Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На социально-экономической ситуации Владимирской области и отдельных ее регионов негативно отразился переход к рыночным реформам. С 1991 года отмечается резкий спад на объектах промышленного производства, в легкой промышленности и в оборонной промышленности. В целом доля промышленности в структуре экономики сократилась более чем в 2 раза и составляет 36%. Остается низкой материально-техническая… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования готовности профессионального самоопределения сельских старшеклассников
    • 1. 1. Сущность и содержание готовности сельских старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 1. 2. Сельский социум как фактор формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников
    • 1. 3. Педагогические условия формирования профессионального само- 76 определения сельских старшеклассников
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального самоопределения сельских старшеклассников
    • 2. 1. Программа исследования по формированию готовности сельских старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 2. 2. Система деятельности образовательных учреждений по формированию готовности профессионального самоопределения учащихся

Формирование готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования

Переход к новым отношениям в сфере труда и занятости населения в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально иной ситуации социально-трудовых отношений. В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи. Это достаточно ярко проявляется в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор профессии. Проблема изучения педагогических условий формирования профессиональных намерений из числа сельской молодежи является актуальной при анализе социально-экономического состояния региона. Молодежь как социально-демографическая группа общества выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, определяемого уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека — завершение общего образования, выбор профессии • и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, формирование новых отношений с социальными институтами. Молодежь в силу возраста обладает особыми способностями к творчеству (повышенные чувствительность, восприятие, образность мышления, Стремление к фантазии, крепкая память, игра ума). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен. К сожалению, в нашей стране практически отсутствуют условия для использования и развития этих качеств, так как в обществе утрачена ценность образования, профессионализма. Падает престиж образования. Это связано с тем, что когда интел-ф лектуальный потенциал не востребован социальной практикой и не оценивается обществом, желание учиться исчезает. Накопленный образовательный, интеллектуальный потенциал не соответствует запросам экономики страны, разрушителен для его носителей и опасен для общества, так как вызывает у людей депрессию или агрессивность. Поэтому структура требований, предъявляемых молодежью к производству, нередко отражает не реальные возможности и условия, а общие тенденции его развития, которые молодые люди часто идеализируют, завышая уровень притязаний в вопросах выбора профессии, в процессе обучения, трудовой деятельности, в оценках социальной ситуации. Одним из педагогических условий является профессиональная подготовка в системе высшего профессионального образования, которая определяет приоритеты социально-экономической стабилизации и реформирования сельского хозяйства российских регионов.

Инженерно-педагогическая подготовка управленческих кадров для обеспечения развития сельских регионов определяет социально-ценностную основу укрепления системы стабилизации и повышения эффективности сельского хозяйства. Поэтому профессиональная подготовка кадров в условиях вуза является социально-перспективным фактором нивелирования распада сельского хозяйства. Кадры являются важнейшим средством социальных преобразований в обществе в целом и отдельных социально-территориальных системах российских регионов. Владимирская областьособый социально-экономический регион. С одной стороны, это типичная русская провинция, которая находится сегодня на грани выживания, как большинство центральных субъектов Федерации. С другой стороны — это область со сложившимися духовно-нравственными традициями, укладами и приоритетами в жизнеобеспечении.

Владимиро-Суздальский край еще в XII — XV вв. являлся административным, культурным и культовым центром Северо-Восточной Руси, который внес весомый вклад в создание централизованного Русского государства, формирование великой русской нации и культуры.

Во все века Владимирская земля славилась тем, что притягивала к себе великих личностей и сама давала России замечательных людей. Ее прославили на весь мир Александр Невский, Дмитрий Пожарский, адмирал Лазарев, физик Николай Столетов, композитор Сергей Танеев, отец русской авиации Николай Жуковский и многие другие. Ныне Владимирская область — высокоразвитый промышленный комплекс, представленный одиннадцатью основными отраслями. Наибольший удельный вес занимают машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, стекольная, химическая, лесная промышленность, производство строительных материалов. В области насчитывается более 400 крупных и средних промышленных предприятий, экспортирующих свою продукцию в 56 стран мира. Причем распределены они на территории равномерно. Область занимает 36-е место среди 89-ти субъектов Российской Федерации по ВВП.

На социально-экономической ситуации Владимирской области и отдельных ее регионов негативно отразился переход к рыночным реформам. С 1991 года отмечается резкий спад на объектах промышленного производства, в легкой промышленности и в оборонной промышленности. В целом доля промышленности в структуре экономики сократилась более чем в 2 раза и составляет 36%. Остается низкой материально-техническая база сельских товаропроизводителей. Износ машин и оборудования составляет 65% балансовой стоимости, зданий и сооружений — 49%.Деревня стареет, сокращается приток трудовых ресурсов сельскохозяйственного комплекса. Непривлекательность сельского труда, ненормированный рабочий день, сезонность работ в полеводстве, низкая заработная плата привела к значительному сокращению числа работающих на селе, недостатку квалифицированных рабочих массовых профессий. Сложившаяся ситуация в сельских регионах потребовала привлечения в сферу сельского хозяйства представителей сельской молодежи и соответствующей их подготовки в системе высшего профессионального образования. Но в условиях кризиса, низкого материального уровня сельского населения получение качественного профессионального образования стало практически недоступным для многих представителей сельской молодежи. Поэтому для качественной подготовки инженерно-педагогических кадров в целях обеспечения социально-экономического подъема и стабилизации сельского хозяйства в условиях вузовского профессионального образования необходимы кардинальные меры по созданию социально-педагогических условий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Социально-ценностный мир современной молодежи претерпевает изменения в условиях социально-экономической нестабильности вообще, особенно это касается сельской молодежи. Сегодня особенно важно определить, в каком статусе выступает молодежь, к чему оно стремится, какие ценности разделяет, какие направления стабилизации и пути развития России готово поддержать, где способно социально и профессионально реализовать себя.

Проблема обеспечения педагогических условий профессиональной подготовки сельской молодежи в области инженерно-технического и социально-педагогического образования является наиболее актуальной в связи с тем, что она в настоящее время выступает важнейшим гарантом стабильности жизнеобеспечения сельских регионов России и требует научно-теоретического осмысления и практико-ориентированного исследования.

Определяя пути решения проблемы обеспечения педагогических условий профессиональной подготовки сельской молодежи, мы опирались на накопленный опыт психолого-педагогических и социологических исследований.

В работах современных отечественных педагогов и психологов нашли отражение разнообразные аспекты жизненного и социально-профессионального самоопределения личности. П. Р. Атутов, Н. И. Бабкин, С.Я. Баты-шев, С. С. Гриншпун, J1. К. Гребенкина, Т. М. Гладий, Ю. Л. Еремкин, Н. Э. Касаткина, В. Г. Максимов, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, М. Н. Скаткин, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова и другие в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы к проблемам профессионального самоопределения.

Проблему социального развития регионов, особенности региональных образовательных систем изучали: Е. Б. Алексеева, М. Н. Борисов, О. Т. Рабинович, Н. Н. Чистяков и другие.

Психологические аспекты жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах В. И. Журавлева, Е. А. Климова, A.M. Кухарчук, И. В. Михайлова, И. С. Пряжникова, В. Ф. Сафина, И. Н. Сухарева, П. А. Шавира и др.

В работах раскрыты В. В. Серикова, И. С. Якиманской возможности личностно-ориентированного подхода в подготовке учащихся к выбору будущей профессии и выявлены основные пути реализации гуманистической стратегии образования.

Проблемы формирования профессиональных намерений учащихся в профессиональной ориентации рассматриваются в трудах Е. А. Климова, С. Н. Чистяковой, определивших основные положения, условия и педагогические технологии подготовки учащихся к жизненному самоопределению.

Региональные особенности профессиональной социализации школьников раскрыты в трудах В. Ф. Афанасьева, Е. И. Михайловой, О. Н. Птицыной, С. В. Паниной и других.

Некоторые региональные аспекты вузовской социализации личности исследовались А. Н. Жуковой, Е. Г. Карповой, В .Я. Ядобчевой и других.

Роль преподавателя вуза в воспитании личности студента отражена в научных трудах Н. Д. Неустроева, И. П. Подласого, Б. Н. Попова, Т. П. Родионова и других.

Признавая большой вклад исследователей в решении проблем молодежи в различных социальных институтах образования, необходимо отметить неполноту их в вопросах, касаемых специфики, теоретического и практического обоснования педагогических условий профессиональной подготовки сельской молодежи.

Изучение педагогической литературы и анализ собственного педагогического опыта позволили нам выявить противоречия между необходимостью подготовки сельской молодежи к профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью педагогических условий для формирования готовности профессионального самоопределения сельских старшеклассников и обозначить проблему исследования: Определить комплекс условий, способствующих формированию готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников.

Проблема исследования послужила основанием для выбора темы диссертации.

Объект исследования: Условия формирования готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников.

Предмет исследования: Процесс формирования профессионального самоопределения сельских старшеклассников.

Цель исследования: Сформировать готовность к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников будет эффективным, если оптимизируются условия, включающие в себя: сельский социум как интегрированное воспитательно-образовательное пространство;

— социальнопрофессиональное самоопределение выпускников сельских школ;

— теоретические и историко-педагогические основы воспитания и становление личности, включающее в себя формирование таких личностных качеств, как способность к самопознанию, независимость, умение делать выбор и нести за него ответственность и другиевоспитание сельских детей на прогрессивных традициях народов

России;

— внедрение авторской программы в учебный процесс выпускников сельских школ.

Задачи исследования:

— определить сущность и содержание формирования готовности профессионального самоопределения старшеклассников;

— выявить влияние сельского социума на формирование готовности к профессиональному самоопределению;

— раскрыть систему деятельности образовательных учреждений по формированию готовности профессионального самоопределения учащихся (на примере Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета);

— разработать программу исследования по формированию готовности профессионального самоопределения сельских старшеклассников;

— доказать эффективность педагогических условий формирования профессионального самоопределения сельских старшеклассников (обеспечение единства и преемственности действий педагогических усилий школы и вузаметодическое обеспечение учебного процессапсихолого-педагогическая работа с учителями, направленная на формирование готовности к профессиональному самоопределению старшеклассниковсоздание при школе профконсультационного центравключение в учебный процесс спецкурса «Я и мой жизненный статус»).

Методы исследования: теоретические (изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта) — эмпирические (наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности и профессиональной подготовки сельской молодежи, экспериментальная работа) — формирующие (теоретические и групповые консультации, педагогический эксперимент) — статистические (анализ статистической информации и документов, обработка и анализ данных эксперимента).

Методологической основой исследования являются идеи, заключенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, касающихся роли личности в процессе развития и формирования в социумезначения труда и профессиональной деятельности в интеграции личности в обществеразвития профессиональных способностей в процессе деятельностипрофессиональной подготовки и самоопределения сельской молодежиисходные педагогические положения о взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения личности.

Теоретическую основу исследования составили:

— философское осмысление проблем профессиональной ориентации личности (В.И. Андреев, К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, JI.C. Выготский и др.);

— психологопедагогические исследования профессионализма личности педагога и деятельности (Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В.А. Сла-стенин и др.);

— общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, Ф.Н. Го-ноболин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

— системный подход к проектированию, развитию и моделированию общего и профессионального образования (О.А. Абдулина, Б. Г. Ананьев, В. А. Сластенин и др.);

— положения теории общения и отношений (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев и др.);

— положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др-);

— теоретико-эмпирические исследования образовательных технологий в педагогике (В.Г. Беспалько, А. А. Вербицкий, A.M. Махмутов и др.);

— использование дидактических условий в целях активизации творческих возможностей развития личности обучаемых (И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, И. Я. Лернер и др.).

Эмпирической базой исследования послужили: законодательные акты Российской Федерации и документы органов государственного управления по вопросам образованияконцепция модернизации российского образования до 2010 годастатистическая информация с 1994;2004 гг. по социальноэкономическому развитию регионаанализ материалов исследований отечественных педагогов по изучаемой проблемерезультаты профессиональной деятельности и педагогических исследований автора.

База исследования: Сельские школы округа, Якиманско-Слободская школа, Муромский институт (филиал) Владимирского политехнического университета.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2005 г. г. на базе общеобразовательной Якиманско-Слободской школы округа Муром в 3 этапа.

На 1 ЭТАПЕ (2000;2002гг.) осуществлялось изучение степени разработанности проблемы, литературы по данной теме, постановка констатирующего экспериментаопределены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. Итогом первого этапа явилось накопление теоретического материала по изучаемой теме.

На 2 ЭТАПЕ (2002;2004гг.) уточнялись концепция исследования, про-ведился формирующий эксперимент, шла апробация материалов исследования, психолого-педагогических факторов, обуславливающих готовность сельской молодежи к получению высшего технического образования.

На 3 ЭТАПЕ (2004;2005гг.) — обобщение результатов исследования, завершение работы по оформлению диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнено понятие готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников;

— определены сущность и содержание готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников;

— выявлены психолого-педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников;

— разработана программа исследования формирования готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— осуществлен концептуальный анализ и синтез современных научных представлений о формировании готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников;

— теоретически обоснована целесообразность и эффективность предложенных педагогических условий профессионального самоопределения сельских старшеклассников;

— выявлены исходные теоретические предпосылки профессионального самоопределения, ориентация сельской молодежи к получению высшего образования, на основе учета индивидуальных психологических особенностей;

— рассмотрена и обобщена деятельность образовательного процесса вуза и других равноправных партнеров сельских школ (промышленных предприятий, молодежных организаций, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы нашли активное применение в учебном процессе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета и могут быть использованы в разработке учебных планов и программ, тестов, методик и научно-технических рекомендаций для обеспечения процесса подготовки сельской молодежи к получению образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Программа формирования готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников будет наиболее эффективна при условии введения новых форм организации учебных занятий, инновационных учебных планов, современных форм работы педагогического коллектива, гибких организационных структур, новых форм взаимодействия образовательного учреждения с производственным и социокультурным объектами социума.

2. Эффективность готовности к профессиональному самоопределению у сельских старшеклассников определена обеспечением единства и преемственности действий педагогических усилий школы и вузаметодическим обеспечением учебного процессапсихолого-педагогической работой с учителями, направленной на формирование готовности к профессиональному самоопределению старшеклассниковсозданием при школе профконсульта-ционного центравключением в учебный процесс спецкурса «Я и мой жизненный статус».

3.Готовность к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников обеспечивается реализацией мотивационного, деятельностного и содержательного компонентов в образовании.

4.0бразование на селе следует рассматривать многоаспектно или как систему на уровне факторов, в которые входит, с одной стороны, социальная сфера, функция жизни человека, привитие нравственных ценностей, а с другой стороныпроцесс обучения и воспитания, где происходит передача знаний, умений и навыков.

5. Готовность к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников обеспечена авторской программой, содержащей теоретические и практические положения формирования жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены аргументированностью исходных положений исследования, применением комплекса методов, цели, объекта, предмета, адекватных задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, длительным характером экспериментальной работы, возможностью повторить пути достижения полученных результатов, их контрольным сопоставлением с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были обсуждены и получили одобрение на ежегодных научно-практических и научно-методических конференциях Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, на 5-ой Международной научно-технической конференции в Новосибирском техническом университете, на Всероссийской научно-практической конференции в г. Чебоксары, на Международной научно-практической конференции в г. Пенза.

Основные результаты исследований нашли свое отражение в методических рекомендациях, программах, межвузовских семинарах и совещаниях, используются при организации и обеспечении процесса профессиональной подготовки сельской молодежи в Муромском институте (филиале) Владимирского политехнического университета, сельских школах округа Муром, Гороно.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы .

Выводы по второй главе

В результате теоретического анализа и практического осмысления проблемы мы определили основные подходы, принципы, составляющие методологическую основу организации экспериментальной работы.

Анализ полученных результатов показал, что при формировании жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников необходимо опираться на ценности сельского народа, которые способствуют приобретению личностью жизненных смыслов своего существования, выработке нравственных регуляторов поступков, поведения, деятельности.

Усвоение растущим человеком духовной и материальной культуры сельской общности помогает сформировать образ жизни в соответствии с нормами, правилами, заповедями, принятыми в сельской социокультурной среде, который в дальнейшем поможет ему лучше ориентироваться в реалиях жизни современного общества.

Осмысление итогов работы показало, что приобщение детей к культуре, возрождение прогрессивных народных традиций в бытовой, трудовой, повседневной жизни целесообразнее проводить в открытой социальной среде, целостном социальном пространстве, где осуществляется ориентация на самоценность каждого ребенка и происходит насыщение гуманистическим содержанием всех сфер его жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ условий формирования готовности профессионального самоопределения сельских старшеклассников подтвердил правомерность постановки выбранной проблемы исследования, обусловленной потребностью округа Муром.

На основе анализа педагогической и психологической литературы показаны различные методологические подходы к исследуемой проблеме, уровень ее научнометодической разработанности. Проанализирована взаимосвязь профессионального, личностного и социального самоопределения.

Рассмотрены сущность и содержание понятия «готовность профессионального самоопределения». За основу берется готовность к профессиональному самоопределению, как самостоятельный выбор человеком ценностных ориентиров, построение им собственной жизни, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Изучение деятельности сельской школы позволило нам охарактеризовать состояние организации профессиональной подготовки молодежи села. В настоящее время в стране существует система подготовки молодежи к предстоящему обучению в вузе, представленная подготовительными отделениями и подготовительными курсами. Вместе с тем мы пришли к выводу, что проводимая образовательными учреждениями работа, наряду с положительными моментами, имеет и ряд недостатков. Так, система довузовского образования имеет преимущественно одностороннюю направленность на подготовку абитуриентов к поступлению в вуз. При этом, как правило, не учитываются запросы различных отраслей промышленности регионов, не ведется профори-ентационная работа.

Сегодня нельзя не понимать, что сельская школа — важный стратегический ресурс государства в подъеме аграрного сектора страны, экономики и культуры села. Трудно переоценить ее роль в подготовке высокообразованных и хорошо воспитанных членов общества, трудовых ресурсов села — будущих специалистов сельскохозяйственного и промышленного производства, социальной сферы, ее потенциальные возможности в преобразовании духовной жизни села. От состояния ее работы во многом зависит социальная стабильность на селе: культурная жизнь в сельских поселениях, решение проблем дошкольного образования детей, подготовка экономически грамотных землепользователей. Без школы нет будущего у села. Россия начинается с деревни. Там — наши корни, традиции, наша совесть. Возродить российское селодело чести, святой долг перед нынешними и будущими поколениями.

Сегодняшнее состояние сельской школы — болевая точка российского образования. Финансируемая из бюджета муниципального образования, она стала заложницей финансовых возможностей региона. Образование на селе зависит от состояния региона, его развития, политической воли глав администрации. Сельская школа лишилась поддержки сельскохозяйственных предприятий в организации трудовой подготовки школьников. В условиях свертывания социокультурной сферы села она оказалась в ситуации культурного вакуума и перед лицом сложнейших социальных проблем. Из-за финансовых трудностей, неблагополучной демографической ситуации сокращается сеть общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. В округе в основном все школы обучают школьников в пределах 8−15человек, и только школа, в которой проводился эксперимент, расположенная ближе к городу имеет 56 человек.

В критическом состоянии находится материальнотехническая база школ.

Условия жизни и профессиональная деятельность сельского учителя, оплата труда делают эту профессию непрестижной среди молодежи. Поэтому в ходе нашей работы был сделан вывод, что образование на селе находится в кризисе и нуждается в помощи. Сельским детям необходимо образование приближенное к их жизни, пронизанное знаниями к окружающей среде, социальных проблем.

В компетенции региона есть немало вопросов, от решения которых в первую очередь зависит качество работы сельской школы. В их числе — стабильная выплата зарплаты педагогам, обновление учебно-материальной базы школ, ремонт зданий, школьных помещений, а это в сельских школах делается с большим трудом.

Важнейшим фактором изменений сельской школы является учитель. Создание условий для его работы — главное звено выживания. Регион должен изыскивать ресурсы для оплаты жилья молодых специалистов, выделять денежные ссуды учителям на приобретение квартир, принимать активные меры, стимулирующие труд молодых педагогов.

В ходе работы раскрыты подходы к системе образования на селе, которые представляют собой образовательную деятельность различных социальных институтов, таких, как дошкольное, школьное, дополнительное, начальное профессиональное образование, образование взрослых, семейное образование, общинное образование.

Определив в качестве объекта своего исследования систему образования на селе и сельскую школу как базовое звено целостной системы, обозначим наиболее важные положения:

— образование на селе рассматривается многоаспектно, как отрасль, составная часть социальной сферы, процесс передачи знаний, умений и навыков, результат обучения, воспитания, развития личности, функции жизни человека, овладения основными нравственными ценностями;

— новый взгляд на образование предполагает рассмотреть его как открытую систему, активную образовательную деятельность всех социальных институтов общества во взаимодействии со средой.

Базовым звеном целостной системы образования на селе является школа, а в основе ее деятельности лежат три главных методологических принципа: открытости, что предполагает функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами социумаединства практической и исследовательской деятельности, суть которой заключается в том, что параллельно с практической работой педагогический коллектив осуществляет исследовательскую деятельностьпринцип равноценности всех видов педагогической деятельности: воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психолого-педагогической помощи детям, каждый из которых занимает свое неповторимое место в структуре образовательных учреждений и требует своего кадрового обеспечения.

Однако в школьном образовании слабо учитываются особенности сельской среды, малочисленный состав учащихся, контингент сельских детей, их психологические особенности, уровень развития, образование родителей, их занятость. Существенным недостатком образования на селе является игнорирование особенностей сельского социума и условии жизни на селе в их комплексном полифакторном влиянии на формирующуюся личность. Изучая сельский социум будет способствовать общей стратегии устойчивого развития образования на селе, совершенствованию содержания и технологий образования в сельской школе, создание условий для психолого-педагогической поддержки защиты личности.

Учащиеся сельских и городских школ, проживающие в деревнях и в крупных городах, лесных поселках и промышленных центрах, в отдаленном селении и столичной агломерации обучаются по однотипным программам и учебникам, выполняют одни и те же практические задания, работы. Зачастую сельские учителя, ориентируясь на разработанные наукой методические пособия, рекомендации, используют в малочисленных классах те же методы обучения, что и в городских школах. Осознавая неэффективность этих методов, многие учителя сельских школ давно работают по своим методикам.

Сельским детям необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической и исследовательской деятельности ребенка.

В нашем обществе образование давно уже стало составной частью образа жизни населения. Система образования косвенно оказывает воздействие на образ жизни родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Условия жизни этих людей не могут быть улучшены без соответствующего общего и профессионального образования.

Сегодня образование на селе нельзя отделить от того, что происходит в обществе и мире.

В ходе нашего эксперимента содержание образования на селе исследовалось в трех взаимосвязанных областях: общеобразовательной, трудовой подготовки, социальном образовании учащихся.

Преобразования в структуре сельских образовательных учреждений малочисленных школ диктуют необходимость концентрации усилий ученых на поиск эффективных педагогических технологий.

Большой проблемой в обучении сельских школьников остается развитие речи учащихся. Поэтому разработка методик работы по развитию речи учащихся сельских школ составляет важную часть в их развитии.

В малочисленных школах неблагоприятен существующий режим дня.

Он ведет к физическим и психическим перегрузкам учащихся, что негативно сказывается на состоянии их здоровья, качестве обучения.

Увеличение числа детей в округе, имеющих различные заболевания, отклонения в развитии диктует необходимость профильной специализации дошкольных учреждений. Эта проблема по оказании помощи детям дошкольного возраста, их семьям стоит в центре внимания.

В содержании дополнительного образования акцент делается на вооружение учащихся знаниями, которые помогут им успешнее адаптироваться в жизни.

Речь идет о социальных знаниях (права человека, подготовка к семейной жизни, семейной экономике, охране здоровья), о сельскохозяйственных знаниях, владение которыми поможет выпускникам сельских школ успешнее адаптироваться в вузе, к жизни.

Современные подходы к содержанию дошкольного образования на селе предполагают более глубокое знакомство с окружающей средой (природа, история, народные традиции, народные промыслы, хозяйственная жизнь односельчан), обеспечение преемственности материала, отражающего жизнь села, сельский образ жизни, крестьянский труд.

В процессе нашей работы был сделан вывод о том, что нужно уделять внимание развитию разнообразных форм образования взрослых. В каждом сельском районе с учетом потребностей и интересов жителей планируется создание курсов, учебных пунктов. Предполагается самая различная тематика учебных курсов для взрослых: семейная экономика, домашняя усадьба, садоводство, лекарственные растения и другие.

Для жителей отдаленных деревень наиболее оптимальной формой повышения уровня образования взрослых могут стать выезды специалистов, передвижные выставки, радиои телерадиовещание.

В ходе экспериментальной работы было доказано, что село нуждается в дополнительных «помогающих» профессиях: психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителейслужб социальнопедагогической, социальнопсихологической, медико-оздоровительной, социальнокоррекционной работы с учащимися и их семьями в условиях сельского социума.

С помощью анкет изучались социальнопрофессиональные намерения выпускников сельских школ. Подтвердилось наше предположение о том, что условия влияют на формирование готовности профессионального самоопределения старшеклассников.

Выделены следующие условия:

1. Обеспечение единства и преемственности действий педагогических усилий школы и вуза.

2. Методическое обеспечение учебного процесса, основанное на комплексной диагностике исследовательских умений и профессиональных намерений и поэтапном развитии у старшеклассников отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения.

3. Психолого-педагогическая работа с учителями, направленная на формирование готовности профессионального самоопределения учащихся.

4. Создание при школе профконсультационного центра.

5. Включение в учебный процесс спецкурса «Я и мой социальный статус», предполагающего интеграцию знаний, умений и навыков, полученных старшеклассниками в ходе изучения других дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов нашего исследования и подтвердила выдвинутую гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. // Русские.-М.: Наука, 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности М., 1981.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  4. Е.Б. Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Москва, 2003.
  5. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Из-во Казан, ун-та 1988.
  7. А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко-революционном процессе .-М.: МГЦ, 1986.
  8. П.Р. Профессиональная ориентация как педагогическая проблема.// Педагогические основы профессиональной ориентации учащейся молодежи.-М., 1982.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод.основы.-М.: Просвящение, 1982.
  11. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М.: Изд-во Ин-та практич.психол., 1996.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг.- М: Прогресс, 1986.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВУ, 1977.
  14. Е. Д. Якамовский И.С. Психолого-педагогические требования к современному уроку// Советская педагогика-1987.
  15. JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  16. Л.В. Изучение и определение путей развития профессиональных интересов учащихся 8−10 классов // Материалы VI Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
  17. В.Г. Социальная педагогика. М., 1994.
  18. Брушлинский А. В Психология мышления и проблемное обучение.-М.: Знание, 1983.
  19. А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал-2000.
  20. Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984.
  21. П.П., М.Ю. Морехина. Социология села/ Социологические исследования.2004.№ 4.
  22. А.Н. Профессионально- техническое образование в ® СССР.Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования.-М., 1961.
  23. В.В. Ориентация на профессии // Молодежь и труд. -М., 1970.
  24. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996.
  25. .З. Социальный педагог в системе общественного воспи-тания//Педагогика. 1992.
  26. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Детская психо-• логия / Под ред. Д. Б. Эльконина.- М., 1984.
  27. П.Я. Введение в технологию— М.: МГУ, 1976.
  28. .С. «Гуманность» и гуманизм в образовании // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992.
  29. Ю.З. Внимание: одаренные дети.-М.: Знание, 1991.
  30. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. -Киев, 1992.
  31. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988.
  32. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1988.
  33. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций М., 1988.
  34. В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «правило» в педагогике.//Сов. педагог.-1074.
  35. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев, 1988.
  36. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации. М., 1979.
  37. С.Г. Концепция и модель технологического образования Всемирного Союза ОРТ: Сборник трудов VI Международной конференции. -М., 2000.
  38. Л.К. Формировагние профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования.- Рязань, 2000.
  39. Т.В. Дидактические основы управления учебно-познавательной деятельностью слушателей подготовительных отделений и• студентов младших курсов: Дис.канд.пед.наук.-М., 1989.
  40. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автор, дисс.. докт.пед.наук. М., 1993.
  41. В. Г. Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. -Челябинск, 1993.
  42. В.В. Научное обеспечение образования в сете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление.- М., 1989.
  43. А. Изб. Пед. соч., М., 1956.
  44. Н.К. Формирование профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.
  45. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1989.
  46. Ю.Л. Методическое руководство по психодиагностическому изучению готовности детей к школьному обучению, перехода к обучению в неполной средней школе и характера профессионального самоопределения девятиклассников.- Рязань, 2003.
  47. Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы.-Рязань: Поверенный, 2000.
  48. П.А. Учитель сельской школы.М., 1985.51 .Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972.
  49. В.И. Из школы в жизнь (О путях трудового самоопределения выпускников школы): Книга для учащихся ст.классов. — М., 1977.
  50. И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного отношения как средство самоопределения в сфере «человек-человек»//Автор. дис.. канд. пед. наук.-М., 1997.
  51. Закон РФ «Об образовании» /ИФ «Образование в документах». -М., 2001.
  52. Н.А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995.
  53. X. Тестирование личности: Перевод с нем.-М.: АО «Интерэксперт», 1997.
  54. Л.Я. Ценности естественнонаучного образования.// Педаго-гика-1995.
  55. Ильинский И.М.// Молодая гвардия.М.1993.
  56. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974.
  57. Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии: Автореф. дис. .д-ра пед. наук, — Вильнюс, 1971.
  58. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.-М., 1983.
  59. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис. .д-ра пед. наук.-М., 1995.
  60. В.П. Методика и опыт работы социального педагога -М.2001.
  61. Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Белгород, 1998.
  62. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  63. Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990.
  64. Е.А. Профориентация и психология // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1985.
  65. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профконсульта-ции.-М.: Знание, 1983.
  66. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. -М., 1960.
  67. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения учителей (мотивационный аспект): Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1993.
  68. Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М., Учпедгиз, 1955.
  69. Комплексная программа РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики»: механизм реализации.-М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1988.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  71. Кон И. С. Психология себя: личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1984.
  72. Кон И. С. Ребенок и общество.- М., 1988.
  73. Кон И. С. Социология личности. М.: Мысль, 1967.
  74. П.П. Педагогическое наследие и концептуальный подход к политехническому образованию. Практическое образование: проблемы и перспективы //Материалы республиканской научно-практической конференции. Якутск, 1998.
  75. Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Дисс. канд.пед.наук.,-М., 1998.
  76. Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2000.
  77. А.И., Новгородский А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.: Издательство «Институт практическойпсихологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
  78. Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д. М. Гришана, Н.И.Лапина- Сост.Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: 1988.
  79. Г. Ф. Факторы, влияющие на успеваемость и сохранность контингента слушателей подготовительных отделений: Авто-реф.дис. .канд.пед.наук.-Л., 1982.
  80. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.
  81. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики самоопределения // Вопросы психологии. 1983.
  82. Л.В. Какова сущность понятий «детское движение», «детское объединение», «детская организация»?// Вопросы. Вопросы! Вопросы?: сб./ЦС СПО (ФДО) СССР, НИЦ при Ин-те молодежи.- Запорожье, 1991.
  83. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.
  84. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 1995.
  85. Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средство их социальной за-щиты.//Дисс.докт.пед.наук, М., 1999.
  86. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.-Мн., 1976.
  87. В.А. информационные аспекты взаимодействия «человек-техника-природа»// Природа и человек: взаимодействие и безопасность жизнедеятельности/ материалы международного научного симпозиума. Таганрог: ТРТУ, 1996.
  88. Л.Б. Организационно-педагогические условия реализации задач развития школы.//Дисс.канд.наук., — СПб., 2001.
  89. Н.Д. Психологические особенности. М., 1954.
  90. Ленгвинас В.-Р.П. Формирование профессиональной направленности учащихся IX-XI классов в системе дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1982.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 3-е изд.- М.: Политиздат, 1977.
  92. А.Н. Избранные психологические произведения. В2т. Т.2.М.: Педагогика, 1983 г.
  93. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.
  94. В.Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб, 1995.
  95. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии.-2001.
  96. Дж. Опыт о человеческом разуме. М., 1989.
  97. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал.-1981.
  98. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  99. Лук А. Н. Психология творчества.-М.: Наука, 1978.
  100. П.Т. Педагогические условия формирования профессиональной направленности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1982.
  101. П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы Крайнего Севера. Якутск, 1999.
  102. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для вузов по спец.31 000-Педагогика и психология./ B.r.MaKCHTMOB.-M.:Academia, 2002.
  103. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты /
  104. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, АА. Пузырея. М., 1982.
  105. В.А., Оссовский B.JI. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев, 1982.
  106. Ю9.Матюшкин A.M. Изучение групповых форм мышления и твор-честв//Психологический журнал-1984.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-М.: Педагогика 1972.
  108. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  109. B.C. Системный подход к онтогенезу интегрального индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  110. Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под. ред. В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998.
  111. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. Книга для учителя /Под ред. Журкиной А. Я., Чистяковой С. Н., Кемерово.-1996.
  112. JI.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996.
  113. Молодежь России. Тенденции и переспективы.М., 1993.
  114. А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов энтопедагогики народа Саха). М.: Academia, 2000.
  115. А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб.пособие. -Пенза, 1994. 4.1.
  116. Н.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972.
  117. Народное хозяйство в 1989 г.-М., 1990.
  118. JI.B. Социально- экономический потенциал села.1. М: Наука, 1996.
  119. Н.Д. Методическое пособие по спецкурсу «Учитель как исследователь» для студентов. Якутск, 1995.
  120. B.C. Воображение и учебная деятельность: Моногра-фия.-Красноярск. Сиб. ГТУ, 1998.
  121. А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения,// Народное образование.-1999.
  122. С.И. Словарь русского языка. //Под. ред. Н. Ю. Шведовой. -М., 1990.
  123. JI.H. содержание и организация сомообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов. Диссертация. кан. пед. наук:13.00.01/СибГТУ, — Красноярск, 2000.
  124. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1980.
  125. Педагогическая энциклопедия./Под.ред. И. А. Карпова, Ф. Н. Петрова и др.-М.1966.
  126. Педагокика: Учеб. пособие/ Подред. П. И. Пидкасистого.-М., 1995.
  127. А. В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  128. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.
  129. К.К. Проблема способностей. -М.: Наука, 1972.
  130. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся. М., 1966.
  131. И.П. Педагогика. В 2-х кн. М.: Владос, 1999.
  132. В.А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. Кемерово, 1994.
  133. Я.Н. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976.
  134. П.Г. Пути в науку. Беседы по организации труда начинающих исследователей. -М., 1973.
  135. A.M., Толстых Н. И. Подросток в учебнике и в жизни.-М.: Знание. 1990.
  136. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (Методика для преподавателя и профконсультанта).// Науч. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М.: РАО, 1993.
  137. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение личности. М. — Воронеж, 1996.
  138. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дисс. .докт.пед.наук. Екатеринбург, 1995.
  139. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./ Под ред. Брушлинского А. В. -М., 1997
  140. Психологические аспекты профессиональной профессиональной ориентации учащихся. Киев: КГПИ, 1988.
  141. Психологический словарь /Под.общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  142. Психологический словарь/ Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.
  143. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред. докт. психол. наук Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  144. О.Т. Аксиологические аспекты социальнопрофессионального развития личности учителя.//Автореферат дисс.. канд. философских наук., Якутск, 2000.
  145. К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 1999.
  146. JI.C. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком, 1999.
  147. Рубинштейн C. JI, Брушлинский А. В. Психологическая наука в России XX столетья: проблемы теории и истории/ Под ред. Брушлинского А. В. М., 1997.
  148. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
  149. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  150. СЛ. Проблемы психологии. М., 1976.
  151. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1987.
  152. Руководство самообразованием школьников./ Ред.- составитель Райский Б. Ф., Скаткин М. Н. -М., 1983.
  153. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению.- Брянск: Изд-во БГПИ, 1999.
  154. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: Дис. д-ра пед.наук.-Магнитогорс, 1998.
  155. М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы/ Социологическое исследование. 1994.№ 12.
  156. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М: Издательский центр «Академия», 2000.
  157. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Дис.. д-ра пед. наук.- М., 1993.
  158. А.Д. Теория и практика профессиональной ориентациишкольников: Дис. д-ра пед. наук. Курган, 1978.
  159. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников.- М., 1982.
  160. В.И. Социально-профессиональная адаптация школьников в условиях реализации образовательной области «Технология», Сборник трудов конференции «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе». — М ., 2000.
  161. А.П. Пути профессионального становления молодежи. -М., 1988.
  162. Г. К. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование». 1998.
  163. А.Д. Система учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению подрастающего поколения к традиционным видам труда (на материале школ Якутской АССР): Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1989.
  164. Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в сельской школе.-М.: Просвящение, 1979.
  165. С.А., Цуркану В. В. Куда уходит молодежь// Социологические исследования. 1991.
  166. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В., Волохова Е. Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учеб.пособие. Брянск, 1995.
  167. H.IO. Психолого-педагогическая коррекция детско-роди-тельских отношений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  168. В.П. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвящение, 1976.
  169. Сластенин В.П.//Педагогика: Учеб.пособ.для студентов высш.пед.учеб.завед.-2-еизд., стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.
  170. Словарь по этике/ Под ред. И. С. Кона -3-е изд.-М.: Политиздат, 19 075.
  171. Словарь современного языка. M.-JL, т. 13, 1972.
  172. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте//Вопр. Психологии. 1989.
  173. Советский энциклопедический словарь под ред. A.M. Прохорова. -М., 1989.
  174. Стратегический план развития округа Муром// Отчет. 2004.
  175. А.Г. Сознание и самосознание.- М., 1972.
  176. Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.пособие. 4.1.-М., 1983.
  177. В.А. Воспитание гражданина.-М., 1980.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.:МГУ, 1975
  179. Р.Е. Последипломное образование педагогов. Якутск: Издательство ИПКРО, 1996.
  180. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. 1969.
  181. Титова Е. В, Трухачева Т. В. Они и мы, или шесть вопросов о концептуальных основах взаимодействия школы и детской организации. // ТНМ: Спец. вып. 1995.
  182. Толстых Н. Н Жизненные планы подростков и юношей.// Вопросы психологии.1984.
  183. И.А. Влияние «Образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1990.
  184. А.К. Реализация социально-педагогических функций реальной школы: Управленческий аспект.//Дисс.канд.пед.наук. СПб, 1999.
  185. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. -М.Политиздат, 1986.
  186. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. Аверинцев, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М: 1989.
  187. JI.M. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  188. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та- М.:Барс, 1997 г.
  189. В.В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  190. И.И. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся школ Крайнего Севера: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  191. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дисс.. д-ра пед.наук. М., 1995.
  192. Н.Н. и др. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.- М., 1982.
  193. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2008 «Труд и черче-ние"/Под.ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
  194. С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. Кемерово, 1994.
  195. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. -М., 1987.
  196. С.Н., Сахарова В. И. Подготовка школьников к жизненному и профессиональному старту (Из опыта работы учебно-производственного центра «Школьник»). Книга для учителя, — М. ООО «ТЕ1. ИС». 1999.
  197. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981.
  198. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1982.
  199. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1996.
  200. В.Д. Психология деятельности человека: Учебное пособие .-М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
  201. Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению: Дис. д-ра пед. наук.-М., 1995.
  202. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  203. В.Ф. Основы философии современности. -М.: Финта: Наука, 1998.
  204. Школа и выбор профессии / Под. Ред. А. Е. Голомштока и др. -М., 1969.
  205. В.Н., Емельянов Ю. В. Профессиональные ориентации и потребности общества в кадрах.//Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1, Выпуск l./Под ред. B.C. Собкина. М.:Центр социологии образования РАО, 1993.
  206. В.А., Саганенко Г. И. Ценностные ориентиры как отражение условий образа жизни // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  207. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. Л., 1986.
  208. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, 1983.
Заполнить форму текущей работой