Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм управления развитием малых наукоемких предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой на заседании Государственного Совета 19 декабря 2001 года, и в стратегии развития отраслей промышленности до 2010 года с учётом её инновационной направленности предусмотрены меры по активизации развития малого предпринимательства в производственной и научно-технической сферах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МНП
    • 1. 1. Характеристика современного состояния малых и средних наукоемких предприятий
    • 1. 2. Особенности развития малых наукоемких предприятий
    • 1. 3. Проблемы функционирования и управления отечественными наукоёмкими предприятиями
    • 1. 4. Анализ существующих концепций управления развитием наукоемких предприятий
    • 1. 5. Основные направления повышения эффективности управления развитием
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛЫХ НАУКОЁМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МНП)
    • 2. 1. Концептуальные основы управления инновационным развитием МНП
    • 2. 2. Методика управления инновационным развитием малых наукоёмких предприятий
    • 2. 3. Моделирование процесса формирования портфеля инновационных проектов
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МНП
    • 3. 1. Организация взаимодействия участников процесса управления инновационным развитием МНП
    • 3. 2. Информационное обеспечение процесса управления развитием МНП
    • 3. 3. Определение составляющих эффекта от использования организационно-экономического механизма управления развитием МНП

Организационно-экономический механизм управления развитием малых наукоемких предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях быстроизменяющейся хозяйственной среды, ограничения ресурсов, бурного развития высоких технологий создание конкурентных преимуществ наукоёмкой продукции, обусловленных инновационным развитием предприятий, является фактором обеспечения научно-технического, экономического развития и оборонной мощи страны.

Однако управление научно-техническими инновациями в России находится в кризисном, противоречивом состоянии. С одной стороны, наша страна известна на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом, с другой, — характеризуется как технологически отсталая. Сегодня лишь 5% промышленных предприятий осуществляет разработку и освоение инноваций.

Для повышения эффективности вовлечения новой техники и технологий в хозяйственный оборот необходимо привести в соответствие условиям рыночных отношений управление инновационным развитием предприятий наукоёмкой сферы.

Анализ развития мировой экономики также показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время являются секторы, ориентированные на наукоёмкое производство, в т. ч. информационных технологий, компьютеров и полупроводников, средств автоматики, связи и систем телекоммуникаций, лекарственных препаратов и медицинского оборудования и др. К примеру, в последние два года вклад высокотехнологичных предприятий в экономический потенциал США превышает 40%. Капитализация одной только американской компании «Intel», выпускающей микросхемы, втрое больше, нежели всех автомобильных компаний Европы, вместе взятых. Их успех основан не столько на увеличении роста производственных возможностей, а, прежде всего на эффективном менеджменте, позволяющем использовать ранее полученные научные знания и новые технические и технологические решения.

Кроме того, мировая практика показывает, что немалую роль в становлении и развитии инновационного бизнеса в промышленности наряду с крупными играют и малые предприятия. И хотя их налоговая «отдача» государству намного меньше, чем у крупных промышленных корпораций, развитие новых технологических разработок практически невозможно без активного участия малого бизнеса.

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряжённости, но и являясь важнейшим фактором обеспечения инновационной составляющей экономического роста.

Поэтому экономические реформы в качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства предполагают его большее проникновение в производственную и научно-техническую сферы.

По состоянию на 1 января 2002 д промышленности РФ функционирует 125 тысяч малых предприятий, в науке и наукоёмкой сфере — 29 тысяч. В настоящее время в этих сферах занято около 1,5 млн. человек.

Анализ статистических данных не свидетельствует о поступательном движении в развитии малого предпринимательства этой сферы. По сравнению с 2000 годом количество малых предприятий в этих отраслях сократилось в среднем на 7%, сократилась и численность работающих. Однако показательно то, что при этом объём выпущенных ими товаров и услуг по всем видам деятельности возрос в промышленности почти на 30% и составил 25% от общего выпуска товаров и услуг малых предприятий (это самый высокий процент по вкладу в формирование показателя выпуска продукции), а предприятиями наукоёмкой сферы — на 51,5% (примерно 4%). Наблюдалось также увеличение прибыли малых предприятий в этих сферах, в отличие от общей картины по малому предпринимательству.

Таким образом, можно констатировать, что на фоне не столь впечатляющих результатов малым предприятиям в промышленной и научно-технической сферах удалось занять свою нишу на рынке и внести свой вклад в развитие экономики, потребность в специализированной продукции и услугах.

Однако, несмотря на относительное увеличение отдельных показателей малых предприятий промышленной и научной сфер по сравнению с 2000;м годом, доля производственного сектора по-прежнему невелика. Существующие примеры выпуска высококачественных товаров не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

Множество созданных в период перестройки (в процессе распада крупных НПО и предприятий, в т. ч. оборонного комплекса) малых и средних предприятий, наукоёмких производств обладают достаточно высоким научно-техническим потенциалом, но испытывают при этом финансовые, организационно-управленческие и правовые трудности. А ведь именно мобильные, быстро адаптируемые малые наукоёмкие предприятия должны и могут обеспечить значительную часть успеха инновационной политики. Однако несовершенство или отсутствие механизмов целенаправленного и рационального управления не позволяют добиваться полного и возможного эффекта и развития и преуспевания деятельности наукоёмких предприятий.

Развитие малых промышленных предприятий (включая исследовательские и конструкторские, занятые разработкой продукта с целью его освоения в промышленном производстве) отличается рядом особенностей: высокими стартовыми затратами на средства производства, повышенными по сравнению с другими отраслями требованиями к квалификации работников и уровню менеджмента. Это и повышение по сравнению с другими отраслями требований к квалификации работников, уровню менеджмента и высокие стартовые затраты на средства труда. Эти обстоятельства выдвигают на первый план такие меры, как реализация на государственном уровне специализированных программ по менеджменту инноваций, по подготовке персонала, а также финансово-кредитную и имущественную поддержку.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой на заседании Государственного Совета 19 декабря 2001 года, и в стратегии развития отраслей промышленности до 2010 года с учётом её инновационной направленности предусмотрены меры по активизации развития малого предпринимательства в производственной и научно-технической сферах экономики, привлечению инвестиций в малый бизнес. Это, прежде всего, создание механизмов, необходимых для формирования национальной инновационной системы, включающей в себя и инновационное малое предпринимательство, возможности которого способны внести изменения в технологическую оснащённость и структуру отечественных промышленных предприятий, вывести незагруженные, стареющие морально и физически, производственные мощности на достаточно высокий производительный уровень.

Решено много проблем, связанных с различными аспектами развития и инновационного менеджмента предприятий. Существенный вклад в формирование науки об инновациях внесли такие учёные, как Н. Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Я. Ван Дейн, Г. Менш, А. Кляйнкнехт, А. Пригожин, A.B. Проскуряков и др.

Теория длинных волн или больших циклов конъюнктуры принадлежит гению Н. Д. Кондратьева. Й. Шумпетер разработал концепцию неравномерности инновационной активности, которая получила развитие в исследованиях Г. Менша и А. Кляйнкнехта. Впервые детальную типологию инноваций положил Я. Ван Дейн, классификация инноваций разработана А. И. Пригожиным.

В решении научных и практических проблем управления инновационной деятельностью, таких как формирование инновационного потенциала предприятий, управление инновационным развитием предприятий, управление деловой активностью наукоёмких предприятий, внесли работы многих отечественных учёных. Среди них можно выделить работы Ю. П. Анискина, C.B. Валдайцева, П. Н. Гунина, П. Н. Завлина, С. Д. Ильенковой, А. К. Казанцева, Н. П. Масленниковой, В. Г. Медынского, J1. Миндели, Н. К. Моисеевой и многих других.

Однако развитие мировой и отечественной экономики ставит перед исследователями новые проблемы, решение которых обеспечит дальнейший экономический рост. Одной из таких проблем является разработка инструментария теоретико-методического обеспечения процесса управления развитием малых наукоёмких предприятий. Названная проблема обусловила выбор темы, цели и основные задачи диссертационного исследования.

В связи с этим, целью данной работы является разработка организационно-экономического механизма управления инновационным развитием малых наукоёмких предприятий.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

— дана характеристика современного состояния развития теоретической и методической базы управления развитием малых наукоёмких предприятий;

— выявлены проблемы управления МНП, проанализированы существующие концепции управления развитием предприятий;

— определены основные направления повышения эффективности управления инновационным развитием МНП;

— разработаны концептуальные основы управления инновационным развитием МНП;

— предложена методика управления инновационным развитием МНП;

— разработана модель процесса формирования портфеля инновационных проектов МНП;

— разработана модель определения финансовых и временных условий реализации портфеля инновационных проектовпредложен алгоритм оценки и показатель инновационной активности предприятия;

— разработано функционально-структурное представление реализации процесса управления развитием МНП;

— разработана информационная система для управления инновационным развитием МНП.

Объектом исследования явился процесс управления научно-производственной деятельностью малых наукоёмких предприятий.

Предметом исследования послужил организационно-экономический механизм управления инновационным развитием МНП.

Методическая и теоретическая база исследования. Общей методической основой диссертационного исследования послужил системный подход к анализу процесса управления развитием МНП. В процессе исследования применялись также основные положения теории стратегического и инновационного менеджмента, методы логического и функционально-стоимостного анализа, метод целочисленного линейного программирования, математическое и эвристическое моделирование, методы сбалансированных показателей.

Базой исследования послужила также первичная информация, собранная автором на отечественных предприятиях электронной промышленности, данные специализированных научных изданий, материалы научно-практических конференций, публикации в зарубежных изданиях, а также информация, размещённая на сайтах глобальной информационной сети Интернет.

Научная новизна исследования и наиболее существенные научные результаты полученные лично автором и представленные к защите:

1. Концепция управления инновационным развитием МНП, отличающаяся сбалансированностью управления по видам деятельности (финансовой, кадровой, технологической и др. проекциям) и по времени (между текущей и перспективной инновационной деятельностью);

2. Методика управления инновационным развитием МНП, включающая:

• расширенный состав проекций и соответствующих сбалансированных показателей планирования и оценки деятельности МНП;

• оценку инновационной активности МНП на основе предложенного показателя — коэффициента инновационной активности;

• классификацию инновационных проектов и алгоритм комплексной оценки инновационных проектов;

• процедуру формирования портфеля инновационных проектов с учётом ресурсных ограничений, финансовых и нефинансовых показателей;

• экономико-математическое моделирование финансовых и временных условий реализации портфеля инновационных проектов.

3. Функционально-структурная модель реализации процесса управления инновационным развитием МНП.

Практическая значимость работы. Применение результатов проведённого исследования на практике позволит:

— повысить обоснованность и эффективность управленческих решений по инновационному развитию МНП на основе моделирования и методического обеспечения процесса управления инновационным развитием;

— решить задачу планирования сбалансированного инновационного развития МНП с помощью модели формирования портфеля инновационных проектов, модели определения финансовых и временных условий реализации портфеля инновационных проектов, системы сбалансированных показателей по видам (составляющим) деятельности МНП;

— оценивать и управлять инновационной активностью МНП с помощью предложенного метода оценки инновационной активности;

— обеспечить взаимоувязку задач управления инновационным развитием и компетенции специалистов на основе функционально-структурного моделирования процесса управления инновационной деятельностью МНП;

— сократить сроки разработки и повысить качество управленческих решений по формированию инновационного портфеля с помощью предложенного алгоритма формирования и программных средств его реализации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались в 2002;2004 годах на научно-практических семинарах и конференциях всероссийского и регионального уровня, где получили поддержку и одобрение. По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объёмом 1,9 п.л.

Результаты диссертационной работы в виде комплекса организационно-методического обеспечения и программных средств внедрены в научно-производственном объединении «Текон-Автоматика» (основная деятельность: разработка и производство средств и систем автоматики), в ООО «Торион-Арсенал» (основная деятельность: разработка термоэлектрических модулей и оборудования на их основе) и других предприятиях электронной промышленности.

Материалы исследования используются в учебном процессе Московского Института Электронной Техники (Технического Университета) в курсах «Инновационный менеджмент», «Основы бизнеса». Результаты подтверждены соответствующими актами.

Объём и структура диссертационной работы. Структура диссертационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографией, составляющей 107 наименований, двумя приложениями. Объём основного текста работы составляет 160 страниц, 19 таблиц, 27 рисунков.

— ю.

Заключение

.

1. Современная мировая практика подтверждает значительную роль в инновационном развитии промышленности наряду с крупными и малых предприятий. Экономические реформы в России, в качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства также предполагают его большее проникновение в научно-техническую и производственную сферы. В настоящее время малым предприятиям этой сферы уже удалось занять свою нишу на рынке и внести вклад в развитие экономики страны. Однако потенциальные возможности МНП не задействованы в полной мере, в силу недостаточно эффективного управления их развитием;

2. Проблемы, связанные с управлением развитием предприятиями и его инновационными аспектами исследовались и решались многими зарубежными и отечественными учёными и практиками. На уровне внутрифирменного управления наиболее проработанными направлениями в теоретико-методологическом плане являются такие, как формирование инновационного потенциала предприятия, управление инновационным развитием. Однако, организационно-методические аспекты процесса управления развитием малых наукоёмких предприятий проработаны недостаточно;

3. По результатам проведённого исследования можно выделить следующие проблемные области организационно-методического обеспечения процесса управления развитием МНП: необоснованность выбора перспективных направлений инновационной деятельностиотсутствие временной и финансовой сбалансированности текущей и стратегической инновационной деятельности, отсутствие методического обеспечения планирования и оценки инновационной активности МНП;

В связи с этим, в настоящий момент наиболее острой проблемой является повышение эффективности управления развитием МНП и разработка специальных управленческих инструментов и методов с целью формирования действенного организационно-экономического механизма управления, а системные исследования активизации инновационной деятельности малых наукоёмких предприятий в настоящее время приобретают всё большую актуальность для реформирования российской экономики;

На основе выявленной специфики деятельности малых наукоёмких предприятий, автором разработано методическое обеспечение процесса и соответствующий организационно-экономический механизм управления их развитием;

Организационно-экономический механизм управления развитием МНП разработан на основе предложенных автором концептуальных основ управления, сориентированных на обеспечение сбалансированности текущей и перспективной инновационной деятельностиДля реализации перечисленных задач управления развитием МНП разработан организационно-экономический механизм, включающий методику развития управлением МНП, модель формирования инновационного портфеля, метод оценки инновационной активности, функционально-структурные модели и информационное обеспечениеМетодика управления развитием МНП предусматривает планирование сбалансированного инновационного развития по двум направлениям: развитие перспективных инноваций и развитие достигнутого преимущества. Для планирования развития перспективных инноваций разработана модель формирования инновационного портфеля. План реализации портфельных инновационных проектов разрабатывается с помощью предложенных моделей планирования инновационной деятельности. Для планирования развития достигнутого преимущества (в зависимости от вида реализуемой стратегии) по предложенной методике формируется набор и рассчитываются сбалансированные показатели инновационной деятельности;

Мониторинг «индикаторов» инновационного развития таких как, основные показатели составляющих (проекций), достигнутый уровень коэффициента инновационной активности, его динамика и структура позволяют обоснованно вносить корректирующие управляющие воздействия. Своевременность, простота и точность расчётов обеспечивается за счёт их автоматизации с использованием разработанного автором программного обеспеченияДля повышения эффективности организации процесса управления развитием МНП разработана бизнес-модель процесса (на базе ШЕБО), описаны информационные потребности его участников и их взаимосвязи, что позволяет упорядочить состав функций, работ, закрепить ответственность за исполнителями, обеспечить взаимоувязку действий и ответственности специалистов;

Теоретические и методические основы разработанные автором, использованы в учебном процессе МИЭТ (ТУ) курсов «Инновационный менеджмент» и «Основы бизнеса». Практическая применимость и эффективность разработанного методического обеспечения процесса управления развитием МНП доказана его внедрением на нескольких предприятиях научно-производственной сферы. Анализ состава источников эффекта от внедрения методического обеспечения позволяет сделать вывод о том, что оно прямо влияет на сокращение временных и финансовых затрат и обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин J1. И., Мильнер Б. 3., Дадашев А. 3. и др. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве.-М.:Институт экономикиф РАН, 1998.-262 с.
  2. Н.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002.-175 с.
  3. В. Е. Организационно-управленческие и инновационные аспекты функционирования малых предприятий.: — Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. / Нижегородский гос. университет. Нижний Новгород., 2000.-151с.
  4. Т.А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве // Вопросы статистики.- 1999.- № 8. С. 11−15.
  5. Ю.П. Инновации и цикличность деловой активности предприятий // Труды международной академии информатизации. 1997. -Вып. 2.-С. 24−32.
  6. Ю.П., Лукьянов А. И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М: МИЭТ, 2000. — 120 с.
  7. Ю.П., Моисеева Н. К. Цикличность в инновациях и развитие организации // Организация производства. 1996. — № 1. — С.33−41.
  8. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с. ф 11. Анискин Ю. П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. 1. М.: Омега-Л, 2003. 280 с.
  9. Ю.П. Управление инвестициями: Учеб. пособие. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 167 с.
  10. И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989. 519с.
  11. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил, 2003. — 360 с.
  12. И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пособие. М.:ф Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2002. 380 с.
  13. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  14. И. Мы помогаем превратить интеллектуальную собственность в товар // Моя Москва. 2003. — № 5−6. — С. 65.
  15. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, — 176 с
  16. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. 1999, № 12.- С.8−10.
  17. C.B. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.
  18. C.B. Управление инновационным бизнесом. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2001. — 343 с.
  19. Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. — 166 с.
  20. Р., Сухарев О. Инновации инструмент экономического развития // Инвестиции в России. — № 11.- 2000. — С. 22−32.
  21. В.Н., Барачеев В. П., Устинова В. А., Ляпина С. Ю. Модульная программа для менеджеров: Управление инновациями. М.: ИНФРА -М., 2000.-272 с.
  22. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003. — 236 с.
  23. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1992. — 420 с.
  24. C.B. Инновации: еще один аспект проблемы // Организационно-экономические проблемы хозяйствования в современных условиях: Сб. науч. тр. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1988. — 88 с.
  25. C.B. Организационно-экономический механизм инновационной деятельности предприятия.: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. 08.00.05 / Белгородская гос. технологическая академия строительных материалов. Белгород., 2001.- 184с.
  26. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 352с.
  27. C.B. США: Государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности производителей. // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. — 2002. — С.73−87.
  28. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н., Математические методы в экономике. М, ИКЦ «ДИС», 1998, С-17−20.
  29. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- под ред. проф. С.Д. Ильенковой- М.: Юнити-Дана, 2003.-343 с.
  30. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / В. М. Аньшин, A.A. Дагаев, В. А. Колоколов и др.- Под ред. В. М. Аныпина, A.A. Дагаева. М: Дело, 2003. — 528 с.
  31. Интервью Министра Правительства Москвы, руководителя Департаментаподдержки и развития малого предпринимательства Е. В. Егорова. Система поддержки малого бизнеса // Моя Москва. 2003. — № 5−6. — С. 813.
  32. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 416 с.
  33. Карлоф, Бенгт. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы / Пер. с англ.- М.: Экономика, 1995.- 201 с.
  34. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1974.-184 с.
  35. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000.- 168 с.
  36. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.-199 с.
  37. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности, Санкт-Петербург, ИД «Бизнес-пресса», 1998, 79с.
  38. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000 2015 гг. /Под ред. д. э. н. A.A. Дынкина. — М.: Наука, 2000. — 432 с.
  39. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001−2005 годы (проект).// Инновации.- № 3−4.-2000.- С. 814.
  40. P.A. Общая теория организации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 286 с.
  41. О.П., Трифилова A.A. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Наука и промышленность России. № 10. — 2002. — С. 22−32
  42. А., Воровски Й., Смирнов Ю. Интеллектуальная собственность как ресурс качественного развития. Общий обзор для малых и средних предприятий (МСП). М.: ФИПС, 2002. — 131 с.
  43. Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: РДЛ, 2003. — 464 с.
  44. Г. И. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / Миннауки России, РАН. М., 1996.-79 с.
  45. С.А. Оптимизационные задачи наукоемкого предприятия. // Микроэлектроника и информатика 2003. Десятая всероссийская межвузовская научно-техническая конференция студентов и аспирантов: тезисы докладов — М.: МИЭТ, 2003. — с. 373.
  46. С.А. Организация инновационных процессов на предприятии.
  47. Философия, Информация, Управление. Сборник научных статей аспирантов и докторантов. Выпуск 3. / Отв. Ред. Проф. Ю. Л. Егоров. М.: МИЭТ, 2002.-с. 126−147.
  48. С.А. Экономическое моделирование и развитие малых наукоёмких предприятий. // Экономика и Финансы. 2004. — № 16. — С.55−62
  49. И. Я. Экономический механизм активизации ноу-хау / В кн. «Современная экономика России».— Тула: Изд-во ТГПУ, 1998.-С. 150 158.
  50. М.В. Стратегия формирования малых предприятий // Регион: экономика и социология.- 1997.- № 2. С. 26−28.
  51. Малым и средним предприятиям об интеллектуальной собственности/А.Корчагин, Й. Воровски, Ю.Смирнов. М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. — 118 с.
  52. Н.П. Управление развитием организации. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  53. Материалы международной научно-практической конференции «Современное машиностроение: управление эффективным развитием», -М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2004. 256 с.
  54. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. В. А. Ирикова. М.: Юнити, 1999.- 414 с.
  55. В.Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2002. — 589 с.
  56. Менеджмент организации: современные технологии: Учеб. пособие /Е.А. Ахмедова, Т. Ю. Анопченко, Г. А. Волошин, В. В. Борисова и др.- Под ред.проф. Н. Г. Кузнецова, проф. И. Ю. Солдатовой, Ростов н/Д: Феникс, 2002.-480 с.
  57. H.H. Иванилов Ю. П. Столярова Е.М. Методы оптимизации. М.: Наука, 1978.-352C.
  58. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том I, И. М.: Внешторгиздат, 1993. — 526 с.
  59. Н.К. Деловая активность предприятия как отражение цикличности экономического развития. // Научные труды МАН и ПОП.-М.-1999.- Т.1.- С.62−74.
  60. Н. Государственную поддержку предприниматели считают малоэффективной. // Моя Москва. 2003. — № 5−6. — с. 66−67.
  61. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учебное пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика. 2000.- 475с.
  62. A.C., Шепеленко Г. И., Малые предприятия. М.: Гардарика, 1996. С- 4−5,48- 54.
  63. Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. 1997. — № 5. — С. 16−32.
  64. C.B., Петров А. И. Малые научно-технические фирмы / Зарубежный и отечественный опыт. М.:3нание, 1990. 215 с.
  65. М. Конкуренция.: Пер с англ.: Уч. пос. М.: ИД Вильяме, 2000. -495 с.
  66. Постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2002 № 1038-ФП «О поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства г. Москвы».
  67. А.И. Методы развития организации М.: ЗАО МЦФЭР, 2003. -864с.
  68. A.B. Организация создания и освоения новой техники. М.: Машиностроение, 1975.- 224с.
  69. .М., Скубченко A.M. Инжиниринг и моделирование бизнеса. -М.: ЭКМОС. 2001. — 240 с.
  70. Л.Г., Кириченко И. О. Многоиндексные задачи линейного программирования (теория, методы, приложения). М.: Радио и связь, 1982.-240 с.
  71. Распоряжение правительства РФ от 21.08.03 № 1187-Р. План мероприятий на 2003−2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования.
  72. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. -М.: Прогресс, 1990. 296 с.
  73. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в
  74. США и Западной Европе // РЭЖ, 1997. № 5.- С. 16−19.
  75. Сэмюэл, А Дипиаза, Роберт Дж. Экклз Будущее корпоративной отчетности. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 211 с.
  76. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  77. A.A., А. Дж. Стрикленд, Стратегический менеджмент, М., ИО ЮНИТИ, 1998, С- 445−465,496−500.
  78. A.A. Управление инновационным развитием предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  79. Р. Фактор обновления: Пер. с англ. М.: Дело-ЛТД, 1995. — 368 с.
  80. Управление организацией: Учебник / Г. Л. Азоев, В. П. Баранчеев, В. Н. Гунин, А. Я. Кибанов и др.- Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 716 с.
  81. P.A. Инновационный менеджмент М., ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998, С- 334−340,434−437.
  82. Федеральный закон от 23 декабря 1999 г. № 535-СФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».
  83. Фридрих Глазл, Бернард Ливехуд Динамичное развитие предприятия. -Калуга: Духовное познание, 2000. 251 с.
  84. C.B., Семенов И. О., Ручкин B.C. Моделирование и анализ систем. IDEF технологии: практикум. — М.: Финансы и статистика, 2000.- 189 с.
  85. C.B., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF технологии. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 208 с.
  86. Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоёмких отраслях экономики России. // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. -№ 1- С. 26−30.
  87. Хучек М, Ходыйски А. Инновационность малых предприятий// Вест.Моск.Ун-та. Сер 6. Экономика, 1997.- С. 43−47.
  88. И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  89. Экономика и управление в отраслевых НТО: Справ, пособие / П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. С. Бляхман, B.C. Кабаков и др.- Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. М.: Экономика, 1990. — 364 с.
  90. Д.Б., Юдин А. Д. Экстремальные модели в экономике. М.: Экономика, 1979.- 207с.
  91. Юзбашьянц Г. http:// www.chelt.ru/2001/12/uzbashianz12.html
  92. Янсен Феликс Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: ИНФРА — М, 2002.-312с.
  93. A. A. Atkinson, J. H. Waterhouse and R. В. Wells. A stakeholder approach to strategic performance measurement. Sloan Management Review 25−37, 1997.
  94. Bamberger Ingolf. Product/Market Strategies of Small and Medium-sized enterprises. England: Avebury, 1994. — 415pp.
  95. Bray Stewart. Total Innovation. Pitman Publishing, 1995, — 218 pp.
  96. G. Hamel and С. K. Prahalad, Competing for the Future in Harvard Business School Press, Boston, 1994.
  97. Loning, H., Pesqueux, Y. et al. Le controle de gestion. Paris: Dunod. 1998.
  98. W. Miller., M. Langdon, 4th Generation R&D. Managing knowledge, Technology and Innovation. John Wiley and Sons, Inc. — 1999. — 335 pp.
  99. R. Kaplan, D. Norton, Harvard Business Review, 1992.
  100. J. Shenhar and D. Dvir. Long term success dimensions in technology-based organizations, (chapter 32). Handbook of Technology Management. McGraw Hill, New York, 1996.
  101. M. Smith. Measuring organizational effectiveness. Management Accounting pp.34−36, 1998.
  102. Peter F. Drucker, Management: Tasks, Responsibilities, and Practices. NY, 1996
Заполнить форму текущей работой