Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Усиление межрегионального сотрудничества в условиях реализации социально-экономической политики поляризованного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Социально-экономическая политика в отношении регионов в последние несколько лет базировалась на концепции выравнивания уровней их социально-экономического развития. Необходимость такого подхода к развитию национального хозяйства была обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, процесс непродуманных социально-экономических преобразований в странево-вторых, огромные различия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
    • 1. 1. Исследование региональной экономики: концептуальные подходы
    • 1. 2. Политика поляризованного развития региональной экономики: преимущества и недостатки
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (на примере Тамбовской области)
    • 2. 1. Проблемы развития региона в контексте реализации политики поляризованного развития
    • 2. 2. Возможности развития неключевых сфер экономики Тамбовской области
  • ГЛАВА 3. УСИЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА — ПЕРСПЕКТИВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    • 3. 1. Межрегиональная интеграция: содержание и особенности реализации в современных условиях хозяйствования
    • 3. 2. Кластеризация в неключевых сферах экономики смежных регионов как направление усиления межрегионального сотрудничества

Усиление межрегионального сотрудничества в условиях реализации социально-экономической политики поляризованного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическая политика в отношении регионов в последние несколько лет базировалась на концепции выравнивания уровней их социально-экономического развития. Необходимость такого подхода к развитию национального хозяйства была обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, процесс непродуманных социально-экономических преобразований в странево-вторых, огромные различия природно-географических, социально-демографических, экономических условийв-третьих, приоритетность национального и административного принципов районирования перед экономическим, что в итоге привело к значительной дифференциации населения и предприятий как внутри регионов, так и к усилению межрегиональной дифференциации, в результате чего возникли явные и скрытые социальные и экономические конфликты.

Современное состояние развития российских регионов свидетельствует о том, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою целесообразность. Для решения данной проблемы на смену политике выравнивания уровня социально-экономического развития регионов пришел принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, который предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов на определенных сферах деятельности в «опорных» регионах («полюсах», «локомотивах» роста). В соответствии с данной политикой предполагается, что достигнутый экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах», будут отличаться наибольшей интенсивностью и будут оказывать влияние на другие территории, которые не входят в «полюса» роста. Однако сложившаяся ситуация показывает, что многие российские регионы оказались мало восприимчивы к идущему процессу, что связано с недостаточным использованием имеющихся ресурсов для развития неключевых сфер экономики регионов.

В сложившихся условиях исследование, направленное на поиск путей и инструментов управления экономикой регионов, реализация которых обеспечит комплексный характер политики поляризованного развития территорий, и задействование всех ресурсов, подсистем и сфер экономики регионов, является актуальным и обосновывает выбор направления исследования.

Степень разработанности проблемы. Современная теория региональной экономики является результатом исследований таких ученых, как: Л. И. Абалкин, А. Г. Агабегян, П. М. Алампиев, B.C. Бильчак, Х. Н. Гизатуллин, С. Ю. Глазьев, Н. А. Гликман, Р. С. Гринберг, А. И. Добрынин, В. В. Ивантер, В. Н. Лексин, А .Я. Лившиц, Д. С. Львов, П. А. Минакир, А. Е. Пробст, Н. М. Ратнер, С. Г. Струмилин и другие.

Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством в современных условиях хозяйствования внесли: Б. Б. Аушев, М. Г. Ганопольский, А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберг, О. В. Голосов, М. Я. Гохберг, Г. В. Гутман, Л. А. Иванченко, В. А. Ильин, В. Е. Кирьянчук, Ф. Д. Кожурин, В. В. Котилко, Е. Р. Майн, А. С. Маршалов, Н. Н. Михеева, Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, В. А. Сивицкий, Ю. И. Трещевский, Г. А. Унтура и другие.

Однако, в современных условиях хозяйствования, характеризующихся реализацией социально-экономической политики поляризованного развития, требуют совершенствования соответствующие подходы и инструменты обеспечения регионального развития. В сложившихся условиях особый интерес приобретает проблема обеспечения комплексности развития территорий. В этой связи заслуживают внимания труды А. А. Адамеску, Э. Б. Алаева, С. С. Артоболевского, М. К. Бандмана, М. Г. Киреенко, В. В. Кистанова, Н. Н. Колосовского, А. И. Татаркина, А. И. Шведова, М. Д. Шарыгина, Р. И. Шнипера и других авторов.

В контексте обеспечения комплексного развития неключевых сфер экономики регионов актуальным является рассмотрение межрегиональной интеграции. Существенный вклад в разработку теории и методологии исследования межрегиональных экономических связей внесли Р. Г. Абдулатипов, Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, П. И. Бурак, К. Б. Гусева, И. Б. Гоптарева, Ю. С. Дулыциков, Н. М. Зубарев, В. Е. Кирьянчук, Н. В. Маркова, Н. Н. Некрасов, О. С. Пчелинцев, О. И. Прудников, С. А. Суспицин, А. Н. Швецов, В. Ф. Шумейко и другие.

Таким образом, изменение приоритетов реализации социально-экономической политики регионального развития, а также недостаточное внимание вопросам обеспечения комплексности экономического развития регионов в условиях реализации концепции поляризованного развития обуславливает необходимость проведения данного исследования.

Цель диссертации состоит в теоретическом обосновании и разработке направлений обеспечения комплексного развития регионов в соответствии с реализуемой политикой «поляризованного развития» на основе усиления межрегионального сотрудничества в неключевых сферах экономики региона.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

• определить условия комплексного развития регионов в соответствии с реализуемой социально-экономической политикой поляризованного развития на современном этапе хозяйствования;

• выявить несоответствие между приоритетными направлениями развития региона (разработанными в соответствии с политикой поляризованного развития) и имеющимися проблемами и возможностями для их решения (на примере ЦФО);

• обосновать межрегиональное сотрудничество в качестве направления развития неключевых сфер экономики региона;

• предложить варианты создания ассоциативных форм, способствующих развитию инфраструктуры межрегионального сотрудничества;

• обосновать кластерную форму развития неключевых сфер экономики в качестве направления усиления межрегионального сотрудничества в контексте обеспечения комплексного развития экономики смежных регионов.

Объектом исследования выступает экономика региона, как совокупность ключевых и неключевых сфер экономики, определяемых в рамках реализуемой социально-экономической политики поляризованного развития.

Предметом исследования являются экономические и управленческие решения, обеспечивающие комплексный характер функционирования экономики регионов в условиях реализации политики поляризованного развития.

Содержание диссертационного исследования соответствует пунктам 5.3. Формирование, функционирование и развитие территориально-производственных комплексов- 5.12. Инструменты сглаживания пространственной поляризации, эффективность их примененияполюса и центры роста в региональном развитии- 5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта ВАК РФ.

Теоретической и методологической основами исследования являются фундаментальные монографические работы, посвященные теоретическим и практическим аспектам разработки методологии комплексного развития экономического пространстваисследования ученых регионалистов в сфере размещения производительных сил и территориального реформирования в контексте преодоления неравномерности развитиянаучные статьи и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам обеспечения комплексного регионального развития.

В диссертации применялся комплекс общенаучных подходов: гипотетико-дедуктивный, абстрактно-логический, структурнофункциональный, комплексный и системный. При проведении исследования были использованы как общенаучные методы: анализ и синтез, абстракция, обобщение, аналогия, так и специфические: формализации, монографический, экономико-статистический, моделирования, графический, табличный и т. д.

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные, нормативные акты и постановления Государственной Думы, Правительства РФ, Министерства регионального развития, региональных органов власти в сфере развития экономики регионов.

Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, региональных органов Федеральной службы государственной статистики, материалы периодической печати, средств массовой информации и Интернет.

Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами по изучению процессов регионального развития, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и статистических сборниках.

Научная новизна исследования заключается в решении задачи обеспечения комплексного развития регионов в рамках реализуемой социально-экономической политики поляризованного развития, включающем теоретическое обоснование и разработку направлений усиления межрегионального сотрудничества в сферах, не являющихся ключевыми.

1. Аргументировано, что для обеспечения комплексного развития экономики регионов на современном этапе хозяйствования необходимо (наряду с государственной поддержкой ключевых сфер экономики в соответствии с социально-экономической политикой поляризованного развития) задействовать ресурсы регионов для развития неключевых сфер экономики. Это позволит не только сфокусировать финансовые, административно-управленческие, человеческие и другие ресурсы в «опорных» сферах регионов, но и не допустить усиления внутрирегиональной и межрегиональной дифференциации.

2. Выявлено несоответствие между приоритетными направлениями развития региона (в соответствии с реализуемой политикой поляризованного развития) и задачами обеспечения комплексного решения проблем функционирования региональной экономики (неразвитость социальной сферыснижение инвестирования в неключевые сферы экономикинедостаточный уровень развития инфраструктурыисключение из приоритетных тех сфер, развитие которых возможно за счет собственных ресурсов). Результатом данного несоответствия является деформация структуры экономики регионанесбалансированность регионального рынка трудаусиление дифференциации населения по уровню доходов.

3. Обоснована необходимость усиления межрегионального сотрудничества в неключевых сферах экономики смежных регионов, что позволит обеспечить комплексный характер их развития за счет решения ряда задач: 1) применительно к федеральному уровню управления (создание единого экономического пространстваобеспечение комплексности развития национального хозяйстваснижение социальной напряженности) — 2) применительно к региональному уровню хозяйствования (обеспечение устойчивого развития регионовповышение уровня жизни населенияустранение ограничений на миграцию рабочей силыобретение определенной независимости от политики Федерального Центраболее рациональное и эффективное использование всех региональных ресурсов) — 3) применительно к уровню функционирования региональных предприятий и организаций (появление новых рабочих местболее полное использование внутренних источников для развитияпреодоление фрагментарности развития регионов) на основе более полного использования внутренних источников развития и привлечения возможностей других регионов.

4. Предложены варианты создания ассоциативных форм, способствующих развитию инфраструктуры межрегионального сотрудничества: 1) межрегиональное агентство по развитию бизнеса (позволит обеспечить привлечение инвестиций, сопровождение и продвижение перспективных инвестиционных проектов) — 2) межрегиональная товаропроводящая сеть (позволит интегрировать экономическую деятельность региональных хозяйствующих субъектов с целью обеспечения их оперативной маркетинговой информациейсоздания дилерской сети и организации межрегиональных поставок) — 3) межрегиональный банк информации (позволит перераспределять временно свободные ресурсы в соответствии с потребностями субъектов хозяйствования).

5. Разработана модель межрегионального кластера (включающая институты, обеспечивающие финансовую, консультационную поддержку, субъектов хозяйствования из неключевых сфер экономики регионов), которая позволит смежным регионам за счет максимального использования имеющихся ресурсов реализовать проекты по модернизации неключевых сфер своей экономикиобеспечивать продвижение продукции региональных предприятий на национальном и глобальных рынках.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что представленные выводы и авторский подход к решению проблемы обеспечения комплексности развития регионов (в рамках совершенствования политики поляризованного развития) могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок в сфере региональных исследований.

Сформулированные в диссертации методические рекомендации по усилению межрегионального сотрудничества могут быть использованы при разработке стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Теоретические выводы, полученные в исследовании, могут быть реализованы при разработке методических пособий по исследуемой проблематике и в преподавании курсов: «Региональная экономика», «Национальная экономика» в вузах России.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что выводы и рекомендации, приведенные в исследовании, могут быть использованы в деятельности органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне хозяйствования:

• вывод о необходимости развития неключевых сфер экономики наряду с ключевыми сферами регионов для обеспечения комплексного развития может послужить теоретической базой при разработке стратегий и концепций развития регионов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

• выявленное противоречие между целевыми ориентирами развития экономики регионов и имеющимися проблемами, а также обоснование необходимости усиления межрегионального сотрудничества могут быть использованы в качестве методической основы при разработке направлений и инструментов обеспечения комплексного характера политики поляризованного развития;

• предложенные варианты создания ассоциативных форм межрегионального сотрудничества могут быть использованы как органами региональной власти, так и субъектами хозяйствования при развитии инфраструктурного обеспечения регионального сотрудничества.

• универсальную модель межрегионального кластера целесообразно использовать в качестве методической основы при формировании интегрированных форм, способствующих развитию регионов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в научных сообщениях на конференциях международного («Социальные и институциональные факторы экономического развития России" — «Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество»), всероссийского («Состояние и пути развития экономики регионов России в 21-м столетии" — «Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем»), регионального уровня (IV-V Экономический форумы ЦФО «Региональная инвестиционная политика: от эксперимента — к практике») в гг. Москве, Воронеже, Липецке, Пензе, Тамбове в 2006;2010 гг. и были опубликованы.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплины «Региональная экономика» в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина.

Предложенные практические рекомендации используются в деятельности администрации Тамбовской области при разработке программных мероприятий по стимулированию межрегионального сотрудничества с целью обеспечения комплексного развития региона.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 15 работах общим объемом 10,4 п. л. (авт. объем 6,55 п. л.), в том числе в 3 статьях (авт. объем 1,4 п. л.) в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертационного исследования были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, выводов и рекомендаций, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Во-первых, определены условия комплексного развития регионов применительно к реализуемой социально-экономической политике поляризованного развития на современном этапе хозяйствования.

В сложившихся условиях актуальным стало развитие подхода поляризованного (или сфокусированного) развития, который пришел на смену политике выравнивания уровня регионального развития. Данный подход предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных» регионах («полюсах», «локомотивах» роста), и последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

Однако исследования показывают, что усиленное развитие ключевых сфер регионов приводит к тому, что значительная часть финансовых средств не будет направлена в неприоритетные, что приведет, с одной стороны, к усиленному развитию приоритетных сфер экономики регионов, а с другой — замедлению темпов социально-экономического развития неключевых сфер экономики регионов.

Ключевые сферы экономики регионов определены на основе «Описания зон опережающего экономического развития», представленного Российским союзом промышленников и предпринимателей. Незадействованные сферы экономики выявлены путем сопоставления данных о ключевых сферах экономики и информации Картографического сервера Министерства регионального развития РФ. Проведенный анализ позволил обосновать, что такая специализация, обеспечивающая развитие регионов-полюсов, не позволяет говорить о комплексном характере функционирования региона. Кроме того, поддержка приоритетных сфер обеспечивает усиление дифференциации развития не только между регионами, но и внутри регионов.

Во-вторых, на основе мониторинга показателей и тенденций функционирования экономики регионов выявлены противоречия в их развитии, возникающие в результате несоответствия приоритетных направлений развития региона и имеющихся проблем и возможностей для их решения.

Мониторинг социально-экономического развития Тамбовской области, проведенный в диссертации, показал, что основными проблемами развития региона являются:

•недостаточная развитость инфраструктуры, поддерживающей благоприятную среду для ведения бизнеса и привлечения инвестиционных ресурсов, что ограничивает уровень предпринимательской и инвестиционной активности в регионе;

•неразвитость транспортной инфраструктуры, в т. ч. неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, что препятствует, прежде всего, развитию АПК;

•высокий уровень износа основных фондов, а следовательно, значительные издержки (в том числе за счет высокой энергоемкости) не обеспечивают инновационное наполнение производства основных видов продукции;

• недостаточная развитость международных стандартов производства продукции и управления, неэффективная система продвижения продукции местных товаропроизводителей, отсутствие гибкого реагирования на постоянно меняющиеся нужды глобальных рынков сбыта определяют незначительные масштабы присутствия на них предприятий Тамбовской области;

•увеличение численности безработных, проживающих в сельской местности, значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости;

•потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации;

• низкая степень интеграции в единое финансово-экономическое пространство товаропроизводителей сельхозпродукции, перерабатывающих, промышленных и торговых предприятий;

• низкий уровень развития малого предпринимательства, особенно в сфере промышленности, недостаточный финансово-статистический контроль за субъектами малого предпринимательства.

Проведенное сопоставление проблем развития региона и реализуемых приоритетов развития показало, что большинство этих проблем так и остается нерешенными.

Таким образом, следует отметить наличие противоречия между целевыми ориентирами развития экономики регионов и имеющимися проблемами. Результатом данного противоречия является усиление дифференциации населения по уровню доходовнесбалансированность регионального рынка трудадеформация структуры экономики региона.

В-третьих, обосновано межрегиональное сотрудничество в качестве направления развития неключевых сфер экономики региона.

В диссертации определены условия и предпосылки, определяющие объективную необходимость усиления межрегиональной интеграции как фактора, позволяющего наиболее полно использовать внутренние источники развития региона и привлечения возможностей других регионов для расширения границ регионального воспроизводственного процесса и усиления единства межрегионального экономического пространства: формирование модели развития регионов, предполагающей максимальное использование их ресурсов и возможностейпреодоление фрагментарности региональной экономики и углубление внутренней интегрированности экономики регионовсокращение трансакционных издержек и повышение уровня упорядоченности и формализации социально-экономических процессов, осуществляемых в интегрированных регионахувеличение источников и создание резервов экономического ростарасширение масштабов и повышение значения коллективистских, кооперативных и ассоциированных организационно-хозяйственных структур.

Заинтересованность регионов в межрегиональной интеграции обусловлена значительным экономическим эффектом и их возможностями добиться более высокого уровня реализации региональных целей, чем при автаркическом развитии. Однако следует учитывать, что с развитием межрегиональной интеграции обостряется противоречие между растущей межрегиональной интеграцией производительных сил и сохраняющимся региональным механизмом организации региональной экономики.

В-четвертых, предложены варианты создания ассоциативных форм, способствующих развитию инфраструктуры межрегионального сотрудничества.

3. Межрегиональное агентство по развитию бизнеса. Основные функции агентства по развитию бизнеса должны в себя включать: отбор и селекцию существующих инвестиционных проектовсоотнесение имеющихся проектов с требованиями потенциальных заказчиков на инвестицииведение и сопровождение инвестиционного паспорта проектовпривлечение инвесторов, обладающих временно свободными средствамисопровождение инвестиционных проектов, организацию взаимодействия инвесторов с представителями региональных и муниципальных властейорганизацию подготовки кадров для реализации инвестиционных проектовдеятельность по развитию региональных товарных брендов и продвижению их на национальный и международный рынки сбыта.

4. Межрегиональная товаропроводящая сеть, позволяющая интегрировать экономическую деятельность экономических субъектов муниципальных образований регионов. В ходе ее создания предполагается обеспечить: получение участниками проекта оперативной маркетинговой информации: о выставочно-ярмарочной сети в регионах, результаты анализа цен на продукцию в регионах и построения функций спроса, о качестве производимой промышленной продукциисоздание дилерской сети в регионах: развитие системы торговых точек в регионах, развитие системы кадрового обеспечения участников проекта во всех региональных подразделениях, развитие системы финансового обеспечения ТПСорганизация межрегиональных поставок: создание системы заказов на продукцию от ТПС, создание транспортно — логистической сети, создание системы контейнерных перевозок.

3. Межрегиональная сельскохозяйственная ассоциация. Участие региональных организаций в данной ассоциации обеспечит значительную конкуренцию производимой продукции за счет преимуществ, представленных в дистрибьюторских сетях федерального значения и собственного брэнда.

Основные функции компании: создание единого брэнда сельскохозяйственной продукции регионов ЦФОсертификация на базе собственного центра стандартизации продукции производителей регионов на предмет соответствия стандартам дистрибьюторских сетейорганизация переработки сельскохозяйственной продукциилогистика поставок в дистрибьюторские сетиобеспечение оборотными средствами сельскохозяйственных компаний.

4. Межрегиональный банк информации о предприятиях регионов и возможностях их развития, включающий данные о: свободных площадяхнезадействованном или не полностью задействованном оборудованииимеющемся кадровом потенциалесвободных земельных участках, зданиях, сооруженияхструктуре рабочей силы, зарегистрированной на бирже трудадругая полезная информация.

В-пятых, предложена кластерная форма развития неключевых сфер экономики региона как направление усиления межрегионального сотрудничества в контексте обеспечения комплексности политики «поляризованного» развития.

Межрегиональный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь научно-образовательных и высокотехнологичных.

В диссертации предложена универсальная модель межрегионального кластера, включающего помимо вспомогательных (инфраструктурных) сфер, неключевые сферы экономики.

Участие региональных предприятий и организаций, функционирующих в неключевых сферах экономики регионов межрегиональных кластерах позволит:

• совместно участвовать в проектах по модернизации неключевых сфер экономики региона;

• максимально использовать имеющиеся ресурсы в регионах с целью обеспечения комплексного развития экономики;

• содействовать в продвижении продукции региональных предприятий неключевых сфер экономики региона на национальном и глобальных рынках сбыта.

Таким образом, неключевыми сферами экономики Тамбовской области, потенциально пригодными к кластеризации, являются следующие:

• животноводство и переработка животноводческой продукции;

• химическое машиностроение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста. Издательство РАН, ин-т экономики, 2002.
  2. Р.Г. Федералогия.- Спб., 2004.
  3. А.Г. Экономика и бизнес атмосфера России после распада СССР, 2007.
  4. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2004. — 272 с.
  5. А. Во главе комплексных региональных исследований /
  6. A.Адамеску, В. Кистанов, В. Савельев // Экономист, 1995. — N 11.
  7. А.А. Проблемы региональной экономики. Обозреватель, № 7, 1998.
  8. А.А. Региональные аспекты предпринимательства. -Экономист, № 2, 1998.
  9. И.М., Пациорковский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра. // Социологические исследования. 1994. № 3. с.75−81.
  10. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. -М.: Мысль, 1983.
  11. Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.
  12. А.Н., Воронцов В. К. Управление экономикой региона. Казань, 1986.
  13. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики: сб. науч. тр. / под ред. Р. И. Шнипера — ИЭОПП СО РАН. -Новосибирск, 1994.
  14. , И.М. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питер ком, 1999.
  15. .Б. Особенности управления региональными экономическими системами России // Вопросы экономики, г- 2000. -№ 11.
  16. В.Я., Быстряков И. К. Механизмы управления развитием региона. М.: 2001.
  17. С.И., Гороховицкая Т. Н. Инновационно-информационный потенциал развития промышленности региона. — М.: Машиностроение, 2004 г.
  18. М.К., Агафонов Г. В., Попов С. П., Санеев Б.Г., Воробьёва
  19. М.К., Воробьёва В. В., Малов В. Ю. Государственная региональная экономическая политика на уровне субъекта Федерации // География на службе науки, практики и образования: Материалы науч.-практ. и метод, конф. Красноярск: КГПУ, 2001.
  20. А.А., Белокрылова О. С., Кетова Н. П. Рынок труда региона и его институциональная организация. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.
  21. А.И. Анализ эффективности производства в АПК в системе управления затратами. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  22. А.И. Инвестиционные процессы как фактор устойчивого экономического развития предприятий АПК // Проблемы формирования и развития инновационного потенциала региона: опыт и перспективы. Ставрополь, СГУ, 2007.
  23. А.И. Экономический инструментарий рационального природопользования в региональном АПК. Ставрополь, 1998.
  24. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. М.: Академия 1998.
  25. П.И. Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития / Бурак П. И., Ростанец В. Г., Топилин А. В. М.: Экономика, 2008.
  26. П.И., Рождественская И. А., Ростанец В.Г.Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. 1999.
  27. В.И., Игнатов В. Г., «Регионоведение, экономика и управление» Москва 2000.
  28. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. «Основы региональной экономики» Ростов-на-Дону 2000.
  29. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. «Регионоведение» Ростов-на-Дону 1998.
  30. В.И. Фомичев. Международная торговля. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера.
  31. С., Нестеров JI. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики, 2002, № 3.
  32. М.Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии и социокультурный контекст. Тюмень, 2001.
  33. М.Г. Ценности образования в региональном эпосе // Инновационные образовательные технологии. Минск, 2005. № 4.
  34. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. — М.: РАГС, 2003.
  35. М. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии/ М. Гельвановский // Высшее образование в России. 2006. — № 10.
  36. Х.Н. Проблемы регионального развития: 2007 2010. 2007. Монография.
  37. С.Ю. «Кудрявая экономика» // Политический журнал. 2006. № 43−44.
  38. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  39. Н.А. Эконометрический анализ региональных систем. -М.: Прогресс, 1980.
  40. О.В. и др. Тематический обзор. Математические и инструментальные методы экономики. — М., 2004.
  41. И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма. М., 2006.
  42. , И. Б. Федеральная государственность и проблема регионализации политико-правовой аспект Текст. / И. Б. Гоптарева // Право и политика. 2005. — № 9.
  43. Государственная стратегия регионального развития Российской Федерации и национальная безопасность: Брошюра / Серия: «Государственная стратегия регионального развития России». — Альметьевск: Изд-во Альмет. муниц. ун-та, 1998.
  44. Государственная экономическая политика: Учебное пособие. Юнити-Дана, 2006.
  45. М. Я., Котляр Э. А. Центральный федеральный округ: экономика и инновационный потенциал. М.: ИНЭК, 2007.
  46. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. 2002.
  47. А.Г. Взаимосвязь стратегий развития национальной и региональной экономики // Региональная стратегия социально экономического развития. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  48. А.Г. Комплексные региональные исследования // Российский экономический журнал. 1996. № 1.
  49. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  50. А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М., 2000.
  51. А.Г., Зайцева Ю. С. Валовый региональной продукт: межрегиональные сравнения и динамика. М.: СОПС, 2003
  52. А.Г., Зайцева Ю. С. Валовый региональной продукт: межрегиональные сравнения и динамика. М.: СОПС, 2003.
  53. В.В. Экономическая теория. Макроэкономика. Часть 2: Учебное пособие. АТиСО, 2005.
  54. Гринберг Р. С Рациональное поведение государства. М., 2003.
  55. В.И., Кистанова Н. С., Кистанов В. В. Государственно-территориальное устройство России: Реформирование регионального уровня (под ред. Гришина В. И., Кистанова В.В.) 2007.
  56. Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С.В.Федин- под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002.
  57. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение? IIЭКОС. 1998. № 1. С. 46−53.
  58. Диалектика материального и духовного производства в экономике знаний / В. И. Ефименков и др.- РАН, Уральское отделение, Ин-т экономики. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2008.
  59. Добрынин А. И Региональные пропорции воспроизводства, Л., 1977.
  60. А.И. Экономическая теория : Изд СпбГуЭФ, «изд «Питер», 2008.
  61. Ю.С. Региональная политика и управление М.: РАГС. 2006.
  62. А.В., Железняков С. С. Регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в регионе. — Курск: Изд-во КурскГТУ, 2004. 254 с.
  63. Н.М. Методология формирования промышленной политики регионов в условиях интеграционных преобразований. СПб.: НПК ТОСТ, 2006.
  64. Н.М., Шуплецов А. Ф., Брагин С. А. Оптимизация финансового обеспечения программ развития промышленности региона в условиях дефицита бюджетного финансирования. М., 2006.
  65. В.В. Живая экономика. Журнал «Прямые инвестиции» № 01(69) 2008 г.
  66. В.В. Особенности национального проектирования «Специальный прогноз» № 41(92) 5 декабря 2005 года.
  67. . В.В. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? М.: Институт экономических стратегий, 2005. (в соавторстве с Кузыком Б. Н.)
  68. . В.В. Прогнозы экономического роста в России.— М.: ГУУ, 2004.
  69. JI. А., Гневко В. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой. СПб.: ВС, 1998.
  70. JI.A. Приоритеты региональной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.
  71. В. А. «Стратегия развития региона" — Вологда: Вологодский научно-координационный центр УЭМИ РАН, 2004.
  72. Институциональная экономика./Под ред. Д. С. Львова М.: Инфра-М, 2001.
  73. Информационное сообщество: опыт Финляндии: Материалы семинара. Центр стратегических разработок. М., 2002.
  74. Картографический сервер Министерства регионального развития
  75. Российской Федерации http://maps.minregion.ru/2.html
  76. М.Г. Комплексность хозяйства региона в условиях развитого социализма: сущность, методология, критика. Минск: Наука и техника, 1985.
  77. В.Е. Центральный федеральный округ в системе государственного управления: Учебно-методическое пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.
  78. В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. 2009.
  79. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопр. экономики. 2003. № 10.
  80. А.Е., Литовка О. П., Агафонов Н. Т. Социально-экономическое развитие крупных городов России/Вопросы экономики. 1993. № 6.
  81. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М., 1990.
  82. А.В. Реализация кластерной политики в инновационной сфере региона // Экономика региона (Владимир). — 2007. -№ 13.
  83. Н.Н. Региональная политика в Европейском Союзе. -В сб.: Проблемы и механизмы регионального развития в России. М.: ЭПИКОН, 1998.
  84. Н.Н. Региональная политика России: обзор современного состояния. Регион, 1999, № 3 (Новосибирск).
  85. Н.Н. Становление региональной политики в России. -В сб.: Российские реформы: социальный аспект. М.: Государственный университет Высшая школа экономики, 1998.
  86. А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров.
  87. Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : избранные труды / Кондратьев Н. Д. М.: Экономика, 2002.
  88. Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды/Н. Д. Кондратьев- Международный фонд Н. Д. Кондратьева и др.- Ред. колл.: Абалкин JT. И. (пред.) и др.- сост. Яковец Ю. В. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
  89. Н.Д. Ин-т экономики РАН. М.: Экономика, 2004. -879 с. — (Экономическое наследие).
  90. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. М., 2001. — 64 с.
  91. В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2001.
  92. В.В., Санин И. И. Региональное прогнозирование. Изд. «Сатурн-С», 2003.
  93. Е. Стратегическая концепция устойчивого развития экономики // Проблемы теории практики управления. 2007. — № 6. — С. 3543.
  94. О.В. Кластерный подход и управление затратами. // Электронный журнал ВлГУ, 2007, № 18.
  95. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, решения // Российский экономический журнал, 1999 г. № 11. Экономист. — 1996. — № 3.
  96. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  97. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты. М., 1991.
  98. А.Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России. М. 1994.
  99. В.Н., Белоусова Н. И. и Васильева Е.М. Проблемы государственного регулирования в переходной российской экономике. / Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса, 2008.
  100. Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 21−24.
  101. Д.С. Экономика развития. М. 2001.
  102. Е.Р. Комплексное социально-экономическое развитие региона. Концептуальные подходы и современное методическое обеспечение. Москва, 2001.
  103. Е.Р. Стратегия комплексного социально-экономического развития региона областного ранга в период становления рыночных отношений. Рыбинск: РГАТА, 2001.
  104. Е.Р., Андреев Я. Ю. Рост экономики области главная задача региональной экономической науки//Берега. 2003.
  105. Малый бизнес в регионе: тенденции и проблемы развития / Ильин В. А., Жирнов Е. М — Рос. акад. наук, Вологод. науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН, 54,1. с. 21 см, Вологда ВНКЦ РАН 1998.
  106. Н. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ. М., 2005.
  107. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998.
  108. М. Формирование экономической политики на региональном уровне / М. Махотаева, М. Николаев // Вопр. экономики. 1999. — № 9.
  109. М., Николаев М. Научные основы региональной экономической политики // Федерализм. № 2,Москва, 2003.
  110. Менеджмент организации. / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. Уч. пособ. М: ИНФРА-М, 1997.
  111. П.А. Региональные социально-экономические исследования: теория и практика // Экономическая наука современной России. 2002. Экспресс-выпуск № 1.
  112. П.А. Региональная программа и стратегии. // Регион: экономика и социология. 2007. № 4.
  113. Н.Н. Региональные пропорции экономического роста в России // Регион: экономика и социология. 2008. — № 2.
  114. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В. И. Гурмана и Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2003. — 175 с.
  115. Е.А. Инновационный кластер // Инновации. -2006.-№ 2.-С. 38−43.
  116. Т.С., Преображенский Б. Г. Эффективное управление как условие повышения конкурентоспособности региона. -Регион: Системы, экономика, управление. 2008. № 1.
  117. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1995.
  118. С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1988.
  119. М.В., Преображенский Б. Г. Концептуальный подход к оценке инвестиционной привлекательности региона.- Регион: Системы, экономика, управление. 2008. № 3.
  120. , А.К. Регулирование комплексного развития экономики региона: основные понятия и содержание / А. К. Осипов. // Школа управления: Научно-методическое издание / Под ред. В. И. Некрасова. -Ижевск: Удм. отд. АРУ, 1995. Вып. 2.
  121. Основы экономической теории. Политико-экономический аспект / Под ред. В. И. Климко. Киев, 2001.
  122. Очерки истории российской экономической мысли / Под ред. академика Л. И Абалкина. М.: Наука, 2003.
  123. Ю.Н., Козлов А. А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2002
  124. Политическая экономия: Учебник для высших учебных заведений. /Под ред. акад. А. М. Румянцева. М.: Политиздат, 1975.
  125. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.- 3-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  126. .Г., Трещевский Ю. И., Хрипченко М.А.Резистентность российских регионов к интеграции и конвергенции. -Регион: Системы, экономика, управление. 2008. № 2.
  127. А.Е. Региональная экономика и экономическая география // Теоретические аспекты экономической географии. Л.- 1975.
  128. А.Е. Эффективность территориальной организации производства. М., Мысль, 1965.
  129. О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Пробл. прогнозирования. 2002. — № 1.
  130. О.С. Региональная инфраструктура как условие экономического роста / Пчелинцев О. С., Минченко М. М. // Пробл. прогнозирования. 2004. — № 6.
  131. О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию // Пробл. прогнозирования. -2001. -№ 1.
  132. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д: Ростиздат, 1997.
  133. Н.М. Бюджет региона как механизм государственной региональной экономической политики. Екатеринбург: Урал, гуманит. ун-т, 1997.
  134. Н.М. Основы региональной экономики. Екатеринбург, 1998.
  135. Н.М., Нестеренко О. Н., Ятнов В. Н., Капустина Л. М. Развитие региона: методический подход. -Екатеринбург: Урал. гос. экон. унт, 1995.
  136. Региональная среда производства и жизнедеятельности как фактор региональной политики: Брошюра. Альметьевск: Изд-во Альмет. муниц. ун-та, 1998.
  137. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дулыпикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006.
  138. И.Е., Трещевский Ю. И. Содержание стратегического планирования регионального развития. -Вестник № 3.
  139. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., Госкомстат, 2005.
  140. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., Росстат, 2007.
  141. В.А. Регулирование муниципальной службы в новом Федеральном законе: прогресс в системе компромиссов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Т. 1. № 1.
  142. Системный анализ экономики региона / Сост. и научн. ред. К. В. Павлов и А. И. Шишкин. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 2000. — Ч. III. — 356 с.
  143. Социальная ситуация в регионе: некоторые тенденции и перспективы / В. А. Ильин, К. А. Гулин — Рос. акад. наук, Вологод. науч.координац. центр, 25 с. ил. 21 см, Вологда Вологод. науч.-координац. центр ЦЭМИРАН 1998.
  144. Социально-экономическое прогнозирование развития региона. // В. Я. Феодоритов, А. И. Попов. Д.: Лениздат. 1977, с. 27.
  145. Статистическое моделирование. / Под ред. А. Т Гринберга.- М.: Финансы и статистика, 1990.
  146. Е.А., Гриненко Г. П. Кластерный подход к развитию экономики региона. БГТУ, 2008.
  147. С.А. Сводные индексы регионов Российской Федерации в 2001—2009 гг.. // Регион: экономика и социология. 2007. — № 3.
  148. С.А. Сводные индексы социально-экономического положения регионов России в 2000—2006 гг.. // Регион: экономика и социология. 2007. — № 2.
  149. С.Ф., Филиппов П. Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии. //Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. № 1.
  150. А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика и социология. 2006. № 1.
  151. Теоретические основы региональной политики: Текст лекций / Под ред. Н. Т. Агафонова. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  152. Ю.И. Методология и методика экономического анализа конкурентоспособности региона. Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 18.
  153. Ю.И., Мовсесова Т. Г., Мовсесов П. Г. Оценка конкурентоспособности промышленности региона (на примере Воронежской области). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 8.
  154. Г. А. Неравномерность и поиск внутренних резервов развития регионов: методологический аспект // Регион: экономика и социология. 1995. — № 4.
  155. Г. А. Перспективные вложения в развитие экономики знаний: общероссийские и региональные тенденции // Регион: экономика и социология. 2009. — № 1.
  156. Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ
  157. , И.Н. Управление региональным хозяйством / И. Н. Шапкин, А. О. Блинов, Я. М. Кестер. -М.: КНОРУС, 2005.
  158. М.Д. Основы региональной политики: учеб. пособие/ Перм. ун-т. — Пермь, 2006.
  159. М.Д. Экономическая, социальная и политическая география: учеб. пособие для аспирантов. — Самара: Изд-во СамГЭУ, 2006 (в соавторстве с В. В. Ворониным).
  160. Швецов А. Н Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация // Рос. экон. журнал. 2009. — № 7−8.
  161. А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
  162. А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.
  163. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / отв.ред. В. В. Кулешов — ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 1996.
  164. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В. И. Видяпина и Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. — 356 с.
  165. Е.А. Стратегии социально-экономического развития региона. Тамбов, 2007.
  166. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 1997.
  167. Porter М. The Competitive Advantage of Nations: Macmillan Press Ltd. London, 1990. P. 132−148.
  168. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development / S.A. Rosenfeld // European Planning Studies. 1997. -№ 1,5.-P. 3−23.
  169. Sampler S. Redefining industry structure for the information age // Strategic management Journal, 1992.
  170. Weber A. Theory of the Location of Industries / Trans. Carl J. Friedrich. Chicago: University of Chicago Press, 1929- Marshall A. Industry and Trade. 3d ed. London: Macmillan, 1920.
  171. World Comission of Environment and Development (WCED), Our Common Future N.Y.: Oxford University Press, 1997. 43 p.174. http://ru.wikipedia.org/wiki/175. http://terrus.ru/sources176. http://www.ecosystema.ru177. http://www.minregion.ru
Заполнить форму текущей работой