Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной целью российской образовательной политики в государственных и негосударственных вузах является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Научные и прикладные основы образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации
    • 1. Проблема негосударственного образования в отечественной педагогической теории и практике
    • 2. Анализ образовательного процесса в современной негосударственной высшей школе
  • Глава II. Исследование образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации
    • 1. Современные требования к образовательному процессу в негосударственной высшей школе
    • 2. Обоснование сущности и структуры образовательного процесса в высших учебных заведениях
    • 3. Опытно-экспериментальная разработка программы реализации концепции образовательного процесса в негосударственных вузах
  • Глава III. Основные пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации
    • 1. Совершенствование управления и контроля за качеством образовательного процесса
    • 2. Оптимизация учебно-методической работы в негосударственной высшей школе
    • 3. Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса
    • 4. Научное обеспечение образовательного процесса высших учебных заведений

Педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап реформирования высшей школы Российской Федерации, совершенствования образовательного процесса в государственных и негосударственных вузах предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике, повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к социально ориентированной рыночной экономике, а также необходимостью преодоления опасности отставания страны от позитивных мировых тенденций экономического и общественного развития.

Как свидетельствует проведенный историко-педагогический анализ, российская система высшего образования способна конкурировать с образованием передовых стран мира. При этом, как показало диссертационное исследование, необходимы широкая поддержка со стороны научной и педагогической общественности негосударственной образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образовательного процесса в негосударственных вузах, поиск и разработка педагогических путей повышения его эффективности.

Главной целью российской образовательной политики в государственных и негосударственных вузах является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образованиядостижение нового современного качества профессионального образованияформирование в системе образования (в т.ч. и негосударственного) нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсовповышение роли всех участников образовательного процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений) и др.1.

Анализ законодательной базы высшего профессионального образования свидетельствует, что негосударственные образовательные организации создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и функционируют в его рамках. Платная образовательная деятельность таких образовательных учреждений не рассматривается как предпринимательская, так как получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении2.

Проведенное исследование показало, что проблема негосударственного высшего образования, а также различные аспекты образовательного процесса имеют давнюю и поучительную историю. Результаты диссертации убедительно свидетельствуют, что официальное образование в России развивалось совместно с частной и общественной неправительственной высшей школой. Практика показала, что негосударственная высшая школа продемонстрировала удивительную гибкость и способность к возрождению на новом современном уровне, несмотря на многочисленные сложности, трудности и препятствия.

В настоящее время проблема повышения эффективности образовательного процесса во внебюджетных высших учебных заведениях приобрела особую значимость и актуальность. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о росте их удельного веса в общей системе высшего образования Российской Федерации. Создана и успешно функционирует ассоциация негосударственных вузов России, подобные ассоциации имеются в ее регионах, укрепляются их международные связи. В Российской Федерации насчитывается более 500 негосударственных вузов, значительное количество которых прошли лицензирование, государственную аттестацию и аккредитацию, т. е. получили официальное признание в стране. Разработана достаточно основательная правовая база функционирования образовательного процесса.

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. — 2002. — № 4. — С. 8.

2 См.: Об образовании. Закон Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации об образовании.-М., 2001.-С. 14,45. вузов нового типа в рамках общего законодательства о высшем профессиональном образовании. Главным результатом образовательной деятельности негосударственных вузов является сохранение традиций отечественного образования, повышение эффективности и качества подготовки специалистов, поэтому изучение в рамках диссертационного исследования педагогических путей повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах приобретает в современных условиях особое значение и осязаемое научное звучание.

Вместе с тем проведенное диссертационное исследование выявило определенные трудности и нерешенные проблемы образовательной деятельности негосударственных вузов. К ним относятся: невысокий престиж образовательных услуг значительного количества вузовнедостаточная государственная материальная и моральная поддержкавнутренняя замкнутость и самодостаточность образовательного процессаслабая инвестиционная привлекательность предлагаемых образовательных услугнеразработанность научных и прикладных основ образовательного процессане отвечающая требованиям государственных образовательных стандартов укомплектованность профессорско-преподавательским составомнедостаточная учебно-материальная база и др. Эти и многие другие нерешенные проблемы свидетельствуют о необходимости дальнейшего повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах и увеличения количества исследований по обеспечению его педагогических основ.

Проведенный анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества специальных исследований по различным аспектам образовательного процесса в вузах. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в настоящее время по сравнению с 1990;1995 гг. более чем на 20% и составляет примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами образовательного процесса в разное время плодотворно трудились А. В. Барабанщиков, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, П. Ф. Каптерев,.

A.Е. Иванов, В. А. Зернов, B.C. Леднев, В. И. Марченков, В. А. Сластенин,.

B.А. Солоницын и др. Анализ трудов названных и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования образовательного процесса в негосударственной высшей школе, выявить научно-методические позиции проведенного исследования, разработать перспективные педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи разработки педагогических путей повышения эффективности образовательного процесса в негосударственной высшей школе до настоящего времени не проводилось.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы в целом определили выбор темы диссертации. Научная задача исследования заключалась в разработке и обосновании педагогических путей повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах, имеющих важное значение для педагогики высшей школы.

Объект диссертационного исследования — образовательный процесс в негосударственных вузах Российской Федерации.

Предмет исследования — педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственной высшей школе.

Цель исследования — научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных путей повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние построения и функционирования образовательного процесса в негосударственных вузах, выявить тенденции его зарождения, становления и развития.

2. Разработать научные и прикладные основы образовательного процесса и проверить опытно-экспериментальным путем концепцию его развития в негосударственных высших учебных заведениях.

3. Определить и обосновать основные педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственной высшей школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в условиях фундаментализации, профессионализации и стандартизации высшего профессионального образования, качественных изменений в его организации, содержании и технологиях объективно повысились требования к образовательному процессу негосударственных вузов, подверглись корректировке научные и прикладные представления о его сущности, содержании и структуре.

Однако практика образовательного процесса в высшей негосударственной школе не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические ориентиры по реформированию системы негосударственного образования, наблюдается незавершенность теоретических представлений о структурных компонентах образовательного процесса и педагогических путях повышения его эффективности в современных условиях. Как представляется, разрешить данное противоречие можно реализацией следующих путей: совершенствованием управления и контроля за качеством образовательного процессаоптимизацией учебно-методической работы в негосударственной высшей школеповышением воспитательного потенциала образовательного процессанаучным обеспечением образовательного процесса в негосударственных высших учебных заведениях.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности), и общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогиче-ских фактових структурирование и выстраивание в определенный процесс путем логического анализа. Логическое построение позволило представить различные факты, зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории.

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В. И. Гинецинский, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, А. В. Верхола, С. И Зиновьев, Ю. С. Руденко, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. Н. Максимова, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, И. А. Липский, И. П. Подласый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т. И. Шамова, М. А. Чошанов, П. Юцявичине), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А. Н. Лейбович, В. М. Соколов и др.), технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н. В. Борисенко, П. А. Корчемный и др.), проектирования и моделирования образовательного процесса обучения в высшей школе (А.П. Аношкин, В. А. Ермоленко, Г. Е. Муравьева, 10.0. Овакимян, В. А. Сластенин, В. М. Соколов, Д. В. Чернилевский и др.).

Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы и работы педагогов периода царской России и послеоктябрьского периода, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе государственного и негосударственного высшего образования. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда отечественных негосударственных вузов. В исследовании также использовались общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы негосударственных вузов, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились: теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, проектирования и построения образовательного процесса обучения в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с темой исследованиясравнительный анализобобщениемоделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетированиепедагогическое наблюдениебеседыанализ документов и результатов деятельностиэкспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Московском гуманитарно-экономическом институте и его 12 филиалах. Кроме того, исследовательский материал был получен из других экспериментальных негосударственных вузов и их филиалов.

В целом исследованием было охвачено 26 кафедр, 278 преподавателей различных дисциплин, более 600 студентов, более 200 выпускников экспериментальных вузов.

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в негосударственных высших учебных заведениях (2000;2003 гг.) в несколько этапов. Базовым экспериментальным вузом являлся Московский гуманитарно-экономический институт и его филиалы.

На первом (подготовительном) этапе — 2000;2001 гг. — проводилось изучение вузовской практики, различных теоретических источников по проблеме. Определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии эффективности образовательного процесса. В это же время шло определение участников экспериментальной работы: высших учебных заведений, кафедр, преподавателей, студентов. Осуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе — 2001 — 2002 гг. — был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явились разработка программ реализации концепции образовательного процесса МГЭИ на основе прогнозно-ориентированного подходасовершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к деятельности по повышению эффективности образовательного процесса негосударственных вузов в современных условиях. Кроме того, осуществлялся поиск путей совершенствования управленческих, организационных, методических и других подструктур обеспечения качества подготовки специалистов в МГЭИ, проверка их эффективности в реальном образовательном процессе.

На третьем (заключительном) этапе — 2003 г. — осуществлялись всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий МГЭИ, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством других негосударственных вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и студентами. Формировались основные выводы и разрабатывались практические рекомендации по внедрению технологий проектирования образовательного процесса, содержательному и методическому совершенствованию обучения и воспитания преподавателей и студентов.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 260 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 100 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 10 специальностям, 40 учебных планов, более 90 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах негосударственных учебных заведений. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 278 преподавателей, 26 заведующих кафедрами и заведующих учебными отделами негосударственных вузов, 600 студентов различных факультетов, 200 специалистов — выпускников негосударственной высшей школы. Разработан спецкурс «Основы образовательного процесса в негосударственной высшей школе», который проводился со слушателями факультета переподготовки и повышения квалификации Московского гуманитарно-экономического института. Апробировано и является руководящим документом Положение об образовательной деятельности МГЭИ и филиалов. Материалы исследования отражены в учебном пособии «Педагогика» и ряде публикаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен историко-педагогический анализ проблемы негосударственного образования в отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции его зарождения, становления и развитиядана характеристика современного состояния образовательного процесса в негосударственной высшей школе;

— разработаны современные требования к образовательному процессу в негосударственных вузах;

— обоснованы сущность, содержание и структура образовательного процесса в негосударственных вузах;

— разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены программы реализации концепции образовательного процесса МГЭИ по гуманитарному, юридическому и экономическому направлениям подготовки специалистов;

— определены и методами опытно-экспериментальной работы проверены основные педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах, разработаны практические рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.

На защиту выносятся:

— выявленные тенденции зарождения, становления и развития образовательного процесса в неправительственной высшей школе: функционирование на средства учредителя и отсутствие государственных капиталовложенийсвобода образовательных действий, гибкость в оказании образовательных услуг, доступность и демократичность образования, разноуровне-вость образования и совмещение специальностей, широкий набор специальностей по различным профессиональным направлениям, забота об образовании женщинсолидная научно-материальная базаобоснованная характеристика современного состояния образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации;

— совокупность современных требований к образовательному процессу: группа требований, обусловленных внешними связями негосударственных вузов (социально-экономическая зависимость образовательного процесса, его профессиональная зависимость, правовая зависимость подготовки студентов, психолого-педагогическая обусловленность рассматриваемого процесса, научная обусловленность подготовки специалистов, интеграция профессиональной подготовки с государственной системой образования, материально-техническая обусловленность образовательного процесса в негосударственных вузах) — группа требований, обусловленных внутренними связями образовательного процесса (целостность, устойчивость, инвариантность, многофункциональность, динамизм, информационность, наблюдательность, управляемость, адаптивность);

— сущность негосударственного образования как целенаправленного и организованного педагогического процесса по овладению студентами системой научных знаний, навыков и умений, формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначениемсодержание образовательного процесса, включающее в себя учебную, методическую, воспитательную и научную работуструктура процесса, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов образовательной деятельности;

— опытно-экспериментальным путем проверенные программы реализации концепции образовательного процесса МГЭИ по гуманитарному, юридическому и экономическому направлениям, состоящие из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий совершенствования учебно-методической, научной, воспитательной работы и учебной дисциплины, управления образовательным процессом на каждом этапе;

— обоснованные педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах, включающие в себя: совершенствование управления и контроля за качеством образовательного процессаоптимизацию учебно-методической работы в негосударственной высшей школереализацию воспитательного потенциала образовательного процессанаучное обеспечение образовательного процесса негосударственных высших учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной задачи педагогики высшей школы — обоснование педагогических путей повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных высших учебных заведениях. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике образовательного процесса и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в негосударственной высшей школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности образовательного процесса в негосударственных высших учебных заведениях. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований, учебных планов и программ. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий образовательного процесса, уточнение содержания и структуры учебных уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей негосударственной высшей школы к образовательной деятельности.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристикахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в образовательном процессе Московского гуманитарно-экономического института, его 12 филиалов, других экспериментальных негосударственных вузов. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференций и семинаров, заседаниях учебно-методических комиссий Минобразования Российской Федерации, кафедре педагогики ВУ МО. По итогам диссертационного исследования была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Оптимизация образовательного процесса в негосударственных вузах». Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии и научных статьях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Демидова JI.A., Герасимов В. Н. Педагогика: Учебное пособие. — М.: МГЭИ, 2002. — 12 п.л. (авторство не разделено).

2. Демидова JI.A. Педагогические основы современного образовательного процесса в негосударственных вузах: Научная статья // Инновации в образовании.-2003. — № 3.-1 п.л.

3. Демидова JI.A. Институциональные аспекты обновления российского высшего образования: Научная статья // Институциональная реформа в современной России: опыт, проблемы, перспективы: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. — М., 2000. — 0,7 п.л.

4. Демидова JI.A. Разработка и реализация стратегии развития Нижегородского филиала МГЭИ: Научная статья // Сборник научных трудов. -М., 2001. — Вып. I. -Ч. 1 — 1,2 п.л. (в соавторстве).

5. Демидова JI.A. Где можно получить высшее юридическое образование в Москве и Московской области // Основы государства и права. — 2001. — № 2. — 0,6 п.л.

Общий объем публикаций — 16 п.л.

2. Практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию образовательного процесса в негосударственных вузах.

1. Негосударственным вузам, факультетам и кафедрам в целях повышения эффективности образовательного процесса предлагается:

— повысить творчество и инициативность в профессиональном совершенствовании, дающем возможность реализовывать современные модели, алгоритмы и технологии управления, способность создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу в вузе, поддерживать высокую мотивацию в педагогическом труде, личностную привлекательность и эффективность в реализации должностных функций;

— оптимизировать учебно-методическую работу по следующим путям: обеспечение системно-комплексного подхода к ее планированию и организации в негосударственном вузесовершенствование учебных планов и учебных программ обучения студентов, организационно-методического обеспечения учебной работы в негосударственном вузесовершенствование организации и проведения всех видов учебных занятийобеспечение систематического и объективного контроля успеваемости и качества подготовки обучающихсяпостоянное совершенствование организации и форм методической работыобеспечение оптимальной работы учебно-методического комплекса негосударственного вуза.

2. Руководству негосударственных вузов и филиалов рекомендуется повысить качество учебного процесса в негосударственных вузах через строгий отбор студентов, для чего целесообразно:

— провести вступительные экзамены и организовать конкурсный отбор студентов;

— организовать активную довузовскую подготовку в форме гуманитарно-экономической (экономико-математической, информационно-математической и т. п.) школы;

— создать комплексы школа — вуз;

— оказывать активную помощь школам по созданию в них классов, сориентированных на вуз, проводить учебные занятия со школьниками по ряду предметов силами вузовских преподавателей;

— создать в средних общеобразовательных школах сеть гуманитарно-экономических классов;

— организовать подготовительные курсы для поступающих в вуз.

3. Негосударственным вузам, филиалам, факультетам и кафедрам в области методики обучения студентов рекомендуется:

— осуществлять научно-методическое обеспечение учебного процесса, проводить научные исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества учебной работыработать над привитием обучаемым методических навыков ученияактивизировать обучение постоянного состава новым эффективным методам учебной работыпроводить межкафедральные и межвузовские мероприятия по проблемам обучения;

— вооружать профессорско-преподавательский состав разработанными на кафедрах методиками оценки и учета результатов учебной работы со студентами негосударственных вузов, проводить с ними индивидуально-методические занятия и собеседования.

4. Ректорату, директорам и деканам вузов рекомендуется реализо-вывать воспитательный потенциал образовательного процесса по следующим путям:

— принимать активное участие и проявлять инициативу в проведении мероприятий комплексного плана воспитательной работы вуза на учебный год, планов формирования профессиональных навыков у студентов;

— ежемесячно анализировать положительные и отрицательные результаты учебной и воспитательной работы на кафедре, факультете, филиале, институте и их причины, вырабатывать предложения по улучшению воспитательной работы, систематическому обучению должностных лиц ее методике;

— адаптировать организацию воспитательной работы к специфике студенческих коллективов, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию;

— обеспечивать решение воспитательных задач личным примером в ходе образовательного процесса, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им практических навыков воспитательной работы.

Вузам, филиалам, факультетам и кафедрам в области методики воспитания студентов рекомендуется:

— осуществлять научно-методическое обеспечение процесса воспитания в вузе: проводить научные исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества воспитательной работыучаствовать в работе по привитию обучающимся методических навыков воспитательной работыпринимать участие в обучении руководящего состава практике воспитательной работы, в подготовке и проведении межкафедральных и межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования;

— вооружать должностных лиц факультетов и кафедр разработанными методиками оценки и учета результатов воспитательной работы со студентами, проводить с ними инструктивно-методические занятия;

— согласовывать воспитательную деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры со всеми должностными категориями вуза на основе единых подходов к выбору и применению оптимальных методов, форм и средств воспитания;

— считать ведущей формой воспитательной деятельности каждого преподавателя проведение систематической индивидуальной и кураторской работы в течение всего периода обучения студентов.

5. Проректорам по научной работе, филиалам, факультетам и кафедрам в качестве научного обеспечения образовательного процесса высшего учебного заведения рекомендуется:

— проведение поисковых, фундаментальных и прикладных исследований в интересах совершенствования образовательного процесса;

— разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовка дидактических материалов;

— проведение диссертационных исследований, подготовка монографий и авторефератов, издание научных статей и отчетов, рецензирование и экспертиза научных работ, подготовка заключений;

— проведение научной работы студентов, участие в конкурсе на лучшую научную работу;

— проведение рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в интересах совершенствования образовательного процесса;

— создание электронных программ и обучающих систем;

— подготовка научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру, соискательство ученых степеней, формирование научных школ и научного потенциала вузов;

— подготовка и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, творческих дискуссийобобщение их результатов в интересах совершенствования образовательного процесса в негосударственных вузах.

Дальнейшее исследование проблемы повышения эффективности образовательного процесса в вузах Российской Федерации целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практической направленности образовательного процесса вузакоординация усилий кафедральных коллективов в обучении и воспитании студентов в вузахуправление образовательным процессом вуза в целях достижения его результативностисовершенствование системы воспитания студентов в вузеорганизационное обеспечение образовательного процесса вуза и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Планирование учебного процесса в вузе на основе моделирования. Минск, 1976. — 224 с.
  2. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. — С.27−29.
  3. П.И. Психические состояния курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе ВУЗа: Автореферат дис.. канд. пед. наук.- 1986.-19 с.
  4. К.А. Педагогика высшей школы: Курс лекций: модульное обучение. Киев, 1993. — 205 с.
  5. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Дис. канд. пед. наук. М.: ВУ, 1995. — С. 91−103.
  6. С.А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе ВУЗа: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 165 с.
  7. А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. Омск: Изд. ОмГПУ, 1998. — 202 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974.-246 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: ВШ, 1988. — 150 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-412 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. В.К. Психологическое сопровождение образовательного процесса в ВУЗах силовых структур: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.- 106 с.
  13. И.С. Организация педагогического процесса в современной школе. СПб., 1994. — 72 с.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: ВШ, 1998.- 144 с.
  15. В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: Дис.. докт. пед. наук. СПб, 2000. — 370 с.
  16. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 49−50.
  17. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000. — 388 с.
  18. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб., РГПУ, 1997. -186 с.
  19. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 365 с.
  20. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: ИЦПКПС, 2000. — 216 с.
  21. Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения: на примере изучения системы автоматизированного проектирования: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. 135 с.
  22. Военно-учебные заведения 1700−1800 гг.-СПб., 1886.-С. 70.
  23. В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в ВУЗе: Дис.. докт. пед. наук. — СПб., 1997. — 323 с.
  24. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 352 с.
  25. В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. — 387 с.
  26. О.В. Возрастающая роль и значение факультетов в образовательном процессе // Информационно-методический бюллетень. М.: ВУ. — 2001.-№ 1(10).-С. 25−29.
  27. К. Курс дидактики. — Пг., 1915.-С. 1.
  28. В.И. Оптимизация управленческих решений в образовательном процессе учебных заведений системы МВД: Дис.. канд. тех. наук. -Воронеж, 1999. 177 с.
  29. Т.И. Общепедагогическое обеспечение образовательного процесса в современной высшей школе в условиях перехода к многоуровневой системе: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 139 с.
  30. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996.
  31. Закон «Об образовании» // Свод законов. — 1996. — № 3.
  32. С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в ВВУЗе: Дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. — 179 с.
  33. А.Е. Высшая школа в России в конце IX — начале XX веков. -М., 1991.-285 с.
  34. Игнатьева ЕЛО. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999.-157 с.
  35. Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе: Дис.. докт. пед. наук. М., 2001. — 295 с.
  36. Т.Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1997. -221 с.
  37. С.М. Методика информационного проектирования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 155 с.
  38. С.А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. -М., 1910. С. 55−65.
  39. Концепция развития высшего образования в РФ // Высшее образование в России. 1993.-№ 2.
  40. М.Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа: Дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 1999.-205 с.
  41. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: Дис.. докт. пед. наук. — Ярославль, 1996. -343 с.
  42. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. М.: Высш. школа, 1991. — 230 с.
  43. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. 304 с.
  44. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  45. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов: Дис.. докт. пед. наук. М.: ВУ, 1997.-287 с.
  46. Материалы международной конференции: Образование XXI века. -М., 1994.-267 с.
  47. П.И. Очерки по истории русской культуры. 4-е изд. СПб., 1905.-Ч. 2.-318 с.
  48. JI.B. Пути повышения эффективности реализации дидактических принципов в учебном процессе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 170 с.
  49. В.М. Методология проектирования педагогической технологии: Аксиоматический аспект // Школьные технологии. — 2000. № 3. — С. 5771.
  50. Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий. — М., 1999. — 232 с.
  51. Наука и учебный предмет // Сов. педагогика. — 1965. № 7. — С. 19.
  52. Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике? // Вестник высшей школы. 1994. — № 2. — С. 29−45.
  53. Е.А. Педагогические основы совершенствования организаторской деятельности преподавателя высшей школы: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2000.-265 с.
  54. С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1999. — 246 с.
  55. Образовательный процесс в ВУ и его методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие / Под ред. В. И. Марченкова. — М.: ВУ, 2001. -185 с.
  56. В.К. Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999.-208 с.
  57. Педагогика и психология высшей школы. — Ростовп/Д.: Феникс, 1998. -544 с.
  58. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Академия, 1998. 246 с.
  59. В.Н. Организационно-педагогические основания методики управления образовательным процессом в ВУЗе путем учебно-воспитательных групп: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. — 158 с.
  60. Д.В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в ВУЗе: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2000.- 198 с.
  61. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. -Екатеринбург, 1995.- 178 с.
  62. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах: Научно-методические материалы / Под ред. В. М. Воробьева, В.Л. Чичи-рева.-М., 1998.-272 с.
  63. Психолого-педагогические и рефлексивные технологии / Под ред. А. А. Деркача и др. -М.: РАУ, 1995. 147 с.
  64. А.А. Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 164 с.
  65. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. -СПб., 1864.-Т. 1.-№ 1185−1189.
  66. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999. 189 с.
  67. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 357 с.
  68. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 1995. — 286 с.
  69. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. М.: Прометей, 1989. — 46 с.
  70. В.А., Каширин В. П. Основы педагогики и психологии. — М., 2001.-346 с.
  71. А.И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв.ека. -СПб., 1882.-С. 20−35.
  72. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах. М., 2000. — 168 с.
  73. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. С. Синайского. М.: ВУ, 1998.-119 с.
  74. В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М.: МОСУ, 1998.-273 с.
  75. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -147 с.
  76. С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном ВУЗе: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. -416с.
  77. П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов, 1894. — С. 4−11.
  78. В. Уроки дает история // Высшее образование в России. -2002.-№ 5.-С. 3−4.
  79. Х.Л. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. — Иваново, 1996. — 210 с.
  80. А.В. Формирование готовности студентов педагогических специальностей ВУЗов к управлению образовательным процессом: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 149 с.
  81. В.М. Методическое обеспечение образовательного процесса: состояние, проблемы, пути совершенствования // Информационно-методический бюллетень. М.: ВУ. — 2001. — № 1(10). — С. 9−16.
  82. В.Г. Основные направления совершенствования воспитательной и учебной работы в высшей школе. В Совершенствование учебного процесса и НИР академии на основе НОТ. Калинин, 1969. — С. 11−44.
  83. B.C., Кошман JI.B., Зенина М. Р. Культура России IX—XX вв.. -М., 1996.-С. 23−35.
  84. С.А. Оптимизация гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ВУЗе: Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 2000. 186 с.
  85. В.А. Обучение как процесс управления. Ленинград: ЛГУ, 1988.- 160 с.
  86. К.П. К вопросу о наших высших учебных заведениях и об университетах в особенности. Мысли о воспитании и обучении. — СПб., 1900. -С. 270−283.
Заполнить форму текущей работой