составляющаяправовой потенциал Трудового Кодекса РФ, коллективных договоров предприятий.

Реальное функционирование системы социального партнерства предполагает наличие такой законодательной базы, которая бы предоставила субъектам трудовых отношений достаточные полномочия для эффективного сотрудничества. Этого можно добиться, когда четко определены функции, полномочия и порядок работы сторон социального партнерства. Социальные партнеры могут выработать компромиссный вариант решения той или иной проблемы в области заработной платы в том случае, если каждая из сторон будет иметь доступ к одной и той же информации. Имея четкое и полное представление о складывающейся социально-экономической ситуации, профсоюзы и предприниматели лучше осознают стоящие перед обществом проблемы и проявят большую готовность к поиску компромиссного варианта их решения. Своевременное обеспечение информацией способствует выработке согласованной позиции в решении вопросов социально-экономического развития страны, в том числе и в области заработной платы при сохранении общественного согласия.

Механизм социального партнерства предполагает обязательность выполнения принятых работодателями, профсоюзами и органами государственной власти соглашений. Законодательная база и судебная система должны определить не только меру ответственности работодателя за невыполнение отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров, но и механизм ее реализации. В условиях организационной слабости работодателей и профсоюзов роль государства в функционировании системы социального партнерства должна быть усилена.

В диссертационной работе проведен анализ влияния различных сфер общественной жизни на состояние социальной напряженности на предприятиях Свердловской железной дороги. В результате этого исследования выяснилось, что наибольшее влияние на социальную напряженность на производстве оказывает сфера труда и производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях реализации принципов рыночной экономики возрастает роль социального партнерства как элемента управления стабильностью экономического, технического и социального развития предприятия любой организационно-правовой формы управления при различных формах собственностиПричем особое место в этом процессе занимает регулирование коллективных трудовых конфликтов. Квалифицированное и компетентное управление конфликтным взаимодействием является в условиях рыночных отношений одним из важнейших условий обеспечения благополучия предприятия, конкурентоспособности выпускаемой им продукции (услуги) и т. п.

Проведение структурных изменений в экономике страны, особенно в сфере естественных монополий, сталкивается со многими трудностями. Неизбежно появляются конфликты, которые играют неоднозначную роль в жизнедеятельности предприятий. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

Выработать гибкую и динамичную стратегию развития в современных условиях невозможно без глубокого анализа внутренней и внешней среды предприятия, выявления ключевых факторов успеха, вскрытия угроз и определения новых возможностей, выявления основных противоречий, сдерживающих это развитие, и создание принципиально новых подходов к эффективному решению комплексных проблем предприятия и управления современным производством.

Основной целью диссертационной работы являлась разработка системы регулирования коллективных трудовых конфликтов в системе социального партнерства.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— анализ современных изменений и основных тенденций в отрасли железнодорожного транспорта;

— исследование особенностей и выявление основных проблем в управлении социально-трудовой напряженностью;

— определение роли системы социального партнерства в управлении социально-трудовой напряженностью на предприятии;

— исследование традиционных подходов и предпосылок к регулированию трудовых конфликтов в системе управления персоналом;

— анализ возможности применения положений нового трудового законодательства к усилению социального диалога между субъектами трудовых отношений;

— разработка рекомендаций по использованию экономических и социально-психологических методов урегулирования трудовых конфликтов и споров;

— разработка методики оценки эффективности предлагаемых методов на примере Свердловской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги».

Реализация поставленной цели потребовала от автора проведения углубленного изучения и анализа процессов в сфере управления предприятиями, при этом особое внимание уделялось управлению коллективными трудовыми конфликтами. Исследования, продолжающиеся в течение ряда лет (2000 — 2004 г. г.), а также непосредственное участие автора в процессах разработки положений управления социально — трудовой сферой на предприятиях Свердловской железной дороги позволяют констатировать достижение следующих научных результатов и внесение на их основе практических предложений.

1. На основе анализа закономерностей, особенностей и основных направлений управления организациями в современных условиях развития железнодорожного транспорта установлено, что в отрасли накопились серьезные проблемы, возникшие в результате противоречия экономических интересов и заключающиеся в том, что существующие подходы в управлении персоналом не соответствуют особенностям современного этапа рыночных отношений на транспорте, становятся ограничивающим фактором в повышении эффективности управления.

2. Необходимо разработать и реализовать концепцию социального партнерства для совершенствования управления социально-трудовой напряженностью на предприятиях железнодорожного транспорта.

3. В результате исследования были сформулированы рекомендации по практическому внедрению в жизнь метода построения корпоративной системы управления социально-трудовыми отношениями, который состоит из двух последовательных блоков: проектирование и переход к корпоративной системе, включающий этапы моделирования и анализа существующего процесса управления социально-трудовой сферой, переосмысление и разработка нового процесса и внедрение нового процесса, а также создание информационной системы подготовки принятия управленческих решений в обозначенной области.

Оценка эффективности предлагаемых методов включает традиционный расчет экономической эффективности проектов, дополненная сравнением значений наиболее значимых параметров трудовой деятельности и расчетом вероятностных параметров трудового поведения до и после создания корпоративной системы управления социально-трудовыми отношениями;

4. Проведенный анализ показывает, что в условиях быстро меняющегося окружения традиционные подходы к управлению предприятиями, в том числе и в сфере управления социально-трудовыми процессами, показали свою недостаточную эффективность. Это требует принятия принципиально нового, комплексного подхода к регулированию коллективных трудовых конфликтов. В качестве инструмента совершенствования названного процесса предлагается метод усиления социального диалога в системе регулирования коллективных трудовых конфликтов, как элемента информационно-коммуникационной системы управления в сфере железнодорожного транспорта. Универсальный проект включает в себя внедрение взаимоувязанного решения по автоматизации систем расчетов с выходом на технологические рабочие места, бухгалтерского учета и планово-финансовой деятельности, учета кадров, юридической деятельности.

Таким образом, полученные в диссертационной работе новые научные результаты, выводы и рекомендации, представляют собой систему обоснованных организационно — экономических решений. Оценка применений предложений показывает, что использование и дальнейшее развитие полученных в работе результатов может способствовать повышению эффективности управления конфликтным взаимодействием на предприятиях железнодорожного транспорта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В. Введение в теорию принятия решений. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1988.
  2. В.В., Ромашов, О.В., Сорокина, М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  3. В.Г. Нормативное управление социальными процессами. -М.: Профиздат, 1988.
  4. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. /Пер. с англ. -М.: Мир, 1971.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. /Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974.
  6. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1995. — 308 с.
  7. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ, 1999.
  8. В.Н. Повышение экономической и социальной эффективности труда. (Методологический аспект). М.: Экономика, 1980.
  9. Н.С., Кобриков Б. С., Кривцов В. Н. Методические рекомендации по комплексной регламентации инженерно-управленческого труда. Минск: Вышейш. школа, 1980.
  10. В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). -М.: Экономика, 1997.
  11. Бир С. Мозг фирмы. Пер. С англ. М.: Радио и связь, 1993.
  12. Бир С. Наука управления. Пер. с англ. М.: Энергия, 1971.
  13. И. Возникновение профсоюзов в России и их деятельность в 1905—1927 годах. М., 1959.
  14. В.И. Методологические основы эффективности труда и проблемы её повышения. М.: НИИ труда, 1999.
  15. В.Р. Основы менеджмента: Учебник, М., 1996.
  16. О.С. Стратегическое управление. Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». М.: МГУ, 1995.
  17. А. П. Матирко В.И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.
  18. М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
  19. Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов». // Проблемы теории и практики управления. М.: 1994, № 1.
  20. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  21. Л. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учебное пособие. М.: Дело, 1999.
  22. Государство и социальный диалог. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр социального диалога между субъектами трудовых отношений, 2002.
  23. М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации ЗМ. М.: Дело — ЛТД, 1993.
  24. Г. В., Басарева В. Г., Куперштах В. Л., Сильченко Т. А. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия (вопросы методологии и методики). Новосибирск: Наука, 1983.
  25. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 237 с.
  26. О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000.
  27. Дж. К. мл., О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. /Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.
  28. Г. А. Механизм мотивации высокопроизводительного труда в рамках систем управления трудовым коллективом. Киев: Знание, 1991.
  29. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.
  30. В.А., Кибанов, А.Я., Пихало, В. Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / Под ред. А. Я. Кибанова. М. «Изд-во ПРИОР», 1998.
  31. Л., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1987.
  32. А.П. Управление персоналом. 2-е изд. / Н. Новгород: НИМБ, 1999.
  33. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ, 2002.
  34. А.Г. Социология конфликта. М.: Наука, 1996.
  35. .Ф. Содержание управленческой деятельности. М.: Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, 1989.
  36. А.Ф., Слезингер, Г.Э. Организация нормирования труда на предприятиях. М.: Информцентр-Директор, Экономика и жизнь, 1997. -152 с.
  37. Использование деловых игр в управлении производством. Л.: ЛДПТП, 1989.
  38. Как работают японские предприятия: Сокр пер. с англ. / Под ред. Я. Мондена и др.- науч. ред. и авт. предисл. Д. Н. Бобрышева. М.: Экономика, 1989.-262 с.
  39. И., Хоув И. Количественные методы принятия решений в управлении и экономике. Пер. с англ. М.: Мир, 1966.
  40. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М.: Экономика, 1989.
  41. Д., Кинг. В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1974. 280 с.
  42. С. Научные основы административного управления. /Пер. с польского. М.: Экономика, 1979.
  43. Коллективный договор на предприятии. Практические рекомендации и зарубежный опыт. М.: НИИ труда, 1996.
  44. Коллективные трудовые споры. Сборник нормативных актов, комментариев и судебной практики. М., 2000.
  45. Количественная оценка трудозатрат персонала на выполнение функций управления. Учеб. пособие. М.: МИУ им. С. Орджоникидзе, 1988.
  46. Э.Б., Нанциева, Г.В., Шетов, В. Х. Научный менеджмент: Российская история: Спб: Изд-во «Питер», 1999.
  47. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Изд-во «ЗЕРЦАЛО», 1999 г.
  48. А.И. Социология менеджмента: Учеб пособие для вузов. -М/.ЮНИТИ, 1999.
  49. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 368 с.
  50. М.И. Комплексная система повышения эффективности производства и качества работы. М.: ВЗИЛТП, 1983.
  51. Курс для высшего управленческого персонала. Сокр. Пер. с англ.
  52. М.: Экономика, 1991. 807с.
  53. .А. и др. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988.
  54. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990.
  55. И.П. Какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993.
  56. Е.В. Управление персоналом предприятия. — Москва -Новосибирск: ИНФРА-М, НГАЭиУ, 1998. 312 с.
  57. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с англ. М.: ИНФРА М, 1996.
  58. Межотраслевые методические рекомендации по способам определения трудовых затрат на обслуживание и управление производством. М.: НИИ труда, 1987.
  59. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  60. Методы сбора информации в социологических исследованиях: в 2-х томах / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. — Т.1.-232 с.
  61. .З., Евенко Л. И., Раппопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  62. .З. Проблемы перехода к новым формам организации управления // Вопросы экономики. 1989. № 10.
  63. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999. — 592 с.
  64. Я. «Тоёта»: методы эффективного управления. Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, 288с.
  65. Научные основы организации управленческой деятельности. Киев: Институт управления народным хозяйством, 1988.
  66. Новые методы хозяйствования и проблемы управления. Тезисы докладов научно-практической конференции. Красноярск: Красноярск. Политехи, ин-т, 1988.
  67. Нормативные и методические материалы. Сер. Экономика и системы управления. Вып. 1. М.:ЦНИИ «Электроника», 1989.
  68. Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Кантуренского. Спб: Изд-во «Питер», 2000. — 448 с.
  69. .Л. Модели формирования организационных структур. Л.: Наука, 1979.
  70. Об образовании: Закон Российской Федерации от 12.06.1995.
  71. Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию АСУ П. М.: Статистика, 1977.
  72. Организационные структуры управления производством /Пол ред. Б. З. Мильнера, М.: Экономика, 1975.
  73. Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и приватизации: Рекомендации. М.: НИИ труда, 1995.
  74. Организация управления производством в капиталистических странах. / Пер. с англ. под редакцией Васильева Ю. П. -М.: Прогресс, 1972.
  75. Оучи Уильям Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. Б. З. Мильнер, И. С. Олейник. М.: Экономика, 1984. — 184 с.
  76. Ю.А. Повышение эффективности организации и нормирования труда на государственных предприятиях в условиях рыночныхпреобразований: Методич. Пособие. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96″, 1998. -400 с.
  77. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. Сокр. пер. с.англ. М.: Экономика, Дело, 1992. 510с.
  78. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.423 с.
  79. Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. 168 с.
  80. Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах. Постановление Совета Министров СССР от 19 июня. 1990 г. № 590. СП СССР. 1990. № 15. Ст. 82.
  81. Положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров железнодорожного транспорта № ЦКАДР / 4632 от 06.10.88 г.
  82. Практическое руководство по менеджменту: международный опыт достижения успеха: Пер. с англ. O.A. Волмянская, Э. И. Волмянский. -Минск: ООО „Новое знание“, 1998.
  83. И.И. Управление производительностью. Практическое руководство. Киев: „Техника“, 1990.
  84. И.И. Управление человеческими ресурсами -важнейшая задача при переходе к рынку // Деловой визит. 1999. — № 2.
  85. A.A. Совершенствование управления научно-производственными объединениями. М.: Знание, 1988.
  86. Проблемы формирования и развития структур управления. Сб. Трудов ВНИИ систем. Исслед. М., 1988. Вып. 4.
  87. Развитие планового управления народным хозяйством. Формы и методы организации. М.: Экономика, 1988.
  88. П. „Дженерал моторе“ в истинном свете: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1985. — Нью-Йорк, 1980. -20 л.
  89. Рамин M. JL, Мишин В. И. Региональное программно-целевое планирование и управление. Рига: АВОТС, 1985. С. 9.
  90. Растригин J1.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Советское радио, 1980.
  91. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.
  92. B.C., Дулькин М. З. Организация систем управления. М.: Акад. нар. Хоз-ва при Совете Министров СССР, 1988.
  93. Н.П. маркетинг в телекоммуникациях. М.: Эко-Тренз, 2002.
  94. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
  95. Э., Агарвал а-Роджерс Р. Коммуникации в организациях /Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  96. Рынок труда: Учебник /Под ред проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2000. — 448 с.
  97. Т.В., Симчера В. М., Машухин Е. А. Статистические методы и анализ социально-экономических процессов. М.: Наука, 1990. -295 с.
  98. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Спб: Изд-во „Питер“, 2000. — 416 с.
  99. В.Г., Згонник М. С., Рудецкий В. А. Социально-экономическое планирование на промышленных предприятиях в условиях рынка. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992.
  100. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. статья В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989.
  101. Системное проектирование АСУ хозяйством области /Под общ. ред. Ф. И. Перегудова. М.: Статистика. 1977.
  102. Системный анализ и структуры управления. М.: Знание, 1975.
  103. Г. Э. Социальная экономика: учебник. М.: Издательство „Дело и сервис“, 2001.
  104. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.:1996.
  105. Словарь русского языка / Под ред. Ожегова. — М., 1959.
  106. Словарь иностранных слов. Под ред. Лёхина И. В., Петрова Ф. Н. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1954.
  107. Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учебное пособие. М.:ГАУ, 1994.
  108. Совершенствование планирования и управления на современном этапе. Сб. науч. трудов. М.: НИИПиН, 1989.
  109. Совершенствование управление трудовыми коллективами. Сб. науч. трудов. М.: ВНМЦ, 1986.
  110. Современная экономика труда: Монография / руководитель авторского коллектива науч. Ред. В. В. Кулдиков. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО „Финстатинформ“, 2001.
  111. Социальная напряженность на производстве (материалы коллоквиума). Калуга: КаИС, НКЦ „Потенциал“, 1990.
  112. Становление специалиста / Крокинская, O.K. и др. Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 136 с.
  113. Ю.Г. Методика социологического анализа и прогнозирования тенденций развития социальных процессов в трудовомколлективе. М.: Наука, 1998.
  114. Н., Симеонова К., Костов К., Качаунов С. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. /Пер. с болгарского. — М.: Прогресс. 1975.
  115. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991.
  116. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др. Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  117. Толковый словарь русского языка. Под ред. Проф. Д. Н. Ушакова. Госуд. Изд-во иностранных и национальных словарей в 4-х томах: М. — 1993.
  118. , В.В., Дятлов, В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.
  119. Трудовой кодекс Российской Федерации. (Официальный текст от 30 декабря 2001 года). — М.: Библиотека „Российской газеты“, 2002.
  120. Трудовые ресурсы: формирование и использование /Под ред. Е. В. Касимовского. -М.: Экономика, 1975.
  121. Трудовые ресурсы: эффективность использования /И.С. Маслова, В. М. Москович, А. Г. Косаев и др. М.: Наука, 1988.
  122. Управление организацией: Учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. Изд. 2-е, перераб. И доп. — М.: ИНФРА -М, 1999.
  123. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  124. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  125. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта.- М.: Изд-во МГУ, 1997.
  126. Управление человеческими ресурсами в России и СНГ: сегодня и завтра // Управление персоналом. 2001 г. — № 12.
  127. А. Общее и промышленное управление. M.-JL, 1924.
  128. Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.
  129. Федеральный закон „О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ от 23 ноября 1995.
  130. С., Боцен У., Беккер Г. Экономика: Пер. с англ. /С. Фишер, Р. Дорыбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1997.
  131. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. Хаттерслу М., Джонс Б., Доил Л. Внутрифирменные коммуникации: американский опыт 90-х годов //Вопросы экономики. 1990. № 12.
  132. Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979.
  133. В.Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд., испр. И доп. М.: ИНФРА-М, 1996. 272 с.
  134. Человек в экстремальной производственной ситуации/ Е. И. Головаха, В. Г. Котов, H.H. Чурилов и др.- Отв.ред. Е.И. Головаха- АН УССР. -Киев: Наук. Думка, 1990.
  135. Человек и его работа: Социологическое исследование / Под ред. А. Р. Здравомыслова и др. — М. Мысль, 1967.
  136. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: издательство МГУ, 1992.
  137. Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.
  138. C.B. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО „Бизнес-школа“ Интел-Синтез», 1997.
  139. В.И. Социальная психология менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1997.
  140. Экономика и социология труда /Под ред.д.э.н., проф. P.A. Галиахметова, д.э.н., проф. H.A. Горелова. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
  141. Экономика и социология труда /Под ред. Б. Ю. Сербиновского, В. А. Чуланова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  142. Экономика труда: Учебно-методическое пособие / Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
  143. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебник под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  144. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. Макконелл K.P., Брю C.JI. Туран, Бишхек, 1996.
  145. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. М.: Дело, 1999.
  146. Р. Дж, Смит P.C. Современная экономика труда, теория и государственная политика. Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  147. P.A. Концепция реформирования заработной платы. -М.: НИИ труда, 1998.
  148. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. -М.: Наука, 1972.
  149. Янг С. Системное управление организацией. М.: Экономика, 1972
Заполнить форму текущей работой