Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История взаимоотношений государства и Русской православной церкви в Кыргызстане: конец XIX — середина XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С конца 80-х годов проблемами государственно-религиозной политики России в Туркестане начал заниматься П. П. Литвинов, уроженец Кыргызстана. Им были выпущены серия статей и две монографии, а также защищена докторская диссертация о государственно-религиозных и этноконфессио-нальных отношениях в дореволюционном Туркестане1. В своих работах он проанализировал не только положение и состояние всех… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в Средней Азии на рубеже XIX—XX вв.еков
    • 1. 1. Государственно-церковные отношения в Российской империи и Русском Туркестане накануне революционных потрясений
    • 1. 2. Влияние государственно-церковных отношений на социальную сферу православного населения Туркестана
    • 1. 3. Роль России в становлении светского и религиозного образования в Кыргызстане
  • Глава II. Политика советского государства по отношению к Русской православной церкви в Кыргызстане в 1-й половине XX века
    • 2. 1. Взаимоотношения государства и церкви на новом историческом этапе
    • 2. 2. Противостояние советского государства и Русской православной церкви в сфере семейно-бытовых и общественных отношений
    • 2. 3. Особенности атеистического образования и воспитания в Кыргызстане

История взаимоотношений государства и Русской православной церкви в Кыргызстане: конец XIX — середина XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы. Диссертация посвящена выявлению исторического своеобразия и закономерностей взаимоотношений государства и православной церкви на территории Кыргызстана в период присоединения его к России, а также в составе СССР. Материалы диссертации позволяют проанализировать состояние и динамику религиозной политики царской России и Советской власти на территории Кыргызстана, произвести теоретическое и концептуальное осмысление в непростых государственно-церковных отношениях со второй половины XIX до середины XX в.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью восстановления исторической правды, теоретического осмысления процесса развития государственно-церковных (православных) отношений в мусульманском регионе в разные периоды коренных общественно-нравственных преобразований. При всей актуальности историко-религиозной проблематики вообще вопросы религиозной политики или государственно-религиозных отношений, занимают среди них особое место, ибо именно они неизменно оказывали свое влияние на всю систему общественно-экономических, политических, нравственных, семейных, просветительско-образовательных отношений.

Проблема сосуществования религиозных и государственных структур, систем воспитания и образования не решена до настоящего времени, хотя с обеих сторон делаются шаги по их сближению. Изучение опыта прошлого особенно важно для того, чтобы избежать возможных ошибок в настоящем и будущем, найти действительно взаимоприемлимый вариант оптимально разумного сотрудничества государства и церкви.

Исследование взаимоотношений Русской православной церкви и советского государства в последние годы стало одной из популярных тем отечественной исторической науки так как долгие годы доступ к источникам для ученых был фактически закрыт, что, в свою очередь, не представляло возможным дать объективную картину развития взаимоотношений государства и церкви во всех сферах их жизнедеятельности.

Изучение темы имеет большое общественное значение, поскольку помогает понять, почему огромная православная империя стала «опытным полем» для создания атеистического государства. Исследование дает ответы на вопросы: как складывались отношения между государством и церковью на разных этапах, почему и как происходило формирование нового атеистического (советского) человека, новых семейных и общественных отношений, и в целом — нового, постхристианского общества, какие формы государственной деятельности и церковной «бездеятельности» этому способствовали.

Крайне важным представляется исследование отдельных сторон идеологической работы атеистического государства по отношению к православию в Киргизии, культурное наследие которой включает богатый исторический опыт взаимоотношений церкви и государства. Осмысление этого опыта может стать базой для выстраивания конструктивных государственно-религиозных отношений в современном независимом Кыргызстане.

Проблема сосуществования религиозных и государственных структур, систем воспитания и образования не решена до настоящего времени, хотя с обеих сторон делаются шаги по их сближению. Изучение опыта прошлого особенно важно для того, чтобы избежать возможных ошибок в настоящем и будущем, найти действительно взаимоприемлемый вариант оптимально разумного взаимодействия государства и церкви.

Основной целью данного исследования является:

— выявление и теоретическое обоснование исторического своеобразия государственно-церковных отношений, форм и методов религиозной политики российских и советских властей на территории дореволюционного и послереволюционного Кыргызстана в условиях этноконфессиональной полифонии;

— осмысление процесса формирования новых государственно-церковных отношений в Советском Кыргызстане — от «богоборчества» и репрессий в отношении церкви, до атеистического воспитания и сугубо светского, антирелигиозного образования, и возвращения к церкви на новом этапе формирования морально-нравственной атмосферы в годы Великой Отечественной войны.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

— проанализировать характер распространения православия в Кыргыста-не, численный состав верующих христиан и ареал их расселения, количество богослужебных учреждений и религиозных учебных заведений;

— определить характер законодательной и административной деятельности царского правительства в Туркестане в отношении православия, образовательную и нравственно-воспитательную роль церкви;

— выяснить неоднозначность государственно-церковных взаимоотношений на территории Кыргызстана в советское время, деятельность «Союза воинствующих безбожников» и осветить процесс атеизации советского общества;

— показать изменения отношений государства и церкви в условиях Великой Отечественной войны: возобновление деятельности церквей, реабилитацию безвинно репрессированных священников;

— осветить реалии бескорыстной подвижнической деятельности православных священников в условиях господства атеизма и поликонфессиональ-ности.

Хронологические рамки работы. Заявленные в теме диссертации хронологические рамки исследования (конец XIX — середина XX в.) охватывают развитие государственно-церковных отношений в Российской империи на рубеже XIX—XX вв. и в 20−40-е годы XX в., когда в условиях становления советского государства и его идеологии происходит коренная ломка государственно-церковных и государственно-религиозных отношений, выразившаяся в организации борьбы с религией, отделением церкви от государства, и создании системы пропаганды антирелигиозных взглядов и убеждений. Все это вместе взятое привело к глубочайшим изменениям во всех сферах жизни государства и общества.

Степень изученности проблемы. Ознакомление с историографией проблемы показывает, что несмотря на обращение в последние годы (конец XX — нач. XXI вв.) отдельных российских и кыргызстанских ученых к истории православия в Кыргызстане тема все еще не получила всестороннего освещения, для чего имеется ряд вполне объективных причин.

Первая. В дореволюционные годы, как показывает практически исчерпывающий аннотированный библиографический указатель 3.JI. Амитина-Шапиро1 тема фактически не рассматривалась. В этот период происходило становление православной церкви в условиях миграции населения в присоединенный край. С другой стороны, она привлекала отчасти внимание лишь представителей правительственной администрации в крае в связи с их практической деятельностью (К.П. Кауфман, Н. А. Аристов, Л. Ф. Костенко, Н. П. Остроумов, К. К. Пален, О.А. Шкапский).

В трудах профессиональных ученых-туркестановедов (М.И. Венюкова, Н. Н. Веселовского, В. В. Григорьева и др.) приводятся краткие сведения о неисламских конфессиях в регионе, уделено внимание вопросам появления и распространения христианства в Средней Азии, его влияния на культурную жизнь Туркестана. Особо следует отметить труды академика В. В. Бартольда о христианстве в Средней Азии (1888 и 1895 гг.), в которых широко использованы дневники, отчеты, путевые заметки, очерки отечественных и зарубежных путешественников.

Отдельные стороны православной жизни переселенцев в Туркестане находили отраженные в периодической изданиях «Туркестанских епархиальных ведомостей», «Православного благовестника», «Туркестанского сборника» и «Церковно-общественных вестников». Первые подробные сведения о Троицком миссионерском монастыре на берегу Иссык-Куля, истории Турке.

1 Амитин-Шапиро 3.JI. Аннотированный указатель литературы по истории, археологии и этнографии Киргизии (1750−1917). — Фрунзе, 1958. станской епархии и о стремлении миссии распространять христианство среди кыргызов мы встречаем в работах Н. Комарова, опубликованных в нескольких номерах журнала «Православный благовестник» 1. Через два года на эту же тему выпустил брошюру с картой Д. Булгаковский, а в 1905 г. опубликовал серию статей в газете «Семиреченские областные ведомости» М. Колобов3. В них характеризуется положение христианства на территории Кыргызстана, миссионерская деятельность епархии, создание епископом Александром Свято-Троицкого монастыря как опоры православия в Средней Азии, его деятельность и отношение к ней местной царской администрации. Отдельные сведения о священниках и проблемах приходской жизни мы встречаем в книге В. Яковлева4. Однако во всех этих публикациях практически не рассматриваются проблемы государственно-церковных отношений, а они в определенные моменты были довольно обостренными.

Вторая причина. Резко негативное отношение с самого начала функционирования Советского государства к религии вообще и, к христианству в частности, активная антирелигиозная и атеистическая работа всех уровней власти на территории всей страны, в том числе и в Кыргызстане. Отсюда и отсутствие объективных научных исследований как о государственно-церковных отношениях, так и о религии в целом.

Впервые проблемы деятельности государства в отношении религии и церкви были подняты деятелями партии, соратниками В. И. Ленина, сыгравшими важную роль в проведении антирелигиозной политики: В.Д. Бонч-Бруевич, Е. М. Ярославский, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов и многие другие5. Именно они являются ос.

1 Комаров Н. Троицкий миссионерский монастырь при озере Иссык-Куль в Туркестане. — Православный благовестник, 1894, № 4 (с. 162−171), № 6 (с. 237−245), № 8 (с. 346−354), № 11 (с. 106−114).

2 Булгаковский Д. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. -СПб., 1896,40 стр. с картой.

3 Колобов М. Свято-Троицкий Иссык-кульский миссионерский монастырь и его окрестности. -Семиреченские областные ведомости, 1905, в №№ с 16 по 94.

4 Яковлев В. А. Из церковной жизни Туркестана. — Верный, 1902.

5 Бот-Бруевич В.Д. «Живая церковь» и пролетариат. — М., 1927; Он же. О религии, религиозном сектантстве и церкви. — М., 1959; Он же. Избранные атеистические произведения. — М., 1973; Красиков П. А. На церковном фронте (1918;1923). — М., 1923. Он же. Избранные, атеистические новоположниками советской историографии проблемы, чье наследие носило в основном публицистический и пропагандистский антирелигиозный характер.

Автором многочисленных работ, разоблачающих «контрреволюционную» деятельность духовенства на различных этапах революции, Гражданской войны, «мирного строительства» был известный в свое время историк и публицист Б.П. Кандидов1.

Освещению «антисоветской» деятельности церкви в 20-е гг. посвятили свои работы и другие авторы: И. П. Брихничев, М. Горев, М. Н. Лукин, В. Ро-жицин и др. Многие из них были сотрудниками государственных ведомств, и в их трудах довольно подробно освещена практика проведения декретов советской власти в отношении церкви.

В конце 20−30-х гг. продолжали создаваться работы скорее политического, чем научного характера, повторялись тенденциозные некритические доводы, характерные историческим работам 20-х гг. Этого курса советская историография придерживалась и впоследствии.

Исследования по государственно-церковной политике несколько оживилась после Великой Отечественной войны в связи с некоторыми изменениями с 1943 г. политики государства к церкви, отношений явно репрессивных мер к восстановлению патриархии и религиозных служб в церквях. Но качественного сдвига в исследовании научных проблем не произошло. Тем не менее, появилось осознание историками сложности государственно-церковных отношений. На второй план начали отходить упрощенные подхопроизведения. — М., 1964; Крупская Н. К Вопросы атеистического воспитания. — М., 1964; Луначарский А. В. Христианство или коммунизм. Диспут А. В. Луначарского с митрополитом А. Введенским. — М., 1926; Он же. Об атеизме и религии. — М., 1970; Ярославский Ем.М. 10 лет на антирелигиозном фронте. — М.: Безбожник, 1927; Он же. Коммунизм и религия. — М.: Гос. антирелиг. изд., 1936; Он же. О религии. — М., 1957; Скворцов-Степанов И.И. О живой церкви. — М., 1922; Он же. Избранные атеистические произведения. — М., 1959.

1 Кандидов Б. П. Религиозная контрреволюция 1918;1920 гг. и интервенция. (Очерки и материалы). — М., 1930; Он же. Церковь и Октябрьская революция. — М.: Безбожник, 2-е изд., 1930; Он же. Церковь и гражданская война на юге. — М.: Безбожник, 1931; Он же. Голод 1921 г. и Церковь. -M.-JL: Московский рабочий, 1932 и др.

2 Брихничев И. Патриарх Тихон и его церковь. — М., 1923; Горев М. Церковные богатства и голод в России. — М., 1922; Лукин М. Н. Революция и церковь. — М., 1923; Рожицин В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. — М., 1926. ды пропагандистской традиции предыдущих лет. Исследователи начали обращаться к вопросам деятельности органов государственной власти и управления по претворению политики государства в отношении религии и церкви.

Хотя по традиции и историки 70−80-х гг. продолжили изучение государственно-церковных отношений в рамках атеистической трактовки исторических процессов и установки ученым по данной тематике «закладывались» в «исторических» разработках председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР В.А. Куроедова1. Им был тенденциозно представлен широкий круг проблем правового положения религиозных объединений в СССР, сущность советского законодательства о религии и церкви.

Важным рубежом в изменении политики советского государства в отношении к церкви стала встреча М. С. Горбачева с патриархом Пименом в апреле 1988 г., которая послужила началом перемен не только в положении Русской православной церкви в СССР, но и в историографии проблемы в целом. Закончилась эпоха гонений на церковь, началось ее возрождение.

Проблемам государственно-церковных отношений в России в XX в. были посвящены проводимые религиоведами Российской академии государственной службы при Президенте Российский Федерации «круглые столы», выпускаются — «Информационный бюллетень», «Диалог» и другие публикации .

В числе первых плодотворных разработок темы можно назвать диссертации, статьи и монографии российских ученых В. А. Алексеева, О. Ю. Васильевой, М. И. Одинцова, А. Н. Кашеварова и др.. Наиболее полно рассмотрены.

1 Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве. — М., 1984.

2 См.: Государственно-церковные отношения в России (Рос. акад. упр. гуманит. центр, Центр пробл. философии, истории, религии, свободы совести (ФИРСС) / Сост. Н. А. Трофимчук. — М.: Луч, 1993.

3 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. — М., 1991; Он же. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. — М., 1992; Васильева О. Ю. Советское государство и деятельность русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Автореф. .канд. дисс. — М., 1990;. Она же. Русская православная церковь и Советская власть в 1917;1927 годах// Вопросы истории. 1993. № 8- Васильева О. Ю., Кнышевский Я. Я. Красные конкистадоры. — М.: Соратник, 1994; Одинцов М. И. Путь длиною в семь десятилетий: От конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1989; Он же. Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти // Вопросы научного атеизма: Вып.39. — М., 1989; Он же. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990, №№ 5−8- Он же. Гоключевые проблемы взаимоотношений государства и церкви в первое советское десятилетие в книгах В. А. Алексеева. Он одним из первых заявил, что прежняя картина церковно-государственных отношений страдала неточностями и искажениями.

С конца 80-х годов проблемами государственно-религиозной политики России в Туркестане начал заниматься П. П. Литвинов, уроженец Кыргызстана. Им были выпущены серия статей и две монографии, а также защищена докторская диссертация о государственно-религиозных и этноконфессио-нальных отношениях в дореволюционном Туркестане1. В своих работах он проанализировал не только положение и состояние всех религиозных конфессий в Средней Азии, но и, главное, отношение к ним российской государственности. Достаточное место в них отведено и анализу отношений российского государства к православию в Туркестане, к церковному духовенству, образовательным учреждениям, рассмотрена роль православия в системе эт-ноконфессиональных связей после присоединения края к России, события дореволюционного прошлого увязаны с некоторыми явлениями советского периода. Основная ценность монографий (и диссертации) П. П. Литвинова заключается в том, что они выполнены практически полностью на архивных документах и свободны от былых стереотипов в оценке государственно-религиозной политики России в Средней Азии. Следует особо подчеркнуть, что монографии написаны популярным, доступным широкому читателю языком. л.

Заслуживает внимания монография Е. А. Мазуренко об эволюции русского православия в условиях Средней Азии. Работа содержательная, но, к сожалению, слишком тенденциозна по отдельным оценкам событий. Стоит сударство и церковь в России. XX век. — М.: Луч, 1994; Он же. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Автореф. докт. дисс. — М., 1996; Кашеваров А. Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917;1945 гг. — СПб.: СПбГТУ, 1995.

1 Литвинов П. П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865−1917) (по архивным материалам). — Елец, 1998; Он же. Неисламские религии Средней Азии (вторая половина XIX — начало XX в.в.). — Елец, 1996 и др.

2 Мазуренко Е. А. Эволюция русского православия в условиях Средней Азии. — Ташкент, 1990. отметить обзорную работу А. Яркова1, в которой приводятся ранее неизвестные факты из церковной истории нашей республики, связанные с вероисповеданием населяющих республику этносов.

Проблема религии и социокультурной интеграции проанализировал в своем двухтомном труде известный российский культуролог Б. С. Ерасов, четко определив место «религиозного» и «светского» в культуре светской духовности в классической цивилизации Востока, социокультурные функции религии на различных этапах исторического общества2.

Интересна книга, изданная Московской Патриархией, «Крест на красном обрыве» 3, рассказывающая о гонениях на православие в Средней Азии в 2030;е годы XX в., в том числе и в Кыргызстане. Вопрос о репрессиях против православного духовенства впервые в республике поднимает в своей книге С.В. Плоских4, религиозная политика России в Туркестане, а затем и в Кыргызстане на протяжении ста лет рассмотрена в обзорном плане в работе О. Ташбаева5.

Религиозная тематика широко представлена в Трудах Института мировой культуры, среди статей которых и работа Ж. Жоробекова «Государство, общество и конфессии: общность целей и задач по сохранению стабильности в республике» 6.

Содержательны статьи В. П. Тутлиса и И. И. Ивановой «Религиозно-политический плюрализм в Кыгызстане: прошлое и настоящее» и И. И. Ивановой «Несторианство, буддизм и православие в Центральной Азии» 7. Монография И. И. Ивановой служит прекрасным справочным пособием и методо.

1 Яркое А. Очерк истории религий в Кыргызстане. — Бишкек: ОБСЕ, 2002; Он же. Белорусы в Кыргызстане. — Бишкек: 2001.

2 Ерасов Б. С. Социальная культурология. Часть 1-Й. — М., 1994.

3 Крест на красном обрыве. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2002.

4 Плоских С. В. Репрессированная культура Кыргызстана (малоизученные страницы истории). -Бишкек: Илим, 2002.

5 Ташбаев О. Конфессиональные культуры на территории Кыргызстана. — Бишкек: Архи, 2005.

6 Труды Института мировой культуры, вып. II // Актуальные проблемы образования и духовной культуры Кыргызстана в евразийском пространстве. — Бишкек-Лейпциг: Илим, 2000; Труды Института мировой культуры, вып. III // Государственность и религия в духовном наследии Кыргызстана. — Бишкек-Лейпциг: Илим, 2003; Труды Института мировой культуры, вып. IV // Война. Мир. Духовное наследие. — Бишкек-Лейпциг: Илим, 2005.

7 Перекрестки культур — Электронный журнал на сайте http://siteistok.host.net.kg/index.htm логическим указателем как по истории фундаментальных религий, так и по их сектантским ответвлениям1.

Проблемам православия в Кыргызстане XIX—XX вв. посвящены книга и серия статей по истории православия Е. Е. Озмитель, где показаны этапы миссионерской деятельности Туркестанской епархии, истории Иссык-Кульского (Троицкого) монастыря и Воскресенского собора в Бишкеке.

И, наконец, можно назвать монографию молодого исследователя Я.Б. Костиной3, в которой проведен анализ различных религиозных концепций, разработанных западными и отечественными философами и историками, а также рассмотрены тенденции развития религии в мире и современное состояние различных религиозных движений в Кыргызстане.

Новейшая зарубежная историография (д'Анкосс Э.К., Беннигсен А., Хол-дсворт М., Бейкон Э., Крейдер Л., Пирс Р. и др.) проявляет интерес лишь к исламскому «сектору» государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в среднеазиатских республиках, не затрагивая «спокойного» функционирования здесь православия.

Завершая историографический обзор темы, нельзя не отметить теологическую религиозную литературу. На этом поприще успешно и плодотворно трудится митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Его монография о христианских аспектах духовного наследия Кыргызстана4 -брошюры и статьи в научных изданиях насыщены конкретными фактами и событиями, которые обычно выпадают из поля зрения научных исследователей. Около двух десятилетий Владыка Владимир возглавляет Среднеазиатскую епархию, служа церкви, публикует труды, считая, что только в единст.

1 Иванова ИИ. Рационалистические ереси в истории христианства. — Бишкек: РАЙТЕХ, 2003.

2 Озмитель Е. Е. Православие в Киргизии XIX—XX вв. Ист. очерк. — Бишкек: КРСУ, 2003 и др.

3 Костина Я. Б. Религия как социокультурный феномен в истории Кыргызстана (конец XIX — начало XXI веков). — Бишкек, 2005.

4 Архиепископ Владимир (Иким).. А друзей искать на Востоке (Православие и Ислам: противостояние или содружество?). — Ташкент, 2000; Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2002. ве веры и науки, через духовное осмысление событий можно прийти к правильному пониманию истории.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что общая картина дореволюционной истории Туркестанской (Среднеазиатской) епархии Русской православной церкви представлена сравнительно полно, хотя государственная политика в отношении религии остается «белым пятном», что же касается советского периода, то он рассмотрен явно недостаточно, что не позволяет создать объективную картину.

Источниковая база работы достаточно обширна и включает как опубликованные материалы, так и архивные.

Источники по теме представлены изданными сборниками архивных материалов по проблеме культуры Кыргызстана, но все они — со специфической антирелигиозной направленностью1. Сам перечень их свидетельствует о дозированном интересе к проблемам истории религии в Кыргызстане, а точнее — антирелигиозной деятельности государства в годы Советской власти. Нами использованы также справочники Госкомиссии при правительстве по делам религий, служащие ориентиром в современной религиозной картине Кыргызстана.

Материалы Центрального госархива, Архива политической документации Кыргызской Республики содержат документы государственных и выс.

1 Культурное строительство в Киргизии. 1930;1941 гг. т. II. Часть I. Народное образование. Документы и материалы. — Фрунзе: Киргосиздат, 1960; Правда о религии: Сб. статей. — Фрунзе: Кир-госиздат, 1960; Уездно-городские партийные организации Киргизии. (1918;1924 гг.). Сб. документов и материалов. — Фрунзе: Кыргызстан, 1968; Документы свидетельствуют: О реакционной роли религии, антиобщественной деятельности служителей культа в Киргизии. — Фрунзе: Кыргызстан, 1970; Против религиозного обмана и мракобесия: сб. материалов о реакционной роли религии, антиобщественной деятельности служителей культа в Киргизии. — Фрунзе: Кыргызстан, 1970; Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917;1936 гг.). Сб. документов и материалов — М., 1971; Раскрепощение женщин Киргизии Великой Октябрьской социалистической революцией (1917;1937 гг.). Сб. документов и материалов. — Фрунзе: Кыргызстан, 1973; КПСС и советское правительство о Советском Киргизстане. Сб. документов. (1924— 1974). — Фрунзе: Кыргызстан, 1974; Резолюции и постановления съездов советов Киргизии (19 251 937 гг.). — Фрунзе, 1976; Участие женщин Киргизии в строительстве социализма. (1938;1958 гг.). Сб. документов и материалов. — Фрунзе: Кыргызстан, 1976; Разгром контрреволюционных сил в Киргизии в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. Сборник документов. 1918;1920. — Фрунзе: Илим, 1983; Культурное строительство в Киргизии (1941;1965). Документы и материалы. — Фрунзе: Кыргызстан, 1988; Первые социалистические преобразования в Киргизии. Сб. док. 1918;1920. — Фрунзе: Илим, 1990. ших партийных учреждений, а также материалы рукописных фондов Отделения общественных наук НАН Кыргызской Республики, частных архивов (академика HAH КР В. М. Плоских и научного сотрудника НАН В.Я. Галиц-кого), религиозных заведений, их переписку, постановления, отчеты.

Использованы научные журналы и исторические альманахи, в которых публиковались подборки архивных документов по истории религиозной политики советского государства в 20−30-е годы, а также периодические издания Московской Патриархии: «Церковные Ведомости», «Журнал Московской Патриархии», различные епархиальные вестники, в том числе, Среднеазиатской епархии — «Восток свыше» с материалами о внутренней жизни церкви.

В результате анализа архивных первоисточников нам удалось определить задачи, формы, методы проведения государственной религиозной политики в масштабах Российской империи и Туркестанского края, СССР и Советской Киргизии.

Нами изучены документы о роли различных партийно-государственных структурдокументы, освещавшие роль репрессивных органов в проведении курса властей по отношению к религиозным организациям и отдельным священникамматериалы, характеризующие конкретную деятельность государства в отношении религиицерковные документы, демонстрирующие реакцию Московской Патриархии на действия государственных органов, ее внутреннюю жизньнарративные источники различного характера (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.), содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих, позволяющие сопоставить с ними, откорректировать, дополнить соответствующие архивные материалы1.

Методологическую основу диссертации составляют принципы научного историзма и объективизма, а также такие исследовательские методы как сис.

1 Отец Арсений. — М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1993; Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Кн. 1. СПб.: Сатисъ, 1994; Новоселов М. А. Письма к друзьям. — М.: Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1994; Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. — М., 1995. темный, сравнительно-сопоставительный, биографический, общепринятые в гуманитарных исследованиях цивилизационного направления. Основные концептиуальные положения исследования определены философией и методологией современного научного познания, взаимообусловленностью прошлого, настоящего и будущего. Концептуальный подход к решению поставленной научной задачи позволил осветить новые стороны проблемы, выявить общее и специфическое в явлениях общегосударственного и регионального масштабов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сделана попытка комплексного исследования истории взаимоотношений государства и православной церкви конца XIX — середины XX в. на территории современного Кыргызстана. В научный оборот введен большой круг архивных материалов, ранее не изучавшихся. Впервые исследуется деятельность «Союза воинствующих безбожников» Кыргызстана и его роль в атеистической пропаганде в республике, анализируется роль государства в воспитании и образовании советского гражданина, разрушении традиционной православной семьи, включения широких масс женщин в общественно-политическую деятельность государства в целом, и Киргизии, в частности.

Научно-практическая значимость диссертации. Фактические материалы, обобщения и выводы исследования могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов и тематических работ, учебных пособий по истории и истории духовной культуры, а также для подготовки лекционных и специальных курсов на факультетах гуманитарного профиля вузов Кыргызстана, в деятельности Агентства по делам религий при правительстве Кыргызской Республики.

Апробация. По теме диссертации издана монография, опубликовано 9 статей в различных научных журналах и сборниках. Материалы, вошедшие в диссертационное исследование, используются автором в преподавании курса «Государственно-церковные отношения» на гуманитарном факультете КРСУ.

Заключение

.

Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа. Эти таинственные силы души способны к духовному творчеству только тогда, когда они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагались и гибли. Понятно, что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры" - писал И.А. Ильин1, и его размышления помогают нам понять — почему так, а не иначе складывались государственно-церковные отношения в бывшей Российской империи, а затем и в СССР.

Исследование позволило проследить, как политика государства (Российской империи и СССР) отразилась на формировании и развитии взаимоотношений государства и Русской православной церкви в Туркестане и, в частности, на территории современного Кыргызстана.

Российское государство, присоединив Туркестан, столкнулось здесь с новыми для себя обстоятельствами — абсолютным численным превосходством мусульман, и в связи с переселенцами — пестрой этноконфессиональной ситуацией в регионе.

Факты свидетельствуют, что православная церковь не играла в Туркестане главной роли, что было связано с мусульманским окружением, и тем, что государство не оказало достаточной поддержки православной церкви (нехватка церквей, монастырей, школ и пр.), а потому не воспринималась государственной в Туркестане.

1 Ильин И. Что дало России Православное христианство? // Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 2, кн. II.-М., 1992.-С. 85.

Государственно-церковные отношения в Туркестане были сложными. Туркестанская администрация не видела в церкви той силы, которая могла бы оказать ей помощь в решении стоявших перед ней колонизаторских задач. Специфика православия в Средней Азии дореволюционного периода заключалась почти в полном отсутствии миссионерской деятельности и стремлении к налаживанию с самого начала добрососедских отношений с местным исламским населением.

В православном обществе Туркестана наблюдались процессы секуляризации и дехристианизации, некоторое «противостояние» туркестанской администрации и церкви в области образования, которое мало соответствовало полиэтническому и поликонфессиональному составу населения региона. Определенную роль в этом сыграло государство, которое не только не укрепило позиции православного религиозного образования, но мало что сделало для сплочения православных, и в том числе славянских этносов. Уровень православного религиозного образования мало соответствовал этноконфессио-нальному многообразию региона. Происходила трансформация традиционных православных семейных отношений. Утрата церковью авторитета среди населения, религиозное ренегатство, деятельность различных сект, укрепление позиций ислама и католичества оказывали сдерживающее влияяние на все стороны жизни православного населения Туркестана.

В начале XX в. Туркестан, как и вся Российская империя, оказался в глубоком духовном кризисе. Разрыв исторических, культурных, духовных связей происходил повсеместно, разрушался духовный стержень государства, общества, семьи, постепенно образовывался тот вакуум, который и был впоследствии заполнен коммунистической идеологией.

Провозгласив курс на отделение Церкви от государства, партия большевиков и политическое руководство Советской России в XX в. выработали ярко выраженную (антирелигиозную) «церковную политику», заключавшуюся в разрушении Церкви изнутри и борьбе с религиозным мировоззрением как таковым. В Кара-Киргизской АО, Киргизской АССР, Киргизской ССР государство строило свои отношения с церковью согласно инструкциям и распоряжениям, которые «спускались» из центра и проводились через уполномоченных и Советы по делам религии при правительстве.

Основное направление деятельности советского государства, по сути своей, было антирелигиозным, в том числе антиправославным.

Положение усугублял массовый террор по отношению к духовенству, особенно к высшему церковному руководству (судебные процессы, заключение в тюрьмы, ссылки, физическое уничтожение).

В системе государственного управления, в партийных, советских и карательных органах были созданы специальные структуры для работы с церковью, отрабатывались новые формы и методы давления на нее, формировался зависимый от политики партии и правительства суд.

Формировались «новые» взаимоотношения в обществе, образовании, семье, «воспитывался» атеистический (советский) человек. Причем в эту работу вовлекалось все общество, силовые структуры, научные, образовательные, культурные, общественные организации.

Представленная нами деятельность «Союза воинствующих безбожников» на территории Кыргызстана позволяет раскрыть взаимоотношения государства и православной церкви в советское время, показать процесс атеизации советского общества, проанализировать некоторые изменения в отношении государства к церкви в условиях Великой Отечественной войны.

Небольшая передышка, полученная в годы Великой Отечественной войны, была использована церковью для собирания сил и восстановления утраченных позиций, а также дальнейшего выживания и приспособления в новых исторических условиях.

Исследованные нами последствия антицерковной политики, прежде всего, разрушение конфессиональной и духовной связи поколений, исторической памяти, православной культуры подтверждают, что антирелигиозная пропаганда добилась многого, но не смогла сделать главного — полностью искоренить веру человека в Бога. Православие, а с ним и Русская православная церковь, выжили и возродились после крушения коммунистической идеологии и социалистической государственности. Несмотря ни на что, сохранилась преемственность православия, мусульманства, равно как и других религий былой советской империи.

Сегодня государства СНГ, в том числе Кыргызстан, формируют новые принципы взаимодействия государственных структур с религиозными организациями различных конфессий с учетом накопленного исторического опыта. Связующим звеном между правительством и религиозными конфессиями стало Госагентство по делам религий при правительстве Кыргызской Республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Из истории религии и атеизма в Кыргызстане. Бишкек, 1991.
  2. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Док. мат-лы). М.: РИК Русанова, 1998.
  3. В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991- Он же. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. — М., 1992.
  4. А. Октябрь и развитие общественного сознания кыргызского народа. Фрунзе: Илим, 1980.
  5. Я. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Община XXI века (Православное обозрение). -2003.-6(31).
  6. АрмандИ.Ф. Статьи, речи, письма. -М., 1975.
  7. В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. -Бишкек, 1997.
  8. Т.Дж. Религиозные пережитки у киргизов и их преодоление. -Фрунзе: Илим, 1981.
  9. ЕЛ. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000.
  10. К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане. М.: АПН РСФСР, 1960.
  11. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990- Он же. О назначении человека. — М., 1993.
  12. Библия. М.: Российское библейское общество, 1994.
  13. М.В. История российского образования XX века // Вестник образования, № 16,2006.
  14. Бонч-Бруевич В.Д. «Живая церковь» и пролетариат. М., 1927- Он же. О религии, религиозном сектантстве и церкви. — М., 1959- Он же. Избранные атеистические произведения. — М., 1973.
  15. .И., Галиева З. И. История государства и права Кыргызской Республики: Курс лекций. Бишкек: КРСУ, 2004.
  16. И. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923.
  17. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
  18. Д. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. СПб., 1896,40 стр. с картой.
  19. Н.А. На борьбу с международными богами. Безбожник, 1923. № 1.
  20. О.Ю., Кнышевский П. Н. «Тайная вечеря» // Ленинградская панорама, 1991, № 6−7- Они же. Красные конкистадоры. М.: Соратник, 1994.
  21. А.И. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России. 1918−1922). М.: Красная Новь, 1923- Он же. Церковь патриарха Тихона. — М.: Госиздат, 1923.
  22. Возникновение и деятельность социал-демократических организаций в Туркестане. Летопись событий, ч. 1 (1903 февраль 1917 г.). — Ташкент, 1971-
  23. Возникновение и развитие революционного движения в Киргизии в конце XX начале XX в. / Галицкий В. Я., Джаманкараев А. В., Сапелкин А. А., Усенбаев К. У. — Фрунзе, 1973.
  24. А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы / Экспресс-информация. Серия «История статистики». Выпуск 3−5 (часть II). М., 1990.
  25. В.Я. История города Пишпека: досоветский период. 1878— 1917. Фрунзе: Илим, 1980.
  26. В., Плоских В. Старинный Ош. Фрунзе, 1987.
  27. А. Троицкий миссионерский монастырь при озере Иссык-Куль в Туркестане. М., 1984.
  28. П.В. Отделение церкви от государства в СССР. М., 1926.
  29. В.Д., Озмитель Е. Е. Из истории православия в Киргизии (имперский период) // Труды Института Мировой Культуры. Вып. II. Бишкек: Илим-Лейпциг, 2000.
  30. Государственно-церковные отношения в России (Рос. акад. упр., Гу-манит. центр, Центр пробл. философии, истории, религии, свободы совес ти (ФИРСС) / Сост. Н. А. Трофимчук. М.: Луч, 1993.
  31. С. Борьба Компартии Киргизии за всеобщую грамотность. -Фрунзе: Кыргызстан, 1980.
  32. А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1990. № 3.
  33. Джунушалиев ДД Время созидания и трагедий. 20−30-е годы XX в. -Бишкек: Илим, 2003.
  34. Г. Д. Культурная политика государства в Кыргызстане: Этапы и пути реализации (вторая половина XIX в. конец 30-х гг. XX в.). -Бишкек: КРСУ, 2005.
  35. ПА. Озеро Иссык-куль и северный берег. (Из поездки в 1887 году) // Изв. Турк. Отд. Импер. Русск. Географ. Общ. Т.1, 1898, вып. 1. -Ташкент, 1898.
  36. Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1972.
  37. В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М.: РОССПЭН, 2001.
  38. . Религиозная политика Кыргызстана в транзитный период // Труды института мировой культуры. Вып. II. Бишкек: Илим-Лейпциг, 2000.
  39. Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов). -М.: Юрид. лит-ра. Изд. второе, доп., 1971.
  40. Из истории древних культов Средней Азии (Христианство). Ташкент, 1994.
  41. И.И. Рационалистические ереси в истории христианства. -Бишкек: РАЙТЕХ, 2003.
  42. ИА. Наши задачи // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2, кн. II. -М., 1992.
  43. М. О преодолении религиозных пережитков в сознании людей.-Фрунзе: Киргосиздат, 1958.
  44. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 1998.
  45. История России: XX век / А. Н. Скворцов- Л. В. Лилов- П. Н. Зырянов- В. П. Дмитриенко и др.- от. ред. В. П. Дмитриенко. М.: ACT, 1998.
  46. История Киргизской ССР. Т. II. Кн. 1. Фрунзе: Кыргызстан, 1967.
  47. История Киргизской ССР, т. II. Фрунзе: Кыргызстан, 1986.
  48. В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине XX века: Историко-демографические очерки. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
  49. К. Из истории культурного строительства в Киргизстане. -Фрунзе: Кыргызстан, 1968.
  50. О.Р. Благотворительная и общественно-просветительская деятельность служителей православной церкви в Туркестане // К истории христианства в Средней Азии. Ташкент: Узбекистон, 1998.
  51. А.В. Революция и Собор 1917−18 г. (Наброски для истории русской церкви наших дней) // Богословская мысль. Париж: Православный Богословский ин-т, 1942.
  52. А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917−1945 гг. СПб.: СПбГТУ, 1995.
  53. К истории христианства в Средней Азии. Ташкент: Узбекистон, 1998.
  54. М. Свято-Троицкий Иссык-кульский миссионерский монастырь и его окрестности. Семиреченские областные ведомости, 1905, №№ 16−94.61 .Коллонтай A.M. Любовь трудовых пчел. М., 1924.
  55. А. Революция быта. Труд женщины в эволюции хозяйства: Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова. М.: Искусство кино, 1991. № 6.
  56. Н. Троицкий миссионерский монастырь при озере Иссык-Куль в Туркестане. Православный благовестник, 1894, № 4, № 6, № 8, № 11.
  57. Конституция (Основной Закон) Киргизской ССР. Фрунзе, 1937.
  58. Н.А. Начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. Составлено бароном Н. А. Корфом. СПб., 1871.
  59. А.В. Антирелигиозная пропаганда и задачи комсомола. М.: Молодая гвардия, 1937.
  60. Я.Б. Религия как социокультурный феномен в истории Кыргызстана (конец XIX начало XXI веков). — Бишкек, 2005.
  61. П.А. На церковном фронте (1918−1923). М., 1923- Он же. Избранные, атеистические произведения. — М., 1964.
  62. Крест на красном обрыве. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2002.
  63. Крестьянское движение в России в годы первой мировой войны. Июль 1914 г. февраль 1917 г. — М., 1965.
  64. Н.К. Вопросы атеистического воспитания. -М., 1964.
  65. В.Н. Женщина и революционные события 1917 года: некоторые уроки для современной России / Женщины и история. Материалы научного симпозиума. Тверь, 1997.
  66. В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1984.
  67. З.К. Национальная интеллигенция 20−30 годов: вклад в возрождение государственности кыргызского народа и борьбу с тоталитарно-авторитарным режимом. Бишкек, 2005.
  68. В.И. Полн. собр. соч., т. 39.
  69. М.Н. Революция и церковь. М., 1923.
  70. А.В. Христианство или коммунизм. Диспут А. В. Луначарского с митрополитом А. Введенским. М., 1926- Он же. Почему нельзя верить в бога. Избранные атеистические произведения. — М., 1965- Он же. Об атеизме и религии. — М., 1970.
  71. A.M. Академические гимназии при Московском университете // Лицейское и гимназическое образование. М., 1998, № 2 (3)-3 (4).
  72. Е.А. Эволюция русского православия в условиях Средней Азии. Ташкент, 1990.
  73. Население Кыргызстана. Бишкек: Изд-во Нацстаткомитета Кыргызской Республики, 2004.
  74. М.А. Письма к друзьям. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, 1994.
  75. С.С. Царствование императора Николая II. М., 1992.
  76. Отделение церкви от государства. Дополнения к книге П.В. Гидуля-нова. М., 1929.
  77. Отец Арсений. -М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1993.
  78. М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
  79. Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Кн. 1. СПб.: Сатисъ, 1994.
  80. Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917−1923 гг. М.: Наука, 1968- Он же. Тихоновщина и ее крах. — Л.: Лениздат, 1987.
  81. Н.Ф. Православная церковь в 1917—1935 гг.. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. T.V. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  82. С.В. Репрессированная культура Кыргызстана: малоизученные страницы истории. Бишкек: Илим, 2002.
  83. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.
  84. М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого епископа и хирурга // Октябрь. 1990, №№ 2−4.
  85. Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995- Он же. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. — М.: Изд-во ББИ, 1996- Он же. Тоталитаризм и вероисповедание. -М.: ББИ, 2003.
  86. Л. Трагедия Русской Церкви 1917−1945. Париж: Имка-Пресс, 1977.
  87. В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М., 1926.
  88. В.В. Опавшие листья. Берлин, 1930.
  89. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы. М&bdquo- 2004.
  90. Русское Православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.
  91. РыбачукН.Ф. Труд и формирование нового человека (Влияние труда на атеистическую убежденность личности). Киев: Наукова думка, 1986.
  92. С.М. Ем. Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20 начала 30 гг. // По этапам атеизма. — M.-JL, 1967.
  93. Свод законов Российской империи, т. X, ч. 1. М., 1906.
  94. Скворцов-Степанов И.И. О живой церкви. М., 1922- Он же. Избранные атеистические произведения. — М., 1959.
  95. Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. М., 1995.
  96. Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
  97. П. Путь Русской Православной Церкви в России СССР (1917−1961) // Русская Православная Церковь в СССР. — Мюнхен, 1960.
  98. КВ. Соч. Т. 11. М., 1947.
  99. Суд и правосудие в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1974.
  100. А. Вера в Туркестане (Очерк истории религий Средней Азии и Казахстана). Бишкек, 1993.
  101. .С. Женщины Советского Киргизстана в борьбе за социализм и коммунизм. Исторический опыт раскрепощения женщин Востока в процессе строительства социализма и коммунизма. Фрунзе: Илим, 1967.
  102. О. Конфессиональные культуры на территории Кыргызстана (истоки и современность). Бишкек: Архи, 2005.
  103. .В. Новая церковь. М.- Пг.: Петроград, 1923- Он же. Церковь во время революции. — Пг.: Былое, 1924.
  104. А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск, 1997.
  105. Труды Института мировой культуры / Актуальные проблемы образования и духовной культуры Кыргызстана в евразийском пространстве. Вып. II. Бишкек-Лейпциг: Илим, 2000.
  106. Труды Института мировой культуры / Государственность и религия в духовном наследии Кыргызстана. Вып. III. Бишкек-Лейпциг: Илим, 2003.
  107. Труды Института мировой культуры / Война. Мир. Духовное наследие. Вып. IV. Бишкек-Лейпциг: Илим, 2005.
  108. УсенбаевК. Восстание 1916 г. в Киргизии. Фрунзе: Илим, 1967.
  109. УэрК. Православная церковь. -М.: ББИ, 2001.
  110. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 19 171 991 гг.-М.: Зерцало, 1997.
  111. В. История Русской Православной Церкви 1917−1990. Т.9. -М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997.
  112. И.Р. Законодательство о религии в СССР. Paris, 1973.
  113. А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.
  114. М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах) -М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.
  115. А.Д. Исторический путь Православия. Париж: Имка-Пресс, 1989.
  116. В. А. Из церковной жизни Туркестана. Верный, 1902.
  117. А. Белорусы в Кыргызстане. Путь духовного возрождения. -Бишкек: Пропеллер, 2001- Он же. Очерк истории религий в Кыргызстане. -Бишкек: ОБСЕ, 2002- Он же. Казаки в Кыргызстане. Бишкек: КРСУ, 2002.
  118. Curtiss I. Op.cit.- Grunwald С. The Churches and the Soviet Union. -New York: Macmillan, 1962.
  119. Faure Ch. L’Utopie de la Femme Nouvelle dans l’oeuvre d’Alexandra Kollontai // Strategic des femmes. P., 1984.
  120. Fletcher W. The Russian Orthodox Church Underground, 1917−1970. Oxford: University Press, 1971.
  121. Kollontai Alexandra. The Labour Women in the Revolution of the Economy // Alix Holt (ed.) Alexandra Kollontai: Selected Writings. New York, 1977.
  122. Pospelovskiy D. A. History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet An-tireligions Policies. London: Macmillan, 1987.
  123. Struve N. Les Chretiens en URSS. Paris: Editions du Sevil, 1963.1. Материалы архивов:
  124. ЦГА КР. Ф. И-72. On. 1. Д. 1. Л. 97, 97об, 98,98об, 160,160об.
  125. ЦГА КР. Ф. И-72. On. 1. Д. 38. Л. 1об.
  126. ЦГА КР. Ф. И-73. On. 1. Д. 6. Л. 34,38об, 49.
  127. ЦГА КР. Ф. И-73. On. 1. Д. 9. Л. 42, 50об.
  128. ЦГА КР. Ф. И-74. On. 1. Д. 13. Л. 80.
  129. ЦГА КР. Ф. И-86. On. 1. Д. 1. Л. 2,2об, 3, 11, 11об, 24,46.
  130. ЦГА КР. Ф. И-86. On. 1. Д. 2. Л. 20об, 24об, 30, ЗОоб, 31, 31 об, 32,51, 51 об, 52, 52об, 78, 78об, 80об.
  131. ЦГА КР. Ф. И-86. On. 1. Д. 26. Л. 9, 9об, 10.
  132. ЦГА КР. Ф. И-86. On. 1. Д. 27. Л. 286−286об.
  133. ЦГИА РФ. Ф. 23. Оп. 25. Д. 455. Л. 31−32.
  134. ЦГА КР. Ф. 21. Оп. 4. Д. 83. Л. 28.
  135. ЦГА КР. Ф. 26. On. 1. Д. 1. Л. 179.
  136. ЦГА КР. Ф. 26. On. 1. Д.З. Л. 1−45, 105−110.
  137. ЦГА КР. Ф. 68. Оп. 2. Д. 1. Л. 145−145 об.
  138. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 3. Л. 2, 3,10,16−24, 235.
  139. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 40. Л. 1−9.
  140. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 42. Л. 1−4.
  141. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 45. Л. 1−7.
  142. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 49. Л. 1−5.
  143. ЦГА КР. Ф. 72. On. 1. Д. 52. Л. 7−9,11,12, 25, 39,41.
  144. ЦГА КР. Ф. 74. Оп. 2. Д. 5. Л. 10,12.
  145. ЦГА КР. Ф. 647. On. 1. Д. 167. Л. 48−50.
  146. ЦГА КР. Ф. 647. Оп. 2. Д. 98. Л. 77.
  147. ЦГА КР Ф. 688. On. 1. Д. 229. Л. 52−55.
  148. ЦГА КР. Ф. 688. Оп. 3. Д. 38. Л. 33.
  149. ЦГА КР. Ф. 688. Оп. 3. Д. 319. Л. 7.
  150. ЦГА КР. Ф. 951. On. 1. Д. 1. Л. 18,21−22,2433−34, 36−37,45,65−66,103. ЦГА КР. Ф. 951. On. 1. Д. 1а. Л. 8, 9. ЦГА КР. Ф. 951. On. 1. Д. 2. Л. 1−3,17. ЦГАКР. Ф. 951. On. 1. Д.З. Л. 3−4.
  151. ЦГА КР. Ф. 951. On. 1. Д. 5. Л. 8,9,30,42,43−43об., 45,50−50об. ЦГА КР. Ф. 1631. Оп. 2, Д. 4. Л. 22, 22об, 25, 26, 30, 32, 36−39, 100, ЮОоб- 118−119,137,165.
  152. ЦГАКР. Ф. 1631. Оп. 2. Д. 7. Л. 7,11,108−109,144,145. ЦГА КР. Ф. 1631. Оп. 2. Д. 32. Л. 7.
  153. ЦГА КР. Ф. 1631. Оп. 2. Д. 16. Л. 43−45,50−52,54,63,79, 82,130,147. ЦГА КР. Ф. 1631. Оп. 2. Д. 29, Л. 3, 5,7,10,13,14, 25. ЦГА КР. Ф. 1631. Оп. 2. Д. 34. Л. 7.
  154. ЦГА ПД КР. Ф. 42. On. 1. Д. 173. Л. 1,3,6, 82−84, 125−125об, 126об, 127.
  155. ЦГА ПД КР. Ф. 42. On. 1. Д. 348. Л. 29.
  156. ЦГА ПД КР. Ф. 42. On. 1. Д 492. Л. 147−148.
  157. ЦГА ПД КР. Ф. 42. On. 1. Д. 424. Л. 87−93.
  158. ЦГА ПД КР. Ф. 42. On. 1. Д. 553. Л. 41,55.
  159. ЦГА ПД КР. Ф. 56. On. 1. Д. 189. Л. 3, 54, 55, 70−71, 87, 88, 90, 91, 102, 103,197,198.
  160. Туркестанские епархиальные ведомости. 1909. № 22.
  161. Туркестанские епархиальные ведомости. 1916. № 1.
  162. Революция и церковь. 1919. № 1.
  163. Известия ЦК РКП (б). 1919. № 6.
  164. Известия ЦК ВКП (б). 1929. № 16.
  165. JI.M. Кагановича на I съезде колхозников-ударников / Антирелигиозник. 1934. № 1.
  166. За агитацию против школы. Советская Киргизия, 1927, 25 февраля.
  167. Пути раскрепощения женщины. Советская Киргизия, 1927, 3 марта.
  168. Тяжело женщине в Васильевке. Советская Киргизия, 1927, 8 марта.
  169. Комсомольцы венчаются. Советская Киргизия, 1927, 30 марта.
  170. Как работать кружку безбожников. Советская Киргизия, 1927, 8 апреля.
  171. Октябрины" в совпартшколе (против религиозных крестин). Советская Киргизия, 1927,10 апреля.
  172. Религия дурман. — Советская Киргизия, 1927,23 апреля.
  173. Предназначали под школу, а отдали под молельню. Советская Киргизия, 1927,1 июня.
  174. Школа или молитвенный дом. Советская Киргизия, 1927,13 июля.
  175. Церковь против науки. Эволюционный процесс и религия. Советская Киргизия, 1927, 18 июля.
  176. Возникновение жизни на земле (происхождение воды, жизни, природы). -Советская Киргизия, 1927,21 июля.
  177. Как произошли животные и растения. Теория эволюции". Советская Киргизия, 1927,26 июля.
  178. Откуда пошел род человеческий. Человек млекопитающее животное. -Советская Киргизия, 1927, 31 июля.
  179. Богомольные комсомольцы. Советская Киргизия, 1927, 8 августа.
  180. Старость и смерть. Советская Киргизия, 1927,9 августа.
  181. Есть ли у человека бессмертная душа? Советская Киргизия, 1927, 14 августа.
  182. Поповский агитпроп за работой. Советская Киргизия, 1927,15 августа.
  183. Дайте школу. Советская Киргизия, 1927, 25 сентября.
  184. Учитель богомастер. — Советская Киргизия, 1927, 27 октября.
  185. Против Бога. Советская Киргизия, 1927, 31 октября.
  186. Агитация и пропаганда в системе партработы. Советская Киргизия, 1927,18 ноября.
  187. Конкурс на лучшего ребенка. Советская Киргизия, 1927,1 декабря.1. Сборники документов:
  188. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922−25 гг. М.: РОССПЭН, 1997. Т.1.
  189. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917−1936 гг.). Сб. документов и материалов М., 1971.
  190. В.И. Ленин о воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1983.
  191. Деятельность отделов по работе среди женщин. М., 1921.
  192. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о женском вопросе. М., 1971.
  193. КПСС и советское правительство о Советском Киргизстане. Сб. документов. (1924−1974). Фрунзе: Кыргызстан, 1974. — 380 с.
  194. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8. 9-е изд., доп. и испр. М., 1985.
  195. Культурное строительство в Киргизии. 1918−1929 гг. Сб. документов и материалов, т.1. Фрунзе: Киргосиздат, 1957.
  196. Культурное строительство в Киргизии. 1930−1941 гг. т. II. Часть I. Народное образование. Документы и материалы. Фрунзе: Киргосиздат, 1960.
  197. Культурное строительство в Киргизии (1941−1965). Документы и материалы. Фрунзе: Кыргызстан, 1988.
  198. Первые социалистические преобразования в Киргизии. Сб. док. 1918— 1920. Фрунзе: Илим, 1990.
  199. Против религиозного обмана и мракобесия: сб. материалов о реакционной роли религии, антиобщественной деятельности служителей культа в Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1970.
  200. Очерки истории Коммунистической партии Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1979. — 747 с.
  201. Разгром контрреволюционных сил в Киргизии в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. Сборник документов. 1918−1920. -Фрунзе: Илим, 1983.-541 с.
  202. Раскрепощение женщин Киргизии Великой Октябрьской социалистической революцией (1917−1937 гг.). Сб. документов и материалов. Фрунзе: Кыргызстан, 1973.
  203. Резолюции и постановления съездов советов Киргизии (1925−1937 гг.). -Фрунзе, 1976.
  204. Русская православная церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы. М.: Изд-во ББИ, 1996.
  205. Сборник постановлений пленума Верховного суда СССР (1924−1986). -М.: Известия, 1987.
  206. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. М&bdquo- 1929.
  207. Советский Кыргызстан в документах. 1917−1967. Фрунзе: Кыргызстан, 1983.
  208. Уездно-городские партийные организации Киргизии. (1918−1924 гг.). Сб. документов и материалов. Фрунзе: Кыргызстан, 1968.
  209. Участие женщин Киргизии в строительстве социализма. (1938−1958 гг.). Сб. документов и материалов. Фрунзе: Кыргызстан, 1976.1. Интернет-материалы:
  210. В. Вавилонское пленение: Русская православная церковь в XX веке http://www.zavet.ru/kalendar/novm/008.htm
  211. С. Религиозная составляющая этнокультурной идентичности россиян. Столетие мутационных трансформаций http: // www.Dartmouth.edu/-ern/groups/religion.
  212. О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание-http://www.pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm
  213. Декрет о национализации земли http://www.zakon.rin.ru Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов -http://www.zakon.rin.ru
  214. Н. Октябрьская революция и Умма России- http://www.muslim.ru
  215. О.П. Религиозный аспект национальной политики в российском Туркестане конца XIX начала XX века -http://www.kennan.ru/index.php/corporate/media/islam
  216. И.И. Несторианство, буддизм и православие в Центральной Азии / Перекрестки культур Электронный журнал на сайте http://siteistok.host.net.kg/index.htm
  217. История Русской Церкви. Краткие обзоры- http://www.dorogadomoj.com/dl40irc.html
  218. Конституция РСФСР 1918 г. http://www.zakon.rin.ru Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922—1925 гг.- http://www.history.machaon.ru
  219. О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.) http://www.svitlo.net/istoria
  220. А.И. Краткая энциклопедия учебных заведений. Из трудов Частной Комиссии об училищах и призрения требующих- http://teacher.fio.ru/news.php?n=19 873
  221. А.И. Краткая энциклопедия учебных заведений. Устав учебных заведений, подведомственных университетам- http://teacher.fio.ru/news.php ?п=19 873
  222. А.И. Краткая энциклопедия учебных заведений. Формирование российского образования как системы- http://teacher.fio.ru/news.php?n=19 873
  223. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. История Православия в Киргизии http: //www. Pravoslavie. kg
  224. Периодизация истории Русской Церкви- http://ezh.sedmitza.ru/index.html ?did=481
  225. С. На руинах старого мира. О религиозных корнях коммунистической идеологии- http://www.kiev-0rth0d0x.0rg/site/b00kshelf/l 145/
  226. О. Религиозное образование за рубежом и в России- http://teacher.fio.ru/news.php?n=l 1407
  227. М.В. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939— 1964 гг.- http://www.krotov.info/spravki/persons/21person/shkarovsky.html
  228. Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции -http://www.religare.ru/analytics4037.htm
Заполнить форму текущей работой