Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние разработанности исследуемой проблемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное общество живет в своеобразной духовной атмосфере. После длительного периода идеологической засоренности, догматизма и нетерпимости к инакомыслию нравственность, духовность, этика как категории этнопедагогической культуры пытаются найти себя на позициях диалогичности, плюрализма и толерантности, полагая себя преемниками замечательного наследия мировых духовно-нравственных мыслителей… Читать ещё >

Состояние разработанности исследуемой проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество живет в своеобразной духовной атмосфере. После длительного периода идеологической засоренности, догматизма и нетерпимости к инакомыслию нравственность, духовность, этика как категории этнопедагогической культуры пытаются найти себя на позициях диалогичности, плюрализма и толерантности, полагая себя преемниками замечательного наследия мировых духовно-нравственных мыслителей. Наблюдаемое концептуально-содержательное обновление связано с теми изменениями, что происходят в современном обществе, которые характеризуются крайней противоречивостью: наряду с открывшимися новыми возможностями, такими, как свобода совести, открытость общества, плюрализм, и др. стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Глобальные процессы, характерные для так называемых цивилизованных стран (распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, деперсонализация личности и пр.), связаны с кризисом ценностей, отсутствием личных и общественных духовно-нравственных ориентиров. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю. Сложившиеся обстоятельства оказывают давление на человека, заставляют осмысливать прошлое, задумываться о будущем, создают почву для обращения к основополагающим, глубинным проблемам человеческого существования, к проблемам по сути своей философским, нравственным, насколько актуально сохранение и развитие системы духовно-нравственных ценностей для каждого человека, для общества в целом.

Проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности находятся сегодня в числе приоритетных, т.к. они составляют основу культурного развития общества. Данной проблеме посвящено достаточно большое количество философских, психологических и педагогических исследований. В сложившихся условиях кризиса политических и социально-экономических реформ первостепенную важность приобретает определение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, разработка научных и методических основ процесса организации воспитания подрастающего поколения, в том числе через постижение и реализацию национальных духовно-нравственных идеалов и ценностей, отраженных в этнопедагогической культуре.

На протяжении всей человеческой истории народ создавал и продолжает создавать материальные и духовные ценности. Он передавал производительно-трудовой опыт старших поколений молодым, обрабатывал землю, выращивал скот, строил жилище и, не обрекая себя на застой, воспитывал детей, готовя их к жизни. Подчеркивая эту созидательную миссию народа можно назвать ее неиссякаемым источником не только материальных, но и духовных ценностей, первым по времени и гениальности философом и поэтом, издавшим историю всемирной культуры. Из народного наследия, творчества черпают свое вдохновение и писатель, и художник, и композитор, и педагог.

Именно народ создал язык, который К. Д. Ушинский назвал «величайшим народным наставником, учившим народ, когда не было еще ни книг, ни школ» [158; 228].

Благодаря языку, народ накапливал знания из области истории, языка, агрономии, медицины, математики, астрономии, ставшие впоследствии основой, для формирования специальных наук [158; 227−229].

Огромны заслуги народа в накоплении опыта народного воспитания и педагогических идей. Сказки, поговорки, легенды, эпизоды из героического эпоса северокавказских народов заполнены сюжетом воспитательного смысла. В них прослеживаются важные педагогические рекомендации, факторы и закономерности развития личности.

Еще задолго до возникновения школ и письменности у горцев были свои представления о сущности и задачах народного воспитания.

Впервые элементы народной педагогической культуры дагестанцев стали объектом описаний путешественников, писателей, поэтов, ученых, как русских, так и зарубежных, побывавших на Кавказе. Их исследования затрагивали разные стороны хозяйства, быта и культуры народов, населявших горный край. Культура и быт горцев нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, В. Г. Белинского и др.

Коллектив авторов в трехтомном исследовании «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней» рассматривают отдельные стороны духовной и материальной культуры горцев. Авторы раскрывают самобытные черты общей культуры жителей горного края, некоторые особенности народной педагогической культуры горцев в историческом процессе. Это такие общественные институты воспитания, как праздники, вечеринки, взаимопомощи, посиделки, годекан, жамаат; народные методы и средства воспитания: маслаат, молва, упрек, приучение, убеждение, пример, наказание и поощрение, игры, колыбельные песни, труд и др. Они изложены в историческом и этнографическом контексте.

Народная педагогика, на базе накопленного за многовековую историю воспитательного процесса и представляющая совокупность эмпирических знаний в области воспитания и обучения подрастающих поколений, стала заниматься совершенствованием воспитательного опыта людей, обогащаясь новыми идеями. «У людей, — пишет Г. Н. Волков, -есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения, при этом не исключается наличие и элемента бессознательности и удовлетворения этой потребности». [58;7]. Автор отмечает, что в течение многих веков развитие народной и научной педагогики шло параллельно в сложном взаимодействии. Но при этом «народная педагогика сохранила свои позиции по сей день: бессмертны ее средствапесни, сказки, загадки, пословицы, поговорки; бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения» [58;341].

Это указывает и на то, что народная педагогика, обогащенная народным опытом и новыми идеями, стала источником научной педагогики. Отсюда то внимание, которое уделяли ей великие классики педагогики. Так учение Я. А. Коменского пронизано заботой о детях простого народа, духом народности. В основе выдвинутой им идеи «материнской школы» также лежит народный воспитательный опыт. Весь труд Я. А. Коменского определялся желанием помочь своему народу в стремлении к светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о том, чтобы «народ имел хороших и мудрых правителей» [58; 14].

Именно патриотическая преданность своему народу побуждала Я. А. Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. В качестве эпиграфа к сочинению «Об изгнании из школ косности» взята была поговорка «Дело молодыхработать, дело старыхсоветовать», встречающаяся у многих народов в таком же виде или с незначительными коррективами.

Педагогическая деятельность основателя швейцарской народной школы И. Г. Песталоцци была направлена на то, чтобы привлечь внимание передовой общественности к делу воспитания крестьянских детей. В своих знаменитых работах «Как Гертруда учит детей», «Лингард и Гертруда» И. Г. Песталоцци пропагандировал педагогические идеи народа и опыт воспитания детей в семье. «Изучая эти труды, мы убеждаемся, как высоко он ценил народные идеи и опыт воспитания подрастающего поколения, что он стремился организовать общественное воспитание с учетом народного опыта семейного воспитания», -пишет И. А. Шоров [169; 26].

О недопустимости общественного воспитания без использования народных традиций, в том числе традиций духовно-нравственного воспитания писал выдающийся педагог Ф. А. Дистервег: «Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа, одним словом, культура всей современности и непосредственного нашего окружения» [66; 434].

Народные педагогические идеи о нравственных и духовных качествах во многом близки идеям, высказанным выдающимися людьми о духовно-нравственном воспитании. В. И. Даль считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственномудобро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести"[64; 558].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [128; 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [27; 360].

Анализ процесса духовно-нравственного воспитания свидетельствует о том, что видные ученые прошлого и настоящего уделяли данной проблеме, начиная с античности и до наших дней, особое внимание. В центре философских исканий прошлого стоят проблемы воспитания, в центре проблем воспитания — воспитание духовно-нравственное, которое формирует стержень личности. Вопросы духовно-нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, литературоведения и др. Но, раскрывая природу, сущность духовно-нравственного воспитания, изучающая закономерности чувственного познания и художественного опыта, формулируют основные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, его стратегию, выражают общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, фиксируют ценности, жизненно важные для всех людей. Приобщение к этим ценностям является одной из главных задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

В своей работе «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский утверждал, что «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру; определяется его собственной жизнью, развивается вместе с его развитием и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [158; 228]. К. Д. Ушинский ввел в педагогику понятие «Народная педагогика». Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным. Просветители-демократы — демократы нерусских народов считали закономерным перенесение положений К. Д. Ушинского о национальной системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т. е. принимали его педагогику как науку, обогащенную истинами первостепенной важности. Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов — один из основополагающих принципов педагогической системы К. Д. Ушинского, свободный от национальной ограниченности и имеющий огромную притягательную силу.

Несмотря на это, в течение длительного времени народная педагогика не признавалась многими учеными нашей страны самостоятельной областью педагогического наследия [161; 13]. В XIX и в первой половине ХХ в. в России не было значительных научно-педагогических исследований по проблемам народной педагогики. «Трудно сказать, почему у народоведов не хватило внимания к вопросам, относящимся к народным идеалам, взглядам, путям и средствам воспитания», — писал Г. С. Виноградов [50; 4].

По-видимому, дело заключается в том, что к этому времени в России не было определенного общественного мнения по отношению к идее народности воспитания. Более того, сам факт существования народной педагогики подвергался сомнению.

В настоящее время положение в корне изменилось. Педагогическая наука разработала фундаментальные исследования по вопросам народной педагогики различных народов нашей многонациональной страны. Основополагающими из них стали общепризнанные десятки трудов Г. Н. Волкова, В. Афанасьева, Я. И. Ханбикова, А. Ш. Гашимова, Д. Денева, И. Оршибекова, К. Пирлиева, Е. И. Сявавко, А. Ф. Хантибидзе, и других, посвященные народной педагогике чувашей, азербайджанцев, русских, узбеков, грузин, туркменов и многих других народов. Оптимальные пути эффективного использования отдельных вопросов народной педагогики в практике обучения и воспитания нашли исследователи З. Г. Нигматов, С. И. Раимова, С. Темурова, Г. Я. Кальювеэ, Т. Г. Тимошина, А. А. Амирян, М. А. Муратова, Ж. Бешимов, Б. Апышев и др.

Большой вклад в развитие теории народной педагогики внесли Г. Н. Волков и Ш. А. Мирзоев, которые обозначили основные параметры новой самостоятельной наукиэтнопедагогики. Ссылаясь на основные положения великих педагогов прошлого о народном опыте воспитания, авторы подвергают глубокому анализу этнопедагогическую культуру, раскрывают самобытный характер опыта народного воспитания.

Определенный вклад в изучение народной педагогики внесли и дагестанские ученые. В известных трудах первых дагестанских педагогов-просветителей А.А. Тахо-Годи, А. Алкадарского, С. М. Омарова подчеркивается высокая общественная значимость прогрессивного опыта народного воспитания.

Отдельные правила традиционного поведения дагестанцев, обычаи и традиции горцев освещаются в трудах профессора Р. М. Магомедова, этнографовпрофессора С. Ш. Гаджиевой, С. С. Агашириновой, М. М. Ихилова, А. Г. Булатовой, педагоговБ.М. Багандова, З. Г. Гасанова, А. А. Бакриева, И. И. Асланова, известных краеведов республики М. М. Эльдаров и Б. И. Гаджиева.

Специальные исследования по изучению некоторых педагогических традиций народов Дагестана провели ученые А. К. Алиев, Р. М. Пашаева, З. М. Магомедова, З. Я. Якубов. В настоящее время предоставлены вниманию читателей работы по народной педагогике: адыгейцев (И.А.Шоров), балкарцев (М.В.Гуртуева), чеченцев (С.Битиева), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев) и других.

Исследования по этнопедагогической культуре являются многообещающим источником педагогических знаний и играют значительную роль в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Историко-этнографические исследования ученых края стали источниками изучения этнопедагогической культуры горских народов: Ихилов М. М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Махачкала, 1967; Алимова Б. М. Табасаранцы. XIXначало XXв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992; Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы. XIXнач. XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993; Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в XIXнач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994; Мусаева М. К. Хваршины XIXначало XXв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Алимова Б. М., Лугуев С. А. Годоберинцы: историко-этнографическое исследование. XIXнач. XX века. Махачкала, 1997; Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Дидойцы (цезы). Историко-этнографическое исследование. XIXначало XX века. Махачкала, 2000; Булатова А. Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование. XIXначало XX вв. Махачкала, 2000; Исламмагомедов А. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIIIнач. XX в. Махачкала, 2002; Агларов М. Андийцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Булатова А. Г. Рутульцы в XIXначале XX вв. историко-этнографическое исследование. Москва, 2003; Гимбатова М. Б. Духовная культура ногайцев в XIXначале XX в. Махачкала, 2005.

Авторы перечисленных исследований на основе исторических, археологических и этнографических материалов обстоятельно изучили и оценили социальное положение, экономические условия, особенности бытовой и хозяйственной культуры, состояние развития духовной культуры, отразившейся прежде всего в произведениях устного народного творчества, традиций и обычаев, которые закрепили в сознании горцев определенные нормы и правила нравственного поведения, умственного и физического развития, трудового и эстетического воспитания, пути и средства становления добрых взаимоотношений через взаимопонимание и взаимопомощь, указали способы освоения эмпирических знаний и передачи их новым поколениям. Исследователи подробно описывают культуру и быт отдельных этносов, известных во всем мире как уникальные мастера ювелирного искусства, ковроделия, резьбы по дереву, гончарного дела и т. д.

Однако в народной педагогике выяснено далеко не все, многое лишь затронуто, многое не затронуто. Говоря о состоянии и перспективах развития педагогической науки необходимо решать задачу более эффективного использования гуманных идеалов народной педагогики в области подготовки подрастающего поколения, передачи им знаний, умений и навыков.

Педагогическое наследие дагестанских народов не получило еще полного научного освещения. Исследования, проведенные в этой области, главным образом, отражают эпизодические явления (традиции и обычаи) народной педагогики, дают характеристику отдельным направлениям воспитания. Неразрывная цепь педагогических явлений, обеспечивающих комплексное воспитание горянки в повседневной жизни (в труде, на годекане, в игре, танце и т. д.), оставалась без внимания.

Особую актуальность приобретает прогрессивный педагогический опыт народа в свете задач воспитательной реформы, определяя задачи воспитания горянки с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать, улучшить коренным образом воспитательную работу по месту жительства, воспитывая с ранних лет уважение к старшим, культуру поведения, трудолюбие и т. д. Воспитательная реформа рекомендует искать поддержку у народной педагогики, мобилизует на воспитание молодежи все ее самые наилучшие средства, традиции и обычаи. При этом необходимо установить, какие формы и методы воспитания оптимальны в данной конкретной области, выявить, все ли резервы воспитания используются в достаточной мере. В исследуемой работе делается попытка осветить наиболее прогрессивные формы и методы духовно-нравственного воспитания в этнопедагогической культуре Дагестана. При этом исходим из того, что владение всем разнообразием методов и приемов воспитания является существенным условием эффективности воспитательного процесса.

«Педагогмастер отличается прежде всего тем, что владеет многообразными методами и приемами воздействия, умеет быстро и правильно выбирать из них оптимальные для данной ситуации, сочетая их в разнообразных формах, избегая шаблонов и штампов. Он всегда имеет в запасе новые, порой неожиданные для учащихся приемы, способы решения возникших по ходу воспитательного процесса задач» [121; 6].

Этнопедагогическая культура Дагестанаэто нераздельная часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами горного края. Многие обучающие и направленные на развитие человека традиции и обычаи дагестанского народа своими корнями уходят в глубокую древность.

Археологические раскопки, проведенные на территории Дагестана, свидетельствуют о стремительном формировании созидательной мысли, опыта и культуры народов Кавказа. Ведущей нитью в развитии могло быть только самосовершенствование наших предков, накопление, обогащение и передача ими положительного опыта последующему поколению. Если говорить о воспитании, то оно ограничивалось простым усвоением житейских правил, передачей жизненного практического опыта старшего поколения младшим. Знания, умения и взгляды, связанные с вопросами воспитания, были ограничены. Профессор Г.-А.Д. Даниялов справедливо отмечает, что «…дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Земельная теснота, невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности обрекали население области, особенно ее горной части, на полуголодное существование. На суровых бесплодных склонах каждая горсть зерна добывалась тяжелым, упорным трудом, каждый кувшин воды стоил больших усилий. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у населения силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения» [13; 113].

Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только трудового обучения, но и воспитания. Девочек с малых лет учили: в плоскостных районахизготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорьековроделию и производству орудий из дерева, в горной частиизготовлению материалов из шерсти, золотых и гончарных изделий, выделке кожи и т. д.

Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, позволяют говорить о богатом опыте воспитания подрастающих поколений, изучать великолепные обычаи, традиции и средства, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт масс, а также о методах и приемах воспитания человека. У дагестанских народностей свои представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, уважении к труду, любви к природе и т. д.

Идея народности воспитания всегда вызывала интерес у прогрессивных горских педагогов и их просветителей, страстно пропагандирующих ее в печати. Собирая и обобщая памятники фольклора, пропагандируя прогрессивные идеи и опыт народного воспитания, они стремились сделать их достоянием своих и других народов, школьной и семейной практики духовно-нравственного воспитания.

Педагогические исследования, избравшие предметом научного анализа содержание, формы, методы и средства народной педагогики северокавказских горцев, раскрывают все стороны сложившейся в народе системы воспитания. Наиболее полно такому анализу подвергнут эмпирический опыт дагестанских народов в монографии Ш. И. Мирзоева «Народная педагогика Дагестана». Автор подчеркивает важнейшие идеи и принципы воспитания, характеризует нравственное воспитание горцев, приводит основные качества, содержание которых раскрывается пословицами и поговорками.

Идеи и опыт трудового воспитания в народной педагогике нашли свое отражение в научно-педагогическом исследовании Пашаевой Р. М. «Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана», раскрывает такую важную сторону народной педагогической культуры горцев как трудовое воспитание. Характеризуя основные виды трудовой деятельности дагестанцев (земледелие, скотоводство, ремесленное производство), автор отмечает, что горцы пришли к выводу: именно в труде, овладевая необходимыми навыками, осваивая опыт, накопленный усилиями многих поколений человек становится полноправным членом общества; труд составляет основу нравственного воспитания.

Народная педагогика горцев Северного Кавказа проходила долгий путь развития. Тем не менее, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения дал возможность даже выделить своеобразные методы воспитания. Народ всегда проявлял заинтересованность в улучшении воспитания подрастающего поколения; свидетельством томуцелеустремленная забота его о развитии педагогических идей и знаний.

Наиболее подробное отражение вопросы народного воспитания получили в этнографических исследованиях дореволюционных кавказоведов благодаря тому, что уже во второй половине XIX века вышло большое количество исследователей из собственной среды кавказских народов. Ряд сведений о воспитании мы находим в работах Алиева А. К, Мусаевой М. К., С. А Лугуева, Агарагмовой В. К., Магомедова А. М., Гимбатовой М. Б., привлекающие внимание не только научной содержательностью, но и общественной направленностью. Заметный след в изучении семейно-бытовых отношений у народов Северного Кавказа, в частности, у дагестанцев, оставили и Никольская З. А., Мусукаев А. И., Абтльдяев Н., Анучин Д. Н., Арутюнов С. А., Смирнова Я. С., Ахвердов А. И., Гаджиева С. Ш., Леонтович Ф. И., Азизов С.А.

Важный материал содержится и в других работах современных исследований. Так, в диссертационном исследовании «Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников» Магомедовой З. М. приводится сведения экспериментальной работывовлечение старшеклассников и студентов во время педагогической практики в активный воспитательный процесс по усвоению дагестанских традиций. Подробнее раскрываются такие аспекты нравственного воспитания, как отношения между людьми, традиционные требования к нравственному облику, поведение на традиционных праздниках, гостеприимство, дружба, приветствия, отношение к старшим. В исследовании указываются пути борьбы с реакционными традициями и обычаями, которые не соответствуют нравственным нормам нашего времени. В работе содержатся рекомендации и советы родителям, учителям по использованию лучших традиций своего народа в нравственном воспитании юных поколений.

Диссертация Т. Г. Саидова «Прогрессивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни» посвящена возможностям народной педагогики в процессе подготовки юношей к семейной жизни, раскрываются специфические особенности дагестанских традиций, регулирующих отношения в семье, между семьей и обществом, характеризуются основные этапы реализации идей народной педагогики в процессе подготовки молодежи к самостоятельной жизни.

Существенные сведения о традиционных обычаях и обрядах народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей содержатся в работе М. К Мусаевой. На основе полевого этнографического материала, фольклорных данных и литературных источников автор рассматривает некоторые вопросы этнографии детства народов Нагорного Дагестана (аварцев, даргинцев, лакцев), уделяя особое внимание традиционным обычаям и обрядам, сопровождающим детей от рождения до совершеннолетия, а также проблемам их социализации.

Семейный уклад и вопросы воспитания у дагестанцев характеризуются в работе Гаджиевой С. Ш. Гаджиева М.И. обстоятельно изучила семейный быт дагестанцев в историческом развитии.

Вопросы семейного воспитания детей у чеченцев и ингушей рассматриваются в работах Ч. Э. Ахриева, Н. Ф. Грабовского, А. П. Ипполитова.

Особо следует отметить работы, в которых нашли отражение как семейно-бытовые отношения в целом, так и вопросы воспитания у отдельных народов. Это исследование Н. Ф. Дубровина, которое дает систематизированное описание многих сторон общественной жизни и быта адыгов, осетин, чеченцев, ногайцев. Его работа построена в основном на литературных источниках и архивном материале. Трудно переоценить и значение изданного Ф. И. Леонтовичем свода адатов и обычаев кавказских горцев, в частности, чеченцев, осетин, кабардинцев, черкесов. Здесь обильно представлено обычное семейное право, дающее представление и о трудовом воспитании у этих народов.

Вопросы теории и методологии этнопедагогической культуре дагестанцев описывает А. М. Магомедов. В монографии раскрыты сущность этнопедагогической культуры, состояние ее изученности, общность, самобытность и диалог традиций воспитания народов Дагестана и Северного Кавказа, основные факторы и средства народной педагогики дагестанцев и северокавказцев. Теоретические положения исследования автор иллюстрирует конкретными примерами и фактами, характерными педагогической культуре жителей горного края в тысячелетней практике воспитания юных поколений.

Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в ее историческом прошлом, нашли глубокую разработку в трудах одного из основателей этнографического кавказоведа, крупного историка М. О. Косвена. Следует учесть, что в изучении семейных форм и отношений у народов Северного Кавказа М. О. Косвена интересовали преимущественно их генезис и древнейшие формы, и гораздо меньше — их конкретные функции в общем контексте изменяющихся социальных и бытовых условий. Тем не менее, работы М. О. Косвена дают общее представление о бытовавших на Кавказе нравах и обычаях.

Несмотря на то, что не все материалы народной педагогики достаточно отражены в исследованиях указанных авторов, тем не менее, рассмотренные работы дают представление об опыте и идеях народной педагогики и духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

Учеными Дагестана проведена серьезная научно-исследовательская работа по изучению фольклора, литературы, музыки, археологии, хореографии, этнографии, декоративно-прикладного искусства народов Дагестана, то есть элементов, составляющих своеобразие общедагестанской культуры.

Появление этих работ создало необходимую базу для плодотворного изучения путей становления и развития эстетической культуры народов Дагестана, которая, на наш взгляд, не получила еще широкого освещения в исследованиях ученых.

Но непосредственно формированию эстетической деятельности и эстетического сознания народов Дагестана способствовала их трудовая деятельность, особенно ярко проявившаяся в сфере различных ремесел.

Непосредственная связь эстетического сознания народов Дагестана с трудовой деятельностью объясняется тем, что труд художественный не был оторван от труда производственного. Каждый одаренный от природы человек занимался как производственной, так и художественной деятельностью.

Известно, что эстетическая культура каждого народа, его язык, мораль и другие формы культуры формируется в определенных природных и исторических условиях. Природно-климатическая среда оказывает существенное влияние на уклад жизни, трудовые навыки, жилище, одежду, питание, обычаи народа. Отшлифовываясь тысячи лет, закрепляясь в памяти народа, обычаи и традиции горцев Дагестана регулировали межличностные отношения людей в быту и в общественной жизни.

Обычаиэто исторически сложившиеся типичные нормы поведения, как отдельного человека, так и различных слоев общества. У народов Дагестана существовали строго выработанные каноны эстетики, нормы поведения человека в семье и обществе, переплетенные с такими категориями морали, как честь, достоинство, совесть и долг. В каждом ауле существуют свои общепринятые формы приветствия людей с учетом возраста, пола, конкретной ситуации.

Каноны горской этики и эстетической культуры, закрепленные в адатах горцев, способствовали формированию у человека с детских лет личностных качеств, чувства собственного достоинства.

В межличностных отношениях, в семье и обществе высоко ценились гигиеническая и моральная чистоплотность, совестливость, трудолюбие человека, его верность данному слову. Порицались жадность, двуличие, тунеядство, безразличие, высокомерие, паразитический образ жизни.

Однако отмеченные выше исследования, выполненные на уровне диссертаций или монографий о педагогической культуре народов Северного Кавказа, акцентируют внимание либо на одной из сторон воспитания, либо на раскрытии основных идей этнопедагогической культуры одной или групп народностей без указания на общность, идентичность, самобытность традиционного воспитания, на диалог педагогических культур народа. Третьи выбирают один аспект или одно средство народной педагогики для научного анализа.

В указанных исследованиях по этнопедагогике не стали предметом научного анализа единая духовно-нравственная культура воспитания горянок, в которой раскрываются особенности духовного, нравственного, патриотического и трудового воспитания, самобытная культура семейного воспитания, формирование культуры взаимопонимания, взаимопомощи межнационального общения в традициях горцев, народное искусство, как важнейший источник и средство воспитания. Все это в единстве стало предметом нашего исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой