Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения проблем и противоречий между подходами и методами управления учреждением СПО в целом, и методической службой как структурным подразделением, был применен фундаментальный подход в виде проектирования и реализации модели структуры управления учебного заведения, которая обусловила методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью, объективно расширила сферу… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теория и практика организации методической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность и специфика методической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 2. Современные подходы к управлению в сфере образования
    • 1. 3. Методическая служба в системе управлении образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Моделирование методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования
    • 2. 1. Моделирование структурно-функциональной модели методической службы в условиях системных изменений образовательной среды
    • 2. 2. Технология реализации блоков управления методической службы
    • 2. 3. Результаты апробации модели методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью
  • Выводы по 2 главе

Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные политические, экономические, социокультурные преобразования в Российской Федерации обусловили необходимость реформирования и дальнейшего развития образования. Реформирование образования предполагает его демократизацию, усиление интегративных процессов, укрепление связи с педагогической наукой, производством, что в полной мере относится к профессиональному образованию на всех его ступенях, в том числе, среднему профессиональному образованию. В этих условиях возрастает роль управления процессами, происходящими в образовательном учреждении. Актуальной становится задача и совершенствования управления методической службы.

В теории и практике образования наряду с традиционными методическими службами созданы новые типы методических структур. Они функционируют как инновационные методические службы, однако осуществляющиеся в них инновации носят, в основном, локальный характер, не оказывая заметного влияния на существующую практику образования. Это связано с тем, что, во-первых, наряду со структурными изменениями, которые ведут к структурному многообразию, не меняются традиционно сложившиеся подходы к управлению происходящими процессами. Во-вторых, односторонняя направленность методической службы (целевая аудиторияпедагоги) исключает из сферы её воздействия административно-управленческие кадры и структуры, деятельность которых не в меньшей степени, чем педагогов, нуждается в методическом обеспечении. В-третьих, наряду с научно обусловленной многофункциональностью методической службы основная её функция определяется как функция обслуживания.

Специфика методической службы учреждения среднего профессионального образования обусловлена обеспечением эффективного функционирования и развития образовательного учреждения в условиях инноваций, и требует, на наш взгляд, особого внимания к поиску научного подхода по управлению этими процессами, и научного обоснования методической службы как субъекта управления. Вместе с тем правомерно отметить, что управленческо-методологические аспекты методической службы учреждений среднего профессионального образования остаются мало разработанными и теоретически и-практически.

В последние годы формируется новая парадигма управления, в основе которой лежат системный и ситуационный подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства. Появляются новые подходы к управлению образовательными учреждениями, новые принципы, формы и методы управления. Новой стратегии соответствуют сформулированные в 1990;е годы принципы управления, в которых главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс и на повышение роли коллектива в управлении. Это обусловливает возможность изменений в управлении и определении новых подходов к направлениям деятельности методической службы в условиях динамично развивающейся внешней и внутренней образовательной среды, определении методов и механизмов согласованного функционирования в реализации образовательных задач, развитии профессиональных, интеллектуальных и других качеств педагогов и административно-управленческих кадров учреждения среднего профессионального образования.

Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблемы методической службы привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогической науки.

Философско-методологические, управленческие и организационно-методические аспекты развития профессионального образования освещались в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. А. Булгакова, Н. И. Думченко, A.M. Новикова, И. П. Смирнова, и др. Обоснованию системы управления образованием посвящены исследования Ю. С. Алферова, Ю. В. Васильева, В. И. Зверевой, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и др. Различные аспекты управленческой деятельности образовательного учреждения рассматривались С. И. Архангельским, Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной и др. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности исследованы А. А. Бадаевым, А. В. Кикнадзе, А. В. Мудриком, И. Ф. Харламовым и др.

Особенности управления методической работой профессиональных учебных заведений рассмотрены В. А. Андреевой, В. Н. Максимовой, В. И. Мигалем, В. А. Подвойским, П. И. Самойленко, Л. Г. Семушиной, В. П. Симоновым, И. П. Смирновым, П. И. Третьяковым, В. Д. Федоровым, Р. Х. Шакуровым и др.

Вместе с тем исследований, обращенных к управленческой проблематике методической службы, обусловленных расширением сферы её управленческой компетенции в образовательном пространстве учебного заведения, изучением проблем, методов и механизмов управления методической службы образовательной деятельностью нами не выявлено.

Эти факты позволяют говорить о противоречии в теории и практике управления в учреждениях среднего профессионального образования: между необходимостью формирования научного подхода к методической службе как субъекту управления образовательной деятельностью и отсутствием научно-теоретических основ и моделей управления.

Исходя из вышеизложенного и основываясь на многолетнем руководстве методической службой учреждения среднего профессионального образования, нами сформулирована тема диссертационного исследования «Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования».

Цель исследования: разработать модель методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования.

Объект исследования — система управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования — методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования. «.

Гипотеза исследования — методическая служба станет субъектом управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования, если:

— выявлены проблемы управления методической службы образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования;

— управленческая компетенция методической службы распространена на структурные подразделения образовательной деятельности учебного заведения;

— структура и блоки управления методической службы адекватны потребностям образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить проблемы в управлении методической службы образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования;

2. Модернизировать структуру управления учреждения среднего профессионального образования, которая расширит управленческую компетенцию методической службы на административно-управленческие кадры, службы и структуры учебного заведения, и обусловит её как субъект управления образовательной деятельностью;

3. Разработать и реализовать структуру и блоки управления методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования;

4. Разработать технологию управления методической службы образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования.

Методолого-теоретической основой исследования являются:

— идеи и положения общей теории управления, разработанные в зарубежной и отечественной науке (Э. Деминг, У. Оучи, А. Файоль, и др.),.

— исследования, посвященные управлению педагогическими системами (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Ю. К Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Боголюбов, В. Н. Гуров, С. В. Степанов, Т. И. Шамова и др.);

— подходы в управлении образованием системный (С.И. Архангельский, В. И. Зверева, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, С. В. Яблонский и др.), функциональный (B.C. Лазарев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В. А. Якунин и др.), поведенческий (В.И. Байденко, В. А. Болотов, Бианки Елене,.

Дж. Ван Зантворт и др.), ситуационный (А.С. Границкая, Т. М. Давыденко, Н. В. Кухарев, B.C. Решетько, Г. В. Савельев, Э. Я. Ямбург и др.), структурный (В.Н. Аверкин, Ю. И. Калиновский, ТА. Полунина и др.), институциональный (Н.В. Василенко, А. Д. Максимова, М. М. Скорев, Р. Холл и др.);

— исследования методологических проблем управления в образовании (И.А. Богачек, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко и др.);

Существенной предпосылкой стали исследования по анализу особенностей управления методической работой профессиональных учебных заведений (Ю.С. Алферов, В. Н. Максимова, И. П. Смирнов, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров и др.) — теоретических аспектов создания инновационной методической службы, ее структуры и содержания методической работы в профессиональном образовательном учреждении (П.Ф. Анисимов, Т. П. Афанасьева, Л. И. Белоусова, А. Т. Глазунов, В. Д. Зотова, Э. Д. Идиатуллина, В. Н. Максимова, Т. И. Олифиренко, Н. А. Подхомутников, и др.), проблем организации работы методиста профессионального учебного заведения (О.Г. Бутузова, Н. Н. Михайлова, Н. М. Уварова и др.) — педагогической диагностики (В.М. Антипова, Б. П. Битинас, Г. П. Богомолова, Г. Ф. Карпова, Е. А. Михайлычев и др.).

Интерес для выполняемого исследования представили публикации, посвященные проблемам прогнозирования и проектирования образовательных процессов (Б.С. Гершунский, Н. Б. Крылова, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин и др.).

Исследование опиралось на труды, в которых рассматриваются различные проблемы методического обеспечения деятельности профессиональных учебных заведений в новых социально-педагогических условиях (И.П. Жданова, Л. Н. Сумарокова, Ю. Ф. Третьякова, Н. А. Шмелева, В. В. Шапкина и др.).

Методы исследования: изучение документов и литературы по вопросам среднего профессионального образованиятеоретический анализ современных подходов и методов управления в образовании и литературы по теме исследованиямоделирование и сравнительный анализ практики методической службы как субъекта управлениянаблюдение, анкетирование, беседа, рейтинг, самооценка, тестирование, опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальная база. Исследования выполнялись в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Автотранспортный колледж» г. Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2007 год.

Организация исследования.

На первом проблемно-поисковом этапе (2000;2001гг.) — изучалась теория и практика управления методической службы образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования, анализировались результаты констатирующего эксперимента, определялись исходные теоретические позиции.

На втором организационно-управленческом (2002г.) — разрабатывалась модель методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования.

На третьем опытно-экспериментальном (2003;2005гг.) — проверялись положения гипотезы исследования, апробировались управленческие новации, проверялась жизнеспособность модели методической службы.

На четвертом аналитико-обобщающем (2006;2007гг.) — проводились сравнительный анализ и обобщение результатов, оформление диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблемы управления методической службы образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования обусловлены противоречием между потребностью в услугах методической службы и функциональной направленностью её деятельности на педагога, что определяет как содержание, так и сферу управленческой компетенции методической службы. Потребность в услугах методической службы формируется совокупностью образовательных услуг, структурных компонентов и функциональных элементов обеспечения образовательной деятельности с учетом факторов внешней и внутренней образовательной среды и определяет необходимость расширения функциональной направленности методической службы на административно-управленческие кадры и образовательные структуры учебного заведения.

2. Место методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования обусловлено организационно-управленческой структурой учебного заведения, которая: выстраивает/определяет взаимосвязи методической службы со службами и структурными подразделениями, расширяет взаимодействие с внутренней и внешней образовательной средой, интегрирует методическую службу в единое целое, обусловленное обратными связями образовательное пространство учебного заведения. Это расширит управленческую компетенцию методической службы, обусловит её переход из сферы обеспечения деятельности педагогов в сферу управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования.

3. Модель методической службы как субъекта управления учреждения среднего профессионального образования опирается на: структуру управления, структуру организации, полифункциональную систему организации и контроля образовательной деятельности, блоки управления, технологию их реализации, регламентируется организационно-методической документацией и рекомендациями.

Структура управления методической службы представляет матричную с элементами функциональной и проектной структур, отражает стабильный характер режима заданного функционирования, открывает возможность одновременной реализации многих проектов, посредством наложение специально созданных временных целевых структур на постоянную структуру методической службы, что придает ей гибкость и мобильностьимеет четкие определения по уровням, субъектам управления с их правами, обязанностями, связями и ответственностью, действие и взаимодействие которых регламентировано локальными нормативными документами, основано на этических отношениях субординации и координации, тесном взаимодействии и взаимопроникновении индивидуальных и общих интересов в решении задач образовательной деятельности.

Структура организации как механизм управления обусловливает взаимодействие методических структур, воплощает наше теоретическое представление о том, что в отличие от вертикального механизма постановки проблемы, цели и т. д., реализация их имеет горизонтальную направленность, основанную на принципах взаимодействия и взаимопроникновения методических структур, способствует укреплению горизонтальных и вертикальных связей структуры управления, обеспечивает эффективное управление методической службы решением задач образовательной деятельности.

Полифункциональная система организации и контроля образовательной деятельности формирует замкнутый цикл реализации функций управления на фоне постоянного присутствия контроля и самоконтроля деятельности, позволяет осуществлять системное, целевое и опережающего управление, способствует побуждению педагогической активности, придает управлению характер технологичности.

Блоки управления как целевые ориентиры и главные объекты управления-определяют содержание деятельности методической службы, её субъектов по совершенствованию объектов воздействия. Блоками управления определены: организация и контроль разработки и реализации оптимального содержания образовательной деятельности, кадры и кадровая политика, экономическое и материально-техническое обеспечение методической службы.

Технология реализации блоков управления представлена процессом формирования содержания каждого блока, педагогическими условиями, механизмом реализации решений и ролью каждого блока в управлении, методикой реализации функций планирования и контроля образовательной деятельности. Она обеспечивает сформированность управления методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью.

Организационно-методическая документация обеспечивает согласованное функционирование методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью.

Научная новизна:

Обоснована методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью, её переход из сферы обеспечения деятельности педагогов в сферу управления, разработкой и реализацией образовательной политики учреждения среднего профессионального образования;

— Обоснована зависимость решения проблем образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования от управленческой компетенции методической службы;

— Определены блоки управления, как целевые ориентиры управления методической службы образовательной деятельностью в учреждении среднего профессионального образования.

— Уточнены понятия «структура управления» и «структура организации» как, соответственно, совокупность должностных лиц, между которыми распределены управленческие полномочия и ответственность за их выполнениесовокупность структурных подразделений как инструментов реализации функций управления, которые на основе взаимодействия, образуют механизм реализации целей и задач методической службы;

— Уточнены цели, задачи и направления деятельности методической комиссии как объединения преподавателей учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку выпускников одной специальности с первого по последний курс, выполняющих функции их комплексного профильного научно-методического обеспечения на основе вертикального межпредметного взаимодействия;

— Уточнены цели, задачи и направления деятельности предметной (цикловой) комиссии как объединения преподавателей родственных учебных дисциплин, выполняющих функции их реализации на основе комплексного учебно-методического обеспечения, горизонтального и вертикального межпредметного взаимодействия внутри комиссии.

Теоретическое значение исследования:

1. Внесен определенный вклад в теорию управления профессионального образования на основе выявления содержания деятельности методической службы, обусловленного потребностями учреждения среднего профессионального образования.

2. Обобщены теоретические представления о методической службе как субъекте управленияобразовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования на основе матричной структуры управления.

3. Расширены научные положения об управленческой компетенции методической службы в образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образования как основы формирования политики управления образовательной деятельностью учебного заведения.

Практическая значимость исследования:

1. Разработана и внедрена технология реализации блоков управления.

2. Разработано и опубликовано методическое пособие «Организация и контроль учебно-методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: инструктивно-методические материалы и рекомендации» для практического использования в организации работы методических служб учреждений среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, разносторонностью экспериментальной деятельности, длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, применением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования осуществлялась в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Автотранспортный колледж» (г. Санкт-Петербург) в период с 2003 по 2005 год. Результаты обсуждались и получили одобрение на педагогическом совете колледжа, на курсах повышения квалификации руководящих и педагогических работников Санкт-Петербурга, на заседаниях кафедры образовательного менеджмента государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» Минобразования и науки РФ. Идет процесс внедрения в практику работы государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж телекоммуникаций института телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича».

Структура диссертации определена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложенийсодержит 28 рисунков и 33 таблицы.

Выводы по 2 главе.

На основе выявленных и представленных в 1 главе настоящего исследования проблем управления методической службой учреждения среднего профессионального образования спроектирована и реализована на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Автотранспортный колледж» модель методической служба как субъекта управления образовательной деятельностью.

Для решения проблем и противоречий между подходами и методами управления учреждением СПО в целом, и методической службой как структурным подразделением, был применен фундаментальный подход в виде проектирования и реализации модели структуры управления учебного заведения, которая обусловила методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью, объективно расширила сферу её управленческой компетенции в образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образованиярасширила функциональную направленность методической службы на административно-управленческих работников, возглавляемые ими службы и структурные подразделения. Это позволило снять противоречие, выражавшееся в отсутствии управленческих и других взаимосвязей методической службы с подразделениями учебного заведения, и, как следствие, отсутствие взаимодействия с внутренней и внешней образовательной средой учебного заведения, обеспечило перевод методической службы из сферы обеспечения деятельности педагогов в сферу управления разработкой и реализацией образовательной политики.

Разработка и внедрение модели структуры управления и структуры организации методической службы, полифункциональной системы организации и контроля учебно-методической деятельности, разработка и реализация технологии управления позволили кардинально изменить управление методической службы, создать методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью.

Эффективность новой модели методической службы, подтверждена результатами экспериментальной проверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования дают основания утверждать, что в условиях реформирования профессионального образования его демократизации, усиления интегративных процессов, укрепления связи с педагогической наукой, производством возрастает роль управления процессами, происходящими в-образовательном учреждении, актуальной становится задача совершенствования управления, в том числе и методической службы учреждения среднего профессионального образования.

Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблемы управления методической службы привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогики, однако, исследований обращенных к управленческой проблематике методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования, нами не выявлено.

Эта проблема нуждалась в научной разработке. В связи с этим и был проведен настоящий эксперимент.

Анализ литературы по предмету исследования, несмотря на их разносторонность, показал недостаточную теоретическую и методологическую разработанность вопросов формирования структурно-содержательных основ методической службы.

Исследование показало, что традиционно сложившаяся функциональная направленность деятельности методической службы на педагога, определяющая формирование содержательной основы методической службы, не удовлетворяет современным требованиям развития учреждения среднего профессионального образования. Образовательная система учебного заведения формируется совокупностью образовательных услуг, структурных компонентов и функциональных элементов обеспечения образовательной деятельности, которые требуют методического присутствия и расширения в связи с этим, функциональной направленности и функционального пространства деятельности методической службы. Расширение функционального пространства, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости расширения сферы управленческой компетенции методической службы, которая определяется степенью её управленческой свободы в образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образования.

Применение положений теории образовательного менеджмента, теории систем и методологии управления в анализе практики управления методической службы обнаружило консервативный подход к реализации идей, рекомендуемых в области управления образовательными системами, и позволило выявить, что:

— методическая служба, является подсистемой управленческой системы учреждения среднего профессионального образования, обеспечивает её существование, функционирование и развитие в мере обусловленной степенью её управленческой свободы;

— степень управленческой свободы методической службы отражается в организационно-управленческой структуре учреждения среднего профессионального образования и определяется сферой её управленческой компетенции в образовательном пространстве учебного заведения;

— сфера управленческой компетенции методической службы выражается во взаимосвязях этой организационно-управленческой структуры и обусловливает место и роль, которое в ней занимает руководитель методической службы, определяя тем самым сферу управленческой компетенции методической службы в учреждении среднего профессионального образования.

Выявленные факторы позволяют говорить о зависимости субъекта управления — методической службы — от степени её управленческой свободы и управленческой компетенции в образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образования, как о закономерности, влияющей на эффективность управления методической службы, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Для решения проблем между подходами и методами управления учреждением среднего профессионального образования в целом, и методической службой как структурным подразделением, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, был применен фундаментальный подход в виде проектирования и реализации модели структуры управления учреждения среднего профессионального образования, которая обусловила методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью, и объективно расширила сферу её управленческой компетенции в образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образования.

Всестороннее исследование управления методической службы показало не высокие, а зачастую, и низкие результаты по параметрам оценки эффективности управления и сформированности деятельности методической службы.

Для решения проблем, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, был применен исследовательский подход в виде проектирования и реализации модели методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью, которая включала:

1. Модель структуры управления методической службы;

2. Модель структуры организации методической службы;

3. Модель полифункциональной системы организации и контроля учебно-методической деятельности;

4. Блоки управления методической службы;

5. Технологию реализации блоков управления.

Реформирование методической службы осуществлялось на принципах системного подхода, было обеспечено концепцией и Комплексной целевой программой развития методической службы.

Проведенное исследование позволило:

— выявить и решить проблемы организации методической деятельности в учреждении среднего профессионального образования;

— обосновать расширение функциональной направленности и расширить функциональное пространство деятельности методической службыобосновать необходимость и расширить сферу управленческой компетенции методическойслужбы, путем изменения организационноуправленческой структуры учреждения среднего профессионального образования, обусловившей методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью;

— создать методическую службу как субъект управления образовательной деятельностью;

При анализе современных подходов к управлению в сфере образования:

— уточнены понятия «структура управления» и «структура организации»;

При анализе управления образовательной деятельностью:

— уточнено понятие «методическая работа», которое в контексте целей и задач методической службы учреждения среднего профессионального образования заменено нами понятием «учебно-методическая работа», дано определение;

— уточнено содержание понятий «предметная (цикловая) комиссия» и «методическая комиссия», обоснованы их структура и направления деятельности, даны определения.

Экспериментальная работа, логика которой выстраивалась по двум направлениям: сформированность управления и сформированность деятельности методической службы, и полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенных мер.

Проведенное диссертационное исследование «Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования» определяет направления развития методической службы, оптимизации процессов её функционирования, новое содержание методической деятельности, развитие образовательного процесса в целом.

Обусловленное выявленными потребностями расширение сферы управленческой компетенции методической службы в образовательном пространстве учебного заведения, может стать основой формирования политики управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования;

Предложенная организационно-управленческая структура учреждения среднего профессионального образования, обусловливающая методическую службу как субъект управления, переводит методическую службы в сферу управления разработкой и реализацией образовательной политики.

Представленная модель методической службы как субъекта управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования обеспечивает её эффективное управление.

Разработанный и апробированный в ходе исследования комплекс организационно-методической документации и методических рекомендаций, обеспечивающий согласованное функционирование модели методической службы, находит практическое применение в практике работы учреждений среднего профессионального образования.

Полученный опыт работы распространяется во внешней среде, идет процесс внедрения в практику работы ГОУ СПО «Колледж телекоммуникаций института телекоммуникаций имени проф. Бонч-Бруевича» Санкт-Петербурга, используется в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации ГОУ «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» Минобразования и науки РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю. С. Алферов и др.—М.: Российское педагогическое агентство, 2002. —145 с.
  2. , И.П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади. — М. •: Академия, 1999. -173 с.
  3. , О.С. Принятие решений в управленческих иерархиях. / О. С. Анисимов. -М.: 2004−680 с.
  4. , П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) / П. Ф. Анисимов. М.: Высшая школа, 2002. — 258 с.
  5. , С.Н. Методическая служба регионального профессионального колледжа: Учебно-методическое пособие для колледжей / С. Н. Асланова — под ред. И. А. Шаповаловой. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. — 52 с.
  6. , П. История социально-педагогической идеи / П. Барт. — Киев: Госиздат Украины, 1923.-87с.
  7. , С .Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта / СЯ. Батышев. — М.: Профессиональное образование, 1998. — 126с.
  8. , Л.И. Эффективность деятельности региональной методической службы / Л. И. Белоусова, А. Т. Глазунов. М.: б.м., 2000. -166 с.
  9. , ЛИ. Что должен уметь методист / ЛИ. Белоусова, Э. З. Идиатуллина // Профессиональное образование. М.: Профессиональное образование, 2003. -№ 1. С. 21.
  10. , И.А. Философия управления: Очерки профессионального управленца / И. А. Богачек. СПб.: Наука, 1999. — 232 с.
  11. , О.Г. Работа методиста по развитию организационных форм профессионального обучения (методические рекомендации) / В. З. Левченко, А. К. Богомазова. -М.: ИРПО, 1995. 73 с.
  12. , О.Г., Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения (методические рекомендации) / О. Г. Бутузова, Н. М. Уварова. М.: ИРПО, 1995. -16 с.
  13. , К.Я. Педагогический менеджмент / К Л. Вазина и др. М.: Педагогика, 1996. — 268 с.
  14. Н.В. Институциональные основы управления образовательными системами и организациями: Монография / Н. В. Василенко — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.-137 с.
  15. Вопросы истории образования / В. А. Гришин, JI.A. Зятева, И. Л. Петрова, А. А. Прядехо, ИЛ. Сосин-Б.: БГПУ, 1999.-433 с.
  16. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы) — под ред. Бутузовой О. Г. М.: ИРПО, 1997 — 98 с.
  17. Госпрофобр СССР. Сборник материалов по организации учебно-методической работы в учебных заведениях профессионально-технического образования. -М.: Высшая школа, 1969. —188 с.
  18. , И.К. Как разработать недостающие средства обучения для комплексного методического обеспечения предметов и профессий (методические рекомендации) / И. К. Григорьева и др. М.: б.м., 1997. — 100 с.
  19. В.Н. Инновационная деятельность в образовательном учреждении: опыт и проблемы / В. Н. Гуров. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000. — 86 с.
  20. , В.Н. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие, ч. 1 / В. Н. Гуров, С. В. Степанов. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. —120 с.
  21. , В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие, ч. 2 / В. Н. Гуров, С. В. Степанов. -Ставрополь: ФГУПИПФ «Ставрополье», 2003. -192 с.
  22. , В. Толковый словарь : в 4 т. /В. Даль. М.: изд. Иностранных и национальных словарей, 1956.-2716 с.
  23. Де Калюве, А. Маркс Э., Петри М. Развитие школы: Модели и изменения / А. Де Калюве, Э. Маркс, М. Петри. Калуга: б.м., 1993. -138 с.
  24. , В.Н., Новикова Т. Г. Создание механизма проведения экспертизы образовательных систем / В. Н. Ефимов, Т. Г. Новикова // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: АПК и ПРО, 2001. — С. 262−266.
  25. , А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров системы образования в регионе. Кн. 1-я серии: Профессионалы в управлении образованием XXI века / А. И. Жилина. СПб.: ИОВ РАО, 1999. — 200 с.
  26. , А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Кн. 2 серии: Профессионалы в управлении образованием XXI века / А. И. Жилина. СПб.: ИОВ РАО, 2001. — 360 с.
  27. , В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. Н. Загвязинский. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  28. , В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. М.: Новая школа, 1997. — 87 с.
  29. В., Ланг JI. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, JI. Ланг. М.: б.и., 1990.-336 с.
  30. , Т.А. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1990. — 236 с.
  31. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 2000. — 224 с.
  32. , Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. — М.: Наука, 2004.-240с.
  33. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский.—М. Педагогический поиск, 2000. 224 с.
  34. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. / Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. //Специалист. 2002. — № 1. — С.З.
  35. , Н.И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования / Н. И. Кравцов. М.: Высшая школа, 1977. — 342 с.
  36. Краткая философская энциклопедия. М.: Энциклопедия, 1994. — 576с.
  37. , В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием / В. Ю. Кричевский. СПб.: ГУПМ, 2001. -166 с.
  38. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 63 с.
  39. , С.В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы: Практическое пособие / С. В. Кульневич и др. — Ростов-н/Д.: Учитель, 2003. — 224 с.
  40. , B.C., Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев, Т. П. Афанасьева Т.П. и др. М.: ЦСЭИ, 1995. — 72 с.
  41. , B.C., Как разработать программу развития школы / B.C. Лазарев, М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
  42. , В.М. Идеи к проектам и практика управления школой / В. Н. Лизинский. -М.: М. центр «Педагогический поиск», 2000. —160 с.
  43. , В.М. Школа управленческого мастерства / В. Н. Лизинский, Е. В. Макарова. -М.: М. центр «Педагогический поиск», 2003. -173 с.
  44. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 2, доп. / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей- Юрайт, 1998.-464 с.
  45. , С.А. Система работы с передовым педагогическим опытом в профессиональном учебном заведении (методические рекомендации) / С. А. Максименко, Т. И. Олифиренко. М.: б.м., 1994. — 35 с.
  46. , В.Н. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: методический аспект. Учебное пособие / В. Н. Максимова, Г. С. Белов. Л.: ВИПК руководящих работников и специалистов профтехобразования 1990. — 96 с.
  47. , М. Основы менеджмента / М. Маскон и др. М.: «Дело», 1988.799 с.
  48. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых — под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. — 414с.
  49. Международный стандарт ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. 2000. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  50. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта. — М.: Научно-методический центр профессионального образования, 1995. —134 с.
  51. Методическая служба профессионального образования. Положение о методической работе в профессиональном учебном заведении. — М.: Научно-методический центр профессионального образования, 1993.-35 с.
  52. , В.И. Формирование региональной модели профессионального образования / В. И. Мигаль, И. П. Смирнов. М.: НИИРПО, 2003. -150 с.
  53. , К. Новые конкуренты. Как добиться успеха / К. Миллз. М.: б.м., 1991.-480 с.
  54. , А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / A.M. Моисеев. М.: Сентябрь, 2001. -160 с.
  55. , В.М. Методы оптимизации. Пособие для учителей. / В. М. Монахов, Э. С. Беляева, НЛ. Краснер. -М.: Просвещение, 1978. — 175с.
  56. , A.M. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования (методические рекомендации) / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 1999. — 40 с.
  57. Новые исследования в профессиональном образовании. Сб. науч. ст. / под ред. А. Т. Глазунова. Москва — Ноябрьск.: б.м., 1998. — 215с.
  58. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный Закон Российской Федерации об образовании в ред. от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. // Вестник образования. М.: Просвещение, 2000. — № 12. — С. 3−70.
  59. О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов / под ред. Анисимова П. Ф. -М.: НПЦ «Профессионал», 1998. -176 с.
  60. В.П. Практическая психология: Сборник программ. / В. П Озеров, О. В. Соловьева, М. М. Мишина. Ставрополь: Ставр. гос. ун-т, 2001. -152 с.
  61. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. / Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. // Специалист. — М. 2002. № 1.-С. 3.
  62. , Т.И. Модель методической службы профессионального образования (методические рекомендации) / Т. И. Олифиренко и др. М.: б.м., 1997. -48с.
  63. , Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. Методические рекомендации / Т. И. Олифиренко и др. М.: б.м., 1995. — 60 с.
  64. , Т.И. Организация и содержание методической работы в профессиональных учебных заведениях (методические рекомендации) / Т. И. Олифиренко, Р. Л. Новик. -М. б.м., 1993. 70 с.
  65. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения. Методические рекомендации. / Сост. Сибирская М. П. -СПб.: ВИ ПК ПТО, 1999. 34 с.
  66. Оформление педагогического кабинета образовательного учреждения начального профессионального образования. / Сост. Олифиренко Т. И. М.: б.м., 1997. -140 с.
  67. , В.П. Системное управление качеством образования в школе / В. П. Панасюк — под ред. А. И. Субетго. Изд. 3, доп. — СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
  68. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Лещенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-74 с.
  69. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М — Тюмень, 1994. -142 с.
  70. Педагогический словарь. В 2-х томах. Т. 1. — М.: Академия пед. наук, 1960. -774 с.
  71. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  72. , Н.Н. Управление развитием территориальной системы образования: Учебно-консультационное пособие / Н. Н. Петров и др. -М.: Логос, 2005. 240 с.
  73. , B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект / В. С. Пикельная. — М.: Высшая школа, 1990. — 173с.
  74. Планирование учебно-методической работы организации профессионального образования в новых социально-педагогических условиях: Методические рекомендации. / Сост. Т. И. Олифиренко. -М.: б.и., 1995. 20 с.
  75. , НА. О роли научно-методического совета в совершенствовании образовательной системы колледжа / Н. А. Подхомутников. // Среднее профессиональное образование. -М.: Ср. проф. обр., 2002. № 7. — С. 39−40.
  76. Полное собрание нормативно-правовых актов Российского государства по науке и просвещению (1649−1917 г. г.). В 3 вып.: Хронологический указатель (Сост. В. А. Шаповалов, А. Н. Якушев. Ставрополь: СГПУ. — 1994. — Вып. 1 (1649−1825 г. г.). -149 с.
  77. , Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности / Т. С. Полякова. — М.: Педагогика, 1983. -129 с.
  78. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1976. -187 с.
  79. , М.М. Оптимизация управления школой / М. М. Поташник. М.: Знание, 1991.-180 с.
  80. , Л.Н. Рекомендации по организации внутришкольнош контроля (мониторинга, диагностирования) / Л. Н. Пронина // Завуч. М.: Просвещение, 2001. -№ 6.-С. 93−96.
  81. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие. / под ред. Т. А. Сергеевой. М.: ИРПО- ПрофОбрИздат, 2002. — 224 с.
  82. Профессиональная педагогика. Учебник / в соавт. А. М. Новиков и др. — М.: Профессиональное образование, 1997. — 334 с.
  83. , В.Г. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник /В.Г. Пряников, З. И. Равкин. -М.: б.м., 2000. 96 с.
  84. Психолого-педагогический словарь. / Сосг.В. А. Мижериков. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-272 с.
  85. , Т.Н. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие / Т. Н. Роденкова — под ред. А. Г. Егоршина, ИД. Никандрова — Н.Новгород.: НИМБ, 2004,-29 с.
  86. Российская образовательная система: мониторинг, прогнозирование, управление. Сборник. СПб.: Статистика.- 2005. — 406 с.
  87. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере образования и обучения. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. -128 с.
  88. Р50/1/028−2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2000.
  89. Самостоятельная методическая работа мастеров и преподавателей учебных заведений профессионально-технического образования. Методические рекомендации Госпрофобразования СССР. М.: Высшая школа, 1969. — 29 с.
  90. , П.С. Методика профессионального обучения. Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко — под ред. член-корр. РАО В. Д. Симоненко. -Брянск.: БГТУ, 2002. 90 с.
  91. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 2003. — 256 с.
  92. , Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  93. , В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. — М.: Владос, 2001. 160 с.
  94. , Т.А. Как создать методическую службу нового типа (методические рекомендации для методиста-технолога педагогического труда) / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова. М.: ИРПО, 1995. — 64 с.
  95. , Т.А. Как создать эффективную методическую службу. Методические рекомендации / Т. А. Сергеева и др. М.: Интеллект-Центр, 2003. — 80 с.
  96. , М.П. Инновационные технологии повышения квалификации специалистов профессионального образования / М. П. Сибирская. — М.: Профессиональное образование, 1998. — 138 с.
  97. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учебное пособие. / В. П. Симонов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  98. Систематизированный сборник основных документов законодательной и нормативной базы профессионального образования / Сост. Ю. Я. Якуба и др. М.: Изд. Центр АПО, 2002. — 53 с.
  99. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин.—М.: Педагогика, 1986. —150 с.
  100. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей / Г. Б. Скок — под ред. ЮЛ. Кудрявцева. М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 197 с.
  101. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JT.C. Подымова—М.: Магистр, 2001. -165 с.
  102. Словарь иностранных слов.—М.: Русский язык, 1989. С. 234.
  103. , И.П., Тодосийчук А. В. Новый экономический механизм управления профессиональным образованием (Программа «Столичное образование 4») / И. П. Смирнов, А. В. Тодосийчук — под науч. ред. В. И. Лисова, В. И. Полякова, — М.: НИИРПО, 2006.-40 с.
  104. , И.П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. М.: НИИПРО, 2006,-319 с.
  105. , В.И. Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях: монография / В.И.Сопин- под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000. — 258 с.
  106. , В.Е. Учебно-методическое и организационное обеспечение контроля качества подготовки специалистов / В. Е. Сосонко // Среднее профессиональное образование. -М.: Ср. проф. обр., 2002. № 7. — С. 19.
  107. Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных правовых документов. / Сост. П. Ф. Анисимов и др. М.: Научно-методический центр среднего профессионального образования, 2004. -176 с.
  108. , С.В. Информационный и методический сервис в управлении современными образовательными учреждениями / С. В. Степанов // Современные проблемы профессиональной и деловой культуры. — Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — 162с.
  109. , Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики / Н. С. Сунцов. -М.: Педагогика, 1982. -145 с.
  110. , В.Г. Инновационное развитие методической службы / В.Г. Терентьева//Профессиональное образование. -М.: Проф. образ., 2003. № 1. — С. 23.
  111. , А.Е. Организация методической службы. // Среднее профессиональное образование / А. Е. Терюкова. М.: Средн. проф. обр., 2002. — № 8. -С.38.
  112. Технология оформления педагогического опыта / Уварова Н. М. и др.- М.: Интеллект-Центр, 2003. 112 с.
  113. , П.И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков, Мартынов Е.Г.- под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. — 368 с.
  114. , Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема / Я. С. Турбовский // Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: б.м., 1985. — 32 с.
  115. , М.В. Социология управления / М. В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, 2001.-144 с.
  116. Управление качеством образования // под ред. М.М. Поташника- М.: Педагогическое общество России, 2000. 440 с.
  117. Управление качеством образования в региональных образовательных системах: Межвуз. сб. науч. ст. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 332с.
  118. Управление образовательными системами: Учебное пособие // под ред. B.C. Кукушина. -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д.: Издательский центр «Март», 2003.-464 с.
  119. Управление развитием школы — под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 134 с.
  120. Управление современной школой — под ред. М. М. Поташника. М.: А1111 ЦИТП, 1992.- 168 с.
  121. Управление школой: теоретические основы и методы — под ред. B.C. Лазарева. М.: ЦС и ЭИ, 1997. — 84 с.
  122. Ушинский, К.Д.: Полн. собр. соч. :3т./ К. Д. Ушинский. М.: Наука, 1974. — 2 т.-231 с.
  123. , А. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор. -М.: Республика, 1992.-349 с.
  124. , В.Д. Планирование и организация методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / В. Д. Федоров, Т. Г. Аргунова. М.: НПЦ «Профессионал — Ф», 2003. — 40 с.
  125. , В.Д. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / В. Д. Федоров и др. М.: НПЦ «Профессионал — Ф», 2004. — 200 с.
  126. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 2002. -206 с.
  127. , Н. А. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда / Н. А. Филиппова. М.: Вузовский учебник, 2005.
  128. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  129. , В.И. Основы общей теории социального управления./ Институт организационных систем / В. И. Франчук. М.: Ин-т информ. сист., 2000. — 180 с.
  130. , JI.M. Педагогический опыт глазами психолога / JI.M. Фридман. -М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  131. , В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления / В. И. Хавроничев. М.: Новая школа, 2002. — 196 с.
  132. , В.И. Управленческое решение: поиск и реализация //Директор школы. Экспресс-опыт. -1999. — Вып.1.
  133. , И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2000 — 520 с.
  134. , П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения / П. С. Хейфец — под ред. А. П. Беляевой. СПБ.: ВИ ПК ПТО, 1994. — 231 с.
  135. , Е.Г. Блочно-модульное обучение с ориентацией на профессиональные компетенции выпускников: Методическое пособие / Е. Г. Ходаб — под ред. В. В. Шапкина. СПб.: ИПК СПО, 2008. — 40 с.
  136. , Е.Г. Организация и контроль учебно-методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Инструктивно-методические материалы и рекомендации / Ходаб Е.Г.— СПб.: ИПК СПО, 2006.-162с.
  137. , А. Ключевые компетенции в образовании / А. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2, № 5.
  138. Р.Х. О создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе педагогов / Р. Х. Шакуров. Минск: Вышэйшая школа, 1980. — 97с.4
  139. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. -М.: б.и., 1991. -125 с.
  140. В.В. Институционализм как методология исследования образования: Монография / В .В. Шапкин, Н. В. Василенко. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -125 с.
  141. В.В. Управление воспроизводством трудовых ресурсов мегаполиса: Монография / В. В. Шапкин, Н. В. Василенко. СПб.: ИПК СПО, 2006. — 300с.
  142. В.В. Диагностика обученности с применением тестирования: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / В. В. Шапкин. СЛ16.: ГОУ ИПК СПО, 2007. 84 с.
  143. В.А. Высшее образование: Современные модели перспективы развития: Научное издание / В. А. Шаповалов — Академия социальных наук. — Ставрополь: СГУ, 1996.-68 с.
  144. Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука / Р. Шенон. М.: Мир, 1978. 198 с.
  145. , B.JI. Экономика образования. Учебное пособие / B.JI. Щетинин и др. М.: РПА, 2001. — 306 с.
  146. , А.Ф. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях / А. Ф. Щепотин, А. М. Шеховцев. М.: НПЦ «Профессионал — Ф», 2002. — 50 с.
  147. Н.Г., Коломенская A.JI. Колледж как инновационный вид образовательных учреждений среднего профессионального образования. Инновации в российском образовании / Н. Г. Ярошенко //Среднее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999.-С. 64−68.
Заполнить форму текущей работой