Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX — начала XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применяя этот метод можно рассматривать музыкально-педагогическое наследие критиков во взаимосвязи с развитием музыки как искусства интонационного по своей природе и исторически развивающегося. При этом музыкальное образование предстает в виде совокупности составляющих его направлений, детерминируемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями её интонационного постижения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВВ
    • 1. 1. Музыкальная критика как феномен культуры России
    • 1. 2. Социокультурные детерминанты становления музыкально-педагогических воззрений музыкальных критиков
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ
    • 2. 1. Культурно-просветительская доминанта в деятельности музыкальных критиков
    • 2. 2. Антиномия профессионального музыкального образования: Россия — Запад
    • 2. 3. Научно-педагогические идеи в музыкальной критике

Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня приобретает особую значимость возрождение лучших музыкально-педагогических традиций, формирование и развитие которых относится в России к середине XIXначалу XX вв. — времени подъема во всех областях научного знания и культуры. В музыкальной жизни этого периода активизируется концертная деятельность и исполнительство, расцветает творчество национальных композиторов, открываются первые консерватории. Подобный «всплеск музыки» детерминировал инициативу музыкально-критической мысли, которая составила духовную летопись в историко-культурном пространстве страны, в том числе и его музыкально-педагогической компоненты.

Музыкальная критика — это яркое, самобытное явление в России. Наряду с В. Ф. Одоевским, А. Н. Серовым, В. В. Стасовым, в этот период появляются новые имена — Н. Д. Кашкин, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, П. П. Сокальский, А. С. Фаминцын, A. JL Элькан и др. Их выступления в печати затрагивали многообразные явления музыкальной деятельности. Помимо глубоких музыкальных знаний, способности к логическому анализу, объективности суждений, основными критериями качества деятельности музыкального критика рассматриваемого периода явились «развитый вкус, нежнейшее артистическое чутье и сочувствие современному движению искусства» [173, с. 218].

Музыкальная критика, выступив своего рода носителем и транслятором культурно-музыкальной информации, проявила себя единовременно в двух измерениях: и как журналистика (по форме), и как музыкальная наука (по содержанию). В рассматриваемый период, совпадающий с моментом зарождения профессионального музыкального образования в России, усилилась социально-культурная миссия критики, отразившись как на системе подготовки специалистов в области музыкальной практики специальное образование), так и на «окультуривании» самых разных социальных групп населения.

В то время как отдельные педагогические принципы многих композиторов и педагогов-музыкантов неоднократно подвергались подробному анализу, вклад музыкальных критиков в область музыкального образования остается и сегодня на периферии научных изысканий. Причина, на наш взгляд, в том, что музыкально-критическая мысль долгое время оставалась объектом исследования исключительно музыкознания, не ставившего своей целью освещение проблем музыкального образования. Подобная традиция восприятия музыкальной критики сужает ее культурно-образовательную функцию, не давая возможности выявить подлинную ценность отечественной музыкально-критической мысли во всей полноте. Между тем, музыкально-критическое наследие позволяет анализировать педагогические идеи мыслителей-музыкантов, причем как в содержании профессионального музыкального образования, так и в области развития массового музыкального просвещения.

В рамках междисциплинарного дискурса появилась возможность всестороннего анализа трудов музыкальных критиков и в русле музыкального образования (с позиций историко-культурологического измерения), что позволило отыскать новые грани их воззрений. В связи с этим оказывается востребованной научная актуализация теоретического наследия как корифеев (В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, В. В. Стасов), так и менее известных представителей музыкально-критической мысли исследуемого периода (Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош), внесших наиболее значимый вклад в становление и развитие отечественного музыкального образования.

Степень научной разработанности проблемы.

Историографический материал, направленный на изучение наследия выше обозначенных музыкальных критиков, систематизируется нами в соответствии с поэтапным ракурсом.

Первый этап анализа литературы (середина XIX — начало XX вв.) в целом совпадает с жизнью и деятельностью названных музыкальных критиков. В середине XIX в., в связи с развитием музыкальной науки, впервые издаются специальные сборники статей ведущих представителей музыкально-критической мысли, опубликованные ранее на страницах различных столичных журналов (А. Н. Серов. Критические статьи. В 4 т. -СПб., 1892 — 1895- В. В. Стасов. Собрание сочинений. В 3 т. — СПб., 1894- Ц. А. Кюи. Музыкально-критические статьи. — Пб., 1918; Г. А. Ларош. Музыкально-критические статьи. — СПб., 1894- Г. А. Ларош. Собрание музыкально-критических статей. В 2 т. -М., 1913 — 1924 и др.).

Подобные сборники предварялись вступительными комментариями, биографическими очерками и др., что свидетельствует об интересе к персоналиям музыкальных критиков, о первых опытах осмысления их деятельности. Особо выделим сборники трудов Г. А. Лароша, поскольку представленные в них статьи, как по общим музыкально-образовательным проблемам, так и более конкретно — по методике преподавания теории и истории музыки — в последствии не переиздавались. Среди них: «Мысли о системе гармонии и ее применения к музыкальной педагогике», «Историческое изучение теории музыки» и др. [см. Приложение 1].

В начале XX в. появляются первые труды обобщающего характера, в которых рассматривается история русской музыки и музыкального образования, а также проявляется интерес и к персоналиям музыкальных критиков, к эпизодам их творческих биографий. Наиболее показательны в этом плане исследования Н. Д. Кашкина [48- 49- 50- 51- 52- 53].

При сравнительной скромности библиографии начального этапа изучения наследия музыкальных критиков, он представляется весьма важным. С одной стороны, этот этап свидетельствует о понимании уже современниками значимости деятельности музыкальных критиков в истории российской культуры, с другой, именно первому этапу мы обязаны значительной фактологической базой, на основе которой наметилась дальнейшая систематизация их публицистической и научной деятельности.

Второй этап (1920 — 1980 гг.) изучения источников связан со становлением методологических основ отечественной музыкальной критики (Б. В. Асафьев, Е. Ф. Бронфин, Р. О. Груббер, А. В. Луначарский, А. Н. Сохор, Т. В. Чередниченко [7- 15- 32- 112- 221- 256] и др.). Активизировался исследовательский интерес к персоналиям музыкальных критиков, обсуждались их идеи в сфере музыкального образования. В эти годы были написаны первые диссертации, в которых предпринята попытка проблемного анализа наследия музыкальных критиков второй половины XIX века [39- 58- 217- 257].

Первый наиболее глубокий аналитический труд принадлежит Ю. А. Кремлеву [64]. Рассматривая процесс становления и развития музыкально-критической мысли как целостный историко-культурный феномен, автор посвящает отдельные главы конкретным персоналиям мыслителей о музыке, косвенно затрагивая и их взгляды на музыкальное образование.

В рамках изучения общих проблем истории культуры музыкальная критика рассматривалась в работах М. С. Кагана, Ю. В. Келдыша, Т. Н. Ливановой, М. А. Овчинникова, А. М. Ступеля [46- 55- 106- 128- 241] и др. Анализ данной литературы свидетельствует об идеологической детерминированности оценок музыкально-критической мысли середины XIX начала XX вв., что препятствовало ее полноценному осмыслению с позиций научной объективности. Однако именно в это время стимулируются дальнейшие научные поиски в этом направлении: отечественные исследователи ввели в научный оборот новые фактологические данные, связанные с деятельностью отечественных музыкальных критиков, с этапами их биографии и творческого пути и показали влияние музыкально-критической мысли на развитие культуры России.

Третий (современный) этап начинается с 1990;х годов. В ряде трудов по проблемам искусствоведения, истории культуры, музыковедения, педагогики, эстетики исследователи обращаются к феномену музыкальной критики и воззрениям отдельных ее персоналий (JI. В. Ильина, Т. Е. Курышева, Г. С. Лапшина, Г. А. Праслова, А. В. Украинская [42- 69- 83- 153- 245] и др.).

В связи с темой данного исследования приобретают также значимость работы, освещающие проблемы музыкального образования в различных аспектах: истории общего и профессионального музыкального образования (В. И. Адищев, С. И. Дорошенко, А. Г. Масловский, И. И. Мисаилова, Е. В. Николаева, Е. Н. Федорович [1- 114- 126- 35- 120- 250] и др.) — культурологического подхода (Е. Я. Александрова, О. В. Гусева, JL А. Рапацкая [2- 33- 158] и др.) — соотношения национальных и западноевропейских традиций (JI. В. Ильина, Д. Г. Ломтев, Л. Г. Сухова, А. П. Юдин [42- 109- 244- 260] и др.) — современного состояния музыкального образования и перспективы его развития (А. С. Базиков, В. И. Горлинский, Н. А. Миронова [9- 31- 118] и др.).

Тем не менее, в науке еще не сложилось представление о музыкальной критике как об историко-культурном феномене, оказавшем значительное влияние на динамику музыкально-образовательных процессов в России рассматриваемого периода, в то же время педагогические идеи указанных мыслителей интересны как с точки зрения особой значимости в наследии российских критиков рассматриваемой эпохи, так и в плане их культурного «звучания» в контексте современных реалий музыкального образования России.

Хронологические рамки исследования (середина XIX — начало XX вв.) захватывают исторический период в культуре России, соответствующий активизации отечественной критической мысли в области музыкального образования. Он определен и общим обновлением всего социокультурного пространства, в том числе, музыкально-педагогической составляющей.

Гипотеза научного исследования основывается на том, что социокультурная востребованность в музыке как неотъемлемой части духовного мироощущения россиян и, как следствие, в профессиональном музыкальном образовании и массовом музыкальном просвещении в России середины XIX — начала XX вв. значительно возрастала благодаря влиянию культурно-педагогического потенциала ведущих представителей отечественной музыкально-критической мысли этого периода. Научно-педагогическое наследие отечественных музыкальных критиков рассматриваемого периода послужило импульсом для дальнейшего формирования профессионального музыкального образования в России.

Объектом исследования выступает музыкальная культура России середины XIX — начала XX вв.

Предметом исследования являются музыкально-педагогические воззрения российских музыкальных критиков.

Цель исследования — раскрыть культурно-педагогический потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX — начала XX вв.

Цель исследования обусловила следующие задачи: теоретически обосновать применение комплексной методологии к изучению педагогических идей музыкальных критиков, уточнить понятийный аппарат исследуемой проблемы;

— определить социокультурное пространство, детерминировавшее взгляды музыкальных критиков в области музыкального образованияпроанализировать характер взаимодействия и взаимовлияния музыкальной критики и музыкального образования как явлений культуры;

— выделить, научно осмыслить и обобщить идеи музыкальных критиков в контексте музыкально-образовательных проблем;

— охарактеризовать музыкально-критическую мысль как фактор музыкального просвещения общества в культуре России середины XIX — начала XX вв.;

— выявить труды учебно-методического характера в наследии критиков и определить их влияние на совершенствование содержания профессионального музыкального образования исследуемого периода;

Теоретико-методологические основания работы. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер. Его методология выстраивается под влиянием массива фундаментальных трудов в области культурологии, философии, музыковедения, эстетики, истории культуры и образования (Е. Я. Александрова, Б. В. Асафьев, А. Вебер, Н. И. Воронина, А. А. Гагаев, О. В. Гусева, Б. С. Ерасов, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Ю. В. Келдыш, И. В. Кондаков, Н. Б. Крылова, Ю. М. Лотман [2- 6- 20- 23−24- 33- 36- 41- 46- 55- 66- 67- 110] и др.) — истории и философии образования (М. В. Богуславский, П. А. Гагаев, Г. Б. Корнетов [13- 24-] и др.), истории музыкального образования (С. И. Дорошенко, Н. А. Миронова, Е. В. Николаева [35- 118- 125] и др.), искусствоведения (Н. И. Бояркин, Е. Ф. Бронфин, М. А. Овчинников [14- 15- 128] и др.).

Раскрытие культурно-образовательного потенциала музыкально-критической мысли России середины XIX — начала XX вв. потребовало привлечения комплексной методологии, способствующей объективно проанализировать в историко-культурном контексте периода труды музыкальных критиков, целостно оценить их вклад в историю музыкального образования и музыкального просвещения.

Социокультурный подход позволяет целостно проанализировать культурно-образовательный потенциал музыкальной критики в его исторической, общественной и культурной многомерности и отражает более глубокое проникновение в сущность. Социокультурный подход не только дает возможность представить музыкально-педагогические воззрения критиков как специфическое культурно-образовательное явление, но и выводит на первый план их понимание как важнейшей части общероссийской истории культуры и общественной мысли.

Аксиологический подход при обращении к культурному наследию музыкальных критиков определяет и восстанавливает его ценностно-смысловую роль в историко-культурном контексте эпохи.

Цивилизационный подход рассматривает движущей силой истории культуру и духовное состояние людей. Движущей силой цивилизации является «творческое меньшинство» (в данном случае — персоны музыкальных критиков), носитель «жизненного порыва», который, отвечая «зову истории», тянет за собой «инертное большинство» (А. Тойнби). Россия, — отмечает Г. Б. Корнетов, — являясь локальной цивилизацией, испытала влияние многих культурных традиций, но при этом прошла самобытный путь исторического развития [63, с. 73]. Этот факт необходимо учитывать и при изучении проблемы нашего исследования: с одной стороны, научно-педагогические воззрения отечественных музыкальных критиков развивались под влиянием Западас другой — музыкально-критическая мысль сохраняла свою специфику и имела свой особый путь развития. Цивилизационный подход позволяет рассматривать в научно-критическом наследии российских музыкантов-мыслителей базисные социально-педагогические и музыкально-культурные традиции российского музыкального образования.

Парадигмалъный подход помогает проследить ведущие парадигмы в отечественной музыкально-критической мысли рассматриваемого периода, влияющие на процесс становления и развития музыкального образования. Поэтому согласимся с мнением Е. В. Николаевой, которая считает, что по отношению к изучению истории музыкального образования парадигмальный подход более правомерно обозначить как парадигмалъио-педагогический [126, с. 7].

Транслируя этот подход по отношению к научно-педагогическому наследию музыкальных критиков, можно утверждать, что здесь, ввиду сосуществования самых разных парадигм, возникает единая установка из множества отличных по своим целевым ориентирам музыкально-педагогических воззрений. В целом они отражают многогранность и многоликость музыкально-педагогических взглядов в области музыкально-образовательной практики. Таким образом, исходная исследовательская установка, на которой базируется парадигмально-педагогический подход к изучению научно-педагогического наследия музыкальных критиков, заключается в признании различных взглядов на одновременно сосуществующие различные направления в музыкальном образовании.

Применяя социокультурный, аксиологический, цивилизационный, парадигмальный подходы, центральным в методологии настоящего исследования выступает культурологический подход.

В его основе лежит совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ разнообразных сфер социокультурной жизни, в том числе музыкального образования, через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как «культура», «культурное наследие», «культурная деятельность» и др. [67, с. 65]. В ракурсе данного подхода автор выстраивает стержневую идею исследования, доказывая динамическую сопряженность музыкально-критического наследия и музыкального образования как явлений культуры. Культурологический подход изменяет представление о базовых ценностях музыкального образования как исключительно информационно-знаниевых, расширяя культурные основы и содержание музыкального обучения и воспитания.

Методологическое основание исследования дополнялось рядом методов: интегративный метод, создающий возможность применять данные из различных областей гуманитарного знания, направленных на решение задач настоящего исследованияметод реконструкции, позволяющий выявить и восстановить педагогические воззрения, имплицитно заложенные в наследии музыкальных критиковбиографический метод, обеспечивающий персонифицированный характер изучения музыкально-критической мыслиметод интерпретации, позволяющий находить новые смыслы в, казалось бы, известных текстах музыкальных критиков.

Отдельно остановимся на интонационном методе, как на наиболее специфичном для музыкальной культуры.

Следует отметить, что в настоящее время категория «интонация» широко используется в различных областях музыкально-педагогической науки и, в зависимости от сферы её применения, имеет различные толкования. Педагогическая интерпретация данного понятия применительно к истории музыкального образования опирается на понятие «интонация» в широком смысле слова, как «смыслового звуковыявления». Именно в таком понимании эта категория была положена музыковедом первой половины XX столетия Б. В. Асафьевым в основу разработки интонационной теории, согласно которой музыка рассматривается как искусство «интонируемого смысла».

Применяя этот метод можно рассматривать музыкально-педагогическое наследие критиков во взаимосвязи с развитием музыки как искусства интонационного по своей природе и исторически развивающегося. При этом музыкальное образование предстает в виде совокупности составляющих его направлений, детерминируемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями её интонационного постижения, — с другой стороны. Так, интонационный метод позволяет рассмотреть взгляды отечественных музыкальных критиков с позиций «свернутости» в интонации (В. В. Медушевский) той или иной музыкальной культуры: народной, религиозно-духовной, светской. Это дает возможность выделить соответствующие им три направления музыкального образования: народное, религиозно-духовное и светское. «В каждой из этих сфер, — отмечает современный исследователь истории музыкального образования Е. В. Николаева, — воплощено свое особое видение музыкальной картины мира, что не может не найти отражения и в соответствующей направленности музыкального образования, его содержании, методах, формах» [126, с. 13]. Следственно, при изучении научно-педагогического наследия музыкальных критиков в контексте проблем музыкального образования необходимо учитывать специфику каждого из этих пластов музыкальной культуры.

Источниковой базой исследования послужили: труды выдающихся российских музыкальных критиков середины XIX — начала XX вв. (В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, Ц. А. Кюи) — материалы периодической печати рассматриваемого периодаофициальные документы эпохи в области культуры и музыкального образованияматериалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы. В работе впервые в культурологическом ракурсе реконструированы материалы, характеризующие идеи отечественных музыкальных критиков в области музыкального образования, которые до настоящего времени не были объектом научного анализапредставлены модели музыкального образования в России рассматриваемого периода, в выдвижении которых инициативное участие принимали музыкальные критикис применением комплексной методологии выявлен культурно-педагогический потенциал научных разработок в трудах музыкальных критиков, многие из которых стали базовыми в содержании музыкального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкально-критическая мысль стала результатом и в то же время действенным компонентом обновления социокультурного пространства России рассматриваемого периода. Музыкальная критика «встроена» в контекст музыкально-культурной среды, играет активную роль в процессе взаимодействия с ее различными элементами, в том числе с музыкальным образованием, существенно влияя на его совершенствование.

2. Отечественная музыкальная критика середины XIX — начала XX вв. — значимая часть культурного пространства, в контексте которой задавались и формировались специфические атрибуты музыкально-образовательного процесса, сопряженные с ее требованиями и критериями в отношении к педагогической практике, свойственными ей традициями и новаторскими исканиями в обозначенный период. Педагогические идеи музыкальных критиков формировались под воздействием комплекса макрофакторов (демократизация российского общества, общий подъем науки, культуры и образования) и микрофакторов (мысли о музыке предыдущего поколения «критиков-дилетантов" — расширение сети музыкальных печатных изданийактивизация концертной деятельностиорганизация новых моделей музыкального образования, выступивших альтернативой получения музыкальных навыков в рамках домашнего и общего образования).

3. Музыкальная критика рассматриваемого периода представлена двумя основными типами: «идеологическим», ориентированным на магистральную идею «кучкизма» (Ц. А. Кюи, В. В. Стасов) и «субъективным» — независимым от общих направлений, отличающимся повышенным вниманием к детализации (Г. А. Ларош, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов). Выработка целостной системы взглядов осложнялась дискуссиями среди критиков, принадлежащих к тождественным типам. Музыкально-критическая мысль отличалась многофункциональностью, выступая: а) в качестве приоритетной музыкальной силы для решения наиболее актуальных проблем национальной музыкальной культурыб) своеобразным творческим цензором, способствовавшим профессиональному совершенствованию музыкантов (композиторов, исполнителей, педагогов) — в) «транслятором» музыкальных ценностей для широкой аудитории. Среди прочих освещались проблемы профессионального музыкального образования и массового музыкального просвещения.

4. Антиномия профессионализации музыкального образования, проявившаяся на уровне культурно-педагогического дискурса ведущих представителей музыкально-критической мысли, формировалась в зоне пересечения двух противоположных культурфилософских традиций. Часть музыкальных критиков (Г. А. Ларош, В. Ф. Одоевский), ориентированная на западноевропейские модели образования, поддерживала систематическое музыкальное образование, как социальный институт, нормативно вводящий музыканта в мир профессии, регламентирующий и унифицирующий его профессиональное становление (музыкальные училища, консерватории). Другое направление, отстаивая поиск национально-самобытного пути в сфере профессионального музыкального образования, наиболее приемлемым считало принцип самообразования музыкантов, реализация которого предполагалась либо в рамках творческих музыкальных содружеств (В. В. Стасов, Ц. А. Кюи), либо в качестве самостоятельного постижения теоретических основ музыки и исполнительства (А. Н. Серов).

5. Культурно-образовательный потенциал музыкально-критической мысли содержит ряд актуальных идей: а) национальная направленность музыкального образования, превалирование духовно-нравственного аспекта над технической виртуозностью, самообразование музыкантаб) обогащение содержания профессионального музыкального образования: исторический подход при освоении теоретических дисциплин (гармонии, теории* музыки, полифонии) — метод детального анализа музыкальных произведенийизучение истории музыки как зарубежной, так и отечественной, «художественный» эталон исполнительского мастерства (вокального и инструментального) др. в) общедоступность музыкального образования. Воззрения критиков во многом явились толчком для дальнейшей разработки различных направлений в изучении музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, которые сохранили свою ценность в музыкальном образовании и сегодня.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования углубляют и систематизируют научные представления о музыкальной критике, раскрывая степень ее влияния на музыкальное просвещение, становление и развитие системы музыкального образования в культуре России указанного периода: исследование вносит вклад в разработку понятийно-терминологического аппарата культурологии и истории образования, акцентируя внимание на педагогических воззрениях музыкантов-исследователей. Материалы и выводы диссертации могут обогатить соответствующие разделы вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, истории музыкального образования, истории русской музыки, художественной критики и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы были изложены в публикациях и выступлениях на международной (Пенза, 2007;), всероссийских (Москва, 2006; Пенза, 2006; Саранск, 2003, 2006, 2007, 2008; Чебоксары, 2007) и региональных (Саранск, 2001, 2002, 2006, 2007) научных и научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации

Содержание диссертации изложено на 198 страницах, состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 261 наименование, и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование наследия музыкальных критиков России середины XIX — начала XX вв. позволило выявить культурно-образовательный потенциал музыкально-критической мысли, оказавший значительное воздействие в целом на отечественную музыкальную культуру.

Применяя в работе общегуманитарные подходы и методы, следует констатировать, что каждый из них имеет свои преимущества в изучении той или иной стороны проблемы исследования. Между тем, только комплексный междисциплинарный подход, интегрируя полученные знания, является универсальным обобщением осмысления музыкально-педагогических воззрений музыкальных критиков в ракурсе культурологического измерения: взаимодействие и взаимовлияние музыкальной критики и музыкального образования как неотъемлемых компонентов культуры. Это позволило объективно проанализировать в историко-культурном контексте периода труды музыкальных критиков и их научный вклад в историю музыкальной культуры, науки и образования.

В исследовании обозначилось явное взаимодействие между музыкальной критикой и музыкальным образованием, как неотъемлемых составляющих музыкально-культурной среды, сопряженных с процессами, свойственными всей музыкальной жизни. Нами было доказано, что музыкальная критика способна активно влиять на музыкально-образовательную сферу жизнедеятельности общества и определять динамику развития музыкального образования, поскольку сама является непросто частью музыкальной культуры — она становится инициативной «силой» в процессе взаимодействия с различными подсистемами и элементами этой культуры, в том числе, и с музыкальным образованием. Так, нами было установлено, что музыкальная критика рассматриваемого периода, являясь неотъемлемой компонентой музыкально-культурной среды, выступает динамичным транслятором музыкально-педагогических идей. Это позволило рассматривать публицистическое наследие музыкальных критиков в качестве интеллектуального потенциала для совершенствования содержания музыкального образования.

В культурном хронотопе России середины XIX — начала XX вв. музыкальная критика играла важнейшую роль. Острая потребность постижения различных музыкальных явлений, углубленное внимание к специфике музыкального искусства, осознание места и роли музыки в духовной жизни российского общества — все это становится объектом пристального внимания музыкально-критической мысли, ставшей важнейшей формой социокультурной жизни страны в рассматриваемый период.

Культурно-педагогический потенциал выдающихся представителей российской музыкально-критической мысли изучаемого времени складывался в результате влияния совокупности обновленных процессов: социально-исторических (политико-экономическое обновление, организация общественных движений) и духовно-культурных (активизация концертной деятельности, организация музыкальных сообществ, потребности российского общества, связанной с необходимостью практического внедрения системы музыкального образования, влияние зарубежного опыта на становление этой системы).

Инициатива музыкально-критической мысли, обусловленная общим подъемом во всех областях науки и культуры, укрепила особую значимость музыкального искусства, что привело к появлению различных форм музыкального образования и просвещения. Стремление культурно-музыкальной элиты общества к активной деятельности в области музыкальной науки, в том числе, музыкального образования, возможно, было определено и желанием самореализации как активной части музыкальной общественности исследуемого периода.

Задача музыкальных критиков не ограничивалась лишь обнаружением, характеристикой и оценкой тех или иных явлений, происходящих в области музыкального образования и просвещения. Более важным для музыкантов-исследователей выступило стремление способствовать (насколько позволяла критику научная подготовка, эрудиция, художественный вкус, мера соответствия его взглядов актуальным представлениям времени, и, не в меньшей мере, публицистический талант) совершенствованию музыкального образования.

В процессе работы было доказано, что российская музыкально-критическая мысль рассматриваемой эпохи выступила важнейшей формой аккумулирования и трансляции музыкально-образовательных идей. Предлагая новые музыкально-педагогические разработки, как на культурно-просветительском уровне, так и на уровне целенаправленных предметных методик, музыкальные критики пропагандировали и отстаивали музыкальное образование как культурно-значимое явление в духовной жизни общества.

Нами установлено, что доминирующей в деятельности критиков становится их просветительская направленность. Транслируя культурно-образовательную информацию для широкой аудитории, музыкальные критики инициировали общедоступность музыкального образования среди различных слоев российского населения. Конструктивные музыкально-просветительские идеи В. В. Стасова способствовали организации Бесплатной музыкальной школы, базировавшейся на демократических традициях. В качестве конкретной формы музыкально-воспитательной деятельности выступили публичные лекции А. Н. Серова, устраиваемые для различных социальных слоев российского общества. Высокий профессиональный уровень отличает большинство его лекций, направленных на ознакомление широкого круга слушателей с основными знаниями по истории и теории музыки, для осознанного восприятия музыкальных произведений. Просветительская деятельность музыкальных критиков создала возможность для постепенного развития профессионального музыкального образования: к концу XIX — началу XX вв. начинает развиваться сеть учебных заведений, взаимодействующих в качестве системы.

Культурная инициатива музыкальных критиков оказала существенное влияние на поиск новейших путей и форм организации профессионального музыкального образования в России. Во взглядах российских музыкальных критиков формулируется идея профессионализации музыкального образования. Проведенный нами анализ воззрений музыкальных критиков по отношению к этой проблеме позволил выявить важнейшую закономерность: музыкально-критическая мысль России, обусловленная идеологическим противостоянием между западниками и славянофилами, разделилась на два противоположных направления. Первое направление (В. Ф. Одоевский, Г. А. Ларош), ориентированное на западноевропейские традиции, поддерживало систематическое музыкальное образование в стране. Второе (А.Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи), напротив, указывая на господство исключительно технического подхода к обучению в консерваториях, отмечало необходимость поиска своего самобытного пути в обучении национальных композиторов, основанного на духовности, утверждая в качестве приоритета идею самообразования музыкантов. Несмотря на полемический характер выступлений музыкантов-мыслителей по отношению к проблеме обучения музыкантов-профессионалов, очевидно, что идеи национальной направленности, превалирования духовно-нравственного аспекта над технической виртуозностью, отстаиваемые критиками, не теряют своей актуальности и сегодня.

Учитывая отсутствие в России обозначенной эпохи специальных государственных учреждений, занимавшихся проблемами музыкального образования и просвещения, частные инициативы музыкально-общественных деятелей, к которым, несомненно, принадлежали музыкальные критики, явились важнейшим генератором идей музыкально-методического характера. Они ориентировали культурную общественность на актуальные проблемы музыкального образования, указывали на существовавшие недоработки в этой сфере, предлагали различные способы для решения этих проблем.

В процессе исследования нами были выявлены и проанализированы труды В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша и др., содержащие учебно-методические рекомендации в области музыкальной науки. С целью формирования разносторонне развитого музыканта-профессионала, критики предлагают акцентировать внимание не только на совершенствовании его инструментального и вокального исполнительского мастерства, но и на углублении знаний по теории и истории музыки. В научно-педагогическом наследии критиков находит широкое применение исторический подход: рассмотрение истории музыки как части всеобщей истории (Г. А. Ларош) — необходимость изучения истории музыки как зарубежной, так и отечественнойпреподавание музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, теории музыки, полифонии) в историческом ракурсе (А. Н. Серов, Г. А. Ларош). В ходе обучения музыкантов, особенно композиторов, по мнению критиков, необходимо акцентировать внимание не только на музыкальных образцах, но и на изучении музыкально-теоретических дисциплин (теории музыки, гармонии и др.), а также практическое овладение навыками полифонического мастерства. В трудах А. Н. Серова закладываются основы таких учебных дисциплин, как теория музыки, анализ музыкальных произведений («сравнительная анатомия»), • народное творчество.

Было установлено, что научно-педагогическое наследие музыкальных критиков изучаемого периода стало катализатором для дальнейшего формирования и развития профессионального музыкального образования в России. Многие педагогические идеи, высказанные критиками, значительно расширили и обогатили предметные методики, став основой для различных музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин (история русской музыки, история зарубежной музыки, полифония, гармония, анализ музыкальных произведений), преподаваемых и сегодня на различных уровнях системы музыкального образования.

Музыкальные критики изучаемого периода, обсуждая наиболее актуальные вопросы развития, как профессионального музыкального образования, так и массового музыкального просвещения, нередко давали критическую оценку состояния музыкальной образованности и уровня музыкальной культуры российского общества, предлагая при этом свои пути решения проблем в этой сфере. Очевидно, что далеко не все задачи музыкального образования и просвещения, обсуждаемые музыкальной наукой, были решены, однако актуализация данных проблем во взглядах критиков способствовала позитивным изменениям в этой области. Несмотря на различие воззрений критиков на проблемы в сфере музыкального образования, на очевидные унифицирующие и нивелирующие тенденции, они выполняли важнейшую культурную миссию — приобщение россиян, как к национальным, так и мировым музыкально-культурным ценностям, и, как следствие, повышение музыкально-образовательного уровня российского общества. Культурно-образовательные идеи отечественной музыкально-критической мысли, являясь ее составной частью, отразили основные особенности этого вида публицистической деятельности, представляющей собой, в свою очередь, одну из сторон процесса постижения российскими критиками музыкальной культуры в целом как могучего проявления духовной жизни России середины XIX — начала XX вв.

Настоящее исследование, на наш взгляд, открывает новые перспективы для научных изысканий, в которых культурно-образовательный потенциал может быть рассмотрен: в наследии музыкальных критиков «второго плана» этого же периодаво взглядах музыковедов в более поздние исторические этапы, включая современныйв контексте региональных проблем (в частности, на примере воззрений мордовских музыковедов) — в аспекте компаративного анализа, основанного на сопоставлении воззрений российских и зарубежных музыкантов-исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. Я. Становление и развитие системы художественного образования в России. XVIII начало XX века / Е. Я. Александрова. -М, 1997.- 120 с.
  2. , Ю. Б. Музыкальное воспитание / Ю. Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 755−762.
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969.-339 с.
  4. , Б. В. Задачи и методы современной музыкальной критики / Б. В. Асафьев // Музыкальная культура. 1924. — № 1. — С. 20−36.
  5. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
  6. , Б. В. Мысль о музыке / Русская музыка: XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1968. — С. 264−302.
  7. , Б. В. Три имени / Б. В. Асафьев // Советская музыка. 1943. -№ 1. — С. 12−15.
  8. , А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления / А. С. Базиков. Тамбов: Тамбовский гос. муз.- пед. ин-т, 2002. — 311 с.
  9. М. А. и Стасов В. В. Переписка: в 2 т. Т. I. / Ред.- сост., авт. вступит, ст. и коммент. А. С. Ляпунов. М., 1970. — 487 с.
  10. , Л. А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. -С. 763−787.
  11. , В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / В. С. Библер //Вопросы философии. 1989.-№ 6. — С. 25−31.
  12. , Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки / Н. И. Бояркин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 160 с.
  13. , Е. Ф. О современной музыкальной критике / Е. Ф. Бронфин. — М.: Музыка. 1977. — 320с.
  14. , Е.Ф. Методика курса музыкальной критики / Е. Ф. Бронфин // Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1988. — 48с.
  15. , В. С. Музыкальный театр / В. С. Брыжинский // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004. С. 697−699.
  16. , Н. Т. Музыкальная критика 1920-х годов о методологии музыкально-критического анализа / Н. Т. Вакурова // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 3. М., 1987. — С. 195−219.
  17. , В. Стасов и три модели музыкальной критики в России / В. Валькова // Музыкальная академия. 2005 — № 2. — С. 152−159.
  18. , А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. Спб.: Унив. Кн., 1998.-565 с.
  19. , К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России: 1884 1885 / К. Э. Вебер. — М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. — 124 с.
  20. , Н. И. Теоретическая культурология: учебник: в 2 ч. / Н. И. Воронина. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006.-228 с.
  21. , Н. И. Музыкально-эстетическая мысль середины XIX века (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин) / Н. И. Воронина. Саранск: Саратовский ун-т, Саранский филиал, 1989. — 152 с.
  22. , A. JI. Правила преподавания фортепианной игры / A. JI. Гензельт. СПб.: Ф. Стелловский, 1868. — 23 с.
  23. , Г. С. Очерки по истории русской музыкальной критики конца 19 начала 20 вв. / Г. С. Глущенко. — М., 1983. — 157с.
  24. , А. А. Великий поборник реализма / А. А. Гозенпуд // Критика и музыкознание: сб. ст. Вып. 1. Л.: Музыка, 1975. — С. 220−241.
  25. , А. А. Герман Августович Ларош / А. А. Гозенпуд // Избранные статьи: в 5 вып. Вып.1 / Сост. А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1974. — С. 5−32.
  26. , Е. М. Композиторы «Могучей кучки» / Е. М. Гордеева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1985. — 447 с.
  27. , Г. Ф. Отрывки из воспоминаний / Г. Ф. Головачев // Русский вестник. 1880. — Т. 149. — № 10. — С. 17−29.
  28. , В. И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. И. Горлинский. М., 1999. — 186с.
  29. , Р. О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения / Р. Груббер // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 3. -Л.: Музыка, 1987. С. 219−233.
  30. , О. В. Культуротворческий потенциал музыкального образования в условиях индустриального региона : Дис.. канд. культурологии: 24.00.01/ О. В. Гусева. Кемерово, 2003. — 183 с.
  31. , Г. С. В. В. Стасов о роли критики в воспитании художественного вкуса / Г. С. Дорошенко // Проблемы эстетики и эстетического воспитания. М.: Музыка, 1971.- С. 110−120.
  32. , С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование / С. И. Дорошенко. Владимир: В111У, 1999.-212 с.
  33. , Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 591 с.
  34. , Н. И. Несколько слов о музыке и о методе музыкального учения в России / Н. И. Захаров // Москвитянин. 1852. — № 2. — Кн. 2. -С. 43−53.
  35. , И. А., Секотова, Е. В. К истории домашнего музыкального обучения в России / И. А. Зеткина // Вестник Чувашского университета (Гуманитарные науки). 2007. — № 3. — С. 350−354.
  36. , Ф. А. Эстетические воззрения В. В. Стасова: Дис.. канд. филос. наук / Ф. А. Зиннуров. -М., 1953. 157 с.
  37. Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы (1862−1917) / Отв. ред. П. А. Вульфиус. Л.: Музыка, 1964. — 328 с.
  38. , Л. В. Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В. В. Стасова: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.04 / Л. В. Ильина. М., 2004. — 22 с.
  39. К 140-летию Русского музыкального общества / Материал подгот. Е. Меркулова // Информация: Сб. ст. / Всерос. муз. общ-во, 1998. № 4. -С. 41−49.
  40. К вопросу об образовательном значении наших консерваторий // Баян. 1889.-№ 22.-С. 177−178.
  41. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Наука, 1995.-308 с.
  42. , П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. Пг., 1915.-441 с.
  43. , Н. Д Консерватории и музыкальные училища / Н. Д. Кашкин // Русская музыкальная газета. 1911. — № 6. — Стб. 145−150- № 7. -Стб. 181−184- № 8-Стб. 220−231.
  44. , Н. Д. Очерк истории русской музыки / Н. Д. Кашкин. -М.: П. Юргенсон, 1908. 223 с.
  45. , Н. Д. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк / Н. Д. Кашкин. М.: т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1891.-81 с.
  46. , Н. Д. Русские консерватории и современные требования искусства / Н. Д. Кашкин. М.: П. Юргенсон, 1906. — 25 с.
  47. , Н. Д. Воспоминания о Г: А. Лароше / Н. Д. Кашкин // Г. А. Ларош. Собрание музыкально-критических статей: в 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. — С. XXVI-XLII.
  48. , Н. Д. Музыка и музыкальная наука / Н. Д. Кашкин // Русская воля.- 1917.-№ 10.-С. 5−8.
  49. , Ю. В. Критика музыкальная / Ю. В. Келдыш // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 45−62.
  50. , Ю. В. Музыкальная критика и наука / Ю. В. Келдыш // История русской музыки: в 10 т. Т. 6. М.: Музыка, 1989. — С. 28−82.
  51. , Ю. В. Музыковедение / Ю. В. Келдыш // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 787.
  52. , Ю. В. 100 лет Московской консерватории / Ю. В. Келдыш. -М.: Музыка, 1966. 208 с.
  53. , Ю. В. Художественное мировоззрение В. В. Стасова: Дис.. канд. филос. наук / Ю. В. Келдыш. -Б. м., 1946. 593 с.
  54. , А. В. Ларош Герман Августович / А. В. Комаров // Московская консерватория: От истоков до наших дней. 1866−2003. М.: «Прогресс-Традиция», 2005. — С. 327−330.
  55. , И. В. Культурология: история культуры России: курс лекций / И. В. Кондаков. М.: ИКФ Омега — Л.: Высш. шк., 2003. — 616 с.
  56. , Л. 3. Музыкальное образование / Л. 3. Корабельникова // История русской музыки: в 10 т. Т. 6. М.: Музыка, 1989. — С. 167−187.
  57. , Г. Б. Всемирная история педагогики: уч. пособие / Г. Б. Корнетов. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. 140 с.
  58. , Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТПИМИО, 1994. — 265 с.
  59. , Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке: в 3 т. Т. 2. / Ю. А. Кремлев. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1958. 614 с.
  60. , Ю. А. Очерки по эстетике музыки / Ю. В. Кремлев. М.: Советский композитор, 1972. — 269 с.
  61. , Ю. А. О музыкальной критике / Ю. А. Кремлев / Избранные статьи. Л.: Музыка. — С. 49−58.
  62. , Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Нар. образ., 2000. — 272 с.
  63. Культура, культурология и образование: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−56.
  64. , Т. А. Слово и музыке. О музыкальной критике и музыкальной журналистике / Т. А. Курышева. М.: Композитор, 1992. — 173 с.
  65. Кюи, Ц. А. Музыкальная летопись Петербурга (Обучение музыке в СПб. Консерватория, программа ее. Бесплатная музыкальная школа, Ломакин, Балакирев и его концерты) / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. -Л.: Музгиз, 1952.-С. 8−11.
  66. Кюи, Ц. А. Экзамен второго выпуска учеников консерватории. Несколько слов о наших двух консерваториях и о консерваториях вообще. Кончина итальянской оперы. Пять строчек из № 42 «Недели"/ Ц. А. Кюи // Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. — С. 83−88.
  67. Кюи, Ц. А. Перемены в консерваториях. Вероятный приезд к нам Берлиоза. Краткая его биография / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952.-С. 8−11.
  68. Кюи, Ц. А. Благотворительный концерт учащихся консерватории («И. Дамаскин» Танеева) / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952.-С. 378−380.
  69. Кюи, Ц. А. Мундир для консерватории / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. — С. 271−274.
  70. Кюи, Ц. А. «Лоэнгрин» музыкальная драма Рихарда Вагнера / Ц. А. Кюи // С. — Петербургские ведомости. — 1868. — 11 октября. — С. 3−4.
  71. Кюи, Ц. А. Избранные статьи / Ц. А. Кюи // Под. ред. И. Л. Русина. Л.: Музгиз, 1952. — 692 с.
  72. Кюи, Ц. А. Оперный сезон в Петербурге. Вместо вступления / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. — С. 31−37.
  73. Кюи, Ц. А. О М. А. Балакиреве / Ц. А. Кюи // Избранные статьи. JI.: Музгиз, 1952. — С. 548−550.
  74. Кюи, Ц. А. Избранные статьи об исполнителях / Ц. А. Кюи // М.: Госмузиздат, 1957. 275 с.
  75. , Н. И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры / Н. И. Лапин // Социс. 2000. — № 7. — С. 3−12.
  76. , Г. С. Проблемы отечественной музыкальной культуры в печати 1870-х годов. Полемика Владимира Стасова и Германа Лароша / Г. С. Лапшина // Музыка и время. 2000. — № 1. — С. 46−50.
  77. , Г. А. Из моих воспоминаний. Чайковский и консерватория / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2. Л.: Музыка, 1975. -С. 277−299.
  78. , Г. А. Избранные статьи : в 5 вып. / Сост. А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1974 — 1978. — 5 Вып.
  79. , Г. А. Заметки о современном положении музыки в России / Г. А. Ларош // Собрание музыкально-критических статей: в 2 т. Т. 1. — М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. С. 303−318.
  80. , Г. А. Музыкальная хроника. Обзор концертов Русского музыкального общества / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 4. Л.: Музыка, 1977. — С. 24−32.
  81. , Г. А. Собрание музыкально-критических статьи : в 2 т. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1913 — 1924. — 2 т.
  82. , Г. А. Мысли о системе гармонии и ее применения к музыкальной педагогике / Г. А. Ларош // Собрание музыкально-критических статей: в 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. -С. 246−259.
  83. , Г. А. Предисловие переводчика к книге Ганслика «О музыкально-прекрасном» / Г. А. Ларош // Собрание музыкальнокритических статьи: в 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1913. — С. 334−362.
  84. , Г. А. Глинка и его значение в истории музыки / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 1. Л.: Музыка, 1974. — С. 33−157.
  85. , Г. А. Историческое изучение теории музыки / Г. А. Ларош // Русский вестник. 1867. — Т. 70. — С. 690−706.
  86. , Г. А. Мысли о музыкальном образовании в России // Г. А. Ларош // Собрание музыкально-критических статьи: в 2 т. Т. 1. — М.: Типолитография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913.-С. 214−245.
  87. , Г. А. Исторический метод преподавания теории музыки / Г. А. Ларош // Музыкально-критические статьи. «Музыкальный листок» (1872 1877 гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885 — 1889 гг.). — СПб.: Бессель и Ко, 1894. — С. 3−22.
  88. , Г. А. О правильности в музыке / Г. А. Ларош // Музыкально-критические статьи. «Музыкальный листок» (1872 1877 гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885 — 1889 гг.). — СПб.: Бессель и Ко, 1894.-С. 32−39.
  89. , Г. А. Музыкальные наблюдения / Г. А. Ларош // Собрание музыкально-критических статьи: в 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. — С. 288−302.
  90. , Г. А. Музыкальные очерки. Музыкальная композиция наших дней / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 1. Л.: Музыка, 1974. -С.173−174.
  91. , Г. А. Десятый концерт и квартетные собрания Русского музыкального общества / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 4. Л.: Музыка, 1977. — С. 37−43.
  92. , Г. А. Нечто о суевериях музыкальной критики / Г. А. Ларош // Музыкально-критические статьи. «Музыкальный листок» (1872 1877 гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885 — 1889 гг.). — СПб.: Бессель и Ко, 1894.-С. 319−333.
  93. , Г. А. Воспоминания о П. И. Чайковском / Г. А. Ларош // Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2. Л.: Музыка, 1975. — С. 167−176.
  94. , А. К. В. В. Стасов (1824 1906) / А. К. Лебедев. — М. — Л., 1944. — 167 с.
  95. Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. / В. Р. Лейкина-Свирская. М.: Мысль, 1971. — 368 с.
  96. , Т. Н. Критическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. М. — Л.: Музгиз, 1950. — 101 с.
  97. , Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. М. — Л.: Музгиз, 1951. — 100 с.
  98. , Т. Н. Оперная критика в России : в 2 т. Т. 2: вып. 4. / Т. Н. Ливанова. М., 1973. — 354 с.
  99. Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000.-439 с.
  100. , Г. Я. Автобиографические записки / Г. Я. Ломакин // Русская старина. 1886.-Т. 50.-№ 5. — С. 311−322.
  101. , Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий: Дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Д. Г. Ломтев. М.: «Преет», 1999. — 208 с.
  102. , Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с.
  103. , Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.) / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1997. -412 с.
  104. , А. В. Вопросы социологии музыки. Статьи и речи / А. В. Луначарский. М.: Советский композитор, 1971. — 540 с.
  105. , С. М. Годы учения / С. М. Майкапар. М. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1938. -236 с.
  106. , В. В. Интонационная форма музыки : Исследование / В. В. Медушевский.-М., 1993.- 341с.
  107. , П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. Т. 2: ч. 2 / П. И. Милюков. М.: Прогресс-культура, 1994.-496 с.
  108. , Д. Д. Дневник темного человека / Д. Д. Минаев // Русское слово. 1862.-№ 3.-С. 4−8.
  109. , Н. А. Судьба реформы: иллюзии и реальность // Музыка. Миф. Бытие: сб. ст. М., 1995. — С. 48−64.
  110. , С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе / С. И. Миропольский. СПб.: Типография Дома Призрения Малолетних Бедных, 1882. — 252 с.
  111. Московская консерватория. 1866 1966 / под. ред. JI. С. Гинзбург. — М.: Музыка, 1966. — 726 с.
  112. , Е. В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. М.: МПГУ, 1999. С. 81−97.
  113. , Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование / Е. В. Николаева. — М.: «Прометей», 2002. 345 с.
  114. О значении и деятельности отделений Императорского Русского Музыкального Общества // Русский музыкальный и театральный вестник.- 1882.- № 4.-С. 1−2.
  115. , М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века / М. А. Овчинников. М.: Музыка, 1987.- 198 с.
  116. , А. С. В. В. Стасов. К 50 летию со дня смерти (1906 1956).- М.: Госмуз, 1956.- 134 с.
  117. , А. П. Философия науки эпохи Просвещения / А. П. Огурцов. -М.: Наука, 1993.-213 с.
  118. , В. Ф. Избранные педагогические сочинения / В. Ф. Одоевский // Сост. ред. вст. ст. В. Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1955.-368 с.
  119. , В. Ф. Концерт, русского музыкального общества /
  120. , П. Г. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений / П. Г. Ольденбургский. СПб.: тип. Опекунского Совета, 1852. -35 с.
  121. , Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1977.-383 с.
  122. Отчёт Музыкально-драматического училища Московского Филармонического Общества за 1883 1884 уч. год. — М., 1884. — 32 с.
  123. Очерк деятельности С. Петербургского отделения императорского русского музыкального общества (1859−1909) / Сост. Н. Финдейзен. -СПб.- 1909.-119 с.
  124. Отчёт Русского Музыкального Общества за 1862 1863 г. — СПб., 1864.- 67 с.
  125. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: Педагогика, 1991.-448 с.
  126. , И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века / И. Ф. Петровская. — М.: Музыка, 1989.-319 с.
  127. , И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801−1917. Энциклопедия / И. Ф. Петровская. СПб.: Петровский фонд, 1999. — 367 с.
  128. , Н. И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  129. , Д. И. Влияние искусства на воспитание / Д. И. Писарев // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  130. Письмо Мусоргского М. П. Стасову В. В. от 16 и 22 июня 1872 г. // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики: в 2 т. Т. 2. / Под ред. А. С. Оголевца. М.: Гос. муз. изд-во, 1956.-С. 264−266.
  131. Письмо Мусоргского М. П. Шестаковой JI. И. от 30 июля 1868 г. // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики: в 2 т. Т. 2. / Под ред. А. С. Оголевца. М.: Гос. муз. изд-во, 1956.-С. 256−257.
  132. И. Е. Репина В. В. Стасову от 23 ноября 1873 г. // Репин И. Е., Стасов В. В. Переписка: в 2. т. Т. 1.-М. -Л., 1948.-С. 81.
  133. Правила общедоступных музыкальных классов Ю. Арнольда, открытых 1-го сентября 1873 г. М.: Типография И. Родзевича, 1874.- 11 с.
  134. Правила, учебный план Специальной школы фортепианной игры с педагогическим курсом Свободного художника С. Ф. Шлезингера в С.-Петербурге.-Спб.: типография С. Л. Кинда, 1889. -32 с.
  135. , Г. А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В. Д. Одоевского: уч.-метод. пособие / Г. А. Праслова. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — 80 с.
  136. Программа и условия приёма Специальной школы фортепианной игры с педагогическим курсом С. Ф. Шлезингера. СПб.: типография С. Л. Кинда, 1891.-8 с.
  137. , Д. В. Богослужебное пение православной греко-русской церкви. Для воспитанников Московской консерватории / Д. В. Разумовский. -М., 1886. 172 с.
  138. , Д. В. Церковное пение в России. — М.: Тип. «Рис», 1867. -Вып. 1.- 380 с.
  139. , JI. А. История русской музыки: от древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 384 с.
  140. , Л. А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций / Л. А. Рапацкая. Вестник Международной Академии Наук (Русская сенсация). — 2007 г. — № 1. — С. 63−67.
  141. РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 81.
  142. РГАЛИ. Ф.-427. Оп. 1.Ед.хр. 986. Л. 45.
  143. РГАЛИ. Ф. -365. On. 1. Ед. хр. 57.
  144. РГАЛИ. Ф. -365. On. 1. Ед. хр. 64.
  145. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. -М, 1995.-265 с.
  146. Римский-Корсаков, Н. А. Проект преобразования программы теории и практического сочинения в консерваториях / Н. А. Римский-Корсаков // Музыка, 1911. -№ 11.-С. 244−251.
  147. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1982. — 440 с.
  148. Россия и Запад: взаимодействие культур: материалы «круглого» стола. // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 39.
  149. , А. Н. Бетховен и его три стиля. Книга В. Ф. Ленца / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1984.-С. 141−179.
  150. , А. Н. К читателям / А. Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. Т. 2. / под ред. Г. Н. Хубова. -М.: Гос. муз. изд-во, 1957. С. 217−221.
  151. , А. Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990.-С. 176−211.
  152. , А. Н. Спонтини и его музыка / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1984. — С. 97−132.
  153. , А. Н. План пяти лекций о музыкальном образовании в связи с историей музыки / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990.-С. 133.
  154. , А. Н. О роялях фабрики Ф. Шиллера / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. — С. 133−134.
  155. , А. Н. О современном состоянии музыки и музыкальнойпедагогики. Программы лекций / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 т. Т. 6. М.: Музыка, 1990. — С. 162−163.
  156. , А. Н. Дебюты г-жи Шредер и г-жи Платоновой в опере «Жизнь за царя» / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990.-С. 95−99.
  157. , А. Н. Музыкальная заметка / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. — С. 164−168.
  158. , А. Н. Программы общедоступных лекций о всех главнейших предметах знания музыкального / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. — С. 228−229.
  159. , А. Н. Предисловие к либретто оперы «Рогнеда» / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. — С. 254−256.
  160. , А. Н. Программа лекций о главных чертах истории оперы вообще и в России / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. — М.: Музыка, 1990.-С. 257.
  161. , А. Н. Лекция 5 марта 1866 года, читанная в зале общества «Поощрения и покровительства частному служебному труду» / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. -С. 257−266.
  162. , А. Н. О музыке с ее технической, исторической и эстетической стороны. Программы публичных лекций / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1988. — С. 5−7.
  163. , А. Н. Первый вечер русского музыкального общества / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1988.-С. 177−182.
  164. , А. Н. Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки. I. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя» / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 4. -М.: Музыка, 1988. С. 186−192.
  165. , А. Н. О музыке в Петербурге / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 5. М.: Музыка, 1989. — С. 149−158.
  166. , А. Н. Залоги истинного музыкального образования в Санкт-Петербурге / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 5 М.: Музыка, 1989. — С. 258−264.
  167. , А. Н. Замечательное явление по части музыкальной критики / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 3. М.: Музыка, 1987. — С. 29−50.
  168. , А. Н. Улыбышев против Бетховена / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 3. М.: Музыка, 1987. — С. 70−86.
  169. , А. Н. Чему верить и чему не верить в музыкальной критике? / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 3. М.: Музыка, 1987. -С. 91−99.
  170. , А. Н. Обзор современного музыкального искусства в России и за границей / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 3. М.: Музыка, 1987. — С. 209−218.
  171. , А. Н. Музыкальная хроника Обзор музыкальной деятельности за границей. / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-Б. М.: Музыка, 1986. — С. 27−34.
  172. , А. Н. «Музыкальный и театральный вестник» еженедельная газета, издаваемая М. Я. Раппапортом / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-Б. М.: Музыка, 1986. — С. 137−155.
  173. , А. Н. Ритм как спорное слово / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-Б. -М.: Музыка, 1986. С. 148−155.
  174. , А. Н. Различные взгляды на один и тот же аккорд / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-Б. М.: Музыка, 1986. — С. 171−174.
  175. , А. Н. Нечто о противоположности «глубокомыслию» на поприще музыкальной критики / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 т. Т. 2-Б. М.: Музыка, 1986. — С. 300−309.
  176. , А. Н. Избранные статьи: В 2 т. / А. Н. Серов. М. — JI.: Музгиз, 1950- 1957. — 2 т.
  177. , А. Н. Опера и ее новейшее направление в Германии
  178. А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1988.-С. 8−42.
  179. , А. Н. «Русалка». Опера А. С. Даргомыжского / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-Б. М.: Музыка, 1986. — С. 62−74.
  180. , А. Н. Концерт в зале императорского С. Петербургского университета / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-А. — М.: Музыка, 1985.-С. 158−159.
  181. , А. Н. Критические статьи : в 4 т. Т. 1. / А. Н. Серов. СПб, 1892.-716 с.
  182. , А. Н. Музыка и виртуозы / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1984. — С. 27−42.
  183. , А. Н. Концерты в Петербурге / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1984. — С. 42−69.
  184. , А. Н. Курс музыкальной техники / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-А. М.: Музыка, 1985. — С. 290−312.
  185. , А. Н. Музыка и толки ней / А. Н. Серов // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Классики русской музыки и музыкальной критики об искусстве: в 2 т. Т. 1. М.: Музгиз, 1954. — С. 249−258.
  186. , А. Н. Письма о музыке / А. Н. Серов // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Классики русской музыки и музыкальной критики об искусстве: в 2 т. Т. 1. М.: Музгиз, 1954. — С. 229−239.
  187. , А. Н. Русская народная песня как предмет науки / А. Н. Серов. -М.: Гос. муз. изд-во, 1952. 62 с.
  188. , А. Н. Письмо к А. Д. Улыбышеву, по случаю толков о Моцарте и Бетховене / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1984.-С. 194−265.
  189. , А. Н. Первый концерт Концертного общества / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-А. / Состав., коммент. В. В. Протопопов -М.: Музыка, 1985. С. 204−206.
  190. , А. Н. Судьбы оперы в России / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6. -М.: Музыка, 1990. С. 150−161.
  191. , А. Н. Музыка и толки о ней / А. Н. Серов // Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 2-А. / Состав., коммент. В. В. Протопопов М.: Музыка -1985.- С. 23−31.
  192. , А. Н. Музыка южно-русских песен / А. Н. Серов. М.: Госмузиздат, 1953. — 34 с.
  193. , А. Н. Об истории музыки как учебном предмете / А. Н. Серов // Музыкальный свет. -1870. Апрель. — С. 4—6.
  194. , И. А. Эстетические принципы А. Н. Серова критика: Дис.. канд. филос. наук / И. А. Смирнова. М., 1953.-223 с.
  195. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / В. Н. Сорока-Росинский / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  196. , П. А. Общая социология (Человек. Цивилизация. Общество) / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  197. , П. П. Музыкальные арабески / Санкт-Петербургские Ведомости. 1863. — 1 января. — С. 3−5.
  198. , А. Н. О методологии музыкальной критики / А. Н. Сохор // Современные вопросы музыкознания М., 1976. 136 с.
  199. , В. В. Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы /
  200. B. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1953. —1. C. 22−42.
  201. , В. В. Из воспоминаний «Училище правоведения сорок лет тому назад». 1836 1842 / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 3. -М.: Музыка, 1977. — С. 5−44.
  202. , В. В. Консерватории в России (Замечание на статью г. Рубинштейна) / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976.-С. 5−11.
  203. , В. В. Из цикла статей «Тормозы нового русского искусства» / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 3. М.: Музыка, 1977.-С. 201−267.
  204. , В. В. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 / В. В. Стасов. СПб., 1894. -672 с.
  205. , В. В. Предложения об издании материалов по древнерусскому церковному пению / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. — С. 11.
  206. , В. В. Избранные сочинения : в 2 т. Т. 2: Статьи об искусстве / В. В. Стасов. -М. JI.: Искусство, 1937. — 663 с.
  207. , В. В. Избранные сочинения : в 3 т. Т. 3: Музыка / В. В. Стасов. -М.: Искусство, 1952. 888 с.
  208. , В. В. Славянский концерт г-на Балакирева / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. — С. 110−112 с.
  209. , В. В. Заметка о демественном и троестрочном пении / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. — С. 34−54.
  210. , В. В. Искусство XX века. Архитектура / В. В. Стасов // Избранные сочинения: в 3 т. Т. 3. С. 485−506.
  211. , В. В. Наша музыка / В. В. Стасов // Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Классики русской музыки и музыкальной критики об искусств: в 2 т. Т. 2. М.: Музгиз, 1956.-С. 126−182.
  212. , В. В. Михаил Иванович Глинка / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 1. -М.: Музыка, 1974. С. 175−351.
  213. , В. В. Письма из чужих краев / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. — С. 330−356.
  214. , В. В. Три русских концерта / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. — с. 27−33.
  215. , В. В. Первый концерт концертного общества / В. В. Стасов // Статьи о музыке: в 5 вып. Вып. 1. -М.: Музыка, 1974. С. 70−80.
  216. , Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 992 с.
  217. Сто лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк / В. Н. Александрова, Е. Ф. Бронфин, М. А. Танина и др. Л.: Музгиз, 1962.-302 с.
  218. , А. М. Русская мысль о музыке 1895—1917: Очерк истории русской музыкальной критики / А. М. Ступель. Л., 1980. — 132с.
  219. , А., Райскин, И. По страницам русской музыкальной прессы конца XIX начала XX в. / А. Ступель // Критика и музыкознание: сб. ст. Вып. 1. — Л.: Музыка, 1975. — С. 242−263.
  220. , А. М. Владимир Федорович Одоевский: Популярная монография / А. М. Ступель. Л.: Музыка, 1985. — 96 с.
  221. , Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы : Дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 01 / Л. Г. Сухова. Тамбов, 2005. — 385 с.
  222. , А. В. Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру : автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. В. Украинская. Воронеж, 2006. — 24 с.
  223. Устав Императорского Русского Музыкального Общества. СПб.: типография Э. Арнгольда, 1873. — 20 с.
  224. Устав Музыкальных училищ Императорского Русского Музыкального Общества. СПб.: типография Э. Арнгольда, 1882. — 16 с.
  225. Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткийочерк. СПб.: Собств. его имп. величества канцелярия 4 отделение, 1906.-479 с.
  226. , К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990 г. — 528 с.
  227. , Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX XX века): учеб. пособие / Е. Н. Федорович. -Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2001. — 140 с.
  228. , Э. JI. Милий Алексеевич Балакирев / Э. JI. Фрид // М. А. Балакирев. Исследования и статьи. JL: Музгиз, 1961. — С. 5−204.
  229. , Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «музыка и пение» / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
  230. , М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского : в 3 т. Т. 1. / М. И. Чайковский. М., 1900. — 357 с.
  231. , М. И. Герман Августович Ларош / М. П. Чайковский // Г. А. Ларош. Собрание музыкально-критических статей: в 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. — С. III-XXV.
  232. , Т. В. Критика музыкальная / Т. В. Чередниченко // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 279.
  233. , Д. С. Эстетические воззрения Г. А. Лароша: Дис.. канд. филос. наук / Д. С. Шуппер. -М., 1950. 148 с.
  234. , Н. Я. Грань веков: политическая борьба в России, конец XVIII — начала XIX столетия / Н. Я. Эдельман. М.: Мысль, 1986. — 367 с.
  235. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред.
  236. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 477.
  237. , А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. П. Юдин. М., 2004. -407 с.
  238. , К. Истоки истории и ее цель (Смысл и назначение истории): пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 527с.
Заполнить форму текущей работой