Элементы геометрии в начальной школе
В подготовительном периоде учащиеся осваивают способы ориентации в пространстве, уточняя и закрепляя знания, полученные в дошкольном образовании. Первые геометрические формы, с которыми знакомятся школьники, распознаются ими, преимущественно, визуально — это линии, квадраты, треугольники, круги. Заметим, что если треугольники и круги достаточно легко различимы, то этого нельзя сказать о квадрате… Читать ещё >
Элементы геометрии в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе изучения материала данной главы студенты должны: знать
- • геометрические фигуры и тела, их определения и свойства, с которыми знакомятся младшие школьники;
- • различие топологических и метрических свойств;
- • логику развертывания геометрического материала; уметь
- • решать методические задачи обучения геометрическим знаниям на практикодсятслыюстной основе;
- • выбирать средства обучения, обеспечивающие познание «глазами и руками»;
- • индивидуализировать геометрические задания; владеть
- • умениями проектировать познавательную деятельность детей в области наглядной геометрии;
- • умениями развивать интерес к геометрическому познанию;
- • навыками развития образного и творческого мышления средствами геометрии.
Формирование представлений о наглядных топологических свойствах поверхностей и линий
Вопросы для обсуждения.
- 1. Целесообразно ли включать геометрический материал в каждый урок математики?
- 2. Какими должны быть наглядные пособия при обучении геометрии?
- 3. Как работать с текстом геометрической задачи?
- 4. Нужно ли включать геометрический материал в контрольные и проверочные работы?
- 5. Можно ли использовать средства ИКТ при обучении геометрии?
Расширение геометрической составляющей начального математического образования из области теоретических исследований все более переходит в практику обучения на основе признания двух положений:
- 1) интуитивно-образное мышление в младшем школьном возрасте наиболее плодотворно развивается средствами геометрии;
- 2) пропедевтический курс наглядной геометрии — необходимая ступень подготовки к изучению систематического курса.
Изучение наглядных топологических свойств линий и поверхностей отвечает, во-первых, естественному ходу развития геометрических представлений детей, а во-вторых, развитию образного мышления.
В подготовительном периоде учащиеся осваивают способы ориентации в пространстве, уточняя и закрепляя знания, полученные в дошкольном образовании. Первые геометрические формы, с которыми знакомятся школьники, распознаются ими, преимущественно, визуально — это линии, квадраты, треугольники, круги. Заметим, что если треугольники и круги достаточно легко различимы, то этого нельзя сказать о квадрате, форму которого можно не отличить от прямоугольника, ромба и даже трапеции. Если же квадрат предъявляется его изображением (графической моделью) одним и тем же расположением на листе бумаги, то изменение его положения влечет затруднения распознавания данной формы. Затруднения такого рода могут быть смягчены, если вместе с графическими моделями геометрических форм дети будут оперировать их предметными моделями. Например, обводя модель квадрата в разных положениях на листе бумаги.
Преодолению представлений о линии как плоской фигуре способствует работа с предметной моделью линии (шнурком, тесемкой и т. п.): «Завяжи тесемку узлом (рис. 9.1). Попробуй разложить ее на столе так, чтобы ни одна ее часть „не проходила“ над другой. Почему это не получается? Что надо сделать с тесемкой, чтобы задание можно было выполнить?».
Какие линии изображены на рисунке? Какими буквами обозначены точки? Что требуется сделать с точками, расположенными рядом с каждой линией? Как требуется соединить линией точки М и 7? Можно ли провести такую линию на рисунке слева? Одна ли линия удовлетворяет условию задачи для этого рисунка? Почему на рисунке в центре не удается провести требуемую линию? Да, линии различаются. Можно сказать, точка М внутри, а точка 7'снаружи. Почему требуемую в условии линию на рисунке справа провести сложнее, чем на рисунке слева, но все-таки провести можно?
Задание «Закрась одним цветом области, не имеющие общей границы, и разными цветами — области, имеющие общую границу» (рис. 9.3) формирует представление об области как части поверхности внутри замкнутой линии — границе области.
Выполнение заданий на раскрашивание областей гак, чтобы области с общей границей были разного цвета, используя как можно меньше красок, требует предвидения и догадки. Например, найдите, какое наименьшее число красок потребуется для раскраски областей на рис. 9.4 так, чтобы области с общей границей были раскрашены в разные цвета.
Вычисление характеристики Эйлера правильных многогранников (Платоновых тел) удобно представить в таблице (табл. 9.1). При этом школьники усваивают названия многогранников, а подсчет числа вершин, ребер и граней ведут как по предметной, так и по графической модели.
Таблица 9.1
Вычисление характеристики Эйлера правильных многогранников.
Название. |