Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие методов оценки конкурентоспособности работников на рынке труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В тоже время эффект любых изменений на предприятии, будь то внедрение новых технологий или прогрессивные организационно-экономические преобразования, может быть достигнут только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Люди представляют конкурентное богатство предприятия, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Сегодня во всем мире… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА
    • 1. 1. Генезис теоретических подходов к определению конкурентоспособности работника
    • 1. 2. Структура и состав элементов конкурентоспособности работника (работников) как комплексной характеристики
    • 1. 3. Мотивационное значение повышения конкурентоспособности работника (работников) на рынке труда
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКЕ ТРУДА
    • 2. 1. Математическое моделирование конкурентоспособности как комплексной характеристики объекта исследования
    • 2. 2. Методика измерения конкурентоспособности работника на внутреннем или внешнем рынке труда
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности работника на внутреннем или внешнем рынке труда
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА
    • 3. 1. Выбор стратегии повышения конкурентоспособности работника на рынке труда
    • 3. 2. Управление конкурентоспособностью работника на внутреннем и внешнем рынке труда
    • 3. 3. Апробация методики оценки конкурентоспособности работников на промышленных предприятиях
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие методов оценки конкурентоспособности работников на рынке труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкурентоспособность — явление, привлекающее внимание ученых различных школ и направлений. Для России проблема конкурентоспособности возникла сразу с началом рыночных реформ и остается актуальной на макро-, мезои микроуровнях исследования.

Направления развития общественных наук во многом определяются уровнем развития общества, в частности, общественным строем. Так, в условиях плановой экономики основной формой оценки персонала предприятия, а значит и работников в целом, являлась аттестация работников и их рабочих мест согласно установленным нормам и нормативам. В данном случае оценивалось соответствие работника рабочему месту или занимаемой должности. Переход отечественной экономики к рыночной модели, сопровождаемый сменой общественной формации, потребовал от экономической науки качественно новых теоретических разработок, способных описать и объяснить протекающие в обществе социально-экономические явления. В частности, такой потребностью явилось и введение понятия «конкурентоспособность работника».

Действительно, сегодня уже совершенно очевидно, что достижение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции, как на отечественном, так и на мировом рынке немыслимо без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Кроме того, в последние годы резко обострились проблемы обеспечения безопасности производства и его экологии. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по данным критериям во многом стало определять уровень конкурентоспособности отечественных предприятий.

В тоже время эффект любых изменений на предприятии, будь то внедрение новых технологий или прогрессивные организационно-экономические преобразования, может быть достигнут только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Люди представляют конкурентное богатство предприятия, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия наряду с технологиями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников. Таким образом, только на пересечении трех составляющих (конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал) возможно достижения конкурентоспособности предприятия в целом, что, в свою очередь, является залогом его эффективной работы.

Рассмотрение понятия «конкурентоспособности» в отношении отдельно взятого работника не менее актуально. Изменения, происходящие в экономике и политике на различных уровнях управления, с одной стороны, создают большие возможности для развития личности, с другой стороны, несут в себе серьезные угрозы устойчивости существования человека, вносят значительную степень неопределенности в его жизнь. Рынок, создавая гибкую систему мотива-ционных механизмов интенсивного и высокопроизводительного труда, вместе с тем не гарантирует права на труд, доход, образование, социальную защиту, здоровье и т. д. Сегодня практически полностью отсутствуют государственные гарантии занятости, социальной защиты, значительно ослаблена поддержка государства, в частности, в области совершенствования профессионального мастерства, укрепления здоровья, решения бытовых проблем. В таких условиях степень социальной устойчивости отдельных работников, а также социально-профессиональных групп, работающих на реформируемом рынке труда (внутри предприятия и за его пределами) определяются уровнем их конкурентоспособности.

Высокий уровень конкурентоспособности работников, с одной стороны, является одним из условий эффективной деятельности предприятия. С другой стороны, он обеспечивает его обладателям определенный уровень личной экономической безопасности и социальной устойчивости. Эффективно работающие, конкурентоспособные предприятия — залог экономически благополучного государства, что, в свою очередь, является фундаментальной основой экономической безопасности страны.

Возникшая потребность в теоретическом исследовании проблем конкурентоспособности субъектов или объектов рыночных отношений, в частности, работников, предопределила развитие теории конкурентоспособности. Впервые в экономическом анализе, исходное понятие применил М. Портер. Под конкурентоспособностью он понимал некое явление, присущее субъектам экономики (фирмам, странам, отраслям) в экономическом пространстве, которое проявляет себя как «способность к конкурированию». Вместе с тем, М. Портер говорит о конкурентоспособности как о свойстве некоторого субъекта (фирмы и т. д.), которое, в свою очередь, порождает явление конкурентоспособности. Последователи М. Портера, а это В. Д. Адрианов, Р. А. Фатхутдинов, И. М. Лифиц, М. И. Гельвановский В.П. Горев, А. З. Селезнев, И. А. Спиридонов, П. П. Вощекин, Г. Н. Соколова, Л. Г. Миляева Г. Койнаш, Э. Саруханов, А. А. Крылова, Ю. В. Прушинский, Ю. В. Зарубина и др. расширяют предмет теории конкурентоспособности, до исследования конкурентоспособности продукции, товара «рабочая сила», отдельного индивида, макрои мезоуровней экономических систем и пр.

Новые экономические условия развития России потребовали усиления внимания отечественных ученых к проблемам занятости населения и формирования и развития рынка труда. Возникла проблема исследования конкурентоспособности работника на рынке труда. Значительный вклад в развитие теории рынка труда внесли работы таких отечественных ученых как В. В. Адамчук, В. Г. Былков, М. А. Винокуров, Н. А. Волгин, Б. М. Генкин, В. Е. Гимпельсон, Н. Н. Даниленко, Р. И. Капелюшников, Ю. П. Кокин, И. С. Маслова, В.И. Мар-цинкевич, Г. М. Руденко, И. В. Соболева, Б. Л. Токарский и другие.

Констатация факта конкурентоспособности как экономического явления стала недостаточной. Возникла необходимость оценки конкурентоспособности как свойства, присущего субъекту или объекту рыночных отношений. Потребность в практической реализации теоретических положений по конкурентоспособности предопределила дальнейшее развитие теории конкурентоспособности. Так M.JI. Митина, Т. В. Хлопова понимают под конкурентоспособностью работника некую интегральную (комплексную) характеристику, имеющую составные элементы. Таким образом, при рассмотрении конкурентоспособности как некоторой характеристики субъекта или объекта рыночных отношений, становится возможным оценить эту характеристику, что материализует экономическое явление конкурентоспособности и делает данное нововведение практически значимым.

В научной литературе, в неявном виде, выделяются два подхода к пониманию конкурентоспособности, как свойства. Причем остается неясным, являются ли эти подходы тождественными или взаимоисключающими. Также остается неясным, что является «конкурентоспособностью». Р. А. Фатхутдинов отмечает свойство всеобщности этого понятия, указывая на тот факт, что конкурентоспособность может выступать принципом управления объектами, функцией управления, свойством рассматриваемого объекта, целью, экономическим явлением. Особый интерес у исследователей вызывает выраженность свойства конкурентоспособности исследуемых объектов как анализируемой величины и аналитическое свойство понятия конкурентоспособности как экономического явления.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования, предопределив его цели и задачи.

Цель диссертационной работы — развитие методических подходов к исследованию конкурентоспособности работников и применению результатов этого исследования на индивидуальном, корпоративном и институциональном уровнях управления.

Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:

— изучение имеющихся в научной литературе теоретических представлений о «конкурентоспособности» как социально-экономическом явлении;

— изучение факторов формирования конкурентоспособности работника (работников) на рынке труда и формирование структуры и состава комплексной характеристики «конкурентоспособность работника»;

— выявление закономерностей взаимного влияния конкурентоспособности работника и его мотивации;

— построение математической модели конкурентоспособности субъектов и объектов рыночных отношений на примере работника;

— формирование методических подходов к измерению и оценке конкурентоспособности работника;

— разработка подходов к применению результатов исследования конкурентоспособности работников для ее повышения;

— апробация методических подходов исследования конкурентоспособности работников на предприятиях швейной промышленности Иркутской области.

Объект диссертационного исследования — конкурентоспособность работника на рынке труда как социально-экономическое явление.

Предмет диссертационного исследования — методы измерения и оценки конкурентоспособности работников на внешнем и внутреннем рынке труда.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, теории человеческого капитала и человеческих ресурсов, общей теории управления и стратегического планирования, теории организации, институциональных теорий, общей теорий систем, а так же категориальный аппарат экономики труда и управления персоналом, категориальный аппарат философии познания, теории математического моделирования, теории векторной алгебры.

Необходимая глубина анализа и достоверность выводов обеспечены применением таких методов и приемов научного познания, как системный, диалектический и комплексный подход в построении системы знаний, а также инновационный и предметно-логический подходы. В рамках обозначенных подходов научного познания применялись следующие методы: анализ и синтез, обобщение и конкретизация, индукция и дедукция, а также такие предметные методы (статистический метод, метод экспертных оценок, методы математического моделирования и др.).

Информационной базой диссертационного исследования стали такие источники информации как работы отечественных и зарубежных ученых по теории конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, а так же учебно-методическая литература по экономической теории, теории рынка труда, экономике труда, философии и математическому анализу, а так же материалы отечественной периодической печати и ресурсы Интернет.

Научные результаты диссертационного исследования:

1. Обоснованы два подхода к пониманию конкурентоспособности (как способности конкурировать и как комплексной характеристики) на основе критического анализа работ, посвященных конкурентоспособности как таковой в различных аспектах и представлена их графическая интерпретация. Разработана математическая модель конкурентоспособности работника (расчетная формула конкурентоспособности субъекта или объекта рыночных отношений);

2. Классифицированы факторы конкурентоспособности работника (по трем основаниям: по уровню формирования, по способу возникновения, по содержанию) и ее составляющие компоненты;

3. Доказано взаимное влияние мотивации работника и его конкурентоспособности (принудительные стимулы понижают конкурентоспособность работника, что влечет за собой усиление и воспроизводство принуждения к трудуослабление вынужденной мотивации повышает конкурентоспособность работника, что снижает чувствительность последнего к принуждению к труду);

4. Обобщены подходы к измерению конкурентоспособности, выделены и классифицированы по целевому признаку виды измерения конкурентоспособности работника (первичное и вторичное измерение), классифицированы основные информационные источники процедуры измерения конкурентоспособности работника. Установлена взаимосвязь между факторами выбора критерия оценки конкурентоспособности и самим критерием, разработан алгоритм проведения измерения и оценочных исследований конкурентоспособности работника;

5. Выделены субъекты управления конкурентоспособностью работника на индивидуальном, корпоративном и институциональном уровнях. Структурированы по принципу их достижения и классифицированы цели повышения конкурентоспособности работников на рынке труда. Классифицированы факторы выбора стратегий повышения конкурентоспособности работника, разработаны подходы к определению базовых стратегий управления конкурентоспособностью работника в соответствии с фазами жизненного цикла организации или экономики в целом;

6. Апробирована методика исследования конкурентоспособности работников на предприятиях швейной отрасли Иркутской области, а так же разработана и внедрена методика отбора и приема работников различных функциональных групп.

Основные элементы научной новизны:

1. Обосновано выделение конкурентоспособности в отдельную оценочную социально-экономическую категорию, обоснована сущность конкурентоспособности как оценочной категории, выявлены и раскрыты ее функции и роль в системе экономических знаний;

2. Выделены такие свойства понятия «конкурентоспособность работника», как комплексной характеристики, как компаративность, комплексность, принадлежность, вербализуемость, квантифицируемость, субстанциональность;

3. Разработана методика определения величины конкурентоспособности работника. Предложены и классифицированы аналитические показатели конкурентоспособности работника в соответствии с выделенными подходами к измерению конкурентоспособности работника;

4. Разработаны и классифицированы, согласно предметному признаку, критерии оценки конкурентоспособности работников (максимальномалый и медианный критерий, критерии среднего и интервальный критерий);

5. Разработаны подходы к управлению конкурентоспособностью работников на рынке труда, выделены и классифицированы формы организации и средства осуществления практической деятельности по управлению конкурентоспособностью работника на рынке труда. Уточнено содержание понятий «потенциал конкурентоспособности работника» и «конкурентное преимущество работника», «общая конкурентоспособность работника» и «идеальная конкурентоспособность работника», «уровневая конкурентоспособность работника».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможностях широкого применения разработанных теоретических и методических подходов к измерению, оценке и управлению конкурентоспособностью работников в практике анализа и управления человеческими ресурсами. Разработанные персонал-технологии апробированы в экспериментальном исследовании конкурентоспособности работников ОАО «Швейная фирма «ВиД» (г. Иркутск) и ОАО «Ангарская швейная фабрика» (г. Ангарск), что подтвердило системность и достоверность полученных знаний. На основании результатов диссертационного исследования разработаны и внедрены (кадровое агентство «Анкор», Ассоциация развития персонала при Комитете по труду администрации Иркутской области, Комитет по труду Иркутской области, ОАО «Ангарская швейная фабрика, кадровое агентство «Персонал-сервис») оценочные технологии по отбору и приему работников различных функциональных групп, а так же работников муниципальной службы.

Разработанные теоретические и прикладные положения позволяют осуществлять такие практические действия в отношении конкурентоспособности работников (а также в отношении любого субъекта или объекта рыночных отношений), как измерение и оценка, стратегическое планирование и управление конкурентоспособностью. Также предоставляется возможность проведения аналитической работы в отношении конкурентоспособности работников (субъектов или объектов рыночных отношений) и установление определенных закономерностей между конкурентоспособностью работников и экономическими процессами и явлениями (например, между мотивацией работника и его конкурентоспособностью), т. е. применение теории конкурентоспособности в экономических исследованиях.

Основные положения и выводы диссертации обсуждены и одобрены в ходе научных и научно-практических конференций и семинаров международного, регионального и городского уровня, в том числе на международной научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты реформ в России: проблемы, пути их решения (в Сибирском и Дальневосточных регионах)» (Улан-Удэ 2004г), межрегиональных научно-практических конференциях «Управление персоналом и экономика труда (проблемы и пути их решения)» (Иркутск, 2003;2004гг.), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава БГУЭП в 2002;2005гг., а также публиковались в сборниках научных трудов БГУЭП и депонированном сборнике («Информационно-экономические стратегии в условиях XXI века» ИНИОП РАН 22.07.04 № 238 799).

Результаты исследования отражены в 12 научных публикациях, общим объемом 4,65 п.л., из них авторских — 4,23 п.л.

Структура диссертации представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются цели, задачи, теоретико-методологическая и информационная база диссертационного исследования и его практическая значимость, показаны основные научные результаты и авторская новизна в развитии теории конкурентоспособности и представлении о понятии конкурентоспособности работников на рынке труда.

В первой главе «Развитие теоретических представлений о конкурентоспособности работника», состоящей из трех параграфов, с позиции системного и комплексного подходов рассматриваются существующие подходы к рассмотрению понятия конкурентоспособности работника, формируются представления о конкурентоспособности, как об оценочной экономической категории и устанавливается социально-экономическая закономерность взаимного влияния мотивации работника и его конкурентоспособности.

Во второй главе «Исследование конкурентоспособности работника на внутреннем и внешнем рынке труда», состоящей из трех параграфов, раскрываются разработанные методики измерения и оценки конкурентоспособности работников на внутреннем или внешнем рынке труда (оценка конкурентоспособности работника и оценка состава комплексной характеристики конкурентоспособности работника). Особое внимание уделено разработке методики измерения конкурентоспособности субъекта или объекта рыночных отношений, в частности, работника.

В третьей главе «Методические подходы к повышению конкурентоспособности работника», состоящей из трех параграфов, представлены теоретические подходы к осуществлению таких практических мероприятий, как стратегическое планирование и управление конкурентоспособностью работника, а также результаты эмпирических исследований конкурентоспособности работников ОАО «Швейная фирма «ВиД» и ОАО «Ангарская швейная фабрика». Уделено внимание вопросам выбора стратегий повышения конкурентоспособности работников в условиях цикличности протекания экономических процессов, а также вопросам управления (повышения) конкурентоспособностью персонала организации и работников организации и вопросам эффективности управления конкурентоспособностью персонала организации и работников организации.

В заключении кратко сформулированы основные выводы диссертационного исследования, определены перспективы развития научных исследований проблемы конкурентоспособности, и, в частности, конкурентоспособности работника. Предложены методы дальнейшего изучения конкурентоспособности работника как социально-экономического явления.

Выводы.

В настоящей главе диссертационного исследования рассмотрены практические вопросы теории конкурентоспособности. Приоритетными направлениями выбраны вопросы стратегического планирования конкурентоспособности работников и вопросы управления конкурентоспособностью работников. Также в главе представлено описание апробации методик исследования конкурентоспособности работников.

При рассмотрении вопросов стратегического планирования конкурентоспособностей работников был определен соответствующий терминологический аппарат (стратегическое планирование конкурентоспособности работников, и др.). В процессе рассмотрения теоретического аспекта стратегического планирования конкурентоспособности были адаптированы к соответствующему предмету рассмотрения основные положения теории стратегического планирования. Так, предложен качественно новый подход к процедуре SWOT-анализа, к процедуре стратегического выбора. В качестве вспомогательных знаний введены и раскрыты понятия «общей» и «идеальной» конкурентоспособности.

В процессе рассмотрения данного вопроса были дифференцированы цели повышения конкурентоспособности работника по организационному признаку, что делает процесс стратегического планирования конкурентоспособности детализированным, а значит и направленным.

Отметим, что в данном параграфе дается представление о повышении конкурентоспособности работников с позиций процессуального подхода. В этом случае под повышением конкурентоспособности работника понимается процесс приобретения, усиления, приумножения и удержания конкурентных преимуществ.

Вопрос управления конкурентоспособностью работника рассматривается в рамках методологического подхода, т. е. способа организации субъекта управления деятельности по повышению конкурентоспособности работника. Само управление, как вид деятельности было рассмотрено с позиций системного и процессуального подхода. В основу системного подхода положены принципы организации управления конкурентоспособностью по Р. А. Фатхутдинову. Предложены к рассмотрению системы управления конкурентоспособностью работника, дифференцируемые согласно субъекту управления конкурентоспособностью. Процессуальный подход представлен схемой управления конкурентоспособностью работника (работников) на рынке труда, раскрывающей предметно-функциональный аспект процесса управления конкурентоспособностью.

При рассмотрении управления конкурентоспособностью работника были выделены и классифицированы средства управления конкурентоспособностью работника и формы реализации практической деятельности по управлению конкурентоспособностью работника. Рассмотрена оценочная категория эффективности в отношении управления конкурентоспособностью.

Апробация разработанных методик исследования конкурентоспособности работника осуществлялась в ходе прикладных исследований конкурентоспособностей работников различных функциональных групп. Получение в ходе исследований анализируемой информации подтверждает достоверность теоретических и методических разработок диссертационного исследования. К результатам прикладных исследований относятся и теоретические выводы по формулировке и классификации видов конкурентоспособностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы исследования конкурентоспособности различных субъектов и объектов рыночных отношений интересуют как западных, так и отечественных экономистов. Для западных стран, имеющих развитую рыночную экономику, данный вопрос наиболее актуален. Вопросы конкурентоспособности национальных экономик, а значит, и вопросы конкурентоспособности человеческих ресурсов являются первостепенными в экономической политике этих стран. Для разрешения этих вопросов при правительствах создаются специальные координационные советы по конкурентоспособности. Безусловно, такой практический интерес к конкурентоспособности порождает множество научных проблем теоретического характера. Так, в научной литературе отмечается дуалистичность в представлении конкурентоспособности субъекта или объекта рыночных отношений (работника), что порождает определенную неясность в представлениях о конкурентоспособности исследуемого объекта, а так же о конкурентоспособности так таковой, т. е. о конкурентоспособности как о факторе, как о явлении, как о свойстве, как о принципе и т. п.

В настоящем диссертационном исследовании дополнены теоретические представления о понятии «конкурентоспособность работника» и выделены два подхода к рассмотрению данного понятия. Сформировано представление о конкурентоспособности (в целом), как об оценочной экономической категории и дано соответствующее определение. В результате анализа научной литературы и периодических изданий определены и классифицированы факторы конкурентоспособности работника, на основании чего выделены и структурированы элементы и компоненты конкурентоспособности работника как комплексной характеристики. Таким образом, решены задачи наполнения качественной характеристики работника — конкурентоспособности — конкретным содержанием.

Установлена взаимосвязь конкурентоспособности работника и его мотивации, а также определена роль мотивации в повышении конкурентоспособности работника. Было установлено, что механизмы мотивации принуждения снижают общий уровень конкурентоспособности работника, что, в свою очередь, влечет воспроизводство мотивации принуждения.

Исходя из практической потребности в материализации конкурентоспособности (измерение и оценка конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью и т. п.), в научной литературе рассматриваются методики измерения и оценки конкурентоспособности, а также высказываются мнения об управлении конкурентоспособностью. Но предлагаемые методики не отвечают принципу объективности и рациональности получения результатов, что затрудняет аналитическую работу исследователя.

В качестве альтернативы существующим методикам в диссертационном исследовании предлагается методика измерения (способ получения показателя конкурентоспособности) и методика оценки (способ установления ценности работника) конкурентоспособности работников, сущностная сторона которых представляется показателем конкурентоспособности (условно-абсолютной величиной).

Для вычисления показателя конкурентоспособности работника была получена расчетная формула — математическая интерпретация модели конкурентоспособности субъекта или объекта рыночных отношений. Отметим, что в процессе математического моделирования конкурентоспособности работника были разработаны следующие расчетные методики: методика приведения элементов конкурентоспособности к числовому значению и методика вычисления весовых коэффициентов (параметров) математической модели конкурентоспособности. Таким образом, в результате были решены задачи по представлению качественной характеристики работника количественной величиной, что значительно расширяет и упрощает аналитическую работу по исследованию конкурентоспособности, и задачи оценки работников (оценка конкурентоспособности работника).

В диссертационном исследовании также рассматривались вопросы управления конкурентоспособностью работников (стратегическое планирование и управление конкурентоспособностью). Разрешены такие организационно-методические задачи, как анализ и оценка внешней среды субъекта управления конкурентоспособностью, анализ и оценка состава конкурентоспособности работника, формирование и выбор стратегии повышения конкурентоспособности работника, формирования системы управления конкурентоспособностью работника, выбор формы реализации практической деятельности по управлению конкурентоспособностью, выбор средств повышения конкурентоспособности. Выделены и классифицированы виды конкурентоспособностей.

Необходимо отметить, что научным результатом диссертационного исследования является также развитие понятийного аппарата. Например, уточнены определения понятий: «измерение конкурентоспособности работника», «управление конкурентоспособностью работника» (с позиций системного и функционального подхода), «стратегическое планирование конкурентоспособности работника», «конкурентоспособификация работника», «эффективность управления конкурентоспособностью работника», «общая конкурентоспособность работника» и др.

Отмеченные результаты диссертационного исследования являются существенными в развитии теории конкурентоспособности и в проведении эмпирических исследований по изучению социально-экономического явления конкурентоспособности и свойств конкурентоспособности у исследуемых объектов (работника).

Таким образом, в диссертационном исследовании предлагается рассмотрение конкурентоспособности как оценочной экономической категории и как социально-экономического явления или свойства субъекта или объекта рыночных отношений в рамках теории конкурентоспособности. Таким образом, структурируется категориальный аппарат теории конкурентоспособности, что вносит ясность в представление и понимание конкурентоспособности в целом. В результате сформированного представления о конкурентоспособности как о категории разработана универсальная методика измерения конкурентоспособности, в которой объектом измерения выступает работник. Методика позволяет выразить величину конкурентоспособности, отражаемую в показателях конкурентоспособности, которые, в свою очередь, имеют рейтинговую основу. Выработаны практически значимые организационно-теоретические положения по осуществлению практической деятельности в отношении конкурентоспособности работников на рынке труда, а именно: исследовательские технологии, стратегическое планирование и управление конкурентоспособностью работников.

Проведенное экспериментальное исследование конкурентоспособности работников и получение в ходе исследования достоверной информации раскрывает широкий возможности применения разработанных методик в исследованиях в области конкурентоспособности. Так, одним из направлений прогнозируемой исследовательской работы может стать изучение конкурентоспособности работника как социально-экономического явления, что предполагает выявление и установление определенных закономерностей. Например, установление зависимости эффективности функционирования организации от конкурентоспособности ее человеческих (трудовых) ресурсов. Кроме того, возможно проведение исследовательской работы в направлении изучения свойства конкурентоспособности работников или персонала организации. Например, изучение приемлемого уровня конкурентоспособности работников различных функциональных, профессиональных и статусных групп. Отметим, что обозначенные прогнозируемые направления исследовательской работы осуществляются эмпирическими методами познания, теоретический аспект подобного рода исследований достаточно полно раскрыт в данном диссертационном исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Экономика и социология труда / Н. Н. Абакумова — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. 287с.
  2. В.В. Экономика и социология труда / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина М.: ЮНИТИ, 2001. — 407с.
  3. В.Д. Россия в мировой экономики: сравнительная конкурентоспособность / В.Д.Адрианов// Международная жизнь, 2000. № 8−9. — с.118−133.
  4. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
  5. А.Б. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда в контексте переходного общества / А. Б. Александрова // Социология. 1998. № 2. С.76−81.
  6. А.Б. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда в конце переходного общества / А. Б. Александрова // Социология. 1998. — № 2. -С.76−81
  7. Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржа, ЮНИТИ, 1998.-423с.
  8. М. Подготовка конкурентоспособных специалистов / М. Бакуменко, Н. Шабапина // Человеческие ресурсы. 1999. № 1−2. С.47−48.
  9. М. Подготовка конкурентоспособных специалистов / М. Бакушенко, Н. Шабапиной // Человеческие ресурсы. 1999. — № 1−2. — С.47−48
  10. С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений / Под ред. С. Б. Баргольц, Г. М. Тация, М.: Финансы и статистика, 1986. — 408с.
  11. А. Послевузовская аттестация новый взгляд на проблему подбора персонала / А. Беляйчева, Е. Гаффорова // Управления персоналом. -2003. -№ 1.-С.28−31.
  12. С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. -263с.
  13. Т. Как повышать конкурентоспособность организации / Т. Богарева // Управление персоналом. 2003. — № 4. — С.38−39.
  14. Т.Ю. Влияние мобильности населения по доходам на изменение неравенства в их распределение / Т. Ю. Богомолова, B.C. Топилина, П. С. Ростовцев // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2.
  15. П. Аттестация персонала (Опыт комплексной оценки персонала в ОАО «Газавтоматика», ОАО «Газпром») / П. Бойдаченко // Кадровик. -2003. № 5.-С. 17−22.
  16. В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 19 942 003 гг.: эмпирический анализ / В. Брагин, В. Осаковский // Вопросы экономики, 2004.-№ 3.-С.95−104.
  17. И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов / И. Н. Бронштейн, К.А. Семенделяев- справочник, 15-е изд. М.: Наука. Физматлит, 1998. — 608с. — ISB№ 5 — 02−15 115−7
  18. Буланова В. С Рынок труда: учебник / B.C. Буланова и Н.А. Волгина- под. ред. B.C. Буланова и Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2000. — 448с.
  19. В.Г. Маркетинговая стратегия регулирования регионального рынка труда / В. Г. Былков. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 121с.
  20. В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда / В. Г. Былков М.: Изд-во ИГЭА, 1996. — 207с.
  21. Н.П. Маркетинг / Н. П. Ващекин и др. М.: МГУК, 1999. -570с.
  22. М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда (на примере Иркутской области) / М. А. Винокуров. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. -248 с.
  23. Н.Т. Рынок труда в конце XXI века, основные тенденции / Н. Т. Вишневская // Труд за рубежом. 2001. — № 2. — С.3−26
  24. II.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Д. Одегова. М.: «ЭКЗАМЕН», 2002. — 736 с.
  25. Н.М. Экономика и социология труда: учеб. пособие / Н. М. Воловская. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. -204с.
  26. А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны одной медали / А. Воронов // Человек и труд. 2002. — № 12. — С.66−69
  27. JI. Мировой рынок занятости / JI. Гарузова // Служба кадров. -2002. № 10'
  28. М.И. Национальная конкурентоспособность: понятия, факторы, показатели / М. И. Гельвановский, В. М. Жуковская, И. Трофимова, Н. Чертков // Вопросы статистики, 1999. № 12. — с. 15−21.
  29. М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуров-невом измерение / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С.67−77
  30. .М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -412с.
  31. .М. Основы управление персоналом: учеб. для вузов / Б. М. Генкин и др.- под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996. — 383с.
  32. В. Реструктурирование занятости на российских предприятиях / В. Гимпельсон, Д. Липпольдт // Мировая экономикка и международные отношения. 1996. — № 7. — С.25−21
  33. В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? / В. Е. Гимпельсон. Препринт WP/3/2004/01 — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — С. 7
  34. Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. М.: JePo, 2000. — 776с, (Серия: Хрестоматия по психологии).
  35. Е. В. Тихонравов Ю.В. Теория управления: учебный курс / Глу-щенко Е.В., Захараво Е. В., Ю. В. Тихонравов. М.: Весник, 1997. — 336с.
  36. В. Им тяжело конкурировать со здоровыми / В. Голоденко // Профсозы и экономика. 1993.- № 1. — С.37−41
  37. В.П. Конкурентное преимущество фирмы: учебник пособие / В. П. Горев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 80с.
  38. В.А. Экономическая стратегия предприятия: учебник / В. А. Горемыкин, О. А. Богомолов. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», «Рилант», 2001. — 506с.
  39. Г. Программа правительства на ближайшие три года. / Г. Греф // Экономика. Право. Менеджмент. 2003. — № 25. — С.5−6
  40. А.А. Всемирная энциклопедия: философия / А.А. Грицанов- главн. науч. сост. А. А. Грицанов. М.: ACT. Мн.: Хорвест, Современный литератор, 2001.- 1312с.
  41. А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов- сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896с.
  42. Н.Н. Влияние развития сферы услуг на состояние занятости населения: Учеб. пособие / Н. Н. Даниленко. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. -75с.
  43. Н.Н. Маркетинговый подход в регулировании рынка труда / Н. Н. Даниленко: Условия жизнеобеспечения в регионе и НТП: Материалы к обсуждению республ. конф. Иркутск, 1991. — С.80−82
  44. Н.Н. Эффективная занятость: учеб. пособие / Н. Н. Даниленко. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 88с.
  45. А.П. Управление персоналом: учеб. / А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИИБ, 1997.-607с.
  46. И.И. Общая теория статистики: учеб. / И. И. Елисеева, М.М. Юзбашева- под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 456с.
  47. .Н. Россия на рубеже эпох. Ежегодное послание Президента / Б. Н. Ельцин //Российская газета, 31 марта 1999
  48. Ю. Качество персонала успех российских реформ / Ю. Забродин // Служба кадров. — 2000. — № 9. — С.8−12
  49. Ю.В. Обеспечение конкурентных преимуществ на макро- и ме-зоуровнях экономических систем: автореферат диссер. на соискание ученой степени канн. эк. Наук / Ю. В. Зарубина. Иркутск, БГУЭП, 2003. — 24с.
  50. Ивановская J1. Конкурентоспособность управленческого персонала / JI. Ивановская, Н. Суслова // Маркетинг. 1999. — № 6. — С.35−46
  51. Ю.В. Логика: учебник для вузов / Ю.В. Ивлев- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. — 272с.
  52. А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование / А. И Ильин. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. -312с.
  53. Инвестиции в человека генератор развития // Служба кадров. — 2002. -№ 2. — С.3−6
  54. В. Цель и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности / В. Иноземцев // Проблемы теории и практики управления, 2001. -№ 3. с.63−68
  55. В.Л. «Класс интеллектуалов» в пост индустриальном обществе / В. Л. Иноземцев // Социологические исследования. 2000. -№ 6. — С.67−77.48
  56. B.C. Экономико-математическое моделирование производственных систем: учеб. пособие / B.C. Иозайтис, Ю. А. Львов. М.: Высш. шк., 1991.- 192с.
  57. К. Японские методы управление качеством / К. Исакова. М.: Экономика, 1988.-215с.
  58. Р.И. Какой рынок труда нужен российской экономики? Перспективы реформирования трудовых отношений / Р. И. Капелюшников и др.: Сб. статей. М.:ОГИ, 2003. — 128с.
  59. Р.И. Российский рынок труда: адаптациябез реструктори-зации / Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309с.
  60. А.Е. Экономика предприятия: учеб. / А. Е. Карлик, М.Л. Шухгаль-тер- под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2003. — 432с.
  61. Кемеров В. Е. Современный философский словарь / В.Е. Кемеров- под общ. ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «Панпринд», 1998. — 1064с.
  62. А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А .Я. Киба-нов- под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2002. -638с.
  63. АМ.И. Конкурентные стратегии: учебное пособие / И. А Кныш. -СПб.:Б.и, 2000.-284с.
  64. В.А. Государственное управление. Основы теории и организации: учебник / В.А. Козбаненко- под ред. В. А. Козбаненко. — М.: «Статус», 2000.-912с.
  65. С.В. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала в современной России: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. -136с.
  66. А. Социально-незащищенное население на рынке труда / А. Кротов // Человек и труд. 1994. № 12. С.43−47.
  67. А.А. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов / А. А. Крылова, Ю.В. Прушинского- под ред. А. А. Крылова, Ю.В. Прушин-ского. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 495с.
  68. С.В. Мотивация трудовой деятельности и проблемы повышения конкурентоспособности работников / С. В. Кузнецов, Э. Н. Ильяшенко // Гуманитарные науки. 1997. — № 4. — С.54−58
  69. С.А. Институциональные аспекты теории человеческого капитала / С. А. Курганский, Н. Н. Даниленко, И. С. Долгополова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005, — 122с.
  70. А. Формирование системы управления персоналом (рыночные и микроэкономические аспекты) / А. Лапин // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С.83−87
  71. Ю.А. Человек советский: проблема реконструкций исходных форм / Ю. А. Левада // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2001. — № 2. — С.7−16
  72. М.Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом / М. Е. Липатова // Социологические исследования. 2001. — № 12
  73. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001. — 224с.
  74. И.Д. Совершенствование управление экономикой на основе японской модели менеджмента / И. Д. Лодинов, В. А. Проников. Информэлек-тро, 1990
  75. М.И. Оценка работы персонала: практ. пособие / М. И. Магура, М. Б. Курбатова.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 144с.
  76. К.Т. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т 2 / К. Т. Макконнелл, С. Л. Брю. перевод с 13-о англ. изд. — М.: ИННФРА-М, 2000.-528с.
  77. В.И. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений / В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева. М.: Аспект Пресс, 1995. 286с.
  78. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М.: МГФ Знание, 1996.
  79. А.Т. Методологические проблемы научного исследования / Т. А. Маскаленко. Новосибирск: Наука, 1984. — 314с.
  80. Е.В. Управление персоналом предприятия: учебн. пособие / Е.В. Маслов- под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭ-иУ, 1998.-312с.
  81. Т.Н. Рабочее время, проблемы японской экономики / Т. Н. Матрусова // Труд за рубежом. 2002. — № 1. — С.44−64
  82. .З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. — 2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 1999. 480с.
  83. JI. К вопросу о комплексной оценки уровня конкурентоспособности работников промышленных предприятий / J1. Миляева, Г. Койнаш // Человек и труд. 2000. — № 4. — С.80−84
  84. Митина J1.M. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. М.: НПО «МОДЭК», 2002. — 400с.
  85. Л.Д. Пути повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда / Л. Д. Михеева // Молодежь в условиях социально-экономи-ческих реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 26−28 сент. 1995 г. СПб., 1995. Вып. 1. С.23−25
  86. В.Д. Методология систем: вербальный подход / В.Д. Могилевский- отделение эконом. РАН. М.: ОАО «Издательство «экономика», 1999.-251с.
  87. А.А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых тендерных предпочтений работодателей / А. А. Московская // Социологические исследования. -2002. № 3. — С.52−61
  88. Никкей симбун. 1985. 7 авг. С. 6. и 8 авг. С.6
  89. Т.Г. Особенности трудовой мотивации в переходной экономике / Т. Г. Озерникова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 278с81
  90. Т.Г. Развитие системы стимулов к труду / Т. Г. Озернникова. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 203с.
  91. Т.Г. Поиск эффективных институтов для России XXI века. Принуждение к труду и вынужденная мотивация в современной России
  92. Т.Г. Озерникова. Иркутск, БГУЭП, Интернет — конференция с 27.10.03 по 27.12.03. -www.ecsocman.edu.ru
  93. ОрловА. Истина цена деловых связей / А. Орлов // Кадровик. 2002. -№ 11
  94. В.Н. Практикум по теории управления: учеб. пособие / В. Н. Парохиной, Л.И. Ушвицкого- под ред. В. Н. Парохиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. — 272с.
  95. В.Д. Удовлетворенность трудом и изменение ее степени с 1986 по 1995 год / В. Д. Патрушев // Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. -С. 144
  96. В. Конкурентоспособность / В. Петров // Риск, 1999. — № 4. С.4−11
  97. Н.П. Методические аспекты оценки кадровой ситуации на промышленных предприятиях Алтайского края: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Н. П. Подольская. -Барнаул, 2003. 24с.
  98. А.А. Анализ и моделирование трудовых показателей: учебник / А. А. Попов. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. -208с.
  99. С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менджмента и маркетинга: учебн. пособие / С. Г. Попов. — 3-е изд, доп. — М.: Издательства «Ось 89», 2000. 288с.
  100. М. Конкуренция: учеб. пособ. / М. Порте- перевод с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495с.
  101. М. Международная конкуренция / М. Портер- перевод с англ. под ред. и с предисловием В. Д. Щетина. М.: Международные отношения, 1993
  102. Г. А. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнев- под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 669с.
  103. Права человека: основные международные документы. М.: Международные отношения. — 1980
  104. Н. Город и развитие персонала / Н. Прокудина // Служба кадров. 2002. — № 10. — С.21 -22
  105. A.M. Большая Советская энциклопедия. В 30 т. Т 8, Дебитор-Евклипт, 1972 / A.M. Прохоров- гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е. изд. — М.: «Советская Энциклопедия». 1973. — Т 8. — 592с.
  106. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управление персоналом: учебник для вузов / В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2000. — 285с.
  107. В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности / В. В. Радаев // Экономическая социология. 2000. — Т 1, № 1
  108. В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности. / В. В. Радаев // Экономическая социология. Том 1. — № 1. 2000. — http://ecsoc.msses.ru
  109. В.В. Что такое конкуренция? / В. В. Радаев // Экономическая социология. 2003. Том 4 № 2 С. 16
  110. В.В. Экономическая социология / В. В. Радаев. — М.: Аспект Пресс, 1998.-386с.
  111. Радо токэй ёран. Токио: Радосё, 1998. — С.267
  112. Розанова В. А. Эффективность и конкурентоспособность организации
  113. B.А. Розанова // Быстрая продажа. 1998. -№ 11.- С.25−48
  114. Г. Г. Специфика положения молодёжи на рынке труда / Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов // Социологические исследования. 2002. — № 5.1. C.101−106
  115. Т.О. Образование и рынок: парадоксы и перспективы / Т. О. Саломадина // Управление персоналом. 2002. — № 5. — С.40−43
  116. В.И. Основы регионального менеджмента: учебн. пособие / В. И. Самаруха, Т.Г. Краснова- сост. В. И. Самаруха, Т. Г. Краснова. Красноярск, КГТУ, 2002.- 120с.
  117. Э. Маркетинг персонала на предприятии / Э. Саруханов, С. Сотникова // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С.88−92
  118. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А. З. Селезнев. М.: Юрист, 1999. — 384с.
  119. .Ю. Управление персоналом / Б. Ю. Сербиновский, С.И. Самыгин- под ред. Б. Ю. Сербиновского, С. И. Самыгина. М.: Приор, 1999. -432с.
  120. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие / Г. Э. Слезингер. -М.: ИНФРА-М, 1996. 336с.
  121. Г. П. Проблемы и формы социальной и профессиональной адаптации и повышения конкурентоспособности ученых и инженеров / Г. П. Смирнов, Д. Ф, Фролов, В. А. Перепелкина // Гуманитарные науки. 1997. № 4. С.62−64.
  122. Г. П. Проблемы и формы социальной и профессиональной адаптации и повышения конкурентоспособности ученых и инженеров / Г. П. Смирнов, Д. В. Фролов, В. А. Перепелкина // Гуманитарные науки. — 1997. -№ 4. С.62−64
  123. И.О. Недоиспользование трудового потенциала общества / И. О. Соболева // Общество и экономика. 2001. — № 10. — С. 104−120
  124. B.JI. Россия в цифрах. 2003г: крат. стат. сбор. / В. Л. Соколин, Э. Ф. Баранов. М.: Б.и., 2003. — 398с.
  125. Г. Н. Экономическая социология: учебник / Г. Н. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИИД «Филинъ" — Мн.: «Беларуская навука», 2000. -376с.
  126. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учебное пособие / И. А. Спиридонов. -М.: ИННФРА-М, 1997. 170с.
  127. Н.М. Социология труда: учеб. пособие / Н. М. Токарская, И. С. Карпикова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 87с.
  128. .Л. Стратегия маркетинга в системе высшего образования / Б. Л. Токарский, К. Н. Соловьенко. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 107с.
  129. В.В. 2.2 Товар «рабочая сила» в системе маркетинга — Теория и практика маркетинга / В. В. Томилов, Л.Н. Семеркова- энциклопедия маркетинга. -Marketing Spb.ru, изменения 16.01.2003. 10с.
  130. В.В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы: Учеб. пособие / В. В. Томилов, Л.Н. Семерова- Под ред. Е.Н. De Bono. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.-638с.
  131. В. Практический кадровый менеджмент / В. Травин // Служба кадров. 2001. — № 6. — С.59−61
  132. В. Практический кадровый менеджмент / В. Травин // Служба кадров. 2001. — № 5.-С.55−58
  133. В. Практический кадровый менеджмент / В. Травин, В. Дятлов // Служба кадров. -2001. № 12. — С.92−95
  134. В. Практический кадровый менеджмент / В. Травин, В. Дятлов // Служба кадров. 2001. — № 11. — С. 104−106
  135. И.Н. Технологические и трудовые ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы / И. Н. Трафимова // Вопросы статистики, 2000. № 9. — с.32−40.
  136. Труд и занятость в Иркутской области 2003 г.: стат. сб. / Госкомстат России. Иркутск, 2004. — 99с.
  137. Труд и занятость в России 2003: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003. -638с.
  138. А.И. Управление персоналом: учебник / А.И. Турчинов- под общ. ред. А. И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2002 — 488с.
  139. . Место родственников в системе личных связей / Б. Уллман // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С.78−87
  140. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов.- М.: Издательство книготорговый центр «маркетинг», 2002. — 892с.
  141. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892с.
  142. Р.А. Конкурентоспособность: экономики стратегия и управление / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. -312с.
  143. Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез, 2000. — 640с.
  144. Р.А. Управление конкурентоспособностью / Р. А. Фатхутдинов // Стандарты и качества. 2000. — № 10. — С. 10−13
  145. М.Ю. Кадровый потенциал села / М. Ю. Федорова // Социологические исследования. — 2001. № 2. — С.120−121
  146. Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов / Н. Федотова // Человеческие ресурсы. 1999. № 1−2. С. 14−16.
  147. Т. Трудовой потенциал и характер мотивации учащейся молодежи / Т. Хлопова, М. Дьякович // Человек и труд. 2002. № 2
  148. Т.В. Конкурентоспособность работника предприятия / Т. В. Хлопова // Трудовое право. 2002. — № 9. — С.82−87
  149. Т.В. Развитие трудового потенциала и конкурентоспособности работников в современных условиях. Методология и практика исследования: монография / Т. В. Хлопова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 217с.
  150. Хлопова Т. В. Трудовой потенциал нефтехимической отрасли. Анализ развития / Т. В. Хлопова Иркутск. Изд-во ИГЭА, 2002. — 110с.
  151. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастание сложности / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. -2001. № 8. -С.32−45.
  152. Л.П. Статистика: учебн. пособие / Л. П. Хорченко и др.- под ред. В. Г. Ионина. 2-е, изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 384с.
  153. И.В. Современные подходы к оценке персонала (опыт ФРГ) / И. В. Цыганкова // Труд за рубежом. 2002. — № 2. — С.74−83
  154. Н.Г. Инвестиции — важнейший фактор национальной конкурентоспособности / Н. Г. Чертков // Вопросы статистики, 2000. № 7. — с.50−57.
  155. ЧетверинаТ. Конкурентоспособность женщин на российском рынке труда / Т. Четверина, И. Соболева // Человек и труд. 2000. -№ 11. — С.49−55
  156. Н.И. Трудовой потенциал работника: учеб. пособие для вузов / Н. И. Шаталов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399с.
  157. К. Проблемы конкурентоспособности экономики России / К. Швандар// Маркетинг, 1997. № 1. С.98−110.
  158. В.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / В.А. Швандор- под ред. В. А. Швандора. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -718с.
  159. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах и бизнесе: учеб. пособие для вузов / С. И. Шелобаев. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.-367с.
  160. К. Эффективная экономика. Шведская модель: Пер с англ. / К. Эклунг-М.:Экономика, 1991.-312 с.
  161. Р.Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р.Дж. Эренберг, Р. С. Смит. М.: Изд-во МГУ, 1996. 800с.
  162. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебное пособие / А. Ю. Юданов. 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 1998. — 382с.
  163. В.П. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ занятости в социальной сфере / В. П. Ярская, Е.Р. Ярская- Смирнова. // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С.74−82
  164. С. Индивидуальная оценка результата труда работника коммерческого банка /С. Ярыгин // Трудовое право. 1999. — № 4. — С.96−101
  165. Commander S., McHale J., Yemtsov R. Russia // Unemployment, Restructuring, and the Labor Market in Eastern Europa and Russia / Ed. by S. Commander, F. Corichelli, Washington: World Bank/EDI, 1995.
  166. Erosa A., Fuster L., Restuccia D. Fertility Decisions and Gender, Employment, and Wages. Review of Economic Dynamics, 2002. Vol. 5. No. 4. P. 856−891.
  167. Gilies S.-P. Dual Labor Markets. A Macroeconomic Perspective. Cambridge: MIT Press, 1997.
  168. Gilles S.-P. The Political Economy of Labor Market Institutions. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  169. Mayhew K. The Assessment: labor markets and welfare. Oxford Review of Economic Policy, 2000. No. 16. P. 1−12.
  170. Porter M.E. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance: With a new introduction. -N.Y.: Free Press, 1998
  171. Soldatos G.T. Economics of Education and Work Incentives. Labour, 2002. Vol. 13. No. 2. P. 433−443(11)
Заполнить форму текущей работой