Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль деловой (конкурентной) разведки в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Alee V. Breakthrough Benchmarking: An Organizational Learning Approach for Comparative Analysis. // Competitive Intelligence Review, Winter 1995; Acton W. Johnson A. and Stacey G. Monitoring Science and Technology for Competitive Advantage.// Competitive Intelligence Review, Spring 1994; Bartholomew J. Elusive Goal: Useful Information.// Industry Week, 248(3), 1999; Bernhardt D. I Want It Fast… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ РАЗВЕДКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. К вопросу о понятии «деловая» (конкурентная) разведка и ее роль в обеспечении национальной безопасности России
    • 2. Роль и место гуманитарной разведки в обеспечении национальных интересов государства
    • 3. Зарубежный и отечественный опыт добывания разведывательной информации в экономических и политических интересах государства
  • РАЗДЕЛ II. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
    • 1. Разведывательные потребности и возможности их реализации во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности
    • 2. Анализ «деловой разведки» в системе обеспечения национальной безопасности государства
    • 3. Негосударственные субъекты обеспечения экономической безопасности
  • РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «ДЕЛОВОЙ» (КОНКУРЕНТНОЙ) РАЗВЕДКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. Концепции и методы экономического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в конце XX — начале XXI века
    • 2. Механизм влияния геополитических и мировых экономических процессов на состояние и перспективы развития российской экономики
    • 3. Специфика и особенности сотрудничества в экономической и политической сферах со странами СНГ и конкурентные стратегии как фактор обеспечения национальной безопасности

Роль деловой (конкурентной) разведки в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Национальная безопасность — один из основных факторов стабильного развития государства в соответствии с его социально-экономической политикой — формируется в, русле объективных процессов и как сложная система рассматривается во взаимосвязи следующих ее функциональных элементов: национальных интересовугрозы национальной безопасности-защиты (обеспечение национальной безопасности). Для устранения или предотвращения появления конкретной угрозы национальной безопасности приходится прибегать к той или иной защите (обеспечению безопасности) Методы защиты могут быть самыми разнообразными. Их главное свойство и направленность — это адекватность угрозам и снижение уровня их опасности. Каждое государство располагает для защиты своих интересов и интересов общественных структур и граждан экономическими, политическими, военными, информационными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Существующие концепции по видам безопасности разработаны, как правило, в рамках парадигмы — безопасность есть защита от опасности. В соответствии с этими концепциями, создаются системы и. средства обеспечения безопасности. В диссертации отмечается, что в современных условиях целесообразно рассматривать обеспечение национальной безопасности не как характеристику защиты от опасности, а как объект управления. В этом случае обеспечение национальной безопасности возможно на основе прогнозирования состояний системы управления, реализации механизмов предотвращения кризисов и ослабления их последствий, а главное реального обеспечения высокого потенциала безопасности.

Для обеспечения координации многоуровневых систем необходимо выполнение двух условий: затраты времени на решение задач на нижнем уровне управления должны быть меньше времени, затрачиваемого на верхнем уровненормативные показатели подсистем не должны выходить за пределы областей устойчивости, установленных на верхнем уровне. Первое условие отражает требование по «производительности», второе — требование по согласованности принимаемых решений на разных уровнях управления. Общей проблемой для всех видов национальной безопасности является обеспечение органов управления оперативной и достоверной информацией в кризисных ситуациях и принятие экстренных, эффективных мер для их ликвидации.

Поэтому в настоящее время все большую значимость приобретает изучение конкурентной разведки в целях обеспечения национальной безопасности России в XXI веке.

В условиях современной конкурентной борьбы в различных сферах первоочередное значение приобретает разведка намерений конкурентов, анализ возможных рисков и т. д. Эта дисциплина получила за рубежом название конкурентная разведка (competitive intelligence). У нас этот термин пока не устоялся, и в литературе можно встретить эквивалентные выражения «деловая разведка», «бизнес-разведка» и др.

Конкурентная разведка стала бурно развивающимся инструментом исследований рынка, возникшим на стыке, экономики, политических наук, юриспруденции и специальных дисциплин. И в политической, и в экономической сферах конкурентная разведка действует исключительно в рамках существующих законов. Появление новых информационных технологий и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам позволяют аналитикам готовить качественные материалы, необходимые для принятия решений руководством. При этом они работают только с открытыми источниками информации. Аналогичные технологии обработки открытой информации используют все спецслужбы мира. Но для конкурентной разведки важнейшим условием является соблюдение этических норм и принципов деятельности исключительно в рамках федеральных и местных законов.

Конкурентная разведка позволяет предвидеть изменения, выявлять и прогнозировать действия новых или потенциальных конкурентов, проводить мониторинг появления «взрывных» технологий и политических рисков.

Возрастание роли конкурентной разведки определяют следующие факторы: быстрый рост темпов деловой жизни, информационная перегрузка, возрастающая глобальная конкуренция, увеличение агрессивности конкурентов, все возрастающее влияние политических.

Конкурентная разведка в США только начинает широко внедряться в жизнь общества. В последнее время отмечается большая заинтересованность во внесении методов работы спецслужб в деятельность компаний и политических организаций. Созданное более 10 лет назад Общество профессионалов конкурентной разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals SCIP) насчитывает около 6 тысяч членов, а его отделения имеются во многих странах мира.

В Японии, наоборот, уже давно созданы и хорошо действуют организованные системы конкурентной разведки — как на корпоративном, так и на государственном уровнях. Разветвленная система КР включает в себя службы крупных компаний и государственные организации, например «Организацию внешней ' торговли Японии» (Japanese External Trade Organization — JETRO). Для сбора относящихся к бизнесу и конкуренции информационных материалов они размещают свои оперативные службы по всему миру. Скажем, в корпорации «Митцубиси» ежедневно более 13 тысяч служащих более чем в 200 офисах по всему миру собирают и обрабатывают свыше 30 тысяч информационных сообщений (законченных фрагментов).

Образованная в 1958 году JETRO — крупнейшее и единственное в мире агентство конкурентной разведки, поддерживаемое правительством Японии. Большая часть предлагаемой им информации доступна для пользования, однако основной массив представлен на японском языке, что является одним из главных препятствий для широкого использования европейцами и американцами ресурсов JETRO.

В Европе к организации конкурентной разведки свой подход. В Германии и Швеции значительную роль в бизнесе играют банки с государственным участием, которые внимательно относятся к защите своих инвестиций. Эти банки традиционно используют свои мощь и влияние для сбора деловой информации о зарубежных компаниях и передают ее своим деловым партнерам и внешнеполитическим органам государства. Во Франции активную роль в организации конкурентной разведки играют государственные спецслужбы, в частности французская внешняя разведка (Direction Generale de la Securite ExterienreDGSE). Степень разработанности проблемы.

В зарубежных исследованиях (главным образом американских и европейских) в центре внимания находятся различные аспекты конкурентной разведки и ее влияние на принятие важнейших государственных решений. В политических наука исследуется изучаемая предметная область с позиции обеспечения национальной безопасности. Изучаются содержание конкретной разведки, ее составляющие и технологии, влияние конкурентной разведки на внешнюю и внутреннюю политику. Американские европейские технологии ведения конкурентной разведки в различных сферах общества рассматриваются с позиции структурно-функционального анализа. При рассмотрении ряда вопросов, связанных с механизмами воздействия конкурентной разведки на политические институты и процессы, в диссертации широко использованы компаративный и институциональный методы анализа. В последнее время наблюдается усиление внимания отечественных и зарубежных аналитиков к психологическим аспектам ведения конкурентной разведки1.

1 Alee V. Breakthrough Benchmarking: An Organizational Learning Approach for Comparative Analysis. // Competitive Intelligence Review, Winter 1995; Acton W. Johnson A. and Stacey G. Monitoring Science and Technology for Competitive Advantage.// Competitive Intelligence Review, Spring 1994; Bartholomew J. Elusive Goal: Useful Information.// Industry Week, 248(3), 1999; Bernhardt D. I Want It Fast, Factual, ActionableTailoring Competitive Intelligence Needs to Executive Needs//Long Range Planning, 27(1). 1994; Brandt W.D. Jr. User-Directed Competitive Intelligence. — Westport, CT, Quorum Books. 1994; Francis D.B. and Herring J.P. Intelligence Topics: A Window on the Corporate Psyche. // Competitive Intelligence Review, 10(4). 1999; Fusfeld H. Industrial Research — Where Its Been. // Research-Technology Management, August 1995; Day G. Strategic Market Planning. -N.Y., West Publishing, 1984; Hedin H. and Svensson K. Dynamics of Decision Makers // SCIP Annual Conference, 1995; Herring I.P. Senior Management Must Champion Business Intelligence Programs.//Journal of Business Strategy. 12(5). 1991; Herring l.P. Measuring the Effectiveness of Competitive Intelligence: Assessing and Communications CN’s Value to Your Organization, — Alexandria, 1996; Kahanek L. Competitive Intelligence. — N.Y.: Touchstone Books, 1996; Montgomery D. and Weinberg C. Towards Strategic Intelligence Systems // Marketing Management, 6(4), 1998; Prahalad C.K. and Hamel G. The Core Competence of the Corporation. // Harvard Business Review, May-June 1996; Prescott J. and Bhardway B. Competitive Intelligence Practices: A.Survey. // Competitive Intelligence Review, 6(2), 1995; Porter M. Competitive Strategy. N.Y.: Free Press, 1985; Prescott I. Advances in Competitive Intelligence. — Alexandria, 1989; Roberts E. Benchmarking the Strategic Management of Technology // Research-Technology Management, January-February, 1995; Rose R. CJ Effect: Not Luxury, Its Survival // Computing Canada, 25(5), 1999; Sawka K. Demystifying Business Intelligence.

Анализ отечественной законодательной базы и научной литературы по теме:

Конкурентная разведка в отличие от корпоративного шпионажа с уважением относится к законам, охраняющим чужие секреты и личные права. Но в этом заключается основная трудность — получить нужные сведения о конкурентах, не нарушая границу, разделяющие эти два понятия. Тем более это сложно в России, где правовая база для деловой разведки еще окончательно не сформировалась, пограничные линии кажутся размытыми.

Впервые право на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». В ст. 33 указанного Закона раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.

Статья 2 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» упоминала о секретах производства (ноу-хау, торговые секреты) как одном из признаваемых законом объектов интеллектуальной собственности.

Чуть позже Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца было квалифицировано в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции (ст. 10).

В настоящее время российское законодательство об охране служебной и коммерческой тайны представляет собой совокупность статей, которые содержатся в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Центральной из них Management Review, 1996; SCIP’s CTI Symposium: Shedding Light on Science and Technology // Competitive Intelligence Magazine. October-December, 2000; St. John C. and Harrison J. Synergy and Coordination // Strategic Management Journal. 20(2), 1999; Tresco J. Leveraging the ERP Backbone. // Industry Week, 248(3), 1999; Tresco J. Leveraging the ERP Backbone. — N.Y.: Touchstone Books, 2001. является ст. 139 ГК, содержащая определение служебной и коммерческой тайны, раскрывающая условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указывающая на основные юридические средства защиты прав ее обладателя.

Не менее важное значение имеет в рассматриваемой сфере ряд статей Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которые запрещают незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, определяют функции и права государственных антимонопольных органов, содержат санкции, применяемые к нарушителям правил добросовестной конкуренции, и т. д. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» хотя и не содержит специальных правил, посвященных охране коммерческой тайны, но включает целый рад норм, имеющих к ней непосредственное отношение. В частности, в нем раскрываются понятия информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации и т. д. ТК РФ допускает включение в трудовой договор условий неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», от 21 мая 1993 г. содержит специальные нормы, возлагающие на работников соответствующих структур обязанность по неразглашению сведений, ставших им известными в связи с выполнением служебных обязанностей и составляющих коммерческую тайну предприятий и организаций.

Из числа подзаконных актов, принятых в развитие указанных выше правил, следует выделить прежде всего постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», указывающее на те виды информации, которые не могут засекречиваться участниками оборота.

Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.

Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью.

Тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет значение в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

Таковы основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Их анализом, однако, характеристика коммерческой тайны не ограничивается. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к коммерческой тайне закон устанавливает ряд критериев охраноспособности, которым она должна соответствовать, чтобы пользоваться правовой охраной.

Особенностью рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности является то, что проверка охраноспособности коммерческой тайны осуществляется не в порядке специальной предварительной процедуры, а только тогда, когда право на коммерческую тайну нарушается или оспаривается и требуется установить, существует ли оно вообще.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам.

В ходе изучения роли деловой разведки в укреплении национальной безопасности современной России автор использовал системный и синергетический анализ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной отечественной литературе, посвященной проблемам конкурентной разведки широко используются разнообразные методологические подходы и принципы исследования.

Цель исследования заключается в политологическом анализе роли конкурентной разведки в обеспечении политической стабильности и национальной безопасности современной России.

Основными задачами являются:

1. изучить методологические проблемы анализа деловой (конкурентной) разведки в системе обеспечения национальной безопасности государства;

2. выявить возможности применения «деловой разведки» в политической и экономической сферах;

3. обобщить зарубежный опыт добывания разведывательной информации в экономических и политических интересах государства;

4. провести анализ места и роли гуманитарной разведки в системе обеспечения национальной безопасности страны;

5. исследовать современные средств, формы и методы ведения «деловой разведки».

6. обобщить модели функционирования негосударственных подразделений «деловой разведки» в политической и экономической сферах;

7. разработать рекомендации по совершенствованию механизма функционирования деловой (конкурентной) разведки в современной России.

Объектом политологического анализа являются нормативные документы РФ, зарубежные источники, исследующие механизмы добывания разведывательной информации в интересах обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов государства.

Предмет исследования — роль деловой (конкурентной) разведки в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Разведывательная деятельность — явление столь же древнее, как и цивилизация. Родиной первых теоретиков разведки считается Китай, там уже.

IV веке до нашей эры появился первый фундаментальный труд по разведке китайского философа Сунь Цзы «Искусство войны».

• Сильный толчок развитию конкурентной разведки дало разделение труда и возникновение торговли и денег, что произошло в период разложения первобытного строя и возникновения рабовладельческого общества.

Дело мужчин — наживать, дело женщин — сохранять", — писал Аристотель. Через свою разведку Рим получал информацию. Сведения о состоянии любой страны собирались по многим аспектам, начиная от климата и наличия дорог и кончая плодородием земель, трудолюбием населения и наличием продовольственных запасов. Особой заботой сената было выявление объемов и мест захоронения сокровищ, накопленных царями и правителями намеченных для завоевания земель. И то, что ныне представляется чуть ли не случайным выбором в захватнических войнах, в действительности представляло собой хорошо продуманную стратегию по захвату наиболее богатых стран и территорий в геополитических и экономических интересах.

Рим упивался собственным военным могуществом и знал, что противостоять его железным легионам не в состоянии ни рафинированная организованность эллинов, ни дикая храбрость парфян, ни бессильная ярость местных правителей. Выбор направления удара, в первую очередь, обусловливался тем, что может принести победа. Это и предопределяло необходимость хорошо поставленной разведывательной деятельности. Именно хорошо поставленная конкурентная разведка позволила Риму, как гигантскому спруту, вытягивать из покоренных стран золото, серебро, жемчуг, пурпур и шелк, ценившийся в древнем мире наравне с золотом, что способствовало усилению политического влияния в мире. Как только те или иные приемы, приспособления, нововведения начинали приносить выгоды их владельцам, они тут же пытались их засекретить. Те же, кто терял на незнании, старались овладеть этими секретами любой ценой.

• Зародышем конкурентной разведки, набиравшей силу с развитием цивилизации был частный шпионаж. Еще на заре цивилизации египетская тайная полиция, патриции, римские сенаторы осуществляли сбор тайной информации, наличие которой могло бы способствовать политическому или коммерческому успеху. Но такая разведка носила эпизодический характер и осуществлялась самими конкурентами или их посредниками. Позднее приемы ведения конкурентной борьбы получили более наукообразные и благозвучные названия — диффамация, имидж, конъюнктурный анализ, реклама и т. д.

• В позднее средневековье наряду с государственной разведкой в торговых городах Средиземноморья зародилась и частная разведка североитальянских торговых компаний. Венеция и Генуя стали центрами конкурентной разведки, где коммерческие тайны ценились также высоко, как и политические. Начиная с XI века богатство и мощь, итальянских городов-государств, все в большей и большей степени зависели от торговли с арабским Востоком и, естественно, от всех случайностей и опасностей, связанных с этим видом деятельности. Все купцы и дипломаты, отправлявшиеся в зарубежные страны, становились агентами разведки Светлейшего (титул правителя Венеции) как по политическим, так и по коммерческим вопросам.

Благодаря этому маленькой республике удалось занять ведущие позиции и сохранить их, несмотря на открытие новых океанских путей и появление больших государственных образований и великих держав.

• Первая настоящая частная разведслужба была создана флорентийскими банкирами в XIV веке. Затем такую разведслужбу создали Фуггеры из Аусбурга, которые в XV и XVI веках входили в число крупнейших промышленников и политиков. Под руководством Якоба Фуггера (1459−1525) функционировала высокоэффективная разведывательная сеть, основой которой служили многочисленные представительства фирм в различных европейских странах. Распространялось даже специальное информационное письмо, содержащее всю последнюю информацию о политических и коммерческих делах.

Но банкирский дом Фуггеров — пример того, что большая и эффективная разведка не одно и то же. Испанские Габсбурги, которые были основными должниками Фуггеров, потерпели финансовое банкротство и потянули за собой в финансовую пропасть южно-германскую банковскую систему, что привело к смене политической элиты.

• Высокой эффективностью своей разведслужбы прославились Ротшильды. В конце XVIII века пять братьев основали банки в пяти европейских столицах (Лондоне, Париже, Вене, Франкфурте и Неаполе). Во время войны с Наполеоном они навербовали более 200 агентов и предоставили все свои разведданные, а также возможности и способности по межгосударственному переводу капиталов в распоряжение Англии. Благодаря своим информаторам, Натан Ротшильд первым узнал о поражении Наполеона. Он немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграли англичане. Когда цены упали до предельно низкого уровня, Ротшильд все скупил!

• Англичане первыми расширили деятельность своих секретных служб на область экономики. Главной ставкой в игре послужила текстильная промышленность. Благодаря техническому превосходству, Великобритания обеспечивала себе в области текстиля практически монопольное положение. Однако в конце XVIII века представители южных штатов Америки не пожалели финансовых средств на организацию деловой разведки на английских фабриках в Ланкашире, в результате чего им удалось получить чертежи прядильной машины. Это послужило отправной точкой для создания и развития хлопчатобумажной промышленности в Америке. Благодаря наличию дешевой, в большинстве своем рабской рабочей силы американская хлопчатобумажная промышленность стала представлять реальную угрозу для Англии. Поэтому последняя решила любой ценой защитить конкурентоспособность своей промышленности. Ей это удалось за счет максимальной эксплуатации пахотных земель и сельскохозяйственных угодий в своих колониальных владениях путем создания огромных хлопковых плантаций в Африке и Вест-Индии. Эту миссию успешно выполнил Генри Уикхем, который уже до этого великолепно себя зарекомендовал, когда нелегально вывез из Бразилии семена гевеи, разрушив тем самым монополию этой страны в области каучука.

Исподволь люди, интересующиеся делами сородичей, не могли не понять всю выгоду, связанную с наличием информации. Ведь информация и разведка сопутствуют друг другу и сегодня, как и тысячи лет назад.

• В современном мире термин политическая, экономическая, научно-техническая разведка означает активные действия, направленные на сбор, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Для сбора разведданных используются, самые различные методы. Многие из них не отличаются особой утонченностью, однако все они являются неизменно эффективными:

— неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т. п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;

— посещение предприятий;

— финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории;

— отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;

— бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;

— похищение чертежей и технической информации;

— шпионаж с использованием услуг криминальных структур.

• По инициативе агентства по национальной безопасности США в 90-е годы XX века была создана система «Эшелон» для прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты, способная улавливать до 100 миллионов переговоров в месяц. В 80% случаев результаты деятельности системы «Эшелон» используются для конкурентной разведки.

Станции системы «Эшелон» действуют по всему миру — на американских военных базах в Германии, в Тихом океане и даже Гонконге. На территории Англии расположены перехватывающие и транзитные станции. Система работает по принципу ключевых слов. По мере необходимости программе, которая называется «Словарь», задается, необходимое ключевое слово, например, «национальная безопасность» и все станции начинают ворошить перехваченные телефонные переговоры, факсы и сообщения электронной почты в поисках этого слова. Затем останется только прослушать, кто, кому и по какому поводу говорил это слово. Чрезмерное чувство любопытства присуще не только французам и американцам. Большую активность в погоне за чужими политическими и экономическими секретами проявляют спецслужбы Германии, Японии, Южной Кореи и других промышленно-развитых стран. Дошло даже до того, что известная фирма IBM, обеспокоенная проникновением японских агентов обратилась за помощью в ФБР. Совместно с ЦРУ, ФБР разработало специальную общенациональную программу, дающую представление о целях и методах конкурентной разведки, способах оценки угрозы и методике обеспечения защиты информации, составляющей тайну.

• В конце 1993 года Президент США У.-Дж.Клинтон дал указание руководству разведывательного сообщества США об углублении исследований в области политической и экономической разведки. Были выделены следующие приоритетные направления. В сфере политической разведки:

1. Макрополитическая разведка — сбор стратегической информации о глобальных процессах в других государствах;

2. Микрополитическая разведка — сбор тактической и оперативной информации о политических процессах в других государствах;

3. Политическая контрразведка — противодействие попыткам иностранных государственных спецслужб добыть секретные ноу-хау, относящиеся к системе власти и государственному управлению США.

В сфере экономической разведки:

1. Макроэкономическая разведка — сбор стратегической информации о глобальных процессах в экономиках других государств;

2. Микроэкономическая разведка — сбор тактической и оперативной информации по той же проблематике;

3. Экономическая контрразведка — противодействие попыткам иностранных государственных спецслужб и коммерческих фирм добыть американские торгово-экономические и технологические секреты.

Усиление всего разведывательного сообщества, наращивание оперативных возможностей ЦРУ и активизация тайных операций осуществляется для обеспечения американских интересов за счет других стран, и, прежде всего, России. В документе о «перестройке» в ЦРУ говорится: «Ни одна общегосударственная программа США не должна будет оставаться без специалистов по тайным операциям и без учета возможностей разведки в реализации этой программы». На рассмотрение американских законодателей вносится предложение о том, чтобы руководитель разведсообщества США (директор ЦРУ) имел полномочия затребовать для выполнения тех или иных заданий любого привлекшего его внимания человека из любого федерального ведомства и учреждения. По существу вся Америка превращается в разведсообщество. И в дальнейшем упор будет делаться главным образом на «человеческий фактор», то есть на работу с агентами, а не на технические средства. В комитете по разведке прямо говорят о том, что «нам не хватает тех, кто хорошо знает иностранные языки, нам не хватает людей «в поле». Директор ЦРУ лично руководит работой по расширению нетрадиционной сети агентуры. В традиционном понимании «это агенты, которые работают под официальным прикрытием, например, посольств или консульств. Выявить таких агентов, по мнению руководителей американских спецслужб, труда не составляет. Поэтому ЦРУ смещает акценты на вербовку выпускников наиболее престижных университетов США.

• В соответствии с американским «Законом о расчленении России» (РЬ86−90), установками 3. Бжезинского, в России с помощью американских спецслужб и их союзников запущен негласный механизм ее расчленения. Среди важнейших элементов этого механизма Ч сепаратистские движения и тенденции, которые инициированы иностранными спецслужбами во главе с ЦРУ на Северном Кавказе. Эти движения и тенденции нарастают в Поволжье, в северных национальных республиках и автономных образованиях, на территории которых производится более половины российской нефти, 2/3 природного газа, до 90% алмазов, платины, золота, никеля, меди, олова и ряд других ценных металлов, более 2/5 целлюлозы и бумаги.

По мнению известного американского политолога, профессора Гарвардского университета Д. Саймонса, Россия в настоящее время попала в «зону потери национального суверенитета».

• Ни одна из западных стран не заинтересована в появлении в России серьезного конкурента на международной арене. Поэтому Соединенные Штаты продолжают с помощью определенных сил внутри России удерживать ее в жестких условиях оказания ей такой экономической «помощи», в результате которой на вложенные 1−1,5 млрд. долларов из страны вывозится, по некоторым оценкам, около 20 млрд. долларов в год и госсобственность за бесценок передается в руки американских и других зарубежных монополий (вместо 200 млрд. долларов за 500 приватизированных ими промышленных предприятий они уплатили только 7 млрд. долларов). Механизм такой «помощи» в области технологического сотрудничества был разработан США еще в 60-е годы для СССР.

• В последнее время в России все активнее начинают действовать разведки стран «третьего мира», бывших соцстран и некоторых государств СНГ.

Развитие рыночных отношений, развал системы жесткого контроля над производством специальной техники и ввоз ее в страну по официальным и не официальным каналам, уход из силовых структур высококлассных профессионалов привел к возрождению конкурентной разведки в России буквально за несколько лет. К многочисленным бывшим сотрудникам спецслужб, действующим осторожно и эффективно, прибавились представители частных агентств. Также криминальные структуры все больше внимания уделяют получениюсекретной информации.

• Роль конкурентной разведки в различных сферах должна возрастать в целях обеспечения национальной безопасности РФ в XXI веке. Развивая новейшие технологии, Россия должна копить секреты и создавать разведывательные структуры, не жалея денег на их кадровое и техническое обеспечение. Конкуренция и есть борьба во имя победы.

Победитель получает всегда больше, чем проигравший. В сущности, это универсальное правило. В геополитической и экономической конкуренции победа не акт, а процесс. Вечных победителей не существует.

Методологической основой диссертации является система методов современной науки (системный, структурно-функциональный, компаративный, геополитический анализ и др.).

Эмпирическая база исследования включает изучение Указов Президента РФ, нормативных и законодательных актов РФ по различным аспектам ведения конкурентной разведки, анализ слушаний в Конгрессе США и директив Президентов США об усилении разведывательной деятельности, контент-анализ программных документов ряда политических партий и движений, в разделах, посвященных проблемам национальной безопасности, обобщения основных направлений публикаций зарубежных периодических изданий по проблемам конкурентной разведки.

Основные научные результаты, полученные в ходе исследования и их новизна заключаются в следующем:

1. В диссертации автор одним из первых в отечественной политологической литературе на основании системного анализа осмыслил роль гуманитарной разведки в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

2. В работе раскрыты природа и возможности применения деловой (конкурентной) разведки в политической и экономической сферах.

3. Проведен анализ средств, форм и методов работы деловой (конкурентной) разведки в интересах внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства.

4. Исследованы особенности функционирования «деловой разведки» в постсоветской России.

5. Изучены модели деятельности негосударственных подразделений «деловой разведки» в России и за рубежом.

6. Определены специфика и возможности информационно-аналитических центров по прогнозированию основополагающих тенденций экономического и политического развития страны XXI веке.

7. Предложены новые подходы к усилению роли деловой (конкурентной) разведки в обеспечении национальной безопасности РФ и укреплении политической стабильности в стране.

Научно-практическое значение диссертации может быть охарактеризовано в нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах.

Во-первых, основные положения, изложенные в работе, могут быть использованы в качестве элементов государственной политики в сфере социально-экономического и политического реформирования страны.

Во-вторых, теоретические результаты исследования могут служить методологической основой более, частных и прикладных проблем совершенствования системы конкурентной разведки в РФ.

В-третьих, теоретико-методологические положения диссертации могут служить базой для разработки нормативных документов органами государственной власти в области совершенствования разведывательной деятельности.

В-четвертых, основные теоретические положения, выводы и фактические данные исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании ряда дисциплин: политологии, экономической теории социологии, юриспруденции и др.

В-пятых, данная диссертация может быть положена в основу спецкурсов, связанных с изучением политических и экономических проблем современной России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, его выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разведывательная деятельность (шпионаж) — явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация. Ведь недаром согласно классической иерархии древнейших профессий она занимает второе место, отставая от проституции и опережая журналистику. Если верить библии, Господь Бог приступил к организации разведки уже вскоре после того, как создал небо и землю, а также человека — «по образу и подобию своему» .

Непосредственное руководство разведкой было поручено пророкам, особенно, как рассказывается в библейской Книге Чисел (глава 13), пророку Моисею.

Я не стану излагать «указания господни» и распоряжения Моисея и подробно описывать первую разведывательную операцию по обозрению Земли, длившуюся 40 дней. Мораль этого эпизода из библии — проста, доброкачественная разведка всегда принесет богатые плоды. Экономическая разведка как неотъемлемый компонент исторического развития производительных сил меняла характер, формы и проявления в соответствии с эволюцией способа производства и уровнем развития науки и техники. В историческом аспекте экономическая разведка едва ли не старше военной и политической.

Классический пример экономической разведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к 15 веку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятаны шелковичные черви.

Родиной первых теоретиков разведки считается Китай, там уже в IV веке до нашей эры появился первый фундаментальный труд об этом нелегком ремесле. Это была книга «Искусство войны» блестящего китайского философа Сунь Цзы: «Если просвещенный государь или рассудительный генерал одерживают победу над противниками каждый раз, когда они переходят к действиям, то это достигается благодаря предварительной информации. Так называемая предварительная информация не может быть получена ни отдухов, ни от божеств, ни по аналогии с прошлыми событиями, ни путем расчетов. Ее необходимо получить от человека, который знаком с ситуацией противника» .

Сильный толчок развитию экономической разведки дало разделение труда и возникновение торговли и денег, что произошло в период разложения первобытного строя и возникновения рабовладельческой общества. «Дело мужчин — наживать, дело женщин — сохранять» , — писал Аристотель. Вряд ли римские легионеры читали философа, но поступали они в полном согласии с постулатом великого грека. Через свою разведку Рим получал информацию. Сведения о состоянии любой страны собирались по многим экономическим аспектам, начиная от климата и наличия дорог и кончая плодородием земель, трудолюбием населения и наличием продовольственных запасов. Особой заботой сената было выявление объемов и мест захоронения сокровищ, накопленных царями и правителями намеченных для завоевания земель. И то, что ныне представляется чуть ли не случайным выбором в захватнических войнах, в действительности представляло собой хорошо продуманную стратегию по захвату наиболее богатых стран и территорий. Рим упивался собственным военным могуществом и знал, что противостоять его железным легионам не в состоянии ни рафинированная организованность эллинов, ни дикая храбрость парфян, ни бессильная ярость местных царьков. Выбор направления удара в первую очередь обусловливался тем, что может принести победа. Это и предопределяло необходимость хорошо поставленной разведывательной деятельности. Именно хорошо поставленная экономическая разведка позволила Риму, как гигантскому спруту, вытягивать из покоренных стран золото, серебро, жемчуг, пурпур и шелк, ценившийся в древнем мире наравне с золотом. Так или иначе эмбрион экономической разведки, возникнув в доисторические времена, развился с зарождением торговли и ремесел. Как только те или иные приемы, приспособления, нововведения начинали приносить выгоды их владельцам, они тут же пытались их засекретить. Те же, кто терял на незнании, старались овладеть этими секретами любой ценой. Зародышем коммерческой разведки, набиравшей силу с развитием ремесел и торговли, был частный шпионаж. Еще на заре цивилизации египетские торговые дома, афинские торговцы и родосские купцы осуществляли сбор тайной информации, наличие которой могло бы способствовать коммерческому успеху. Но такая разведка носила эпизодический характер и осуществлялась самими торговцами или их посредниками.

Купцы старались узнать, какой товар, какого качества, в каком количестве привезли на данный рынок конкуренты, по какой цене будут продавать. Разумеется, по возможности они не упускали случая подпортить товар конкурентов, пустить слух об их нечистоплотности, об их мнимых и действительных пороках, оболгать, а также отметить непомерно высокие цены при недопустимом качестве товаров. Позднее все эти приемы получили более наукообразные и благозвучные названия — диффамация, имидж, конъюнктурный анализ, реклама и т. д.

В позднее средневековье наряду с государственной экономической разведкой в торговых городах Средиземноморья зародилась и частная разведка северо-итальянских торговых компаний. Венеция и Генуя стали центрами экономической разведки, где коммерческие тайны ценились выше, чем политические. Начиная с XI века все богатство и мощь, а значит, и жизненный уровень итальянских городов-государств, все в большей и большей степени зависел от торговли с арабским Востоком и, естественно, от всех случайностей и опасностей, связанных с этим видом деятельности. Все купцы и дипломаты, отправлявшиеся в зарубежные страны, становились агентами разведки Светлейшего (титул правителя Венеции) как по коммерческим, так и по политическим вопросам. Благодаря этому маленькой республике удалось занять ведущие позиции и сохранить их, несмотря на открытие новых океанских путей и появление больших государственных образований и великих держав.

Первая настоящая частная разведслужба была создана флорентийскими купца ми-банки рам и (эти виды деятельности в то время часто совмещались) в XIV веке. Затем такую разведслужбу создали Фуггеры из Аусбурга, которые в XV и XVI веках входили в число крупнейших промышленников и дельцов.

Под руководством Якоба Фуггера (1459−1525) функционировала высокоэффективная разведывательная сеть, основой которой служили многочисленные представительства фирм в различных европейских странах. Распространялось даже специальное информационное письмо, содержащее всю последнюю информацию о политических и коммерческих делах.

Но банкирский дом Фуггеров — пример того, что большая и эффективная разведка не одно и то же. Испанские Габсбурги, которые были основными должниками Фуггеров, потерпели финансовое банкротство и потянули за собой в финансовую пропасть южно-германских банкиров.

Высокой эффективностью своей разведслужбы прославились Ротшильды. В конце XVIII века пять братьев основали банки в пяти европейских столицах (Лондоне, Париже, Вене, Франкфурте и Неаполе). Во время войны с Наполеоном они навербовали более 200 агентов и предоставили все свои разведданные, а также возможности и способности по межгосударственному переводу капиталов в распоряжение Англии. Все расходы они с лихвой покрыли с помощью ловкой биржевой аферы. Благодаря своим информаторам, Натан Ротшильд первым узнал о поражении Наполеона. Он немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграли англичане. Когда цены упали до предельно низкого уровня, Ротшильд все скупил! Англичане первыми расширили деятельность своих секретных служб на область экономики. Главной ставкой в игре послужила текстильная промышленность. Благодаря техническому превосходству, Великобритания обеспечивала себе в области текстиля практически монопольное положение. Однако в конце XVIII века представители южных штатов Америки не пожалели финансовых средств на организацию промышленного шпионажа на английских фабриках в Ланкашире, в результате чего им удалось получить чертежи прядильной машины. Это послужило отправной точкой для создания и развития хлопчатобумажной промышленности в Америке.

Благодаря наличию дешевой, в большинстве своем рабской рабочей силы американская хлопчатобумажная промышленность представляла реальную угрозу для Англии. Поэтому последняя решила любой ценой защитить конкурентоспособность своей промышленности. Ей это удалось за счет максимальной эксплуатации пахотных земель и сельскохозяйственных угодий в своих колониальных владениях путем создания огромных хлопковых плантаций в Африке и Вест-Индии. Эту миссию успешно выполнил Генри Уикхем, который уже до этого великолепно себя зарекомендовал, когда нелегально вывез из Бразилии семена гевеи, разрушив тем самым монополию этой страны в области каучука.

Исподволь люди, интересующиеся делами сородичей, не могли не понять всю выгоду, связанную с наличием информации. Ведь информация и разведка сопутствуют друг другу и сегодня, как и тысячи лет назад.

Агентов разведки никогда не щадили. Нередко их находили с перерезанным горлом, проломленным черепом или удавкой на шее. Во время войн их расстреливали без суда и следствия. Французская революциягильотинировала, Крупп после «энергичного допроса» замуровывал их в подвалах частной контрразведки, американцы сажали на электрический стул. однако меньше их от этого не становилось. Однако мне бы не хотелось, чтобы у вас сложилось однобокое представление о роли экономической разведки (шпионажа) в развитии нашего общества. Жизнь диалектична сама по себе, вопрос о запрещении использования разведывательных и контрразведывательных технологий в бизнесе и политике может поставить только очень недалекий человек.

Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

Для сбора разведданных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако все они являются неизменно эффективными:

— закупка товаров конкурента;

— неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т. п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;

— посещение предприятий;

— финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории;

— отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;

— бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;

— похищение чертежей и технической информации;

— шпионаж и простое воровство.

Повседневная жизнь значительно прозаичнее, чем лихо закрученный сюжет детективных романов. С окончанием «холодной войны» завершилась только политическая конфронтация двух систем. Экономические интересы каждой из сторон остались. А в мире бизнеса нет места жалости и слабости, конкуренцияэто стремление уничтожить противника любой ценой, не взирая на средства. Это жестокая борьба, где вопрос ставится однозначно: или ты, или тебя пустят по миру. А поэтому разгораются новые, теперь уже торговые войны: нефтяные, стальные, автомобильные. Причем, не только между трестами и корпорациями, но и между государствами, ревниво оберегающими национальную экономику.

В этом плане очень показателен международный скандал, который произошел в марте 1993 года. Посольство США в Париже получило пакет, где содержался секретный документ, являющийся по сути дела, стратегическим планом торговых войн начала 90-х годов. В нем перед французской разведкой ставились задачи по получению конфиденциальной информации о деятельности американских фирм, банков и брокерских домов. В сферу интересов Главного управления внешней безопасности (DGSE) были включены — маркетинговая стратегия, тактика заключения сделок, планы инвестиций и многое другое. Клод Сильберзан, директор DGSE, в интервью газете «Le Monde» открыто признал, что «современный шпионаж является главным образом экономическим, научным, техническим и финансовым», а бывший шеф этой организации Пьер Марией добавил, что экономический шпионаж в стане друзей является «нормальной деятельностью разведывательного агентства», когда противостояние государств переходит с военно-политического на экономико-технологический уровень.

Между разведслужбами США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии существует пакт, имеющий кодовое название «Великобритания — США». На его основе создана самая крупная в мире система прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты, способная улавливать до 100 миллионов переговоров в месяц. В 80 процентах случаев результаты этой деятельности используются для промышленного шпионажа.

Система называется «Эшелон». Создана она по инициативе Агентства по национальной безопасности США. Станции действуют по всему миру — на американских военных базах в Германии, в Тихом океане и даже Гонконге. На территории Англии расположены перехватывающие и транзитные станции. Система работает по принципу ключевых слов. По мере необходимости программе, которая называется «Словарь», задается необходимое ключевое слово, например, «микропроцессор» и все станции начинают ворошить перехваченные телефонные переговоры, факсы и сообщения электронной почты в поисках этого слова. Затем останется только прослушать, кто, кому и по какому поводу говорил это слово.

Чрезмерное чувство любопытства присуще не только французам и американцам. Большую активность в погоне за чужими экономическими секретами проявляют спецслужбы Германии, Японии, Южной Кореи и других промышленно-развитых стран. Дошло даже до того, что известная фирма IBM, обеспокоенная проникновением японских промышленных шпионов, обратилась за помощью в ФБР. Совместно с ЦРУ, ФБР разработало специальную общенациональную программу для бизнесменов, дающую представление о целях и методах промышленного шпионажа, способах оценки угрозы и методике обеспечения защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Согласно данным общества промышленной безопасности США, в 1997 году зафиксировано 1100 случаев промышленного шпионажа, жертвами которого стали 1300 американских фирм. За последние 4 года число пострадавших от кражи экономических секретов выросло в 5 раз.

Нынешняя гонка технологий заставляет создавать свои разведывательные подразделения для сбора информации о конкурентах, даже производителей кошачьего корма и туалетной бумаги. Этот спрос породил целую отрасль «информационных брокеров», специализирующихся на выуживании корпоративных секретов легальными и нелегальными методами. Ее считают самой быстрорастущей на сегодня сферой бизнеса в Соединенных Штатах.

В американских высших учебных заведениях уже более 30 лет ученым, стажерам, аспирантам и студентам преподается более ста развернутых курсов по различным аспектам разведки и контрразведки.

В США расходы на экономическую разведку составляют почти 40% всех спецслужб США. В апреле 1993 года представитель штаб-квартиры ЦРУ JI. Кристчен в интервью журналу «Форчун» заметил, что американская разведка переносит основной акцент своей деятельности из сферы военно-политической в сферу глобального бизнеса. В связи с этим ей требуются новые сотрудники, обладающие опытом работы в мире бизнеса и финансов.

В конце того же 1993 года Б. Клинтон дал указание руководству разведывательного сообщества США об углублении исследований в области экономической разведки. Было выделено три приоритетных направления: — макроэкономическая разведка — сбор стратегической информации о глобальных процессах в экономиках других государств- - микроэкономическая разведка — сбор тактической и оперативной информации по той же проблематике;

— экономическая контрразведка — противодействие попыткам иностранных государственных спецслужб и коммерческих фирм добыть американские торгово-экономические и технологические секреты.

Усиление всего разведывательного сообщества, наращивание оперативных возможностей ЦРУ и активизация тайных операций осуществляется для обеспечения американских интересов за счет других стран, и, прежде всего, России. В документе о «перестройке» в ЦРУ говорится: «Ни одна общегосударственная программа США не должна будет оставаться без специалистов по тайным операциям и без учета возможностей разведки в реализации этой программы» .

На рассмотрение американских законодателей вносится предложение о том, чтобы руководитель разведсообщества США — директор ЦРУ — имел полномочия затребовать для выполнения тех или иных заданий любого привлекшего его внимания человека из любого федерального ведомства и учреждения. По существу вся Америка превращается в разведсообщество. И в дальнейшем упор будет делаться главным образом на «человеческий фактор», то есть на работу с агентами, а не на технические средства. В комитете по разведке прямо говорят о том, что «нам не хватает тех, кто хорошо знает иностранные языки, нам не хватает людей «в поле» .

Директор ЦРУ лично руководит работой по расширению нетрадиционной сети агентуры. В традиционном понимании — это агенты, которые работают под официальным прикрытием, например, посольств или консульств. Выявить таких агентов, по мнению руководителей американских спецслужб, труда не составляет. Поэтому ЦРУ смещает акценты на вербовку бизнесменов и менеджеров среднего уровня, которые затем будут внедряться в многонациональные корпорации с тайного согласия руководителя этих корпораций. Обучать их будут как бы «дистанционным способом», дабы обеспечить надежность прикрытия.

В университетах США значительно расширился спектр кандидатов на работу в ЦРУ. Представители агентства, занимающиеся подбором новых сотрудников, ныне интересуются более широким кругом специалистов. Например, им нужны люди с дипломами менеджеров, знающие различные языки.

В соответствии с американским «Законом о расчленении России» (РЬ86−90), установками 3. Бжезинского, в России с помощью американских спецслужб и их союзников запущен негласный механизм ее расчленения. Среди важнейших элементов этого механизма — сепаратистские движения и тенденции, которые инициированы иностранными спецслужбами во главе с ЦРУ на Северном Кавказе. Эти движения и тенденции нарастают в Поволжье, в северных национальных республиках и автономных образованиях, на территории которых производится более половины российской нефти, 2/3 природного газа, до 90% алмазов, платины, золота, никеля, меди, олова и ряд других ценных металлов, более 2/5 целлюлозы и бумаги.

По данным Счетной палаты Государственной Думы РФ и оценкам ведущих отечественных и зарубежных экономистов и политологов, в т. ч. и авторитетного в США профессора Гарвардского университета Д. Симонса, Россия к настоящему времени попала в «зону потери национального суверенитета» .

Аналитический центр «Фонда поддержки первого Президента России» констатирует: «Российская государственная политика, находящаяся в плену у внешних обстоятельств, все больше демонстрирует внутреннюю спутанность представлений о прошлом и перспективах будущего страны тех, кто сегодня осуществляет власть. В такой ситуации Россия способна быстро превратиться в абстрактную категорию, столь отдаленную от непосредственного бытия конкретного человека, что, может статься, ее вскоре некому будет отстаивать» .

Более определенно в адрес осуществляемого в нашей стране курса реформ сказано в утвержденной 1 апреля 1996 г. Указом Президента РФ.

Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" следующее: Выбранная (для России — авт.) модель развития — либерализм, -ориентированная, по замыслу ее идеологов и исполнителей («хьюстонская разработка», использованная Е. Гайдаром, Б. Федоровым и др. — авт.), на быстрейшее создание капиталистического общества, оказалась неэффективной, малоперспективной и в своей основе ошибочной. Ошибочным является слепое механическое копирование западного опыта, а тем более американской модели экономического развития. со всеми вытекающими из этого факта последствиями: дикий передел собственности, ограбление народа, обострение социальных и национальных противоречий, формирование государства с ярко выраженной криминальной характеристикой и так далее.

Ни одна из (западных — авт.) стран не заинтересована в появлении в лице России серьезного конкурента, что неизбежно ведет к тому, что России (если она будет продолжать выбранный в 1992 году курс) уготована судьба страны «третьего мира» — источника сырья и дешевой рабочей силы, рынка сбыта товаров, места захоронения ядерных и высокотоксичных отходов.

Духовная деградация общества, разгул преступности, рост межнациональных противоречий и вызревание на их основе межнациональных конфликтов, — это следствие. не столько экономических просчетов, сколько результат отказа от преемственности и в первую очередь духовного многовекового развития России.

Время радикал-демократов (Гайдар, Афанасьев, Федоров и др.) прошло" .

По существу, аналитический центр «Фонда поддержки первого Президента России» и преамбула «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» констатируют почти дословно реализованные с помощью тайных операций промежуточные цели, которые сформулированы в ранее перечисленных американских доктринах и концепциях, направленных на превращение России в управляемую и контролируемую США территорию.

Соединенные Штаты продолжают с помощью определенных сил внутри России удерживать ее в жестких условиях оказания ей такой экономической «помощи», в результате которой на вложенные 1−1,5 млрд. долларов из страны вывозится, по некоторым оценкам, около 20 млрд. долларов в год и госсобственность за бесценок передается в руки американских и других зарубежных монополий (вместо 200 млрд. долларов за 500 приватизированных ими промышленных предприятий они уплатили только 7 млрд. долларов). Механизм такой «помощи» в области технологического сотрудничества был разработан еще в 60-е годы для СССР. По словам академика Г. В. Арбатова, такая помощь преследовала только две цели: изучить состояние развития в той или иной области (т.е. заполучить секреты) и навредить противнику.

Сейчас отечественные аналитики и специалисты, реализующие указанную стратегию МВФ, приступили к разработке доктринального документа «О некоторых аспектах формирования нового рынка». Реформы в России, по их планам, должны закончиться катастрофой, российская экономическая машина должна остановиться. Г. Киссинджер нацеливал на это правительство Гайдара еще в 1992 г. По их же мнению, катастрофа дает шанс начать по новой. По пожарищу растет лучше.

В более мягкой форме это подтвердил известный депутат британского парламента Керн Ливингстон. На пресс-конференции ему был задан вопрос: «Почему же МВФ дает такие рекомендации, которые приводят к упадку экономики?» Он ответил: «Потому, что в интересах западного капитала иметь не сильного, а слабого восточного соседа. В сценариях МВФ Россия, например, рассматривается как поставщик дешевых энергоносителей и дешевой рабочей силы. В других аспектах Россию на западные рынки не пустят» .

В последнее время в России наряду со своими западными коллегами, все активнее начинают действовать разведки стран «третьего мира», бывших соцстран и некоторых государств СНГ.

Развитие рыночных отношений, развал системы жесткого контроля над производством специальной техники и ввоз ее в страну по официальным и не официальным каналам, уход из бывшего КГБ, а также ГРУ и МВД высококлассных профессионалов привел к возрождению промышленного шпионажа в России буквально за несколько лет. К многочисленным бывшим сотрудникам спецслужб, действующим осторожно и эффективно, прибавились шпионы-любители, начитавшиеся детективов. Да и мафиозные группировки в последнее время все больше внимания уделяют получению информации. Для этого создаются небольшие организации из доверенных людей, на обучение и экипировку которых не скупятся.

Правда, классическая форма экономического шпионажа — кража технических секретов и производственных планов — пока не получила у нас распространения. Наши промышленные гиганты больше озабочены своим физическим выживанием. Но в связи с этим встает другая задачасохранение в тайне своего экономического положения, от этого зависит вероятность получения банковских кредитов и котировка акций.

Сегодня по неофициальной оценке специалистов ФСБ, практически каждая крупная отечественная фирма собирает информацию о своих конкурентах, партнерах и контрагентах и одновременно сама является объектом пристального изучения со стороны частных спецслужб.

В основном защитой своей информации у нас занимаются структуры, действующие в области финансов, операций с ценными бумагами, недвижимостью, торговли и, конечно же, криминальные организации.

Конечно, нет правил без исключений. Причиной для проведения мероприятий по засекречиванию данных может быть не только защита от конкурентов и криминальных структур, но и соображения престижа, ложное представление о своем значении в мире бизнеса или подсознательное влечение к «игре в шпионы» .

В современную эпоху масштабы экономической разведки возрастают. Охота за чужими секретами позволяет сэкономить собственные средства на ведение прикладных и фундаментальных исследований, быть в курсе дел конкурента, сосредоточить все внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического процесса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как «войны всех против всех» делают похищение чужих секретов особенно прибыльным и поэтому притягательным. Врата, ведущие в ад, находятся напротив ворот, что открыты в рай, — уверяет священная книга мусульман. Неизвестно, как на небесах, но на земле конкуренция открывает путь и к изобилию, и к удушению, ибо конкуренция диалектична по своей природе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авксентьев В, А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Ставрополь, 1996.
  2. А. Белое солнце Анголы. Как был развязан конфликтный узел на юго-западе Африки // Международная жизнь. 2000, Х" 2. 3. Адарчев О. В. Западноевропейский союз в системе европейской безопасности. М, 1998.
  3. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 4−5.
  4. Актуальные проблемы деятельности международных организаций / Отв. ред. Г. И. Морозов М., 1982.
  5. А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №i 10.
  6. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
  7. В.И. Миротворческая деятельность ООН и великие державы // США: экономика, политика, идеология. 1996. №. 12.
  8. B.C. «Приграничная экономика». Калининград, издательство Калининградского государственного университета, 2001. — 372 с.
  9. B.C., Захаров В.Ф. «Региональная экономика». Монофафия. — Калининград: Янтарный сказ, 1998. — 316 с.И. Блищенко И. Г., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. М, 1998.
  10. Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы (Доклады Института Европы РАН, № 78). — М.:Издательский дом «Экслибрис-пресс», 2001.
  11. Ю. Отношения России с Европейским Союзом: текущие проблемы и дальние горизонты. — В кн.: Европейский Союз нарубеже XX и XXI веков. — М.: Наука, 2000.
  12. Ю., Буторина О. «Перспективы Евросоюза в новом веке» — «Современная Европа»23, 2001.
  13. Ю.А. Что такое Европейский Союз. М., 2000.
  14. Ю.А., Буторина О. В. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  15. О. Нредотвращение этнического конфликта // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  16. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СНб., 2001.
  17. Н.И. Международные экономические отношения России — М.:МЭГУ, 1998.
  18. Н.И., Османов М. Н. Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей. — М.: МАКС Нресс, 2003.
  19. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики / Нод ред. Н. А. Ломагина. СНб., 2001.
  20. Глинкина «Накануне вступления в Евросоюз» — «Современная Еврона». № 2, 2001.
  21. Глобальные социальные и нолитические перемены в мире / Отв. ред. проф. А. Ю. Мельвиль. М., 1997.
  22. Л.И. «Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура» — УРСС, 1998.
  23. А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.
  24. Гован Дэвид, «Как ЕС может помочь России» — Centre for EuropeanReform, Москва, 2001.
  25. М.С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998.
  26. И. Добровольческое движение в США // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 1.
  27. К. «Россия — ЕС: проблемы зоны свободной торговли» — «Современная Европа» № 3, 2001.
  28. Ю.П. Демократия, демократизация и проблемы войны и мира // США — Канада: экономика, политика, культура. 1999. JSfe 7.
  29. Ю.П. Расширение зоны ответственности Атлантического мира // США — Канада: экономика, политика, культура. 2000. JVb 3.
  30. Д.А., Мошес А. Л. Структуризация пространства безопасности на западе и востоке Европы. М., 2000.
  31. Де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.
  32. Ю.К. Информация, мировое развитие и ООН. М., 1994.
  33. А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962−1986 гг.). М., 1997.
  34. Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001.
  35. А. Воспоминание о битве при Сольферино. СПб., 1903.
  36. Европа вчера, сегодня, завтра. Институт Европы РАН, 2002. — Москва: «Экономика» 2002. — 823 с.
  37. Европа перемен. -М.: Крафт, 2006.
  38. Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003
  39. В. (Губернатор Калининградской обл.) Российский регион в центре Европы — «Вопросы экономики» JV"11, 2001.
  40. Е. Современная этнополитическая ситуация в Канаде // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 4.
  41. Е.В. Легитимность власти стран СНГ и Центральной Азии. -М., 2006.
  42. В.В. Европейский Союз: внешняя политика, безопасность, оборона. М., 1998. № 47.
  43. .И. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика//США — Канада: экономика, политика, культура.1999.№ 8.
  44. Р. Теории конфликтов и мира: концепции, подходы, методы//Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. Кн.
  45. Международный опыт разрешения этнических конфликтов. М., 1997.
  46. Зарубежные молодежные организации: Справочник / Сост. A.M. Песляк, Ю. А. Скоков. М., 1978.
  47. Зарубежные молодежные организации: Справочник / Сост. В. И. Камышанов, М. О. Литовская. М., 1989.
  48. Н., Фомичев В. «Интеграция Польши в ЕС и интересы России» — «Современная Европа» №. 4, 2001,
  49. И. «Расширение Евросоюза и интересы России» — «Современная Европа» № 4, 2001.
  50. П., Халоша Б. Россия — НАТО: Европейская безопасность на рубеже столетий // Мировая экономика и международные отношения.2001. № 4.
  51. В.В. «Программно-стратегическое развитие приморского региона России. Теория, методология, практика». Калининград, издательство КГУ, 2003 г. — 207 с.
  52. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сборник статей / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М., 1997.
  53. История дипломатии: В 3 т. Т. 2. Дипломатия в Новое время (1872−1919)/Под ред. В. П. Потемкина. М.- Л., 1945.
  54. К. Международная организация и кооперация: межорганизационная перспектива // Международный журналсоциальных наук. 1994. № 2.
  55. Н. Антидемпинговая политика ЕС продолжает наносить ущерб России //Евро. -1999. — № 5.
  56. . Очевидный силовой крен НАТО // Международная жизнь. 1999. № 6.
  57. Л. Дилеммы российской внешней политики // Международная жизнь. 2000. № 7.
  58. И.И., Международные неправительственные организации. М., 1976.
  59. Конкурентная разведка. — М.: Альпина Бизнес Букс. — М., 2004.
  60. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Г. Запрудский, В. Н. Коновалов, В. И. Курбатов и др. Ростов н/Д, 2001.
  61. В. А. Установление мира: свет и тени современного миро творчества // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 3.
  62. В.А. Об исследовании международных конфликтов // США — Канада: экономика, политика, культура. 2001. N2 2.
  63. В.А. США и окружающий мир: уравнение со многими не известными // США — Канада: экономика, политика, культура.1999. № 1 .
  64. В. «Подводя итоги и заглядывая в будущее» — «Современная Европа» № 4, 2001.
  65. В.Н. Проблемы реформирования ООН в свете событий на Балканах // Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка. М., 2000.
  66. М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое пространство? — В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых государств. — М.:Интердиалект+, 1999.
  67. В. Кризис вынуждает Россию и ЕС менять ориентиры программы технического содействия // Евро. -1999. — № 2.
  68. Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ: религиозный и этнический аспекты. М., 1997.
  69. May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства? — «Вопросы экономики», № 6, 2002.
  70. М. «Россия и Всемирная Торговая Организация: диалог с ЕС» — «Современная Европа» № 3, 2001.
  71. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца: Сборник Уставов и других документов. М., 1995.
  72. Международные неправительственные организации и учреждения: Справочник / Под ред. B.C. Шапошникова. М., 1982.
  73. Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка. М., 2000.
  74. Г. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N" 2.
  75. Г. И. Международные неправительственные организации и право // Советское государство и право. 1968. № 4.
  76. Ю.В. Этносепаратизм: угроза национальной, региональной и глобальной безопасности // Мир после Косово: Россия, СНГ, ЛатинскаяАмерика. М., 2000.
  77. Мы, народы объединенных наций… М., 1995.
  78. Най Дж. (мл.). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика // Мировая экономика и международные отношения. 1989. JV"12.
  79. В.Е., Скакунов Э. И. Политические конфликты в совре- менных условиях // США: экономика, политика, идеология. 1995.^24.
  80. Я. Поле битвы — стол переговоров. М., 1989.
  81. Т.Н. Международные организации и право. М., 1998.
  82. И.В. Права человека и система ООН. Киев, 1991.
  83. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общ. ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М., 2002.
  84. Оружие и конфликты XXI века. Круглый стол // Международная жизнь. 2001. № 9−10.
  85. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1991.
  86. Э. Чечня и другие конфликты в России // Международная жизнь. 1998. № 9.
  87. В., Жданов В., Федоров Г. Калининградская область: видение и перспективы развития — «Вопросы экономики» Ш\, 2001.
  88. . М, К перспективам торгово-экопомических отношений России с Европой, — В кн.: Европа и Россия. Опыт экономическихпреобразований. — М.: Наука, 1996.
  89. А. Конфликт двух цивилизаций или их взаимодействие? // Международная жизнь. 1998. № 3.
  90. О. «Становление обновленной Европы» — «Современная Европа» № 2, 2001.
  91. Прикладные аспекты глобализации. Материалы постоянно действу- ющего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальныймир». Специальный выпуск. М., 2001.
  92. Римский клуб: история создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1997.
  93. Ричард РАЙТ (Глава Постоянной Делегации Европейской Комиссии в РФ), «Евросоюз — Россия: на пути расширения сотрудничества"(интервью журналу „Современная Европа“), 2002.
  94. Рогов С М. И сентября 2001 года: реакция США // США — Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 11.
  95. Ю.Г. Военная составляюш, ая интеграция Евросоюза и интересы России // Евразийский вестник. 2001. № 14.('httD://vvv.e-iournal.rii/beson-st3−14.htiTin
  96. Российская дипломатия в портретах / Г. А. Санин, А. П. Шапкина, Г. И. Герасимова и др. М., 1992.
  97. Россия в цифрах — официальные статистические данные Госкомстата России, 2002.
  98. В.О., Халман Д., Эстер П. Политические культуры и социальные измерения: международные сравнения. М., 1998.
  99. Э.И. Чеченский конфликт // Международные исследования. 1996. № 10.
  100. СВ. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для сту- дентов вузов. М., 2001.
  101. М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 1.
  102. Р.П. ООН: расстановка сил и дипломатия. М., 1990.
  103. Социология межнациональных отношений в цифрах. М., 1999.
  104. Е. Интернационализация локально-региональных конф- ликтов // Международная жизнь. 2000. № 1 1 .
  105. А.Н., Черкасов Г. Ю., Шавшукова ТВ. Левые в России: от умеренных до экстремистов / Под ред. A.M. Верховского М., 1997.
  106. Терзич Сербский вопрос в истории и ныне // Международная жизнь. 1998. № 4.
  107. К. Организация Объединенных Наций: полвека служения миру. Ал маты, 1995.ПО. Торкунов А. Международные отношения после косовского кризиса //Международная жизнь. 1999. № 12.
  108. А.И. Мир в XXI веке // США — Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 4.
  109. В. „Россия в ансамбле ЕС“ — „Современная Европа“. № 4, 2001. ИЗ. Финдлей Т. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов иконтроль над ними // Мировая экономика и международные отношения.1996. № 1.
  110. Л. „Что ждет германскую экономику в ближайшие 20 лет“. — „Современная Европа“ № 3, 2001.
  111. В. (Зам. Председателя Правительства РФ). Экономическое взаимодействие России и ЕС — „Вопросы экономики“, JV2 6, 2002.
  112. Цой Л. П. Практическая конфликтология // Социологическая школа конфликтологии. М., 2001.
  113. Что есть что в мировой нолитике: Словарь-справочник / Под ред. Е. М. Примакова, А. И. Власова. М., 1987.
  114. ТА. Миротворческая деятельность и ее перспективы (взгляд из США) // США: экономика, политика, идеология. 1995. Ш 3.
  115. В., Буторина О., Бутаков Д., Ершов М. Единая европейская валюта евро и национальные интересы России. Доклад дляПравительства и Центрального банка Российской Федерации // Евро. -1999.-№ 12−2000.-№ 1−2.
  116. В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.
  117. Ю.В. Формирование европейского экономического пространства. — В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский Союз иСодружество Независимых Государств. — М.: Интердиалект+, 1998.
  118. В. „Северное измерение: проблемы практического сотрудничества“ — „Современная Европа“ К» 4, 2001.
  119. В. Региональные конфликты и международные организации. М., 1991.
  120. Р. Олимпийские игры и политика. М., 1980.
  121. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. М., 1997.
  122. ТВ. К вопросу о конфликтах «нового поколения» в Европе // Космополис. Альманах. 1999.
  123. Acton W. Johnson А. and Stacey G. Monitoring Science and Technology for Competitive Advantage.// Competitive Intelligence Review, Spring 1994.
  124. Alee V. Breakthrough Benchmarking: An Organization Learning Approach for Comparative Analysis. // Competitive Intelligence Review, Winter 1995.
  125. Bartholomew J. Elusive Goal: Useful Information.// Industry week, 248 (3), 1999.
  126. Berger S. A Foreign Policy for the Global Age // Foreign Affairs. 2000. Nov., Dec. Vol. 79. №. 6. P. 22−39.
  127. Bernhard D. I Want It Fast, Factual, Actionable — Tailoring Competitive Intelligence Needs// Long Range Planning, 27 (1). 1994.
  128. BloomfieldL, MoultonA, Managing International Conflicts: From Theory to Policy. N. Y, St. Martin’s Press, 1997.
  129. Brandt W.D. Jr. User — Directed Competitive Intelligence. — Westport, CT, Quorum Books. 1994.
  130. Brindis, Ted, Glenn Simpson, and Mylene Mangalindan (with Lee Gomes and Ted Clark). (2000). Search Engine: Now Piles of Trash Became LatestFocus in Bitter Software Feud, Wall Street Journal, June 29, pp. Al, A6.
  131. D' Aveni, Richard A. (1994). Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. New York: Tne Eree Press, a division of Macmillan, Inc.
  132. Day G. Strategic Market Planning. — N.Y., West Publishing, 1984.
  133. Directorate of Intelligence, Central Intelligence Agency. (1997). A Compendium of Analytic Tradecraft Notes, Volume 1 (Notes 1−10).Washington, DC: Government Printing Office.
  134. Dixon W.J. Third-party Techniques for Preventing Conflict Escalation and Promoting Peaceful Settlement // International Organization. 1996.Vol. 50. № 4. P. 653−681.
  135. Doorenspleet R. Reassessing the Three Waves of Democratization // Worid Politics. 2000. April. Vol. 52. №. 3. P. 384−406.
  136. EideA. Democratization and the New International Order: Unfinished Bu- siness / Peace and Conflict Issues after the Cold War. Dijon, 1992.
  137. FosdickA. Conflict Management Learning? Policy Reflections and Insti- tutional Reforms, 1999.
  138. Francis D.B. and Herring J.P. Intelligence Topics: A Window on the Coфorate Psyche.//Competitive Intelligence Review 10(4). 1999.
  139. Fusfeld H. Industrial research — Where Its Been.// Research — Technology Management, August 1995.
  140. Galtung J. A Structural Theory of Aggression // Journal of Peace Research. 1964. № 2.
  141. Galtung J. Peace by Peaceful Means. Peace and Conflict: Development and Civilization. L., 1996.
  142. Gilad, Ben, and Jan P. Herring (eds.). (1996). Advances in Applied Business Strategy, Supplement 2: The Art and Science of Business IntelligenceAnalysis. Part B: Intelligence Analysis and Its Applications. Greenwich, CT: JAI Press.
  143. Griffith, Samuel B. (1971). Sun Tzu: The Art of War. New York: Oxford University Press.
  144. Gurr T.R. Minorities, Nationalists, and Ethnopolitical Conflict // Managing Global Chaos: Sources of and Responses to International Conflict / Ed. ByCh. A. Crocker and F.O. Hampson with P. Aall. Washington D.C., 1996.
  145. Haas R. What to do with American Primacy? // Foreign Affairs. 1999. Sept., Oct. Vol. 78. № 5. P. 37−49.
  146. Hedin H. and Svensson K. Dynamics of Decision Makers // SCIP Annual Conference, 1995.
  147. Herring I.P. Measuring the Effectiveness of Competitive Intelligence: Assessing and Communications CN’s Value to Your Organization, -Alexandria, 1996.
  148. Herring I.P. Senior Management Must Champion Business Intelligence Programs.//Journal of Business Strategy. 12(5). 1991.
  149. HindingA. Proud Heritage. A History in Pictures of the YMCA in the United States. Norfolk- Virginia Beach, 1984.
  150. Huntington S. The Lonely Superpower // Foreign Affairs. 1999. March, Apr. Vol. 78. № 2. P. 35−49.
  151. Huntington S. The West Unique, Not Universal // Foreign Affairs. Nov., Dec. 1996. Vol. 75. №. 6. P. 28−46.
  152. Kahanek L. Competitive Intelligence. -N.Y.: Touchstone Books, 1996.
  153. Krizan, Lisa. (1999). Intelligence Essentials. Washington, DC Goverrnment Printing Office.
  154. Lapidoth R. Autonomy: Flexible Solution to Ethnic Conflicts. Washington D.C., 1997.
  155. Leana, C, and Rousseau/ D. (2000). Relational Wealth. York: Oxford University Press.
  156. LeCarre, John. (1963). The Spy Who Came in from the Cold. York: Ballantine Books.
  157. Lowell W.L. Nongovernmental Organizations and the Ideas of Human Rights. Princeton, 1988.
  158. Managing Global Chaos: Sources of and Responses to International Conflict / Ed. by Ch.A. Crocker and F.O. Hampson with P. Aall. Washington D.C., 1996.
  159. Ministries of Foreign Affaires Online, http/people.itu.int/baldi/mofa.htm
  160. Montgomery D. and Weinberg C. Towards Strategic Intelligence Systems// Marketing Management, 6(4), 1998.
  161. Natsios A, S. An NGO Perspective / Managing Global Chaos: Sources of and Responses to International Conflict / Ed. by Ch.A. Crocker andF.O. Hampson with P. Aall. Washington D.C., 1996. P. 337−361.
  162. Nohria, Nitin, and Robert G. Eccles (eds.) (1992). Networks and Organizations Structure, Forn and Action. Boston, MA: Harvard BusinessSchool Press.
  163. Nolan, John. (1999). Confidential: Uncover Your Competitors Top Business Secrets Legally and Quickly — and Protect Your Own. New York: Harper Business Нафег Collins.
  164. NyeJ.S., Jr. Redefining the National Interest//Foreign Affairs. 1999. July, Aug. Vol. 78. № 4. P. 22−35.
  165. Orser G. What are the Best Ways to Retain Volunteers and Employees // NotaBene. 2001. № 4. P. 140−145.
  166. Peace and Conflict Issues after the Cold War. Dijon, 1992.
  167. Peacemaking in International Conflicts: Methods and Techniques / Ed. By W. Zartman and J.L. Rasmussen. Washington D.C., 1997.
  168. Porter M. Competitive Strategy. N.Y.: Free Press, 1985.
  169. Pouligny B. Peacekeepers and Local Social Actors: The Need for Dynamic, Cross-Cultural Analysis // Global Governance. 1999. Oct., Dec.Vol. 5.№. 4. P. 403−424.
  170. Prahalad C. K, and Hamel G. The Core Competence of the Corporation.// Harvard Business Review, May — June 1996.
  171. Prescott I. Advances in Competitive Intelligence. — Alexandria, 1989.
  172. Prescott J. and Bhardway B. Competitive Intelligence Practices: A. Survey.// Competitive Intelligence Review, 6(2)? 1995.
  173. Prescott J. and John H Grant (1988). A Manager' s Guide for Evaluatin Competitive Analysis Techniques, Interfaces, 18 (May-June), 10−22.
  174. Preventing Violent Conflicts. Executive Summary and Recommendations. Stockholm, 1997.
  175. Roberts E. Benchmarking of Technology// Research — Technology Management, January — February, 1995.
  176. Rodman P. The Fallout from Kosovo // Foreign Affairs. 1999. July, Aug.Vol. 78.№.4. P. 45−51.
  177. Rose R. CJ Effect: Not Luxury, Its Survival// Computing Canada, 25(5), 1999.
  178. Saul J.B. The Collapse of Globalism and the Reinvention of the World. — Toronto, Canada, 2005.
  179. Sawka K. Demystrifying Business Intelligence.// Management Review, 1996.
  180. SCIP' CTI Symposium: Shedding Light on Science and Technology// Competitive Intelligence Magazine. October — December, 2000.
  181. Scott, John. (1992). Social Network Analysis: A Handbook. Newbury Park, C/Sage Publications.
  182. Smith A. Towards a Global Culture? // Featherstone M. (ed.). Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. L., 1990. P. 171−192.
  183. Society of Competitive Intelligence Professionals/University CE Roundtable, (1996) Symposium: «Understanding the Competition: A CEO sPerspective»:, Competitive Intelligence Review. 7(3), 4−14.
  184. Sommelius S. Has the Western Media Prolonged the War in Bosnia and Herzegovina? // From Saigon to Sarajevo. Mass Media in Times ofWar. Geneva, 1996.
  185. St. John C. and Harrison J. Synergy and Coordination // Strategic Management Journal. 20(2), 1999.
  186. Tao, Qingjiu, and John E. Prescott. (2000). China: Competitive Intelligence Rewiew 11(4), 65−78.
  187. Tresco J. Leveraging the ERP Backbone. — N.Y.: Touchstone Books, 2001.
  188. Tresco J. Leveraging the ERP Backbone. // Industry Week, 248 (3), 1999.
  189. Tucker R. Alone or with Others // Foreign Affairs. 1999. Nov., Dec. Vol. 78. №.6. P. 15−21.
  190. Willetts P. From «Consultative Arrangements» to «Partnership»: The Changing Status of NGOs in Diplomacy at the UN // Global Governance.2000. Apr., June. Vol. 6. №. 2. P. 191−212.
  191. WolfM. Will the Nation-State Survive Globalization? // Foreign Affairs. 2001. Jan., Febr. Vol. 80. № 1. P. 178−190.
  192. World Development Indicators, 2005, Washington. World Bank, 2005.
  193. World Economic Outlook (April 2005), Washington: IMF, 2005.
  194. Zartman W., Touval S. International Mediation in the Post-Cold War Era // Managing Global Chaos: Sources of and Responses to International Conflict /Ed. by Ch.A. Crocker and F.O. Hampson with P. Aall. Washington D.C., 1996. P. 445−461.
Заполнить форму текущей работой