Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенных испытаний установлено, что оптимальное кожевенное сырье для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях — это виды кожевенного сырья с использованием хромового дубления: яловка, склизок, опоек, свиная кожа, осетр, семга, щука, форель (кожевенное сырье, при выделке которых толщина должна составлять от 0,5 до 1,4 мм., — это оптимальная толщина для закрепки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ И ЕГО
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
    • 1. 1. История кожевенного сырья
    • 1. 2. История кожевенного производства
    • 1. 3. История кожевенного ремесла в России
    • 1. 4. Страны производители кожевенного сырья
    • 1. 5. Определение видов кожевенного сырья
    • 1. 6. Химический состав кожевенного сырья
    • 1. 7. Классификация кожевенного сырья
      • 1. 7. 1. Виды кожевенного сырья по виду и возрасту животных
      • 1. 7. 2. Назначение кожевенного сырья
    • 1. 8. Способы дубления кожевенного сырья
      • 1. 8. 1. Процесс дубления кожевенного сырья
      • 1. 8. 2. Примеры различных типов дубления
    • 1. 9. Способ отделки кожевенного сырья
    • 1. 10. Способ обработки лицевого слоя кожевенного сырья
    • 1. 11. Окраска кожевенного сырья
      • 1. 11. 1. Классификация окраски кожевенного сырья
    • 1. 12. Анализ дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Метод испытания на растяжение
    • 2. 2. Метод определения прочности кожи лицевого слоя при продавлении шариком
    • 2. 3. Метод определения влагоемкости
    • 2. 4. Метод определения истираемости и слипания покрытия
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАКРЕПКИ ВСТАВОК ИЗ КОЖИ В
  • ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
  • Выводы
  • ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН ПРОЕКТА СЕРИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
  • Выводы

Особенности дизайна ювелирных украшений из драгоценных сплавов с использованием вставок из кожевенного сырья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проанализировав Российской рынок ювелирной промышленности за последние 4 года на основе работы с каталогами специализированных выставок (Международная ювелирная выставка JUNWEX, Международная выставка ювелирного и декоративно-прикладного искусства «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС», Выставка «Ювелирные изделия и украшения, предметы роскоши" — Выставка «Новый Русский Стиль / New Russian Styl» -Всероссийская выставка «Ювелир» и другие), а также проработав литературные и электронные источники информации (журнал «Ювелирные известия», отраслевая газета Jewelry Garden, www.magicgold.ruwww.ezoloto.ru-www.olin.ru-www.golden-shop.ru-www.sadkozoloto.ruwww.intergold.ru и т. д.), можно сделать следующий вывод: доля ювелирных изделий с элементами кожевенного сырья из всей проанализированной продукции не превышает нескольких процентов, причем кожи в ювелирных изделиях используются, главным образом, в качестве дополнительных объектов — шнурков, завязок и т. д. В качестве вставок кожевенное сырье применяют редко и, обычно, речь идет о кожах экзотических животных, например, морских скатов. Таким образом, в настоящее время кожевенное сырье мало используется в ювелирных изделиях.

Поэтому тема работы — расширение видов материалов [72], используемых в ювелирных изделиях за счет традиционных видов кожевенного сырья — шкуры крупного рогатого скота, свиные кожи [10], а также видов кож, известных, но ранее не применяющиеся в качестве ювелирных вставок, например, шкуры рыб, крокодилов представляется актуальной [78,84].

Введение

в ювелирное производство большой группы кожевенного сырья [2] позволит существенно расширить возможности дизайна ювелирных изделий и увеличить ассортимент изделий [9,11−12].

Цель работы:

Разработка дизайна ювелирных изделий со вставками из кожевенного сырья.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Анализ дизайна существующих ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

2. Научное обоснование выбора кожевенного сырья для ювелирных изделий.

3. Разработка технологического процесса закрепки вставок из кожи и драгоценных камней.

4. Разработка дизайн — проектов коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Научная новизна:

1. Установлены характеристики кожевенного сырья, позволяющие давать рекомендации по выбору данных материалов для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях.

2. Определены виды кожевенного сырья, являющиеся по своим характеристикам (как эстетическим, так и эксплуатационным) наиболее перспективными для использования их в качестве вставок в ювелирных изделиях.

3. Проведенное исследование позволяет использовать кожевенное сырье не только в качестве фурнитуры, но и в качестве вставок, а также фона для последующего закрепления драгоценных камней, что существенно расширяет спектр дизайнерских решений.

4. Предложены дизайнерские принципы по разработке новых коллекций ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в качестве вставок и в сочетании с ювелирными камнями.

Практическая значимость работы:

1. Разработанные техники закрепки вставок из кожевенного сырья позволяют существенно разнообразить дизайн ювелирных изделий.

2. Полученные данные по свойствам кожевенного сырья позволяют выбирать материал для вставок с учетом не только их эстетических характеристик, но и механических и других эксплуатационных свойств.

3. На основе полученных результатов по исследованию свойств кожевенного сырья спроектирована и создана коллекция ювелирных изделий.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ.

1. Проанализирован рынок ювелирной продукции с точки зрения дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья. Показано, что данные изделия изготавливаться, главным образом, как штучные авторские работы или выполняются в маленьких партиях и составляют, примерно 2−3% от всего рынка ювелирной продукции.

2. Выявлены механические и эксплуатационные свойства кожевенного сырья (удлинение, прочность, влагоемкость, истираемость), важные с позиции разработки дизайна ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья в виде вставок.

3. Проведены испытания механических, эксплуатационных и эстетических свойств кожевенного сырья (20 видов кож, в том числе кожи крупного рогатого скота, свиные кожи, шкуры рептилий и рыб) при разных толщинах образцов (от 0,5 до 7 мм) и различной технологии обработки сырья (без дубления, с хромовым и жировым дублением).

4. На основе проведенных испытаний установлено, что оптимальное кожевенное сырье для использования в качестве вставок в ювелирных изделиях — это виды кожевенного сырья с использованием хромового дубления: яловка, склизок, опоек, свиная кожа, осетр, семга, щука, форель (кожевенное сырье, при выделке которых толщина должна составлять от 0,5 до 1,4 мм., — это оптимальная толщина для закрепки кожевенного сырья в ювелирных украшениях).

5. Разработана новая техника закрепки кожевенных вставок в ювелирных изделиях. Рассмотрена возможность использования драгоценных камней в ювелирных изделиях со вставками из кожевенного сырья.

6. На основе проведенных исследований разработана коллекция ювелирных изделий с использованием кожевенного сырья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства Текст. / А. И. Андрющенко. М.: Изд. В. Шевчук, 2004. — 146 с.
  2. , Р.Я. и др. Справочник кожевника (сырье и материалы) Текст./ Р. Я. Афанасьнева. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984 г.-384 с.
  3. A.A., Гвоздев Е. М. История дизайна Текст. / A.A. Белов, Е. М. Гвоздев СПб., 1993 — 46 с.
  4. , К. Новое в минеральом дублении кож Текст. / К. Бейсеуов. -М.: Легпромбытиздат, 1993 — 127 с.
  5. , Д. Ювелирное искусство Текст./ Д. Беннет, Д. Масетти- перевод с англ. И. Д. Голыбиной. М.: APT — Родник, 2005. — 494 с.
  6. , М. Ж. Ф. Рисунок для ювелиров Текст./ М. Ж.Ф. Беренгер. Москва: АРТ-Родник, 2005 — 192 с.
  7. , Л.В. Арт-дизайн Текст. / Л. В. Браиловская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  8. , Э. Теория и практика ювелирного дела Текст./ Э. Бреполь. -С.-П.: Соло, 2000.
  9. , В., Викторов В. — Скорняжное дело. Краткий словарь умельца-скорняка и кожевника. Электронный ресурс. //Internet — М., 2011. — Режим доступа: http ://piterhunt.ru/Library/skornyai noe delo/1 /2 .htm
  10. , Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна Текст./ Т. Ю. Быстрова. Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2001 — 288 с.
  11. П.Волков, В.А., Фридлянд A.A. Справочник кожевника Текст./ В. А. Волков, A.A. Фридлянд. —М.: Легкая индустрия, 1969.-488 с.
  12. , Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна Текст. / Н. В. Воронов. М.: Дизайн, 2002. — 24 с.
  13. , Н.В. Российский дизайн Текст./ Н. В. Воронов. М.: Союз дизайнеров России, 2000. — 24 с.
  14. И.П. Основы дизайна Текст./ И. П. Виноградова — Карачаевск: КЧГПУ, 1999 93 с.
  15. Всемирный Золотой Совет: Коллекция 2006 // Русский Ювелир. Информационно-аналитический журнал, № 2, февраль 2006.
  16. , С.И. Способ определения блеска поверхности Текст./ С. И. Галанин, C.B. Успенский, М. В. Сорокина, В. Н. Ломагин, Д. Н. Субботин. Вестник КГТУ, № 13, 2006. С.71−74.
  17. , С.И. Эффективность различных процессов полирования поверхности ювелирных изделий из сплава золота 585 пробы Текст./ С. И. Галанин, М. В. Сорокина, А. Ю. Токмаков, Д. Н. Субботин. -Металлообработка, 2006. -№ 4.- С. 20−25.
  18. , С.И. Дизайн ювелирных изделий с учётом технологии финишной обработки Текст./ С. И. Галанин, М. В. Сорокина, А. Ю. Токмаков. Ювелирное обозрение.- Апрель 2005.- С. 28−30.
  19. , С.И. Расширение возможностей дизайна ювелирных изделий при использовании электрохимического полирования поверхности Текст./ С. И. Галанин, М. В. Сорокина.// Дизайн. Материалы. Технология. 2006, № 1, СПУ-ТиД, С.-Петербург.- С. 47−49.
  20. , Г. Дубильные вещества и дубильные материалы Текст./ Г. Гнамм. Л.: НХТИ ВСНХ, 1927.-461 с.
  21. , И.В. К учению о цвете (хроматика). Психология цвета Текст./ И. В. Гете. -М.: Рефл-бук, 1996, 349 с.
  22. , В.А. Свойства благородных металлов и сплавов Текст./ В. А. Головин, Э. Х. Ульянова. — М.: металлургия, 1964. -188 с.
  23. , И.В. Дизайн. История. Современность. Перспективы Текст./ И. В. Голубятников. М.: Мир энциклопедий, 2011 — 224 с.
  24. , С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов Текст./ С. Я. Грилихес. — Д.: Машиностроение, 1983.- 101 с.
  25. Гримвейд, Марк Ф. Руководство по пайке и другим техникам соединения Текст./ Марк Ф. Гримвейд. Омск: Дедал-Пресс, 2007 г., 70 стр.
  26. , М.М. Цвет и его измерение Текст./ М. М. Гуревич. М.: Академия наук СССР, 1950.
  27. , Н.И. Материалы для изделий из кожи Текст.: учебное пособие для вузов/ Н. И. Денисова. — Москва: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. — 306 с.
  28. , Н.Д. Ювелирное искусство мир-образ украшений Текст./ Н. Д. Дронова. М.: Международная академия информации, 2000 г. -173 с. <1
  29. , Н. Д. Оценка ювелирных изделий Текст./ Н. Д. Дронова. -Москва: Металлургия, 1996. 208 стр.
  30. Дубление кожи Электронный ресурс. // Internet. М. 2011. — Режим доступа: http ://www.pai его .us/repair/files/7. shtml
  31. , C.H. Справочник по ювелирному делу Текст./ С. Н. Зубрилина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352 с.
  32. , К. М. Справочник по материалам, применяемым в производстве обуви и кожгалантереи Текст./ К. М. Зурабян [и др.] -М.: Изд-во Shoe-Icons, 2004. 210 с.
  33. А.Ю. Двухосное растяжение материалов для верха обуви Текст./ А. Ю. Зыбин -М.: Легкая индустрия, 1974.- 119 с.
  34. , JI.A. Отделка художественных отливок Текст./ JI.A. Иванова, И.В. Прокопович// Литейное производство. 1996.- № 7.- С. 1415.
  35. , В.Я. Технология кожи и мех Текст.: учебное пособие/ В. Я. Иванова. М.: Альфа — М, 2008.-204 с.
  36. , И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре Текст./ И. Э. Кашекова. — М.: Просвещение, 2000. 144 с.
  37. , JI. Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов Текст./ Л. Калленберг. — Омск: Дедал-Пресс, 2006. 266 стр.
  38. Кнут, Брюс. Справочник ювелира. Справочник по драгоценным камням, металлам, расчетным формулам и терминологии для ювелиров Текст./ Брюс Кнут. — Омск: Дедал-Пресс, 2008. 150 стр.
  39. , Л.А., Крайнов С. Н., Куманин В. И. Материалы Ювелирной техники: Учеб. для вузов Текст./ Л. А. Ковалева, С. Н. Крайнов, В. И. Куманин. Москва: типография «Новости», 2000. — 128 с.
  40. , H.A. Дизайн: История и теория Текст.: учеб. пособие / H.A. Ковешникова. М.: Омега-Л, 2005. — 223с.
  41. Кодина Карл. Ювелирное дело Текст./ Карл Кодина. — Омск: Дедал-Пресс, 2008. 172 с.
  42. Кожа. Метод определения прочности кожи и лицевого слоя при продавливании шариком Текст.: ГОСТ 938.16−70. Введен впервые 01.01. 1977.
  43. Кожа. Метод испытания на растяжение Текст.: ГОСТ 938.11−69. Введен впервые 01. 01. 1970
  44. Кожа искусственная. Методы определения истираемости и слипания покрытия Текст.: ГОСТ 8975–75. Взамен ГОСТ 8975–59. Введен 01.01. 1977.
  45. Кожа. Метод определения влагоемкости Текст.: ГОСТ 938.24−72. Введен впервые 01.07. 1973.
  46. Кожевенное сырье Электронный ресурс. // Internet. M. 2011. — Режим доступа: http://www.leather-info.ru/kozha/kozhsyrjе/
  47. Корти, Кристофер В. Взаимодействие ювелирного дизайна и ювелирной технологии Текст./ Кристофер В. Корти// Ювелирный бизнес, март 2005.- С. 59−61.
  48. , А.И. Дизайн и проблемы металловедения Текст./ А.И. Крашенинников// В сб: Дизайн и технология художественной обработки материалов. М.: МГАПИ, 2000.- Вып. 3.- С. 16−18.
  49. Кроу, Джудит. Справочник для ювелиров. Руководство по оценке и использованию драгоценных камней Текст./ Джудит Кроу. — Москва: АРТ-Родник, 2008. 176 с.
  50. , Г. Н., Тихонова В. П., Джанбекова JI.P. Основные процессы производства кожи хромового дубления Текст.: методические указания/ Г. Н. Кулевцов, В. П. Тихонова, JI.P. Джанбекова. Казань: издательство КГТУ, 2005 г. — 28 с.
  51. , В.И. Современный дизайн художественных изделий из однотипных материалов Текст./ В. И. Куманин, М. В. Гой // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 9 Сентябрь 2008 г. г. Курск., 2008 г. 256 с. — с. 160−163
  52. , В.Б. Ювелирные изделия своими руками. Материалы. Инструменты. Текст.: справочник / В. Б. Лившиц. -М.: Оникс, 2005.
  53. , В.Б. Физические свойства металлов и сплавов Текст./ В. Б. Лившиц, B.C. Крапошин, Я. Л. Линецкий. -М. Металлургия, 1980.-320 с.
  54. МакГрас, Джинкс. Декоративная отделка ювелирных изделий Текст./ Джинкс МакГрас. -М.: АРТ-Родник, 2007. 128 стр.
  55. МакКрайт, Тим. Полное руководство по обработке металлов для ювелиров Текст./ Тим МакКрайт. Омск: Наследие, 2002.
  56. Макаров-Землянский, $ .Я., Прохорова Л. И. Хромовая кожа. История и современность Текст./ Я. Я Макаров-Землянский, Л. И. Прохорова. -М.: Стиль. 2002, № 2- 94−95.
  57. Макаров-Землянский, Я.Я., Богданов Н. В. Хромсберегающие технологии дубления Текст.: сб. научных трудов «Новое в меховом производстве"/ Я. Я Макаров-Землянский, Л. И. Прохорова. — М.: НИИМП, 2001 С.28−31.
  58. Макаров-Землянский, Я. Я. Разработка новых и совершенствование существующих технологий кожевенного производства Текст./ Я. Я Макаров-Землянский. М.: Кожевенно-обувная промышленность. -1995. № 10−24−26.
  59. , В.И. Ювелирное дело Текст.: практ. пособие / В. И. Марченков. -М.: Высшая школа, 1992. 102 с.
  60. , И.В. Художественная обработка металлов Текст./ И. В. Мельников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 448 с.
  61. , А.Н. Химия дубящих веществ и процессов дубления Текст./ А. Н. Михайлов. -М.: Гизлегпром, 1953. 788 с.
  62. О.И. Краткая энциклопедия дизайна Текст./ О. И. Нестеренко —М.: Мол. гвардия, 1994.-354 с.
  63. , В.П. Книга начинающего ювелира Текст./ В. П. Новиков. -С.-П.: Листиздат, 2001.
  64. , В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений Текст./ В. П. Новиков, B.C. Павлов. — Л.: Политехника, 1993. 304 с.
  65. , В.П. Практикум по ювелирному делу Текст./ В. П. Новиков. С.-П.: Континент, 2005.
  66. Оливер, Элизабет. Искусство ювелирного дизайна. От идеи до воплощения Текст./ Э. Оливер. Омск: Дедал-Пресс, 2008. — 172 стр.
  67. , A.B. Дубление кожи Текст.: Учеб. Пособие/ A.B. Островская. -Казань: Изд-во каз. Гос. Технол. ун-та, 2002.- 125с.
  68. Ott, Д. Справочник по дефектам литья и иным порокам ювелирных изделий из золотаТекст./ Д. Ott. Омск: Дедал-Пресс, 2004 г., 98 стр
  69. Оценка ювелирных изделий Электронный ресурс.// Internet. M. 2010. — Режим доступа: www.yuvelir.my 1 .ru
  70. Практикум по ювелирному делу Текст./ Москва: Континент, 2005. -944 с.
  71. , C.B. Ювелирное дело Текст.: серия «Учебники и учебные пособия» / C.B. Простаков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352 с.
  72. Предпробирная подготовка (галтовка, шлифовка, полировка): В кн.: 300 колец вместе с компанией «Рута»: Процессы изготовления ювелирных изделий Текст./ Под. ред. Е. Ю. Аникина. ЗАО «Рута-Урал», 2004.- С. 2 9−33.
  73. В.JI., Нестеров В. П. Технология изделий из кожи Текст./ В. Л. Раяцкас М.: Легпромбытиздат, 1988. — 279 с.
  74. , И. Скорняжное дело Текст./ И. Росленко. — М.: Феникс, 2000. 320 с.
  75. , В.Ф. Основы теории и методологии дизайнаТекст.: Учебное пособие (конспект лекций)/ В. Ф. Ругне, В. В. Сеньковский. — М.: МЗ-Пресс, 2003.-252 с.
  76. , М.Л. Металлы в дизайне Текст.: научн. изд./ М. Л. Соколова. М.: МИСИС, 2003. — 168 с.
  77. , М.Л. Дизайн Текст.: Учебник для вузов/ М. Л. Соколова, И. Ю. Мамедова, М. Ш. Фурникэ. Под ред. Б. М. Михайлова. — М.:МГАПИ, 2005.-127с.
  78. Справочник кожевенника. Технология. Текст./ Под ред. Н. А. Балберовой. — М.: Легпромбытиздат, 1986. 272 с.
  79. Сравнение видов дубления. PHPShop Электронный ресурс.// Internet. М. 2010. — Режим доступа http://www.parislux.ru/page/page5.html
  80. , О.В., Есина Г. Ф., Миронова Т. Ф. Нетрадиционный вид кожевенного сырья Текст./ О. В. Субач, Г. Ф. Есина, Т. Ф. Миронова. — М.: Сб. «Наука в высшей школе» (вып. 2.2.), 1998.
  81. Телесов, М. С Изготовление и ремонт ювелирных изделий Текст./ М. С. Телесов, A.B. Ветров. М.: Легпромбытиздат, 1986.- 196 с.
  82. , A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож Текст./ A.M. Упине. Москва-Уфа: Межвузовскийсборник научных статей «Традиции и современность», 1999.
  83. , Т.В. Краткий словарь основных терминов дизайна : учеб. пособие Текст./ Т. В. Усатая / М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. Магнитогорск: МГТУ, 2003.
  84. , С.В. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. Секреты мастерства Текст./ С. В. Ухин. М.: ООО «Издательство ACT" — Донецк: «Сталкер», 2003.- 94 с.
  85. Фачченда, Валерио. Справочник по финишной обработке в производстве ювелирных изделий из золота Текст./ Валерио Фачченда. Омск: Дедал-Пресс, 2007. — 68 с.
  86. Финишная обработка с использованием виброгалтовки // Технологии и оборудование, 2005.- № 3.- С. 11−12.
  87. Фианит старый материал с новыми возможностями Электронный ресурс. //Internet. — М. 2011. — Режим доступа: http ://www. fgem.ru/company/article 1 .php
  88. Фианит вундеркинд ювелирного мира Электронный ресурс. //Internet. — М. 2011. — Режим доступа: http://prevesti.ru
  89. , И.Х. Гальванотехника для ювелиров Текст.: Практ. пособие / И. Х. Халилов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.- 60с.
  90. , К. Д. Товароведение и экспертиза кожевенного сырья Текст.: учебник для вузов / К. Д. Хлудеев, И. М. Гордиенко. — М.: Колосс, 2008. — 303 с.
  91. , В. И. Дизайн и технология художественной обработки материалов Текст.: тр. VII Всерос. науч. конф. / под общ. ред. В. И. Чуманова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
  92. , И.В. Стили ювелирных украшений Текст./ И. В. Шаталова. -М.: 6 карат, 2004. 153 с.
  93. Ювелирные известия. Ежедневная газета для профессионалов. Электронный ресурс. //Internet. — М. 2011. — Режим доступа: http://www.jewellerynews.ru/
  94. Ювелирный интернет-магазин Электронный ресурс.// Internet. М. 2011. — Режим доступа www.magicgold.ru
  95. Янг, А. Ювелирные техники Текст.: Энциклопедия/ А. Янг. — М.: АРТ-Родник, 2009. 256 с.
Заполнить форму текущей работой